Философия С. Кьеркегора

Серен Обю Кьеркегор родился в 1813 г. в Копенгагене. Он был религиозным мыслителем и писателем. Из статьи узнаем, какой след в истории оставил Серен Кьеркегор.

Биография

Кьеркегор Серен был выходцем из семьи разбогатевшего купца. В 1840-м он закончил обучение на теологическом факультете в университете Копенгагена. В следующем году Кьеркегор Серен получил степень магистра. Будущий писатель защитил диссертацию, посвященную теориям иронии у древнегреческих романтиков. Серен был влюблен в Регину Ольсен. Однако по стечению обстоятельств помолвка между ними была разорвана. После этого события до 1851 г. Кьеркегор много работал. В этот период были созданы основные труды писателя. До 1855 г. Кьеркегор Серен не создал ни одного произведения, считая, что сказал все, что хотел. Его жизнь была скрыта от посторонних. Однако при этом он достаточно тонко чувствовал других людей, глубоко понимал их. Все труды, которые создал Серен Кьеркегор (книги , записки, публикации в журналах и пр.), отличаются особой психологической точностью. В последние годы он особенно резко критиковал стремление людей удобно и благополучно жить, считая себя христианами. Скончался Кьеркегор Серен там же где и родился - в Копенгагене в 1855 г.

Учение о стадиях существования человека

Философия Серена Кьеркегора ставила достаточно актуальные для того времени вопросы. Идеи мыслителя сформировали базу для последующих исследований человеческой сущности. Экзистенциализм Серена Кьеркегора был впервые сформулирован в его труде "Или-или". Окончательные выводы по концепции приводятся в "Заключительном ненаучном послесловии". Серен Кьеркегор выделяет 3 стадии существования человека:

  1. Эстетическую.
  2. Этическую.
  3. Религиозную.

Согласно этой дифференциации, мыслитель разделяет людей на:

  1. Обывателей.
  2. Эстетиков.
  3. Этиков.
  4. Религиозных.

Характеристика

Серен Кьеркегор описывает обывателя как человека, живущего подобно окружающим. Он старается создать семью, работать, хорошо говорить и одеваться. Обыватель плывет по течению, смиряясь с обстоятельствами, не думает о том, что можно что-то изменить. Такой человек просто не знает о том, что он может выбрать другую жизнь.

Эстетик

Он понимает, что нет необходимости следовать за всеми. Эстетик самостоятельно выбирает путь, жизнь, полную удовольствий. Он любит хорошую еду, вино, красивых женщин. Ему не свойственно чувство ответственности и долга, он не думает о том, что плохо, а что - хорошо. Если в жизни нет ничего интересного, он считает ее пустой, ему становится скучно. Человек, обращенный к внешнему миру, таким образом, считает целью удовольствия. Символом этого этапа считается Дон Жуан. В своем романе "дает достаточно подробное описание такому человеку. Это произведение - часть трактата "Или-или". "Дневник обольстителя" Серен Кьеркегор писал, как и почти все свои работы, от имени вымышленного автора.

Этик

Погоня за удовольствием приводит к пресыщению. В результате эстетическое сознание приходит к сомнениям и разочарованиям, тоске. Через отчаяние и переживания человек может перейти на этическую стадию только в том случае, если его поступками руководит чувство долга и разум. На этом этапе индивид не считает жизнь пустой. Этик хорошо понимает, где зло, а где добро, что плохо, а что хорошо. Такой человек считает, что необходимо жить с женщиной, быть верным ей, любить ее. Этик стремится совершать только хорошие поступки, не делая ничего плохого. На этой стадии происходит постоянное колебание. Эстетические элементы никуда не уходят. Человек балансирует между ними и этическими настроениями. В качестве символа этого этапа выступает Сократ.

Пояснения

Серен Кьеркегор, вводя различия между мировосприятием людей на эстетической и этической стадиях, указывает, что в первом случае, каким бы ни было мировоззрение, оно всегда, по своей сути, является отчаянием. Обусловлено такое состояние тем, что индивид основывает собственную жизнь на том, что может и не быть, и быть, то есть, на несущественном. Этик, напротив, в качестве базы выбирает существенное, то, что должно иметь место. Этическое начало способствует формированию внутреннего мира, придает ему устойчивость, уверенность. На этом этапе индивид становится личностью, трансформированной в единственный абсолют. Серен Кьеркегор старается исключить нравственность из внутреннего пространства человеческого духа. Между тем, этика изолированной действительности ограничена. Нравственный закон, который устанавливается человеком, в соответствии с собственным опытом, в свою очередь, может являться неприемлемым для остальных и ошибочным.

Последняя стадия

В результате балансирования человек может прийти к пониманию ограниченности и эстетического, и этического пути, испытав снова отчаяние. В таком случае дискретно может случиться прорыв на духовную стадию. На этом этапе человека ведет сердце, вера, не подвластная ни разуму, ни чувственности. Религиозный человек осознает свое несовершенство. Он понимает, что грешен, и стремится к Богу, веря, что тот простит его. Выбрав прорыв к Всевышнему, человек преодолевает недостатки этического восприятия. Они связаны с тем, что в качестве движущей силы индивида выступает стремление достичь счастья, но в мире действует всеобщий закон, ограничивающий его в свободе. Вера в Бога возвышает индивида над той моралью, которую он для себя выработал. Дойдя до этой ступени, человек погружается в страдание. Верующие люди являются страждущими. Прекращение страдания указывает на завершение религиозной жизни. Серен Кьеркегор полагал, что люди, которые одержимы оптимизмом, пребывают в непроницаемом заблуждении. Он считал, что жизнь - это скорбь, а не отрада. Кьеркегор указывал на то, что человек как в бездну заброшен в мрачный мир не по собственной воле. Находясь в нем, он переживает свободу и страдание, грех. Он боится Бога. При этом жизнь, которая наполнена страданием, становится оправданной и осмысленной за счет стремления к спасению через искупление. Переход с одной стадии на другую осуществляется в результате выбора, волевого акта человека. Забота и отчаяние ведут личность по жизненным ступеням. Кризис приводит к возникновению страха. Он стимулирует выбор, и человеческая жизнь переворачивается. В этом реализуется свобода, которая направлена на достижение бесконечного блаженства. В качестве помощника человека при его преодолении отчаяния на жизненных дорогах выступает вера. Отказываясь от разума, который вызывает страдания, отчаяние, страх, индивид приобретает успокоение. Только вера гарантирует истинное существование.

Отчаяние

Основываясь на догме о первородном грехе, Серен Кьеркегор говорит о человеческой жизни, как о страдании, переживании. Это приводит индивида к отчаянию. Оно, выступая как результат греховной сущности человека, рассматривается одновременно и как единственная возможность прорваться к Богу. Соответственно трем этапам существования индивида в труде "Болезнь к смерти" Серен Кьеркегор рассматривает:

  1. Отчаяние возможного. У эстетических людей оно связано с фактичностью, которая не соответствует ожиданиям. В сознании такой человек старается подменить собственное Я другим, имеющим определенные преимущества - силу, ум, красоту и пр. Отчаяние, которое возникает в связи с нежеланием быть собой, приводит к разрушению. Отдельные удовольствия являются фрагментарными, они не обладают единством. В итоге Я рассыпается на "песок мгновений".
  2. Мужественное отчаяние. Оно появляется как следствие желания быть собой, добиваться непрерывности Я. Это стремление, в свою очередь, является результатом нравственных усилий этика. Для такого человека "Я" уже не выступает как комплекс случайных удовольствий. Оно является результатом свободного создания собственной личности. Но трагичная самонадеянность индивида, возомнившего, что его человеческих сил будет вполне достаточно для реализации "Я", вызывает отчаяние. Этик убеждается в неспособности преодолевать собственную конечность, прорваться к Богу.
  3. Абсолютное отчаяние. Оно возникает у религиозного человека в результате понимания богооставленности окружающего мира и своего одиночества перед Всевышним.

Мыслитель считал, что истинная вера - это не результат усвоения религиозных традиций, а следствие абсолютно ответственного и свободного выбора в условиях полного одиночества.

Серен Кьеркегор: "Страх и трепет"

В 1843 г. писатель опубликовал этот трактат. Он взял псевдоним Иоханес де Силенцио. Как указывал Серен Кьеркегор, страх появляется у человека как у существа свободного в онтологическом плане, но при этом несущего след первородного греха и поэтому, конечного, смертного. В центре внимания стоит вопрос о вере и ее возможностях в рамках действительности. За основу мыслитель взял ветхозаветную повесть об Аврааме и сыне его Исааке. В 1844 г. вышел еще один трактат "Понятие страха". Серен Кьеркегор говорит о том, что это ощущение возникает как следствие осознания невозможности преодолеть собственную кончину и риск неправильного использования собственной свободы.

Рационализм

В противовес развитию немецкого классического идеализма, Серен Кьеркегор указывал на первичность индивидуального отношения к человеческому существованию и вытекающих из него действий и поступков. При этом рациональное знание было для мыслителя вторичным. В своих рассуждениях Серен Кьеркегор близок, с одной стороны, к Канту. Последний утверждал первенство практического (чистого) разума в связи со спекулятивным. С другой же стороны, позиция Кьеркегора принципиально отличается от кантовской идеи о (само)достаточности этических универсальных критериев при осуществлении личностного свободного выбора человеком.

Базис концепций

Философские взгляды Серена Кьеркегора формировались под влиянием германского романтизма и ответа на гегелевское учение. В качестве одного из ключевых источников направленности идей мыслителя выступало осознание неблагополучия мира. Начало философии, считал он, исходит не из удивления, как говорили Аристотель и Платон, а из отчаяния. В свою очередь, последнее возникает в связи с тем, что мир наполнен злом. Изучение философских вопросов в сочинениях автора базируется на переиначенной гегелевской диалектике. Серен Кьеркегор перетолковывает многие термины и понятия. При этом он отрицает помещение индивида в конкретную историческую систему воплощения объективного духа. Он усматривает в этом подчинение человека эпохе, лишение его ответственности за свое поведение и самостоятельности.

Идеи

Серен Кьеркегор выступал против философских претензий не только на проектирование социальной действительности, но и на объяснение ее. Реальность для него - то, что "Я" выявляет в себе. Первичной является душа, а тело - вторично. Человек - синтез этих элементов, сочетание необходимости и свободы, вечного и временного. Кьеркегор был против учения об истине. Последняя являлась для него как субъективная категория. В качестве критерия истины выступает страстная уверенность человека в собственной правоте. Предметом изучения мыслителя являлась не всеобщая, а индивидуальная истина. Позднее аналогичную позицию отстаивал отечественный философ Шестов.

Взгляды других мыслителей

Стоит сказать, что задача существования не подается научному изучению. Поэтому идеи Кьеркегора зафиксированы в форме потока свободных мыслей по интересующим его вопросам. Он стремился обратить внимание на тревожные признаки бытия, проявляющиеся в духовной жизни. Автор не склонен был переоценивать значимость своих возможностей в предостережении об опасности, надвигающейся со стороны нигилизма. К наиболее крупным представителям экзистенциализма следует отнести Сартра, Ясперса, Камю, Хайдеггера. Последний несколько своеобразно решает проблему существования человека. Хайдеггер считает главной задачу закладки основы под понимание мира. В качестве нее выступает онтология. Она базируется на прислушивании к бытию, выработке реакции на него, в соответствии с сигналами, которые он подает при стремлении найти комфортное место в мире. Для Ясперса проблема существования решается через приспособление. Он старается внушить читателю ответственное и бережное отношение к ценностям, которые найдены европейской цивилизацией. Ясперс предостерегает от бездумного расшатывания устоявшихся норм западного мира. Он стремится направить человеческие усилия на ответственное формирование сообщества, в рамках которого народы сформируют единую семью. Камю и Сартр высвечивают неблагополучие мира. Они показывают абсурдность всего. При этом авторы предлагают мужественно исполнять свой долг, не страшиться утрат, не склоняться под ударами судьбы. Они призывают спокойно осуществлять свои будничные дела. Но если гнет действительно станет нестерпимым, Камю и Сартр предлагают отважиться на бунт.

Серен Кьеркегор решал проблемы существования в мрачном и неприветливом мире, исходя из того, что индивид входит в жизнь неподготовленным. Он воспринимает ее как место праздника. Переходя от ступени к ступени своего совершенствования, человек способен двигаться от эстетического восприятия, при котором целью является наслаждение, к этическому, в рамках которого на первый план выходит разумное служение своему человеческому долгу. В результате он приближается к религиозному мировоззрению, прорывается к Богу.

Сёрен Обю Кьеркегор (дат. Søren Aabye Kierkegaard, 5 мая 1813, Копенгаген — 11 ноября 1855, там же) — датский философ, протестантский теолог и писатель.

Окончил теологический факультет Копенгагенского университета в 1840. Степень магистра получил в 1841, защитив диссертацию «О понятии иронии», посвящённую концепциям иронии у древнегреческих авторов и романтиков. После разрыва помолвки до 1851 много работает, пишет свои основные труды. Затем оставляет писательство с чувством, что он сказал то, что должен был сказать, вплоть до «церковной полемики» 1855. Вёл жизнь, сокрытую в своём существе от людей; при этом других людей тонко чувствовал и глубоко понимал. Работы Кьеркегора отличаются исключительной психологической точностью и глубиной.

Критиковал (особенно резко — в последние годы жизни и творчества) выхолащивание христианской жизни, стремление жить благополучно и удобно и при этом считать себя христианином. Смыслу христианской жизни посвящены его экзегетические работы — «Беседы» (Taler), а также работа «Введение в христианство» (1850), и последние его публикации в журнале «Мгновения».

Скончался во время эпидемии гриппа на сорок третьем году жизни.

Книги (12)

Болезнь к смерти

Произведение «Болезнь к смерти» («Sygdommen til Dоden») было опубликовано Кьеркегором в июле 1849 г.

В основу тематического зачина, давшего название всей книге, положена евангельская притча о воскрешении Лазаря. Чудо о Лазаре несет в себе прозрачную метафорическую нагрузку: бездыханность, безжизненность мертвеца символизируют здесь оцепенение воли человека, скованной отчаянием, когда надежда потеряна и все тонет во мраке безразличия, циничной опустошенности. Спасение из этого состояния внутреннего саморазрушения, тлена и гибели возможно лишь с приходом Христа, который должен всякий раз заново отваливать могильный камень со склепа, где томится каждая человечья душа.

Вот почему Кьеркегор не устает повторять, что отчаяние — это грех, но отчаяние пред Богом — уже надежда на исцеление, противоположность же греху — это не добродетельное поведение, но вера.

Понятие страха

«Понятие страха» — это одна из самых глубоких дофрейдовских работ по психологии. В ней Кьеркегор различает два вида ужаса. Произведение было написано в 1844 году, и могло стать намного ярче «Философских Крох».

Страх и трепет

Рассмотреть источник веры, ее специфику — задача трактата «Страх и трепет».

Кьеркегор выводит главным героем — рыцарем веры — библейского Авраама и стремится показать экзистенцию Авраама и его поступки сердцем. Рассмотрение веры, которую олицетворяет Авраам, позволяет увидеть его неповторимую единственность, несущую чудо.

Философские крохи, или Крупицы мудрости

Книга «Философские крохи, или Крупицы мудрости» принадлежит датскому мыслителю Серену Керкегору.

Задуманная как ответ гегельянству и, в первую очередь, попыткам историко-критического прочтения Нового Завета, предпринятым Тюбингенской школой, книга Керкегора стала событием, выходящим далеко за пределы злободневных дискуссий1840-хгг. Ее центральный вопрос — историчность не Писания, а самого Пришествия — истины, чья вечность реализуется в человеческой истории и не имеет другого осуществления, кроме временного. Обращенная (в том числе и к науке) готовность религии Богочеловека предложить себя в качестве такого парадокса стала главной темой книги.

Заключительное ненаучное послесловие к Философским крохам

Серен Киркегор — выдающийся датский мыслитель, оказавший существенное влияние на развитие постклассической философии.

Новое понимание субъективности, пересмотр вопроса об истине и радикальная критика современности (от философии Гегеля и профанированного христианства до повседневных практик самозабвения) — вот главные темы этой книги, которые диалектически переплетаются в фокусе «наивного» вопроса о том, что значит быть человеком.

Беседы

Книга включает в себя три экзегетические работы датского мыслителя и религиозного писателя Серена Кьеркегора.

В отличие от философских работ, которые С. Кьеркегор публиковал под различными псевдонимами, эти работы были изданы им под его собственной фамилией. Поэтичные и глубокие, они обращены к «тому единственному», кого С. Кьеркегор «с радостью и благодарностью называет своим читателем» — к читателю, от которого требуется не набор знаний, но живое присутствие; от которого требуется, чтобы он сам был настоящим.

Дневник обольстителя

Сёрен Кьеркегор (1813 — 1855), датский философ, теолог и писатель, по праву считается предтечей и одновременно основателем европейского экзистенциализма.

В книгу включен роман «Дневник обольстителя». Хроника виртуозного соблазнения юной девушки с шекспировским именем Корделия хитроумным, живущим «эстетической жизнью» обольстителем Йоханнесом строится как серия "приближений"/"удалений" рефлектирующего эстетика от предмета его страсти. Дневник и письма главного героя раскрывают идеальную стратегию любовного подчинения, в которой проявляются присущие Йоханнесу донжуанова ловкость, мефистофельское знание человеческой природы и фаустовская склонность к самоанализу.

Или-или

Трактат «Или — или» («Enten — eller», 1843) — одно из первых по-настоящему самостоятельных произведений выдающегося датского философа, теолога и литератора Серена Кьеркегора.

В нем впервые представлена знаменитая диалектика «стадий человеческой экзистенции»: эстетической, этической и религиозной.

Сочинение, подписанное именем вымышленного «редактора» Виктора Эремиты, композиционно объединяет в себе две части: литературные и философские «записки» некоего молодого «эстетика» и пространные письма его оппонента, этически мотивированного судьи, а также загадочный «Ультиматум», представляющий достаточно радикальный вариант христианской позиции.

Сёрен Обюì Кьеìркегор - датский философ, протестантский теолог и писатель.

Ключевым в наследии Кьеркегора является учение о трёх стадиях человеческого существования. Впервые Кьеркегор формулирует его в «Или - или». Окончательную формулировку учение получило в работе «Заключительное ненаучное послесловие к „Философским крохам“».

Кьеркегорвыделяеттристадиичеловеческогосуществования:эстетическая,этическая,религиозная.

В соответствии с этими стадиями Серен Кьеркегор делит людей на четыре типа : обыватель(следует стадному инстинкту,плывет по течению.незнаетчто у него естьвыбор) ,эстетик(знает что есть выбор,выбирает сам свой путь,выбирает жизнь полну удовольствийего жизнь пустота,живет одним днем) , этик(развито чувство долга отвественности,совершает хорошие поступки.ПРоисходит постоянное колебание межд эстетической и этическойстадиями.) , религиозный человек(человеком руководит вера,человек грешен и нуждается в боге.Бог - совершенен, человек - нет.)

Отчаяние

Отталкиваясь от догмата о первородном грехе, Кьеркегор определяет человеческую жизнь как отчаяние. Отчаяние, как следствие греховной природы человека, одновременно рассматривается и как единственная возможность прорыва к Богу.

В соответствии с тремя стадиями развития человеческого существования Кьеркегор рассматривает три типа отчаяния.

«Отчаяние возможного»(стремление подменитьсвое я другим я)

«Мужественное отчаяние»(возникает в результате желания быть самим собой, добиться непрерывности Я.однако человеческих сил не достаточно для этого)«Абсолютное отчаяние»(у религиозного человека возникает в результате осознания богооставленности мира и собственного одиночества перед Богом.) Свои взгляды он изложил в книге "Страх и трепет". Кьеркегор отрицал единое идеальное начало мира, будь то воля, разум или что-либо другое из области абсолютизированных моментов сознания. Он выдвинул идею "Экзистенциального мышления".

Вместе с тем Кьеркегор обращал внимание на неустойчивость человеческого бытия, его обреченность на смерть и фиксировал это в понятиях "страх", "сомнение", "трепет". Чрезвычайно сложная и полная противоречий человеческая жизнь не поддается усилиям рассудка понять ее, результатом чего является бессилие мысли, подлинный "скандал для рассудка", а отсюда происходит переход к мифу.

Относясь к человеку как к цели и смыслу мировой эволюции, Кьеркегор критиковал предшествующих философов, прежде всего Гегеля за слишком абстрактный подход к человеку. Философы, по его мнению, превыше всего ставят всеобщее, дух, материю, Бога, прогресс, истину и этим всеобщим принципам стремятся подчинить реального человека вне его индивидуального бытия. Они ищут в человеке только его сущность, теряя из вида живую, уникальную индивидуальность с ее мыслями, чувствами, радостями и страданиями.

Индивид, по Кьеркегору, самоценен и возвышен, но он же одинок и беспомощен в этом мире, как узник, обитающий в камере-одиночке. Каждый имеет свои критерии оценки, поэтому искренне личностное заблуждение может превратить неистину в истину. Кьеркегор противопоставил веру разуму как начало полностью иррациональное, коренящееся в воле, которая трактовалась им как предшествующий всякому разуму корень человеческого бытия.

Сёрен Кьеркегор (Søren Kierkegaard 1813-1855) - датский философ, теолог и писатель, считаетсяодним из основателей экзистенциализма. В противовес немецкому классическому идеализму и развитию, которое придал ему Гегель, Кьеркегор настаивал на вторичности рациональности и первичности чистого существования (экзистенциальности), которое после определённого диалектического пути развития личности должно найти свой смысл в вере. Этот и ряд других моментов послужили распространению точки зрения, согласно которой датский мыслитель является представителем иррационализма.

С. Кьеркегор окончил теологический факультет Копенгагенского университета в 1840 году. Степень магистра получил в 1841 году, защитив диссертацию «О понятии иронии, с постоянным обращением к Сократу», посвященную концепциям иронии у древнегреческих авторов и романтиков. После разрыва помолвки до 1851 года много работает, пишет свои основные труды. Затем оставляет писательство с чувством, что он сказал то, что должен был сказать, вплоть до «церковной полемики» 1855 года. Вёл жизнь, сокрытую в своём существе от людей; при этом других людей тонко чувствовал и глубоко понимал. Работы С. Кьеркегора отличаются исключительной психологической точностью и глубиной. Критиковал (особенно резко - в последние годы жизни и творчества) выхолащивание христианской жизни, стремление жить благополучно и удобно и при этом считать себя христианином. Смыслу христианской жизни посвящены его экзегетические работы - «беседы» (Taler), а также работа «Введение в христианство» (1850), и последние его публикации в журнале «Мгновения».

Ключевым в наследии Кьеркегора является учение о трех стадиях человеческого существования. Впервые Кьеркегор формулирует его в «Или - или». Окончательную формулировку учение получило в работе «Заключительное ненаучное послесловие к "Философским крохам"». Кьеркегор выделяет три стадии человеческого существования: эстетическая, этическая, религиозная. В соответствии с этими стадиями Серен Кьеркегор делит людей на четыре типа: обыватель (Spidsborgeren), эстетик (Æstetikeren), этик (Etikeren), религиозный человек (den Religiøse).

Обыватель живет так, как окружающие: старается работать, создать семью, хорошо одеваться и говорить хорошо. Он следует стадному инстинкту. Он течет по течению и смиряется с обстоятельствами, не думая о том, что он может что-то изменить в своей жизни. Он просто не знает, что у него есть выбор.

Эстетик знает, что он у него есть выбор. Он знает, что ему не нужно следовать за всеми. Он выбирает сам свой путь. Он выбирает жизнь, которая полна удовольствий. Ему нравится хорошая еда, стакан вина, красивые женщины. Он не думает о чувстве долга и ответственности, и вовсе не думает, что такое хорошо и что такое плохо. Он просто живет сегодняшним днем и наслаждается жизнью. Если нет ничего интересного, то ему становится скучно. Он чувствует, что его жизнь пуста.

Тогда человек может перейти через переживание отчаянья на этическую стадию, когда его поступками руководит разум и чувство долга. Этик не чувствует, что его жизнь пуста. У него развито чувство долга и ответственности. Он разбирается, где добро и где зло, что такое хорошо и что такое плохо. Он считает, что нужно жить с женщиной, любить ее и быть ей верным. Ему хочется совершать только хорошие поступки и не совершать ничего плохого. На этической стадии эстетическая не исчезает бесследно, а происходит постоянно колебание между эстетическим и этическим.

В конце концов человек может прийти к осознанию ограниченности как эстетического, так и этического образа жизни, снова испытав отчаянье. Тогда дискретно может произойти прорыв на духовную стадию, где человеком руководит сердце, вера, которая не подвластна ни чувственности, ни разуму. Религиозный человек понимает, что он не совершенен. Он знает, что он грешен и нуждается в Боге. Он верит всем сердцем, что Бог его простит. Бог - совершенен, человек - нет.

Отталкиваясь от догмата о первородном грехе, Кьеркегор определяет человеческую жизнь как отчаяние. Отчаяние, как следствие греховной природы человека одновременно рассматривается и как единственная возможность прорыва к Богу. В соответствии с тремя стадиями развития человеческого существования Кьеркегор рассматривает три типа отчаяния.

  • «Отчаяние возможного» у эстетического человека связано с фактичностью, несоответствующей ожиданиям человека. В своем сознании такой человек стремится подменить свое Я другим Я, обладающим некоторыми преимуществами: силой, умом, красотой и т. п. Отчаяние, возникающее от нежелания быть самим собой, приводит к распаду самости. Отдельные эстетические удовольствия фрагментарны и не обладают единством. В результате Я «рассыпается в песок мгновений».
  • «Мужественное отчаяние» возникает в результате желания быть самим собой, добиться непрерывности Я. Такое желание - результат нравственных усилий этического человека. Я для такого человека - уже не совокупность случайных «эстетических» удовольствий, а результат свободного формирования своей личности. Однако трагическая «самонадеянность» человека, возомнившего, что только его собственных человеческих сил достаточно для воплощения Я, приводит к отчаянию в неспособности преодолеть собственную конечность, «возвыситься до Бога».
  • «Абсолютное отчаяние» у религиозного человека возникает в результате осознания богооставленности мира и собственного одиночества перед Богом. Истинная вера не является результатом усвоения религиозной традиции, она результат абсолютно свободного и ответственного выбора в ситуации абсолютного одиночества.

Труды и идеи Кьеркегора оказали значительное влияние на европейскую и мировую философию и литературу. Ему многим обязаны Г.Ибсен, М.Унамуно, А.П.Чехов, Н.А.Бердяев, К.Барт, М.Хайдеггер и К.Ясперс.

Публикации

  1. + - Афоризмы эстетика

    Http://lib.ru/FILOSOF/KIRKEGOR/estetik.txt

  2. + - Болезнь к смерти (Sygdommen til Døden. En christelig psychologisk Udvikling til Opbyggelse og Opvækkelse. Af Anti-Climacus)[недоступно]

    В настояще время публикация недоступна. http://coollib.com/b/175358 http://royallib.ru/read/kerkegor_syoren/bolezn_k_smerti.html#0

  3. + - Заключительное ненаучное послесловие к “Философским крохам”

    Http://www.ruthenia.ru/logos/number/1997_10/07.htm http://magazines.russ.ru/vestnik/2005/16/ke24.html

  4. + - Наслаждение и долг. Дневник соблазнителя

    Http://www.lib.ru/FILOSOF/KIRKEGOR/dnevnik.txt

  5. + - О понятии иронии

    Http://histphil.ru/biblio/docs/kerkegor-o_poniatii_ironii.pdf http://anthropology.rinet.ru/old/4/o_ponyatii_ironii.htm

  6. + - Повторение[недоступно]

    В настояще время публикация недоступна. http://imwerden.de/pdf/kierkegaard_povtorenie.pdf

  7. + - Понятие страха[недоступно]

    Трактат "Понятие страха" ("Begrebet Angest") опубликован Кьеркегором в 1844 г. под псевдонимом Вигилий Хауфниенсий. Этот психологиче- ский очерк целиком посвящен проблеме первородного греха (Arvesynd, букв.: "наследственного греха"), лежащего в основе страха (Angest). Кьеркегор был первым философом, разгра- ничившим "страх-боязнь" (Frygt), то есть страх, которому мы можем найти конкретную причину, и мучительный, сосущий человека изнутри страх-головокружение (Angest), - страх перед Ничто, лишенный рациональных объяснений. Несмотря на кажущуюся псевдонаучную форму, сам Кьеркегор относил "Понятие страха" к числу своих "легкомысленных сочине- ний". Пожалуй, здесь впервые в новейшей теологической литературе подробно рассмотрена проблема чувственности, эротики и сексуальности с позиции христианской догматики.

    // Пер. с дат. Н.В. Исаевой, С.А. Исаева. - 2-е изд. - М.: Академический про-ект, 2014. - 224 с. - (Философские технологии). ISBN 978-5-8291-1598-2

  8. + - Страх и трепет

    Http://www.vehi.net/kierkegor/kjerkegor.html http://psylib.ukrweb.net/books/kerks01/index.htm http://www.bible-center.ru/book/kirkegaard

См.также

  1. Понятие "страха" (о работе С.Кьеркегора)
  2. Мир Кьеркегора. Русские и датские интерпретации творчества Сьерена Кьеркегора
  3. Мир Кьеркегора (сборник статей)
  4. Абросимова Е.А. Анализ концепций смерти в философии С.Кьеркегора и М.Хайдеггера
  5. Антомони В. Ревность, память, наслаждение: расторгнутые помолвки Кьеркегора и Кафки
  6. Архипов Г.А. Священное безумие датского Дон Кихота (о С.Кьеркегоре)
  7. Баевский В.С. Тютчев: Поэзия экзистенциальных переживаний
  8. Базалук О. А. Философия жизни от волюнтаризма к экзистенциализму (компаративистский подход)
  9. Бердяев Н.А. Лев Шестов и Киркегор
  10. Бибихин В.В. Кьеркегор и Гоголь
  11. Воронина Н.Н. Экзистенциально-онтологическое осознание символа (Ницше и Кьеркегор)
  12. Грицанов А.А Понятие "страха" (О работе С.Кьеркегора)
  13. Зайцева Т.Б. Киркегоровская "проблема зоопарка"
  14. Зайцева Т.Б. Категория отчаяния или "болезнь к смерти" в философии Сёрена Киркегора
  15. Зайцева Т.Б. С. Киркегор об эстетической и этической стадиях жизненного пути человека
  16. Зайцева Т.Б. Художественная антропология А. П. Чехова: экзистенциальный аспект (Чехов и Киркегор)
  17. Зайцева Т.Б. Чехов и Киркегор о о любви воспоминании
  18. Зайцева Т.Б. О людях и деревьях (к истории одного христианского сюжета в произведениях Киркегора и Лермонтова)
  19. Зайцева Т.Б. Русская литература XIX века и Киркегор. Из истории изучения вопроса
  20. Исаев C. Косвенное сообщение: шифрованное письмецо Вечности (О Кьеркегоре)
  21. Исаева Н.В. "Или-Или". Пропедевтика к урокам бессмертия
  22. Коплстон Ф. Кьеркегор (гл. из т. "От Фихте до Ницше")
  23. Корнющенко-Ермолаева Н.С. Кьеркегор о человеческом бытии и одиночестве
  24. Кружков Н.Н. Иисус Христос глазами Сёрена Кьеркегора
  25. Левичева Е.Н. Религиозная антропология Сёрена Кьеркегора (материалы диссертации)
  26. Лунгина Д.А. Современность в дневниках Серена Керкегора и Льва Толстого
  27. Лунгина Д.А. Сёрен Керкегор: завороженность проблемой человека
  28. Лунгина Д.А. Идея спасения в псевдонимных произведениях С. Керкегора
  29. Малик Э.Г. Иррационалистическая школа философии. (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше)
  30. Мареев С.Н. С.Кьеркегор: первый опыт экзистенциализма
  31. Мудрагей Н.С. Рыцарь веры в "Страхе и трепете" Кьеркегора
  32. Мурзин Н.Н. Экзистенциальное сознание: Къеркегор и Гегель
  33. Никулина А.К. Философские идеи Серена Кьеркегора в романном творчестве Торнтона Уайлдера
  34. Новиков Ю.Ю. Предтеча экзистенциализма (посвящается 200-летию со дня рождения С. Кьеркегора)
  35. Нойхаус Р.Дж. Кьеркегор для взрослых
  36. Ольховская У. К понятию иронии…
  37. Подорога В.А. Выражение и смысл. Ландшафтные миры философии: Сёрен Киркегор, Фридрих Ницше, Мартин Хайдеггер, Марсель Пруст, Франц Кафка
  38. Ратнер Д. Экзистенциальный выбор (Л. Толстой, С. Кьеркегор, Ф. Достоевский, Ф. Ницше)
  39. Сарабун О.Б. Ответственность как момент этического самоосуществления человека в философии Сёрена Кьеркегора
  40. Соколов Б.Г. Движение "против": Серен Кьеркегор и Лев Шестов
  41. Ставцева О.И. Понятие «экзистенция» у Шеллинга, Кьеркегора, Хайдеггера
  42. Стретерн П. Кьеркегор за 90 минут
  43. Супиханов Ш. Кьеркегор (экзистенциальная диалектика С.Кьеркегора)
  44. Хоружий С.С. Философия Кьеркегора как антропология размыкания
  45. Шестов Л. Киркегард и Достоевский
  46. Щитцова Т.В. Экзистенциальная терапия, или Как практикуют философию: к актуальности Киркегора в современную эпоху

Итак, Сёрен Кьеркегор и его «Дневник обольстителя», эдакий гимн экзистенциализма с его иррациональным бытием человека.

Превозмогая острое желание исторгнуть из себя всё, что елось вчерашним днем и за неделю до этого, я все-таки достигла вершины финала этой драмы - дефлорация совершена: истинная (мне остро хочется поставить это слово в кавычки) женственность утрачена, а вместе с ней утрачен и интерес к девушке, и любовь к ней. Да, господа! Любовь прошла, завяли помидоры.

Но всё по порядку.

«Я люблю ее» - сообщает Йоханнес, ака ГГ, в беседе с самим собой. «Я полюбил ее, как только увидел ее маленькую ножку». Да, скажу я вам, увидеть дамскую лодыжку и не влюбиться – это наивысшая форма идиотизма! А если вам еще удалось заметить поворот стана, наклон головы и девичий румянец на щеке, так это вообще, просто моментальная любовь до гроба. Иногда, правда, «до гроба» – всего лишь эвфемизм для посткоитального побега и острого опять-таки посткоитального безразличия. Тут дело сугубо в моральных принципах охотника.
Однако Корделия не единственная, за кем так пристально наблюдает наш ГГ. Йоханнесу в принципе нравится наблюдать: он подсматривает в окна к девушкам, следит за ними в парках, лесу. Не гнушается и парочками, на которых глазеет из кустов, как воришка. Это приводит его в неописуемое возбуждение. Чем вам не вуайерист?

По ходу повествования, становится ясно, что ГГ любит отпор и сопротивление. Юная девственница должна быть идеальна: она обязана восхищаться им, «как каким-то всеобъемлющим высшим существом», желать его, но отбиваться всеми доступными возможностями, строго следя, чтобы лодыжки всегда были прикрыты. Йоханнес не просто любит любить, но Он любит воспитывать своих невинных жертв, чтобы потом их можно было бы правильно приготовить. Гурман!

"Если я буду пассивно отступать перед ее превосходством, то эротический момент разовьется в ней, пожалуй, слишком рано, не дав откристаллизоваться ее глубокой женственности, и она не в состоянии будет дать мне возбуждающего отпора в борьбе, предстоящей впереди".

Как я понимаю, женственность, в данном случае, это практически синоним глупости и пустоты. То есть, по словам ГГ женщина живет «для других», а потому думать ей о чем-то, кроме как о любви, женихах и вышивке ни к чему. Да и потом женский век короток! Шестнадцать лет бывает только раз! После кому уже будет нужна девица, даже и девственница. В ней с годами развивается жестокость, если мужчину она так и не познает; или она становиться опасна для таких, как ГГ, если удачно познает, потому как сама станет охотницей. А проблемы такого плана Йоханнеса не вставляют.

"Я – духовный хаос, ожидающий слова твоего!"

Охота началась.
Далее, следуют опусы как правильно направить мысли барышни в нужное ему русло, как воспитывать ее женственность, не отягощая и не пробуждая ее эротического чувства. Плетем и строим интриги, параллельно знакомимся с другими, жмем им ручки, смотрим на их носики и лбы, не поддернутые мыслями, смотрим за чужими свиданиями и решаем, стоит ли их ссорить, ну и мастурбируем по вечерам в своей квартире. Пишем письма! Это самое главное! ГГ считает, что письма имеют куда большее влияние, чем разговоры, они неизменно попадают в цель. Даже обвинения в свою сторону можно превратить в добродетель:
"Говорят, что я влюблен в самого себя. Ну что же? Пусть я влюблен в самого себя. А почему? Потому что люблю тебя, люблю всё, принадлежащее тебе, люблю, между прочим, и себя: моё «я» тоже ведь принадлежит тебе. Итак, то, в чем профаны видят доказательство высшего эгоизма, будет теперь для твоего просвещенного взора лишь выражением истинной любви».
Обратите внимание на момент, где говорится «для твоего просвещенного взора.

Йоханнес помимо прочего учитель. Он учит свою жертву, как обманывать саму себя. Мастер!
Мне интересно вот что - сам Йоханнес отдавал себе отчет в том, что он любит саму любовь, состояние влюбленности, но не предмет «своих чувств» и что это его всего лишь будоражит? Никакие реальные, долгоиграющие, серьезные отношения ему не нужны. Мне кажется, что и секс ему не нужен был бы, если бы не служил той самой опорной точкой, которая позволяла ему бросать своих женщин. Такого рода отрезвление – она больше не девственница, любить нечего.
Напоследок письмо Йоханнеса к Корделии.
"Моя Корделия!
Я беден, ты – мое богатство! Я мрачен, ты – мой свет. У меня нет ничего, но я ни в чем не нуждаюсь. Да и как же я могу иметь что-нибудь? Как может обладать чем-либо тот, кто потерял власть над самим собою? Я счастлив, как дитя, которое не может и не должно обладать ничем. У меня тоже нет ничего, и я сам весь принадлежу тебе. Я более не существую сам по себе, я перестал существовать, чтобы стать твоим.
Твой Йоханнес"

Ну и финал соответствующий: ты мне отдалась, а потому в тебе больше ничего не осталось. Прощай Корделия!
Эротический эстет. Угу.
Вывод: иногда классика, которая вечна, всё же устаревает. ИМХО