Наука о русском языке выдающиеся ученые русисты. «Конспект урока по русскому языку на тему «Выдающиеся ученые-русисты

Cлайд 1

Cлайд 2

Михаил Васильевич Ломоносов 1)разработка научной классификации частей речи и в создании теории «трех штилей»; 2)создал первую научную российскую грамматику («Российская грамматика», 1757). В этой работе ученый определил речевые нормы своего времени и заложил основы стилистики. Устанавливая грамматические и орфоэпические правила, Ломоносов исходит из своих собственных наблюдений над живой речью; 3)создал силабо-тоническую систему стихосложения.

Cлайд 3

Востоков Александр Кристофорович является создателем учебных книг по русскому языку, таких как «Сокращенная русская грамматика для употребления в низших учебных заведениях» (1831), которая переиздавалась 15 раз, и «Русская грамматика… полнее изложенная» (1831 г.), переиздававшаяся 11 раз. В «Русской грамматике» ученый осуществил «перебор всего русского языка», рассмотрел его грамматические особенности на уровне науки своего времени. (1781–1864)

Cлайд 4

Потебня Александр Афанасьевич основной труд – «Из записок по русской грамматике» в 4 томах – посвящен сопоставительному анализу украинского и русского языков, истории основных грамматических категорий, сопоставительному изучению синтаксиса восточнославянских языков – русского, украинского и белорусского. (1835–1891)

Cлайд 5

Шахматов Алексей Александрович посвятил более двух десятков работ проблеме происхождения языков восточнославянской группы. В последние годы жизни он читал в Петербургском университете курс синтаксиса русского языка, по рукописным материалам которого после смерти автора был издан знаменитый «Синтаксис русского языка». К этому труду восходят многие современные синтаксические теории. (1864–1920)

Cлайд 6

Щерба Лев Владимирович призывал к наблюдениям над живыми фактами языка и речи, к размышлениям над ними. Его работа «О частях речи в русском языке» (1928), в которой он выделил новую часть речи – слова категории состояния, – наглядно показала, какие грамматические явления скрываются за знакомыми для большинства терминами «существительное» и «глагол». Щерба – создатель ленинградской фонологической школы. Он одним из первых обратился к лингвистическому анализу языка художественных произведений. Его перу принадлежат два опыта лингвистического толкования стихотворений «Воспоминание» Пушкина и «Сосна» Лермонтова. (1880–1944)

Cлайд 7

Пешковский Александр Матвеевич первым в истории русской лингвистики показал, что интонация является грамматическим средством, что она помогает там, где другие грамматические средства не способны выразить значение. Одной из лучших работ считается «Русский синтаксис в научном освещении» (1914) – остроумная и полная тонких наблюдений монография, в которой автор как будто беседует со своими учениками. Вместе с ними он наблюдает, размышляет, экспериментирует, заставляя читателя стать сознательным пользователем русского языка. (1878–1933)

Cлайд 8

Виноградов Виктор Владимирович создал две лингвистические науки: историю русского литературного языка и науку о языке художественной литературы. Его книги «Язык Пушкина», «Язык Гоголя», «Стиль Пушкина», «Стиль прозы Лермонтова» представляют огромный интерес и для специалиста-филолога, и для абитуриента. Значительными являются заслуги в области лексикологии и фразеологии. Он создал классификацию типов лексического значения слова и видов фразеологических единиц, которыми пользуются до сих пор в вузах. Многим Виноградов известен как создатель и главный редактор журнала «Вопросы языкознания», как президент Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы. Им создано более 250 работ. (1895–1969)

Cлайд 9

Реформатский Александр Александрович создал учебник «Введение в языкознание». Его работы посвящены различным проблемам языка: фонетике, словообразованию, лексике, теории письма, истории языкознания, соотношению языка и речи. Вместе с другими выдающимися лингвистами – Кузнецовым, Сидоровым и Аванесовым – Реформатский явился основателем московской фонологической школы, идеи которой разрабатываются и сегодня.

Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Иркутской области
Иркутский региональный колледж педагогического образования
(ГБПОУ ИО ИРКПО)
ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК»

2015ПЛАН УРОКА.
Тема урока: «Выдающиеся ученые-русисты»
Цели урока:
Воспитательные: воспитание эстетического отношения к слову, формирование творческих способностей студентов.
Развивающие: с помощью упражнений развивать у студентов логическое мышление, аналитические способности; овладение приёмами языкового анализа, сравнения, классификации.
Обучающие: повторение и углубление знаний по теме, совершенствовать навыки работы со словарями;

Вид учебного занятия: лекция
Технология (элементы технологий): использование элементов технологии «Критического мышления»
Материально-техническое обеспечение занятия: компьютер, презентация, тесты, карточки, фишки за ответы
Продолжительность учебного занятия: 45 минут
Ход урока.
Без языка человеческое общение невозможно, а без общения не может быть и общества, а тем самым и человека. А.А.Реформатский
Оргмомент. Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.
Оформление записи в тетради.
Слово учителя.
Тема нашего урока сегодня: « Выдающиеся ученые-русисты»
Цель урока: знакомство с трудами выдающихся ученых-русистов, их открытиями и исследованиями.
Актуализация знаний
Слово учителя.
Выдающиеся ученые-русисты - люди, посвятившие свою жизнь и свои научные труды изучению русского языка, его структуры, выявлению всех богатств и языковых возможностей. Становление и развитие лингвистики как науки о языке связано с именами таких ученых, как Михаил Васильевич Ломоносов, Александр Христофорович Востоков, Владимир Иванович Даль, Измаил Иванович Срезневский, Александр Афанасьевич Потебня, Алексей Александрович Шахматов, Дмитрий Николаевич Ушаков, Александр Матвеевич Пешковский, Лев Владимирович Щерба, Виктор Владимирович Виноградов, Сергей Иванович Ожегов, Александр Александрович Реформатский, Леонард Юрьевич Максимов (через мультимедийный проектор на экран проецируются портреты ученых-лингвистов).
С Михаила Васильевича. Ломоносова (1711–1765) началось серьезное изучение русского языка. Один из лучших поэтов XVIIIв., замечательный филолог, писатель и педагог, Ломоносов создал первую научную российскую грамматику («Российская грамматика», 1757). В этой работе ученый определил речевые нормы своего времени и заложил основы стилистики. Устанавливая грамматические и орфоэпические правила, Ломоносов исходит из своих собственных наблюдений над живой речью.
Ломоносову принадлежит заслуга в разработке научной классификации частей речи и в создании теории «трех штилей». Последняя сыграла важную роль при создании нового литературного языка. Ученый разделил язык на три стиля: высокий, посредственный (средний) и низкий.Высокий стиль предназначался для написания од, героических поэм, торжественных «слов о важных материях». Средний – для языка театральных пьес, сатир, стихотворных дружеских писем. Низкий стиль – стиль комедий, песен, описаний «обыкновенных дел». При его использовании запрещалось употреблять церковнославянские слова, предпочтение отдавалось собственно русским, нередко простонародным словам.
Заслугой другого видного русского языковеда, поэта и переводчика – Александр Христофорович Востокова (1781–1864)– является создание учебных книг по русскому языку, таких как «Сокращенная русская грамматика для употребления в низших учебных заведениях» (1831г.), которая переиздавалась 15 раз, и «Русская грамматика… полнее изложенная» (1831г.), переиздававшаяся 11 раз. В «Русской грамматике» ученый осуществил «перебор всего русского языка», рассмотрел его грамматические особенности на уровне науки своего времени.
Измаил Иванович Срезневский (1812–1880) - филолог, этнограф, академик. Родился в Ярославле в семье профессора словесности. В 1826-1829г.г. учился на философском факультете Харьковского университета, с 1837г. был профессором по кафедре политической экономии и статистики. Одновременно занимался малороссийской литературой, народной поэзией, этнографией. В 1839-1842г.г. путешествовал по Чехии, Моравии, Хорватии, изучая славянские языки, фольклор. По возвращении в Харьков читал курс лекций по истории и литературе славянских наречий. В 1840-е опубликовал статьи «Исторический очерк сербо-лужицкой литературы» (1844), «Обозрение главных черт сродства звуков в наречиях славянских» (1845) и др. В 1846 за диссертацию «Святилища и обряды языческого богослужения славян, по свидетельствам современным и преданиям» получил степень доктора славяно-русской филологии (впервые в России). С 1847 - профессор Петербургского университета, в 1848-1859 - Главного педагогического института. По его инициативе изданы 10 томов «Известий» и 7 томов «Ученых записок» Отдела русского языка и словесности. В 1849г. опубликовал «Мысли об истории русского языка», ставшие программой научных работ нескольких поколений русских филологов. Главным он считал описание памятников, создание областных словарей, изучение народных говоров и современного литературного языка, составление исторического словаря и исторической грамматики с привлечением истории др. славянских языков. Особенно значителен труд Срезневского «Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам», над которым он работал всю жизнь.
Александр Афанасьевич Потебня (1835–1891)– выдающийся русский и украинский филолог, при жизни прославившийся невероятной эрудированностью. Будучи совсем молодым, ученый написал монографию «Мысль и язык» (1862г.), в которой рассматривалась связь между языком и мышлением. Его основной труд – «Из записок по русской грамматике» в 4 томах – посвящен сопоставительному анализу украинского и русского языков, истории основных грамматических категорий, сопоставительному изучению синтаксиса восточнославянских языков – русского, украинского и белорусского.Алексей Александрович Шахматов (1864–1920) – один из самых выдающихся филологов рубежа XIX–XXвв. Свои научные интересы он в основном сосредоточил в области истории и диалектологии славянских языков. А.А.Шахматов посвятил более двух десятков работ проблеме происхождения языков восточнославянской группы. В последние годы жизни он читал в Петербургском университете курс синтаксиса русского языка, по рукописным материалам которого после смерти автора был издан знаменитый «Синтаксис русского языка». К этому труду восходят многие современные синтаксические теории.
Александр Матвеевич Пешковский (1878–1933) первым в истории русской лингвистики показал, что интонация является грамматическим средством, что она помогает там, где другие грамматические средства (предлоги, союзы, окончания) неспособны выразить значение. Одной лучших работ А.М.Пешковского считается «Русский синтаксис в научном освещении» (1914г.)– остроумная и полная тонких наблюдений монография, в которой автор как будто беседует со своими учениками. Вместе с ними он наблюдает, размышляет, экспериментирует, заставляя читателя стать сознательным пользователем русского языка.
Лев Владимирович Щерба (1880–1944) – выдающийся русский языковед и педагог – призывал к наблюдениям над живыми фактами языка и речи, к размышлениям над ними. Его работа «О частях речи в русском языке» (1928г.), в которой он выделил новую часть речи – слова категории состояния,– наглядно показала, какие грамматические явления скрываются за знакомыми для большинства терминами «существительное» и «глагол».Л.В.Щерба – создатель ленинградской фонологической школы. Он одним из первых обратился к лингвистическому анализу языка художественных произведений. Его перу принадлежат два опыта лингвистического толкования стихотворений «Воспоминание» Пушкина и «Сосна» Лермонтова.
Виктор Владимирович Виноградов (1895–1969)– выдающийся русский филолог и педагог. Его имя вошло в историю культуры не только нашей страны, но и всего мира. Ему принадлежит заслуга создания двух лингвистических наук: истории русского литературного языка и науки о языке художественной литературы. Его книги «Язык Пушкина», «Язык Гоголя», «Стиль Пушкина», «Стиль прозы Лермонтова» представляют огромный интерес и для специалиста-филолога, и для абитуриента.
Значительными являются заслуги Виноградова в области лексикологии и фразеологии. Он создал классификацию типов лексического значения слова и видов фразеологических единиц, которыми пользуются до сих пор в вузах. Многим В.В.Виноградов известен как создатель и главный редактор журнала «Вопросы языкознания», как президент Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы. Научное наследие ученого чрезвычайно обширно и разнообразно по проблематике. Им создано более 250 работ. Одно из центральных мест среди них занимает монография «Русский язык. Грамматическое учение о слове». Это самое глубокое исследование морфологии современного русского языка. Работа удостоена Государственной премии в 1951г. Многие зарубежные академии наук избирали В.В.Виноградова своим членом.
Александр Александрович Реформатский (1900–1978)– замечательный ученый-филолог. Известность в широких кругах он приобрел благодаря знаменитому учебнику для студентов вузов «Введение в языкознание». Его научные интересы чрезвычайно разнообразны, а работы посвящены различным проблемам языка: фонетике, словообразованию, лексике, теории письма, истории языкознания, соотношению языка и речи. Вместе с другими выдающимися лингвистами А.А.Реформатский явился основателем московской фонологической школы, идеи которой разрабатываются и сегодня.
Сергей Иванович Ожегов (1900–1964) - выдающийся русский ученый-филолог, академик, автор «Толкового словаря». С 1937 года преподавал в московских вузах (МИФЛИ, МГПИ). С 1939 года Ожегов - научный сотрудник Института языка и письменности, Института русского языка, Института языкознания АН СССР. С 1952г. - основатель и первый заведующий сектором культуры речи Института русского языка АН СССР. Один из составителей «Толкового словаря русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940). Автор одного из самых известных и популярных русских словарей - однотомного «Словаря русского языка» (1949г., с исправлениями и обновлениями переиздавался неоднократно, с 1992 - при участии Н. Ю. Шведовой); словарь Ожегова фиксирует современную общеупотребительную лексику, демонстрирует сочетаемость слов и типичные фразеологизмы. Словник словаря Ожегова лёг в основу многих переводных словарей.
Основные труды посвящены русской лексикологии и лексикографии, истории русского литературного языка, социолингвистике, культуре русской речи, языку отдельных писателей (П. А. Плавильщикова, И. А. Крылова, А. Н. Островского) и других.
С 1952 года и до конца жизни С.И.Ожегов возглавлял Сектор, центральным направлением деятельности которого стали изучение и пропаганда родной речи. Он и его сотрудники выступали на радио, консультировали дикторов и театральных работников. Заметки С.И.Ожегова о языке нередко появлялись в периодической печати, он был постоянным участником литературных вечеров в Доме ученых, привлекал к сотрудничеству писателей, деятелей искусства. Тогда же начали выходить под его редакцией и в соавторстве знаменитые словари произносительных норм. Редактор «Орфографического словаря русского языка», словарей-справочников «Русское литературное произношение и ударение», «Правильность русской речи». Основатель и главный редактор научно-популярной серии «Вопросы культуры речи». По инициативе Сергея Ивановича Ожегова в 1958 году в Институте русского языка была создана Справочная служба русского языка, отвечающая на запросы организаций и частных лиц, касающихся правильности русской речи.
С.И.Ожегов был членом Предметной комиссии по русскому языку Министерства просвещения РСФСР, заместителем председателя Комиссии Академии наук по упорядочению написания и произношения иноязычных собственных и географических наименований, членом Орфографической комиссии АН, готовившей «Правила русской орфографии и пунктуации».
Каждый из названных выдающихся русских лингвистов внес в науку о языке заметный вклад. Помнить эти имена и знать о теориях и открытиях ученых-русистов – долг любого, даже начинающего филолога.
Работа в группах
На столах - листочки с высказываниями выдающихся людей о русском языке, в каждой группе по 2 высказывания. Как вы понимаете эти высказывания?
Раздаточный материал.
1.Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задумчивый, как песня над колыбелью.
А.Н.Толстой2.Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!
И.С.Тургенев3.Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры.
А.Куприн
4.Богатство языка есть богатство мыслей.
Н.М.Карамзин5.Изучать родной язык необходимо... чтобы уметь употреблять его для выражения своих мыслей.
Н.Г.Чернышевский6.Умейте же беречь наш дар бесценный - речь.
И.Бунин
(Чтение работ).
Учитель:
Русский язык – государственный язык Российской Федерации - является средством познания культуры русского народа и культуры всех народов нашей страны. На нем ведутся дипломатические переговоры, это язык, передающий миру достижения нашей науки, техники и культуры. На этом языке ведутся передачи центрального радио и телевидения. На русском языке ведется делопроизводство в большинстве районов и краев России. Кроме того, он один из мировых языков, один из 6 языков, на которых записываются все документы ООН.
Живя в России и являясь носителем языка, каждый из нас обязан правильно и грамотно говорить.
Задание 1.
(Расставьте ударения в словах, которые часто произносятся неправильно). Начать, позвонить, оптовый, облегчить, два шага, договор, квартал, приговор, ходатайство, средство, щавель, шлея, шофер, досуг, лавровый, брала, брало, брали; белый - бела, бело, белы; введенный - введен, введена, введено, введены.
Задание 2.
Спишите и запомните понравившиеся русские пословицы.
1) В многословии не без пустословия.
2) Говорить не думая - стрелять не целясь.
3) Доброе молчание - чем не ответ.
4) Закон не молитва, крик не беседа.
5) Язык мой - враг мой, прежде ума глаголит.
6) Много крику, мало толку.
Задание 3.
В различных видах словарей зафиксированы все богатства нашего языка. Перечислить. Подберите фразеологизмы к предложенным словосочетаниям.
* Дальний родственник - седьмая вода на киселе.
* Еще молод и неопытен - молоко на губах не обсохло.
* Очень умный - семи пядей во лбу.
* Оказаться в глупом положении - сесть в лужу.
* Ничем не проймешь - как с гуся вода.
* Все нипочем, ничто не страшно - море по колено.
* Бесследно пропасть, исчезнуть - как в воду канул.
* Очень мало - как кот наплакал.
* Всем очевидно, сразу видно - на лбу написано.
* Избежать заслуженной кары - выйти сухим из воды.
* Трудное начало - лиха беда начало.
Подведение итогов.
Для повышения речевой грамотности больше читайте. Особенно важно, чтобы вашим постоянным чтением стали лучшие произведения отечественной и мировой литературы. Чаще пользуйтесь словарями. «Словари - это вселенная в алфавитном порядке», - так говорил Вольтер. Их много, и задачи у них разные. О значении и употреблении слов вы узнаете из толкового словаря русского языка. О грамматике написания вы узнаете из орфографического словаря. Сделать свою речь богаче, ярче поможет словарь синонимов, словарь фразеологизмов. А если вы интересуетесь происхождением слов, то на помощь придет этимологический словарь.
Любите свой родной язык, изучайте и берегите его.
Рефлексия.
-- Что дал вам этот урок? Каковы ваши впечатления? Какие пожелания вы хотели бы сказать мне, своим однокурсникам?
Домашнее задание.
Письменно ответить на вопрос:
Объясните, как вы понимаете русские пословицы:
1. Язык разум открывает.
2. Говорит красиво, да слушать тоскливо.

Становление и развитие лингвистики как науки о языке связано с именами таких ученых, как Михаил Васильевич Ломоносов, Александр Христофорович Востоков, Владимир Иванович Даль, Александр Афанасьевич Потебня, Алексей Александрович Шахматов, Дмитрий Николаевич Ушаков, Александр Матвеевич Пешковский, Лев Владимирович Щерба, Виктор Владимирович Виноградов, Сергей Иванович Ожегов, Александр Александрович Реформатский, Леонард Юрьевич Максимов.

С М. В. Ломоносова (1711–1765) началось серьезное изучение русского языка. Один из лучших поэтов XVIII в., замечательный филолог, писатель и педагог., Ломоносов создал первую научную российскую грамматику («Российская грамматика», 1757). В этой работе ученый определил речевые нормы своего времени и заложил основы стилистики. Устанавливая грамматические и орфоэпические правила, Ломоносов исходит из своих собственных наблюдений над живой речью.

Ломоносову принадлежит заслуга в разработке научной классификации частей речи и в создании теории «трех штилей». Последняя сыграла важную роль при создании нового литературного языка. Ученый разделил язык на три стиля: высокий, посредственный (средний) и низкий. Высокий стиль предназначался для написания од, героических поэм, торжественных «слов о важных материях». Средний – для языка театральных пьес, сатир, стихотворных дружеских писем. Низкий стиль – стиль комедий, песен, описаний «обыкновенных дел». При его использовании запрещалось употреблять церковнославянские слова, предпочтение отдавалось собственно русским, нередко простонародным словам.

Заслугой другого видного русского языковеда, поэта и переводчика – А. Х. Востокова (1781–1864) – является создание учебных книг по русскому языку, таких как «Сокращенная русская грамматика для употребления в низших учебных заведениях» (1831), которая переиздавалась 15 раз, и «Русская грамматика… полнее изложенная» (1831 г.), переиздававшаяся 11 раз. В «Русской грамматике» ученый осуществил «перебор всего русского языка», рассмотрел его грамматические особенности на уровне науки своего времени.

А. А. Потебня (1835–1891) – выдающийся русский и украинский филолог, при жизни прославившийся невероятной эрудированностью. Будучи совсем молодым, ученый написал монографию «Мысль и язык» (1862), в которой рассматривалась связь между языком и мышлением. Его основной труд – «Из записок по русской грамматике» в 4 томах – посвящен сопоставительному анализу украинского и русского языков, истории основных грамматических категорий, сопоставительному изучению синтаксиса восточнославянских языков – русского, украинского и белорусского.

И филологи, занимающиеся русским языком, а также русской литературой, культурой, историей, этнографией, социологией, фольклором и традициями народа. Русисты занимаются изучением и совершенствованием методик преподавания русского языка для русских и иностранных граждан, изучают тенденции развития современного языка (разговорного и письменного) и культуру речи.

Выдающиеся ученые русисты

  • М. В. Ломоносов известен созданием в 1757 году «Российской грамматики», в которой изложил многие правила русской речи и грамматике на основе своих собственных наблюдений.
  • А. X. Востоков исследовал историю славянских языков и в 1831 году написал популярнейшую в то время «Русскую грамматику», которая не раз переиздавалась и дорабатывалась.
  • В. И. Даль стал известен благодаря составлению в 1868 году «Толкового словаря живого великорусского языка», над которым он работал 53 года. Словарь насчитывал около 200 тысяч слов, каждое из которых объясняется живо и с примерами из жизни «обычного народа» (поговорками и пословицами).
  • А. А. Потебня долгое время занимался русской и украинской филологией. В 1874 году он написал труд «Из записок по русской грамматике», в котором сопоставил русский и украинский языки. Этот труд одновременно был и его докторской диссертацией.
  • А. А. Шахматов в основном занимался славянскими языками и создал массу работ о них. Также он известен созданием «Синтаксиса русского языка», который был издан уже после кончины автора.
  • Д. Н. Ушаков — это автор множества пособий по правописанию, популярнейшего «Толкового словаря русского языка» и «Орфографического словаря», который множество раз переиздавался.
  • А. М. Пешковский — преподаватель русского языка, автор монографии «Русский синтаксис в научном освещении» (1914 год).
  • Л. В. Щерба занимался славянскими языками и русским, в частности. В 1923 году создал работу «О частях речи в русском языке».
  • В. В. Виноградов был известным и очень плодовитым филологом и языковедом. Он написал книги «Язык Гоголя», «Язык Пушкина», «Стиль прозы Лермонтова». Также он создал великий труд «Русский язык. Грамматическое учение о слове», много преподавал и прославился не только на Родине, но и за рубежом.
  • С. И. Ожегов многим известен благодаря своему «Словарю русского языка», который есть почти в каждой семье. Конечно Ожегов помимо словаря написал множество статей по истории русского языка, культуре речи и другим аспектам.
  • А. А. Реформатский написал известное всем филологам пособие «Введение в языкознание».
    Также он создал массу работ по фонетике, лексике, языкознанию и т.д.
  • Л. Ю. Максимов работал на кафедре русского языка МГПУ, долгое время замещал редактора журнала «Русский язык в школе», написал массу работ по анализу произведений и учебников.

Становление и развитие русского языкознания связаны с такими корифеями в области лингвистики, как М. В. Ломоносов, А. X. Востоков, В. И. Даль, А. А. Потебня, А. А. Шахматов, Д. Н. Ушаков, А. М. Пешковский, Л. В. Щерба, В. В. Виноградов, С. И. Ожегов, А. А. Реформатский, Л. Ю. Максимов. Это только немногие, наиболее яркие представители русской науки о языке, каждый из которых сказал собственное слово в лингвистике.
М.В.Ломоносов (1711-1765), образно названный А. С. Пушкиным «первым нашим университетом», был не только великим физиком, вдумчивым естествоиспытателем, но и блестящим поэтом, замечательным филологом. Он создал первую научную российскую грамматику («Российская грамматика», 1757). В ней он, исследуя язык, устанавливает грамматические и орфоэпические нормы, причем делает это не умозрительно, а на основе своих наблюдений над живой речью. Он размышляет: «Почему шире, слабее лучше, чем ширее, слабе!» Наблюдает за московским произношением: «Говорят жжался, а не сжался». Ломоносов первый разработал научную классификацию частей речи. Ломоносов создал знаменитую теорию «трех штилей», которая оказалась не выдумкой сухого теоретика, а действенным руководством при создании нового литературного языка. Язык он разделил на три стиля: высокий, посредственный (средний), низкий. Высоким стилем предписывалось писать оды, героические поэмы, торжественные «слова о важных материях». Средний стиль был предназначен для языка театральных пьес, сатир, стихотворных дружеских писем. Низкий стиль - стиль комедий, песен, описаний «обыкновенных дел». В нем нельзя было употреблять высокие церковнославянские слова, предпочтение отдавалось собственно русским, подчас простонародным словам. Весь пафос теории Ломоносова, под влиянием которой долгое время находились все крупные деятели XVIII в., заключался в утверждении литературных прав русского языка, в ограничении церковно-славянской стихии. Ломоносов своей теорией установил русскую основу литературного языка.
A. X. Востоков (1781 -1864) был по натуре человеком независимым и свободным. Эти черты его характера отразились и в его научных трудах, из которых наибольшую славу ему принесли исследования по истории славянских языков. Востоков явился основоположником славянской филологии. Он написал знаменитую «Русскую грамматику» (1831), в ней он осуществил «перебор всего русского языка», рассмотрел его грамматические особенности на уровне науки своего времени. Книга издавалась множество раз, была основной научной грамматикой для своего времени.
B. И. Даль (1801 -1872) многое успел сделать в жизни: был морским офицером, прекрасным врачом, путешественником-этнографом, писателем (его псевдоним Казак Луганский). Его очерки и рассказы В. Г. Белинский назвал «перлами современной русской литературы».
Но больше всего он известен нам как составитель уникального «Толкового словаря живого великорусского языка», работе над которым он отдал 50 лет своей жизни. Словарь, в котором 200 тысяч слов, читается как увлекательнейшая книга. Значения слов Даль толкует образно, метко, наглядно; объяснив слово, раскрывает его значение с помощью народных поговорок, пословиц. Читая такой словарь, узнаешь быт народа, его взгляды, убеждения, стремления.
А. А. Потебня (1835-1891) был выдающимся русским и украинским филологом. Это был необычайно эрудированный ученый. Его основной труд - «Из записок по русской грамматике» в 4 томах - посвящен сопоставительному анализу украинского и русского языков, истории основных грамматических категорий, сопоставительному изучению синтаксиса восточнославянских языков. Потебня рассматривал язык как составную часть культуры народа, как компонент его духовной жизни, и отсюда его интерес и внимание к обрядам, мифам, фольклору славян. Потебню глубоко интересовала связь между языком и мышлением. Этой проблеме он посвятил, будучи еще совсем молодым, свою зрелую, глубоко философскую монографию «Мысль и язык» (1862).
А. А. Шахматов (1864-1920) - один из самых выдающихся филологов на рубеже XIX-XX вв. Его научные интересы были в основном сосредоточены в области истории и диалектологии славянских языков. Он посвятил более двух десятков работ проблеме происхождения восточнославянских языков. В последние годы жизни он читал в Петербургском университете курс синтаксиса русского языка, по рукописным материалам которого был издан знаменитый «Синтаксис русского языка», когда его автора уже не стало. К этому труду восходят многие современные синтаксические теории.
Д. Н. Ушаков (1873-1942) является составителем и редактором одного из самых распространенных толковых словарей, знаменитого «Толкового словаря русского языка», замечательного памятника русского языка первой половины XX в. Этот труд Д. Н. Ушаков создавал уже в зрелом возрасте, будучи известен как ученый-лингвист. Он страстно любил русский язык, прекрасно его знал, был образцовым носителем русской литературной речи. Он автор многих учебников и учебных пособий по правописанию. Один только его «Орфографический словарь» выдержал более 30 изданий. Он придавал огромное значение разработке норм правильного произношения, справедливо считая, что единое, нормативное литературное произношение - основа речевой культуры, без нее немыслима общая культура человека.
5. Основные элементы интонации (логическое ударение, пауза, повышение и понижение голоса, тон речи и др.)

Любое высказывание произносится с интонацией. Интонация - явление сложное, она состоит из нескольких компонентов.
1. В каждой фразе есть логическое ударение, оно падает на то слово, которое по смыслу самое важное во фразе. С помощью логического ударения можно уточнить смысл высказывания, например:

а) Завтра мы поедем в театр (а не на следующей неделе);

б) Завтра мы (наш класс, а не другой) поедем в театр;

в) Завтра мы поедем в театр (а не пойдем);

г) Завтра мы поедем в театр (а не на экскурсию).
2. Интонация состоит из повышений и понижений голоса - это мелодика речи. Она в каждом языке своя.
3. Речь протекает ускоренно или замедленно - это образует ее темп.
4. Интонацию характеризует тембр речи, зависящий от целевой установки. Он может быть «мрачным», «веселым», «испуганным» и т. д.
5. Пауза - остановка, перерыв в движении тона бывает всегда на границе фраз, но может быть и внутри фразы. Очень важно делать паузы в нужном месте, так как от этого зависит смысл высказывания.

Как удивили его слова / брата!
Как удивили его / слова брата!
Паузы бывают логическими (смысловыми) и психологическими (диктуемыми чувствами). Логические паузы отделяют друг от друга группы слов, объединенные общим смыслом. Психологические паузы К. Станиславский называл «красноречивым молчанием».

Среди пауз такого типа выделяют паузы припоминания (А этот, / как его/, он турок или грек?//Тот,/черненький/на ножках журавлиных... (А. Грибоедов);

паузы молчания (Хотя страшился он сказать... Нетрудно было б отгадать, Когда б... но сердце, Чем моложе, Тем боязливее, Тем строже хранит, хранит причину от людей своих надежд, своих страстей. (М. Лермонтов)