Андрей Первозванный: Неразгаданные тайны. Андрей Первозванный – заступник и покровитель православных христиан

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Апостола Андрея Первозванного

Апостол Андрей Первозванный – один из апостолов Иисуса Христа. Свое прозвище Первозванный Андрей получил из-за того, что стал самым первым призванным учеником Христа.

Происхождение, юные годы

Родился в начале I века нашей эры в Вифсаиде, небольшом городке, стоящем на севере Галилейского озера. Андрей – родной брат апостола Петра (изначально его звали Симоном). Их отца звали Ионой. До того, как стать учеником Иисуса, Андрей был рыбаком, также, как и его брат.

Детство Андрей и Петр провели в родной Вифсаиде. Став взрослыми, они перебрались в Капернаум, оборудовали себе собственный дом и всерьез занялись рыбалкой, обеспечивая себя.

О том, чтобы посвятить свою жизнь служению Богу, Андрей стал подумывать еще в юности. Будучи совсем молодым, он наотрез отказался искать себе жену, решив сохранить целомудрие во имя высокой цели. Как только до Андрея дошли слухи о том, что на реке Иордан Иоанн Предтеча (Иоанн Креститель) призывает народ к искреннему покаянию и уверяет, что скоро их посетит Мессия, Андрей бросил дом, бросил рыбалку и немедленно отправила к реке. Вскоре он стал самым преданным и самым близким учеником Иоанна.

Евангелия

Андрей Первозванный упоминается в Евангелии от Марка, в Евангелии от Луки, в Евангелии от Матфея, в Евангелии от Иоанна, а также в «Деяниях святых апостолов».

В Евангелии от Матфея и от Марка сказано, что призвание Андрея и его брата Петра произошло одновременно недалеко от Галилейского озера. В Евангелии от Иоанна же утверждается, что призвание Андрея случилось возле Иордана сразу же после крещения Иисуса Христа. В этом же жизнеописании сказано, что изначально Андрей был учеником Иоанна Крестителя. В Евангелии от Иоанна Андрей фигурирует дважды: в время разговора с Иисусом о рыбе и хлебе перед тем, как пять тысяч людей были волшебным образом накормлены, и во время проведения к Христу Еллинов в компании с апостолом Филиппом.

Историкам известны еще два текста об Андрее: апокрифический текст «Деяния Андрея», созданный приблизительно в III веке, а также Евангелие от Андрея, которое было отклонено Геласием I и впоследствии безвозвратно утеряно.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Встреча Андрея Первозванного и Иисуса Христа

Евангелисты Иоанн и Матфей по-разному описывали момент встречи Андрея и Иисуса. В Евангелии от Матфея сказано, что Христос обнаружил Андрея и Петра, когда те ловили рыбу в Генисаретском озере. Иисус велел братьям следовать за ним. Мужчины послушались его и побросали свои сети. Иоанн же утверждает, что Петр увидел Иисуса Христа, когда Иоанн Креститель, указав на него рукой, крикнул, что, мол, вот идет наш спаситель. Услышав эти слова, Андрей оставил Иоанна Крестителя и последовал за Иисусом. Чуть позже Андрей отыскал своего брата и привел его к Христу.

Андрей Первозванный был очень близок с Иисусом. Андрею и еще трем апостолам Иисус открыл судьбы мира. Удостоившись такой небывалой чести, Андрей Первозванный стал еще более преданно служить Христу. Он шел за ним по пятам и всегда был рядом с ним до самого последнего его дня на земле. Как утверждают евангелисты, именно апостол Андрей был очевидцем Воскресения и Вознесения Христова. Спустя пятьдесят дней после Воскресения Иисуса Христа (в религии этот день именуется Пятидесятницей) на территории Иерусалима произошло настоящее чудо – Святой Дух в образе языков пламени сошел с небес и охватил апостолов, после чего те не только остались живы, но и стали обладать даром исцеления, даром пророчества и умением свободно изъясняться на всех языках.

Учение Христа из уст Андрея Первозванного

После того, как апостолы были наделены нечеловеческой силой для привлечения языческого народа к учению Христа, они решили поделить между собой страны с помощью жребия. Апостолу Андрею Первозданному достались земли Вифинии, Пропонтиды, Фракии, Македонии, Скифии, Фессалии, Эллады, Ахайи и еще несколько городов. Храбрый Андрей Первозванный обошел все эти места, неся свою проповедь и призывая людей обратиться к Богу. Практически везде люди встречали его недовольством, его гнали из городов, Андрею пришлось стерпеть немало унижений, оскорблений и даже жестоких пыток, однако искренняя вера помогала ему стойко переносить все лишения.

Чудеса

Андрей Первозванный, обладая даром воскрешения умерших, не раз демонстрировал свою способность прилюдно, доказывая людям свое право на слово Божье. Так, историки выделяют несколько ярких случаев чудесного воскрешения апостолом Андреем мертвых:

1. Город Амасеев. Некий Деметрий попросил Андрея помочь вернуть ему сына Египития, скончавшегося от лихорадки. Апостол выполнил просьбу и мальчик ожил.

2. Город Никомидия. Местные жители хоронили мальчика, разорванного собаками буквально на лоскуты. Апостол Андрей Первозванный смог воскресить несчастного и подарить ему жизнь.

3. Город Фессалоники. На виду жителей города Андрей вернул к жизни ребенка, умершего от удушения. Там же он воскресил еще одного маленького мальчика, который умер от укуса ядовитой змеи.

4. Город Патры. Андрей воскресил выброшенного на берег утопленника, который впоследствии оказался сыном Сострата, жителя Македонии, затонувшего на корабле. Сострат, увидев, какое чудо сотворил апостол, попросил его воскресить его друзей и слуг, которые тоже были на корабле. Андрей Первозванный принялся читать молитву и вскоре из моря выбросило еще почти сорок человек. Апостол указал сложить тела в одно место и воскресил их всех одним разом.

5. Город Синоп. Местная жительница нашла в яме тело своего мужа. Убитая горем, она обратилась за помощью к Андрею. Тот вернул мужчину к жизни.

Кончина

Конечно, несмотря на чудеса и уверенность Андрея с своей правоте, на его пути встречались и те, кто считал его обманщиком и глупцом. Так и случилось в городе Патры примерно в 70-м году I века. Местный правитель по имени Эгеат приказал своим слугам поймать Андрея Первозванного и распять его на кресте. Апостол Андрей не испугался ожидавшей его участи, а, напротив, был рад тому, что ему предстоит принять смерть во имя Иисуса Христа, своего спасителя. Он даже сам выбрал для себя крест – немного скошенный, так как апостол не считал себя достойным умирать на таком же кресте, что и Иисус. Тогда разгневанный Эгеат придумал, как можно наказать Андрея. Он приказал не прибивать его руки и ноги к кресту, а просто привязать их веревками. Так, подумал Эгеат, апостол будет погибать очень долго, испытывая страшные муки. Но даже это не отвернуло Андрея Первозванного от своего долга. Два дня он проповедовал прямо с креста. Люди слушали его, внимали его словам и в итоге дружно потребовали прекратить казнь и освободить апостола. Эгеат, испугавшись, что народ может свергнуть его, поспешил удовлетворить их просьбу, однако у него ничего не вышло. Андрей Первозванный так сильно хотел погибнуть ради Христа, что веревки ни в какую не хотели развязываться. В итоге Эгеат оставил попытки совладать с Андреем.

В момент смерти Андрея Первозванного крест озарился ярчайшим сиянием. Через много лет на месте гибели самого верного апостола Христа забил источник с чистейшей водой.

Видео Апостола Андрея Первозванного

сайт (далее - Сайт) осуществляет поиск видео (далее - Поиск), размещенных на видеохостинге YouTube.com (далее - Видеохостинг). Изображение, статистика, название, описание и прочая информация, относящиеся к видео, представлены ниже (далее - Видео-информация) в рамках осуществления Поиска. Источники Видео-информации указаны ниже (далее - Источники)...

Фотографии Апостола Андрея Первозванного

ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ

Интересная статья! Икона Святого Апостола Андрея Первозванного должна быть в каждом доме. Святой Андрей будет вашим защитником и оберегом жилища.

2017-05-18 13:33:54

Андрей (Отрадный)

Апостол Андрей (лат. Andreas ), больше известный как Андрей Первозванный - один из апостолов (учеников) Иисуса Христа, брат Симона-Петра, персонаж Нового Завета.

Евангелия

Упомянут в списках апостолов в Евангелии от Матфея (10:2), от Марка (3:18), от Луки (Лк 6:14), а также в Деяниях Апостолов (1:13).

Андрей был родным братом апостола Петра, рыбак, как и Пётр, родился в Вифсаиде, городе на северном берегу Галилейского озера.

Андрей стал первым из призванных учеников Христа, в связи с чем этого апостола часто называют Первозванным.

Согласно Евангелию от Матфея (4:18-19) и от Марка (1:16-18) призвание Андрея и Петра состоялось близ Галилейского озера, апостол Иоанн в Евангелии от Иоанна описывает призвание Андрея, состоявшееся около Иордана сразу после крещения Иисуса (1:35-40). Согласно этому повествованию апостол Андрей был вначале учеником Иоанна Крестителя.

На страницах Евангелия от Иоанна Андрей появляется ещё дважды - он ведёт диалог с Иисусом о хлебах и рыбе перед чудом насыщения пяти тысяч людей (6:8-9) и вместе с апостолом Филиппом приводит к Иисусу Еллинов (12:20-22).

Существует апокрифический текст Деяния Андрея, созданный, по общепринятой версии, в III веке.

Житие

В житии святого апостола Андрея Первозванного упоминается, что Андрей и его брат Симон (будущий св. Пётр) были галилейскими рыбарями, родившимися и росшими в Вифсаиде (городе на берегу Генисаретского озера); отца их звали Ионою. Повзрослев, братья перебрались в Капернаум, где обзавелись собственным домом и продолжали заниматься рыбной ловлей.

Ещё в юности Андрей решил посвятить себя служению Богу. Сохраняя целомудрие, он отказался вступить в брак. Услышав о том, что на реке Иордан Иоанн Предтеча проповедует о приходе Мессии и призывает к покаянию, Андрей оставил всё и отправился к нему. Скоро юноша стал ближайшим учеником Иоанна Крестителя.

Евангелисты Матфей и Иоанн по-разному описывают встречу Андрея с Иисусом. В Евангелии от Иоанна говорится о том, что Андрей впервые увидел Спасителя, когда святой Предтеча указал на идущего Иисуса Христа и произнёс: «Вот Агнец Божий». Услышав это, Андрей вместе с другим учеником Предтечи, имя которого евангелист не приводит, оставил Крестителя и последовал за Христом. Потом Андрей нашёл своего брата Симона Петра и тоже привёл его к Иисусу. Матфей же повествует о том, как Спаситель встретил Андрея и его брата Симона Петра на берегу Генисаретского озера, где братья ловили рыбу, забрасывая сети в воду. Иисус обратился к ним со словами: «Идите за мною, и Я сделаю вас ловцами человеков». И они последовали за ним, оставив свои сети.

Писание доносит до нас весьма скудные сведения об апостоле Андрее, но его жизнеописание говорит само за себя. В Евангелии от Иоанна сказано о том, что во время чуда умножения хлебов Андрей указал на мальчика, имевшего «пять хлебов ячменных и две рыбки» (Ин. 6:8-9). Он же показал Спасителя язычникам, пришедшим в Иерусалим для поклонения истинному Богу (Ин. 12:20-22). По свидетельству евангелиста Марка, святой Андрей был одним из четырёх учеников Иисуса, которым Он на горе Елеонской открыл судьбы мира (Мк. 13:3).

Святой Андрей назван Первозванным, потому что был призван первым из апостолов и учеников Иисуса Христа. До последнего дня земного пути Спасителя следовал за ним его Первозванный апостол. После крестной гибели Го́спода святой Андрей стал свидетелем Воскресения и Вознесения Христова. В день Пятидесятницы (то есть через пятьдесят дней после Воскресения Иисуса) в Иерусалиме произошло чудо сошествия Святого Духа в виде огненных языков на апостолов. Так, вдохновляемые Духом Божиим, апостолы получили дар исцелять, пророчествовать и способность говорить на разных наречиях о великих делах Господа.

Двенадцать учеников Иисуса разделили между собой страны, куда они должны были нести евангельскую проповедь, обращая язычников ко Христу. Святому Андрею выпали по жребию обширные земли Вифинии и Пропонтиды с городами Халкидон и Византий, также земли Фракии и Македонии, простирающиеся до Чёрного моря и Дуная, кроме того, земли Скифии и Фессалии, Эллады и Ахайи, города Аминс, Трапезунд, Ираклия и Амастрида. Святой Андрей прошёл эти города и страны, неся язычникам евангельскую проповедь. Первым поприщем его апостольского служения стало побережье Чёрного моря, которое в те времена называли «Эвксинским Понтом» («Гостеприимным морем»).

Почти всюду, где оказывался апостол, власти встречали его жестокими гонениями, он претерпевал множество скорбей и страданий. Но, подкрепляемый силой своей веры, святой Андрей «с услаждением» переносил все бедствия во имя Христа. Особенно много мучений пришлось встретить Первозванному апостолу в городе Синопе, где язычники подвергли его жестоким пыткам. Но, как говорит предание, «благодатью своего Учителя и Спасителя святой Андрей снова оказался здоровым и целым от ран».

Продолжая свой проповеднический путь, апостол прошёл через города Неокесарию и Самосаты, через страну Аланы, через земли Абасков и Зигов. По преданию, язычники зиги сначала не приняли евангельскую проповедь святого Андрея и даже хотели убить апостола, но, дивясь его кротости и подвижничеству, оставили своё намерение. Пройдя через Босфорское царство, он предпринял морское путешествие во фракийский город Византий. Апостол первым проповедовал там учение Спасителя в будущем центре восточного христианства, где святой Андрей и основал Церковь. Он рукоположил в сан византийского епископа Стахия, одного из 70 апостолов Христа, о котором Павел упоминает в Послании к римлянам (16:9). Также святой назначил пресвитеров церкви, «чтобы они учили народ и совершали таинства».

Житие апостола повествует о нескольких случаях воскрешения им усопших:

  • в городе Амасеев апостол Андрей воскресил мальчика по имени Египтий, умершего от лихорадки, по просьбе отца мальчика Деметрия.
  • в Никомидии во время погребального шествия апостол воскресил мальчика, погибшего от того, что его тело было разорвано собаками.
  • в Фессалониках по просьбе одного из жителей города апостол публично воскресил мальчика, который умер от удушения.
  • разгневанный проповедями апостола Андрея проконсул Вирин послал воинов, чтобы они силой привели апостола к нему. Один из воинов упал замертво, как только выхватил меч, после чего апостол молитвой воскресил его. Проконсул Вирин приказал подвергнуть пыткам апостола на стадионе, выпустив на арену по очереди вепря, быка и леопарда. Но звери не тронули апостола, в то время как леопард набросился на сына проконсула и удавил его. После долгой молитвы апостол воскресил сына Вирина.
  • также в Фессалониках апостол воскресил маленького мальчика, умершего от укуса змеи.
  • в городе Патры апостол Андрей проповедовал в доме проконсула Лисбия. Бывшая наложница проконсула Трофима последовала учению апостола и ушла от своего мужа. Муж Трофимы пришёл к жене проконсула Калисте и оклеветал свою жену, обвинив её в возобновлении связи с проконсулом. По приказу Калисты Трофиму насильно поместили в дом терпимости для надругательства, но Трофима так сильно молилась, что все мужчины, пытавшиеся к ней прикоснуться, погибали, после чего одного из них она воскресила. Жена проконсула отправилась в баню со своим любовником, где они оба скончались. По просьбе кормилицы Калисты апостол Андрей воскресил умершую, после чего Лисбий и его жена уверовали во Христа.
  • в городе Патры во время проповеди апостола Андрея волной на берег выбросило утопленника, которого апостол воскресил своей молитвой. Это был Филопатр, сын Сострата, жителя Македонии, который плыл на корабле в Патры с целью ознакомиться с новым учением, но его унесло волной с корабля во время бури. Филопатр обратился с просьбой к апостолу воскресить его друзей и слуг, также унесённых с корабля в море. Когда апостол Андрей помолился, то на берег волной вынесло ещё 39 человек, и толпа, окружавшая апостола, обратилась к нему с просьбой об их воскрешении. Апостол попросил сложить тела в одно место и своей молитвой воскресил всех погибших.
  • в городе Синоп апостол Андрей по просьбе женщины воскресил её мужа, найденного в яме убитым.
  • в городе Ацкури (современная Грузия) по молитве апостола воскрес умерший, и это чудо подвигло жителей города принять Святое крещение.

Предание о служении Андрея Первозванного в Скифии

Евсевий Кесарийский в первой половине IV в., ссылаясь на не дошедшее до нас сочинение Оригена, говорит о служении Андрея в Скифии. Ориген, согласно Евсевию, утверждал, что для определения направления своей миссионерской деятельности 12 апостолов бросили жребий. Так Петру выпало проповедничество в Риме, Матфею - в Палестине, Марку - в Египте, Иоанну - в Малой Азии, Фоме - в Парфии, а Андрею - в Фракии и Скифии.

Однако уже по поводу этого свидетельства расходятся мнения церковных историков. Так А. Гарнак оставлял открытым вопрос о том, насколько приведённая Евсевием цитата представляет буквальную выдержку из Оригена. Некоторые учёные утверждали, что известие об апостоле Андрее принадлежит самому Евсевию и современному ему церковному преданию, а А. В. Карташёв склонялся к традиционному мнению.

Последующие церковные писатели - Досифей Тирский, Епифаний Кирпский (IV век), Евхерий Лионский (V век), Никита Пафлагон (IX-X) и другие по своему дополняют это предание. Таким образом маршрут апостола пролегал «через всю Вифинию, всю Фракию и скифов… потом достиг великого города Севаста… где находится крепость Аспар и река Фасис… у которой обитают внутренние эфиопы» (то есть, согласно этим авторам, апостол достиг примерно нынешней Абхазии (Фасис обычно соотносится с Риони). Между Иверией и Скифией Андрей посетил, как утверждается, Боспор, Феодосию и Херсонес.

Однако в большинстве вариантов легенды о бросании жребия Скифия вообще не упоминается. Также ни в одной из древнейших записей легенды не упоминается путешествий апостолов по Северному Причерноморью или по Днепру.. А св. Григорий Богослов (IV век) писал, что Андрею жребий выпал на Индию. Н. М. Карамзин, приведя в «Истории государства Российского» этот рассказ, заметил: «Впрочем, люди знающие сомневаются в истине сего Андреева путешествия ».

Историки считают, что Андрей попал в летопись по той простой причине, что книжники домонгольской Руси из греческих апокрифов знали, что он доходил до Корсуни - города, с которым предание связывало крещение Владимира Святославича. Легко было сочинить новое путешествие, поместив его между третьим и четвертым.

Церковный историк, профессор, обер-прокурор Святейшего Синода А. В. Карташёв отмечает:

в VIII, IX и последующих столетиях накопившийся веками матерьял в форме апокрифических и церковных сказаний, кратких известий и посеянных всюду теми и другими местных преданий, послужил источником к составлению новых „деяний“, „похвал“ и „житий“ апостолов. Здесь миссионерская деятельность ап. Андрея распадается на целых три проповеднических путешествия, скопированных с путешествий ап. Павла, причём Первозванный апостол уже с полной определённостью проходится через Скифию европейскую и по северному и по западному побережью Чёрного моря проходит до Византии, где поставляет первого епископа для этого города - Стахия.

В это же время (VIII-IX века) монах Епифаний составляет рассказ об апостоле Андрее. В этом рассказе упоминается о «железном жезле с изображением животворящего креста, на который апостол всегда опирался» . Неподалёку от Никеи в Вифинии «блаженный ап. Андрей, низвергнув гнусную статую Артемиды, поставил там животворящее изображение спасительного Креста» . Далее к востоку, в Пафлагонии «он избрал место молитвы, удобное для устроения жертвенника, и оствятил его, воздвигнув знамение животворящего креста» . Из этого рассказа, отмечает А. В. Карташёв, ведут своё начало крест и жезл, фигурирующие в двух версиях русского сказания.

Легенда об Андрее Первозванном на Руси

Предание о жребии апостолов было известно на Руси с момента появления здесь христианства. В 1051 году о ней пишет киевский митрополит Иларион в «Слове о законе и благодати». Также предание было внесено в «Изборник Святослава 1076 года». Но в них предание о жребии апостолов не связывается с крещением Руси. Так митрополит Иларион писал: «Хвалит же хвалебным гласом римская страна Петра и Павла… Асия и Эфес, и Патмос - Иоанна Богослова. Индия - Фому, Египет - Марка…Похвалим же и мы… великое и дивное сотворившего, нашего учителя и наставника, великого князя земли нашей Владимира…» . Более того, первый список «Повести временных лет» - так называемый Древнейший свод 1039 года, а также Начальный свод 1095 года и «Чтение о Борисе и Глебе» Нестора Летописца прямо заявляют, что на Русь апостолы «не ходили» и что они в наших землях «не быша».

Но уже с 1116 года сын Всеволода Ярославича - Владимир Мономах приказал игумену Выдубицкого монастыря Сильвестру внести в «Повесть временных лет» русский вариант легенды об апостольской миссии Андрея Первозванного. Так с того времени рассказы о посещении апостолом земли русской непременно включаются во все последующие летописные списки.

Так появился рассказ о путешествии апостола Андрея из Крыма в Рим через Ладогу. Согласно этой версии о служении апостола в Причерноморье: «А Днепр втечёт в Понетьское море жерелом; еже море словет Руское, по немуже учил святый Оньдрей, брат Петров» (Стлб. 7), - далее рассказывает о том, что по прибытии в Корсунь Андрей узнал, что неподалёку находится устье Днепра, и, решив отправиться в Рим, поднялся вверх по Днепру. Остановившись на ночлег на холмах, на которых впоследствии был построен Киев, апостол, по утверждению летописца, сказал бывшим с ним ученикам:

По преданию апостол поднялся на горы, благословил их и водрузил крест. Из Киева апостол прибыл в Новгород, где удивлялся тому, что местные жители любят, моясь в банях, бить себя «молодыми прутьями», обливаться квасом и студёною водой. Рассказ ученикам Иисуса в Риме ограничился только банями, и римские слушатели «слышаще, дивляхуся».

В древнейших списках и вариантах этой легенды нет никаких-либо упоминаний об успехах проповеди Андрея Первозванного. В связи с этим профессор Московской духовной академии Е. Е. Голубинский иронизировал: неужели апостол приходил в наши земли только для того, чтобы увидеть русские обычаи пользования банями.

Профессор А. В. Карташёв отмечает:

У русского автора-южанина в рассказе о новгородских банях очевидно была и определённая, не особенно высокая цель. Так прекрасно возвеличив свой родной Киев, он, по русскому обычаю - трунить над всяким, кто не нашей деревни, решил выставить новгородцев пред апостолами в самом смешном виде. Новгородцы так это и поняли, потому что, в ответ на киевскую редакцию повести, они создали свою собственную, в которой, не отвергая прославления Киева и умалчивая совершенно о банях, уверяют, что ап. Андрей «во пределы великого сего Новаграда отходит вниз по Волхову и ту жезл свой погрузи мало в землю и оттоле место оно прозвася Грузино… Чудотворный жезл этот „из дерева незнаемого“ хранился, по свидетельству жития св. Михаила Клопского, в его время (1537 год) в Андреевской церкви села Грузина.»

Так эта легенда начала обрастать всё большим числом деталей.

Различные средневековые источники сообщают о дальнейшем пути святого Андрея в Новгород, где он воздвигнул крест около нынешнего села Грузино на берегу Волхова, к Ладожскому озеру и далее до острова Валаам, где он будто бы установил каменный крест и истребил капища богов Велеса и Перуна, обратив в христианство языческих жрецов. Оттуда, как считается, апостол направился в Рим через Польшу (польское средневековое предание о принятии крещения от Андрея Первозванного также существует).

Стоит отметить, что факт пребывания апостола Андрея на территории будущей Руси ставили под сомнения даже православные церковные историки. Среди них: митрополит Платон (Левшин), архиепископ Филарет (Гумилевский), академик, профессор МДА Е. Е. Голубинский, А. В. Карташёв и другие. Известный старец псковского Елеазарова монастыря Филофей (ок. 1465-1542) писал о русской земле:

В одном сборнике XVI века читаем:

Преподобный Иосиф Волоколамский (1440-1515) в своём «Просветителе» ставил даже вопрос: почему ап. Андрей не проповедовал христианства в русской земле? и отвечал так:

Возбранен бысть от Св. Духа. Его же судьбы бездна многа и сего ради суть сиа несказанна.

Однако в церковной среде распространено и другое мнение. Некоторые православные историки склонны считать предание об апостоле Андрее правдивым. Так историк церкви, митрополит Макарий (Булгаков) (1816-1882) замечает по этому поводу:

Во вступительной статье к «Истории русской церкви» Макария С. А. Беляев в 1994 году утверждает, что «во II тысячелетии — начале I тысячелетия до Р. Х. Восточная Европа была уже довольно плотно населена народами … Почти все исследователи выделяют в Восточной Европе славянские, а точнее праславянские племена… В том, что по крайней мере в XV—XII вв. до Р. Х. праславяне уже живут на интересующей нас территории сомнений нет", и считает, что с греческой колонизацией Северного Причерноморья "вся Восточная Европа от Карпат на западе до Уральских гор на востоке и от северного берега Чёрного моря до современной Перми стала неотъемлемой частью античного мира"

Мученичество за веру

Косой крест, на котором апостол Андрей принял мученическую кончину, с тех пор называется Андреевским крестом. Распятие это считается совершившимся около 70-го года.

Политика византийской церкви

По мнению профессора, А. В. Карташёва с помощью развития легенды об Андрее византийская церковь решала две задачи: 1. Оградить свою независимость от притязаний Рима и доказать свою равнозначность Риму (Андрей был старшим братом апостола Петра); 2. Обеспечить себе господство над всеми по возможности церквами Востока.

Отсюда можно заключить, что Византия охотно поддерживала сказания о проповеди ап. Андрея в тех странах, где они существовали (Армения, Грузия) и даже старалась привить подобные предания в странах северных (Моравия, Россия), на которые простиралось её влияние. О том, что византийцы при случае даже прямо внушали русским верование о проповеди на Руси ап. Андрея, мы имеем документальное свидетельство. Это - письмо к русскому князю Всеволоду Ярославичу, написанное от лица императора Михаила Дуки (1072-1077) его секретарём, знаменитым учёным своего времени, Михаилом Пселлом, с целью сватовства за брата императора дочери Всеволода. Одним из аргументов к теснейшему союзу двух дворов служит здесь следующий: "Духовные книги и достоверные истории научают меня, что наши государства оба имеют один некий источник и корень, и что одно и то же спасительное слово распространено в обоих, одни и те же самовидцы божественного таинства и его вестники провозгласили в них слово Евангелия"

Почитание

При императоре Константине Великом, мощи святого апостола Андрея были торжественно перенесены в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов рядом с мощами святого евангелиста Луки и ученика апостола Павла — Тимофея, апостола от семидесяти.

Апостол Андрей почитается основателем и небесным покровителем Константинопольской православной церкви.

По легенде, в VIII веке мощи апостола Андрея были перевезены в Шотландию монахом Регулусом и помещены в кафедральный собор Сент-Эндрюса, города, который получил своё имя в честь апостола и стал церковной столицей Шотландского королевства. По другой версии они (возможно, частично) были перевезены в XIII веке в Италию, в г. Амальфи. В Трирском соборе (Германия) хранятся сандалия и гвоздь апостола Андрея.

В Православной церкви память апостола (по юлианскому календарю): 30 июня (Собор двенадцати апостолов) и 30 ноября; в Католической церкви и Православных церквах, придерживающихся григорианского календаря: 30 июня и 30 ноября.

На Руси особый культ апостола Андрея Первозванного получил распространение с 1080-х годов. Первая церковь в честь апостола Андрея была построена в Киеве в 1086 году трудами великого князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого.

Апостол Андрей — святой покровитель Украины, России, Шотландии, Румынии, Греции, Сицилии, Амальфи; а также моряков и рыбаков.

Картины с изображением святого Андрея создавались многими великими живописцами, в том числе Мурильо, Эль Греко, Сурбараном.

В 1698 году российским царём Петром I учреждена первая (и затем остававшаяся высшей) награда России — Орден Св. Андрея Первозванного. В 1998 году этот орден в России был возрождён.

26 декабря 1906 года в английском Бирмингеме открыт футбольный стадион «Сент-Эндрюс», названный в честь святого Андрея.

Корабль-церковь «Андрей Первозванный»

В преддверии 70-летия со дня образования Новосибирской области с 15 по 31 августа 2008 года работал благотворительный духовный медико-просветительский православный корабль-церковь «Андрей Первозванный». Рейд корабля-церкви организован Новосибирской епархией Русской Православной Церкви и областной администрацией. Главная цель миссии — оказание духовно-социальной и материальной помощи жителям отдалённых сёл. В ходе своей поездки представители социальной защиты, медицинские работники, священнослужители посетят более 25 отдалённых сёл Болотнинского, Колыванского, Мошковского и Новосибирского района.

В самом начале своего служения Христос проходил мимо двух братьев-рыбаков, закидывавших сети в Галилейское озеро. Он сказал им самые простые слова: «Идите за мною, и Я сделаю вас ловцами человеков». Они так и поступили, бросив в одночасье всю свою прежнюю жизнь. Это были Симон (Петр) и Андрей. Почему же именно Андрея называют Первозванным?

Братья были родом из селения Вифсаида. Евангелист Иоанн повествует, что еще прежде Андрей был учеником Иоанна Крестителя, и слышал, как тот называл Иисуса «Агнцем Божьим». Ведь это и было самым главным в Его земном служении: не проповедь, не чудеса, а жертва, которую Ему предстояло принести на кресте, став Агнцем ради спасения всего человечества. Андрей поверил в это сразу, и потому мы называем его сегодня Первозванным - из апостолов он был призван первым. Именно он указал Христу на мальчика с пятью хлебами и двумя рыбками, которые потом были чудесным образом умножены, чтобы накормить толпу. Он вместе с Филиппом привел ко Христу некоторых эллинов (другого такого случая мы не знаем), но вообще Писание мало рассказывает об Андрее. В основном его жизнь известна нам из его Деяний и Жития.

Когда апостолы отправлялись на проповедь, они разделили между собой по жребию страны, в которых им предстояло возвещать Благую весть. Андрею досталось побережье Понта Эвксинского, то есть Черного моря. Южные берега (включая и крымское южнобережье) входили в состав тогдашнего «цивилизованного мира», то есть Римской империи, а в северном Причерноморье жили варвары, которых называли скифами. Как далеко на север зашел в своих странствиях апостол Андрей, мы точно не знаем - сохранилось сравнительно позднее предание о том, что он поднялся вверх по Днепру и освятил место, на котором потом был построен город Киев, и даже о том, как он добрался до Новгородской земли и удивился обычаю тамошних жителей париться в банях. Видимо, это все-таки вымысел: ранние источники ничего не говорят об этом путешествии на север, никаких следов оно не оставило, да и представить себе такую поездку в I веке н. э. довольно трудно. Но все равно мы можем сказать, что апостол Андрей был первым, кто стал распространять христианство «в нашем направлении». Вполне вероятно, что он побывал в Херсонесе - будущем Севастополе.

Достоверен и другой рассказ - что апостол Андрей посетил Византий, город, на месте которого был позднее построен Константинополь, основал там христианскую общину и рукоположил епископа Стахия, апостола из семидесяти. Житие рассказывает о множестве чудесных исцелений и даже воскрешений, совершенных по молитвам апостола в разных городах, и о жестоких преследованиях, которым он подвергался.

После своего путешествия в Причерноморье апостол отправился в столицу империи - Рим, где находился его брат Петр. В Риме тогда правил император Нерон, и для христиан наступали времена гонений, в которых предстояло погибнуть обоим братьям.

Из столицы Андрей решил вернуться в прежние места. По дороге он остановился в городе Патры на греческом полуострове Пелопоннес, где он стал свидетелем гонений на христиан и выступил в их защиту перед римским наместником по имени Эгеат. «Ты разрушитель храмов богов, Андрей, старающийся вовлечь народ в безумную секту, которую повелители империи решились истребить,» - ответил ему римлянин. Самым неприемлемым в христианском учении была для него проповедь о распятии Спасителя, ведь эта мучительная и позорная казнь была оставлена для самых закоренелых преступников из низших слоев общества. Как можно поклоняться Распятому?!

В ответ на это апостол подробно рассказал Эгеату об истории сотворения мира и грехопадения, о земной жизни Спасителя и значении крестной смерти и призвал его самого разделить веру христиан, чтобы «обрести собственную душу». Тот рассмеялся: «Не хочешь ли ты убедить меня, что я мертв?» С его точки зрения, только безумец мог во все это верить, и, чтобы оспорить веру апостола, он стал угрожать, что подвергнет его самого крестной смерти.

Цена проповеди была действительно высока, но апостол был готов ее заплатить. Андрей был брошен в тюрьму в ожидании скорой казни, и толпы народа собрались около нее, готовые на бунт, чтобы освободить невиновного страдальца. Он проповедовал им, уговаривая не препятствовать тому, что должно произойти, потому что временные страдания приведут его к вечной славе. И, в конце концов, он ведь сам согласился когда-то пойти за Агнцем…

Для казни апостола Андрея был выбран косой крест в форме буквы Х (почему такой крест и называется теперь Андреевским), а чтобы его мучения были более продолжительными, Эгеат велел не прибивать, а привязать его руки и ноги. «О крест, освященный моим Господом и Владыкою, приветствую тебя, образ ужаса, ты, после того как Он умер на тебе, сделался знаком радости и любви!» - с такими словами апостол взошел на этот крест. Два дня провисел он на нем до своей кончины, два дня он разговаривал со стоявшим вокруг народом…

Память апостола Андрея празднуется 30 ноября по старому, 13 декабря - по новому стилю. Давнее предание о проповеди апостола на землях будущей Руси породило особое отношение к нему со стороны правителей Российской империи: орден Андрея Первозванного стал высшим орденом государства, а флаг с Андреевским крестом до сих пор осеняет военный флот России.

Тропарь

Яко апостолов первозванный/ и верховнаго сущий брат,/ Владыце всех, Андрее, молися,/ мир вселенней даровати// и душам нашим велию милость.

Кондак
апостола Андрея Первозванного:

Мужества тезоименитаго богоглагольника/ и Церкве возследователя верховнаго,/ Петрова сродника восхвалим,/ зане якоже древле сему/ и ныне нам воззва:// приидите, обретохом Желаемаго.

АПОСТОЛ АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ

Апостол Андрей Первозванный

Родился Андрей 2 августа 8 года до нашей эры в Вифсаиде, городе на берегу Генисаретского озера.
Его отец, которого звали Ионою, был рыбаком, мать занималась хозяйством и детьми. Кроме Андрея, в семье были три старших брата и младшая сестра. Его брат Симон (впоследствии ) был в семье шестым ребёнком.
Андрей рос тихим, спокойным, был всегда очень исполнительным, если ему поручали дело, можно было не проверять, выполнит все в точности.
Повзрослев, братья перебрались в Капернаум, где обзавелись собственным домом и продолжали заниматься рыбной ловлей.
Ещё в юности Андрей решил посвятить себя служению Богу. Услышав о том, что на реке Иордан проповедует о приходе Мессии и призывает к покаянию, Андрей оставил всё и отправился к нему. Скоро юноша стал ближайшим учеником Иоанна Крестителя. В момент призвания к ученичеству ему исполнилось 31 год.
Иоанн Креститель послал к Иисусу двух учеников со словами: «Вы будете для него ангелами-хранителями, оберегайте его и защищайте ». Второго ученика, которого послал Иоанн Креститель к Иисусу, звали Иоанн Заведей. Он был на восемь лет старше Иисуса.
Андрей последовал за Христом.
Андрей привёл своего брата Симона (Петра) к Иисусу, сказав перед этим: «Мы нашли Мессию. Пойдём с нами ».
Матфей же повествует о том, как Спаситель встретил Андрея и его брата Симона Петра на берегу Генисаретского озера, где братья ловили рыбу, забрасывая сети в воду. Иисус обратился к ним со словами: «Идите за мною, и Я сделаю вас ловцами человеков ». И они последовали за ним, оставив свои сети.
В Евангелии от Иоанна сказано о том, что во время чуда умножения хлебов Андрей указал на мальчика, имевшего «пять хлебов ячменных и две рыбки» (Ин. 6:8-9). Он же показал Спасителя язычникам, пришедшим в Иерусалим для поклонения истинному Богу (Ин. 12:20-22). По свидетельству евангелиста Марка, святой Андрей был одним из четырёх учеников Иисуса, которым Он на горе Елеонской открыл судьбы мира (Мк. 13:3).

Святой Андрей назван Первозванным, потому что был призван первым из апостолов и учеников Иисуса Христа. До последнего дня земного пути Спасителя следовал за ним его Первозванный апостол.
После воскрешения Иисуса Христа Андрей, так же как и все, гонимый преследователями, ушёл из Иудеи в Грецию.

Житие апостола повествует о нескольких случаях воскрешения им усопших:
- в городе Амасеев апостол Андрей воскресил мальчика по имени Египтий, умершего от лихорадки, по просьбе отца мальчика Деметрия.
- в Никомидии во время погребального шествия апостол воскресил мальчика, погибшего от того, что его тело было разорвано собаками.
- в Фессалониках по просьбе одного из жителей города апостол публично воскресил мальчика, который умер от удушения.
- разгневанный проповедями апостола Андрея проконсул Вирин послал воинов, чтобы они силой привели апостола к нему. Один из воинов упал замертво, как только выхватил меч, после чего апостол молитвой воскресил его. Проконсул Вирин приказал подвергнуть пыткам апостола на стадионе, выпустив на арену по очереди вепря, быка и леопарда. Но звери не тронули апостола, в то время как леопард набросился на сына проконсула и удавил его. После долгой молитвы апостол воскресил сына Вирина.
- также в Фессалониках апостол воскресил маленького мальчика, умершего от укуса змеи.
- в городе Патры апостол Андрей проповедовал в доме проконсула Лисбия. Бывшая наложница проконсула Трофима последовала учению апостола и ушла от своего мужа. Муж Трофимы пришёл к жене проконсула Калисте и оклеветал свою жену, обвинив её в возобновлении связи с проконсулом. По приказу Калисты Трофиму насильно поместили в дом терпимости для надругательства, но Трофима так сильно молилась, что все мужчины, пытавшиеся к ней прикоснуться, погибали, после чего одного из них она воскресила. Жена проконсула отправилась в баню со своим любовником, где они оба скончались. По просьбе кормилицы Калисты апостол Андрей воскресил умершую, после чего Лисбий и его жена уверовали во Христа.
- в городе Патры во время проповеди апостола Андрея волной на берег выбросило утопленника, которого апостол воскресил своей молитвой. Это был Филопатр, сын Сострата, жителя Македонии, который плыл на корабле в Патры с целью ознакомиться с новым учением, но его унесло волной с корабля во время бури. Филопатр обратился с просьбой к апостолу воскресить его друзей и слуг, также унесённых с корабля в море. Когда апостол Андрей помолился, то на берег волной вынесло ещё 39 человек, и толпа, окружавшая апостола, обратилась к нему с просьбой об их воскрешении. Апостол попросил сложить тела в одно место и своей молитвой воскресил всех погибших.
- в городе Синоп апостол Андрей по просьбе женщины воскресил её мужа, найденного в яме убитым.
- в городе Ацкури (современная Грузия) по молитве апостола воскрес умерший, и это чудо подвигло жителей города принять Святое крещение.
До 38 года проповедовал и крестил в Персии и Малой Азии .

В январе 39 года вернулся в Иудею, в свой родной город Вифсаида. Летом этого же года утонул старший сын. Со смертью ребёнка Андрей ещё больше закрылся в себе. В декабре решил уйти как можно дальше из страны, принесшей ему столько страданий.
Его поприщем служения стало побережье Чёрного моря, которое в те времена называли «Эвксинским Понтом» («Гостеприимным морем»). Почти всюду, где оказывался апостол, власти встречали его жестокими гонениями, он претерпевал множество скорбей и страданий. Но, подкрепляемый силой своей веры, святой Андрей "с услаждением» переносил все бедствия во имя Христа. Особенно много мучений пришлось встретить Первозванному апостолу в городе Синопе, где язычники подвергли его жестоким пыткам. Но, как говорит предание, «благодатью своего Учителя и Спасителя святой Андрей снова оказался здоровым и целым от ран".
Продолжая свой проповеднический путь, апостол прошёл через города Неокесарию и Самосаты, через страну Аланы, через земли Абасков и Зигов. По преданию, язычники зиги сначала не приняли евангельскую проповедь святого Андрея и даже хотели убить апостола, но, дивясь его кротости и подвижничеству, оставили своё намерение. Пройдя через Боспорское царство, он предпринял морское путешествие во фракийский город Византий. Апостол первым проповедовал там учение Спасителя в будущем центре восточного христианства, где святой Андрей и основал Церковь. Он рукоположил в сан византийского епископа Стахия, одного из 70 апостолов Христа, о котором Павел упоминает в Послании к римлянам (16:9). Также святой назначил пресвитеров церкви, «чтобы они учили народ и совершали таинства»

И он отправляется в земли будущей Древней Руси.
Андрей Первозванный побывал на местах будущих городов: Одесса, Киев, Харьков, Москва, Новгород .

С 1116 года сын Всеволода Ярославича - Владимир Мономах приказал игумену Выдубицкого монастыря Сильвестру внести в «Повесть временных лет» русский вариант легенды об апостольской миссии Андрея Первозванного. Так с того времени рассказы о посещении апостолом земли русской непременно включаются во все последующие летописные списки.
В полутора километрах от деревни Генеральское близ Алушты, в бассейне реки Улу-Узень (Мегапотам), на высоте 500 м. над уровнем моря в I веке н.э. благовествовал учение Христово св. Апостол Андрей Первозданный, один из 12-ти учеников Иисуса Христа, прозванный так за то, что раньше других апостолов пришел ко Господу. По его молитвам возле его скита забил святой источник, сохранившийся до наших дней. Здесь же многие жители Таврики приняли христианство.
После ухода Андрея Первозванного в Скифские земли, на месте его скита был основан монастырь. А над святым источником был построен храм, названный в честь св. Андрея Первозванного - Ай-Андрий.

Апостол Андрей почитается основателем и небесным покровителем Константинопольской православной церкви .


Сандаля и гвоздь святого Андрея в Трирском соборе

По легенде, в VIII веке мощи апостола Андрея были перевезены в Шотландию монахом Регулусом и помещены в кафедральный собор Сент-Эндрюса, города, который получил своё имя в честь апостола и стал церковной столицей Шотландского королевства. По другой версии они (возможно, частично) были перевезены в XIII веке в Италию, в г. Амальфи.
В Трирском соборе (Германия) хранятся сандалия и гвоздь апостола Андрея.

В Православной церкви память апостола (по юлианскому календарю):
- 30 июня (Собор двенадцати апостолов);
- 30 ноября ;
в Католической церкви и Православных церквах, придерживающихся григорианского календаря: 30 июня и 30 ноября.

Картины с изображением святого Андрея создавались многими великими живописцами, в том числе Мурильо, Эль Греко, Сурбараном.

Апостол Андрей Первозванный - ПЕРВООСНОВАТЕЛЬ "НЕБЕСНОЙ РОССИИ"
Даниил Андреев в книге писал, что Высокий человекодух Апостол Андрей Первозванный, отдал свои силы демиургу России Яросвету (см. Небесная Россия). В начал возникать как бы туманный ещё чертёж Небесной России. Церковное предание считает апостола Андрея первопросветителем наших далеких предков. Это верно в том смысле, что апостол Андрей в конце I века христианской эры принял мученический венец в землях Скифии. Но в предании этом таится, по-видимому, и отголосок интуитивного знания о том, что первооснователем Небесной России был именно этот человекодух, достигший за тысячелетие между своей кончиной и своим участием в миротворческом акте Яросвета огромных сил и высот.

На Руси особый культ апостола Андрея Первозванного получил распространение с 1080-х гг. Первая церковь в честь апостола Андрея была построена в Киеве в 1086 г. трудами великого князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого.

Орден Святого апостола Андрея Первозванного

В 1698 году российским царём Петром I учреждена первая (и затем остававшаяся высшей) награда России - Орден Св. Андрея Первозванного. В 1998 году этот орден в России был возрождён.
Орден Святого апостола Андрея Первозванного имеет знак и звезду.

Знак ордена представляет собой косой крест из серебра с позолотой, покрытый синей эмалью, с изображением на нем фигуры распятого Святого апостола Андрея Первозванного. На концах креста - золотые буквы "S", "A", "P", "R" (Sanctus Andreas Patronus Russiae - Святой Андрей Покровитель России). Крест наложен на рельефную позолоченную фигуру двуглавого орла, увенчанного тремя коронами, соединенными покрытой синей эмалью лентой, и поддерживающего лапами нижние концы креста. На оборотной стороне знака, на груди орла, размещена покрытая белой эмалью лента. На ленте прямыми, покрытыми черной эмалью буквами написан девиз ордена: "ЗА ВЕРУ И ВЕРНОСТЬ", под лентой - номер знака. Знак прикреплен к орденской ленте при помощи ушка на оборотной стороне средней короны. Высота знака - 86 мм, ширина - 60 мм.

Лента ордена шелковая, муаровая, голубого цвета, шириной 100 мм.

Звезда ордена серебряная, восьмилучевая. В центре звезды, в круглом медальоне, покрытом красной эмалью, - рельефное позолоченное изображение двуглавого орла, увенчанного тремя коронами; на груди орла - изображение покрытого синей эмалью Андреевского (косого) креста. Вокруг медальона - покрытая синей эмалью кайма с позолоченной окантовкой. На кайме прямыми позолоченными буквами написан девиз ордена: "ЗА ВЕРУ И ВЕРНОСТЬ". В нижней части каймы - изображение двух скрещенных лавровых ветвей, покрытых зеленой эмалью и перевязанных позолоченной лентой.
Расстояние между концами противолежащих лучей звезды - 82 мм. На оборотной стороне звезды, в нижней части, - номер звезды ордена. Звезда при помощи булавки крепится к одежде.

Орденская цепь состоит из 17 чередующихся звеньев трех видов: позолоченного изображения Государственного герба Российской Федерации в виде двуглавого орла, имеющего на груди щит круглой формы с выполненным цветными эмалями всадником, поражающим копьем дракона; увенчанного короной и обрамленного военной арматурой картуша, покрытого синей эмалью, в центре которого помещен позолоченный накладной вензель Петра I; позолоченной розетки в виде сияния с покрытым красной эмалью медальоном. Через середину розетки проходит синий Андреевский (косой) крест, между концами которого помещены буквы "S", "А", "Р", "R". Звенья цепи соединены кольцами. Цепь выполнена из серебра с позолотой с использованием горячих эмалей.

Для награжденных за отличия в боевых действиях к знаку и звезде ордена присоединяются два перекрещенных позолоченных меча. На знаке ордена они располагаются под средней короной над двуглавым орлом. Длина каждого меча - 47 мм, ширина - 3 мм. На звезде ордена они располагаются на диагональных лучах звезды, под ее центральным медальоном. Длина каждого меча - 54 мм, ширина - 3 мм.

Лента ордена на форменной одежде носится на планке высотой 12 мм, ширина ленты - 45 мм. Для награжденных за отличия в боевых действиях на ленте дополнительно располагаются два миниатюрных перекрещивающихся позолоченных меча.
На ленте ордена в виде розетки крепится миниатюрное изображение знака ордена из металла золотистого цвета с эмалью. Диаметр розетки - 16 мм.
Для награжденных за отличия в боевых действиях на ленте в виде розетки дополнительно располагаются два миниатюрных перекрещивающихся позолоченных меча, не выходящих по своим размерам за пределы розетки.

Статус ордена Святого апостола Андрея Первозванного

1. Орденом Святого апостола Андрея Первозванного награждаются видные государственные и общественные деятели, выдающиеся представители науки, культуры, искусства и различных отраслей экономики за исключительные заслуги, способствующие процветанию, величию и славе России.
2. Орденом Святого апостола Андрея Первозванного могут быть награждены за выдающиеся заслуги перед Российской Федерацией главы (руководители) зарубежных государств.
3. Знак ордена Святого апостола Андрея Первозванного носится на орденской цепи или на плечевой ленте. При ношении знака ордена Святого апостола Андрея Первозванного на плечевой ленте она проходит через правое плечо.
4. Ношение знака ордена Святого апостола Андрея Первозванного на орденской цепи осуществляется, как правило, в особо торжественных случаях или при наличии у награжденного ордена Святого Георгия I степени.
5. Звезда ордена Святого апостола Андрея Первозванного носится на левой стороне груди и располагается ниже орденов, носящихся на колодках.
6. Награжденным за отличия в боевых действиях вручаются знак и звезда ордена Святого апостола Андрея Первозванного с мечами.
7. При ношении ленты ордена Святого апостола Андрея Первозванного на планке она располагается выше других орденских лент.
8. При ношении ленты ордена Святого апостола Андрея Первозванного в виде розетки она располагается на левой стороне груди выше других орденских лент в виде розеток.
9. После вручения награжденному ордена Святого апостола Андрея Первозванного Управление делами Президента Российской Федерации обеспечивает изготовление портрета награжденного орденом.

Портрет награжденного орденом Святого апостола Андрея Первозванного выставляется в Государственном центральном музее современной истории России.


Крест Андрея Первозванного

Этот крест и дал имя флагу.

Андреевский флаг

Андреевский флаг - кормовой флаг кораблей Военно-Морского Флота Российской империи с 1720 по 1918 год, с 1992 года - военно-морской флаг Российской Федерации и, с 2000 года, - знамя Военно-Морского Флота Российской Федерации.

Андреевский флаг представляет собой белое полотнище с двумя диагональными полосами синего цвета, образующими наклонный крест, называемый Андреевским; отношение ширины флага к его длине - один к полутора; ширина синей полосы равна 1/10 длины флага.

Апостол Андрей - святой покровитель Украины, России, Шотландии, Румынии, Греции, Сицилии, Амальфи; а также моряков и рыбаков .

Святое место - Россия, Приморский край, с. Преображение на берегу Японского моря (сельская школа). Покровительствует - Приморскому и Хабаровскому краю, Амурской обл. и Сахалину, Казахстану, Монголии, Японии, Кореи, Китаю, Восточной Индии, Шри-Ланка, Непалу, Бутану, Бангладешу и Индокитаю (Малайзия, Сингапур, Таиланд, Вьетнам, Камбоджа, Мьянма).

Иконостас во Владимире. Андрей Первозванный. 1408 г. .

Тропарь апостолу Андрею Первозванному, глас 4

Яко апостолов первозванный и верховнаго сущий брат Владыце всех, Андрее, молися, мир вселенней даровати и душам нашим велию милость.

Кондак апостолу Андрею Первозванному, глас 2

Мужества тезоименитаго богоглагольника и Церкве возследователя верховнаго, Петрова сродника восхвалим, зане якоже древле сему и ныне нам воззва: приидите, обретохом Желаемаго.

Молитва

Первозванне Апостоле Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Церкве последователю, всехвальный Андрее! Славим и величаем апостольския труды твоя, сладце поминаем твое благословенное к нам пришествие, ублажаем честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси, лобызаем священныя мощи твоя, чтим святую память твою и веруем, яко жив Господь, жива же и душа твоя и с Ним во веки пребываеши на небеси, идеже и любиши ны тоюжде любовию, еюже возлюбил еси нас, егда Духом Святым прозрел еси наше, еже ко Христу обращение, и не точию любиши, но и молиши о нас Бога, зря во свете Его вся нужды наша. Тако веруем и тако сию веру нашу исповедуем во храме, иже во имя твое, святый Андрее, преславно создася, идеже святыя мощи твоя почивают: верующе же, просим и молим Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да молитвами твоими, яже присно послушает и приемлет, подаст нам вся потребная ко спасению нас грешных: да якоже ты абие по гласу Господа, оставль мрежи своя, неуклонно Ему последовал еси, сице и кийждо от нас да ищет не своих си, но еже к созиданию ближняго и о горнем звании да помышляет. Имуще же тя предстателя и молитвенника о нас, уповаем, яко молитва твоя много может пред Господем и Спасителем нашим Иисусом Христом, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом и во веки веков. Аминь.


Copyright © 2015 Любовь безусловная

13 декабря Церковь празднует день памяти святого апостола Андрея Первозванного. "Православная жизнь" подготовила несколько интересных фактов о жизни апостола.

Апостол Андрей Первозванный. Византия. Греция. Македония. XIV в. Местонахождение: США, Балтимор, Walters Art Museum

1. Когда апостол Андрей впервые увидел Иисуса Христа?

Андрей родился в Вивсаиде, был сыном Ионы и родным братом апостола Петра. Вместе с братом они были рыбаками. Узнав, что на Иордане проповедует Иоанн Предтеча и говорит о приходе Мессии, Андрей отправился на Иордан и стал учеником Иоанна Крестителя. Есть различия в описании евангелистами Матфеем и Иоанном встречи апостола Андрея со Спасителем. Иоанн повествует, что Андрей впервые увидел Спасителя, когда святой Предтеча указал на идущего Иисуса Христа «Вот Агнец Божий», Матвей – что Спаситель встретил братьев на берегу Генисаретского озера, когда они ловили рыбу и обратился к ним со словами: «Идите за мною, и Я сделаю вас ловцами человеков». В обоих случаях, апостол Андрей безоговорочно верит Христу и без промедления и сомнений принимает решение. Бросает родной дом, хозяйство, сети и, не раздумывая, следует за Христом…

Призвание Симона и Андрея на апостольское служение (Мк. 1, 14-18). XI в. Одна из 72 пластин бронзовых дверей Кафедрального Собора (Duomo di Benevento) . 1170-1220г. Италия, Беневенто

2. Какие существуют эпизоды в Евангелии, связанные с именем апостола Андрея?

Именно апостол Андрей указал Христу на мальчика с пятью хлебами и двумя рыбками, которые потом были чудесным образом умножены, чтобы накормить толпу (Ин. 6:8-9). Вместе с Филиппом он привел ко Спасителю некоторых эллинов, желавших поклониться истинному Богу (Ин. 12:20-22). Также Андрей был одним из четырех учеников Иисуса, которым Он рассказал на Елеонской горе о судьбах мира (Мк. 13:3).

3. Был ли апостол Андрей на Руси?

На пятидесятый день после воскресения Христа на апостолов сошел Дух Святой в виде огненных языков, и они заговорили на разных языках. Затем апостолы бросили жребий: кому в какую страну идти проповедовать. Андрею достались земли Вифании и Пропонтиды, земли Фракии и Македонии, а также земли Фессалии и Скифии. Он прошел все эти страны, проповедуя язычникам Евангелие.

Как далеко в своих странствиях апостол зашел на север – точно не известно. Сохранилось позднее предание о том, что он поднялся вверх по Днепру и освятил место, на котором потом был построен город Киев. А также добрался до Новгородской земли и удивился обычаю славян париться в бане. О посещении апостолом Андреем русской земли рассказано в «Слове о законе и благодати» (1051 г.) киевского митрополита Илариона, а также в «Повести временных лет».

Апостол Андрей Первозванный, мозаика "Христос и 12 апостолов", фрагмент. VI в. Италия. Равенна. Базилика Сан-Витале. Алтарь

4. Кто возвиг крест на Киевских горах?

По преданию апостол Андрей, решив отправиться из Корсуни в Рим, поднялся вверх по Днепру и остановился на ночлег на киевских горах. Встав утром, он сказал: - Верьте мне, на этих горах возсияет благодать Божия, великий город будет здесь, и Господь воздвигнет там много церквей и просветит святым крещением всю эту землю. Затем святой благословил горы и водрузил крест.

5. К каком последнем городе был апостол Андрей?

Много претерпевал апостол Андрей от язычников на своем пути. Его изгоняли из городов, побивали камнями. Но он все равно неотступно продолжал проповедовать о Спасителе, совершал чудеса. Последним городом, куда пришел святой Андрей и где ему было суждено принять мученическую кончину, был город Патры. Там он также совершил множество чудес, неустанно и пламенно проповедовал. В христианство обратились почти все граждане города. Но оставался язычником правитель Эгеат. Он то и приказал казнить апостола.

6. Как апостола хотели спасти от мученической смерти?

Когда святой апостол был помещен в темницу, к нему обратился народ. Они желали убить Егеата, а Андрея освободить из темницы. Но апостол удержал их, говоря: - Не превращайте мира Господа нашего Иисуса Христа в дьявольский мятеж. Господь наш, будучи предан на смерть, показал всякое терпение, не прекословил, не вопиял. Поэтому и вы молчите и будьте спокойны.

Собор двенадцати апостолов; Византия, Константинополь; XIV в.; Местонахождение: Россия. Москва. Государственный музей истории искусства им. А.С.Пушкина

7. Как умер апостол Андрей?

Разгневанный Егеат повелел распять святого Андрея на кресте, привязав ему руки и ноги, чтобы апостол не сразу умер, а долго мучился. Для казни был выбран косой крест в форме буквы Х (почему такой крест и называется теперь Андреевским). На площади собралось около 20 тысяч, люди восклицали: - Несправедливо страдает святой муж! Святой Андрей продолжал проповедовать с креста. Учил, что временные мучения надо терпеть. "Ведь никакое мучение ничего не стоит в сравнении с имеющим быть за него воздаянием!"

На второй день народ окружил дом Егеата и требовал, чтобы апостола сняли с креста. - Не должно так страдать человеку святому, честному, кроткому и премудрому! Егеат испугался народного волнения. И тотчас пошел за ними, чтобы освободить Андрея. - Господи, не попусти мне быть снятым со креста! – воскликнул Андрей, - прими мой дух с миром! Многие люди пытались отвязать его от креста, и не могли. Их руки приходили в омертвение. Затем воссиял яркий свет. Так, что невозможно было смотреть. Этот небесный свет сиял с полчаса, а затем, когда рассеялся, апостол испустил дух.

На месте распятия святого апостола в Патрах воздвигнут величественный Собор Андрея Первозванного, самый большой в Греции. В нем хранится крест, на котором был распят святой апостол.

Молитва святому апостолу Андрею Первозванному

Первозванне апостоле Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Церкве последователю верховный, всехвальне Андрее, славим и величаем апостольским труды твоя, сладце поминаем твое благословенное к нам пришествие, ублажаем честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси, лобызаем священныя мощи твоя, чтим святую память твою и веруем, яко жив Господь, жива же и душа твоя и с Ним во веки пребываеши на Небеси, идеже и любиши ны тоюжде любовию, еюже возлюбил еси нас, егда Духом Святым прозрел еси наше еже ко Христу обращение, и не точию любиши, но и молиши о нас Бога, зря во Свете Его вся нужды наша. Тако веруем и тако сию веру нашу исповедуем во храме, иже во имя твое, святый Андрее, преславно создася, идеже святыя мощи твоя почивают; верующе же, просим и молим Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да молитвами твоими, яже присно послушает и приемлет, подаст нам вся потребная ко спасению нас грешных; да якоже ты абие по гласу Господа, оставль мрежи своя, неуклонно ему последовал еси, сице и кийждо от нас да ищет не своих си, но еже к созиданию ближняго и о горнем звании да помышляет. Имуще же тя предстателя и молитвенника о нас, уповаем, яко молитва моя много может пред Господем и Спасителем нашим Иисусом Христом, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.