Тавры в испании. Мавр - кто это? Варвар или представитель развитой культуры? Где жили последние мавры

Мусульмане идут на священную войну - джихад (миниатюра XI в.). В символическом смысле джихадом называется не просто война с неверными, но преодоление человеком мирских искушений.

Карта арабских завоеваний и распространения ислама в VII–VIII вв.

Кого называли маврами?

Маврами в средневековой Европе называли мусульман, которые в VIII в. пришли из Северной Африки на Пиренейский полуостров и основали там свое государство Андалус.

Само слово мавр гораздо древнее.

Там, где сейчас располагаются Испания и Португалия, тысячи лет жили финикийцы, иберы, кельты и греки.

У финикийцев, знаменитых мореходов с Ближнего Востока, было слово махур или маур . Оно обозначало один народ Северной Африки - предков берберов . Отсюда и названия современных государств Марокко и Мавритании.

Во II в. до н. э. Пиренейский полуостров покорили римляне. Маврами они называли всех пришельцев из Африки. А так как Пиренейский полуостров от Африки отделяет Гибралтарский пролив шириной всего 14 км, то пришельцев всегда было много, в том числе и негров (чернокожий Отелло у Шекспира - тоже мавр).

Но самый яркий след в истории оставили именно средневековые мавры , то есть арабы и берберы , принесшие с собой в Европу ислам.

Фрагмент картины «Поклонение волхвов» нидерландского живописца XV в. Ханса Мемлинга. Поклониться младенцу Христу пришли три волхва - три мудреца с Востока: Гаспар, Баптазар и Мельхиор. Одного из них по традиции изображают чернокожим.

Мусульмане в мечети. Перед входом в мечеть полагается снимать обувь, полы в ней устланы коврами. Мужчины и женщины молятся раздельно. Внутри мечети нет ни скульптур, ни картин, зато много пестрых мозаик, витражей, тонкой резьбы.

С кем мавры воевали в Испании?

В VIII в. на Пиренейском полуострове жило много народов, но все их можно разделить на три группы.

Во II в. до н. э. полуостров завоевали римляне и назвали его Испанией. Местное население за сто-двести лет большей частью смешалось с римлянами. Эти испано-римляне говорили на латинском языке и с IV в. были христианами.

Вторая группа - жители гор на севере, сохранившие свои древние языки. Это были астуры, кантабры, баски и др.

Наконец, третья группа - готы , воинственное племя германского происхождения, которое в V в. захватило почти весь полуостров. До этого готы путешествовали по всей Европе, изрядно досаждая Римской империи, и даже захватили в 410 г. сам Рим.

Готский воин в длинной кольчуге, защищающей все тело (испанская миниатюра XII в.)

В то время, когда это произошло, Рим уже не был столицей империи. Римская империя в 395 г. разделилась на две части, и столицей Западной стала Равенна. Западный и восточный императоры заключили с готами мирный договор, по которому им досталась земля на юге Франции.

Там готы основали свое королевство со столицей в Тулузе, но продолжали считать себя римскими подданными и в Испанию отправились потому, что западно-римский император просил их прогнать оттуда свевов, вандалов и аланов .

Но в 476 г. Западная Римская империя пала окончательно, и готы решили, что вся земля, которую они завоевали для римлян, принадлежит им.

В начале V в., еще до готов, Испанией завладели другие германцы - вандалы и свевы, а также племя иранского происхождения аланы.

Они поделили по жребию всю землю на три части, но уже в 422 г. готы пришли из своего королевства на юге нынешней Франции, и между старыми и новыми пришельцами разгорелась борьба.

Вандалы уже в 427 г сами ушли из Испании в Северную Африку. Они так поразили местных жителей - берберов - своей жестокостью, что их имя запомнилось на долгие века и было присвоено всему Пиренейскому полуострову. Вандалусит Андалус , то есть страна вандалов, - так его называли берберы, а вслед за ними и мусульмане, которые завоевали Северную Африку в VII в.

С аланами готы поладили, и об этом свидетельствует название области Каталония (искаженное Гот-Алания).

Свевов готы оттеснили на северо-запад Пиренейского полуострова и окончательно покорили только в VI в.

Но уже в конце V в. на полуострове сложилось государство готов, которое называли то Готией, то Испанией и столицей которого сначала была Мерида, а потом Толедо. Все самые важные посты в государстве занимали, конечно же, готы.

Именно с ними в начале VIII в. и столкнулись мавры.

Золотая вестготская корона VII в., украшенная драгоценными камнями, из клада, найденного неподалеку от столицы готов Толедо. Она подвешена на цепях, поэтому, скорее всего, король не носил ее, а преподнес в дар церкви.

Почему мавры вторглись в Испанию?

В VIII в., ко времени вторжения мавров, Готия почти развалилась сама по себе из-за внутренних раздоров. Настоящих готов здесь было не много, и смешиваться с испано-римлянами и горцами они не хотели. Готы часто сражались между собой за трон и за 300 лет успели надоесть своим подданным. Кроме династических споров готы затевали и религиозные.

Как и большинство испано-римлян, готы были христианами, правда, исповедовали они арианство, учение, которое христианская церковь признала ересью еще в 325 г. Но в 587 г. король готов Рекаред объявил свою страну католической. В северных частях начались восстания за старую веру. Они продолжались до конца VII в., когда воцарился король Витица, симпатизировавший арианам. В 709 г. Витица умер, и готы-католики объявили королем Родериха (Родриго), графа южной области Бетики.

Но в роду Витицы еще оставались мужчины - два его брата, генерал Сисберт и епископ Севильи Оппас, и четыре сына, один из которых, Агила, должен был унаследовать трон.

Дети Витицы подняли восстание. Король Родерих оказался более удачливым полководцем, и сыновьям Витицы срочно потребовалась военная помощь. По некоторым сведениям, они попросили ее у ариан, живших в Северной Африке, в Магрибе. На просьбу откликнулись не только берберы-ариане, но и мавры, то есть арабы и берберы-мусульмане.

Каталонский пейзаж с похожим на крепость бенедиктинским монастырем XI в. Сант-Пере-де-Рода. Его строители, несомненно, были знакомы с мавританской архитектурой.

Как говорит легенда, у них был еще один повод вторгнуться в Испанию.

Дело в том, что вместе с берберами Магриба мусульманам подчинился правитель маленькой области Сеута по имени Юлиан. Сеута находилась в Северной Африке, но принадлежала готам. И как раз незадолго до того, как сдаться арабам, Юлиан послал ко двору готского короля свою дочь на учебу. Однажды, когда она купалась в реке Тахо, король Родерих выглянул из окна замка, пленился красотой девушки и похитил ее.

Но она не пожелала стать его женой и покончила с собой. Юлиан решил отомстить Родериху и подговорил мусульман свергнуть его с трона.

«Маврос» (μαῦρος) по-гречески означает «чёрный». Сегодня греки называют так негров, а иногда и арабов.

Арабское завоевание Пиренейского полуострова

В конце VII века арабы, сделав своим опорным пунктом г. Кайруан на востоке современного Туниса, завоевали Северную Африку, к 709дошли до Танжера и берегов Атлантического океана.

В 711 арабы и берберы во главе с Тариком ибн-Зиядом высадились на Пиренейском полуострове. Разгромив вестготов 19 июля 711 у озера Ханда и одержав победу у Эсихи, арабские войска взяли Кордову, Толедо - столицу Вестготского королевства и другие города.

Войско прибывшего в 712 из Северной Африки Мусы ибн Нусайра заняло Медину-Сидонию, Кармону, Севилью и Мериду.

К 718 Пиренейский полуостров, за исключением небольшой части на севере, перешёл в руки арабов. В 720 они вторглись в Галлию, заняли Септиманию и Нарбонн.

Дальнейшее их продвижение в Европу было остановлено после разгрома арабских войск франкскойконницей и пехотой Карла Мартелла близ Пуатье 4 октября 732. В 759 Пипин Короткий выбил арабов из Нарбонна и Септимании.

На завоёванных испанских территориях арабы образовали эмират, входивший в состав халифата Омейядов; в 756 Омейяды основали независимый Кордовский эмират, а в 929 - Кордовский халифат.

Местным светским и церковным землевладельцам, изъявившим покорность завоевателям, была оставлена часть принадлежавших им ранее земель вместе с крестьянами.

Значительная часть земель перешла в руки новой земельной знати из среды завоевателей. Наиболее плодородные земли юга и юго-востока заняли сами арабы; в центральной и северной частях страны арабы расселили входившие в их войска многочисленные племена берберов.

Наибольшего могущества арабское государство достигло при Абдаррахмане III (правил в912-961). Развитие феодальных отношений привело в конце X века к ослаблению центральной власти. В 1031 Кордовский халифат распался на множество мелких эмиратов. Это в конечном счёте привело к его падению.

Реконкиста

Центры сопротивления арабскому завоеванию возникли ещё в VIII в. на севере полуострова:

  • королевство Астурия (с 718), положившее начало Реконкисте (отвоеванию народами Пиренейского полуострова территорий, захваченных маврами),
  • Наварра, добившаяся независимости в борьбе с арабами и франками в середине IX века,
  • Испанская марка, образованная на территории между Пиренеями и р. Эбро, завоёванной франками в 785-811. К концу IX века графства, из которых состояла Испанская марка, превратились в фактически независимые феодальные государства.

С 924 г. расширившееся королевство Астурия стало называться королевством Леон (по имени новой столицы - г. Леон). В 1035 г. Кастилияоформилась как самостоятельное королевство.

В этом же году независимым королевством стал Арагон. Интересы развития Реконкисты требовали объединения и централизации образовавшихся на севере и востоке полуострова самостоятельных испанских государств.

В 1037 (окончательно в 1230) объединились в единое королевство Леон и Кастилия. На северо-востоке политическая гегемония перешла в XI веке к Арагону.

Решающий этап Реконкисты начался после распада в 1031 Кордовского халифата. В 1085 кастильцы взяли Толедо, ставший столицей Леоно-Кастильского королевства.

Мелкие арабские государства, столкнувшиеся с этой угрозой, призвали на помощь Альморавидов из Северной Африки, которые, одержав победу в 1086 г. при Салаке и приостановив ход Реконкисты, подчинили себе всю мусульманскую Испанию. Однако в 1118 Арагон отвоевал у мавров Сарагосу.

В 1212 г. при битве при Лас Навас де Толоса объединённые силы Кастилии, Арагона и Наварры одержали решающую победу над войскамиАльмохадов (в середине XII века вытеснивших из Испании Альморавидов).

В 1236 кастильцы взяли Кордову, в 1248 - Севилью; в1229-35 Арагон отвоевал Балеарские острова, в 1238 - Валенсию; португальцы освободили в 1249-50 территорию Алгарви (юг современной Португалии).

К середине XIII в. у мавров осталась лишь небольшая территория на юге - Гранадский эмират.

На западе Реконкисту проводила Португалия (в 1095-1139 графство, номинально зависимое от Леона; с 1139 - королевство, в 1143 признанное независимым и Леоном).

В 1492 г. Реконкиста завершилась взятием Гранады - последнего оплота мусульман на Пиренейском полуострове. Арабо-берберское население, оставшееся в Испании, насильственно обращалось в христианство. В 1492 г. из Испании были изгнаны евреи, в 1502 г. - мавры, не принявшие христианства.

Потомки мавров-мусульман, оставшиеся на Пиренейском полуострове, назывались мориско (moriscos ). Они составляли значительную часть крестьянства в некоторых регионах - таких как Арагон, Валенсия или Андалусия, однако в 1609-1614 в основном были изгнаны.

По оценкам историков (Henre Lapeyre ), изгнанию подверглись 300 тыс. из общего числа жителей, составлявшего примерно 8 миллионов. Изгнанники в основном переселились в современные Марокко, Тунис и Алжир, принеся туда свою культуру. Часть из них занялась морским пиратством.

Мавр — кто это? Представитель жестокого и своевольного народа или тот, кто внёс неоценимый вклад в развитие культур разных стран? Где правда, а что является вымыслом?

Зарождение империи

Маврами называли жителей Мавритании, располагавшейся на севере Африки. Их история неразрывно связана с развитием ислама.

В XII веке в пророком Мухаммедом был основан город Медина. После этого народ, который до этого придерживался кочевого образа жизни, обрёл постоянное место для жизни. Затем они начали своё развитие, завоевывая новые земли, проповедуя ислам на восток и на запад.

Жажда знаний

Мавр — кто для которого важны завоевания? Вопреки общепринятому отношению к маврам, как к необразованным людям, нужно сказать, что это большое заблуждение. Для мусульманина знания имели важное значение. Из-за дневной жары кочевые народы передвигались в ночное время суток. Результатом чего стало появление такой науки, как астрономия. При встрече с представителями иных культур мавры старались получить как можно больше новых знаний. Они придавали особое значение книгам. Их ценность была очень велика и издавалось большое их количество.

Благодаря тому, что крестоносцы создали нелестную славу мусульманам, то многие не знают точно мавр - кто это? Полагая, что это синоним слова «варвар».

На самом деле арабская культура была открыта новым знаниям. После захвата Египта мавры получили доступ к что позволило им серьезно расширить свой кругозор. Многие труды были переведены на арабский язык. Нужно заметить, что арабы и берберы, исповедующие ислам, также назывались маврами.

Же старалась максимально оградиться от новых знаний, что значительно тормозило ее развитие.

Мавры в Европе

Преодолев Гибралтар в 711 году, мавры пришли на За 4 года захватив большую территорию вплоть до Франции. Учитывая тот факт, что Европа тех времён была в глубоком кризисе, многие города были только рады были получить довольно сильного покровителя, который мог защитить от воин и набегов племен. Несмотря на то что ислам был неведом населению Пиренейского полуострова, они довольно легко стали принимать новую религию. Многие города были отстроены практически заново, основным стала Кордова. Мавр - кто это и каков его вклад в развитие Испании? Были привнесены новые технологии: для полива садов использовалась оросительная система, в домах сущестсвовал водопровод и канализация.

Особое значение имела бумага, которую в Европе узнали благодаря арабам. Неудивительно, что в Кордове было 10 библиотек. В Толедо зародились основы современной алгебры и химии, только здесь можно было изучать труды по математике и астрономии.

Крестовые походы, которые своей целью ставили избавить страны Европы от захватчиков - мавров, безжалостно уничтожали их, строения и все технические сооружения. Людей насильно, под страхом смерти и отбора имущества, заставляли принять католицизм. Таким образом, новая, но амбициозная культура вытеснила более развитую, давшую Европе очень многое за XII веков влияния.

Довольно часто можно услышать фразу: «Мавр сделал свое дело, мавр может уходить». Это цитата из пьесы «Заговор Фиеско в Генуе», написанной И. Ф. Шиллером в конце XVIII века. Фраза является символом беспринципного использования человека в своих целях. Отношение к нему было, как к орудию для достижения цели, которое было больше не нужно, после совершения действия.

Испания была завоевана арабами (маврами) в VIII веке. Высадившись на Пиренейском полуострове в 711 году мавры под предводительством Тарика ибн Зияда в течение пяти лет завоевывали вестготскую Испанию, превратив ее в зависимый от халифа Дамаска эмират Аль-Андалус. Лишь в Пиренейских горах сохранили независимость два небольших труднодоступных региона, которые населяли баски и романизированные астуры.

В октябре 711 года арабский полководец Мугит, помощник Тарика ибн Зияда, взял Кордову. А в 716 году эмир Абу-ль-Хаттар основал в Кордове одну из своих резиденций. За свою покорность город был сделан столицей провинции Андалусии. В 756 году в Кордове воцарился Абд ар-Рахман ибн Муавия I, он образовал независимый Кордовский эмират. Перед воротами Кордовы эмир построил дворец Русафу, названный по имени знаменитой резиденции Омейядов около Пальмиры в Сирии. В это время многие местные жители стали принимать ислам (таких называли мувалладами). Первое время в Кордове большинство составляли христиане-мосарабы (буквально «обарабившиеся», свое название они получили за то, что переняли многие традиции и частично язык арабов) и власти относились к ним терпимо. Однако уже в конце VIII века власти стали сносить христианские церкви: так, например, в 786 году храм святого Викентия был разрушен, а на его месте была построена Великая мечеть Кордовы. Это вызвало сопротивление со стороны мосарабов, на что власти ответили репрессиями.

В 888 году началось правление эмира Абд Аллаха. Его власть была ограничена только Кордовой, тогда как округа находилась под управлением не признававших Абд Аллаха мятежных родов. До 891 года шла непрерывная война с Омаром ибн Хафсуном, захватившим часть городов эмирата. В самой Кордове тоже было неспокойно — в городе не прекращалась борьба между различными группировками арабов, берберов и мувалладов. С севера на эмират постепенно наступали христиане. Эмиру удалось достичь временного превосходства над своими противниками, но в 912 году он умер, а его сын был убит. Власть, в результате, досталась внучатому племяннику Абд Аллаха — Абд ар-Рахману III. В 913−914 годах он подавил основные силы Омара ибн-Хафсуфа, захватив 70 его замков, а в 928 году взял штурмом центр мятежников — замок Бобастро. 16 января 929 года Абд ар-Рахман III провозгласил себя халифом — верховным главой всех мусульман. Кордовский эмират стал халифатом. В подтверждение этого статуса в Великой мечети Кордовы была выставлена для поклонения рука пророка Мухаммада, которая привлекла множество мусульманских паломников. Местные богословы даже объявили, что посещение мечети делает необязательным паломничество в Мекку и Медину, приравнивая, таким образом, Кордову к этим двум важнейшим святыням ислама.

Статус столицы халифата привлекал в город огромное число торговцев и ремесленников, способствовал процветанию Кордовы. Город достиг гигантских по тем временам размеров, оспаривая у Константинополя звание самого большого города Европы: по арабским источникам в 1000 году в Кордове проживал 1 млн. жителей. Современные историки уменьшают эту цифру до 400−550 тыс. человек. Кордова переживала пик строительства, украшалась площадями, садами, банями, мечетями, базарами, дворцами, среди которых была великолепная загородная резиденция халифа Медина Ас-Сахара (или Мадинат Аль-Захра). Двор халифа сделался мощным культурным центром Европы и исламского мира, привлекая поэтов, писателей, врачей, суфиев и ученых, живших на государственные пенсии. В городе было 27 бесплатных школ для бедняков и университет, в который приезжали учиться не только из мусульманских стран, но и из христианской Европы. При университете была библиотека с общим фондом в 400 тыс. книг. В библиотеке располагалась мастерская, в которой перевели с древнееврейского и греческого на арабский язык труды многих античных ученых и философов. Кордова славилась производством керамики, тончайших изделий из золота, серебра, хрусталя, слоновой кости. Золотых, серебряных и медных денег в Кордове ежегодно чеканилось на сумму до 200 000 динаров.

В начале XI века в Кордовском халифате начался период восстаний и частой смены халифов. В 1010 году в Кордову вторглись берберы, выступавшие в поддержку одного из претендентов на престол, город подвергся разграблению, был уничтожен дворец в Медина Ас-Сахара. В 1031 году Кордовский халифат распался на несколько небольших государств-тайфов. В кордовском тайфе правил визирь последнего халифа Хишама III. В 1069 году эмир Севильи Мухаммад II ал-Мутамид из династии Аббадидов завоевал Кордову и присоединил ее к своему государству.

В 1091 году Кордова подпала под власть Альморавидов (североафриканская исламская династия). Они были призваны поддержать мусульман в борьбе с наступающими с севера христианами, но, в конце концов, решили не ограничиваться помощью, а заодно и прибрать к рукам власть в Андалусии. В 1147 году на смену Альморавидам пришла другая североафриканская династия — Альмохады. За годы правления Альморавидов и Альмохадов Кордова стала исключительно мусульманским городом: христиане и евреи либо бежали на север, в Кастилию и Леон, либо приняли ислам под давлением репрессий.

В начале XIII века силы Альмохадов были подорваны, и они потеряли интерес к своим владениям в Андалусии, которая вскоре вышла из-под их власти. В области воцарились междоусобные войны. Воспользовавшись этим, кастильский король Фердинанд III в 1236 году захватил Кордову, а скорее принял ее почетную капитуляцию.

2 Севилья

В 712 году мавры осадили Севилью, которая тогда носила римское название — Испалис. Город выдержал многомесячную осаду, пока, наконец, архиепископ не пошел на соглашение с захватчиками и не открыл ворота города в 713 году. В период 713−716 гг. город был столицей той части Испании, которая была завоевана арабами, и с этого времени стал известен как Ишбилия. За этот короткий период город был основательно приведен в порядок: были отстроены разрушенные здания, порт, крепостные стены. Когда Андалусия стала независимым Кордовским эмиратом, Ишбилия стала столицей одноименной коры (провинции). Город быстро исламизировался, христиане стали составлять меньшинство и проживали, прежде всего, в бедных пригородах.

Прекращение варварских набегов, постоянных войн и междоусобиц прежнего периода благоприятно сказалось на благосостоянии города, Ишбилия стала вторым по значению портом эмирата. Однако богатства Ишбилии привлекли внимание других варваров — викингов. В 844 году они захватили город и подвергли 7 дневному грабежу, а затем сделали его центром набегов на окрестности. Викинги, в конце концов, были разбиты войсками эмира, и частью перебиты, а частью приняли ислам и слились с местным населением. Однако набеги совершались и позднее: в 859, 966, 971 гг., но уже не столь успешно благодаря строительству укреплений вокруг города и эффективным действиям войск эмирата. Но даже в это время город проявлял свой непокорный нрав. В описанный период Ишбилия была расколота противоборством аристократических группировок, которое порой выливалось в кровавые побоища, как например в 889 году. После победы одна из них попыталась создать независимый эмират в 899−902 и 911−913 годах, а в 974 году произошло неудачное народное восстание. За свою непокорность Ишбилия была лишена крепостных стен.

В начале XI века Кордовский халифат стал распадаться. В ходе воцарившегося безвластия один из знатных горожан Абу ль-Касим сумел прославиться и заручиться поддержкой населения отражением набега на Ишбилию отряда взбунтовавшихся солдат и благодаря этому завладеть властью в городе. Образовалось небольшое независимое государство — тайфа Ишбилия. На фоне других оно оказалось наиболее успешным и сумело подчинить себе многих соседей. Это стало причиной подъема Ишбилии, которое отразилось в оживлении строительства, активной культурной жизни, сосредоточенной вокруг дворца эмира. Однако ослабление центральной власти поставило мусульманские земли под удар христианской Кастилии: после нападения 1062 года, Ишбилия вынуждена была платить дань кастильским королям. Дань ложилась тяжким бременем на плечи горожан, которые отвечали массовыми волнениями, а когда правительство в угоду им переставало платить дань, происходили набеги кастильцев. Ввиду этого эмир аль-Мутамид вынужден был призвать на помощь из Африки фанатичных воинов ислама — мурабитов (они дали название династии Альморавидов).

Альморавиды действительно разгромили христианские силы в битве при Залаке в 1086 году, но затем начали завоевание Андалусии, и в 1091 году Ишбилия была покорена ими. Когда Альморавиды ослабли, на смену им в 1147 году в качестве властителей города пришли Альмохады. Время правления Альмохадов стало периодом настоящего расцвета города, особенно в годы царствования эмира Абу Юсуфа (1184−1199). Самым ярким проявлением этого стало широкое строительство в городе: бани, стадион для скачек, сады, площади, дворцы, минарет для Великой Мечети, мост через Гвадалквивир (он переделан из римского акведука), знаменитый Алькасар. Благодаря удобной гавани, Ишбилия стала также и крупной военной базой, откуда войска могли быстро перебрасывать в любую часть державы. В городе был устроен крупный государственный арсенал. Город процветал и как крупный экономический центр, прежде всего завязанный на торговлю с территорией современного Марокко, но также торговля шла с Генуей и Пизой. Ишбилия выросла до огромных по тем временам размеров — 83 тыс. жителей, с которыми на полуострове поспорить могла лишь Кордова. Однако ни Альморавиды, ни Альмохады не смогли по-настоящему обеспечить безопасность города. Его окрестности подвергались набегам христиан.

После разгрома в 1212 году в битве при Лас-Навас-де-Толоса Альмохады совсем ослабели и прекратили заботиться о своих испанских владениях. В 1247 году Ишбилия была осаждена и, выдержав 16-месячную осаду, сдалась в 1248 году лишь потому, что флот кастильцев смог прервать всякое ее сообщение с внешним миром по реке. Город сильно пострадал в ходе осады и штурма: из всех зданий неповрежденным остался лишь минарет Великой мечети. После завоевания город стал зваться своим привычным именем — Севилья.

3 Толедо

Толедо, столица вестготских королей, была захвачена маврами в 711 году. Город стал именоваться Тулайтулах. После образования независимого Кордовского эмирата, Толедо стал играть важную роль в новом государстве. Не смирившись с завоеваниями арабов, закрепившиеся на севере полуострова христиане повели войну за освобождение своей земли. Поэтому вдоль северных рубежей эмирата мусульманами была образована особая система пограничных владений. Столицей средней их части, аль-Тагро аль-Аусат (в переводе «средняя граница»), был Толедо. Кроме того, он являлся центром отдельной коры (области). Город сохранил значение крупнейшего в области торгово-ремесленного центра, славясь особенно металлообработкой и изготовлением оружия. Толедо также славился как крупный центр образования и науки.

В городе проживали сразу три религиозные общины: мусульмане, чье положение было привилегированным, евреи и христиане, причём и те, и другие были избавлены от религиозного угнетения при условии уплаты особого налога — джизьи. Христиан, по всей видимости, было большинство. Горожане преуспевающего города не раз поднимались на восстания против центральной власти, и нередко при этом религиозные общины были солидарны, несмотря на различия в вере. Так, например, было во время восстания 797 года, которое наместник подавил так: 400 влиятельных горожан, среди которых были богатые мувалады и даже местный архиепископ Элипандо, были приглашены для переговоров на пир, где их обезглавили, а головы сбросили в ров. Это событие получило название «День рва». Однако восстания продолжались в 811, 829 и 932 гг.

В ходе покорения Испании арабы использовали войска берберов, которым в качестве платы за службу дали земли на севере эмирата. Один из знатных берберских родов Бану-Диль-Нун владел землёй в современной провинции Куэнка. В 887 году Муса, один из представителей рода Бану-Диль-Нун, сумел захватить Толедо и до своей смерти в 908 году править здесь как независимый эмир. После распада Кордовского халифата, усилившиеся Бану-Диль-Нун смогли захватить в свои руки власть в обширной области, основав независимое государство со столицей в Толедо (1035−1085). Однако распад халифата усилил натиск христиан, поэтому эмиры Толедо вынуждены были откупаться от набегов кастильцев. Это стало причиной роста налогов, вызвавшего обнищание и недовольство горожан. Среди них распространилось мнение, что проще стать поданными Кастилии, чем одновременно содержать и своего эмира, и кастильского короля.

В 1085 году после осады Толедо сдался Кастилии на почётных условиях: горожане должны платить те же налоги, что и прежнему правителю, взамен король Альфонсо VI обязался уважать их личные права и неприкосновенность имущества, а также право на свободу вероисповедания.

4 Гранада

До завоевания Испании маврами на месте Гранады стоял небольшой город Илиберри (Ильбира). Существует мнение, что в ходе завоевания город был покинут жителями. С установлением на территории Испании Кордовского эмирата столицей провинции Эльвира стала Мадинат Ильбира, находящаяся в 10 км от прежнего Ильбира, ввиду чего практически все жители переселились из старого города в новый.

Когда в начале XI века Кордовский халифат стал слабеть и распадаться, один наёмник из знатных алжирских берберов, Зави бен Зири, в 1013 году захватил власть в Эльвире и создал небольшое независимое государство. Исходя из требований безопасности, он перенёс свою столицу из Мадинат Ильбира дальше в горы Сьерра-Невада, на место прежнего Ильбира. Новый город получил название Мадинат Гарната, что в переводе с арабского означает «холм паломников». Династия Зиридов правила в городе до 1090 года, и за это время был отстроен его исторический центр, район Альказаба Кадима.

В 1090 году Мадинат Гарната подчинилась Альморавидам, а в 1145 году — династии Альмохадов. Военные неудачи Альмохадов привели к тому, что с 1224 года Андалусия фактически вышла из их подчинения, в ней начались междоусобные войны. Наиболее успешным среди эмиров оказался Мухаммад ибн Наср I (1238−1273), который сумел создать державу Насридов, более известную как Гранадский эмират. Со второй половины XIII века и до конца XV века это было единственное мусульманское государство, которое сумело выстоять под натиском христиан. Одной из главных причин этого было горное расположение эмирата, выгодное для обороны. Исходя из того же принципа Мухаммад ибн Наср в 1238 году сделал своей столицей именно горный Мадинат Гарната. Период правления Насридов стал для города временем расцвета и широкого строительства, приобретенные в то время очертания и разделение на кварталы во многом сохранились до сих пор. В то время были построены знаменитый великолепный дворец-крепость Альгамбра и загородная вилла Хенералифе. Мадинат Гарната стал мощнейшим центром мусульманской культуры во всём Западном Средиземноморье. Не малую роль в этом сыграл приток беженцев из разгромленных христианами эмиратов Андалусии. Город стал одним из самых мощных и процветающих центров ремесла и торговли во всей Европе. В Мадинат Гарната проживало около 165 тыс. жителей — по средневековым меркам это был огромный город. В нем проживали разные этнические и конфессиональные группы: арабская знать, берберы-наёмники, еврейские торговцы, муваллады и христиане.

После тяжёлой гражданской войны в Кастилии в 1474—1479 годах, королева Испании Изабелла I решила сплотить страну успешной завоевательной войной. В ходе войны 1482−1492 годов Гранадский эмират был захвачен, а сам Мадинат Гарната сдался 2 января 1492 года на почётных условиях, среди которых были: неприкосновенность имущества и свобода вероисповедания для горожан.