Водоросли в отличие от растений других групп. Чем водоросли отличаются от других растений

Задания - тренажер по теме водоросли

Подготовка к ЕГЭ биология.


1. Водоросли, в отличие от растений других групп,

1. не образуют половых клеток

2. состоят из разнообразных тканей

3. имеют небольшие размеры и живут в воде

4. не имеют дифференцированных тканей и органов

2. Почему хлореллу и спирогиру относят к водорослям

1. они обитают в водной среде

2. в процессе жизнедеятельности они взаимодействуют со средой обитания

3. в их клетках происходит фотосинтез

4. их тело не дифференцировано на ткани и органы

3. Какое растение относят к водорослям

1. хламидомонаду

3. стрелолист

4. К каким растениям относятся водоросли

1. к низшим

2. к высшим

5. Тело водорослей хламидомонады и хлореллы представлено:

1. слоевищем, не разделённым на поглощающую и фотосинтезирующую части

2. слоевищем, имеющим ризоиды

3. слоевищем, не имеющим ризоидов

4. одной клеткой


6. Проводящие ткани отсутствуют у:

1. плаунов

2. водорослей

3. папоротников

4. цветковых растений

7. Какие из перечисленных групп растений не относятся к высшим

8. Растения, состоящие из одной клетки или множества клеток, не дифференцированных на ткани, относят к группе

2. водорослей

3. лишайников

9. Взаимодействие гриба и водоросли в лишайниках является примером

1. хищничества

2. конкуренции

3. симбиоза

4. Изменчивости

10. Какие из водорослей способны жить на глубине до 200 м?

1. зелёные

3. красные

4. все перечисленные


11. У зелёных водорослей хлорофилл находится в:

1. цитоплазме

2. хлоропластах

3. хроматофоре

4. Вакуолях

12. Многоклеточные водоросли прикрепляются ко дну с помощью:

2. корневища

3. ризоидов

4. Слоевища

13. Тело водорослей состоит из:

1. корня и побега

2. слоевища и ризоидов

3. стебля и листьев

4. Мицелия

14. Реакция на свет у хламидомонады осуществляется с помощью:

2. вакуоли

3. хроматофора

15. Водоросли поглощают воду и минеральные вещества:

1. ризоидами

2. листьями

3. корнями

4. всем телом

16. В хроматофорах на свету образуется:

1. хлорофилл

3. агар-агар


17. К бесполому размножению одноклеточных водорослей относится :

1. деление клетки одноклеточных водорослей

2. размножение спорами

3. размножение фрагментами тела

4. все указанные выше способы

18. Какая фаза жизни улотрикса диплоидна

1. зелёная нить

2. зооспора

19. Из названных растений водорослью является:

3. морская капуста

4. кувшинка

А) Хламидомонада

Б) Хлорелла

1) имеет светочувствительный глазок

2) жгутики отсутствуют

3) возможно гетеротрофное питание

4) передвигается активно

5) размножается с помощью зооспор

6) размножение только бесполое


20. Таксон Красные водоросли имеет ранг:

а) царства;

22. У растений гаметы образуются:

б) отдела;

а) в результате митоза на гаметофите;

23. Органами полового размножения растений являются:

24. К многоклеточным зелёным водорослям относятся:

в) класса;

а) спорангии и гаметангии;

б) в результате мейоза на гаметофите;

25. К бурым водорослям относят

а) кладофора;

26. Водоросли, из которых добывают агар-агар:

б) гаметы (яйцеклетки и сперматозоиды);

г) порядка

28. Водоросли, которые способны жить на очень большой глубине:

б) вольвокс;

27. Морские водоросли накапливают в своём теле:

в) в результате митоза на спорофите;

а) ламинарию, улотрикс;

а) красные;

а) зелёные;

29. Ближе к поверхности воды живут:

а) углекислый газ;

б) зелёные;

в) спирогира;

б) фукус, хламидомонаду;

г) в результате мейоза на спорофите

в) ризоиды;

в) спирогиру, кладофору;

г) антеридии и архегонии

а) красные водоросли;

г) хлорелла

г) ламинарию, фукус

б) зелёные водоросли;

в) красные;

в) кислород;

г) все водоросли

в) бурые водоросли;

г) все названные

г) все указанные водоросли

30. Хлорелла отличается от хламидомонады тем, что:

а) у неё нет хроматофора;

31. Хлореллу специально выращивают потому, что

32. Фотосинтез у водоросли происходит:

б) у неё нет жгутиков;

а) содержит много витаминов и белков;

33. Ризоиды – это:

а) в хлоропластах;

в) она не образует спор;

б) богата жирами и углеводами;

а) нитчатые водоросли;

35. В хроматофорах на свету образуется

б) в стигме (светочувствительном глазке);

36. Признаки, характерные для водорослей:

б) корнеобразные выросты;

в) питается бактериями, очищая воздух;

г) она вырабатывает меньше органических веществ

в) в листе;

37. Водоросли относят к царству растений, так как:

а) хлорофилл;

37. Ламинария, багрянки, спирогира – представители:

а) наличие разнообразных тканей;

а) они имеют клеточное строение;

38. Роль водорослей в жизни водоёма:

а) одного отдела водорослей;

б) отсутствие тканей и органов;

г) хорошо размножается в воде

в) листовидные пластины;

г) в хроматофоре

г) стеблевидные образования

б) трёх отделов водорослей;

в) агар-агар;

б) в процессе жизнедеятельности они взаимодействуют со средой;

в) развитая корневая система;

а) способствуют очищению воды;

б) обогащают воду кислородом и накапливают органические вещества;

в) в их клетках расположены хлоропласты;

в) трёх классов водорослей;

г) отсутствие корней и наличие ризоидов

г) высших растений

в) используют органические вещества в процессе дыхания;

г) их клетки дышат

г) способствуют зарастанию водоёма


Одноклеточная зелёная водоросль – хламидомонада как представитель царства Растений имеет

клеточную стенку, содержащую хитин

клеточную стенку, содержащую клетчатку

хроматофор, содержащий хлорофилл

ядерное содержимое, находящееся в цитоплазме без оболочки

запасное вещество крахмал

ДНК, замкнутую в виде кольца


Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. 1. Водоросли – это группа низших растений, обитающих в водной среде. 2. У них отсутствуют органы, но имеются ткани: покровная, фотосинтезирующая и образовательная. 3. В одноклеточных водорослях осуществляется как фотосинтез, так и хемосинтез. 4. В цикле развития водорослей происходит чередование полового и бесполого поколений. 5. При половом размножении гаметы сливаются, происходит оплодотворение, в результате которого и развивается гаметофит. 6. В водных экосистемах водоросли выполняют функцию продуцентов.

2. У водорослей нет органов и тканей. 3. Хемосинтез происходит только у бактерий. 5. При слиянии гамет у растений образуется спорофит.

Ламинария содержит большое количество йода, который необходим для выработки тироксина, гормона щитовидной железы.


Красные водоросли (багрянки) обитают на большой глубине. Несмотря на это, в их клетках происходит фотосинтез. Объясните, за счет чего происходит фотосинтез, если толща воды поглощает лучи красно-оранжевой части спектра.

Кроме хлорофилла, красные водоросли содержат другие пигменты – каротиноиды, поглощающие сине-фиолетовый свет, и фикобилины, поглощающие желто-зеленый свет.

Почему на поверхности водоемов обитают растения с зеленой окраской, а на морских глубинах – красной?

Растения с зеленой окраской в процессе фотосинтеза поглощают свет красной части спектра. Вода плохо пропускает такой свет, на глубине остаются только зеленые и синие лучи, для их поглощения требуются красные пигменты.

Как перемещаются вещества у многоклеточных водорослей при отсутствии у них проводящей системы?

Вещества перемещаются по таллому из одной клетки в другую, путем диффузии.

В растительном государстве существует несколько миров. Одним из таких является мир водорослей. Он занимает исключительное значение для всего человечества. Растения имеют также свою не второстепенную роль в этой мире. В чем же их отличие и как они существуют, попробуем разобраться.

Загадочные водоросли

Наверное, каждый понимает, что водоросли под своим названием подразумевают проживание в водном пространстве . Часто ли мы замечаем их присутствие в различных водоемах. Увы, порой это сделать не просто не вооруженным глазом человека. Такой раздел науки как ботаника, может многое рассказать обо всех подвидах этих интереснейших растений.

Споровые растения, проживающие в водной сфере, содержат в своих клетках хлорофилл . Делятся они на многоклеточные, колониальные и одноклеточные виды. Около пятидесяти тысяч подвидов этих растений насчитали ученые умы. Некоторые виды невозможно рассмотреть без специальных устройств, они настолько малы, что недоступны человеческому глазу. Другие же виды водорослей имеют достаточно внушительные размеры, и порой достигают несколько метров в длину. Сегодня науке известны и полностью изучены только двенадцать видов тел водорослей. Остальные до сих пор остаются для науки не открытыми.

Нужно полагать, что все растения, также как и животный мир умеют размножаться. Это происходит для дальнейшего существования и продолжения жизни на земле. Водоросли делают это тремя способами:

  • Зооспорами.
  • Делением.
  • Половым способом.

Все водоросли прекрасно себя чувствуют и живут как в пресных водоемах, так и в соленых. Некоторые из видов плотно закрепляются за дно, другие же замечательно уживаются на поверхности. Все зависит от особей и видов этих непростых растений. Вступая в симбиоз с такими подводными жителями как грибы и кораллы, они воспроизводят лишайники. Наука считает водоросли нижайшими видами растений.

Используются водоросли довольно широко, так в сельском хозяйстве из них производят прекрасное органическое удобрение. В медицине они тоже не заменимы, это удобное сырье для получения многих очень ценных органических веществ. В гидробиологии они показывают все уровни загрязнения водоемов. Их также часто используют в качестве очистки промышленных вод. Что ни говори, но даже в косметологии им нашлось применение, из них изготавливают омолаживающие маски.

Такая наука как ботаника плотно занимается рассмотрением и изучением растений. Хотя появились они достаточно давно на нашей земле, не все из видов по сегодняшний день еще изучены. Еще интересны растения для всей науки тем, что это самостоятельные существа, которые могут расти и развиваться совершенно без чьей либо помощи. Так благодаря солнечному свету и хлорофиллу, который вырабатывают сами растения, они прекрасно себя чувствуют и живут.

Находясь на улице, в городе, за городом, в сельской местности каждый человек сможет на себе почувствовать количество кислорода, которое вырабатывают растения. Благодаря им мы имеем вокруг себя чистый воздух обогащенный кислородом . Такие разные и неповторимы, они незаметно для нас выполняют свою полезную функцию и улучшают уровень нашей жизни.

Как и водоросли растения могут быть как многоклеточными, так и одноклеточными. В науке они считаются высшими растениями среди остальных, к примеру, таких как водоросли. Каждое растение имеет тело и состоит оно из следующих тканей:

  1. Механическая.
  2. Покровная.
  3. Проводящая.
  4. Основная.
  5. Запасающая.

Если задуматься, то можно понять, что любое растение состоит из некоторых так сказать органов, это корень, стебель, цветок и листья. Описывать любое растение можно довольно долго. На это уйдет немало времени, если полностью разобраться во всей его структуре. Для человечества растения служат довольно добрую службу, и поэтому все мы понимаем, что это также небольшая жизнь, которая происходит вокруг всех людей.

Основные различия между водорослями и растениями

Многих интересует этот вопрос, так в чем же отличие между этими растениями?

  • Самой явной и главной причиной в различии этих растения является то, что у них разное количество видов . Если у высших растений их огромное количество, то водоросли довольно уступают своим сородичам в этом.
  • Также среда обитания у них совершенно разная . Так большое количество водорослей предпочитает проживать в водной среде. Растения же выбирают сушу и превосходно на ней себя чувствуют.
  • Еще одно различие есть между этими двумя видами, это их уровень организации . Существует некое царство растений и у него имеется свой уровень так сказать интеллекта, так вот водоросли считаются самыми примитивными видами среди всех остальных.
  • В структуре, из которого состоит тело растений и водорослей также есть различия. У любого растения имеются ткани и органы, тогда как у водорослей они просто отсутствуют.

Из всего сказанного выше можно сделать следующие выводы, водоросли все-таки являются самыми древними по своему происхождению. Они можно сказать некие родоначальники всех растений и многих форм жизни на земле. Благодаря тому, что они сумели обогатить всю атмосферу кислородом, послужило развитию аэробных бактерий и многим видам животного мира на нашей планете.

Царство растений делится на 2 подцарства - высших растений и низших растений. Низшие растения - это водоросли, высшие - мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные, покрытосеменные.

Водоросли

Отличаются от высших растений тем, что не имеют тканей (проводящих, механических и т.п.) и не имеют органов (корней, листьев, стеблей). Все тело водоросли представляет собой единое слоевище (таллом) . Бывают одноклеточные водоросли.

Споровые растения

Мхи, папоротники, хвощи и плауны размножаются спорами (бесполое размножение). Из споры вырастает заросток (гаметофит) , он производит гаметы (яйцеклетки и плавающие сперматозоиды). Для оплодотворения нужна вода. После оплодотворения образуется зигота, из которой вырастает новое растение – спорофит (на нем в спорангиях образуются споры).

МХИ считаются первыми растениями, вышедшими на сушу. У них впервые появляются стебель и листья. Отличия мхов от остальных высших растений:

  • Корней нет, вместо корней ризоиды .
  • Ткани есть, но они плохо развиты (особенно механические и проводящие), из-за этого все мхи являются небольшими травами.
  • Гаметофит доминирует над спорофитом (является листостебельным растением). Спорофит – коробочка на ножке, растет на гаметофите.
  • Из споры вырастает зеленая нить предросток (протонема), а затем – гаметофит.

Из белого мха сфагнума постепенно образуются залежи торфа.

ПАПОРОТНИКИ, ХВОЩИ, ПЛАУНЫ имеют не только стебель и листья, но и корни , и хорошо развитые ткани. Были широко распространены в каменноугольном периоде, именно из них образовались залежи каменного угля.

  • У папоротников споры образуются на нижней поверхности листьев.

Семенные растения

Отличаются от всех предыдущих отделов тем, что мужские гаметы у них не плавают в воде. Они находятся внутри пыльцы, которая переносится ветром.


ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ (ЦВЕТКОВЫЕ) в настоящее время занимают господствующее положение в биосфере Земли. Семена покрытосеменных покрыты оболочкой (околоплодником). Только у покрытосеменных есть: цветы, плоды, , сосуды в ксилеме.

Выберите три варианта. Мхи, в отличие от покрытосеменных растений,
1) образуют половые клетки
2) не имеют тканей
3) имеют ризоиды
4) являются фототрофами
5) размножаются спорами
6) не имеют цветка

Ответ


Выберите три варианта. Мхи, как и покрытосеменные растения
1) имеют клеточное строение
2) содержат в зародыше две семядоли
3) образуют плоды и семена
4) содержат в клетках хлорофилл
5) способны к фотосинтезу
6) имеют мелкие невзрачные цветки

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. В процессе эволюции стебель с листьями впервые появился у
1) водорослей
2) моховидных
3) папоротниковидных
4) плауновидных

Ответ


1. Установите соответствие между характеристикой и группой растений: 1) зеленые водоросли, 2) моховидные
А) не имеют тканей
Б) не имеют органов
В) имеют коробочки со спорами
Г) у некоторых представителей имеются водоносные клетки
Д) спорофит развивается на гаметофите
Е) содержат одноклеточные и многоклеточные организмы

Ответ


2. Установите соответствие между признаками и группами растений, для которых они характерны: 1) Зелёные водоросли, 2) Листостебельные мхи. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) из зиготы вырастает спорофит
Б) отсутствуют ткани и органы
В) на гаметофите развивается коробочка на ножке
Г) органы размножения развиваются на верхушках побегов
Д) имеются одноклеточные и многоклеточные формы
Е) у большинства видов тело представлено слоевищем

Ответ


1. Установите соответствие между особенностью оплодотворения и отделом растений, для которых она характерна: 1) покрытосеменные, 2) голосеменные
А) участвуют два спермия
Б) участвует один спермий
В) образуется триплоидный эндосперм
Г) яйцеклетки развиваются в женских шишках
Д) спермий сливается с центральной диплоидной клеткой зародышевого мешка

Ответ


2. Установите соответствие между отделом растений и особенностями спорофита его представителей: 1) Голосеменные, 2) Покрытосеменные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) жизненная форма – в основном деревья
Б) жизненная форма – травы, кустарники, деревья
В) имеются специальные органы для вегетативного размножения
Г) отсутствуют специальные органы для вегетативного размножения
Д) ксилема представлена сосудами
Е) ксилема представлена трахеидами

Ответ


3. Установите соответствие между признаками и отделами растений, для которых они характерны: 1) Голосеменные, 2) Покрытосеменные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) представлены всеми жизненными формами
Б) опыляются только ветром
В) имеют разнообразные соцветия
Г) наличие семян в шишках
Д) наличие триплоидного эндосперма в семени
Е) не имеют плодов

Ответ


Установите последовательность этапов индивидуального развития однолетнего покрытосеменного растения из семени
1) образование плодов и семян
2) появление вегетативных органов
3) появление цветков, опыление
4) оплодотворение и формирование зародыша
5) прорастание семени

Ответ


Выберите три варианта. Какую функцию выполняет цветок растения?
1) опыление
2) поглощение веществ
3) оплодотворение
4) вегетативное размножение
5) отложение запасных веществ
6) формирование семян и плодов

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Чем характеризуется группа моховидных по сравнению с другими группами растений
1) в процессе развития происходит чередование поколений
2) размножаются спорами
3) имеют листья, стебель и ризоиды
4) образуют органические вещества в процессе фотосинтеза

Ответ


Выберите три варианта. Папоротники, как и мхи
1) являются высшими споровыми растениями
2) имеют вегетативные и генеративные органы (цветки, плоды)
3) являются многолетними растениями
4) в процессе фотосинтеза образуют органические вещества из неорганических
5) не нуждаются в воде при размножении и развитии
6) не содержат в клетках хлоропласты и митохондрии

Ответ


Выберите три варианта. Семенами размножаются
1) капуста белокочанная
2) клевер ползучий
3) плаун булавовидный
4) олений мох
5) хвощ полевой
6) лук репчатый

Ответ


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Что позволило покрытосеменным, в сравнении с голосеменными растениями, занять господствующее положение на Земле?
1) расположение семян внутри плодов
2) наличие в клетках хлоропластов
3) симбиоз с бактериями и грибами
4) наличие цветка
5) двойное оплодотворение
6) размножение семенами

Ответ


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Покрытосеменные, в отличие от голосеменных,
1) являются многолетними растениями
2) содержат хлоропласты с хлорофиллом
3) имеют цветки и соцветия
4) образуют плоды с семенами
5) представлены тремя жизненными формами
6) размножаются семенами

Ответ


1. Установите соответствие между признаком растения и отделом, для которого этот признак характерен: 1) Голосеменные, 2) Моховидные. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) образует древесный ярус леса
Б) наличие стержневой корневой системы
В) преобладание в цикле развития спорофита
Г) произрастает в нижнем ярусе леса
Д) наличие предростка (протонемы) в цикле развития
Е) прикрепляется к почве ризоидами

Ответ


2. Установите соответствие между характеристиками жизненных циклов и отделами растений: 1) Голосеменные, 2) Моховидные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) формирование эндосперма
Б) преобладание гаметофита над спорофитом
В) образование предростка (протонемы)
Г) участие воды при оплодотворении
Д) созревание пыльцы на спорофите

Ответ


3. Установите соответствие между признаками и отделами растений: 1) Моховидные, 2) Голосеменные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) размножение не связано с водой
Б) размножаются с помощью спор
В) наличие ризоидов
Г) гаметофит доминирует над спорофитом
Д) представителями отдела являются кукушкин лен и сфагнум
Е) представителями отдела являются лиственница, кипарис и можжевельник

Ответ


1. Выберите три верных ответа из шести и запишите в цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для растения, изображенного на рисунке?
1) в цикле развития преобладает спорофит
2) гаметофит представлен заростком
3) имеет видоизмененные листья
4) семена не защищены околоплодником
5) образует плоды
6) опыление осуществляется насекомыми

Ответ



2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если у растения сформировались побеги, изображенные на рисунке, то для этого растения характерны

1) оплодотворение при помощи воды
2) отложение органических веществ в корневище
3) размножение семенами
4) преобладание в жизненном цикле спорофита
5) наличие сухого многосемянного плода
6) хорошо развитые трахеиды в древесине

Ответ


1. Установите соответствие между характерным признаком растения и отделом, к которому он принадлежит: 1) Моховидные, 2) Папоротниковидные
А) листостебельные растения с ризоидами
Б) наличие видоизмененного побега с придаточными корнями
В) наличие большого количества воздухоносных клеток
Г) преобладание гаметофита над спорофитом
Д) наличие травянистых и древесных форм
Е) наличие заростка в цикле развития

Ответ


2. Установите соответствие между признаками организмов и отделами, для которых они характерны: 1) Папоротниковидные, 2) Моховидные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) наличие заростка в жизненном цикле
Б) отсутствие корней
В) преобладание гаметофита в жизненном цикле
Г) развитие спор в коробочке
Д) расположение спорангиев на нижней стороне листа
Е) развитие протонемы из споры

Ответ


3. Установите соответствие между признаками и отделами растений, для которых они характерны: 1) Моховидные, 2) Папоротниковидные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) отсутствие корней
Б) развитая проводящая система
В) наличие водоносных клеток
Г) слабо развитая механическая ткань
Д) преобладание спорофита над гаметофитом
Е) видоизменённый подземный побег – корневище

Ответ


4. Установите соответствие между признаками и отделами растений: 1) Моховидные, 2) Папоротниковидные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) у некоторых имеются водоносные клетки
Б) спорофит преобладает над гаметофитом
В) из споры вырастает заросток
Г) споры развиваются в коробочке
Д) корни отсутствуют
Е) имеются сложные листья

Ответ


5. Установите соответствие между признаком растения и систематической группой, для которой он характерен: 1) Моховидные, 2) Папоротниковидные

Б) взрослое растение – спорофит
В) споры образуются в коробочках
Г) споры образуются в спорангиях на нижней стороне листьев
Д) из споры развивается заросток
Е) из споры развивается предросток (протонема)

Ответ


6. Установите соответствие между особенностью размножения и отделом растений, для которого она характерна: 1) Моховидные, 2) Папоротниковидные. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) в цикле развития преобладает гаметофит
Б) в цикле развития доминирует бесполое поколение растений
В) образование спор происходит в коробочке (спорогоне)
Г) спорофит не способен к образованию органических веществ из неорганических
Д) гаметофит представлен заростком
Е) спора прорастает в предросток

Ответ


ФОРМИРУЕМ 7:
А) образование коробочки на ножке
Б) развитие взрослых растений-гаметофитов
В) развитие взрослого растения из зиготы

1. Установите соответствие между признаком растения и отделом, к которому оно относится: 1) Папоротниковидные, 2) Покрытосеменные
А) образование плодов
Б) половое поколение представлено заростком
В) размножение спорами
Г) процесс оплодотворения зависит от наличия воды
Д) наличие цветка
Е) двойное оплодотворение

Ответ


2. Установите соответствие между особенностями развития растений и отделами, для которых они характерны: 1) Папоротниковидные, 2) Цветковые. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) размножение спорами
Б) образование на заростке мужских и женских половых клеток
В) опыление ветром и насекомыми
Г) двойное оплодотворение
Д) образование семян внутри плода
Е) образование спор на нижней поверхности листьев

Ответ


3. Установите соответствие между признаками и отделами растений, для которых они характерны: 1) Цветковые, 2) Папоротниковидные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) Растения размножаются спорами.
Б) В цикле развития имеется заросток.
В) Семена защищены околоплодником.
Г) Растения имеют как стержневую, так и мочковатую корневые системы.
Д) Оплодотворение происходит при наличии воды.
Е) Оплодотворению предшествует опыление.

Ответ


1. Установите соответствие между процессами и отделами растений: 1) голосеменные, 2) папоротниковидные. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) формирование эндосперма
Б) образование зеленого заростка
В) слияние неподвижных гамет
Г) развитие пыльцевой трубки
Д) размножение и расселение спорами

Ответ


2. Установите соответствие между особенностью растения и отделом, для которого она характерна: 1) Папоротниковидные, 2) Голосеменные. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) Яйцеклетки развиваются в гаметофите на чешуйках шишек.
Б) Из споры развивается пыльцевое зерно.
В) В цикле развития имеется гаплоидный заросток.
Г) Жизненная форма - кустарник или дерево.
Д) Придаточные корни развиваются от корневища.
Е) Споры развиваются в спорангиях на листьях.

Ответ


3. Установите соответствие между признаками и отделами растений, для которых они характерны: 1) Папоротниковидные, 2) Голосеменные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) наличие заростка в цикле развития
Б) размножение спорами
В) наличие семязачатков
Г) наличие сперматозоидов
Д) развитие главного корня
Е) наличие древовидных и травянистых форм

Ответ


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Покрытосеменные растения в отличие от голосеменных:
1) Способны образовывать обширные леса
2) Характеризуются многообразием жизненных форм
3) Размножаются семенами
4) Опыляются насекомыми и птицами
5) Имеют хорошо развитые вегетативные органы
6) Образуют сочные и сухие плоды

Ответ



Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для изображенных на рисунке растений характерны следующие признаки
1) низшие растения
2) примитивные высшие споровые растения
3) диплоидный спорофит преобладает над гаплоидным гаметофитом
4) корней нет
5) тело не разделено на ткани и органы
6) гаплоидный гаметофит преобладает над диплоидныи спорофитом

Ответ


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у растения сформировался побег, изображенный на рисунке, то для этого растения характерны
1) мелкие чешуйчатые листья
2) оплодотворение при помощи воды
3) размножение семенами
4) образование плодов на верхушке побега
5) развитие листостебельного растения из протонемы (предростка)
6) наличие хорошо развитой корневой системы

Ответ


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для широколиственного леса характерны следующие растения:
1) ель
2) липа
3) сосна обыкновенная
4) дуб
5) бук
6) пихта

Ответ


Установите соответствие между примерами и категориями растений: 1) низшие растения, 2) высшие растения. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) хвощевидные
Б) лишайники
В) настоящие водоросли
Г) плауновидные
Д) моховидные
Е) багрянки

Ответ


Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. К растениям, не имеющим корней, относят
1) кукушкин лён
2) щитовник мужской
3) плаун булавовидный
4) хвощ полевой
1) наличие заростка
2) образование ризоидов у спорофита
3) созревание спор в спороносных колосках
4) наличие корней
5) размножение спорами
6) преобладание в жизненном цикле спорофита

Ответ


Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны. (1) У низших растений, водорослей, тело одноклеточное или многоклеточное. (2) Таллом всех водорослей покрыт тканью, выполняющей защитную функцию. (3) У водорослей отсутствуют настоящие листья, стебли, корни. (4) Хламидомонаду, спирогиру, ламинарию относят к зеленым водорослям. (5) Хламидомонада имеет чашевидный хроматофор, способна к фотосинтезу. (6) Бурые водоросли по способу питания – хемотрофы. (7) Спирогира – многоклеточная нитчатая зеленая водоросль, имеющая спиральные хроматофоры.

Ответ


Установите соответствие между признаками и отделами растений, для которых они характерны: 1) Моховидные, 2) Покрытосеменные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) взрослая форма представлена спорофитом
Б) в цикле развития преобладает гаметофит
В) корни отсутствуют
Г) растения имеют цветок и плод
Д) опыление происходит при помощи ветра и насекомых
Е) споры развиваются в коробочке

Ответ


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Папоротники, в отличие от водорослей,
1) состоят из разнообразных тканей
2) являются автотрофами
3) в процессе дыхания поглощают кислород и выделяют углекислый газ
4) имеют сложные листья – вайи
5) содержат хлорофилл в клетках
6) имеют корневище

Ответ


Установите соответствие между характеристикой и группой высших растений: 1) споровые, 2) семенные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) развиваются из зародыша
Б) являются более древними по историческому происхождению
В) имеют стержневую или мочковатую корневую систему
Г) оплодотворяются при наличии воды
Д) образуют зародышевый мешок и пыльцу

Ответ


Установите соответствие между признаками и группами растений: 1) низшие, 2) высшие. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) тело представляет собой таллом, или слоевище
Б) имеют вегетативные и генеративные органы
В) имеют светочувствительный глазок
Г) имеют разнообразные ткани
Д) живут главным образом в водной среде
Е) включают одноклеточные организмы

Ответ



Установите соответствие между характеристиками и отделами растений. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) из прорастающей споры образуется протонема
Б) гаметофит редуцирован до крошечного заростка
В) имеют корневище с придаточными корнями
Г) в жизненном цикле преобладает гаметофит
Д) споры созревают в спорангиях, собранных в сорусы
Е) имеют разнообразные жизненные формы

Ответ


© Д.В.Поздняков, 2009-2019

1. Плоды образуются у растений отдела

2. Папоротниковидные

3. Плауновидные

4. Покрытосеменные

Объяснение: отличительный признак отдела покрытосеменных от растений всех других отделов - наличие цветков и плодов. Правильный ответ - 4.

2. Что свидетельствует о более высокой организации папоротников по сравнению с мхами?

1. Клеточное строение

2. Размножение спорами

3. Наличие у них корней

Объяснение: у папоротников, по сравнению с мхами, возникают корни (а у мхов - ризоиды). Правильный ответ - 3.

3. Водоросли, в отличие от растений других групп,

1. Не образуют половых клеток

2. Имеют небольшие размеры и живут в воде

3. Размножаются спорами

4. Не имеют тканей и органов

Объяснение: водоросли не имеют ни тканей ни органов, они образуют таллом (или слоевище). Правильный ответ - 4.

4. Зеленые водоросли относят к царству растений, так как они

1. В клетках содержат хлорофилл

3. Имеют клеточное строение

Объяснение: водоросли (не только зеленые) относят к растениям, так как они обладают рядом признаков, характерным растениям (неподвижны, автотрофны, имеют пигменты и т.д.), в том числе содержат хлорофилл. Правильный ответ - 1.

5. Семена хвойных растений, в отличие от цветковых,

2. Не имеют семенной кожуры

3. Образуются в плодах

6. Растения какой группы образовали залежи каменного угля?

1. Моховидные

2. Папоротниковидные

3. Цветковые

4. Древние водоросли

Объяснение: преимущественно залежи каменного угля образовали папоротниковидные. Правильный ответ - 2.

7. Высшие растения отличаются от низших

2. Наличием таллома

3. Вегетативным размножением

4. Размножением спорами

Объяснение: к высшим растениям относят голосеменных, покрытосеменных, а также мхи, папоротники, хвощи, плауны, к низшим - водоросли. Отличительная особенность водорослей в том, что их клетки не дифференцированы на ткани, то есть их тело составляет таллом (слоевище), а тело высших растений подразделяется на органы (и, соответственно, на ткани). Правильный ответ - 1.

1. Размножение семенами

2. Автотрофное питание

3. Наличие вегетативных органов

4. Отсутствие цветка и плода

Объяснение: главное отличие покрытосеменных от всех остальных групп растений - наличие цветка и плода. То есть у голосеменных этих органов нет. Посмотрим на фото представителя голосеменных:

Правильный ответ - 4.

9. Главный признак, характерный для многоклеточных водорослей как представителей низших растений, - это

1. Клеточное строение

2. Обитание в водной среде

3. Наличие в клетках хлоропластов

4. Отсутствие разнообразия клеток и тканей

Объяснение: у водорослей отсутствует дифференцировка клеток на ткани, вследствие чего они образуют таллом (слоевище). Правильный ответ - 4.

10. В процессе эволюции стебель с листьями впервые появляется у

1. Моховидных

2. Плауновидных

3. Хвощевидных

4. Папоротниковидных

Объяснение: все перечисленные группы растений относятся к высшим растениям и все имеют стебли и листья, но первой группой были моховидные растения. Правильный ответ - 1.

11. Передвижению воды в растении с нераспустившимися листьями способствует

1. Испарение воды

2. Корневое давление

3. Окисление органических веществ

4. Поглощение минеральных веществ корнем

Объяснение: вода всасывается из почвы корнями растения и, затем, поднимается по растению вверх, в листьях (и вообще во всех зеленых частях растения) происходит фотосинтез, и органические вещества, опускаясь вниз распределяются по растению. Правильный ответ - 2.

12. Папоротники, в отличие от цветковых растений, размножаются с помощью

1. Спор

2. Корней

3. Корневищ

4. Почкования

Объяснение: цветковые растения размножаются при помощи семян, а папоротники - при помощи спор. Правильный ответ - 1.

13. Папоротники, в отличие от цветковых растений, не имеют

1. Цветков и плодов

2. Проводящей системы

3. Эпидермиса с устьицами

4. Видоизмененных подземных побегов

Объяснение: наличие цветков и плодов - характерный признак цветковых (покрытосеменных) растений и у папоротников их нет. Правильный ответ - 1.

14. Главный признак, характерный для водорослей, - это

1. Клеточное строение

2. Обитание в водной среде

3. Выделение кислорода на свету

4. Отсутствие клеток и тканей

Объяснение: правильный ответ на вопрос сформулирован не очень корректно (отсутствие клеток и тканей). У водорослей отсутствует дифференция клеток на ткани, то есть все клетки организма одинаковые и образуют таллом (слоевище). Правильный ответ - 4.

15. У папоротников, по сравнению с мхами, появились

1. Корни

2. Стебли

3. Побеги

4. Ризоиды

Объяснение: у мхов нет корней, у них - ризоиды. Корни появляются у папоротников. Правильный ответ - 1.

16. Покрытосеменные, в отличие от голосеменных,

1. Имеют цветок и плод

2. Размножаются семенами

4. Имеют вегетативные органы

Объяснение: отличительный признак покрытосеменных от всех других групп растений - наличие цветка и плода. Приведем пример.

Правильный ответ - 1.

Задания для самостоятельного решения

1. Растения отдела покрытосеменных, в отличие от голосеменных,

1. Имеют корень, стебель, листья

2. Имеют цветок и плод

3. Размножаются семенами

4. Выделяют в атмосферу кислород в процессе фотосинтеза

Правильный ответ - 2.

2. Усложнение в строении папоротников, по сравнению с мхами, состоит в появлении у них

1. Стеблей

2. Листьев

3. Корней

4. Ризоидов

Правильный ответ - 3.

3. Какой признак является главным для цветковых растений?

2. Имеют зеленую окраску

3. Образуют плоды и семена

Правильный ответ - 3.

4. Плодовитое потомство при скрещивании дают животные одного

1. Вида

2. Рода

3. Семейства

4. Типа

Правильный ответ - 1.

5. Почему спирогиру и улотрикс относят к водорослям?

1. Они обитают в водной среде

2. В их клетках содержатся хлоропласты и происходит фотосинтез

3. Их тело состоит из одинаковых клеток и не имеет тканей и органов

4. В процессе жизнедеятельности они взаимодействуют со средой обитания

Правильный ответ - 3.

1. У них появился фотосинтез

2. У них появился половой процесс

3. Они размножаются семенами

4. Они размножаются спорами

Правильный ответ - 3.

7. Усложнение папоротников по сравнению с водорослями состоит в появлении у них

1. Клеточного строения

2. Хлоропластов

3. Тканей и органов

4. Фотосинтеза

Правильный ответ - 3.

8. Папоротниковидные, в отличие от покрытосеменных, не имеют

1. Проводящей системы

2. Цветков и плодов

3. Хлоропластов в клетках

4. Эпидермиса с устьицами

Правильный ответ - 2.

1. Отсутствует семенная кожура

2. Листья видоизменены в иголки

3. Семена лежат открыто на чешуйках

4. Семена расположены в сухих плодах

Правильный ответ - 3.

10. По каким признакам моховидные отличаются от других растений?

1. В процессе развития происходит чередование поколений

2. Размножаются спорами

3. Имеют листья, стебель и ризоиды

4. Образуют органические вещества в процессе фотосинтеза

Правильный ответ - 3.

11. Наиболее простое строение среди высших растений имеют мхи, так как у них

1. Нет корней

2. Стебель с узкими растениями

3. Образуется много спор

4. Есть воздухоносные клетки

Правильный ответ - 1.

12. Главный признак, по которому растения объединяют в семейства, - особенности строения

1. Семени

2. Цветка и плода

3. Листьев и стебля

4. Корневой системы

Правильный ответ - 2.

13. Папоротниковидные растения, в отличие от цветковых, размножаются с помощью

1. Спор

2. Корней

3. Почкования

4. Корнеклубней

Правильный ответ - 1.

14. Какова роль бобовых растений в природе?

1. Служат продуктом питания для человека

2. Являются консументами в природном сообществе

3. Образуют нижний ярус в природном сообществе

4. Обогащают почву азотными солями

Правильный ответ - 4.

15. Наиболее простое строение среди высших растений имеют мхи, так как они

1. Не имеют корней

2. Имеют неветвящийся стебель с узкими листьями

3. Образуют органические вещества из неорганических

4. Имеют воздухоносные клетки

Правильный ответ - 1.

16. По каким признакам можно узнать голосеменные растения?

1. Имеют плоды и семена

2. Семена располагаются на чешуйках шишек

3. В процессе развития образуют зеленую пластину - заросток

4. Оплодотворение у них происходит в семязачатке и зависит от воды

Правильный ответ - 2.

17. Водоросли, в отличие от моховидных,

1. Имеют покровную ткань

2. Синтезируют органические вещества из неорганических

3. Размножаются половым путем

4. Имеют слоевище

Правильный ответ - 4.

18. У каких растений отсутствуют ткани и органы?

1. Папоротниковидных

2. Водорослей

3. Покрытосеменных

Правильный ответ - 2.

19. У бамбука, представителя класса Однодольные,

1. Сетчатое жилкование листьев

2. Простые и сложные листья с прилистниками

3. Семя содержит две семядоли

4. Мочковатая корневая система

Правильный ответ - 4.

20. Какие признаки характерны для класса однодольных покрытосеменных растений?

1. Мочковатая корневая система, дуговое жилкование листьев

2. Стержневая корневая система, цветки четырехчленного типа

3. Развитие с чередованием поколений

4. Наличие двойного оплодотворения

Правильный ответ - 1.

21. По каким признакам можно узнать голосеменные растения?

1. Имеют плоды и семена

2. Половые клетки созревают в шишке

3. Цветут весной, до распускания листьев

4. Имеют ксилему и флоэму

Правильный ответ - 2.

22. По строению семени, корневой системы и жилкованию листьев можно определить принадлежность цветковых растений к

1. Порядку

2. Отделу

3. Классу

4. Роду

Правильный ответ - 3.

23. По какому признаку березу бородавчатую относят к покрытосеменным растениям?

1. Наличие цветков

2. Наличие семени

3. Строение корневой системы

4. Строение листьев

Правильный ответ - 1.

24. Растения какого из названных отделов имеют более высокую организацию?

1. Хвощевидные

2. Покрытосеменные

4. Моховидные

Правильный ответ - 2.

25. Папоротники, в отличие от мхов,

1. Размножаются спорами

2. Имеют придаточные корни

3. Относятся к многолетним растениям

4. Являются автотрофами

Правильный ответ - 2.

26. Об усложнении покрытосеменных растений, по сравнению с голосеменными, свидетельствует появление у них

1. Придаточных корней

2. Зародыша в семени

3. Разнообразия листьев

4. Разнообразных плодов

Правильный ответ - 4.

27. Какая из названных групп растений достигла наиболее высокого уровня организации в процессе эволюции?

1. Папоротники

2. Водоросли

3. Хвойные

4. Мхи

Правильный ответ - 3.

28. Для водорослей. в отличие от других растений, характерно

1. Наличие тканей

2. Отсутствие в клетках хлоропластов

3. Чередование поколений при размножении

4. Отсутствие органов

Правильный ответ - 4.

29. Какой признак развит у мхов, в отличие от папоротниковидных растений?

1. Половое размножение

2. Хорошо развиты проводящие ткани

3. В цикле развития преобладает гаметофит

4. Бесполое размножение

Правильный ответ - 3.

30. Главный признак, по которому растения относят к определенному семейству покрытосеменных, -

1. Жилкование листьев

2. Количество семядолей в семени

3. Строение цветка и плода

4. Видоизменение побегов

Правильный ответ - 3.

31. Что свидетельствует о более высокой организации папоротников по сравнению с мхами?

1. Клеточное строение

2. Размножение спорами

3. Наличие у них корней

4. Чередование полового и бесполого поколений

Правильный ответ - 3.

32. Зеленые водоросли относят к царству Растения, так как они

2. Являются индикаторами загрязнения воды и почвы

3. Имеют клеточное строение

4. Выделяют в атмосферу углекислый газ в процессе дыхания

Правильный ответ - 1.

33. Семена хвойных растений, в отличие от цветковых,

1. Развиваются на чешуйках шишек

2. Не имеют семенной кожуры

3. Образуются в плодах

Правильный ответ - 1.

34. Растения какой группы образовали залежи каменного угля?

1. Моховидные

2. Папоротниковидные

3. Цветковые

4. Древние водоросли

Правильный ответ - 2.

35. Усложнение в строении папоротников, по сравнению с мхами, состоит в появлении у них

1. Стеблей

2. Листьев

3. Корней

4. Ризоидов

Правильный ответ - 3.

36. Какой признак является главным для цветковых растений?

1. Размножаются вегетативными органами

2. Имеют зеленую окраску

3. Образуют плоды и семена

4. Образуют органические вещества в процессе фотосинтеза

Правильный ответ - 3.

37. Высшие растения отличаются от низших

1. Расчленением тела на органы

2. Наличием таллома

3. Вегетативным размножением

4. Размножением спорами

Правильный ответ - 1.