Плановая остановка парового котла е 1. Остановка стационарного парового котла на короткое время

Технология остановки, объем и последовательность операций определяются типом котла топливом и видом остановки, используемого.

По конечному тепловому состоянию котла различают два вида остановок - без расхолаживания и с расхолаживанием оборудования.

Остановка без расхолаживания оборудования проводится при выводе котла в горячий резерв и для проведения небольших работ, как правило, извне котла. Остановка с расхолаживанием связан с проведением ремонтных работ повышенной продолжительности, причем полнота охлаждения зависит от вида предполагаемого ремонта.

Запрещается держать в горячем резерве котельный агрегат без отключения его от паропровода. Для поддержания давления в котле разрешается периодическая его пидтопка. При нахождении котла в горячем резерве обслуживающий его дежурный персонал должен постоянно находиться на рабочих местах. При остановке котла необходимо уменьшить подачу топлива и дутья, поддерживая постоянное разрежение в топке, при этом необходимо следить за уровнем воды в барабане, поддерживая нормальный уровень воды по водоуказательных стеклах. Уменьшение подачи газообразного и жидкого топлива осуществляется постепенным снижением давления сначала воздух, а затем газа и мазута перед горелками при поддержании необходимого разрежения на выходе из топки. Достигнув предельных минимальных значений давления топлива поочередно тушат горелки.

Уменьшение подачи твердого топлива до полного ее прекращения ведут путем постепенного разгрузки питателей топлива со скоростью, обеспечивающей заданное охлаждения барабана и других толстостенных деталей. При останове котла подачу топлива прекращают, останавливают питатели сырого угля и мельницы.

После прекращения подачи топлива на котел необходимо закрыть главную паровую задвижку, отключить котел от паровой магистрали и открыть продувку пароперегревателя. В течение определенного времени, в соответствии с производственной инструкцией, проводят вентиляцию топки и газоходов, после чего останавливают вентиляторы, а затем отключают дымосос, закрывают дымовые шиберы и лопатки осевых направляющих аппаратов дымососов и вентиляторов.

Далее необходимо наполнить барабан котла водой до верхней отметки в водомерным стекле и поддерживать такой уровень до спуска воды. Спуск воды из остановленного барабанного котла разрешается после снижения давления в нем до атмосферного. После остановки котла разрешается в его «расхолаживания» открывать люки и лазы. Открытые люки и лазы могут создать местные зоны ускоренного охлаждения, то есть привести к температурным напряжений в экранной системе и в теле барабана.

При остановке котла на длительный ремонт выполняют операции ускоренного расхолаживания с использованием вентиляции топки и газоходов. Пуск дымососов с этой целью для котлов с естественной циркуляцией разрешается не менее чем через 10 часов. для котлов с давлением до 14 МПа. При выводе котлов в ремонт или в резерв консервируют поверхность нагрева, чтобы избежать развития коррозии стоянки.

Остановка котла может быть плановой, кратковременной и аварийной. Плановую (полную) остановку котла производят по графику в определенной последовательности. Прекращается подача топлива, в слоевой топке дожигаются его остатки на решетке, прекращается подача воздуха (останавливается вентилятор), в течение 10 мин вентилируются газоходы; затем останавливаются дымососы и закрывается шибер за котлом. После прекращения горения в топке и выработки пара котел отключают от паровой магистрали и открывают продувку пароперегревателя на 30--50 мин для его охлаждения. Затем очищают топку от остатков топлива, золы и шлака, разгружают золовые бункера. Во время остановки котла непрерывно наблюдают за уровнем воды в котле и его питанием. После отключения котла от паровой магистрали его подпитывают до допустимого верхнего предела. В течение 4--6 ч котел медленно остывает, при этом топочные дверцы и шибер за котлом должны быть закрыты. Через 4--6 ч после остановки проветривают газоходы с помощью естественной тяги и продувки котла. Спустя 8--10 ч после остановки для ускорения охлаждения открывают шибер за котлом и включают дымосос, продувку повторяют. Воду полностью удаляют из котла только после охлаждения ее до 70--80°С. Воду спускают медленно, открывая при этом воздушные краны или предохранительные клапаны. Затем котел отсоединяют от других котлов установкой металлических заглушек между фланцами на паровых, питательных, спускных и продувочных линиях. После этого осматривают топку, котел, вспомогательное оборудование; о всех замеченных неисправностях делают записи в журнале; во время остановки котла эти неисправности устраняют.

Остановка котла на длительный срок

При остановке котла на длительный срок (более 10 сут) принимают меры по защите котла от коррозии, возникающей вследствие действия влаги и кислорода. Для этой цели используют различные способы защиты, выбор которых определяется местными условиями. Наиболее часто применяют следующие: сухой способ, при котором котел освобождают от воды и в нем поддерживают постоянную сухость воздуха с помощью влагопоглотителей (хлористый кальций -- 1 кг/м3 внутреннего объема, известь -- 2 кг/м3 и т. д.); мокрый способ -- весь объем котла заполняют щелочным раствором (при наполнении питательной водой с содержанием в растворе 2 кг/м3 едкого патра, 5 кг/м3 тринатрийфосфата или 10 кг/м3 кальцинированной соды); способ избыточного давления, заключающийся в том, что на остановленном котле постоянно поддерживают давление выше атмосферного (за счет подвода пара от других котлов или периодического разогрева путем сжигания топлива). Таким образом предотвращают доступ воздуха в котел.

Кратковременная остановка котла

Кратковременная остановка котельного агрегата может быть вызвана нарушением его нормальной работы вследствие неисправности оборудования или по другим причинам, которые могут вызвать аварию. Последовательность операций в этих случаях такая же, как и при плановой остановке котла. После отключения котла от паровой магистрали и открытия продувки пароперегревателя ведут наблюдения за манометром, водоуказательным прибором и общим состоянием топки и котла.

Аварийная остановка котлоагрегата

котел аварийный давление манометр

Аварийная остановка котлоагрегата может быть в следующих случаях: при повышении давления пара в котле сверх допустимого (несмотря на уменьшение подачи топлива, дутья и тяги и усиленное питание водой); при утечке воды и переполнении котла водой; выходе из строя обоих предохранительных клапанов; вследствие неисправности манометра и всех водоуказательных приборов; выходе из строя всех питательных насосов и прекращения питания котла водой; наличии существенных повреждений элементов котла (разрыве трубы, появлении трещины, выпучины, течи и т. п.); обнаружении ненормальностей в работе котла (ударов, стуков, шума, вибрации); разрушении кладки, разогрева докрасна каркаса, обшивки котла; при возникновении пожара, угрожающего котлу. При аварийной остановке котел немедленно отключают от главной паровой магистрали, прекращают подачу топлива и воздуха, резко снижают тягу; горящее топливо в слоевых топках немедленно удаляют или осторожно заливают водой.

ОСТАНОВКА КОТЛА

Остановка котла во всех случаях, кроме аварийной остановки, должна производиться только по получении письменного распоряжения администрации.

При остановке котла необходимо:

Поддерживать уровень воды в котле выше среднего рабочего положения;

Прекратить подачу топлива в топку;

Отключить котел от паропроводов после полного прекращения горения в топке и прекращения отбора пара, а при наличии пароперегревателя – открыть продувку.

Если после отключения котла от паропровода давление в котле повышается, следует усилить продувку котла пароперегревателя, разрешается также произвести продувку котла и наполнение его водой.

Произвести расхолаживание котла и спуск воды из него в порядке, установленном администрацией.

При остановке котла, работающего на твердом топливо, следует:

Частично прикрыв шиберы тяги и дутья, дожечь остатки топлива на решетке. Запрещается засыпать горящее топливо свежим или заливать его водой.

Включить вентилятор и прикрыть шибер за котлом;

Очистить топку и бункеры;

Выключить дымосос, закрыть дымовой шибер, топочные и поддувальные дверцы (при механической топке полностью прекратить тягу после охлаждения решетки).

Охлаждение котла вести медленно за счет естественного остывания: дверки, гляделки, лазы держать закрытыми. В случае остановки котла для ремонта через 3-4 часа можно открыть дверки и лазы газоходов и шибер за котлом.

Машинист (кочегар) может уйти от котла лишь при снижении давления в нем до нуля, убедившись, что в течение 0,5 часа давление не поднимается (за счет тепла, аккумулированногообмуровкой).

Запрещается спускать воду из котла без распоряжения лица, ответственного за котельную. Спуск вести медленно и при поднятом предохранительном клапане.

Перед постановкой котла на консервацию сухим способом все внутренние поверхности тщательно очистить от отложений.

Котел надежно отключить от всех трубопроводов заглушками.

Сушку внутренних поверхностей котла проводить пропуском через него горячего воздуха. При этом открыть дренажный вентиль на коллекторе перегретого пара (для удаления оставшейся в нем воды) и предохранительный клапан на барабане (для удаления водяных паров).

После тщательной просушки котла через открытые лазы установить в нижний и верхний барабаны заготовленные противни, заполненные негашеной известью или прокаленным хлористым кальцием (СаСI 2). После установки противней лазы барабанов закрыть крышками. Не допускается попадание химикатовна поверхность котла.

Расход негашеной извести или хлористого кальция при консервации кола приведен в табл. 7

Примечание.

1. Указанное в таблице количество реагентов разместить в обоих барабанах.

2. Введение реагентов имеет своей целью уменьшить ржавление внутреннихповерхностей котла.

При длительной остановке возникает необходимость в замене влагопоглотителя свежим.

Консервацию мокрым способом сопровождать заполнением котла питательной водой с поддержанием в нем избыточного давления.

При выводе работающего котла в резерв отключить его от всех и паропроводов и для удаления шлама продуть через нижние точки. Затем, не допуская снижения давления в котле ниже 0,15 МПа (1,5 кгс/см 2), подсоединить его к деаэратору, заполнить деаэрированной водой и оставить под давлением в деаэраторе.

При выводе котла в резерв после ремонта, перед консервацией, заполнить его деаэрированнойводой до нормального уровня, растопить и при давлении 0,2-0,4 МПа (2-4кгс/см 2) держать открытые воздушники до полного удаления из воды кислорода. После этого котел ставить на консервацию по указанной схеме.

При растопке котла, находящегося в резерве, после небольшого подъема давления продуть пароперегреватель собственным паром для удаления возможных скоплений шлама.

Функциональность системы отопления частного дома зависит от работоспособности отопительного оборудования и корректной подачи газа к нему. В этой статье мы рассмотрим внешние причины остановки газового котла , когда исправный прибор не способен обеспечить необходимую температуру в помещении из-за низкого давления пропана-бутана или его полного отсутствия на входе в котельную.

Такая ситуация может быть вызвана проблемой с запорно-регулирующей арматурой, газопроводной магистралью или газгольдером, и наиболее характерна для холодного времени года. Ниже подробно остановимся на каждом случае.

Неисправность редуктора

Редуктор предназначен для регулировки и поддержания необходимого давления в системе. Затопление и, как следствие, замерзание данного устройства является наиболее распространенной причиной остановки газового котла.

Как правило, заливка редуктора внешними водами происходит в результате неправильного монтажа, когда регулирующая арматура устанавливается ниже поверхности земли. В таком случае атмосферные осадки или грунтовые воды легко попадают внутрь устройства и уже не выводятся оттуда. При наступлении морозов влага внутри замерзает, существенно уменьшая пропускную способность или полностью останавливая работу оборудования.

Правильная установка редуктора — выше уровня земли

Еще одной причиной остановки системы является конденсат, который выпадает внутри редуктора из-за разности температуры в газгольдере и окружающей среде. В этом случае влага постепенно накапливается внутри и при замерзании блокирует подачу газа.

Повреждение газопровода

Механическое повреждение газопровода хоть и является редкостью, однако также не следует сбрасывать со счетов. Особенно если трубопровод монтировался с помощью более дешевого полиэтилена марки ПЭ 80, который предназначен для природного газа. Если же монтаж был сделан по правилам, с использованием трубы для сжиженного газа ПЭ 100, то в этом случае остановка подачи из-за неисправной магистрали маловероятна.

Забутанивание газгольдера

Чтобы разобраться в так называемом забутанивании, нужно изначально понимать, из чего состоит сжиженный углеводородный газ, используемый для газификации частных объектов. Собственно, главных компонентов всего два – пропан и бутан. При этом основным веществом считается пропан как более легкий газ. В зимний период его содержание в смеси не должно быть меньше 75%. Это связано с тем, что бутан уже при температуре -1 °C не переходит из жидкого в газообразное состояние, тогда как пропан продолжает работать даже при -40 °C.

Если газгольдер располагается недостаточно глубоко, в результате чего внутренняя температура сосуда является отрицательной, происходит испарение только одного компонента – пропана, а жидкий бутан остается внутри емкости. В данном случае приходится либо откачивать скопившийся в резервуаре бутан, либо ждать повышения температуры, чтобы он начал самостоятельно испаряться.

Замерзание газгольдера из-за неглубокого залегания приводит к остановке газового котла

А вот так выглядит замерзшая верхняя часть газгольдера:

Замерзший газгольдер

Как устранить причины остановки газового котла

Для предупреждения ситуаций, описанных выше, во время монтажа и последующей эксплуатации оборудования необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Устанавливать редуктор выше поверхности земли с целью предотвращения его затопления.
  2. Использовать резервный редуктор, который позволит произвести ремонт неисправного устройства без прерывания подачи газа. При этом основной редуктор нужно перенести в теплое помещение примерно на час, затем встряхнуть и слить конденсат.
  3. Располагать газопроводную магистраль ниже уровня промерзания грунта, применяя для ее монтажа трубы ПЭ 100.
  4. Использовать газгольдер с высокой горловиной, которая позволит погрузить его в землю на достаточную глубину.
  5. Сотрудничать только с надежными поставщиками газовой продукции, которые в зимний период предоставляют смесь с высоким содержанием пропана. К примеру, на сайте вы можете найти пример подходящей продукции с суммой пропана и пропилена не менее 80,27%, что соответствует ГОСТ Р 22985-2003.

Почему не стоит экономить на оборудовании и монтаже

В качестве итога можно сказать, что основными причинами остановки котла, работающего на пропан-бутановой смеси, являются ошибки, допущенные при монтаже системы, а точнее, желание сэкономить на данной услуге. Обратившись в недобросовестную организацию, которая предложит установить дешевый газгольдер, можно остаться без отопления в самый неподходящий момент. Затопление регулирующей арматуры, повреждение магистрали, забутанивание емкости – это все следствие непрофессионализма во время монтажных работ. Подобные ситуации – самое лучшее доказательство того, что на качестве лучше не экономить.

Больше информации в соответствующем разделе нашего блога.

1). Порядок розжига горелок водогрейного котла аналогичен розжигу парового котла.

2). Разогрев котла ведется с мерами предосторожности, исключающими повреждения из-за тепловых расширений (подробно изложены в разделе «Пуск парового котла»).

В процессе разогрева водогрейного котла отсутствует необходимость выполнения регламентных работ, подобных работам на паровом котле. Наблюдение за котлом заключается, главным образом, в контроле состояния его элементов путем осмотра.

На современных водогрейных котлах, как правило, отсутствуют предохранительные клапана, если котел оснащен определенным набором технологических защит. По этой причине отпадает необходимость настройки и проверки предохранительных клапанов, но не следует забывать о необходимости проверки исправности приборов безопасности и технологических защит котла.

3). Необходимо провести работу по быстрейшему прохождению «точки росы», задействовав узел рециркуляции согласно производственной инструкции.

4). Пуск считается законченным, когда температура сетевой воды на выходе из котла и на входе в котел достигла значений, соответствующих температурному графику тепловой сети. Об этом делается запись в сменном журнале котельной.

Часть II . Остановка работы котлов.

1. Основание для остановки.

Прекращение работы парового или водогрейного котла может производиться по разным причинам и основаниям. Их можно разделить на две большие группы:

· Плановая остановка котла.

· Аварийная остановка котла.

Причины и цели плановых остановок бывают очень разные: отсутствие потребительской нагрузки, проведение на котле работ по его ремонту и техническому освидетельствованию, перераспределение нагрузок между параллельно работающими котлами для более экономичной работы и т.д. Соответственно, и конечное состояние котла, и объем работ, выполняемых при остановке, будут разными.

Решение о плановой остановке котла должно приниматься лицом, которое назначено ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию котлов на предприятии. Решение должно оформляться в виде письменного распоряжения в сменном журнале котельной. Возможны другие варианты письменного оформления решения об остановке котла (смотри раздел «Основание для пуска» в части I).

В распоряжении следует указывать цель остановки, порядок остановки, скорость расхолаживания котла, конечное состояние котла и другие необходимые требования.

Когда речь идет об аварийной остановке котла, существует другой порядок принятия и оформления решения. Об этом подробно будет сказано далее в соответствующем разделе.

2. Плановая остановка парового котла.

Большего внимания и выполнения большего объема работ требует остановка парового котла. Виды плановой остановки парового котла:

1. Остановка с полным расхолаживанием котла и выпуском воды.

2. Длительная остановка с консервацией котла.

3. Остановка котла в холодный резерв.

4. Остановка котла в горячий резерв.

Подробный порядок выполнения каждого вида остановки конкретного котла должен указываться в местной технологической (производственной) инструкции. Здесь будут изложены общие особенности каждого вида остановки и рекомендации по выполнению этой работы.

2.1. Остановка с полным расхолаживанием котла и выпуском воды.

Цель остановки – проведение на котле работ с допуском людей внутрь котла: ремонт, техническое освидетельствование и т.д.

1. Поверхности нагрева котла очищаются от наружных отложений имеющимися на котле устройствами.

Отложения очень замедляют охлаждение котла.

2. Постепенно уменьшается мощность горелок до минимальной величины, затем горелки полностью выключаются путем перекрытия подачи топлива.

Газ на каждую горелку должен быть перекрыт не менее, чем двумя запорными устройствами (рабочим и контрольным) с открытием свечи безопасности между ними. Газопровод к котлу тоже следует отключить главным запорным органом перед котлом и освободить его от газа, открыв продувочные линии.