Каком году жил пророк мухаммед. Краткое жизнеописание пророка мухаммеда

Курайшиты в свою очередь происходили из древнейшего племени «кинан», которые являлись потомками Исмаиля – сына пророка Ибрахима (Авраама). Курайшиты относились к арабской элите и являлись попечителями и хранителями ключей от Каабы. Род Пророка (мир ему и благословение) назывался «хашимиты» и был самым влиятельным родом в составе курайшитов. Свое название этот род взял от имени Хашима – одного из самых уважаемых арабов своего времени, в обязанности которого входило поение и кормление паломников. Хашим крошил хлеб и смешивал его с мясом, и таким образом готовил похлебку для паломников, откуда он и получил свое прозвище «Хашим» (разбивающий, то есть готовящий похлебку для паломников), в то время как его настоящее имя было Амр. Хашим был одним из первых, кто начал отправлять торговые караваны курайшитов зимой в Йемен, а летом в Сирию. Эти караваны обогатили курайшитов, о чем Всевышний Аллах упомянул в Коране ниспослав суру «Курайшиты»: «Ради единения курайшитов, единения их во время зимних и летних поездок (зимнего и летнего каравана). Пусть же они поклоняются Господу этого Дома (Каабы), накормившему их после голода и избавившему от страха».

Хашим женился на женщине из г. Ясриба (будущего города Пророка - Медины) по пути в Сирию, но умер вскоре после того, как покинул Медину оставив там беременную жену. Через некоторое время после того, как жена Хашима родила сына, подросшего мальчика забрал его дядя Аль-Мутталиб. Когда мекканцы увидели Аль-Мутталиба с мальчиком, они решили, что это его слуга и прозвали мальчика «Абдуль-Мутталиб» (что означает - раб Аль-Мутталиба) и это прозвище закрепилось за мальчиком на всю жизнь. Абдуль-Мутталиб был уважаемым человек и вскоре стал вождем курайшитов. Он был известен своей щедростью и кормил не только людей, но и животных. Именно Абдуль-Мутталиб расчистил засыпанный прежде колодец Зам-зам, после того, как ему приснился сон, в котором ему было указано месторасположение зарытого колодца и было приказано расчистить его.

Также при жизни Абдуль-Муталлиба произошла история, о которой Всевышний поведал в суре «Слон»: «Разве ты не видел, что сделал твой Господь с воинством слона? Разве Он не запутал их козни и не наслал на них птиц стаями? Они бросали в них каменья из обожженной глины и превратили их в подобие изъеденных иссохших злаковых листьев». Шестидесятитысячное войско эфиопов со слоном намеревалось разрушить Каабу. Не достигнув Каабы, войско было уничтожено стаей птиц, которая забросала их кусками окаменевшей глины и они превратились в подобие «изъеденных иссохших листьев». Эта история имела место быть за два месяца до рождения пророка Мухаммада (мир ему и благословение).

Отцом Мухаммада (мир ему и благословение) был Абдулла – любимый сын Абдуль-Мутталиба. Мать Пророка (мир ему и благословение) звали Аминой, и она была из курашийтского рода «Бану Зухра». После их женитьбы и во время протекания беременности Амины, Абдулла отправился в торговую поездку, во время которой он и умер, так и не увидев своего будущего сына. Так, будущий Божий избранник (мир ему и благословение) родился 20-го числа месяца Раби-уль-Ауаль (22 апреля 570 года) – в год уничтожения воинства слона. Дедушка новорожденного мальчика Абдуль-Мутталиб нарек его именем Мухаммад, что означает «достойный похвалы» и на 7-ой день сделал ему обрезание по авраамической религиозной традиции всех Божьих пророков. Далее, у Арабов было принято нанимать кормилец из числа бедуинок, что делалось для того, чтобы дети росли здоровыми, вдали от городских болезней, и научились говорить на чистом арабском языке. Кормилицей пророка Мухаммада (мир ему и благословение) стала женщина по имени Халима бинт Абу Зувайб.

Мухаммад (мир ему и благословение) прожил у Халимы несколько лет. Каждые полгода Халима возила ребенка домой к матери и возвращалась с ним обратно. Когда же срок кормления закончился, Халима не захотела возвращать ребенка домой, так как во время его пребывания в семье Халимы происходило много благого – например, скот давал много молока, в то время как соседи Халимы были лишены этого. По этой причине Халима придумала повод оставить у себя Мухаммада (мир ему и благословение) еще на некоторое время, отговоркой послужило то, что в Мекке он может заразиться чумой. Так будущий Пророк (мир ему и благословение) прожил еще несколько лет в доме Халимы. Затем произошел случай, который сильно напугал Халиму и ее мужа, по причине чего они решили вернуть Мухаммада (мир ему и благословение) его матери: Однажды когда Мухаммад (мир ему и благословение) играл с другими детьми, к нему явился ангел Джибрил, который рассек ему грудь и вынул из его сердца сгусток крови, со словами: «Это – удел Шайтана в тебе». После чего Джибрил промыл его сердце в воде Зам-зам и вернул его на место. А дети, игравшие с Мухаммадом (мир ему и благословение) побежали к Халиме сообщить, что его убили. Позже, многие из сподвижников Пророка (мир ему и благословение) сообщали, что видели на его груди шрамы.

Вернувшись домой Мухаммад (мир ему и благословение) прожил с матерью около двух лет. Амина решила поехать в Медину в сопровождении Мухаммада и Абдуль-Мутталиба, но на обратном пути заболела и скончалась. После этой потери дед Абдуль-Мутталиб стал относиться к ребенку, как к своему сыну всячески оказывая ему внимание и уважение. Но через два года, когда Мухаммаду (мир ему и благословение) было 8 лет, Абдуль-Мутталиб тоже покинул этот мир. На попечение Мухаммада (мир ему и благословение) взял его родной дядя по отцу Абу Талиб. Как и дед, дядя проявлял к нему любовь и доброту. Абу Талиб, хоть и был влиятельным арабом, однако жил бедно и пророк Мухаммад (мир ему и благословение) вырос неприхотливым, терпеливым и довольствующимся тем, что ниспослал ему Аллах. Так, в детстве он пас овец за плату, подобно всем остальным Божьим пророкам, и уже в будущем став сам таким же пророком он сказал: «Не было такого пророка, который бы не пас овец» . А уже в юношеском возрасте он занимался торговлей и заслужил репутацию надежного и честного человека, по причине чего получил прозвище «Амин» (надежный).

В то время среди арабов жила знатная и богатая вдова-курайшитка по имени Хадиджа бинт Хувайлид. Она давала деньги купцам, на которые они вели торговлю за определенную плату. Узнав о Мухаммаде (мир ему и благословение) она дала ему крупную сумму денег и отправила его в торговую поездку в Сирию. Мухаммад (мир ему и благословение) вернулся из Сирии с большой прибылью и вернул деньги Хадидже. Слуга Хадиджы, сопровождавший Мухаммада (мир ему и благословение) в поездке, рассказал ей о высоких нравственных качествах Мухаммада (мир ему и благословение) и его достоинствах. После чего Хадиджа захотела выйти замуж за Мухаммада (мир ему и благословение) и отправила к нему свою подругу с предложением жениться на Хадидже. Он принял предложение и его дяди засватали Хадиджу. Мухаммаду (мир ему и благословение) на то время было 25 лет, а Хадидже 40. Хадиджа до этого была дважды замужем, но оба ее мужа умерли, и от второго брака у нее был сын. Она была первой женой Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и при ее жизни он не брал себе других жен. Она была матерью всех его детей за исключением Ибрахима, которого родила ему коптка Мария. Хадиджа родила 6-х детей: мальчиков – Аль-Касима и Абудуллу, и девочек – Зайнаб, Рукайу, Умм Кульсум и Фатиму. Сыновья умерли в раннем детстве, а девочки дожили до Пророчества. Все они приняли Ислам и переселились из Мекки в Медину. Из всех дочерей пророка Мухаммада (мир ему и благословение) только Фатима прожила дольше него на 6 месяцев.

Когда Мухаммаду (мир ему и благословение) исполнилось 30 лет, Кааба пострадала от наводнения и курайшиты решили заново отстроить Каабу. Было обговорено, что на постройку Каабы будут использованы только чистые деньги (халяльные), заработанные честным и дозволенным трудом.

Кааба была разобрана до фундамента, заложенного пророком Ибрахимом (мир ему), и каждому племени был выделен отдельный участок для строительства. Денег, заработанных честным трудом, не хватило для завершения реконструкции Каабы. Посему было решено уменьшить площадь Каабы, сократив ее на 6 локтей с северной части. На месте старой стены, была построена полукруглая стенка для обозначения настоящей границы Каабы. Площадь между новой стеной Каабы и полукругом называется Аль-Хиджр, а сама полукруглая стенка называется Аль-Хатим.

По окончанию строительства, нужно было занести черный камень, ниспосланный Аллахом на землю (аль-хаджр аль-асвад) и символ Его величия, внутрь Каабы. Никто из старейшин не хотел уступать другим такую честь, и начались споры. Споры продолжались 5 дней, пока, один из старейшин по имени Абу Умайа ибн Аль-Мугира не предложил рассудить этот спор тому, кто первый войдет в храм через ворота. Старейшины согласились с этим и стали ждать. Первым через ворота вошел Мухаммад (мир ему и благословение) и все стали выкрикивать «Это Амин (надежный), и мы довольны этим, это - Мухаммад». Тогда Мухаммад (мир ему и благословение) предложил положить камень на плащ и всем старейшинам взяться за его края и вместе отнести черный камень к Каабе, а затем он собственноручно установил его на предназначенное место и все старейшины согласились с этим. Так, после перестройки, стены Каабы стали в два раза выше прежнего, а внутри Каабы были воздвигнуты столбы, на которых была установлена крыша, хотя прежде Кааба не имела ни столбов, ни крыши.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) с детства отличался здравомыслием и честностью. Достигнув совершеннолетия, он собрал в себе наилучшие достоинства, какими может быть описан настоящий мужчина. Он возвышался над остальными арабами своим мужеством, справедливостью, снисходительностью, мудростью, кротостью, великодушием, стыдливостью, верностью и другими качествами, перечислить которые заняло бы много времени. Не было человека более прекрасного своим нравом. Он помогал родственникам, беднякам, сиротам, вдовам и всем тем, кто просил его о помощи, о чем свидетельствовали все его современники из тех, кто был с ним знаком лично. По этой причине Мухаммад (мир ему и благословение) пользовался большим уважением среди людей.

По милости Всевышнего Аллаха, еще до своего пророчества, он никогда не поклонялся идолам, сторонился празднеств язычников и не ел мясо животного, принесённого в жертву кому-либо помимо Аллаха. Также Мухаммад (мир ему и благословение) был далек от всего праздного и предосудительного, не употреблял вино и сторонился различных увеселительных заведений, популярных среди молодых арабов того времени.

Такой была жизнь Посланника Аллаха (мир ему и благословение) до начала его пророческой миссии к человечеству.

По материалам книги «Жизнеописание Посланника Аллаха» шейха Сафи Ар Рахмана Аль Мубаракфури

Вся наша хвала Всевышнему Аллаhу, выражаем Ему свою благодарность и просим у Аллаhа прощения, каемся в своих грехах и надеемся на Его милость. Просим у Создателя даровать еще больше величия нашему господину, великому Пророку Мух аммаду, который выполнил свою пророческую миссию и укрепил общину, мир Ему, а также всем Пророкам и Посланникам!

Пророк Мух аммад, мир Ему, сказал:

كَفَى بِا لْمَوْتِ وَاعِظاً

«Достаточно нам воспоминания о смерти» . То есть сама мысль о смерти заставляет человека задумываться о своих делах, о том, как он живет.

Сказано: «Человек! Когда проснешься, скажи: “О, Аллаh!”, а перед сном тоже скажи: “О, Аллаh!” Если ты просишь о чем-то у Аллаhа, скажи: “О, Аллаh!”. Если взываешь к Создателю, скажи: “О, Аллаh!” Если ты слег в постель больным, скажи: “О, Аллаh!” И если явился к тебе Ангел смерти, скажи: “О, Аллаh! О, Аллаh! О, Аллаh!”»

О, рабы Аллаhа! Будьте истинно богобоязненными, сохраняйте Веру до конца своих дней и уходите из жизни только мусульманами. Будьте богобоязненными и знайте, что Аллаh сказал в К ор`ане о Пророке Мух аммаде, мир Ему (Сура «Аз-Зумар», Аят 30):

إِنَّكَ مَيِّتٌ وَإِنَّهُمْ مَيِّتُونَ

Это означает: «Воистину, Ты смертен и они смертны» .

Выражая скорбь о смерти Пророка, некоторые сказали:

بَكـَتِ الارْضُ وَالسَّمَاءُ عََلَيْهِ وَبَكَــاهُ نَدِيمُــهُ جِــبْرِيلُ

هُوَ الْحَبِيبُ الَّذِي تُرْجَى شَفَاعَتُهُ عِنْدُ الصِّرَاطِ إِذَا مَا زَالَّتِ الْقَدَمُ

«Плакали земля и небеса о Нем, И плакал Джабраиль – Его верный товарищ. Он – любимый, заступничества которого мы желаем Перед С ырот ом, пока не соскользнула нога».

Он – самый любимый, тот, о рождении которого мы говорим. Он – самый лучший, тот, о достойных качествах которого мы вспоминаем, чье терпение и высокую мораль мы описываем.

Я не знаю, дорогие братья, как смогу рассказать о Его уходе из жизни! Ведь Он – самый лучший – наш Пророк Мух аммад, мир Ему.

Пророк Мух аммад умер после тяжелой болезни. Он начал болеть в последние 10 дней месяца С афар. Пророк Мух аммад почувствовал сильную боль в то время, когда находился в доме одной из своих жен – Маймуны. Когда боли усилились, Он пошел в дом ‘Аиши.

‘Аиша рассказывала: «Когда Посланник Аллаhа пришел, Он был в тяжелом состоянии, но, несмотря на это, Он спросил, читали ли люди намаз. Она ответила: «Нет. Они ждут тебя, о Посланник Аллаhа». Тогда он сказал: «Принесите воды». Он помылся (сделал Гусуль) и пошел к людям, но выходя, потерял сознание.

Когда он пришел в себя, то снова спросил, читали ли люди намаз. Ему ответили: «Нет. Люди ждут тебя, о Посланник Аллаhа».

Люди собрались в мечети и ждали Посланника Аллаhа, чтобы читать намаз ‘Иша. Посланник отправил за Абу Бакром, чтобы тот читал с ними намаз как имам. Абу Бакр был очень мягким человеком и предложил ‘Умару: «О, ‘Умар! Читай ты». Но ‘Умар ответил: «Ты более достоин этого». И Абу Бакр читал с ними намаз как имам несколько дней».

Когда состояние Пророка немного улучшилось, Он вышел к людям, чтобы читать намаз Зуhр. Его поддерживали два человека, один из которых был его дядя – Аль-‘Аббас. И когда Пророка увидел Абу Бакр, то начал отходить, чтобы освободить место имама для Него. Но Пророк Мух аммад дал ему знак рукой, чтобы тот оставался на месте и указал тем, кто Его придерживал, чтобы они посадили Его рядом. И Абу Бакр читал намаз стоя, а Пророк – сидя.

Состояние Пророка Мух аммада, мир Ему, оставалось тяжелым. Его дочь Фатима, видя, какие боли Он испытывает, жалела Его. В ответ Он сказал ей:

لَيْسَ عَلَى أَبِيكَ كَرْبٌ بَعدَ الْيَوْم

«После этого дня не будет ни боли, ни тяжести».

Пророк Мух аммад, мир Ему, ушел из жизни и умер шаhидом. Это произошло в понедельник, 12-го числа месяца Раби ‘аль ауу валь. В такой же день – 12-го числа месяца Раби ‘аль ауу валь – Пророк Мух аммад родился и это тоже был понедельник. И в понедельник месяца Раби ‘аль ауу валь Он выехал из Мекки в Медину.

Когда Абу-Бакр услышал, что Пророк Мух аммад умер, он немедленно отправился к Нему. Он подошел ко входу в мечеть и услышал, как ‘Умар выступает перед людьми: «Некоторые люди думают, что Пророк Мух аммад умер. Воистину, Посланник Аллаhа не умер!» То есть ‘Умар, узнав о смерти Пророка, не поверил. Он думал, что Пророк Мух аммад, мир Ему, умрет только после смерти с ах аба.

Войдя в мечеть, Абу-Бакр прошел мимо ‘Умара и вошел в комнату, где лежал Пророк Мух аммад, мир Ему, накрытый покрывалом. Абу-Бакр подошел к Нему, открыл Его лицо и поцеловал самого лучшего, самого красивого и приятного из созданных – Мух аммада, мир Ему. Абу-Бакр сказал: «Ты был прекрасен при жизни и так же прекрасен и после смерти!»

Убедившись, что Пророк Мух аммад действительно умер, Абу Бакр пошел к ‘Умару и сказал: «О ‘Умар, послушай… успокойся».

Но ‘Умар не слушал его и продолжал. Тогда Абу Бакр, известный как очень мягкий и вежливый человек, проявил твердость и обратился к людям. После того, как выразил свое восхваление Аллаhу Всевышнему, он сказал:

"أَيُّها النَّاس، إٍِنَّهُ مَنْ كَانَ يَعْبُدُ مُحَمَّداً فَإِِنَّ مُحَمَّداً قَدْ مَات،
وَمَنْ كَانَ يَعْبُدُ اللهَ فَإِنَّ اللهَ حَيٌّ لاَ يَمُوتُ"

«О, люди! Те, кто поклонялись Мух аммаду, пусть знают, что Мух аммад умер. А те, кто поклонялись Аллаhу, пусть знают, что Аллаh Всевышний – Создатель, Он – Живой и не умирает».

После этих слов он прочитал Аят из К ур΄ана (Сура «Али ‘Имран», Аят 144):

وَما مُحَمَّدٌ إِلا رَسُولٌ قَدْ خَلَتْ مِن قَبْلِهِ الرُّسُلُ أَفَإيْن مَّاتَ أَوْ قُتِلَ انقَلَبْتُمْ عَلَى أَعْقَابِكُمْ وَمَن يَنقَلِبْ عَلَى عَقِبَيْهِ فَلَن يَضُرَّ اللهَ شَيْئاً وَ سَيَجْزِي اللهُ الشَّاكِرِينَ

Это означает: «Воистину, Мух аммад – Посланник. Такого, как Он, не было. Если Он умрет или Его убьют – разве вы отойдете от того, к чему Он призывал? Кто отвернется от Его пути, тот сам себе вредит. Воистину, Аллаh вознаграждает тех, кто не покидает путь истины».

‘Умар рассказывал: «Клянусь Аллаhом, после того, как Абу Бакр прочитал этот Аят, я не смог больше стоять – я понял, что Посланник Аллаhа умер, и упал».

Мух аммад – стонут и тоскуют по Нему сердца верующих!

Мух аммад – свет очей наших, радость для нас!

Мух аммад – вызывает в наших сердцах спокойствие и тепло!

Мух аммад – даже когда молчит, то возвеличивается его степень и возрастает уважение к Нему и почет.

Мух аммад – когда говорит, то берет за сердце своими словами, приковывает внимание и захватывает слушателей!

Обмывали Пророка, мир Ему, Его родные: дядя Аль-‘Аббас, ‘Али ибн Абу Т олиб, да будет доволен им Аллаh, Аль-Фад ль ибн Аль-‘Аббас, К усаму ибн Аль-‘Аббас, а также Усама ибн Зайд и Салих – слуга Пророка. При обмывании также присутствовал Ау с (один из с ах аба, участвовавший в битве Бадр), которому ‘Али разрешил войти.

‘Али придерживал тело Пророка, и, прижавшись к его груди, говорил:

"بِأَبي أَنْتَ وَأَمُّي يَا رَسُولَ الله طِبْتَ حَيًّا وَمَيِّتاً"

«О, Посланник Аллаhа! Ты был прекрасен при жизни и остался прекрасен и после смерти!»

Пророка Мух аммада, мир Ему, омывали водой из колодца, которым Он сам пользовался при жизни и пил из него воду. Когда тело Пророка Мух аммада омывали, то рубашку с Него не снимали.

Имам ‘Али обвернул свою руку куском ткани и проводил ею по телу Пророка под рубашкой, а сверху на рубашку лили воду.

Пророка Мух аммада обернули в кафан из трех кусков ткани. Его не одевали в рубашку, которую носят при жизни, и на Него не надевали чалму.

Передано от Ибн Мас‘уда, рад ыяллаhу ‘анhу, о том, что первым читал Намаз-Джаназа Ангел Джабраиль, затем Микяиль, после Него Исрафиль, потом Ангел смерти – ‘Азраиль. После этого к Пророку группами приходили люди и читали намаз каждый по-отдельности. Заходила одна группа, читала Намаз-Джаназа каждый индивидуально, затем уходила, после них заходила другая группа, также читала Намаз и уходила.

Ученые – знатоки биографии Пророка, мир Ему, сообщили, что число Джаназа-Намазов, совершенных Пророку Мух аммаду, мир Ему, достигло 92, как передал об этом имам Анас ибн Малик.

Наш любимый Пророк Мух аммад Аль-Мустафа был похоронен в том же месте, где и умер – в доме Его жены ‘Аиши, так как Пророк Мух аммад, мир Ему, говорил:

»ماَ قُبِضَ نَبيٌّ إِلاَّ دُفِنَ حَيْثُ يُقْبَضُ «

«Пророков хоронят там, где Они умерли».

На том месте, где спал Пророк, мир Ему, была циновка. Её убрали и там выкопали могилу для Него.

‘Аиша, да будет ей благословение Аллаhа, как-то видела во сне, как три луны упали в ее дом. Она рассказала об этом сне своему отцу – Абу Бакру. Тот сказал: «Если твой сон сбудется, будут похоронены в твоем доме трое – одни из самых лучших людей на земле».

И когда Пророк Мух аммад, мир Ему, был похоронен, Абу Бакр сказал: «Вот это – самая лучшая из лун, которые спустятся в твой дом!»

В ее доме рядом с Пророком, мир Ему, позднее были похоронены Абу Бакр и ‘Умар.

Дорогие единоверцы!

Обращаюсь к вам, чтобы каждый из вас размышлял, думал, вспоминал о смерти Пророка Мух аммада, мир Ему. У того, кто часто вспоминает об этом, укрепляется вера, и ему будет от этого польза. Если кого-то из вас постигнет какая-либо беда или тяжесть, то вспоминайте смерть Пророка Мух аммада, мир Ему.

Действуйте таким образом, чтобы набрать блага, которые помогут вам на Том Свете, совершайте благие дела искренне ради Аллаhа – для того, чтобы попасть в Рай и быть там вместе с Пророком Мух аммадом, мир Ему. Чтение Салавата Пророку поможет нам, в этом есть особое освещение, в этом – укрепление нашей Веры, наших убеждений.

Хвала Создателю, Который даровал нам любовь к Пророку Мух аммаду, мир Ему! Сказал Пророк Мух аммад, мир Ему:

» ثَلاَثٌ مَنْ كُنَّ فِيهِ وَجَدَ حَلاوَةَ الإِيمَانِ أَنْ يَكُونَ اللهُ وَرَسُولُهُ أَحَبَّ إِلَيْهِ مِمَّا سِوَاهُمَا وَأَنْ يُحِبَّ الْمَرْءَ لا يُحِبُّهُ إِلاَّ للهِ تَعَالى وَأَنْ يَكْرَهَ أَنْ يَعُودَ فِي الْكُفْرِ كَمَا يَكْرَهُ أَنْ يُقْذَفَ فِي النَّارِ «

«Кто обладает тремя качествами – превыше всего любит Аллаhа и Пророка Мух аммада; любит своего брата искренне ради Аллаhа Всевышнего; ни в коем случае не хочет попасть в куфр и не хочет попасть в Ад – тот истинно ощущает сладость веры».

Выражаем наше восхваление, особые мольбы – Салават, Пророку Мух аммаду, мир Ему, надеясь на то, что, может, это станет причиной нашего излечения, успокоения, защиты от всякого вреда. Просим у Всевышнего Аллаhа особые приветствия всем сподвижникам и всем тем, кто пошел по Пути Пророка Мух аммада, мир Ему.

Ислам - это одно из самых распространенных религиозных движений в мире. На сегодняшний день в общей сложности он насчитывает свыше миллиарда последователей во всем мире. Основателем и великим пророком этой религии является выходец из арабских племен по имени Мухаммед. О его жизни - войнах и откровениях - пойдет речь в этой статье.

Рождение и детство основателя ислама

Рождение пророка Мухаммеда - событие очень важное для мусульман. Было оно в 570 году (или около того) в городе Мекке, что находится на территории современной Саудовской Аравии. Родом будущий проповедник происходил из влиятельного племени курайшитов - хранителей арабских религиозных реликвий, главной из которых была Кааба, о которой еще будет сказано ниже.

Родителей Мухаммед потерял очень рано. Отца он вообще не знал, так как тот умер еще до рождения сына, а мать скончалась, когда будущему пророку едва исполнилось шесть лет. Поэтому воспитывали мальчика дедушка и дядя. Под влиянием деда юный Мухаммед глубоко проникся идеей единобожия, хотя большинство его соплеменников исповедовали язычество, поклоняясь множеству божеств древнего арабского пантеона. Именно так началась религиозная история пророка Мухаммеда.

Юность будущего пророка и первый брак

Когда юноша подрос, дядя ввел его в свои торговые дела. Надо сказать, что Мухаммед в них достаточно преуспел, снискав уважение и доверие среди своего народа. Дела под его руководством шли настолько хорошо, что со временем он даже стал управляющим торговыми делами одной состоятельной женщины по имени Хадиджа. Последняя влюбилась в молодого предприимчивого Мухаммеда, деловая связь постепенно переросла в личную. Им ничего не мешало, поскольку Хадиджа была вдовой, в конце концов Мухаммед на ней женился. Союз этот был счастливый, супруги жили в любви и согласии. От этого брака пророк имел шестерых детей.

Религиозная жизнь пророка в молодости

Мухаммед всегда отличался набожностью. Он много размышлял о вещах божественных и часто уединялся для молитвы. Был у него также обычай ежегодно удаляться надолго в горы, чтобы, спрятавшись в пещере, проводить там время в посте и молитвах. Дальнейшая история пророка Мухаммеда тесно связана с одним из таких уединений, пришедшихся на 610 год. Было ему тогда около сорока лет. Несмотря на свой уже зрелый возраст, Мухаммед был открыт новому опыту. И этот год стал для него переломным. Можно даже сказать, что тогда состоялось второе рождение пророка Мухаммеда, рождение именно как пророка, как религиозного лидера и проповедника.

Откровение Гавриила (Джабриила)

Короче говоря, Мухаммед пережил встречу с Гавриилом (Джабриилом в арабской транскрипции) - архангелом, известным по иудейским и христианским книгам. Последний, как верят мусульмане, был послан Богом, чтобы открыть новому пророку несколько слов, которые последний получил приказ выучить. Они-то, согласно исламским поверьям, и стали первыми строчками Корана - священного писания для мусульман.

В дальнейшем Гавриил, представая в различных обличьях или просто проявляя себя в голосе, передавал Мухаммеду указания и повеления свыше, то есть от Бога, которого по-арабски называют Аллахом. Последний открыл себя Мухаммеду Господом, прежде говорившем в пророках Израиля и в Иисусе Христе. Таким образом возникла третья - ислам. Пророк Мухаммед же стал ее фактическим основателем и пламенным проповедником.

Жизнь Мухаммеда после начала проповеди

Дальнейшая история пророка Мухаммеда отмечена трагизмом. Из-за своих настойчивых проповедей он приобрел множество врагов. Он и его новообращенные подверглись бойкоту со стороны соотечественников. Многие мусульмане впоследствии были вынуждены искать прибежища в Абиссинии, где их милосердно приютил христианский царь.

В 619 году скончалась Хадиджа - верная супруга пророка. Вслед за ней умер и дядя пророка, который защищал своего племянника от негодующих соплеменников. Чтобы избежать расправы и преследований со стороны врагов, Мухаммеду пришлось покинуть родную Мекку. Он пытался найти кров в близлежащем арабском городе Таифе, но и там его не приняли. Поэтому, на свой страх и риск, он был вынужден вернуться.

Когда пророк Мухаммед скончался, ему было шестьдесят три года. Считается, что последними его словами была фраза: «Мне суждено пребывать в раю среди самых достойных».

Пророк Мухаммед родился в 570 году в Мекке. Его семья была небогатой, но довольно знатной, принадлежала клану Хашим племени Курайш. Отец Мухаммеда Абдаллах умер во время торговой поездки незадолго до его рождения, и мальчик оказался под опекой деда Шейба ибн Хашим аль-Кураши (известного также как Абд аль-Муталлиб), главы клана Хашим. Климат Мекки считался неблагоприятным для маленьких детей, и в шестимесячном возрасте Мухаммеда передали на воспитание кормилице в семью кочевников. Мать Мухаммеда Амина умерла, когда мальчику было шесть лет, а через два года Пророк Мухаммед пережил еще одно крупное горе - смерть деда и опекуна Абд аль-Муталлиба. Опекуном мальчика стал Абу Талиб — сын Абд аль-Муталлиба, дядя Мухаммеда и новый глава клана Хашим. Абу Талиб был довольно крупным торговцем того времени, он водил караваны и нередко брал с собой в деловые поездки Мухаммеда.

Примерно к двадцати годам Пророк Мухаммед начал вести самостоятельную жизнь, без формальной опеки со стороны дяди. К тому времени он уже был довольно сведущ в торговле, умел водить караваны, но не имел достаточно средств, чтобы вести дела самостоятельно. Поэтому юноша был вынужден наниматься к более зажиточным торговцам. В 595 году Мухаммед стал вести дела богатой мекканской вдовы Хадиджи бинт Хувайлид, которая была настолько покорена его характером, умом и честностью, что предложила жениться на ней. Хадидже было в то время 40 лет, Мухаммеду - 25. Хадиджа родила Мухаммеду несколько сыновей, скончавшихся в младенчестве, и четырех дочерей: Рукайу, Умм Кулсум, Зайнаб и Фатиму. Пока Хадиджа была жива (она скончалась в 619 году), Мухаммед не имел других жен.

Пророк Мухаммед был склонен к уединенным благочестивым размышлениям и часто проводил в одиночестве по несколько дней, а раз в году - и целый месяц, в пещере на склоне горы Хира, у подножия которой лежит Мекка. По преданию, в 610 году, когда Мухаммеду исполнилось около 40 лет, ему во сне было видение, и он услышал обращенный к нему призыв: «Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил - сотворил человека из сгустка. Читай! И Господь твой щедрейший, который научил каламом, научил человека тому, чего он не знал» (96:1-5). Это послужило началом целой серии откровений, продолжавшихся до самой смерти Мухаммеда в 632 году. Примерно в 650 году эти откровения были записаны и собраны воедино в священную книгу мусульман - Коран.

Первоначально Пророк Мухаммед испугался начавшихся откровений и сомневался в их происхождении, думая, что им овладели джинны (злобные духи), однако жена Мухаммеда Хадиджа помогла мужу справиться с сомнениями и убедила его, что безымянный призрак был ангелом Джибраилом (Гавриил), а его видения исходили от Бога. Мухаммед уверился, что избран Богом в качестве посланника (расул Аллах) и пророка (наби), чтобы нести людям его слово. Первые откровения провозглашали величие единственного и единого бога Аллаха, отвергали распространенное в Аравии многобожие, убеждали в неотвратимости Судного дня, предупреждали о грядущем воскресении мертвых и наказании в аду всех, кто не верует в Аллаха.

Поначалу соплеменники воспринимали проповедь Пророка Мухаммеда с насмешкой, но постепенно вокруг него образовалась постоянная группа сторонников, призпавав-ших в нем пророка и внимательно слушавших его откровения. Мекканская верхушка почувствовала опасность этих проповедей, грозивших уничтожить одну из основ мекканской торговли - культ аравийских божеств, и начала притеснять последователей Пророка Мухаммеда — мусульман. Сам Мухаммед находился под защитой своего клана и его главы - дяди Абу Талиба, который, хотя и не принял ислам, считал своей обязанностью защищать члена своего рода. Примерно в 619 году умерли жена Мухаммеда Хадиджа и Абу Талиб, главой клана Хашимов стал Абу Лахаб, который отказал Мухаммеду в покровительстве.

Пророк Мухаммед стал искать сторонников вне Мекки. Он обращался с проповедью к торговцам, приезжавшим в город по делам, пытался проповедовать в других городах и становился все более известным. Примерно в 621 году группа жителей крупного оазиса Йасриб, расположенного примерно в 400 км к северу от Мекки, пригласила Мухаммеда выступить в качестве третейского судьи в их затянувшемся и запутанном межклановом конфликте. Они согласились призвать Мухаммеда пророком Аллаха и передать ему в руки управление своим городом. Сначала в Йасриб переселились большинство мекканских мусульман, а сам Мухаммед прибыл туда в 622 года. С первого месяца (мухаррам) этого года по лунному календарю мусульмане стали отсчитывать годы новой эры по хиджре (переселение), то есть по году переселения Пророка Мухаммеда из Мекки в Йасриб, который стал называться Мадинат ан-наби (Город пророка), или просто аль-Мадина (Медина) - Город.

Пророк Мухаммед постепенно превращался из простого проповедника в политического лидера общины (уммы). Главной его опорой были пришедшие с ним из Мекки мусульмане - мухаджиры и мединские мусульмане - ансары. В Медине был построен дом Мухаммеда, около него воздвигнута первая мечеть, установлены основы мусульманского ритуала - правила молитвы, омовения, поста и т. д. В откровениях, которые посещали Пророка Мухаммеда, подробно разъяснялись правила жизни общины: принципы наследования, раздела имущества, бракосочетания, провозглашались запреты на ростовщичество, азартные игры, вино, употребление в пищу свинины.

Пророк Мухаммед поначалу надеялся найти поддержку у иудеев Медины и даже подчеркнуто избрал киблой (направлением, которое надо соблюдать при молитве) Иерусалим, однако они отказались признать в Мухаммеде пророка и даже вступили в контакт с мекканцами - врагами Мухаммеда. Ответом на это был постепенный разрыв. Пророк Мухаммед все отчетливее стал говорить об особой роли ислама и его самостоятельности как отдельной религии. Иудеи и христиане порицаются как плохие верующие, ислам объявляется исправлением допущенных ими искажений воли Аллаха. В противовес субботе устанавливается особый мусульманский день для общей молитвы - пятница, главной святыней ислама провозглашается мекканская Кааба, которая становится киблой. Кааба представляет собой каменное здание высотой 15 м. В восточный угол здания вделан «черный камень» (оплавленный метеорит) - главный предмет поклонения в аль-Каабе. Согласно мусульманским легендам, «черный камень» - это белый яхонт из рая, дарованный Аллахом Адаму, когда тот, сброшенный на , добрался до Мекки. Черным камень стал позже из-за грехов и порочности людей, чтобы они не увидели рай, который можно было рассмотреть в глубине камня (увидевший рай должен попасть туда после смерти).

Одной из главных религиозных и политических задач Мухаммеда стало освобождение Мекки от господства многобожников и очищение Каабы от языческих идолов и ритуалов. К борьбе с неверующими мекканцами Пророк Мухаммед стал готовиться с самого начала жизни в Медине. В 623 году начинаются нападения мусульман на мекканские торговые караваны (газават - ми. ч. от газва - набег). В 624 году при Бадре небольшой мусульманский отряд, возглавляемый Мухаммедом, одерживает победу над мекканским ополчением, несмотря па численное превосходство мекканцев. Эта победа была воспринята как доказательство того, что Аллах на стороне мусульман. В ответ мекканцы в 625 году подошли к Медине, и около горы Ухуд состоялось сражение, в котором мусульмане понесли большие потери, однако мекканцы не развили свой успех и отошли. Военное поражение было связано и с внутренними сложностями в лагере мусульман. Часть мединцев, первоначально охотно принявшая ислам, была недовольна единовластием Пророка Мухаммеда и поддерживала тесные связи с мекканцами. Эта внутренняя мединская оппозиция неоднократно осуждается в Коране под именем «лицемеры» (мунафикун).

В течение нескольких лет Пророк Мухаммед собирал силы для решительной борьбы с Меккой, укрепляя свое положение в Медине и обеспечивая себе поддержку многих кочевых племен. В 628 году большое войско двинулось в сторону Мекки и остановилось неподалеку - в месте, называемом Худайбийа. Переговоры между мекканцамн и мусульманами завершились заключением соглашения о перемирии, согласно которому Мухаммед обязался прекратить наступление и отказаться от боевых действий против Мекки. За это мекканцы давали мусульманам возможность совершить паломничество к Каабе. Ровно через год Мухаммед и его сподвижники совершили в соответствии с договором малое паломничество (умра).

Тем временем сила мединской общины крепла. Были завоеваны богатые оазисы, лежавшие к северу от Медины, все новые и новые кочевые племена становились союзниками Пророка Мухаммеда. В этих условиях продолжались тайные переговоры Мухаммеда с мекканцами, многие из которых открыто или тайно принимали ислам. В начале 630 года мусульманское войско беспрепятственно вошло в Мекку. Мухаммед даровал прощение многим бывшим врагам, совершил поклонение Каабе и очистил ее от языческих идолов.

Однако Пророк Мухаммед не вернулся жить в Мекку и лишь однажды, в 632 году, совершил одно паломничество в Мекку. Победа над Меккой еще более укрепила уверенность Мухаммеда в себе и подняла его религиозный и политический авторитет в Аравии. В Мекку приехали вожди разных кланов и мелкие правители, чтобы договориться о союзе; многие из них выразили готовность принять ислам. В 631-632 гг. значительная часть Аравийского полуострова в большей или меньшей степени оказывается включенной в политическое образование, возглавляемое Мухаммедом.

В последние годы жизни Пророк Мухаммед готовил военную экспедицию против Сирии с целью распространения власти ислама на север. В 632 года Мухаммед после непродолжительной болезни неожиданно скончался (существует предание, что он был отравлен). Похоронен он в главной мечети Медины (Мечети пророка).

Ибн
Абд аль-Мутталиб ибн Хашим ибн Абд Манаф
ибн Кусайя ибн Килаб ибн Мурра ибн Кааб ибн
Луайя ибн Галиб ибн Фихр ибн Малик ибн
ан-Надр ибн Кинана ибн Хузайма ибн Мудрик
ибн Ильяс ибн Мудар ибн Низар ибн Мадд ибн
Аднан ибн Адад ибн Мукаввим ибн Нахур ибн
Тайрах ибн Иаруб ибн Яшджуб ибн Набит ибн
Исмаил ибн Ибрахим ибн Азар ибн Нахур ибн
Саруг ибн Шалих ибн Ирфхашад ибн Сам ибн
Нух ибн Ламк ибн Матту Шалах ибн Ахнух ибн
Иард ибн Махлил ибн Кайнан ибн Ианиш ибн
Шис ибн Адам

Мединская община - первое государственное образование мусульман, созданное пророком Мухаммедом после переселения из Мекки в Медину (622) . С 623 года вела войну с мекканскими многобожниками . Община представляла собой не государство, а самоуправляемую общину полисного типа. После смерти Пророка, на месте Мединской общины был создан Праведный халифат . Период жизни пророка Мухаммада в исламе называют аср ас-саадат .

Предыстория [ | ]

Около 571 года, в так называемый «Год слона » в семье Абдуллаха ибн Абд аль-Мутталиба и Амины бинт Вахб родился сын Мухаммед . Его отец умер до его рождения, а мать умерла когда мальчику было 6 лет. Мухаммеда взял к себе дед Абд аль-Мутталиб , но через два года он тоже умер. После смерти Абд аль-Мутталиба Мухаммеда взял дядя Абу Талиб .

Примерно к 20 годам стал, являясь человеком сведущим в торговле и умея водить караваны, нанимался к зажиточным торговцам в качестве приказчика, проводника караванов или торгового агента . В 25 лет Мухаммед женился на Хадидже бинт Хувайлид .

Когда Мухаммеду исполнилось сорок лет, началась его религиозная деятельность. В течение первых трёх лет, он вёл свою проповедь тайно. Люди начали постепенно вступать в ислам, сначала это были жена Мухаммеда Хадиджа и ещё восемь человек, среди которых будущие халифы Абу Бакр , Али и Усман . С 613 года жители Мекки стали принимать ислам группами, как мужчины, так и женщины и пророк Мухаммед стал открыто призывать к исламу.

Курайшиты начали оказывать враждебные действия Мухаммеду, открыто критиковавшему их религиозные взгляды, и новообращённым мусульманам. Мусульман могли оскорблять, забрасывать камнями и грязью, избивать, подвергать голоду, жажде, зною, угрожать смертью. Всё это сподвигло Мухаммеда на принятие решения о первом переселении мусульман в Эфиопию (615 г.).

В 619 году умерла Хадиджа и Абу Талиб, который защищал Мухаммеда от враждебно настроенных курайшитов. Этот год Мухаммед назвал «годом печали». Из-за того, что после смерти Абу Талиба притеснение и давление в сторону Мухаммеда и остальных мусульман со стороны курайшитов заметно возросло, Мухаммед принял решение искать поддержки в ат-Таифе , расположенном в 50 милях к юго-востоку от Мекки у племени Сакиф . Он хотел, чтобы они приняли ислам , но в ат-Таифе его грубо отвергли, и при уходе из города закидывали камнями.

Согласно преданию, около 619 года Мухаммед совершил ночное путешествие (исра ) в Иерусалим, а затем вознесён (мирадж ) на небеса .

Из-за опасности нахождения Мухаммеда и остальных мусульман в Мекке, они вынуждены были переселиться в Медину (Ясриб). К этому моменту в Медине уже приняли ислам и в подчинении Мухаммеда оказались целый город и армия. Это событие считается началом мусульманской государственности, так как мусульмане получили необходимую им независимость. Год переселения стал первым годом исламского лунного календаря (лунной хиджры).

История общины [ | ]

После переселения в Медину пророк Мухаммед превратился из простого проповедника в политического лидера мединской общины, в которую входили не только мусульмане. Его главной опорой были местные жители из племён аус и хазрадж (ансары) и пришедшие с ним из Мекки мусульмане (мухаджиры). В первые годы Мухаммед надеялся также найти религиозную и политическую поддержку у иудеев, которые отказались признать пророка из неиудеев. Более того, иудеи высмеивали Пророка и даже вступили в контакты с мекканцами, которые враждовали с мусульманами. Внутренняя мединская оппозиция из язычников, иудеев и христиан, выступившая против Мухаммеда, неоднократно осуждается в Коране под именем «лицемеров » .

Большинством жителей Медины в 622 г. были евреи . Первоначально Мухаммед принимал Иерусалим в качестве стороны, к которой молящиеся должны обращаться лицом (кибла ) и соблюдал еврейские посты. Однако после отказа иудеев в признании, Мухаммед устанавливает стороной обращения Мекку и объявляет ислам подлинной религией Ибрахима (Авраама) .

С этого времени Мухаммед всё отчётливее говорит об особой роли ислама, который объявляется исправлением допущенных иудеями и христианами искажений воли Аллаха, о себе как о последнем пророке - «печати пророков». Устанавливается особый день общей молитвы мусульман - пятница (джума ), объявляется о святости Каабы и первостепенном значении паломничества к ней. Кааба становится главной святыней ислама, к ней, вместо Иерусалима, мусульмане начинают обращаться во время молитвы .

В Медине строятся первая мечеть (аль-Куба), дом Мухаммеда, устанавливаются основы исламского ритуала - правила молитвы и призыва к ней, омовения , поста , обязательных сборов на помощь нуждающимся и т. д. В проповедях Пророка стали фиксироваться правила жизни мусульманской общины - принципы наследования , бракосочетания и т. д. Объявляются запреты на употребление спиртных напитков, азартные игры, свинину. В «откровениях» появляются требования особого почтения к посланнику Аллаха .

Таким образом, в Медине были сформированы основные принципы религиозного учения, ритуала и организации исламской общины. Эти принципы были выражены в Коране и высказываниях, решениях и поступках самого Мухаммеда (сунна) .

Война с мекканцами [ | ]

Одной из форм сплочения мусульман и её расширения стала борьба с мекканскими многобожниками. В 623 году начинаются нападения мусульман на мекканские караваны, в 624 году мусульмане победили мекканский отряд в битве при Бадре. В 625 году около горы Ухуд (возле Медины) мекканцы сразились с мусульманским войском. В этом бою мусульмане понесли большие потери, сам Мухаммед был легко ранен в голову, однако мекканцы не развили свой успех и отошли. В 626 году мекканцы снова подошли к Медине, но были остановлены обороной мусульман у специально выкопанного рва .

Тесные связи внутренней мединской оппозиции с мекканскими многобожниками, её попытки покушения на жизнь пророка Мухаммеда и упорный отказ от полного ему подчинения вызвали резкие ответные меры мусульман. Последовательно из Медины были изгнаны иудейские племена бану кайнука и бану надир, значительная часть племени бану курайза была перебита. Некоторые наиболее активные противники и соперники Пророка были убиты. Для решительной борьбы с мекканцами были собраны большие силы . В 628 году большое войско, состоящее из мединских мусульман и присоединившихся к ним некоторых кочевых племён, двинулось в сторону Мекки и остановилось на границе священной территории Мекки, в местечке Худайбия. Переговоры между мекканцами и мусульманами завершились перемирием, в соответствии с которым через год пророк Мухаммед и его сподвижники совершили малое паломничество (умра ) .

Со временем сила мединской общины крепла. Были завоеваны североаравийские оазисы Хайбар и Фадак , союзниками мусульман становились все новые и новые арабские племена, многие мекканцы принимали ислам открыто или тайно. В результате всего этого 630 году мусульманское войско беспрепятственно вошло в Мекку . Из Каабы были убраны языческие идолы .

После завоевания Мекки Мухаммед продолжал жить в Медине и лишь однажды (в 632 году) совершил «прощальное » паломничество. Победа над Меккой подняла его политический и религиозный авторитет пророка Мухаммеда в Аравии. Он посылает различным вождям и царям Аравии и наместникам пограничных с Аравией областей Персии и Византии послания с предложением принять ислам. Мекканские военные отряды появляются в Йемене, захватывают новые оазисы в Северной Аравии. В Мекку приезжают представители различных племён и областей Аравии, многие из которых договаривались с Мухаммедом о союзе. В 630 году враждебные кочевые племена организовали наступление на Мекку, но мусульмане и их союзники отбились в сражении при Хунайне. В 631-632 годах значительная часть Аравийского полуострова оказывается в той или иной степени включенной в политическое объединение, которое возглавил пророк Мухаммед .

Община после смерти Мухаммеда [ | ]

В последние годы жизни Мухаммед определил главную цель - распространение власти ислама на север; он деятельно готовит военную экспедицию в Сирию. В июне/июле 632 года в возрасте около 60 лет (или 63 года по лунному календарю) Мухаммед скончался после непродолжительной болезни