Святая рахиль бородинская в чем. Рахиль бородинская, православная святая московской епархии

Схимонахиня Рахиль (Короткова) родилась в богатой купеческой семье в городе Дорогобуже Смоленской губернии. С детства она отличалась особой набожностью, любовью к молитве и паломничеству к святым местам, странно- и нищелюбием. Во время паломничества в Киево-Печерскую Лавру ей явился преподобный Феодосий, благословивший ее на монашеский подвиг. Оставив суету и богатства мира, она покидает родительский дом и, укрепляемая благословением Пресвятой Богородицы на девство, поселяется в 1861 году в Святогорской Успенской пустыни Изюмского уезда Харьковской губернии. В 1867 году Мария (таким было имя будущей старицы в миру) была переведена в Серпуховской Владычный монастырь, откуда в 1872 году она переходит в Спасо-Бородинскую женскую обитель и поселяется в ней до конца жизни.На второй седмице Великого поста, 13 марта 1885 года рясофорная послушница Павла (такое имя ей было наречено при постриге святым митрополитом Московским Филаретом) была пострижена в мантию с наречением имени Митродора, и вскоре ей было дано послушание алтарницы. Непосредственно перед этим назначением ей во сне явился преподобный Феодосий Печерский, благословляя принять из рук его кадило, полное жара и фимиама. Не раз монахиня Митродора сподоблялась видеть ангелов у Престола, белого голубя над Святыми Дарами, ей также дано было видеть духовное состояние литургисающих священников, что впоследствии проявилось в ее наставлениях иереям и мирским людям.Монахине Митродоре было уже более семидесяти лет, когда в видении Господь явил ей невероятно больших размеров гроб со стоящей в нем схимницей - это было указание на принятие ею высшего монашеского чина. 17 ноября 1915 года монахиня Митродора была пострижена в схиму с именем Рахиль. Когда она в посте и молитве пребывала в храме после пострига, ей вновь явилась Матерь Божия. После принятия схимы матушка Рахиль была назначена старшей в богадельне.Уже тогда к схимонахине Рахили стали обращаться за советом и наставлениями сестры обители и богомольцы, а однажды даже попросили благословить их. Старица, смущенная этой просьбой, всю ночь усердно молилась, а под утро, задремав в кресле, в тонком сне увидела Матерь Божию, Которая благословила ее и сказала: "Все твои прошения о людях будут исполняться. Я Сама буду благословлять тобою благословляемых". Это было благословение на подвиг старчеств, к которому Господь готовил ее всю жизнь. Из многочисленных свидетельств современников известно о ее прозорливости и чудесах. Прозорливо провидела матушка Рахиль и время своего отшествия из этой жизни. 8 сентября 1928 года многим свои посетителям она сказала, что видится с ними в последний раз. Она попросила позвать к себе монастырского духовника отца Андрея со Святыми Дарами и приобщилась в последний раз. С этого момента она больше ничего не вкушала. Схимонахиня Рахиль скончалась в первом часу в ночи с 9 на 10 октября 1928 года. Как старица и предсказывала, хоронили ее в канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы на кладбище за юго-восточной стеной обители.

Молитвы

Тропарь преподобной Рахили Бородинской глас 5

Яко маслина многоплодна возросла еси во обители Бородинстей, и процветши да-ровании исцелений и чудес, преподобная мати Рахиле, плод сторичный принесла еси, повелением Богородицы всеусердно ближнему послуживши, кротостию и лю-бовию многих на путь спасения наставляющи и добродетели научающи, тем же светлым тя венцем увенча подвигоположник Христос Бог наш, Его же моли спасти и просветити души наша.

Кондак преподобной Рахили Бородинской глас 2

Заповеди Господни исполнив, старчества Благодать восприяла еси, немощи немощных носящи, священна жертва принеслася еси, агнице кроткой тезоименита, исцелений реки и ныне источаеши, тем же мы, чада твоя, любовию притекающи вопием: преподобная мати Раxиле, моли Владыку Христа и Пречистую Матерь Его спастися душам нашим.

Молитва первая преподобной Рахили Бородинской

О незлобивая и кроткая, праведная старице, преподобная мати Рахиле, новая чудотворице и молитвеннице за род христианский! Се мы, грехми и треволненьми житейскаго моря обуреваеми, от глубины сердечныя взываем ти: не остави нас, немощных, печальных и унылых призрением милостивнаго твоего заступления!Во дни земнаго жития твоего явилася еси болящим безмездная целительница, алчущим милостивая кормительница, заблуждшим наставница, скорбящим и обидимым утешительница милосердная и всем притекающим к тебе скорая помощница и чадолюбивая мати. И ныне вемы, яко дана тебе от Господа и Пречистой Богородицы благодать молитися за ны.О верная слуго Христова, сторицею возрастившая данный тебе талант, уврачуй страсти душ и телес наших, укрепи в добродетели и настави на путь покаяния: умягчи наша злая и хладная сердца, да паче всего возлюбим Христа, в Немже и ближняго своего. Умоли Господа сил низпослати милость Свою многострадальному Отечеству нашему и святей обители сей, в ней же подвизалася еси, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте: и тако достигнем в немятежное пристанище Небеснаго Царствия, идеже ты в незаходимей сияеши славе, воспевая со всеми святыми хвалебную песнь Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая преподобной Рахили Бородинской

О достоблаженная старице наша, преподобная мати Рахиле, недужных и скорбных скорая утешительнице и целительнице! Приими ныне моление недостойных чад твоих и донеси сей малый плод сердец и устен наших ко престолу Божию, да предстательством твоим низпослет нам Милосердный Господь щедроты Своя: подаст благоденствие Отечеству нашему и обители сей: избавит от труса, огня, меча, нашествия иноплеменник и междоусобныя брани: недужным дарует исцеление, скорбящим утешение: гордых смирит, нерадивых к покаянию обратит, монашествуюших дух в горении к Богу укрепит: всем православным Христианом подаст, яже ко спасению потребная: наипаче же явит нам милость на Страшнем судище Своем и вселит в обители Небесныя со всеми святыми: Емуже подобает хвала и слава, честь и держава, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Почитание святого в Спасо-Бородинском монастыре

Преподобная Рахиль (в миру Мария) родилась в 1833 году в Дорогобуже, уездном городе Смоленской губернии. Ее родители, Михаил и Мелания Коротковы, принадлежали к купеческому сословию и занимались чайной торговлей. Рано потеряв мать, Мария осталась у отца единственной наследницей и воспитывалась им в традициях христианского благочестия. Получив соответствующее своему сословию образование, она была привлечена к торговому делу и помогала в сортировке и фасовке чая. С ранних лет дочь купца Короткова отличалась любовью к храму Божьему. Детским забавам предпочитала чтение житий святых, уединение и молитву. Деньги и одежду, которые имела в достатке, щедро раздавала нищим. Любила принимать и кормить странников. Слушая рассказы людей Божиих о святых местах и подвижниках, отроковица возгорелась желанием чистого святого жития. Подражая преподобным, она сменила мягкую постель на суровое ложе из досок, но родитель воспрепятствовал этому начинанию.

Четырнадцати лет от роду Мария с группой земляков совершила пешее паломничество в Киев, где удостоилась чудесного знамения. Находясь в Печерской Лавре, она сквозь толпу богомольцев неведомой силой была перенесена к раке святых мощей преподобного Феодосия и сподобилась явления самого начальника российского монашества.

Преподав отроковице благословение, он утвердил ее в боголюбезном желании иночества. С тех пор угодница Божия особенно почитала этого святого, подражая по силе его житию и подвигам. Вернувшись в Дорогобуж, преподобная провела в родительском доме еще два года, надеясь получить от отца благословение на монашеский путь. Однако, Михаил Коротков стал готовить дочь к замужеству и вывозить «в свет». Ей шили богатые наряды, учили танцевать, держать себя в обществе. Не желая расстраивать родителя-вдовца, Мария послушно исполняла его желания, но светские удовольствия и развлечения мира сего были ей в тягость. Она отклоняла все попытки сватовства и горячо молилась об исполнении своего заветного желания.

Благочестивая девица продолжала щедрой рукой благотворить бедным и совершала паломничества в окрестные храмы и монастыри, находя в этом утешение и черпая духовные силы. Любимым местом ее богомолья стала Троице-Болдина обитель. Там, исцелившись у святых мощей преподобного Герасима Болдинского от тяжелой глазной болезни, дочь купца Короткова дала обет оставить мир. Тем временем отец составил для Марии блестящую партию. Он намеревался выдать ее за очень состоятельного купца. Боясь прогневать родителя прямым отказом и сознавая опасность быть связанной брачными узами вопреки своему желанию, благочестивая девица просила дать ей время на размышление. Под этим предлогом она отправилась на богомолье в Смоленск к чудотворной иконе Богородицы Одигитрии.

Прибыв туда в сентябре-августе 1851 года и желая как можно скорее исполнить свой обет, Мария немедленно поступила в древний Вознесенский монастырь. А через некоторое время, взволнованный ее долгим отсутствием, в Смоленск приехал сам купец Короткое. Найдя дочь в монастыре, богобоязненный родитель не решился противиться ее решению и благословил свое единственное чадо на спасительный путь иночества. При этом он сделал значительный вклад на восстановление обители, еще не оправившейся от разорения в войну 1812 года. Невольно обнаружив свое происхождение пред сестрами монастыря, Мария из смиренного положения безродной пришелицы, выполнявшей самую тяжелую и грязную работу, вдруг стала дочерью богатого купца вкладчика, была освобождена от трудов, не подобающих ее сословию, и приближена к игумений. Благочестивый родитель часто посещал ее, обезпечивал деньгами и всем необходимым, подолгу жил в обители, находя в этом единственное утешение. Однако такое привилегированное положение не могло удовлетворить молодую подвижницу. В тайне от всех она раздавала привозимые ей вещи, продукты и деньги неимущим сестрам и беднякам, не оставляя себе ничего. А чтобы изнурить свою плоть, привыкшую ко многой неге, тайком в исподнем платье бросалась в заросли крапивы или шиповника. Прожив в Вознесенском монастыре около семи лет, Мария стала тяготиться пребыванием в Смоленске и думать об уходе в другое место, где ее никто бы не знал. Этому способствовал и один необыкновенный случай.

Как-то раз преподобную послали на монастырский хутор старшей по кухне. Монахини, прежде заведовавшие этим делом, возроптали на молодую послушницу и сговорились опозорить «выскочку».Не сообщив о приходе многочисленной группы косарей, не снабдив достаточным количеством продуктов, они оставили ее одну, без помощи, на поварне. Когда же пришло время трапезы, потребовали кормить всех, и сестер, и работников. Видя затруднительность положения, и не желая оставить голодными столько людей, Мария, улучив минуту, выбежала на двор. Укрывшись за стогом, она, воздев руки, взмолилась о помощи к Божией Матери. После краткой, но горячей молитвы, вернулась в поварню и стала спокойно раздавать пищу. И тут произошло чудо. Пищи, которой явно было недостаточно, хватило с избытком всем, и сестрам, и косарям. Но самое удивительное, что хлеба в тот день было отправлено в обитель больше, чем привезено оттуда на покос. Это необыкновенное событие возбудило у людей еще больший интерес к заключившей себя в монастырских стенах дочери купца Короткова. Смиренная послушница, привыкшая совершать добродетели в тайне и быть незаметной, твердо решила оставить Вознесенский монастырь и подъять подвиг странничества и нищеты Христа ради. Ночь накануне побега, Мария провела в молитве и под утро задремала, склонив голову на Евангелие. Проснувшись, она раскрыла его. «Аще кто хощет по Мне идти,-прочла она в 16 главе от Матфея,- да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет». Эти слова преподобная приняла как Божие благословение. В положенное время она проводила игумении в церковь, получила за свечным ящиком две просфоры и никем не замеченная вышла за монастырские ворота, не взяв с собою ни денег, ни вещей, ни документов. Мария направилась на юг, через Чернигов в Киев. Боясь погони, она следовала самыми глухими и безлюдными местами. Нередко ночь заставала ее под открытым небом, а заброшенные сараи и скирды служили пристанищем от непогоды и приютом для отдыха. Однако лишения не испугали странницу и не поколебали ее намерения. Желая оградить себя во время путешествия от душевного и телесного вреда, она горячо молилась Богоматери, вручая Ей свое девство и прося заступления. После одной из таких напряженных молитв на челе подвижницы даже выступили капли крови. Пречистая Дева вняла мольбам Своей угодницы, явилась ей, дав обетование быть ее Заступницей. Странствие преподобной продолжалось около 11-ти лет. Хранимая Богородицей, она прошла тысячи верст, побывала во многих монастырях, встречалась с известными и безызвестными подвижниками (есть версия, что достигла даже Иерусалима). Одежда странницы скоро износилась, ей пришлось подбирать выброшенные поселянами лохмотья, а порой одеваться и в мужское платье. От палящего летнего солнца и лютого зимнего ветра тело подвижницы потемнело и огрубело. Ноги были изранены острыми камнями, ведь она почти всегда ходила босая. Глубокие шрамы у нее на ступнях сохранились до самой блаженной кончины. Иногда сердобольные люди зазывали странницу к себе, покоили некоторое время, обмывали, одевали. С благодарностью принимая заботы таковых, она после непродолжительного отдыха снова уходила в путь, а то немногое, что получала от доброхотов, раздавала нищей братии.

В 1861 году Мария остановилась в Святогорской пустыни Харьковской губернии, где подвизался преподобный Иоанн, затворник и прозорливец. Ученик Глинских старцев, он наставил подвижницу во внутреннем духовном делании и открыл многое, что впоследствии исполнилось. «Пока ты здесь нахватывайся, набирайся, научайся всему - этого тебе надолго хватит, может быть, на всю жизнь. Придет время,- говорил преподобный,- когда тебе и перекреститься будет некогда, а ты народ то утешай, ведь он будет сильно страдать».Вероятней всего, именно святой Иоанн-затворник, благословил Марию Короткову оставить жестокое странническое житие и продолжать свое служение Богу в монастырских стенах. Покинув Святогорье, преподобная пошла на север, в Московские пределы, с рекомендательным письмом к игумений серпуховского Владычнего монастыря. При этом она подверглась опасности нападения и вновь до кровавого пота молилась о сохранении телесной и душевной чистоты. Предстательством Богородицы странница была спасена от поругания, но тяжело заболела. Найдя приют у бедных поселян и прожив у них около года, она, немного окрепнув, двинулась дальше. В 1867 году закаленной и духовно опытной подвижницей Мария Короткова поступила во Введенскую Владычнюю обитель. Там она была пострижена в рясофор, наречена Павлой и направлена в Москву для обучения кулинарному искусству. Постигнув его в совершенстве, преподобная несла послушание на игуменской кухне и готовила для высокопоставленных гостей.

Прожив в Серпухове до 1872 года, она была переведена в Спасо-Бородинский монастырь Можайского уезда Московской губернии. На новом месте преподобная продолжала работать при поварне. Самоотверженно, с любовью служила сестрам во Христе, не щадя себя и не считая годы, проведенные в суровом подвижничестве. Не имея возможности ежедневно бывать за богослужениями, святая угодница, мысленно всегда предстояла очам Божиим, за всякое, даже незначительное, дело принималась с молитвой, прося у Царицы Небесной вразумления и помощи. Особенно напряженными бывали праздничные и предпраздничные дни, когда приходилось трудиться сутками. Но движимая любовью Христовою, преподобная в свободные минуты уединялась в холодном погребе. Не раз сподоблялась она явлений Богородицы и других чудесных знамений, укреплявших ее в служении меньшей братии. А трудившимися при поварне сестрами было замечено, что одно лишь присутствие святой придавало сил в работе и дело спорилось. Будучи великой постницей, преподобная никогда не пробовала приготовляемой пищи, но, несмотря на это, блюда, выходившее из ее рук отличалось изумительными вкусовыми качествами. Высокопоставленные гости не раз отмечали кулинарное искусство смиренной инокини денежными наградами, которые та делила между трудившимся с нею при поварне. Вообще подвижница, как и прежде, отличалась крайней нестяжательностью, раздавая и то немногое, что имела, бедным поселянам и странникам. Сама же носила залатанный хитон и донашивала негодную обувь, выброшенную сестрами. 13 марта 1885 года, на второй седмице Великого Поста, преподобная приняла монашеский постриг, была наречена Митродорой и переведена на алтарное послушание. Этому событию предшествовал знаменательный сон, в котором преподобный Феодосии Киево-Печерский, благословляя подвижницу на новое служение, вручил ей кадило, полное жара и фимиама. Теперь святая угодница получила возможность трудиться в святилище церковном. С великим благоговением и страхом она прислуживала за богослужениями, убирала алтарь, часто заменяла других алтарниц и церковниц, радуясь пребыванию в храме Божием. Наделенная от Господа духовным зрением, преподобная сподобилась дивных откровений. Видела сослужащих священникам ангелов, белого голубя, осеняющего Святые Дары, отверстые небеса во время Херувимской песни, прозревала она и внутреннее состояние литургисавших священников. Чудесным следствием ее святости была также способность голыми руками класть раскаленные угли из жаровни в кадило без малейшего вреда для себя. С самого основания Спасо-Бородинского монастыря его особой миссией стала молитва об упокоении воинов, за Веру, Царя и Отечество жизнь свою положивших в сражении 1812 года. Тогда же был установлен чин неусыпаемой Псалтири с чтением синодиков. Преподобная отличалась особым усердием к этому послушанию и заповедовала сестрам совершать поминание неопустительно, говоря что по их молитвам все воины удостоятся Небесного Царствия и сами будут предстательствовать за обитель и охранять ее. Часто в небе над обителью она видела воинов, одетых в белые ризы, увенчанных победными венцами. И с каждым годом эта небесная рать росла. Не только Небесных видений сподоблялась угодница Божия, подвергалась она и жестоким нападениям исконного врага. Бесы в безсильной злобе разными способами пытались устрашить подвижницу: преследовали, бросая огненные бомбы, преграждали путь в храм сетями, проволокой, камнями и досками, предавали побоям. А сколько нападали они через людей! Но все эти козни преподобная побеждала несокрушимой силой веры и великим смирением, восходя от силы в силу в самоотверженном несении святого послушания и тайных молитвенных подвигах. Угоднице Божией шел уже восьмой десяток лет, когда она была извещена свыше о скором принятии великой схимы. Несмотря на преклонный возраст она, усугубила пост и, не оставляя трудов послушания и обычного келейного правила, делала иногда до трех тысяч поклонов.

17 ноября 1915 года преподобная была пострижена в схиму с наречением имени Рахиль в честь ветхозаветной праведницы. Во время обычного после пострига 5дневного пребывания в храме она вновь сподобилась явления Матери Божией. Находясь в состоянии духовного восхищения, подвижница, казалось, лишь телом пребывала на земле. Лик ее был просветлен Божественной благодатью. После принятия схимы преподобная была освобождена от монастырских работ и переведена в богадельню, но трудиться по усердию не переставала, с любовью опекая находившихся там престарелых насельниц обители. Многих из них она, предвидя приближение смертного часа, приготовила к исходу. Часто среди глубокой ночи старица звала к умирающей монастырского священника. Тогда же к убеленной сединами подвижнице стали обращаться за советом сестры обители, жители окрестных деревень и богомольцы. А некоторые просили у нее благословения. Преподобная, не считая себя достойной, стала молиться о вразумления свыше и однажды, задремав в креслице после ночного бдения, в тонком сне сподобилась видеть Матерь Божию. Преподав благословение, Пречистая сказала, что будет исполнять все прошения угодницы о людях и благословлять благословляемых ею. Старица поведала чудесный сон игумений, и та, видя в этом особый промысел, разрешила ей принимать людей. Движимая любовью Христовою к обремененному скорбями и болезнями простонародью, преподобная никому не отказывала в духовной помощи: убеждала соблюдать посты, направляла в храм Божий, на исповедь и к Святому Причастию, а безродных и убогих калек обмывала и одевала. Сперва прием богомольцев не отвлекал ее от трудов послушания и молитвенного делания, посетителей было немного. Но приток их значительно увеличился в страшные годы гражданской войны. Людское горе, стоны и плач, подобно морским волнам, бушевали у стен тихой обители. Видя близость конца своего земного странствия, чувствуя себя отягощенной непосильным бременем и, по-видимому, желая подъять на себя сугубый молитвенный подвиг, в начале 20-х годов подвижница уже собиралась уйти в затвор. Однако явившийся ей в чудесном видении преподобный Феодосии строго повелел продолжать прием страждущих и не думать об уединении. С тех пор святая самоотверженно служила народу Божию уже до самой блаженной кончины. Она поистине была послана Христом, как кроткая агница (ибо имя Рахиль сие означает), посреди волков, разорявших и осквернявших святыни Руси, свидетельствовать истину Православия. На ней в полноте исполнились слова Спасителя: «Будете мудри, яко змиями цели, яко голубее»(МФ. 10:16). Ревнительница чистоты и целомудрия, преподобная сподобилась осияния Небесной мудрости и Божественной любви. Милосердный Господь явил в ней великие, благодатные дары чудотворення и пророчества. Получив их туне, святая угодница, туне подавала вспоможение скорбящим, обездоленным, болящим и заблудшим. С раннего утра до позднего вечера у дверей кельи старицы толпился народ. Люди разных сословий, профессий и званий приходили сюда для решения жизненно важных вопросов. Преподобная радушно принимала всех, богатых и бедных: отирала слезы, предостерегала от грозящей опасности, прозорливо обличала забытые грехи и обязательно угощала незатейливой трапезой. Как и прежде, пища, приготовленная старицей, была необыкновенно вкусна и сытна. Отличалась она и целительными свойствами. Бывало, святая угодница вместе с пришедшими к ней, встав на колени, с дерзновением молилась: «Матерь Божия, Ты видишь горячие слезы этих добрых людей! Направь их жизнь ко благу, укрепи в них веру в Сына Твоего и Бога нашего, согрей их сердца любовью к ближним, будь им помощницей во всех делах и наставь на правый путь! Матерь Божия, благослови их Твоею всесильною десницею, как Ты Сама мне обещала!..» Поставленная на свещнице церковном, преподобная, подобно возженному светильнику, светила во тьме безбожия, наставляя на путь спасения, исцеляя от мучительных недугов, душевных и телесных страстей, а некоторых избавляя от неминуемой смерти. «Господь так милосерд,- говорила старица,- что если кто и малую веру будет иметь, не погибнет. Ни одна мать не может любить своих чад так, как любит Бог Свое создание. И хотя бы люди были весьма грешны, Божие милосердие к ним не может иссякнуть… Как близок Господь к каждому из нас! Нам нужно только опомниться, воздохнуть из глубины души и направить сердце к Нему, подобно тому, как ставят призму к солнцу. И тотчас Он будет с нами, отразится в нас, ведь Он стоит у дверей нашего сердца и стучит. Открой же сердце свое Господу!..» Приходили к преподобной и бородинские сестры. Предвидя свою скорую кончину, закрытие и разорение монастыря, старица поистине с материнской любовью наставляла их, подготовляя к терпеливому несению скорбей. Она говорила, что после ее смерти насельницы выгонят и поселят в обители«Неверов», что грядет «Великая война», во время которой погибнет множество людей и что впоследствии монастырь вновь откроют. Прикровенно говорила старица и о своем будущем прославлении. Внешне преподобная Рахиль была очень маленькая, сухенькая, слепая на один глаз «старушка» (как сама себя называла). Она сохранила прекрасную память и хорошо представляла себе современную жизнь, как духовную, так и гражданскую, и потому находила общий язык с любым посетителем. Великие духовные дары скрывала под покровом юродства, часто говорила притчами, называла себя «старой да глупой», а иногда могла и побранить. Несмотря на 90-летний возраст старица отличалась бодростью духа и казалась неутомимой: за стол никогда не садилась, но прислуживала и давала наставления. Когда изменяли телесные силы, она делала небольшой перерыв и некоторое время отдыхала в креслице, после чего прием продолжался. Великим Постом 1925 года преподобная тяжело заболела и приготовилась к кончине. Но Господь даровал Своей угоднице еще несколько лет жизни. Во время отходной она услышала глас возвещавший: «Ты не умрешь теперь! Ты должна еще глаголать людям о Божиим милосердии!» Восстав от смертного одра, старица продолжала свое подвижническое служение, которое являлось во времена всеобщего богоотступничества живой и действенной проповедью всепрощающей любви Христовой. Но время отшествия святой угодницы неминуемо близилось. О дне своего преставления она была извещена заранее и 26 августа (8 сентября) 1928 года, за месяц до кончины, простилась со многими духовными чадами из мирян. Вскоре преподобная слегла на смертный одр. От врачебной помощи она отказалась и продолжала принимать народ, лежа на диванчике. Несмотря на телесные страдания, старица была духовно бодра и радостна, лик ее благодатно просветлен. Она соборовалась и в течение недели ежедневно причащалась. 24 сентября преподобная прекратила прием посетителей, сказав, что умрет через 2 дня. Накануне преставления она весь день прощалась с сестрами монастыря, преподавая им последнее благословение. Утешая духовных чад, отходящая в иной мир подвижница, завещала поминать себя и приходить к ней на могилку, как к живой, со всеми скорбями и болезнями. Преподобная Рахиль мирно преставилась ко Господу в первом часу по полуночи на 27 сентября ст. ст. (10 октября), вселившись в обители праведных. Отпевали старицу, как она и предсказывала, в канун Покрова и погребли на кладбище за юго-восточной стеной Бородинского монастыря. На похороны съехалось множество народа со всех окрестностей, так что поезда, идущие от Можайска до станции Бородино, были переполнены. Несмотря на старания советских властей, запретивших хоронить подвижницу в стенах святой обители, могилка ее не была забыта. Православный люд, как и прежде, шел к преподобной Рахили за помощью. Известны случаи исцеления от рака, кисты, ревматизма и зубной боли землей с могилки старицы.

10 октября в Спасо-Бородинском женском монастыре отмечали день памяти преподобной Рахили, жизнь и подвиги которой связаны с этой святой обителью.

История монастыря, ставшего в ХIХ в. мемориалом воинской славы, заслуживает особого внимания. Монастырь был основан по благословению святителя Московского Филарета (Дроздова); он берет свое начало от памятной часовни, построенной Маргаритой Михайловной Тучковой, вдовой павшего на Багратионовых флешах во время Бородинской битвы 1812 года генерала Александра Алексеевича Тучкова. В 1818-1820 гг. на месте часовни построили каменную церковь во имя Спаса Нерукотворного - первый архитектурный памятник Бородинского поля.

В восьмую годовщину Бородинской битвы, 26 августа 1820 г., М. М. Тучкова пожертвовала в новопостроенный храм образ Спаса Нерукотворного - походную икону Ревельского пехотного полка, которую муж отдал ей для сохранения перед расставанием. В церкви было устроено надгробие над символической могилой генерала А. А. Тучкова в виде белого мраморного креста с надписью «Помяни, Господи, во царствии Твоем Александра, на брани убиеннаго».

С конца 1820-х гг. М. М. Тучкова постоянно жила на Бородинском поле, в деревянном домике-сторожке у церкви. Постепенно к ней стали съезжаться вдовы русских солдат, павших при Бородино. Эта маленькая женская община жила по законам монашеской жизни. В 1839 г. был открыт Спасо-Бородинский монастырь. Маргарита Тучкова приняла монашеский постриг с именем Мария и стала первой игуменией обители.

Монастырский ансамбль формировался в несколько этапов. Строительство началось с кирпичной ограды и жилых корпусов. Собор во имя Владимирской иконы Пресвятой Богородицы возведен в середине XIX в., а трапезная церковь в 1870-х гг.; к началу XX в. здесь сложился гармоничный ансамбль монастырских зданий. Построен он был на пожертвования царской фамилии, участников войны 1812 года и их потомков, гвардейских и армейских частей, участвовавших в Бородинской битве.

Закрыли Спасо-Бородинский монастырь в конце 1920-х гг. В 1929 г. после пожара его здания передали трудовой коммуне, а новые хозяева уничтожили монастырское кладбище с могилами генералов Левина и Волконского, сожгли иконостасы в трех храмах обители, сорвали со стен мемориальные доски. Сильно пострадал монастырь и от боев 1941-1942 гг.

В 70-е г. ХХ в. на территории обители начались восстановительные работы. По инициативе Бородинского военно-исторического музея-заповедника в 1972 г. началась реставрация монастыря, которая закончилась к 1987 г. 16 августа 1992 г. во Владимирском соборе была совершена первая за долгие десятилетия Божественная литургия, знаменовавшая начало возрождения монашеской жизни обители.

28 июля 1996 г. состоялось прославление преподобной Рахили в лике местночтимых святых. Сестрами монастыря были составлены служба с акафистом и жизнеописание святой Рахили. Над могилой схимонахини Рахили, за южной стеной обители, была поставлена деревянная часовня.

10 октября, в день блаженной кончины преподобной Рахили, митрополит Ювеналий прибыл в Спасо-Бородинскую обитель, чтобы молитвенно разделить радость монастырского праздника. У святых врат Владыку митрополита встречали настоятельница монастыря игумения Серафима (Исаева), глава Можайского района В. В. Насонов, директор Бородинского военно-исторического музея-заповедника М. Р. Черепашенец.

За Божественной литургией Владыке митрополиту сослужили: епископ Серпуховский Роман, благочинный церквей Можайского округа игумен Даниил (Жирнов), настоятель Лужецкого Богородицерождественского Ферапонтова монастыря игумен Мефодий (Соколов), священнослужители Можайского благочиния. За богослужением молились сестры соседней со Спасо-Бородинским монастырем древней Колоцкой обители во главе с её настоятельницей монахиней Амвросией (Гавриневой).

После возвращения во Владимирский собор Владыка Ювеналий обратился к молящимся со словом, в котором напомнил богомольцам о жизни и подвигах преподобной Рахили, которая более полувека совершала здесь свое служение Богу и ближним. Будущая старица была дочерью купца, жила, не нуждаясь ни в чем, но с детства была проникнута любовью ко Христу. Воспитанная в глубоком благочестии, она рано лишилась матери, и отец хотел видеть её наследницей всего, что у них было. Но земное богатство не пленило её. Её хотели выдать замуж, стали готовить к этому, обучая всему, что должна знать светская дама. Преподобная Рахиль сначала не хотела огорчать отца и повиновалась ему, но её сердце не могло удержать ни счастье человеческое, как все его понимают, ни тем более богатство. Она ушла в монастырь, и отец пожелал своей дочери такого счастья, какого она хотела. Святая Рахиль стремилась избежать человеческой славы и стала странничать, терпя многие лишения. Во время странствования одежда её обветшала, кожа её огрубела, но душа её сияла.

Наконец, будущая схимонахиня Рахиль пришла во Владычний женский монастырь в Серпухове, а потом сюда и 56 лет провела здесь в иноческом делании, приняв монашество и схиму. Жизнь её можно сравнить с ангельской, потому что она являлась порой посредницей для людей при общении их с Богом. Житие преподобной Рахили повествует о том, что ей неоднократно являлась Богоматерь. Преподобный Феодосий Киево-Печерский как бы водительствовал ею, являясь в чудных видениях. Она имела дерзновение молиться о всех, кто приходил к ней за помощью. И преподобная Рахиль молила Царицу Небесную, чтобы Она исполнила то, о чем через нее просили люди.

Преподобная пережила и страшные гонения безбожия, удержав на несколько лет поругание монастыря, потому что власти не дерзали при этой подвижнице закрыть обитель. Но она, предвидя будущее и России, и этой обители, предсказывала возрождение духовности, обращение людей к Богу. Она многим говорила, что, когда умрет, не потеряет духовной связи с людьми. «Приходите ко мне, как к живой», - говорила матушка Рахиль.

С 1928 г. - времени блаженной кончины старицы - прошло много времени. Церковь канонизовала преподобную, и народная тропа к месту её вечного упокоения не заросла…

Настоятельница Спасо-Бородинского монастыря игумения Серафима (Исаева) сердечно поблагодарила митрополита Ювеналия за визит и возглавление торжества, передав ему на молитвенную память Владыке образ великомученика Георгия Победоносца.

Затем Владыка митрополит совершил заупокойную литию в Спасской церкви обители у могилы приснопамятной игумении Марии (Тучковой). Возносились молитвы о упокоении героев Бородинского сражения 1812 года и воинов, павших здесь в боях Великой Отечественной. Останки 25 солдат, погибших в 1941-1942 гг. , обнаруженные недавно на Бородинском поле, были временно внесены в Спасский храм. Их православное погребение состоялось 11 октября при Покровской церкви деревни Ельня, являющейся подворьем Можайского Лужецкого монастыря.

В тот же день митрополит Ювеналий посетил музейную экспозицию «Военная галерея Бородинского поля», размещенную в трапезной церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи Спасо-Бородинского монастыря. В экспозиции представлены 73 портрета офицеров русской армии. Это все графические изображения участников Бородинского сражения, которые к настоящему времени удалось собрать в коллекции Бородинского музея-заповедника.

Деяние о канонизации преподобной схимонахини Рахили, Старицы Бородинской Прижизненные чудеса преп. Рахили и свидетельства о ее прозорливости Посмертные чудеса преп. Рахили Незадолго до своей блаженной кончины Старица говорила своим духовным чадам, сетовавшим о скорой разлуке с нею: "Кто меня будет помнить, того и я не забуду.

Приходите ко мне на могилку и вы получите облегчение и утешение, я и после смерти буду помогать". Слова Преподобной сбылись, и поныне все, с верою приходящие к её могилке, обретают помощь и исцеление от душевных и телесных недугов.

* * * 1. Монахиня Таисия, казначея Спасо-Бородинского монастыря (ныне настоятельница Успенского Колоцкого монастыря) рассказывает:

"С лета 1992 года я очень страдала болями в области поясницы и уже собиралась ложиться в больницу. На могилке старицы Рахили я всегда усердно молилась об исцелении. В ноябре того же года нашу обитель посетили паломники с Иерусалимского подворья в Москве, среди которых оказалась опытный врач, которая спросила, не нужна ли кому-либо из нас медицинская помощь. Я рассказала ей о своей болезни, и она удивительно быстро вылечила меня.

Страдая сильными головными болями, я положила под подушку траву с могилки старицы и по прошествии некоторого времени заметила, что боли утихли. С тех пор они меня больше не беспокоят".

* * * 2. Инокиня Евдокия того же монастыря рассказывает:

"Летом 1994 года у меня сильно болел зуб. Помолившись на могилке старицы Рахили, я взяла оттуда немного земли, положила в стакан, залила водой и прополоскала рот. Зуб перестал болеть. Но самое чудесное было в том, что когда больной зуб стали лечить в зубоврачебном кабинете, я не ощущала совершенно никакой боли, как будто мне сделали обезболивающий укол".

* * * 3. Другая инокиня Спасо-Бородинского монастыря очень скорбела о своих родителях, которые жили не в церковном браке, т.к. отец ее был против венчания. Неоднократно она уговаривала его, но он не соглашался. Года четыре эта инокиня усердно молилась об отце, а с лета 1992 года очень часто поминала его на могилке преп. Рахили. Спустя полгода, в начале февраля 1993 года, отец ее совершенно неожиданно согласился обвенчаться со своей супругой. Несомненно, что такая благая перемена произошла по молитвам Преподобной. * * * 4. Послушница Ника рассказывает, что когда она несла послушание на просфорне, ей требовался целый день, чтобы испечь просфоры для трех Литургий. Это было очень утомительно, а печь приходилось часто. Она пошла на могилку преп. Рахили и попросила ее о помощи. После этого она заметила, что затрачивает всего полдня для выпечки количества просфор вдвое больше против прежнего.

* * * 5. Девятилетняя сестра одной послушницы летом потеряла в поле четки. Она очень плакала, и сестры посоветовали ей молиться преп. Рахили. Девочка помолилась Преподобной помочь ей, и совершенно неожиданно увидела у себя под ногами пропажу.

* * * 6. Все сестры Спасо-Бородинского монастыря, проходящие послушание на кухне, свидетельствуют о неизменной помощи им Преподобной в этом деле.

* * * 7. У некой Людмилы, имеющей дачу недалеко от Спасо-Бородинского монастыря, и часто посещающей его, супруг был холоден к вере, так что, привозя жену на богослужения, оставался за воротами монастыря. Людмила переживала за него и поделилась своей скорбью с одной сестрой, которая проводила ее на могилку Старицы и посоветовала молиться преподобной Рахили о муже. Людмила уговорила и супруга пойти туда. Он нехотя согласился, и с тех пор жена заметила в нем перемену к лучшему: он стал заходить в храм Божий и ставить свечи. Теперь эта чета искренне почитает Преподобную и постоянно благодетельствует святой обители. Приезжая в летний сезон на дачу, они щедро приносят в монастырь плоды из своего сада и собранные в лесу грибы.

* * * 8. Одна москвичка сообщила, что её мать чудесно исцелилась от кисты землёю, привезённой с могилки преп. Рахили.

* * * 9. Другая москвичка, некая Елена, рассказывает, что, оставшись без работы, долго не могла нигде устроиться. Приехав в Бородино, она слёзно молилась на могилке преп. Рахили. Через некоторое время её взяли на кухню в Донской монастырь, чем она была очень довольна, так как желала иметь именно такую работу.

* * * 10. В 1993 году одна молоденькая паломница Елена, ныне послушница Малоярославецкого монастыря, поздно вечером подошла к Спасо-Бородинской обители.

Все ворота были уже заперты, и не было никакой надежды попасть в нее. Она помолилась преп. Рахили, и совершенно неожиданно ворота открыла одна из сестер, ничего не знавшая о приходе девушки-паломницы.

* * * 11. Некий Алексей из г.Люберцы Московской области, усердный почитатель преп. Рахили, 10 октября 1996 года спешил на праздник Преподобной, как вдруг мотор его машины начал глохнуть, что грозило, в лучшем случае, опозданием. Но достаточно было ему произнести: "Вот как бесы преподобную Рахиль боятся!", – как мотор вновь заработал, и он со своими спутниками благополучно доехал до Бородино и так же благополучно возвратился домой, благодаря новую Чудотворицу.

Тот же Алексей рассказывал, что знает двух пожилых женщин, одна из которых землей с могилки преп. Рахили исцелилась от болезни глаз, а другая постоянно пользуется ею для облегчения боли в ногах.

* * * 12. Свиридов Алексей Иванович, 1969 г.р., 23 января 1996 года получил сильное обморожение обеих кистей рук, попал в больницу г. Москвы, где врачи сделали все возможное, чтобы ему помочь. Положение было критическое – молодому человеку грозила ампутация. Находясь в таком тяжелом положении он обратился к Богу. Вскоре наступило некоторое улучшение, но до окончательного выздоровления было далеко: раны немного зажили, но пальцы не двигались. В конце марта – в начале апреля Алексей с товарищем приехал в Бородино. Ему и раньше было знакомо это место, он чувствовал там присутствие благодати Божией, и поэтому его тянуло туда. Зайдя в монастырский храм, Алексей рассказал о своей болезни находившейся там послушнице. Она дала ему святое масло от Владимирской иконы Божией Матери и Живоносного Гроба Господня, посоветовав при этом пойти на могилку преп. Рахили, помолиться ей о помощи и взять немного земли с того места. Молодой человек все исполнил, но поскольку земля была еще покрыта снегом, то он подобрал небольшой металлический болтик, который и взял с собой, после чего они с другом уехали. Дома Алексей с верой помазал руки святым маслом, призывая в молитвах преп. Рахиль. Проснувшись на следующее утро он обнаружил, что у него стал двигаться один палец. А потом ему с каждым днем становилось все лучше и лучше. К Пасхе (Алексей посетил Бородино дней за десять до праздника) он уже мог работать руками.

После своего чудесного исцеления Алексей в знак благодарности преп. Рахили несколько раз приезжал в Спасо-Бородинский монастырь, где занимался ремонтом электроприборов.

* * * 13. В семье бывшего алтарника Смоленской церкви села Бородина не было детей. По словам врачей, их могло и вовсе не быть, из-за болезни его жены. Опечаленные супруги попросили одного знакомого священника отслужить молебен на могилке преп. Рахили о даровании дитяти. По молитвам Преподобной Господь очень скоро даровал им ребенка.

Родилась девочка, и счастливые родители назвали ее Рахилью.

* * * 14. Шофер Благочинного Рузского района продолжительное время страдал геморроем.

Из жития преп. Рахили он узнал, что она всем помогает, особенно тем, кто возьмет земли с ее могилки. Вскоре этому человеку представился случай посетить Бородино – надо было везти в монастырь Отца Благочинного. Попав туда, больной с глубокой верой поспешил на могилку Старицы, взял землицы с могилки Преподобной, насыпал в пакетик и, приехав домой, положил под подушку и вскоре получил полное исцеление от своего недуга.

* * * 15. Отец Георгий Романенко, назначенный указом Митрополита в Спасо-Бородинский монастырь, ехал к месту своего нового служения, но по причине ремонта метро, стал катастрофически опаздывать. Зная о многочисленных чудесах преп. Рахили, батюшка обратился к ней с молитвой: "Преподобная Рахиль, подтолкни меня, нерадивого!" После этого он заметил, что волнение его утихает, и в душе появляется покаянно-смиренное чувство своего недостоинства. При этом священник подумал, что если он опоздает на электричку и на службу, то в монастыре увидят, какой он есть на самом деле. В этом обращении к покаянию батюшка увидел первое чудо преп. Рахили, а второе состояло в том, что он против всякого ожидания успел на поезд и вовремя начал богослужение.

* * * 16. В одной московской семье около 4-х лет царили разлад и нестроение, т.к. муж оставил свою законную супругу и сына-инвалида, страдающего бронхиальной астмой.

Ребенок не слушался, отбивался от рук. Это горе привело жену в лоно Православия. Она нашла духовного отца, который наставлял ее терпеливо переносить эту скорбь, не отказываться от несчастного, заблуждающегося супруга, ненавидеть грех, но не человека, носящего на себе образ Божий, хоть и помраченный грехом. Женщина эта вела добродетельную жизнь, а муж продолжал грешить. Он не посещал храмов, не исповедовался и, тем более, не причащался.

И вот однажды знакомый священник-врач предложил этим людям посетить Спасо-Бородинский монастырь, на что "семья" ответила согласием. Во 2-е воскресенье Великого Поста они были во святой обители на Литургии, за которой жена и ребенок приобщились Св.Тайн. После этого бедная женщина пошла на могилку преп. Рахили и просила ее о помощи, уже не веря, что что-нибудь может измениться в ее судьбе. Потом они поехали на источник, что у Колоцкого монастыря, а вечером отстояли Пассию в Бородино и отправились обратно в Москву. По приезде домой жена стала по обычаю прощаться со своим неверным супругом, но он, поставив вещи, вдруг сказал: "Вы – моя семья, я вас больше никогда не брошу, и постараюсь исповедаться в своих грехах. Не гони меня, я хочу остаться с вами."

* * * 17. Москвичка Юлия Борисовна Давыдова посетила Бородино накануне дня Св.Троицы 1996 года, и усердно молилась на могилке Преподобной о дочери и о своём некрещёном неверующем супруге, который в то время искал работу. Прошла неделя. Муж Юлии Борисовны очень удачно устроился, благодаря чему получил возможность полностью обеспечивать семью, а через год он принял Св. Крещение и обвенчался со своей супругой. Семья Давыдовых воцерковилась, и по прошествии 2-х лет после своего первого посещения Бородина Юлия Борисовна поехала туда в составе паломнической группы благодарить Преподобную за чудесную и скорую помощь.

X. Канонизация преп. Рахили 5-6 марта 1996 года, в связи с непрекращающимся народным почитанием старицы Рахили, Синодальная Комиссия по канонизации святых во главе с Высокопреосвященнейшим Ювеналием, Митрополитом Крутицким и Коломенским, постановила причислить Бородинскую подвижницу к лику местночтимых святых. Это решение было одобрено Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II.

В период подготовки к торжеству Прославления Преподобной Господь являл видимые знамения Своей милости, которые были отмечены сестрами обители. В течение всего июля-месяца над Бородинским монастырем время от времени вставала радуга. 28 июля 1996 года в самый день праздника погода была прекрасная.

Высокопреосвященнейший Митрополит Ювеналий возглавил торжественный акт прославления преп. Рахили, происходивший во Владимирском соборе Спасо-Бородинского монастыря и совершил Божественную Литургию в сослужении многочисленного собора духовенства Московской Епархии, после чего священство и молящиеся отправились с крестным ходом на могилку Святой. Когда шествие приблизилось к месту упокоения Преподобной, легкое облачко закрыло солнце, осеняя всё благочестивое собрание.

Высокопреосвященнейший Владыка совершил молебен, освятил фундамент будущей часовни, и в этот момент солнечные лучи вдруг ярко осветили место закладки, крест, и икону преп. Рахили. Когда же Владыка Митрополит воздвиг икону Преподобной и осенил ею молящийся народ, в ясном небе трижды раздался гулкий раскат грома.

В течение весны и лета 1997 года часовня на могилке преп. Рахили была сооружена, а 10 октября (27 сентября ст.ст.) в день преставления Святой, Высокопреосвященнейший Митрополит Ювеналий освятил часовню. Теперь на месте упокоения преп. Старицы Рахили регулярно совершаются молебные пения сестрами монастыря и паломниками. Это святое место привлекает к себе богомольцев из разных уголков России, которые, не считаясь с расстоянием, едут сюда с верою и надеждой на помощь Преподобной.

  • Юная Мария участвовала в занятиях отца, подолгу молилась, очень любила подавать милостыню.
  • В 14 лет осуществилась её мечта: она отправилась с подругами пешком на богомолье в Киево-Печёрскую Лавру, ко святым мощам глубоко почитаемого ею преподобного Феодосия Печерского, у раки которого высказала в молитве своё желание пойти в монастырь. В изголовье раки она увидела старца, сказавшего ей слова утешения и ободрения; лишь уже на пути домой она по словам одной блаженной уяснила, что то был сам Преподобный, который и впоследствии неоднократно посещал матушку.
  • В отцовском доме дочь воспитывали как барышню, которой предстоит скорое замужество, но девушка стремилась к иному.
  • И вот, на 17-м году жизни, она уколола глаз и опасно заболела. Отправившись за исцелением в Болдинский монастырь, дала тайный обет постричься - и исцеление пришло мгновенно, и тут же она услышала голос, напомнивший об обете. С этого мгновения всякие развлечения, которым она и раньше не слишком предавалась, вовсе перестали её интересовать.
  • Через год к Марии посватался богатый купец. Боясь, что её выдадут замуж насильно, она отпросилась на богомолье - и навсегда покинула родной дом, поступив послушницей в Смоленске в Вознесенский монастырь. Встревоженного и опечаленного отца, который, будучи уведомлён об этом, приехал за дочерью, матушка и сёстры убедили благословить её на иноческий путь. Растроганный отец дал своё благословение, внёс в монастырь богатый вклад и в дальнейшем часто навещал дочь и оставался подолгу.
  • Но послушница видела, что отцовское покровительство делает её положение привилегированным, что не душеполезно. Все отцовские подарки она раздавала (богатую лисью шубу подарила незнакомой женщине), а колбасу, которую раньше очень любила, просто выбрасывала.
  • К раннему периоду монастырской жизни послушницы Марии относится следующий случай. Некоторые сестры были недовольны тем, что совсем молоденькую девочку поставили на ответственное послушание - кормить косарей на монастырском хуторе - и, желая её опозорить, скрыли, что косарей ожидается под две сотни, а продуктов выдали мало. Послушница в горе взмолилась Божией Матери, чтобы та накормила работников, и малого количества стряпни хватило на всех, ещё и сестрам осталось. А косари говорили, что никогда так вкусно не было. Хлеба же осталось больше, чем было привезено из монастыря.
  • Слава об этом чудесном насыщении разошлась широко за монастырские стены, что тревожило душу послушницы, и она решилась на побег, решив, что благословение на то получила из Евангелия, раскрывшегося на словах...отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф 16:24). Беглянка направилась на юг, боясь, что её вернут отцу, и в лесу под Рославлем молилась о сохранении девства - молилась до кровавых слез - и получила обетование от Самой Божией Матери.
  • Странствование Марии затянулось на годы; она побывала во многих монастырях, общалась и с подвижниками, живущими в миру. Боялась дневных переходов, потому что документов не было. Обносилась, почернела, ноги были изуродованы так, что шрамы остались вплоть до кончины. Иногда благочестивые люди предоставляли ей временный кров, давали ветхую одежду... Возможно, что она побывала и в Иерусалиме; говорила, что прошла около 6000 верст.
  • В 1861 году странница остановилась в Святогорской Успенской пустыни Харьковской губернии. Прозорливый старец Иоанн в этом монастыре вёл с ней духовные беседы, наставлял и предупреждал о дальнейших событиях в её жизни, так что она всегда знала в дальнейшем, что в её жизни от Господа, а что - от лукавого. Среди гостей, прибывших на освящение храма, были Великие Князья. Встретив Марию, они дали ей приют и одежду, посылали еду со своего стола, которую она всю раздавала, питаясь одним хлебом. Через них она получила рекомендательное письмо, которое привело ее во Владычный Серпуховский монастырь.
  • На пути туда Мария заболела и нашла приют у хозяев убогой хижины, которые полюбили ее и уговаривали остаться у них. Хотела опять бежать тайно, но хозяин нагнал... и вручил две корзины припасов, которые она в основном раздала в дороге. С тех пор матушка всегда принимала все приношения, чтобы тут же раздать их нуждающимся.
  • В 1865 году странница смиренно вернулась в Смоленский Вознесенский монастырь, где стала послушницей
  • 1867 г. - её перевели в Серпуховский Владычный монастырь, где святитель Филарет Московский постриг её в рясофор с именем Павла. Очевидно, рясофорную послушницу Павлу посылали на обучение в Москву, где она в совершенстве овладела кулинарным искусством. Повествования об эпизодах её жизни той поры показывают великий труд по стяжанию духовного совершенства и иноческих добродетелей. Так, она молилась о том, чтобы старик-отец получил о ней весточку, и по ее молитве Михаил Коротков, принесший свою тревогу за исчезнувшую дочь великому Оптинскому старцу преподобному Амвросию, получил от него радость и утешение: издалека завидев гостя, Преподобный крикнул ему: «Твоя дочь жива и на хорошем пути!», однако предостерег от поисков, дабы не повредить ее духовному совершенствованию.
  • В 1871 году казначея Владычного монастыря тайная схимонахиня Алексия была назначена игуменией Спасо-Бородинской обители. На следующий год в Бородино была переведена и послушница Павла, и отныне жила здесь безвыездно. Главным её послушанием было готовить пищу; в монастырь часто приезжали высокие гости, и блюда, изготовленные для них, поражали их своей изысканностью, необычной даже для людей высшего света. Но эти кушанья матушка никогда даже не пробовала, а между тем всё было приправлено в меру: при выполнении своего послушания она усердно молилась Божией Матери.
  • Послушание было тяжким, отнимало много сил и здоровья и часто не позволяло пребывать в храме. Тем прилежнее молилась матушка при его исполнении - и часто получала духовное утешение. И в дальнейшем наставляла женщин, которые по своим домашним обязанностям вынуждены были пропустить храмовую службу, говоря, что для них спасительно молитвенное воспоминание о ней.
  • В 1885 году на второй седмице Великого поста послушница Павла была пострижена в мантию с именем Митродора. С тех пор ей отвели особую келью, а на кухне она работала уже приходящей и получила новое послушание - алтарное, которое приняла с радостью и благоговением, тем более что ее заранее известил о нем преподобный Феодосий. Само пребывание в святом алтаре было для неё несказанным утешением, - а длилось это послушание 18 лет. За благоговейное служение ей было дано видеть недоступное взору других, но говорила она об этом очень и очень скупо, только призывала всех к особому благоговению во время Литургии, потому что «небеса разверзаются».
  • Со смирением принимала матушка случаи, когда её отвлекали от алтарного послушания ради того, чтобы она готовила для высоких гостей. Так, в дни Бородинской годовщины ей выпало готовить для Государя, а государыня Александра Феодоровна пожелала после этого видеть старицу, поблагодарила её и попросила испечь для неё печенье, чтобы взять в Петербург.
  • Вне богослужения и келейного правила матушка вела душеполезные беседы, духом постигая, от кого может получить назидание, - от сестёр, от священников, от блаженных странников и от убогих. Много почерпнула она от преподобного Амвросия Оптинского. С особой любовью выполняла она еще одно послушание - чтение Псалтири по усопшим и поминание их, и говорила, что от этого «обоюдная духовная польза».
  • Близилось время великого пострига в схиму. Готовясь к нему, старица испытывала себя в схимных правилах; иногда она клала до 3000 поклонов.
  • Пострижение в великую схиму состоялось 17 ноября 1915 г. с наречением имени Рахиль. Схимницу Рахиль поставили заведовать богадельней. Она много трудилась, утешала и ободряла призреваемых и часто приуготовляла их к часу кончины, о котором у нее было знание.
  • Всякую помощь от молодых послушниц старица принимала с великой радостью, много благодарила и сама старалась облегчить труд своих помощниц. Она особенно любила убогих, увечных и страждущих, ухаживала за ними.
  • Ещё в рясофоре матушка вела беседы с богомольцами, проявляя дар прозорливости. Когда же она стала схимницей, к ней приходил народ во множестве, почитая ее особые духовные дары. Матушка этим поначалу смущалась, но сподобилась видения Божией Матери, в котором Пречистая сказала ей: «Я буду благословлять тобою благословляемых», - и смиренно приняла старчество как послушание, которое длилось 13 лет вплоть до ее блаженной кончины. Неукоснительно выполняя схимническое правило и принимая народ, матушка почти круглые сутки была на ногах. Единственным ее развлечением были прогулки в лес за грибами, которые она была мастерица искать.
  • Приём богомольцев тяготил старицу, и она подумывала о затворе, но получила свыше требование не оставлять старчества: ей явился преподобный Феодосий Печерский и сообщил, что страждущих посылает ей Сама Божия Матерь.
  • Это было в 1923 году, и с тех пор ещё возросли благодатные дары матушки Рахили. Откровения и благословения Царицы Небесной не оставляли ее. Но, опасаясь мирской славы, она никому не показывала в полноте своего духовного облика; тем немногим, которым она поведала и о чудесных посещениях, и о том, как сподобилась видеть Царство Небесное, она запрещала об этом рассказывать, - да так, что они физически не могли преодолеть этого запрета. Многочисленные нападения темных сил она твердо преодолевала, взывая к Богородице и кладя крестное знамение.
  • Благодатные дары прозорливости и чудотворения, получаемые матушкой Рахилью, неоднократно проявлялись при ее старческом окормлении приходивших к ней. Принимала богомольцев старица с большой любовью, обязательно усаживала за стол и кормила (готовила для них сама - простую еду, но удивительно вкусную и сытную). А вот праздно любопытствующих не принимала вовсе.
  • Не перечесть случаев, когда ее благословения и молитвы приносили облегчение страждущим; общение с матушкой дарило незабываемое ощущение близости к духовным радостям, внутреннего обновления. Обновленные получали от матушки столько, что и другим помогали встать на путь истины и покаяния. Руководя страждущими на пути покаяния, она постоянно указывала на непостижимую благость Божию, на Его бесконечное милосердие, говоря, что перед ним грехи человека - как горсть песка, брошенная в океан, и что благодать, данная в крещении, не отнимается; она как червонец, - пусть грязный, облепленный мусором, но по-прежнему золотой. Говорила она и о том, что Господь близок к каждому, что у многих сохраняются крупицы добра и любви, и если они не отступают от Бога, то могут надеяться на вечное спасение; разговаривая с посетителями, великая старица давала им понять, что и в миру спастись можно, вселяла надежду. К безбожникам же матушка советовала относиться мягко и с любовью, соболезнуя немирному состоянию их души.
  • Матушка Рахиль была очень маленькой, худенькой, но даже в весьма преклонные годы бодрой и неутомимой, с ясным сознанием и богатой памятью. Очень хорошо представляла себе положение дел в обществе, поэтому советы её были особенно меткими. Даже жившие с ней бок о бок монахини не переставляли удивляться тому, насколько она была добра и ласкова, насколько неутомима в своем старческом служении. Она ежедневно начинала готовить обед для богомольцев в 3–4 часа утра (а до того времени молилась), и уже с семи принимала их и поила чаем. В середине дня садилась в кресло минут на 15 подремать. Питалась скудно, отказывая себе даже в селедке, которую очень любила; ела селедочную подливу с черным хлебом. Слабое здоровье и преклонный возраст до поры до времени никак не сказывались на её трудах, но к кончине своей матушка Рахиль готовилась заблаговременно и даже знала, что похоронят её (по указанию большевицких властей) за оградой, а не на монастырском кладбище.
  • Кончина преподобной Рахили была поистине блаженной: причастившись накануне Святых Таин, она, всё более ослабевая, напутствовала свою келейницу, наказывая ей быть странноприимицей и всех приходящих кормить, как при своей жизни, затем простилась с сёстрами-инокинями, долго молилась, приговаривая «я готовлюсь», а в конце твёрдо сказав «я готова», выпила два глотка святой воды, ещё помолилась Божией Матери - Боголюбской иконе, иконе своего пострига - и вскорости отошла. Это случилось в первом часу в ночи с 9 на 10 октября 1928 года
  • Жизнеописание преподобной Рахили составил по ее благословению её духовный сын протоиерей Сергий Лебедев. Первые записи биографического характера он сделал со слов старицы в 1927 году. В 1934 году смерть о. Сергия прервала этот труд.
  • Прославлена как местночтимая святая Московской епархии 28 июля 1996 года.

10 октября / 27 сентября (ст. ст.) — память преподобной схимонахини Рахили (Коротковой).

Будущая схимонахиня Рахиль (в миру – Мария Короткова) родилась в 1833 году в богатой купеческой семье в городе Дорогобуже Смоленской губернии. С детства она отличалась особой набожностью, любовью к молитве, паломничеству ко святым местам, странно- и нищелюбием.

Однажды во время паломничества в Киево-Печерскую Лавру Марии явился преподобный Феодосий, игумен Печерский (+ 1074 г.; память 3 / 16 мая), благословивший её на монашеский подвиг. Оставив суету и богатства мира, Мария покинула родительский дом и, укрепляемая благословением Пресвятой Богородицы на девство, в 1861 году поселилась в Святогорской Успенской пустыни, находившейся в Изюмском уезде Харьковской губернии.

В 1867 году Марию перевели в Серпуховской Владычный монастырь, откуда в 1872 году она перешла в Спасо-Бородинскую женскую обитель, где и подвизалась более пятидесяти лет, до самой кончины.
На второй седмице Великого поста, 13 марта 1885 года рясофорную послушницу Павлу (такое имя ранее ей нарек при постриге святитель Филарет, митрополит Московский) постригли в мантию с наречением имени в честь мученицы Митродоры Вифинской (+ ок. 305-311 гг.; память 10 / 23 сентября). Ей дали послушание алтарницы.

Непосредственно перед этим назначением ей во сне явился преподобный Феодосий Печерский, благословляя принять из рук его кадило, полное горящих углей и ладана.

Не раз монахиня Митродора сподоблялась видеть ангелов у престола, белого голубя над Святыми Дарами, ей также дано было видеть духовное состояние священников, совершавших Божественную литургию, что впоследствии проявилось в её наставлениях духовенству и мирским людям.
Монахине Митродоре исполнилось более семидесяти лет, когда в видении Господь явил ей невероятно больших размеров гроб со стоящей в нем схимницей – этим ей было указано на принятие высшего монашеского чина. 17 ноября 1915 года монахиню Митродору постригли в великую схиму с наречением имени в честь Рахили, жены ветхозаветного патриарха Иакова (память в неделю Св. праотец и Св. отец). Когда она в посте и молитве пребывала в храме после пострига, ей вновь явилась Матерь Божия. После принятия схимы матушку Рахиль назначили старшей в богадельне монастыря.
Уже тогда к схимонахине Рахили стали обращаться за советом и наставлениями сестры обители и богомольцы, а однажды даже попросили благословить их. Старица, смущенная этой просьбой, всю ночь усердно молилась, а под утро, задремав в кресле, в тонком сне увидела Матерь Божию, Которая благословила её и сказала: «Все твои прошения о людях будут исполняться. Я, Сама буду благословлять тобою благословляемых». Это стало наставлением на подвиг старчества, к которому Господь готовил её всю жизнь. Из многочисленных свидетельств современников известно об её прозорливости и чудесах.

Матушка Рахиль предвидела и время своего отшествия из этой жизни. 8 сентября 1928 года многим свои посетителям она сказала, что видится с ними в последний раз. Она попросила позвать к себе монастырского духовника отца Андрея со Святыми Дарами и приобщилась в последний раз. С этого момента она больше ничего не вкушала.

Схимонахиня Рахиль скончалась в первом часу в ночи с 9 на 10 октября 1928 года. Как старица и предсказывала, похоронили её в канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы на кладбище за юго-восточной стеной обители. Впоследствии над могилой подвижницы поставили деревянную часовню.

Жизнеописание старицы, по её благословению, составил протоиерей Сергий Лебедев. Первые записи биографического характера, с её слов, он сделал в 1927 году. Этот труд о. Сергия был прерван его кончиной в 1934 году.