Центры летописания в древней руси 9 букв. Что такое летопись? Древние русские летописи

Лекция №1

Людвиг Берне: «Правительство - паруса, Народ – ветер, Государство – корабль, Время – море»

Тема 1. Содержание системы государственного и муниципального управления.

    Объект и предмет государственного управления

    Уровни и ветви власти

    Государственное управление как система

    Принципы системы государственного управления

    Основы системы государственного управления

1. Объект и предмет государственного управления.

Россия как государство по конституции:

    федеративное

    правовое

    демократическое

    социальное

    светское

Государственный аппарат – субъектная структура, которая берет на себя ответственность профессионально решать вопросы и проблемы общества.

Специфика государственного управления заключается в том, что уполномоченный государственный аппарат осуществляет свои функции исключительно на профессиональной основе.

Виды государственного воздействия:

  • постепенное \ радикальное;

    прямое \ косвенное;

    эпизодическое \ постоянное;

Объекты государственного управления:

    социально – экономические процессы (принятие законов и т.д.);

    общественные институты (системы образования, защиты населения и т.д.);

    социальные группы (проблемы студенчества, молодежи, регионов);

    экономические системы.

2. Уровни и ветви власти.

Ветви власти – вертикально уполномоченные направления управленческой деятельности, определяемые в соответствии с принципом разделения властей, используемым в условиях демократического политического режима.

Уровни власти – упорядоченные ранги исполнительской деятельности, разделенные в соответствии с режимом делегирования полномочий (от высших уровней к низшим).

Предмет государственного управления – территориальное образование.

Государственное управление = Федеральное управление + Региональное управление!

Муниципальное управление – самостоятельная ветвь.

Признаки наличия государственного управления и ветвей власти:

    наличие специализированных органов государства;

    юридическое закрепление места;

    структура организации власти, горизонтальное и вертикальное соподчинение;

    цели, стоящие перед ветвями власти.

3. Государственное управление как система.

Разделение системы ГУ на ветви и уровни власти – это обеспечение бесперебойного функционирования управляемой системы на основе принципов пропорциональности, непрерывности в работе всех ее подразделений.

Государственное управление – процессы, регулирующие отношения внутри государства посредством разделения сфер влияния между основными уровнями и ветвями власти.

Назначение системы государственного и муниципального управления - обеспечить социальную стабильность, уверенность в завтрашнем дне, спокойствие, воспроизводство (расширенное, простое), высокие темпы роста (ВВП), повышение благосостояния населения.

Признаки системы ГМУ:

    целостность

    непрерывность

    суверенность

Система – связь элементов для единого задания.

Системный характер ГУ - обеспечение единства распорядительного и партнерского начала в практике, регулирования социальных отношений и процессов.

Функции системы ГУ:

    институциональная

    целеполагающая

    функциональная

    идеологическая

    Система государственного и муниципального управления РФ Система государственного и муниципального управления РФ Курс лекций для программ профессиональной подготовки студентов, повышения квалификации и профессиональной подготовки государственных и муниципальных служащих по специальности «Государственное и муниципальное управление»


    Актуальность изучения курса СГМУ Процесс укрепления российской государственности и социально-экономические преобразования, осуществляемые на современном этапе, предопределили необходимость модернизации системы государственного управления и местного самоуправления. В настоящее время происходит медленный и трудный процесс перехода государства к социально-ориентированному и цивилизованно- рыночному характеру экономики по сравнению с радикально-либеральной ориентацией предшествующего этапа на социальное расслоение и обогащение любой ценой незначительного меньшинства населения. Процесс укрепления российской государственности и социально-экономические преобразования, осуществляемые на современном этапе, предопределили необходимость модернизации системы государственного управления и местного самоуправления. В настоящее время происходит медленный и трудный процесс перехода государства к социально-ориентированному и цивилизованно- рыночному характеру экономики по сравнению с радикально-либеральной ориентацией предшествующего этапа на социальное расслоение и обогащение любой ценой незначительного меньшинства населения.


    Административная реформа гг. Под административными реформами понимается обычно изменение системы государственного управления потрем основным параметрам: Под административными реформами понимается обычно изменение системы государственного управления потрем основным параметрам: - перестройка системы политических институтов и государственных учреждений; -реорганизация государственной службы, состава аппарата управления или бюрократии; -изменение характера отношений административной системы к обществу вообще и различным его социальным группам в частности.


    Система множество элементов, частей находящихся в определенных отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство и порождающих новое качество. множество элементов, частей находящихся в определенных отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство и порождающих новое качество.


    Признаки системы целостность, целостность, -самоуправляемость, -самоуправляемость, -наличие определенных структур, элементов, которые могут рассматриваться как подсистемы, -наличие определенных структур, элементов, которые могут рассматриваться как подсистемы, -взаимосвязь элементов и внешней среды -взаимосвязь элементов и внешней среды


    Характеристики системы Иерархичность Иерархичность многоуровневость многоуровневость отдельные уровни системы обусловливают определенные аспекты ее поведения. отдельные уровни системы обусловливают определенные аспекты ее поведения. любая система может выступать как элемент системы более высокого порядка. любая система может выступать как элемент системы более высокого порядка. целостное функционирование системы становится результатом взаимодействия всех ее сторон, уровней иерархии. целостное функционирование системы становится результатом взаимодействия всех ее сторон, уровней иерархии.


    Единство системы государственной власти является основополагающим принципом государственного устройства РФ, согласно Конституции РФ. является основополагающим принципом государственного устройства РФ, согласно Конституции РФ. При этом предметы ведения и полномочия подлежат разграничению между органами государственной власти федерального уровня и органами власти субъектов РФ. При этом предметы ведения и полномочия подлежат разграничению между органами государственной власти федерального уровня и органами власти субъектов РФ. При расширении властных полномочий органов власти субъектов Федерации в обход Конституции РФ единство системы нарушается. При расширении властных полномочий органов власти субъектов Федерации в обход Конституции РФ единство системы нарушается.




    Государство Особая система власти, установленная на определенной территории. Особая система власти, установленная на определенной территории. Институциональная и политическая организация общества. Основное назначение государства состоит в защите существующего общественного строя и порядка посредством воздействия на деятельность и поведение людей волей, авторитетом власти, принуждением и другими методами. Институциональная и политическая организация общества. Основное назначение государства состоит в защите существующего общественного строя и порядка посредством воздействия на деятельность и поведение людей волей, авторитетом власти, принуждением и другими методами.


    Признаки государства наличие определенной территории, на которую распространяется его юрисдикция, наличие определенной территории, на которую распространяется его юрисдикция, наличие права, закрепляющего систему санкционированных норм, наличие права, закрепляющего систему санкционированных норм, наличие особых органов и учреждений, реализующих властные функции, т.е. системы управления. наличие особых органов и учреждений, реализующих властные функции, т.е. системы управления.


    Государственное управление представляет собой определенную систему, урегулированную правом. представляет собой определенную систему, урегулированную правом. Государственное управление – это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочение, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу. Государственное управление – это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочение, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу.




    В широком смысле слова система государственного управления включает в себя: включает в себя: субъект управления (управляющую систему) - государство субъект управления (управляющую систему) - государство взаимодействия взаимодействия субъект управления- общественная система (управляемую жизнедеятельность)- общество. субъект управления- общественная система (управляемую жизнедеятельность)- общество.


    Предмет системы государственного управления Непосредственного государственное управление выражается в практической деятельности по реализации политики государства, обеспечению его интересов. Непосредственного государственное управление выражается в практической деятельности по реализации политики государства, обеспечению его интересов.


    Организационная структура РФ Согласно действующей Конституции, РФ является Федеративной Республикой с президентской формой правления. Согласно действующей Конституции, РФ является Федеративной Республикой с президентской формой правления. Конституция закрепляет двухуровневую структуру государственной власти в России, а именно: Конституция закрепляет двухуровневую структуру государственной власти в России, а именно: федеральное управление. федеральное управление. государственное управление субъектов РФ государственное управление субъектов РФ И трехуровневую систему управления -местное самоуправление отделено от государства


    Формы государственного устройства по источнику власти (форма правления) – монархия, народовластие, теократия; по источнику власти (форма правления) – монархия, народовластие, теократия; по типу политической системы (государственно-политического устройства)- демократия, авторитаризм, тоталитаризм; по типу политической системы (государственно-политического устройства)- демократия, авторитаризм, тоталитаризм; по характеру отношений между центром и составными частями (государственно- территориальное устройство) – конфедерация, федерация, унитарное государство. по характеру отношений между центром и составными частями (государственно- территориальное устройство) – конфедерация, федерация, унитарное государство.


    Федерация Федеративное устройство основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти разграничении предметов ведения и полномочий между органами власти РФ и субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов страны. Федеративное устройство основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти разграничении предметов ведения и полномочий между органами власти РФ и субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов страны. Субъекты федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти и между собой субъекты федерации равноправны. Субъекты федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти и между собой субъекты федерации равноправны.


    Федерализм Федерализм предполагает единство ветвей власти в центре и на местах, недопущение парада суверенитетов, недопущение приоритета национальных или территориальных интересов над государственными, недопущение политического, экономического, правового сепаратизма. Федерализм предполагает единство ветвей власти в центре и на местах, недопущение парада суверенитетов, недопущение приоритета национальных или территориальных интересов над государственными, недопущение политического, экономического, правового сепаратизма.


    Федерация Федерация есть добровольное объединение нескольких самостоятельных государственных образований в одно государство. Федерация есть добровольное объединение нескольких самостоятельных государственных образований в одно государство. Отдельные регионы (субъекты Федерации) имеют хозяйственную самостоятельность, наделены значительными политическими правами (свои Конституции, уставы, законы, права контроля). Но при этом существует и сильная центральная власть, законы и права которой имеют верховенство перед региональными. Отдельные регионы (субъекты Федерации) имеют хозяйственную самостоятельность, наделены значительными политическими правами (свои Конституции, уставы, законы, права контроля). Но при этом существует и сильная центральная власть, законы и права которой имеют верховенство перед региональными. (Россия, США, Мексика, ФРГ, Канада, Австрия и др.). (Россия, США, Мексика, ФРГ, Канада, Австрия и др.).


    Федерация договорная (договор подписывается всеми субъектами), договорная (договор подписывается всеми субъектами), конституционная (единая конституция закрепляет федеративные отношения). конституционная (единая конституция закрепляет федеративные отношения). Федерация может формироваться по: Федерация может формироваться по: территориальному принципу территориальному принципу национальному принципу. национальному принципу. Территориально-национальному принципу Территориально-национальному принципу Выделяют симметричную (члены федерации имеют единый правовой статус) Выделяют симметричную (члены федерации имеют единый правовой статус) асимметричную федерацию (характерно неравенство правового положения субъектов) асимметричную федерацию (характерно неравенство правового положения субъектов)


    Характерные черты федерации: двухуровневая система органов государственной власти; двухуровневая система органов государственной власти; компетенция федерации и ее субъектов устанавливается конституцией или федеративным договором; компетенция федерации и ее субъектов устанавливается конституцией или федеративным договором; верховенство федеральных законов; верховенство федеральных законов; двухпалатное построение парламента; двухпалатное построение парламента; двухканальная система налогов; двухканальная система налогов; отсутствие права выхода из федерации; отсутствие права выхода из федерации;


    Характерные черты федерации: двойное гражданство; двойное гражданство; верховная, законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным органам. Вооруженные сил едины; верховная, законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным органам. Вооруженные сил едины; субъекты федерации имеют свои органы представительной, исполнительной и судебной власти, принимают свои конституции, уставы, другие акты; субъекты федерации имеют свои органы представительной, исполнительной и судебной власти, принимают свои конституции, уставы, другие акты; разграничение компетенции между центром и субъектами. разграничение компетенции между центром и субъектами.


    Конституция 1993 г. закрепила: принципы федеративного государства как единства правового поля. принципы федеративного государства как единства правового поля. верховенство Конституции РФ и федеральных законов верховенство Конституции РФ и федеральных законов соответствие законов, конституций республик и уставов других субъектов Конституции РФ. соответствие законов, конституций республик и уставов других субъектов Конституции РФ. Незыблемость территориальной целостности государства. Незыблемость территориальной целостности государства. Недопустимость одностороннего изменения статуса субъекта. Недопустимость одностороннего изменения статуса субъекта. общность экономического пространства: система налогов, пошлин, таможенных границ и др. общность экономического пространства: система налогов, пошлин, таможенных границ и др.


    Переходный характер Российского федерализма Не преодолены последствия первых лет реформирования, которые ослабляли центральную власть. Не преодолены последствия первых лет реформирования, которые ослабляли центральную власть. Продолжают действовать факторы угрожающие целостности РФ. Продолжают действовать факторы угрожающие целостности РФ. Наличие анклавных территорий. Наличие анклавных территорий. Сохраняется нестабильность в ряде субъектов Федерации Сохраняется нестабильность в ряде субъектов Федерации Сохраняется сложность внутреннего и внешнего экономического и геополитического положения страны. Сохраняется сложность внутреннего и внешнего экономического и геополитического положения страны. Низкий уровень жизни у большинства населения. Социальное расслоение Низкий уровень жизни у большинства населения. Социальное расслоение Амбиции политических лидеров. Амбиции политических лидеров.


    Государственную власть в России осуществляют Президент РФ осуществляют Президент РФ Федеральное Собрание(две палаты: Государственная Дума и Совет Федерации), Федеральное Собрание(две палаты: Государственная Дума и Совет Федерации), Правительство РФ, суды РФ, органы государственной власти субъектов РФ. (Таблица 1.) Правительство РФ, суды РФ, органы государственной власти субъектов РФ. (Таблица 1.)


    ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ (структура федеральных органов власти) Президент РФ Правительство РФ Совет Безопасности Администрация Президента РФ Федеральное собрание Государственная Совет Дума Федерации Счетная палата Генеральный Прокурор Конституционный суд Верховный суд Арбитражный суд Прокуратура РФ




    Полномочия Президента Российской Федерации (Конституция РФ глава 4) Глава государства; Глава государства; Гарант конституционных прав и демократических свобод; Гарант конституционных прав и демократических свобод; Гарант национальной безопасности, суверенитета и независимости государства, государственной целостности; Гарант национальной безопасности, суверенитета и независимости государства, государственной целостности; Главнокомандующий. Главнокомандующий. Обеспечивает взаимодействие органов государственной власти; Обеспечивает взаимодействие органов государственной власти; Определяет внешнюю и внутреннюю политику; Определяет внешнюю и внутреннюю политику; Формирует и возглавляет Совет Безопасности; Формирует и возглавляет Совет Безопасности; Представляет РФ на международной арене; Представляет РФ на международной арене; Издает указы. Подписывает Федеральные законы; Издает указы. Подписывает Федеральные законы;


    Федеральное Собрание Российской Федерации Законодательная власть есть принятие законов, отражающих волю народа.. Федеральные законы могут принимать только уполномоченные представители народа. Поэтому законодательную власть называют представительной. Законодательная власть есть принятие законов, отражающих волю народа.. Федеральные законы могут принимать только уполномоченные представители народа. Поэтому законодательную власть называют представительной. Законодательную, представительную власть осуществляет парламент страны- Федеральное Собрание Законодательную, представительную власть осуществляет парламент страны- Федеральное Собрание Законодательная власть формируется на основе всеобщих выборов депутатов всем населением или делегирования представителей легитимными государственными органами. Законодательная власть формируется на основе всеобщих выборов депутатов всем населением или делегирования представителей легитимными государственными органами.


    Федеральное Собрание Российской Федерации Федеральное собрание состоит из двух палат. Федеральное собрание состоит из двух палат. Совет Федерации формируется на основе территориального представительства, Совет Федерации формируется на основе территориального представительства, Государственная Дума - на основе прямых выборов. Особенность законодательной власти заключается в том, что федеральные законодательные органы власти и законодательные органы власти субъектов Федерации не находятся в иерархии и не подчиняются друг другу напрямую. Их подчиненность выражается только через законодательные акты, которые не должны противоречить актам, имеющим более высокую юридическую силу. Особенность законодательной власти заключается в том, что федеральные законодательные органы власти и законодательные органы власти субъектов Федерации не находятся в иерархии и не подчиняются друг другу напрямую. Их подчиненность выражается только через законодательные акты, которые не должны противоречить актам, имеющим более высокую юридическую силу.


    Полномочия Федерального Собрания Законодательная инициатива Законодательная инициатива Формирование государственных органов Формирование государственных органов Утверждение бюджета Утверждение бюджета Участие в формировании внутренней и внешней политики Участие в формировании внутренней и внешней политики Контроль за исполнением законов. Контроль за исполнением законов.


    Полномочия Совета Федерации Утверждение изменения границ субъектов РФ. Утверждение указов Президента о введении чрезвычайного и военного положения. Утверждение изменения границ субъектов РФ. Утверждение указов Президента о введении чрезвычайного и военного положения. Решение о возможности использования Вооруженных сил за пределами РФ. Решение о возможности использования Вооруженных сил за пределами РФ. Назначение выборов Президента. Назначение выборов Президента. Отрешение Президента от должности. Отрешение Президента от должности. Назначение на должность судей Конституционного суда, Верховного суда. Высшего Арбитражного суда. Назначение на должность судей Конституционного суда, Верховного суда. Высшего Арбитражного суда. Назначение на должность и отрешение от нее Генерального Прокурора. Назначение на должность и отрешение от нее Генерального Прокурора. Назначение на должность и освобождение Председателя Счетной палаты и половины ее членов- аудиторов. Назначение на должность и освобождение Председателя Счетной палаты и половины ее членов- аудиторов.


    Полномочия Государственной Думы Российской Федерации Законодательная инициатива. Законодательная инициатива. Выражение согласия на назначение Председателя Правительства. Выражение согласия на назначение Председателя Правительства. решение вопроса о доверии Правительству. решение вопроса о доверии Правительству. назначение на должность и отрешение от должности председателя и половины ее членов. назначение на должность и отрешение от должности председателя и половины ее членов. Назначение на должность и освобождение уполномоченного по правам человека. Назначение на должность и освобождение уполномоченного по правам человека. Объявление амнистии. Объявление амнистии. Назначение и отрешение от должности Председателя Центрального банка РФ. Назначение и отрешение от должности Председателя Центрального банка РФ. Выдвижение обвинений против Президента для отрешения его от должности. Выдвижение обвинений против Президента для отрешения его от должности.


    Администрация Президента Российской Федерации - Администрация Президента обеспечивает деятельность главы государства. -Администрация готовит проекты указов, распоряжений, поручений, обращений Президента, иных документов, в том числе проектов ежегодных посланий Президента Федеральному Собранию. -Администрация контролирует и проверяет исполнение федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента и представляет ему соответствующие доклады. Администрация Президента Москва, Старая площадь, 4


    Администрация Президента Российской Федерации Администрация обеспечивает взаимодействие Президента с политическими партиями, общественными объединениями, профессиональными и творческими союзами в России, государственными органами и должностными лицами иностранных государств, российскими и зарубежными политическими и общественными деятелями, международными организациями. Администрация обеспечивает взаимодействие Президента с политическими партиями, общественными объединениями, профессиональными и творческими союзами в России, государственными органами и должностными лицами иностранных государств, российскими и зарубежными политическими и общественными деятелями, международными организациями.


    Администрация Президента Российской Федерации В Администрации анализируются: информация о социально-экономических, политических и правовых процессах в стране и мире; обращения граждан; предложения общественных объединений и органов местного самоуправления. На основе обрабатываемых материалов готовятся доклады Президенту. В Администрации анализируются: информация о социально-экономических, политических и правовых процессах в стране и мире; обращения граждан; предложения общественных объединений и органов местного самоуправления. На основе обрабатываемых материалов готовятся доклады Президенту. Президент осуществляет общее руководство Президент осуществляет общее руководство Непосредственно управляет работой Администрации ее глава – Руководитель Администрации Непосредственно управляет работой Администрации ее глава – Руководитель Администрации


    СТРУКТУРА АППАРАТА Совета Безопасности Секретарь СБ Заместители Секретаря СБ Секретариат СБ Отделы СБ Управления СБ Оборонной безопасности Общественной и Национальной безопасности Экономической безопасности Информационной безопасности и стратегического прогнозирования отделы


    Совет безопасности Российской Федерации Совет Безопасности формируется Президентом в соответствии с Конституцией и Законом Российской Федерации «О безопасности». Постоянные члены и члены Совета Безопасности назначаются Президентом РФ Совет Безопасности формируется Президентом в соответствии с Конституцией и Законом Российской Федерации «О безопасности». Постоянные члены и члены Совета Безопасности назначаются Президентом РФ


    Государственный Совет Российской Федерации Государственный Совет - совещательный орган, содействующий реализации полномочий главы государства по вопросам согласованного функционирования органов власти. Председатель ГС- Президент РФ, члены ГС – высшие должностные лица субъектов Российской Федерации) Председатель ГС- Президент РФ, члены ГС – высшие должностные лица субъектов Российской Федерации)


    Институт Полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе Обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства и осуществляет функции Обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства и осуществляет функции Анализирует эффективность деятельности правоохранительных органов, состояние кадровой обеспеченности в них. Анализирует эффективность деятельности правоохранительных органов, состояние кадровой обеспеченности в них. Организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов, органами местного самоуправления, политическими партиями и общественными и религиозными объединениями. Разрабатывает совместно с межрегиональными ассоциациями экономического воздействия субъектов РФ программы социально-экономического развития территории. Разрабатывает совместно с межрегиональными ассоциациями экономического воздействия субъектов РФ программы социально-экономического развития территории. Организует контроль за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента и Правительства.




    Федеральное Правительство Российской Федерации Правительство есть высший федеральный орган исполнительной власти Правительство есть высший федеральный орган исполнительной власти обеспечивает общее социально-экономическое развитие страны обеспечивает общее социально-экономическое развитие страны обеспечивает жизнедеятельность всех звеньев хозяйства обеспечивает жизнедеятельность всех звеньев хозяйства обеспечивает национальную безопасность. обеспечивает национальную безопасность. правомочно решать вопросы государственного управления, отнесенные Конституцией и федеральными законами к ведению РФ. правомочно решать вопросы государственного управления, отнесенные Конституцией и федеральными законами к ведению РФ.




    Полномочия Правительства Российской Федерации Разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет, обеспечивает его выполнение. Разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет, обеспечивает его выполнение. Обеспечивает проведение реальной единой экономической политики, политики в области культуры, образования, науки, здравоохранения, экологии, социального обеспечения. Обеспечивает проведение реальной единой экономической политики, политики в области культуры, образования, науки, здравоохранения, экологии, социального обеспечения. Осуществляет управление федеральной собственностью. Осуществляет управление федеральной собственностью. Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, реализации внешней политики Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, реализации внешней политики Осуществляет еры по обеспечению законности, прав и свобод, борьбе с преступностью и иные полномочия Осуществляет еры по обеспечению законности, прав и свобод, борьбе с преступностью и иные полномочия Координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти в реформах: экономической, социальной, ЖКХ, региональной политике и т.д. Координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти в реформах: экономической, социальной, ЖКХ, региональной политике и т.д. Правительство осуществляет свои полномочия с помощью разработки целевых программ, принятия нормативных актов и организации их реализации. Правительство осуществляет свои полномочия с помощью разработки целевых программ, принятия нормативных актов и организации их реализации. Политическую стратегию определяет Президент РФ, а Правительство разрабатывает и реализует социально- экономическое содержание стратегии. Политическую стратегию определяет Президент РФ, а Правительство разрабатывает и реализует социально- экономическое содержание стратегии.


    Судебная система Российской Федерации В соответствии с Конституцией РФ правосудие в России осуществляется только судом- посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ч.1 и 2 ст. 118 Конституции РФ). Российской Федерации действуют: федеральные суды и суды субъектов Федерации. В соответствии с Конституцией РФ правосудие в России осуществляется только судом- посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ч.1 и 2 ст. 118 Конституции РФ). Российской Федерации действуют: федеральные суды и суды субъектов Федерации. Существует трехзвенная система: Конституционный суд, суды общей юрисдикции, арбитражные суды. Существует трехзвенная система: Конституционный суд, суды общей юрисдикции, арбитражные суды. Все суды составляют единую систему судов РФ, организованы на основе общих принципов, установленных федеральными законами и применяют единое федеральное законодательство. Все суды составляют единую систему судов РФ, организованы на основе общих принципов, установленных федеральными законами и применяют единое федеральное законодательство.


    Судебная система Российской Федерации Судопроизводство осуществляется в соответствии с принципами, закрепленными в Конституции РФ: Судопроизводство осуществляется в соответствии с принципами, закрепленными в Конституции РФ: участие граждан РФ в отправлении правосудия; участие граждан РФ в отправлении правосудия; свобода доступа к суду; свобода доступа к суду; независимость судебной коллегии, судьи, народного, присяжного заседателя и подчинение их в процессе судопроизводства только закону; независимость судебной коллегии, судьи, народного, присяжного заседателя и подчинение их в процессе судопроизводства только закону; коллегиальное отправление правосудия; коллегиальное отправление правосудия; открытый, публичный процесс; открытый, публичный процесс; осуществление правосудия на основе состязательности и равноправия сторон; осуществление правосудия на основе состязательности и равноправия сторон; возможность пересмотра переговоров и решений вышестоящим судом. возможность пересмотра переговоров и решений вышестоящим судом.


    Прокуратура Российской Федерации Является универсальным инструментом обеспечения интересов государства, отвечающим за функционирование всей системы государственных институтов, главный правозащитный орган. Должностные лица органов прокуратуры – прокуроры осуществляют от имени государства полномочия, принадлежащие прокуратуре в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. Свои полномочия органы прокуратуры осуществляют независимо от других органов государственной власти и местного самоуправления. Вмешательство в осуществлении прокурорской деятельности недопустимо. Является универсальным инструментом обеспечения интересов государства, отвечающим за функционирование всей системы государственных институтов, главный правозащитный орган. Должностные лица органов прокуратуры – прокуроры осуществляют от имени государства полномочия, принадлежащие прокуратуре в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. Свои полномочия органы прокуратуры осуществляют независимо от других органов государственной власти и местного самоуправления. Вмешательство в осуществлении прокурорской деятельности недопустимо. Согласно Конституции РФ прокуратура представляет собой единую, федеральную и централизованную систему. Прокуратура – орган федеральный, субъекты РФ собственных органов прокуратуры не имеют. Согласно Конституции РФ прокуратура представляет собой единую, федеральную и централизованную систему. Прокуратура – орган федеральный, субъекты РФ собственных органов прокуратуры не имеют.


    Функции прокуратуры Российской Федерации осуществление от имени Российской Федерации надзора за исполнением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ осуществление от имени Российской Федерации надзора за исполнением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ -надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами; -надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами; --надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина этими же органами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих структур; --надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина этими же органами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих структур; -надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно- розыскную деятельность, дознание, предварительное следствие; -надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно- розыскную деятельность, дознание, предварительное следствие; -поддержка государственного обвинения в суде. -поддержка государственного обвинения в суде.


    Центральная избирательная комиссия Является государственным органом, статус которого определен Законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан». Является государственным органом, статус которого определен Законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан». Комиссия осуществляет в пределах своей компетенции руководство деятельностью избирательных комиссии по выборам в федеральные органы государственной власти, руководство по проведению референдумов РФ. Комиссия осуществляет в пределах своей компетенции руководство деятельностью избирательных комиссии по выборам в федеральные органы государственной власти, руководство по проведению референдумов РФ. Совместно с избирательными комиссиями субъектов федерации осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав и прав граждан РФ на участие в референдуме, и выполняют другие функции. Совместно с избирательными комиссиями субъектов федерации осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав и прав граждан РФ на участие в референдуме, и выполняют другие функции.


    Центральный банк РФ (Банк России). Действует на основе Федерального закона от 10 июля 2002 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с множеством изменений). Действует на основе Федерального закона от 10 июля 2002 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с множеством изменений). основная функция- защита и обеспечение устойчивости рубля, эту функцию Банк осуществляет «независимо от других органов государственной власти». основная функция- защита и обеспечение устойчивости рубля, эту функцию Банк осуществляет «независимо от других органов государственной власти». во взаимодействие с Правительством РФ ЦБ разрабатывает и проводит единую государственную денежно- кредитную политику, не подчинен ему. во взаимодействие с Правительством РФ ЦБ разрабатывает и проводит единую государственную денежно- кредитную политику, не подчинен ему. Банк России занимается развитием и укреплением банковской системы, обеспечением эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Банк России занимается развитием и укреплением банковской системы, обеспечением эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. ЦБ РФ монопольно осуществляет эмиссию наличных денег, организует денежное обращение, организует систему рефинансирования. ЦБ РФ монопольно осуществляет эмиссию наличных денег, организует денежное обращение, организует систему рефинансирования.


    Центральный банк РФ (Банк России). ЦБ РФ выдает разрешения, приостанавливает и отменяет операции валютных бирж по покупке и продаже иностранной валюты, ЦБ РФ выдает разрешения, приостанавливает и отменяет операции валютных бирж по покупке и продаже иностранной валюты, устанавливает правила осуществления расчетов в РФ с иностранными государствами, международными организациями и правил проведения банковских операций; устанавливает правила осуществления расчетов в РФ с иностранными государствами, международными организациями и правил проведения банковских операций; осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их; осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их; осуществляет банковский надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп, регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями РФ осуществляет банковский надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп, регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями РФ


    Счетная палата Российской Федерации Постоянно действующий орган государственного финансового контроля Постоянно действующий орган государственного финансового контроля Функции: организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, и др. Функции: организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, и др.

    Из древнерусской литературы

    Урок 11
    Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Летописание. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

    Прежде чем начинать уроки по этой теме, учитель литературы должен выяснить, какие темы пятиклассники уже изучали по истории Отечества. Ко времени проведения уроков, посвященных «Повести временных лет», ученики уже должны познакомиться с темой «Древняя Русь». Мы рекомендуем учителю прочитать соответствующую статью учебника по истории за 5 класс, побеседовать с учителем-предметником: какую дополнительную информацию он давал ученикам? Как правило, все существующие программы по истории включают в себя разговор о «Повести временных лет». Учитель построит урок так, чтобы проверить то, что уже известно ученикам, и акцентировать внимание на том, что «Повесть временных лет» - не только важнейший исторический источник, но и литературный памятник.
    Мы полагаем, что учитель в 5 классе может бегло остановить на описании развития древнерусской литературы в целом. Учитывая особенности развития младших подростков, у которых преобладает конкретно-предметное мышление, кратко расскажем им о летописании и перейдем к чтению летописного отрывка. К статье (по Л. Дмитриеву), данной в учебнике, мы рекомендуем обращаться в сильном классе.

    I. Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Летописание. «Повесть временных лет» как литературный памятник
    Слово учителя
    Начало письменности у восточных славян связано с Крещением Руси в 998 году во время княжения в Киеве Владимира Святославича, внука княгини Ольги. На Русь письменность пришла из Болгарии, где братья Кирилл (ок. 827-869) и Мефодий (ок. 815-885) создали славянскую азбуку и впервые перевели богослужебные книги с греческого на церковнославянский язык.
    Вместе с письменностью на Русь пришли различные жанры византийской христианской литературы: житие, поучение, слово .
    В XI веке на Руси возникает летописание . Во время княжения Ярослава Мудрого в Киеве при дворе митрополита, в те времена главного церковного иерарха на Руси, был создан «Древнейший Киевский свод», т. е. были записаны рассказы об основных событиях на Руси с древнейших времен.
    Постепенно летописцы начинают записывать не только то, что было, но и то, что происходит в настоящее время, указывают год, месяц, число и даже день недели. Такие записи получили название погодных записей , т. е. записей по годам . Повествование начиналось словами «В лето...» (т. е. «В год...») - отсюда и название летопись .
    Отметим на доске и в тетради:
    Летопись. Летописание. Погодная запись (год). (Выделим корни слов.)
    В 1073 г. монах Киево-Печерского монастыря Никон Великий, используя «Древнейший Киевский свод», составил «Первый Киево-Печерский свод». В результате нескольких переработок возникает летописный свод, который мы сейчас называем «Повесть временных лет». Нам она известна по более поздним летописным сводам - Лаврентьевской и Ипатьевской летописям.
    Летописи сложны по составу. В них есть погодные записи - краткие и развернутые; рассказы о походах и смерти князей, сведения о затмениях солнца, луны, об эпидемиях и пожарах. В летописи включались тексты грамот, договоров, переложения устных исторических преданий, жития, поучения.
    В русской культуре летописание играло очень важную роль: оно помогало людям узнавать об истории своего народа, о том, что такое добро и зло, как надо и как не надо поступать человеку.

    II. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»
    Комментированное чтение
    Прежде чем начать чтение, нужно провести небольшую вводную работу.
    Повествование о подвиге отрока-киевлянина начинается словами: «В лето 6476 (968)». Это значит, что события происходили в 6476 году от Сотворения мира. В Древней Руси было принято летоисчисление не от Рождества Христова, как считаем мы года сейчас, а от Сотворения мира. В скобках современными учеными-историками для нашего удобства указан тот же год по современному летоисчислению.
    Святослав (?-972), великий князь киевский, был исключительно деятельным князем. Начиная с 964 года он совершал походы из Киева на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы. Он освободил вятичей от власти хазар, воевал в Волжской Болгарии, разгромил в 965 г. Хазарский каганат, что способствовало укреплению внешнеполитического положения Руси. В 967 г. он отправился в поход в Болгарию, чтобы отвоевать у нее земли по Дунаю. Туда, в небольшой городок Переяславец на Дунае, Святослав хотел перенести столицу Руси.
    В это время земли, на которых жили разгромленные Святославом хазары, заняли новые кочевники - печенеги. Когда Святослав с дружиной был в Переяславце, далеко от родного Киева, печенеги впервые напали на стольный град, о чем и рассказывает нам летописный отрывок.
    В 970-971 гг. Святослав вновь оказывается на Балканах, где в союзе с венграми и болгарами ведет русско-византийскую войну. При возвращении домой в 972 г. князь Святослав был убит печенегами у днепровских порогов.
    Киев в те времена был обнесен крепостной стеной с воротами и располагался на высоком холме над Днепром, там, где в Днепр впадает небольшая речка Лыбедь. Печенеги окружили город, но на том берегу собрались русские люди - «люди той стороны Днепра», и они могли бы помочь осажденным.
    Отрок (устар.) - мальчик-подросток в возрасте между ребенком и юношей, 9-15 лет. В Древней Руси словом отрок называли также княжеских слуг. В «Повести временных лет» речь идет не о подростке, а об одном из княжеских слуг.

    Отрывок из летописи читает учитель, внимательно следя за реакцией детей и делая необходимые комментарии. Затем ученики отвечают на вопросы о том, как они поняли содержание текста.
    - Когда происходили описываемые события?
    - Кто княжил в Киеве?
    В Киеве в 968 г. княжил Святослав, сын убитого в Искоростене князя Игоря и княгини Ольги.
    - Что вы знаете о княжении Святослава?
    - Кто такие печенеги ? Почему они напали на Киев?
    - Как вы понимаете слово отрок ?
    - Как поступил отрок, чтобы спасти город?
    - Что угрожало отроку, если бы враги догадались, что он киевлянин, а не печенег?
    - В чем была хитрость воеводы Претича?
    - С какими словами обратились жители города к Святославу?

    Словарная работа
    Ученики читают текст по абзацам, отмечая незнакомые и редкие слова, выписывая их и объясняя, подбирая синонимы. Работа может быть как коллективной, так и индивидуальной в зависимости от уровня литературного развития класса.
    Затворилась Ольга в Киеве - приказала закрыть, затворить ворота.
    Изнемогали люди от голода и жажды - не могли больше терпеть голод и жажду.
    Ладья - большая лодка.
    Тужить - горевать.
    Стан печенегов - становище, походный лагерь печенегов.
    Дружина - отряд воинов на службе у князя.
    Воевода - предводитель дружины.
    Княжичи - дети князя.
    Умчим - быстро перевезем.
    Я муж его (князя) - я служу князю.
    Пришел в сторожах - возглавил передовой отряд.
    Отчина - владение, которое досталось по наследству от отца.
    Сокрушался - сильно печалился.
    Прогнал печенегов в поле - прогнал печенегов в степи в междуречье Днепра и Волги, где они обитали.

    Домашнее задание
    Подготовить выразительное чтение и пересказ отрывка из «Повести временных лет» - «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».

    Урок 12
    «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. «Прошлое должно служить современности!» (Д. С. Лихачев)

    I. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи
    Составление цитатного плана
    Обучаем пятиклассников составлять план. Чтобы пересказать текст с соблюдением стилистических особенностей, лучше всего опираться на цитатный план.
    Цитата - точная выдержка из какого-нибудь текста.
    Объясним, что цитата заключается в кавычки. Если берется отрывок предложения с начала предложения, то ставим многоточие в конце; если берем отрывок не с начала, то ставим многоточие и начинаем со строчной буквы. Эти правила надо подробно объяснить детям, чтобы потом избежать переучивания.
    Перечитывая летописное повествование, дадим детям почувствовать, что рассказ ведется спокойно, так, как звучит разговорная речь. Сравним дату, к которой приурочен летописный рассказ об осаде Киева печенегами (968 год, т. е. X век), и дату составления первого летописного свода (начало XI века).
    - Мог ли летописец сам быть свидетелем этого события?
    Придем к выводу, что рассказ об этом событии, вероятнее всего, он записал с чьих-то слов.
    - Обратите внимание на повторение союзов и , а . Какую роль они играют в тексте? (2-й вопрос из учебника, с. 49 .)
    Союзы и , а придают ритмичность и плавность повествованию, приближают его к устной речи, т. е. к фольклору.
    Отметим еще несколько стилистических особенностей.
    - Что вы можете сказать о диалогах в тексте? Как их можно назвать: многословными или лаконичными?
    Для диалогов с отроком, так же как и для других диалогов в летописном отрывке, характерны лаконичность (краткость и точность), простота.
    - Часто ли встречаются в отрывке прилагательные, существительные, глаголы? Почему?
    Если обратить внимание на особенности языка летописного отрывка, то можно заметить, что в тексте очень редко встречаются прилагательные. В основном мы видим существительные и глаголы.
    Глаголы очень выразительны, например: затворились, изнемогали, тужить, устремились, умчим, подступите, погубит, затрубили, закричали, пригрозить, сокрушался, собрал, прогнал . Это говорит о том, что для людей того времени очень важное значение имели не только свойства или качества предметов, но и их действия.

    II. Пересказ с сохранением стилистических особенностей текста
    Подобный пересказ - задача очень сложная для пятиклассников. Пересказать полный текст так, как это необходимо, практически невозможно для детей 10-11 лет. Перед нами не стоит задача контроля, нам важно научить детей пересказу с сохранением стилистических особенностей. Лучше всего работу построить так: один ученик (более слабый) читает выразительно отрывок (ориентировочно размером с первый абзац), второй вслед за ним пересказывает, и т. д.

    Литература и изобразительное искусство
    В рубрике учебника «Литература и изобразительное искусство» (с. 50) даны вопросы и задания к репродукции картины А. Иванова «Подвиг молодого киевлянина» (с. 48) . Следует помочь детям осмыслить эту картину. Возможна организация беседы, в которую учитель сможет включить некоторые сведения о классицизме, о художнике и о создании картины.
    Андрей Иванович Иванов жил в 1776-1848 гг., т. е. в конце XVIII - начале XIX в. В это время в искусстве России царили принципы классицизма, который обращался к наследию Древней Греции и Древнего Рима как к норме и идеальному образцу. Одним из главных отличий русского классицизма было стремление художников отобразить в искусстве идеи гражданственности и патриотизма (любви к родине).
    Картина А. И. Иванова «Подвиг молодого киевлянина» была создана около 1810 года (через два года после ее создания начнется Отечественная война 1812 года с Наполеоном). Художник берет сюжет из русской летописи, который перекликается с одним из сюжетов истории Древнего Рима о том, как молодой римлянин подобным образом спас город от нашествия галлов.
    Художник не стремится к исторической достоверности костюмов и пейзажа. Для него важнее показать патриотический порыв юноши, спасающего свою родину от врагов.
    Мы видим юношу, который, перебежав через стан врагов, на берегу реки скинул с себя одежду и торопится броситься в воду, чтобы переплыть реку. За фигурой юноши мы видим вороного коня с развевающимися хвостом и гривой, над ним на фоне грозно темнеющего вечернего неба распластались кажущиеся черными ветви дерева. Правее коня мы угадываем бледные силуэты вражеских всадников, скачущих, чтобы догнать героя. За ними - контур крепостных стен осажденного печенегами Киева.
    В нижнем левом углу мы видим полоску реки, окаймленную травой. На берегу, опершись рукой о речное песчаное дно, лежит русский богатырь в кольчуге, в груди его торчит оперенная стрела. Другую стрелу, уже вынутую из раны, он держит в правой руке. Лицо его выражает страдание и надежду, что юноша спасет родную землю, за которую воин пролил свою кровь. Левая рука его приподнята, словно своим жестом он хочет благословить отрока, но сил ему не хватает. Серебристая кольчуга, на которую отбрасывает отсвет плащ юноши, алый ремень и алые же элементы одежды связывают образы отрока и раненого воина в одно смысловое целое.
    Главный герой картины, киевский отрок, изображен обнаженным. В правой руке у него уздечка, он придерживает алый развевающийся плащ, благодаря которому передается стремительность движения юноши. Алый цвет символизирует собой героизм. Русые кудри его развеваются, тело напряжено в беге так, что мы видим упругие мышцы героя. В лице его сосредоточенность, стремление, но не страх. Он хочет добраться до русского войска, но не желание остаться в живых движет им: его задача - передать воинам важную весть. Тело его освещено светом зари, которая занимается слева, за рекой, где стоят войска русского воеводы Претича. Мы догадываемся, что с помощью образа зари художник хотел передать идею освобождения от врагов.
    С помощью картины художник рассказывает нам, как через тревогу, страх и темноту человек стремится к свободе, к победе над врагами.

    III. «Прошлое должно служить современности!» (Д. С. Лихачев)
    Читаем статью учебника, составленную по книге Д. С. Лихачева «Земля родная» (с. 49) , отвечаем на вопросы (с. 49-50) .
    - Какое положение занимают герои прочитанного вами летописного рассказа «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»? (1-й вопрос.)
    Герои прочитанного летописного рассказа в большинстве своем занимают в обществе высокое положение: Претич - воевода, он заключает мир с печенежским князем; Святослав - русский князь, княгиня Ольга - его мать. Не занимает высокое положение только отрок, но княжеский слуга - это не простолюдин, и его можно по справедливости назвать выдающимся храбрецом.
    - Как вы понимаете слова Д. С. Лихачева: «Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери - Древней Руси»? (2-й вопрос.)
    Мы должны быть благодарными сыновьям Древней Руси за то, что они в тяжелой борьбе с захватчиками отстояли независимость нашей земли, подавая нам пример внутренней силы и душевной стойкости. Наша признательность может выражаться в бережном отношении к памятникам русской старины, во вдумчивом и внимательном изучении истории и в заботе о красоте и процветании нашей современной России. Наша страна - это наше наследство, и мы должны заботиться о ней и потом передать нашим детям.
    - Может ли повествование об отроке-киевлянине «служить современности»? (3-й вопрос.)
    Повествование о подвиге отрока-киевлянина может служить современности, являя пример мужества и самоотверженности ради спасения родной земли.

    Домашнее задание
    Вспомнить басни, которые изучали в начальной школе.
    Индивидуальное задание
    Подготовить рассказы о детстве М. В. Ломоносова, о годах его учения, о научных открытиях, о литературной деятельности; подготовить выразительное чтение наизусть сонета С. И. Стромилова «Ломоносов» или стихотворения Н. А. Некрасова «Школьник» (см. их в следующем разделе нашей книги).

    Из русской литературы XVIII века

    С. И. СТРОМИЛОВ
    ЛОМОНОСОВ

    Сонет

    Н. А. Некрасов
    Школьник

    - Ну, пошел же, ради Бога!
    Небо, ельник и песок -
    Невеселая дорога...
    Эй! садись ко мне, дружок!

    Ноги босы, грязно тело,
    И едва прикрыта грудь...
    Не стыдися! что за дело?
    Это многих славных путь.

    Вижу я в котомке книжку.
    Так, учиться ты идешь...
    Знаю: батька на парнишку
    Издержал последний грош.

    Знаю, старая дьячиха
    Отдала четвертачок,
    Что проезжая купчиха
    Подарила на чаек.

    Или, может, ты дворовый
    Из отпущенных?.. Ну, что ж!
    Случай тоже уж не новый -
    Не робей, не пропадешь!

    Скоро сам узнаешь в школе,
    Как архангельский мужик
    По своей и Божьей воле
    Стал разумен и велик.

    Не без добрых душ на свете -
    Кто-нибудь свезет в Москву,
    Будешь в университете -
    Сон свершится наяву!

    Там уж поприще широко:
    Знай работай да не трусь...
    Вот за что тебя глубоко
    Я люблю, родная Русь!

    Не бездарна та природа,
    Не погиб еще тот край,
    Что выводит из народа
    Столько славных то и знай, -

    Столько добрых, благородных,
    Сильных любящей душой
    Посреди тупых, холодных
    И напыщенных собой!

    Пятиклассникам рано говорить о существе сделанных Ломоносовым преобразований в языке, об этом пойдет речь в 7 классе, когда ученики будут более подготовлены.

    III. «Случились вместе два Астронома в пиру...» - научные истины в поэтической форме
    Учитель читает стихотворение «Случились вместе два Астронома в пиру...», затем беседует с учениками, выясняя, как они восприняли стихотворение, и углубляет понимание сложного для пятиклассников произведения Ломоносова.

    Словарная работа
    Первое, на что обращают внимание дети, - это лексические и грамматические архаизмы.
    Случились вместе - встретились вместе.
    Спорили... в жару - жарко, горячо спорили.
    Круг Солнца ходит - вокруг Солнца ходит.
    Как ты о сем сомненье рассуждаешь? - Как ты рассуждаешь, что ты думаешь об этом спорном вопросе?
    Такова (прил.) - такого.
    Жаркова (сущ.) - жаркóго (жаркóе - жареное кушанье, обычно мясное).

    Беседа
    - Кто такие Коперник и Птолемей? Когда они жили? Могли ли они реально встретиться друг с другом на пиру?
    Дети учатся работать со сносками.
    Точные даты жизни астронома Птолемея мы не знаем. Он родился около 90 г., умер около 160 г. нашей эры. Жил Птолемей в Древней Греции. Он разработал математическую теорию движения планет вокруг Земли (геоцентрическая система).
    Коперник родился спустя более чем тысяча триста лет после смерти Птолемея, так что встретиться реально на пиру они никак не могли. Польский астроном объяснил, каким образом обращаются планеты (в том числе и Земля) вокруг Солнца (гелиоцентрическая система).
    - Как вы думаете, почему в стихотворении Ломоносова Коперник и Птолемей встречаются? Где они встречаются?
    Мы можем предположить, что так Ломоносов мог изобразить нам беседу между собой последователей Коперника и Птолемея.
    - В чем противоположность взглядов ученых?
    - К кому обращается хозяин дома, в котором встретились ученые, за разрешением спора? Как повар решает этот спор?
    Коперник и Птолемей спорили о строении мира. Коперник утверждал, что Земля вращается вокруг Солнца. Птолемей считал, что Солнце и все остальные планеты вращаются вокруг Земли.
    Хозяин дома, в котором происходит пир, обращается с вопросом к усмехающемуся повару. Повар решает спор, сказав, что прав Коперник. Сравнив Солнце с очагом, а Землю с мясом, которое надо зажарить, повар усмехнулся: любой будет вращать жаркое вокруг очага, а не наоборот.
    - В годы жизни Ломоносова идея геоцентрической системы была давно отвергнута учеными: все уже понимали, что вращается не Солнце вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца. Почему же Ломоносов вновь поднимает эту тему? Какова идея этой басни?
    Ломоносов хотел подтвердить своим произведением, что законы Вселенной едины как в большом, так и в малом, что, внимательно наблюдая за окружающим, можно находить подтверждения великим научным открытиям.
    - В чем проявилось содружество наук (филологии, астрономии) и быта в стихотворении «Случились вместе два Астронома в пиру...»? (2-й вопрос, с. 53.)
    Содружество филологии, астрономии и быта проявилось в том, что Ломоносов сумел написать стихотворение (филология) о двух ученых (астрономия), приведя в качестве доказательства основной мысли стихотворения пример из быта.
    Прочитаем стихотворение еще раз, предложим ученикам прочитать его выразительно.

    Домашнее задание
    Подготовить выразительное чтение басни М. В. Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру...» (или выразительное чтение высказывания Ломоносова «Красота, великолепие, сила и богатство...»).
    Подготовить небольшое письменное высказывание-рассуждение: «Красота, сила, богатство устной речи каждого зависит от...»

    Индивидуальное задание
    Подготовить выразительное чтение басен Эзопа и Лафонтена.

    Михайло Ломоносов: жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. Стихи и проза о нем. - М.: Современник, 1989.

    3.3 Сложное предложение в древнерусском языке

    Постепенно в древнерусском языке создается и оформляется новая синтаксическая единица – сложное предложение. Оно состоит из двух или нескольких простых предложений, составляющих неразрывное единство в грамматическом и смысловом отношениях. Части сложного предложения могут объединяться путем сочинения, либо подчинения.

    Сочинение – это соединение двух или нескольких равноправных и однородных частей предложения, выражающих соединительные, противительные и разделительные отношения. Подчинение - это соединение двух или нескольких частей предложения, из которых одна часть зависит от другой. Части сложноподчиненного предложения выражают зависимость различного рода: временную, условную, причинную, целевую и др.

    В сложносочиненных предложениях для связи простых предложений употреблялись соединительные, противительные и разделительные союзы.

    Чаще всего соединительные отношения передавались при помощи союзов и, да, ни, а: И бя гладъ велик, и рече Блуд ко Въдимеру; Володимер же заляже жену братнюю, и бя не празна.

    Противительные отношения передавались с помощью союзов а, нъ, ино, ано, даже: и обломилася дружина Ярополча на леду, а Святополк побяже; вда же за вино град Корсун, а сам приде ко Киеву.

    Разделительные отношения передавались с помощью союзов или, либо, ли, то, а: изгнаша их за море, либо не Даша им дани.

    В древнерусском языке существовал целый ряд сложноподчиненных предложений, различных по значениям. Так, выделялись сложноподчиненные предложения с придаточными времени, условия, причины, места, цели т др.

    В предложениях придаточная часть времени присоединяется к главной с помощью союзов и союзных слов: то пакы потокы вели копати, изнемогоша люди. В деловых документах употреблялись союзы коли, как, которые соответствовали по значению союзу когда.

    В сложноподчиненных предложениях условия придаточная часть присоединялась при помощи союзов коли, ежели, аже: аще се изъбудется, то сам крещуся; колм се истина будеть, то и поистине велик бог.

    Сложноподчиненные предложения со значением причины были менее распространены. В качестве причинных союзов выступали зане, бо, как, яко: яко возложи на него руку, аби прозри.

    В древнерусском языке выделялись бессоюзные сложные предложения с различными отношениями. Однако же широкое распространение получили бессоюзные сложные предложения с условно-временными и условно-следственными значениями (идее Олег на Греки, Игоря остави).


    IV. Морфологические особенности текста

    В старославянском языке имелись определенные особенности морфологии, что находило своё отражение на уровне всех частей речи. Наибольшие отличия в сравнении с современным русским языком коснулись глагола, местоимения и прилагательного. Эти части речи целесообразно описать в нашей работе.

    4.1 Глагол

    Для текста летописи характерно употребления формы аориста глаголов. Данная форма обозначает прошедшее действие как конкретный факт, совершившийся до момента речи (приде братъ его; изыма и поби; постави церков; навчи веровати).

    Довольно характерно для текста летописи употребление имперфекта. Форма имперфекта образуется от глаголов несовершенного вида и передаёт длительное, повторяющееся в прошлом незавершенное действие: держаше к нему злую мысль; восташа кривичи; изгнаша их за море.

    Суффикс –яху- использовался при образовании имперфекта от непроизводных основ инфинитива на согласные звуки (имяху дань варязи; зовяхуся к Русью, хотяху Рогнеду вести).

    В тексте исследованной нами летописи употребляется форма плюсквамперфекта. Данная форма глагола обозначает предпрошедшее действие и употребляется без вспомогательного компонента: увиделъ Олег; княжил Ярополк.

    Нужно отметить употребление причастий в роли второстепенного сказуемого (посла ко Блуду с лестию глаголя; кияне шлются ко Володимеру, рекучи). Данная форма указывает на одновременность совершаемых действий .


    4.2 Особенности употребления прилагательных

    В сравнении с современным русским языком, в тексте летописи своеобразное, отличное от нынешнего употребление притяжательных прилагательных: приведе Игореве жену; к горам Киевским; сыну Михайлове.

    Сравнительная же степень имени прилагательного в старославянском языке образовывалась при помощи суффиксов – ьш-, -иш- : пришед стареши Люрик.

    Характерным является употребление краткой формы имени прилагательного. Так, в тексте летописи встречаем: глава сребрена, усъ златъ, церков камену, мужъ мудр и храбр, земля добра и велика.

    4.3 Употребление местоимений

    Следует отметить широкое употребление в тексте указательных местоимений множественного числа СИИ (эти): сии же князь велики.

    В тексте можно встретить употребление личного местоимения АЗЪ, которому в современном русском языке соответствует местоимение Я: но азъ есми князь.

    Таким образом, в тексте летописи находим отражение особенностей морфологической системы старославянского языка. Так, для глагола характерно употребление формы перфекта, плюсквамперфекта, имперфекта, которые отсутствуют в современном русском языке. Для текста характерно употребление кратких форм имени прилагательного, а также употребление личного местоимения АЗЪ.


    Заключение

    Проанализировав соответствующую лингвистическую литературу и текст Супрасльской летописи, можно сделать следующие выводы об особенностях языка в данном памятнике старославянской письменности:

    1. Особенности лексики, составляющей старославянский язык, целиком обусловлено его книжно-литературным происхождением и условиями создания первых переводов богослужебных текстов. Под влиянием греческого языка появляются сложные слова книжного происхождения, которые отражены в тексте рукописи. Для исследованного нами текста характерно наличие существительных с отвлеченным значением, образованные при помощи суффиксов –ость; -ение-; -ство-.

    2. В исследованном тексте представлены особенности фонетики старославянского языка. Так, в нем нашла отражение такая особенность, как падение редуцированных в слабой позиции. Однако, она передается нестабильно, о чем свидетельствует наличие в тексте слов с традиционным написанием Ь и Ъ. В тексте Супрасльской рукописи нашли свое отражение изменения, произошедшие с шипящими согласными (упрощения групп согласных).

    3. Для синтаксиса Супрасльской летописи характерны особенности, которые сохранились в современном русском языке, а также те, которые были с течением времени утрачены. Так, подлежащим в древнерусском (как и в современном) языке выступали не только имена существительные, но и числительные, местоимения. Что касается сказуемого, то существовало три вида: простое, сложное и составное сказуемые, которые также имели свои способы выражения.

    Характерной особенностью древнерусской синтаксической системы является наличие конструкций с двойными косвенными падежами – с двойным винительным и дательным, а также с двойным родительным падежом.

    4. В Супрасльской летописи находим отражение особенностей морфологической системы старославянского языка. Так, для глагола характерно употребление формы перфекта, плюсквамперфекта, имперфекта, которые отсутствуют в современном русском языке. Для текста характерно употребление кратких форм имени прилагательного, а также употребление личного местоимения АЗЪ.


    Литература

    1. Астахина Л.Ю. Из истории издания русских рукописных памятников // Русская речь. – 1994, - №2, с. 84 – 86.

    2. Вайан А. Руководство по старославянскому языку. – М.: 2004. – 446 с.

    3. Груцо А.П. Старославянский язык: Учебн. пособие для студ. филол. спец. учреждений. – Мн.: ТетраСистемс, 2004. – 335 с.

    4. Живов В.М. Заметки об историческом синтаксисе русского языка// Вопросы языкознания. – 1997, - №4, с. 58-69.

    5. Изотов А.И. Старославянский и церковнославянский языки: Грамматика, упражнения, тексты. – М.: 2001. – 240 с.

    6. Каўрус А.А. Старославянская мова: вучэбны дапаможнік для студ. філал. спецыяльнасцей. Мн.: - 2005. – 386 с.

    7. Кривчик В.Ф., Можейко Н.С. Старославянский язык: Учебное пособие для филол. фак. вузов. – Мн.: Выш. шк., 1985. – 303 с.

    8. Матвеева В.П., Макаров В.И. Библеизмы в русской словесности// Русская словесность, - 1993, - №2, с. 83.

    9. Морфология церковнославянского языка в таблицах: учебно-методич. пособие. – Витебск. – 2004. – 46 с.

    10. Ремнева М.Л. Старославянский язык: Учебн. пособие для студ. филол. спец. учреждений. – М. Академический проект, 2004. – 351 с.

    11. Стараславянская мова. Графіка. Арфаграфія. Фанетыка: метадычныя заўвагі для студ. філал. спецыяльнасцей.; Брест: Выд-ва БрДУ, - 2005. – 38 с.

    12. Супрун А.Е. Старославянский язык: Учебн. пособие для университетов. – Мн.: Университетское, - 1991, - 80 с.

    14. Улащик Н.Н. Введение в белорусско-литовской летописание. – М.: Наука, 1985. – 261 с.

    15. Хабургаев Г.А. Первые столетия славянской письменной культуры. М.: Издательство Московского ун-та. – 1994. – 181 с.

    16. Шанский Н.М. Роль старославянского языка в развитии русского языка //Русский язык в школе, - 1994. - №4. с. 40-45


    Среди письменных памятников Древней Руси одно из самых почетных мест по праву принадлежит летописным сводам. Древнерусские летописи - это совершенно уникальное явление древнерусской культуры, они внесли неповторимый и бесценный вклад в сокровищницу мировой культуры и письменности. По мнению многих ученых (А. Шахматов, Д. Лихачев, А. Кузьмин, П. Толочко), русское летописание разительно отличалось от византийских хроник и западноевропейских анналов. В византийских хрониках повествование всегда велось не по годам, а по времени правления патриархов, императоров и императриц, а в русских летописных сводах уже с начала XI в. существовала «погодная сетка» важнейших исторических событиях русской и даже мировой истории, произошедших в то или иное «лето». В западноевропейских анналах также существовала «погодная сетка» важнейших исторических событий, однако информация о них была скудной и невыразительной. В русских летописных сводах, напротив, часто были представлены развернутые повествования о различных событиях и персонажах древнерусской и мировой истории, в которых содержалась очень личностная, выразительная и предельно эмоциональная оценка многих исторических событий и персонажей. Сами летописные своды были наполнены многочисленными текстами официальных документов и договоров, некрологами видных государственных и церковных деятелей, философскими трактатами и религиозными поучениями, народными преданиями и легендами.

    Вопрос о времени появления первых летописных сводов до сих пор является дискуссионным. Связано это, прежде всего, с тем обстоятельством, что древнейшие списки «Повести временных лет» дошли до нас в составе более поздних летописных сводов, созданных в ХIV―ХV вв. Долгое время в исторической науке безраздельно господствовала гипотеза академика А.А. Шахматова, автора фундаментальной монографии «Разыскания о древнейших русских летописных сводах» (1908), что первый русский летописный свод был создан в 1037―1039 г. в связи с созданием в Киеве отдельной митрополии и прибытием в столицу Руси первого русского митрополита, грека Феопемта. На основе этого «Древнейшего Киевского свода» при новгородском Софийском соборе в 1050 г. был создан «Древнейший Новгородский свод». Затем, в 1073 г., настоятель Киево-Печерского монастыря Никон создает «Первый Киево-Печерский свод», а в 1095 г. на базе «Древнейшего Новгородского свода» и «Первого Киево-Печерского свода» был создан «Второй Киево-Печерский свод», который сам А.А. Шахматов назвал «Начальной летописью», ставшей непосредственной базой создания знаменитой «Повести временных лет» (ПВЛ), которая сохранилась в составе трех разных редакций 1113, 1116 и 1118 гг.


    Практически сразу схема академика А.А. Шахматова, выводившая всю ПВЛ из единого летописного древа, вызвала резкие возражения со стороны ряда видных ученых, в частности академика В.М. Истрина, автора известной работы «Замечания о начале русского летописания» (1922), и академика Н.К. Никольского, создавшего обобщающий фундаментальный труд «Повесть временных лет как источник по истории русской культуры и письменности» (1930). Во второй половине XX века многие известные ученые предложили разные гипотезы начала русского летописания. Но при этом все советские филологи и историки, за исключением профессора А.Г. Кузьмина, не отвергали саму схему А.А. Шахматова «о едином древе», а лишь предлагали разные датировки древнейшего летописного свода и место его написания.

    Академик Л.В. Черепнин датировал возникновение русского летописания 996 г. и напрямую связал его со строительством и освящением Десятинной церкви в Киеве. Академик М.Н. Тихомиров датировал появление первого летописного свода 1007 г., когда состоялось торжественное перенесение мощей княгини Ольги в Десятинную церковь. При этом М.Н. Тихомиров полагал, что исторической основой первого летописного свода стало «Сказание о русских князьях», созданное в Киеве вскоре после официального Крещения Руси в 990-х гг. Академик Д.С. Лихачев утверждал, что первый летописный свод возник в 1030-1040-х гг. на базе сборника разных «Житий» о крещении княгини Ольги и князя Владимира, о смерти двух христиан-варягов и ряда других источников, которые он объединил под общим названием «Сказания о первоначальном распространении христианства на Руси». Именно это «Сказание», созданное епископом Иларионом, и стало затем основой первого русского летописного свода, созданного в 1073 г. настоятелем Киево-Печерского монастыря Никоном. Академик Б.А. Рыбаков и его украинские коллеги, академик П.П. Толочко и профессор М.Ю. Брайчевский полагали, что первые погодные записи важнейших исторических событий возникли во времена князя Аскольда, вскоре после крещения днепровских русов константинопольским патриархом Фотием в 867 г. Именно эти записи («Летопись Аскольда») и были положены в основу «Первого Киевского летописного свода», который был создан Анастасом Корсунянином в 996-997 гг. при Десятинной церкви в Киеве.

    Чуть позднее эта точка зрения была частично поддержана профессором А.Г. Кузьминым, но при этом он особо подчеркнул ряд важных обстоятельств.

    1) Все древнерусские летописи представляли собой обобщенный свод разнохарактерных и разновременных, нередко противоречащих друг другу, более древних летописных и внелетописных материалов.

    2) Практически все древние летописцы не признавали «авторского права» своих предшественников, поэтому часто редактировали предыдущий текст, не обращая особого внимания на неизбежно возникавшие противоречия.

    3) Вероятнее всего, первые летописи, созданные в X в., не имели абсолютных дат и счет лет шел по годам правления того или иного князя. Абсолютные даты появились только в XI в., причем в различные летописные источники привносились разные космические эры (антиохийская, константинопольская, старовизинтийская), что, очевидно, было связано с разными истоками самого русского христианства.

    4) Центрами древнерусского летописания были не только такие крупные города, как Киев, Новгород, Чернигов, Смоленск и Ростов, но и разные монастыри и храмы, в частности, Киево-Печерский, Выдубицкий и Юрьевский монастыри, Десятинная церковь в Киеве и т.д., где изначально существовали разные летописные традиции. Поэтому «Повесть временных лет» проистекала не из «единого летописного древа», а представляла собой многосложный летописный свод.

    Новый общерусский летописный свод возник примерно в 1060-1070-е гг. По мнению многих ученых (А. Шахматов, М. Приселков Д. Лихачев, Б. Рыбаков, Я. Лурье), работу над этим летописным сводом в 1061 г. начал настоятель Киево-Печерского монастыря Никон Великий. В процессе этой работы он собрал большое количество новых исторических источников, в том числе сказания «О первых русских князьях», «О крещении княгини Ольги», «О походах» князей Олега, Игоря и Святослава на Царьград и целый ряд других материалов. Более того, по мнению многих авторов, именно тогда в новый летописный свод попали «Корсунская легенда» о крещении князя Владимира и «Варяжская легенда», автором которой стал новгородский воевода Вышата, принимавший участие в последнем походе русских дружин на Византию в 1043 г. Вероятнее всего, работа над этим летописным сводом завершилась в 1070/1072 г., во время съезда «Ярославичей» - Изяслава, Святослава и Всеволода в Вышгороде. Хотя, надо сказать, некоторые историки не вполне разделяли эту точку зрения. Одни из них (А. Кузьмин, А. Толочко) полагали, что автором этого летописного свода был известный ученик Феодосия Печерского Сильвестр, а другие (М. Приселков, Н. Розов, П. Толочко) утверждали, что авторами этого свода были сразу несколько печерских монахов-летописцев, в том числе Никон Великий, Нестор и Иоанн.

    В годы правления киевского князя Святополка в 1093―1095 гг. был создан новый летописный свод, который и стал непосредственной основой самой «Повести временных лет». По мнению многих ученых (А. Шахматов, М. Приселков, Д. Лихачев, П. Толочко), первая редакция этой «Повести» была создана в 1113 г. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором, который помимо прежних летописных сводов 1050 г. и 1070/1072 г. использовал «Хронику» Георгия Амартола, «Хронику» Иоанна Малалы, «Житие Василия Нового» и другие летописные и внелетописные источники. Еще в 1970-х гг. ряд советских историков (А. Кузьмин) заявил, что Никон не только не имел никакого отношения к созданию ПВЛ, но даже не был знаком с этим летописным сводом, а реальным автором первой редакции ПВЛ был будущий настоятель Выдубицкого Михайловского монастыря Сильвестр, который продолжил летописные традиции Десятинной церкви, а не Киево-Печерского монастыря.

    По мнению тех же ученых (А. Шахматов, М. Приселков, А. Орлов, Д. Лихачев), вторая редакция ПВЛ была создана в 1116 г. игуменом Сильвестром, который был близок к новому киевскому князю Владимиру Мономаху. Вероятно, именно по просьбе этого князя он переработал первую редакцию ПВЛ, особенно в той ее части, которая освещала события 1090-1110-х гг., и включил в ее состав знаменитое «Поучение Владимира Мономаха». Ряд советских историков (М. Алешковский, П. Толочко) полагал, что Сильвестр не создавал вторую редакцию ПВЛ, а был лишь переписчиком ее первой редакции. В 1118 г. по аналогичной «просьбе» новгородского князя Мстислава Великого была создана третья и последняя редакция ПВЛ, автором которой был либо какой-то безымянный монах новгородских Юрьева или Антоньева монастырей (А. Орлов, Б. Рыбаков, П. Толочко), либо схизматик киевского Андреевского монастыря Василий (Д. Лихачев, М. Алешковский).

    5. Древнерусская литература

    А) Общие замечания

    По мнению многих историков литературного наследия Древней Руси (Н. Гудзий, Д. Лихачев, И. Еремин, В. Кусков, А. Робинсон), возникновение и развитие русской литературы было обусловлено тем, что в процессе становления и развития Древнерусского государства резко возросли ее роль и значение в идеологической цементации древнерусского общества. Многие ученые особо отмечали, что для русской литературы той поры были характерны следующие основные черты.

    1) Она была синтетической литературой, которая впитала в себя все многообразие литературных традиций, стилей и направлений различных народов и древнейших государств. Подавляющее большинство ученых (А. Муравьев, В. Кусков, В. Кожинов) говорит об определяющем влиянии византийского наследия в становлении и развитии древнерусской литературы. Их оппоненты (Д. Лихачев, Р. Скрынников) утверждают, что гораздо большую роль на развитие русской литературы оказала соседняя Болгария, а ее древнеболгарский язык стал литературным языком Древней Руси.

    2) В эпоху Киевской Руси национальная литература находилась в процессе жанрообразования. Если одни авторы (В. Кусков, Н. Прокофьев) утверждали, что Древняя Русь целиком восприняла византийскую жанровую систему, то их оппоненты (И. Еремин, Д. Лихачев) полагали, что на Руси получили распространение только те литературные жанры, которые были непосредственно связаны со всей религиозной догматикой и официальной Церковью, и с теми мировоззренческими жанрами, которые отражали новое (христианское, а не языческое) восприятие окружающего мира. Поэтому на Русь были привнесены лишь те произведения раннехристианской и ранневизантийской литературы, которые отвечали уровню ее исторического развития в тот период.

    3) Говоря о богатой жанровой специфике древнерусской литературы, необходимо сделать ряд существенных замечаний.

    Во-первых, в раннем средневековье литература носила во многом чисто прикладной, утилитарный характер, поэтому многие литературные жанры той поры - летописные своды, хождения, апокрифы и другие сочинения имели, прежде всего, познавательную направленность.

    Во-вторых, для древнерусской литературы был характерен синкретизм, т.е. переплетение различных как чисто литературных, так и фольклорных жанров, в частности былин, заговоров, заклинаний, пословиц, поговорок и т.д. Если говорить по существу, то историки древнерусской литературы, как правило, отдельно выделяют церковные и светские литературные жанры. К церковным жанрам относились «Священные писания», «Гимнография», «Слова» и «Жития святых» (агиография), а к светским - «Княжеские жития», исторические, воинские и дидактические повести, летописные сказания и предания и т.д. Многие ученые (Д. Лихачев, И. Еремин, В. Кусков) отмечают тот факт, что по мере развития литературного творчества происходит постепенная трансформация традиционных церковных жанров, а светские литературные жанры подвергаются значительной беллетризации, в результате чего авторы произведений значительно большее внимание стали придавать психологическим портретам своих литературных персонажей, мотивации их поступков и т.д. Литература Киевской Руси еще не знала ни вымышленных героев, ни вымышленных исторических событий, а героями ее произведений были реальные исторические лица и реальные события прошлого и настоящего.

    В-третьих, многие произведения древнерусской литературы, в том числе сама «Повесть временных лет», «Повесть об ослеплении Василька Теребовльского», «Поучение Владимира Мономаха», «Моление Даниила Заточника», «Похвала Роману Галицкому» и многие другие сочинения светского характера находились вне конкретных жанровых рамок.

    При изучении истории русской литературы эпохи Древней Руси ученые до сих пор спорят по целому рядуключевых проблем:

    1) Какова была специфика художественного метода древнерусской литературы. Одни ученые (И. Еремин, В. Кусков, С. Азбелев, А. Робинсон) утверждают, что для русской литературы той поры был присущ один художественный метод. Профессор С.Н. Азбелев определял его как синкретический, академик И.П. Еремин - как предреалистический, а профессор А.Б. Робинсон - как метод символического историзма. Другие ученые (А. Орлов, Д. Лихачев) выдвинули тезис о многообразии художественных методов в рамках всей древнерусской литературы. Более того, указанные авторы утверждали, что это многообразие было заметно и в творчестве самих авторов, и во многих произведениях различных литературных жанров.

    2) Какова была стилистика древнерусской литературы. На сей счет существует много различных точек зрения. Например, академик П.Н. Сакулин говорил о том, что в Древней Руси существовало два стиля: реалистический, или светский и ирреалистический, или церковный. Большинство ученых (В. Истрин, Д. Лихачев, С. Азбелев, В. Кусков) полагало, что ведущими стилями древнерусской литературы были стиль монументального историзма и народный эпический стиль. Именно поэтому для многих произведений русской литературы той поры характерны многочисленные исторические экскурсы в прошлое разных народов и государств, обсуждение сложных философско-религиозных и нравственных проблем и т.д. Необходимо отметить тот факт, что, восприняв из византийской хронографии теорию линейного времени и библейскую концепцию сотворения мира, многие авторы той поры уделяли большое внимание практической, поведенческой философии и нравственному воспитанию самых светлых и возвышенных чувств у своих современников и потомков.

    3) Каким временем следует датировать рождение древнерусской литературы. Большинство ученых, как правило, датирует становление русской национальной литературы первой половиной XI в., т.е. временем появления первых оригинальных произведений русских авторов. Академик Д.С. Лихачев утверждал, что древнерусская литература возникает с появлением первых литературных произведений, независимо от того, были они оригинальными или переводными. Поэтому он датировал время становления русской литературы концом X в.