Семейный экологический проект "аптека у нас дома". Проект «Живая аптека»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18

БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА»

Краевой конкурс

«Семейные экологические проекты»

Проектная работа:

«Живая аптека»

Черномаз Андрей Андреевич

учащийся 2 класса МБОУ СОШ №18

Родители : Черномаз Елена Анатольевна

Черномаз Андрей Иванович

Руководитель работы :

Леньшина Татьяна Владимировна

учитель начальных классов МБОУ СОШ №18

тел.: 8-918-038-53-67

с.Кулешовка Белоглинский район

Краснодарский край

2014 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Аннотация …………………………..……………………………………3

2.План исследований..………………………………………......................5

3.Научная статья…………………………..……………………………......6

4.Заключение……………………………….………………………………19

5.Список использованной литературы…………………………………..20

Живая аптека.

Черномаз Андрей Андреевич

Аннотация.

Вокруг нас: в доме, во дворе, в парках, очень много разнообразных растений. Все они очень красивые и замечательные. Большинство зеленых друзей украшают нашу жизнь, очищают воздух. Но оказывается, что есть такие растения, которые могут заменить всю аптеку в доме. Они обладают удивительными целебными свойствами.

Работа на избранную тему является актуальной в связи с тем, что в нашей местности произрастают лечебные травы. Раньше наши бабушки и дедушки только и спасались ими, а сейчас многие люди не знают пользы этих растений и, не замечая, уничтожают их.

Цель данной работы:

    изучить свойства растений,

    уточнить какие лекарственные растения произрастают в нашем дворе и доме и выяснить: могут ли растения заменить лекарства, облегчить состояние человека во время болезни.

В рамках достижения данной цели мной были поставлены следующие задачи:

    Изучить научную литературу по теме моего проекта.

    Провести исследование и выяснить, в каких случаях приносят пользу лекарственные растения человеку.

    На основе исследования сделать соответствующие выводы.

В ходе решения вышеуказанных задач, были использованы следующие методы исследования:

Опрос и наблюдение;

Анкетирование учащихся;

Анализ книг по данной тематике;

Выводы: оказывается, что вокруг нас очень много растений, которые обладают лечебными свойствами, зная о них человек может облегчить симптомы заболеваний или излечить себя.

Практическая направленность: знания о правильном применении лекарственных растений могут быть использованы при первых признаках заболеваний или когда нет под рукой лекарственных средств.

Живая аптека.

Черномаз Андрей Андреевич

План исследований.

Гипотеза: Благодаря некоторым растениям человек во время болезни может обойтись без лекарственных препаратов.

У нас в доме и во дворе очень много разных растений. Но не все растения цветущие красивые. Мама объяснила мне, что растений плохих не бывает. Многие из них не только радуют наш глаз, но и могут вылечить человека. Я был очень удивлён и решил исследовать, как растения могут повлиять на здоровье человека.

Основные этапы работы :

    Подготовительный (Подборка и изучение материала по данной теме, выявление факторов, которые могут влиять на здоровье человека. Подборка вопросов для анкетирования).

    Анкетирование (Анкетирование учащихся школы по разработанным анкетам).

    Обработка анкет и анализ полученных результатов (Работа включает в себя выбор программного обеспечения для обработки анкет. Обработка данных и анализирование этих результатов).

    Разработка рекомендаций по правилам использования лекарственных растений (На этом этапе на основании выводов исследования и изученной литературы разрабатываю свои рекомендации по применению лекарственных растений).

Методика исследования:

    Анализ литературы по теме исследования.

    Анкетирование, обработка данных, построение диаграмм.

Живая аптека.

Черномаз Андрей Андреевич

Научная статья.

Введение.

С глубокой древности и до наших дней комнатные растения пользуются неизменной любовью у всех народов. Ни мебель, ни картины так не украшают комнату, как комнатные растения. Без них пусто и холодно даже в самой богато обставленной квартире. Их красота и польза делают жизнь человека совершеннее и полнее.

Наш дом не является исключением. У нас много комнатных растений, за которыми бережно ухаживают моя мама и сестра Даша.

Мама объяснила мне, что многие из растений не только радуют наш глаз, но и могут вылечить человека. Я был очень удивлён и решил исследовать, как растения могут повлиять на здоровье человека.

Моё исследование началось с посещения библиотеки. Просмотрев книги о лекарственных растениях, я увидел такие, которые есть у нас дома.

Я решил узнать побольше о растении, которое цветёт на подоконнике в моей комнате – это герань.

Герань, или журавельник, всего известно более 400 видов трав и полукустарников. Листья мягковолосистые на длинных черешках с 3-5 листочками.

Цветки правильные, крупные и красивые, из 5-листой распростёртой чашечки и 5 одинаковых почти круглых лепестков, окраска их белая, пурпуровая, синяя и фиолетовая разных оттенков.


    Каково же было моё удивление, когда через три дня я был здоров!

    При отитах, как у детей, так и взрослых возьмите листочек герани, хорошенько его разомните, сверните в трубочку и вложите аккуратно в ухо.

    При обострении остеохондроза - нужно листья этого растения измельчить, приложить к больному месту, сверху накрыть чистой тряпочкой, наложить кусочек полиэтилена и зафиксировать лейкопластырем. Компресс лучше накладывать на ночь, утром смыть теплой водой.

    Моя мама страдает от повышенного давления. Мы узнали, что для нормализации давления достаточно положить листочек герани к пульсу на левой руке и зафиксировать его минут на 30.

  • Это реально действует!

    Также герань эффективна и при зубной боли–листочек кладем на больной зуб и держим, пока боль не пройдет.

Алоэ

В комнате моей сестры я заметил необычный цветок, и подробно расспросив у мамы, что это за растение, я узнал, что это алоэ.

Алоэ- растение с коротким стеблем, обычно не заметным под мощной листовой розеткой, и более широкими и мясистыми, пёстрыми, зарубленными по краям крупными колючками листьями.

Края листьев алоэ могут быть гладкими или зубчатыми, усаженными по краю острыми шипами или мягкими ресничками. Мякоть листа разделена на характерные ячейки, сохраняющие запасы влаги во время засухи.

Растения родом из Африки широко распространены на территории ЮАР, горах тропической Африки, на Мадагаскаре и Аравийском полуострове.

О лечебных свойствах этого растения я узнал из интернета. Оказывается, сок обладает лечебными свойствами:

При болезнях полости рта и десен полезно полоскать рот раствором сока алоэ.

При конъюнктивите назначают промывать глаза настоем из мякоти алоэ: на стакан берут мякоть алоэ величиной с ноготь и заливают очень горячей водой.

При насморке – закапывать по 5-6 капель свежего сока алоэ в каждую ноздрю. Достаточно 2-3 процедур в течение дня.

* При кожных заболеваниях – гнойных ранах, экземе, лишае, ожогах, порезах рекомендуются компрессы с соком алоэ. Можно также накладывать на раны свежие листья, разрезанные вдоль. В китайской медицине при хронических кожных заболеваниях рекомендуют пить свежий сок алоэ.

В косметологии сок алоэ используют для предотвращения преждевременного старения кожи, для устранения воспалений на коже и при угрях. Косметическая промышленность выпускает великое множество средств на основе сока алоэ. Повторить некоторые рецепты можно и в домашних условиях.

Каланхоэ


Оказывается, сок каланхоэ и лекарства, приготовленные из данного растения, имеют ранозаживляющие свойства. Поэтому при раневых поверхностях, ожогах, фурункулах и других повреждениях кожи можно их использовать.

Настойки и сок, изготовленные из каланхоэ помогают снять воспалительные заболевания ротовой полости. Их же используют для лечения простудных заболеваний. Широко известно применение каланхоэ от насморка.

Сок каланхоэ можно применять в свежеприготовленном виде, а также в консервированном, он не теряет свои свойства, зато всегда будет под рукой. Для приготовления сока каланхоэ вам понадобятся стебли и листья этого растения. Их срезают и кладут в холодильник на 3-7 дней.

Затем необходимо сырье измельчить и передавить с помощью деревянной скалки или ложки. Чтобы отжать сок воспользуйтесь стерильной марлей, сложенной в несколько слоев. Поученный сок необходимо поместить в холодильник на пару дней. Это делают для того, чтобы выпал осадок.

Сок каланхоэ капают в носовые проходы по 12 капель 1-2 раза в день. Именно так применяют каланхоэ от насморка.

Спиртовая настойка каланхоэ тоже применяется для лечения многих заболеваний. Приготовить ее несложно. Для этого необходимо взять две столовые ложки измельченной зелени каланхоэ и залить их 200 мл водки. Затем бутылка или банка с будущей настойкой плотно закрывается и убирается в темное место (например, в шкаф) на 10 дней.

Лечебными свойствами обладают и так называемые «детки» каланхоэ. Чтобы забыть об анемии и авитаминозе необходимо употреблять по чайной ложке «деток» в сутки. Их добавляют в салаты или едят отдельно.

Чтобы получить от каланхоэ лечебные свойства совсем не обязательно готовить из него сока, мазь или настойку. Замечено, что достаточно присутствия этого растения в доме, чтобы его энергетика благотворно влияла на вас и ваших домочадцев. Каланхоэ можно ставить в любой комнате. В детской и кабинете, оно будет настраивать на рабочий лад, а в спальне – оберегать вас от кошмарных снов.

Я посетил аптеку с. Кулешовка и узнал, что там продают не только таблетки, но и лекарственные травы, которые растут даже в нашей местности: подорожник, одуванчик, шиповник, пастушья сумка и др.



Чтобы выяснить многие ли знают о лекарственных растениях и их свойствах, лечатся травами, я провел анкетирование среди своих одноклассников – учеников 2 класса. Опрошено 16 человек.

Опрос.

    Дома

    В центре села

    На улицах села

    В школе

    Нет, не встречали

2. Есть ли у вас дома лекарственные растения?

    Да, есть.

    Нет.

    Не знаю

3. Каких лекарственных растений у вас дома больше: комнатных или уличных?

    Больше комнатных

    Больше уличных

4. Пользуетесь ли вы лечебными свойствами растений?

    Да, пользуемся.

    Нет, не пользуемся

    Иногда

    Часто

Благодарю за помощь!

Результаты опроса.

На вопрос: « Видели ли Вы на улицах нашего села лекарственные растения? », были получены такие ответы:

Дома– 6

В центре села– 2

На улицах села– 7

В школе - 1

На вопрос: « Есть ли у вас дома лекарственные растения?», были получены такие ответы:

Да, есть– 10

Нет, нет– 3

Не знаю - 3

На вопрос: « Каких лекарственных растений у вас дома больше: комнатных или уличных? », были получены такие ответы:

Больше комнатных– 7

Больше уличных - 9

На вопрос: « Пользуетесь ли вы лечебными свойствами растений? » были получены такие ответы:

Да, пользуемся– 6

Нет, не пользуемся– 3

Иногда– 2

Часто– 5

После анкетирования я предложил ребятам кроссворд о лекарственных растениях.

Разминка-кроссворд

1.На окошке растёт куст,

Листья его сочны.

Горьковатый он на вкус,

Но лечебный очень. (Алоэ )

2. Приятный запах в домике.
Сказать откуда? Глянь -
В горшке на подоконнике
Душистая... (Герань ).

3.Стоит цветок пушистый.
Дунул ветер быстрый -
Летят парашютисты.

( Одуванчик)

4. Семена, как коготки,
Жёлто-красные цветки.
От горла помогают,
Кто же их не знает. (Календула)

Кроссворд - разминка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 6 Г.ТЕМРЮКА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН

СЕМЕЙНЫЙ ПРОЕКТ
«ЖИВАЯ АПТЕКА»

Руководитель проекта
Воспитатель
Киргизова Ирина Владимировна

Г.Темрюк
2016 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Справка о деятельности коллектива……………… ……………………………………… 2
Актуальность проблемы… …………………………………………………………………..3
Цель, задачи проекта….………………………………………………………………………3
Объект исследования……………… ……………………………………………..……….....4
Методы исследования……………… ……………………………………………………… .8
Результаты исследования…………….…………………………………………………….....8
Программа действий……………. …………………………………………………………. ..9
Выводы……………..………………….…………………………………………………….. ..9
Список используемой литературы…………………………………………………………. .10
Приложения……………………………………………………………………………………11

СПРАВКА О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОЛЛЕКТИВА

Коллектив начал работу 02.03.2016года.
Состав:
1.Старший воспитатель Людмила Анатольевна Литвиненко, разработка проекта.
2.Воспитатель Ирина Владимировна Киргизова, руководитель проекта, взаимосвязь с семьёй.
3.Семья Мухины:
Мама – Мухина Лариса Николаевна, учитель химии.
Папа – Мухин Дмитрий Витальевич, инженер ПТО.
Дочь – Мухина, ученица 7 класса.
Дочь Елизавета, дошкольник, 5 лет.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ:

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

Формирование семейной экологической культуры и активной жизненной позиции у взрослых и детей по отношению к окружающему миру;
- формирование навыков исследовательской деятельности воспитанников;
- привлечение семейных коллективов к решению бытовых экологических проблем и развитие чувства причастности к решению более серьезных экологических проблем;
расширить представления детей о лекарственных растениях, их
свойствах и пользе, о правилах сбора, хранении и применении;
развивать познавательную активность в процессе формирования у детей представлений о лекарственных растениях;
развивать экологическое мышление в процессе исследовательской,
творческой деятельности детей;
продолжить создавать условия для сотрудничества детей и родителей, их эмоционального и психологического сближения;
повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и к экологии в целом;
воспитывать бережное отношение к родной природе, к своему здоровью.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Есть растение такое,
Оно вовсе не простое.
Если что-то заболит –
Оно сразу исцелит.
Научное название: Aloe barbadensis.
Комнатные разновидности

Алоэ Вера (Аloe vera, барбадосское, индийское, Ланца) – куст с короткими стеблями и мясистыми дымчато-зелёными листьями ланцетной формы, которые собраны в розетки небольшого размера. На листовой пластинке с белыми пятнышками могут располагаться по краю шипы розоватого цвета. В период цветения на длинном цветоносе вырастают кистевидные соцветия с цветками желтоватого цвета.
Алоэ древовидное (Аloe arborescens, столетник) – быстро разрастающийся куст с хорошо выраженными стеблями и розеточными листьями мечевидной формы серовато-зеленого цвета. Цветки желтого, красного или розового цвета расположены на длинном цветоносе и собраны в кистевидные соцветия. В домашних условиях этот вид цветет очень редко и поэтому назван Столетником, так как есть поверье, что цветет он один раз в сто лет.
Алоэ пёстрое (Аloe variegate, тигровое, точечное, аусана) – невысокое растение (до 30 см в высоту) с тёмно-зелёными листьями. Листья растут из прикорневых розеток спирально и украшены полосками и точками белого цвета. В период цветения на длинных цветоносах появляются цветки желтого или розового цвета, которые собраны в кистевые соцветия. Алоэ пёстрое ценится прежде всего за декоративные качества и часто используется фитодизайнерами для украшения домашнего интерьера.

Алоэ - это, в первую очередь, домашний лекарь.
В соке этого растения были выявлены вещества группы витаминов А, В, С, Е, а также многочисленные антрахиноновые гликозиды, клетчатка и многие другие полезные питательные элементы.
Такое богатство полезных свойств явно дает понять, что алоэ оказывает влияние на абсолютно любую область заболевания.
Своими качественными характеристиками алоэ способно вылечивать заболевания кожного покрова, диабет, диарею, любые виды простудных заболеваний, способствует повышению аппетита и многое другое.
Алое вера: свойства лечебных рецептов
Любой порез или ссадину можно быстро залечить, обработав соком алоэ поврежденное место. Для этого нужно разрезать лист цветка вдоль и мякотью приложить к ране. Результат не заставит долго ждать: быстро пройдет боль и рана затянется.
При угрях, высыпаниях и воспалениях, а также при проявлениях повышенной жирности кожи, можно протирать кожу соком алоэ на ночь раз в 2 недели.
Мозоли также можно легко убрать, прикладывая мякоть листа алоэ. Каждые 5 часов необходимо менять лист на новый. Спустя 2-3 дня нужно распарить место мозоли и с легкостью удалить её.
Простуду можно вылечить таким составом: 300 г алоэ, 3 ст. ложки меда, 3 ст. ложки спирта. Листья алоэ измельчить, добавить мед и спирт, перемешать. Принимать по 1 ч. ложке 3 раза в день.
При любых заболеваниях двенадцатиперстной кишки или язве необходимо употреблять по 1 ч. ложке алоэ за полчаса до еды.
Листья этого цветка способны быстро снять головную боль. Для этого нужно всего лишь разрезать листья и мякоть приложить к вискам, лечь и попытаться расслабиться.
Напиток из алоэ вера и его лечебные свойства
Для профилактики любых форм заболеваний существует проверенный и старый рецепт напитка, приготовленного на основе сока алоэ вера.
Рецепт приготовления такого напитка очень прост. Необходимо приготовить самые зрелые нижние листья растения. Определить состояние готовности для использования листьев можно по их сохнущему кончику.
Далее нужно поместить листья на 8-12 дней в холодное место (температура должна быть около -6 градусов). Затем листья необходимо измельчить и профильтровать через марлю.
Полученный сок нужно прокипятить 3 минуты и употреблять в качестве профилактики от 50 до 200 мл по три раза в течение дня. Такой сок поможет нормализовать пищеварение, кровообращение, вылечит язву желудка, анемию и другие формы заболеваний.
Лечебные свойства геля из алое вера
Гель из листьев алоэ поможет избавиться от кожных заболеваний (угревой сыпи, пигментных пятен, раздражений). Для его приготовления понадобятся:
свежие листья алоэ;
500 мл. витамина С в порошке (на четверть количества полученного геля);
400 мл. витамина Е (на четверть количества полученного геля).
Листья алоэ очисть от кожицы, измельчить мякоть и добавить в неё витамины В и С. Поместить в сухую и чистую емкость. Хранить в темном прохладном месте.
В полученный гель можно добавлять различные эфирные масла, в зависимости от типа кожи. Так,при жирной коже можно использовать масла чайного дерева, грейпфрута, лимона. При сухой коже лучше добавлять масла миндаля, ромашки, сандала. При проблемной коже – герани или петрушки.
Все эфирные масла добавлять не более 3 капель.
Для внутренней профилактики заболеваний можно тоже сделать гель из алоэ. Для этого понадобятся сок цветка и мед, взятые в равных частях.
Такой состав нужно поместить в прохладное место и настоять 3 часа. Употреблять перед едой по 1 ч. ложке три раза в день. Такое средство хорошо помогает излечиться от заболеваний желудка и приводит в норму стул.
Уникальные лечебные свойства уколов алоэ
Невероятно мощное воздействие оказывают инъекции с содержанием алоэ. Благодаря уколам алоэ появилась возможность лечения таких тяжелых и вялотекущих заболеваний как: хронические заболевания глаз, кишечника, астмы и прочие.
Иногда уколы могут назначаться при различных кожных недугах: фурункулезе, трофических язвах, лучевых поражениях, ожогах, воспалительных процессах.
Инъекции с алоэ помогают вылечить заболевания женских половых органов и простаты у мужчин. Такие уколы способны помочь даже тем, кто страдает снижением слуха и туберкулезом.
Обычно назначают по 1 мл инъекций каждый день для взрослого, а для детей - до 0,5 мл. В случае необходимости курс лечения может быть продолжен, либо прерываться с повтором через 2-3 месяца.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Беседа «Алоэ – домашний лекарь».
2. Занятие «Лекарственные растения».
3. Экскурсия в методический кабинет. Цель: знакомство с комнатными растениями.
4. Труд в группе – посадка цветов, уход за ними.
5. Загадывание загадок, ребусов.
6. Заучивание и чтение стихотворений.
7. Чтение художественной, познавательной литературы.
8. Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением лекарственных растений.
9. Рассказы детей о цветах, которые растут дома; как они с родителями заботятся о цветах.
10. Исследовательская деятельность: если к царапине прикладывать кусочек листа алоэ, она быстро заживёт.
11. Наблюдение: если поставить отростки растения в воду они дадут корень.
12. Художественно-творческая деятельность:
а) активное участие в мероприятиях, связанных с темой «Лекарственные растения»;
в) рисование цветов красками, карандашами, мелками, используя разные приемы;
г) выставка в детском саду: «Использование цветов в парфюмерии».
13. Картотека дидактических игр:
«Цветок – твой талисман»;
«Угадай цветок по описанию»;
«Угадай цветок по загадке, по иллюстрации»;
«Собери цветок из геометрических фигур»;
«Укрась цветами ковер».

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.В результате подготовки проекта собран дополнительный материал на тему: «Лекарственные растения».
2.Оформлен альбом фотографий: «Разновидности алоэ».
3.Оформлен альбом фотографий «Где применяется сок алоэ?»
4.Разработаны конспекты НОД.
5.Пополнена предметами сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская».
6.Офорлена консультация «Наш домашний лекарь».

ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
Наглядная агитация: разместить в уголке «Для вас, родители» консультацию о применении лекарственных растений в домашних условиях.
Памятки;
Мини-буклеты «Что знаю сам - расскажу другим»;
Творческая мастерская.
Приглашение на занятия, развлечения
Конкурс сказки. Провести среди родителей конкурс на лучшую сказку «Сказочное превращение Алоэ».
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОРГАНИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Занятия по ознакомлению с окружающим, по экологии. Составление конспектов НОД.
Цель занятия - развивать познавательную активность детей в процессе
формирования представления о лекарственных растениях – о правилах их сбора,
хранения и применения.
Наблюдения.
Оформление сюжетно ролевой игры «Парикмахерская».
Труд.

ВЫВОДЫ
В результате проведения исследования расширились представления детей и родителей о целебных свойствах лекарственного растения алоэ.
Изменилось эмоциональное отношение к природе, к комнатным растениям, которые окружают ребенка. Комнатные растения являются не только украшением дома, групповой комнаты, но и целителями.
Родители готовы участвовать в практических делах по улучшению природной среды (посадка, уход за цветами).
Сформировались навыки культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы
2. Смирнова В.А. «Тропинка в природу».
3. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Растения. (Автор-составитель
Багрова Л.А.) – М., 1997
4. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Экология (Автор-составитель
Чижевский А.Е.) – М., 1997.
5. Горбатенко О.Ф. «Система экологического воспитания дошкольников».
6. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду.
Подготовительная группа. М.: «Карапуз-дидактика», 2007.
7.Детская энциклопедия «Экология от А до Я». Познавательный журнал
для девочек и мальчиков. – 1997 год.
8. Никиточкина Т.Д. «Лекарственные растения» (набор открыток).
9. Синадский Ю.В. «Целебные травы».

Муниципальное образование Сысертский городской округ
Управление образования Администрации Сысертского Городского округа
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №14 «Юбилейный»

Семейный экологический проект

Исполнитель: Горнова
Татьяна Борисовна,
воспитатель МАДОУ №14

Сысерть, 2014

Команда "Апельсин"Девиз: Мы как дольки апельсина Мы дружны и неделимы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Актуальность.
В настоящее время проблемы здоровья стали особенно актуальны в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья дошкольников и детей школьного возраста. Забота о здоровье ребёнка и взрослого человека стала занимать во всём мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей. Туризм как средство оздоровления характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребенку – дошкольнику при отсутствии у него серьезных патологий. Туристические прогулки имеют ни с чем несравнимый оздоровительный эффект. Доказано, что продолжительное выполнение умеренной нагрузки в виде циклических упражнений способствует совершенствованию такого ценного в оздоровительном плане физического качества, как выносливость, терпимость, сила воли, ответственность. Именно эти качества в сочетании с занятиями туристской деятельности обеспечивают формирование механизмов эффективной защиты ребенка от заболеваний. Для нашей семьи, туризм является прекрасным средством активного отдыха. Он способствует укреплению, сплочению внутрисемейных отношений. Позволяет интересно и содержательно организовывать свой досуг. Повышает мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни. Так же дети получают знания о безопасном поведении в окружающей среде.

Подходы к реализации проекта:
Цель:
1. Расширять и закреплять знания детей о природе как целостной взаимосвязанной системе.
2. Формировать эколого-туристские знания и умения.
3. Совершенствовать навыки безопасного поведения в природе.
4. Развивать поисково-исследовательскую деятельность.

Задачи проекта:
1. Удовлетворение природной потребности детей в движении.
2. Формирование разумного отношения к своему здоровью.
3. Закрепить знания о видах туризма и туристском природопользовании.
4. Научить работать с компасом, ориентироваться по карте.
5. Связать подготовку по туртехнике и турнавыкам с программными требованиями о физической подготовке.

Ожидаемые результаты

Знакомы с правилами соблюдения безопасности в туристическом походе, во время разведения костра.
Сформированы такие качества, как самостоятельность, организованность, отзывчивость, доброжелательность, выносливость и ловкость.
Знают, что туристические походы и экскурсии закаливают организм человека, он реже болеет, становится сильнее, выносливее и более организованным.
Знают представителей растений лесной зоны своей местности, о том какие растения могут предсказывать погоду.
Знают ядовитые растения, которые могут принести вред здоровью.
Знают лекарственные растения, которые могут помочь туристам в пути, если случится травма.
Знают представителей животного мира родного края и правила безопасного поведения при встрече с животными, умение по следам определять животных.
Знают о профилактике заболеваний при травматизме и отравлениях.
Знают как можно оказать первую медицинскую помощь.
Умение распределять туристические обязанности.
Умение собирать рюкзак, класть в него, только то, что понадобится в походе.
Умение подбирать правильно обувь, одеваться в соответствии с погодными условиями.
Умение организовывать привал и соблюдать чистоту на привале.
Умение правильно вести себя при передвижении по городу, деревне, в лесу, у реки, при подъёмах и спусках на склонах.
Сформированы умения необходимые туристам в туристическом походе.
Умение читать карту своей местности.

13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515

Секреты рецептов
здоровья я вам
раскрываю с любовьюFђЗаголовок 215

Краевой конкурс "Семейные экологические проекты"

Номинация "Живая аптека"

Тема "Зелёные лекари"

Участники проекта:

Процко Анастасия Алексеевна, 6 лет, логопедическая группа N° 2 "Ромашка" МАДОУ N° 1 "Сказка".

Мама - Процко Ирина Николаевна.

Руководитель работы: Кузнецова Ольга Борисовна - воспитатель МАДОУ N° 1

г. Приморско – Ахтарск.

1. Актуальность темы.

2. Задачи.

3. Ожидаемый результат.

4. Объект исследования.

5. Методы исследования.

6. Длительность

7. Модель организации деятельности ребёнка и родителей

8. Результаты.

9. Приложения:

1. Стихи, загадки.

2. Этапы работы и наблюдений за растениями.

3. Альбом "Живая аптека"

4. Альбом "Аптека на подоконнике"

5. Консультации для родителей.

6. Художественное творчество ребёнка.

Актуальность темы.

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование экологической культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. И первые основы экологической культуры должны быть заложены в детстве. Уже с дошкольного возраста необходимо формировать у детей представления о лекарственных растениях родного края, которыми так богата природа нашего Краснодарского края.

Здесь можно встретить такие растения как тысячелистник, цикорий, зверобой, одуванчик и другие травы. Многие растения занесены в Красную книгу. Но всё меньше остаётся нетронутых уголков природы, нераспаханных земель. Как же приучить детей беречь и охранять природу, рационально использовать её богатства.

Наблюдая и рассматривая растения в саду, огороде, парке мы с мамой узнали, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах, условиях правильного сбора. Поэтому мы решили включиться в экологический проект, который так и назвали "Зелёные лекари".

Мотив выбора темы исследования, значимость исследования для окружающих заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в том, что доступно для наблюдения и изучения, не требует особых усилий и затрат. Лекарственные травы, которые есть в лесах, на полях нашего Приморско – Ахтарского района, в каждом доме (в саду, огороде), известны и знакомы, непознанные и таинственные!

Задачи:

Данный проект рассчитан для детей старшего дошкольного возраста и нацелен на решение следующих задач:

1. Сформировать у детей понятия о лекарственных растениях (как выглядят, где растут, каковы их лечебные свойства).

2. Учить узнавать растения по описанию и внешнему виду, называть их.

3. Закреплять у детей знания о том, что для роста и жизни растениям необходимы: свет, влага, тепло.

4. Сформировать представления о пользе лекарственных растений и их роли в жизни человека.

5. Воспитывать устойчивый интерес, любовь и бережное отношение к растениям.

6. Ввести понятие "Лекарственные растения", познакомить детей с сортовым разнообразием

Ожидаемый результат:

1. Сформированные знания о лекарственных растениях и потребности в их применении при необходимости.

2. Навыки использования этих растений в лечебных целях,

3. Умение обобщать собственный опыт исследовательской работы в творческой деятельности

4. Бережное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека

Объект исследования.

Какие полезные растения растут вокруг нас (комнатные растения, растения в огороде, в поле, на участке в детском саду).

Рост и развитие лука, редиса.

Как влияет употребление лука, чеснока и настоя шиповника в зимний период на организм человека.

Работа над проектом началась с модели трех вопросов:

1. Что мы знаем, что хотим узнать, где это можно узнать?

2. Что мы знаем? ("Щавель люди едят, чтоб быть сильными", "В луке много витаминов". "Мне мама говорила, что лопухом можно остановить кровь".)

3.Что хотели бы узнать ("Какие растения помогают, чтоб глазки хорошо видели", "Зачем мама меня заставляет, есть малину или клюкву когда я болею", "Как зимой можно вырастить лук", "Как можно есть семена шиповника".

Методы исследования.

1.Совместная практическая деятельность ребёнка и взрослого (подготовка почвы для посева, посев редиса, лука)

2. Наблюдение (в повседневной жизни и был организован цикл наблюдений за луком и редисом в разные отрезки времени). Наблюдение было направлено на познание и практическое преобразование (осмотр объектов, заполнение дневников наблюдения)

Вариативная модель организации деятельности ребёнка и родителей.

1. Сбор литературы о лекарственных растениях: стихи, загадки.

2. При подготовке к организации наблюдений выделить объекты для изучения и долгосрочного наблюдения.

3. Опытно-экспериментальная деятельность: "Строение растений" "Размножение, рост, развитие редиса, лука". "Как заварить целебный чай"

4. Работа над альбомом "Живая аптека"

5. Консультации для родителей группы.

6. Работа над альбомом "Живая аптека на подоконнике" .

7. Художественно-творческая деятельность: рисование совместно с ребенком лекарственных растений.

Результаты исследования:

1. Выпущены совместный альбом "Живая аптека".

2. Мы узнали, как растет и развивается редис и лук.

3. Мы сделали вывод, что если употреблять в зимний период лук, чеснок, пить чай с шиповника - мы станем меньше болеть.

4. Познакомили родителей группы "Ромашка" с лекарственными растениями.

По итогам выполнения исследовательской работы мы сделали для себя следующие выводы:

  • в природе нет ничего, что не было бы лекарством;
  • сила трав очень велика.

К траве предъявляются несколько требований:

  • должна вырасти в хорошем месте;
  • должна быть собрана вовремя;
  • должна быть правильно и хорошо высушена.

Обсуждение результатов.

Сравнив полученные результаты и сделав вывод, что растения могут укрепить наше здоровье, полезные растения окружаю нас и в помещении и на улице, мы решили продолжить работу по теме, а как же мы можем помочь растениям (провести ряд исследований по влиянию ухода на жизнь и развитие растений), вырастить лекарственные растения на огороде, обеспечить уход за ними в летний период.

Информационные ресурсы

1.В.К. Лавренов "Полная энциклопедия лекарственных растений"

2.Н.В. Казаринова "Здоровье дарят комнатные растения"

Номинация “Живая аптека”

Участники проекта: дети и родители средней группы

Руководитель работы: Решетникова А.О. – старший воспитатель

Введение.

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование экологической культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. И первые основы экологической культуры должны быть заложены в детстве. Уже с дошкольного возраста необходимо формировать у детей представления о лекарственных растениях родного края, которыми так богата природа нашего Краснодарского края.

Здесь можно встретить такие растения как тысячелистник, цикорий, зверобой, одуванчик и другие травы. Многие растения занесены в Красную книгу. Но всё меньше остаётся нетронутых уголков природы, нераспаханных земель. Как же приучить детей беречь и охранять природу, рационально использовать её богатства.

В 2011-2012 учебном году решили выделить небольшой уголок рядом с огородом для создания «Живой аптеки».

Наблюдая и рассматривая растения в группе, на участке ДОУ, в лесу, мы c ребятами узнали, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах, условиях правильного сбора. Поэтому инициативная группа педагогов детского сада вместе с воспитанниками и их родителями включиться в экологический проект, который так и назвали «Живая аптека».

Мотив выбора темы исследования, значимость исследования для окружающих заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в том, что доступно для наблюдения и изучения, не требует особых усилий и затрат. Лекарственные травы, которые есть в лесах, на полях Кавказского района, в каждом доме (в саду, огороде), известны и знакомы, непознанные и таинственные!

Данный проект рассчитан для детей старшего дошкольного возраста и нацелен на решение следующих задач:

1.Сформировать у детей понятия о лекарственных растениях (как выглядят, где растут, каковы их лечебные свойства).

2.Учить узнавать растения по описанию и внешнему виду, называть их.

3.Закреплять у детей знания о том, что для роста и жизни растениям необходимы: свет, влага, тепло.

4. Сформировать представления о пользе лекарственных растений и их роли в жизни человека.

5. Воспитывать устойчивый интерес, любовь и бережное отношение к растениям.

6. Ввести понятие «Лекарственные растения», познакомить детей с сортовым разнообразием

Ожидаемый результат:

1. Сформированные знания о лекарственных растениях и потребности в их применении при необходимости.

2. Навыки использования этих растений в лечебных целях,

3. Умение обобщать собственный опыт исследовательской работы в творческой деятельности

4. Бережное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека

Участники проекта:

Дети, родители, воспитатель средней группы Кошелева Надежда Евгеньевна старший воспитатель Решетникова Алла Олеговна.

Эта группа детей была выбрана для реализации проекта неслучайно.

Дошкольники в этом возрасте очень любознательны, имеют представления о строении растений, знакомятся с условиями их выращивания, могут принимать участие в посадке, прополке, поливе и сборе лекарственных растений.

Имея навык художественно – творческой деятельности, ребята могут самостоятельно и с помощью родителей разработать эскиз или макет участка, а также оформить рекомендации по использованию лекарственных растений.

Объект исследование.

Какие полезные растения растут вокруг нас (комнатные растения, растения в огороде, в лесу, на участке в детском саду). Рост и развитие лука, календулы. Как влияет употребление лука и чеснока и настой шиповника в зимний период на организм человека.

Работа над проектом началась с модели трех вопросов:

1. Что мы знаем, что хотим узнать, где это можно узнать?

2. Что мы знаем? («Щавель люди едят, чтоб быть сильными», «В луке много витаминов». «Мне мама говорила, что лопухом можно остановить кровь».)

3.Что хотели бы узнать («Какие растения помогают, чтоб глазки хорошо видели», «Зачем мама меня заставляет, есть малину или клюкву когда я болею», «Как зимой можно вырастить лук», «Как можно есть семена шиповника».

Методы исследования.

1. Наблюдение (в повседневной жизни и был организован цикл наблюдений за луком и календулой в разные отрезки времени). Наблюдение было направлено на познание и практическое преобразование (осмотр объектов, заполнение дневников наблюдения)

2. Словесный метод (Чтение книг по нашей тематике)

3. Непосредственно образовательная деятельность4. Совместная практическая деятельность (воспитатель – дети, воспитатель-родители-дети, родитель – дети)

Длительность: в течение года.

Вариативная модель организации деятельности детей и родителей:

1. Сбор литературы о лекарственных растениях: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки (Приложение № 1).

2. При подготовке к организации наблюдений выделить объекты для изучения и долгосрочного наблюдения.

3. Сочинение сказок, загадок, рассказов о лекарственных растениях (Приложение № 2).

4. Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений» «Размножение, рост, развитие календулы, лука». «Как заварить целебный чай»

5. Работа над альбомом «Живая аптека» (Приложение № 3).

6. Консультации для родителей (Приложение № 4).

7. Работа над альбомом «Живая аптека на подоконнике» (Приложение № 5).

8. Художественно-творческая деятельность: рисование совместно с ребенком лекарственных растений. (Приложение № 6).

Результаты исследования:

1. Выпущены совместный альбом «Живая аптека»

2. Мы узнали, как растет и развивается календула и лук

3. Мы сделали вывод, что если употреблять в зимний период лук, чеснок, пить чай с шиповника то мы станем меньше болеть.

Обсуждение результатов.

Дети получили знания по всем интересующим их вопросам.

Сравнив полученные результаты и сделав вывод, что растения могут укрепить наше здоровье, полезные растения окружаю нас и в помещении и на улице мы решили продолжить работу с детьми 2 года обучения по теме, а как же мы можем помочь растениям (провести ряд исследований по влиянию ухода на жизнь и развитие растений) и разработать эскизы участка «Живая аптека» в нашем детском саду, вырастить лекарственные растения на участке, обеспечить уход за ними в летний период.

Приложение 1

Стихи. Лекарственные растения

Я сегодня услыхала
Жаркий спор целебных трав.
Как черника с земляникой
Разбирались, кто же прав:
Кто кого из них полезней,
Кто от всех спасёт болезней,
«Я черники много лучше», –
земляника говорит,-
Хоть расту в лесу дремучем,
Улучшаю аппетит,
Ещё жажду утоляю,
И желудку помогаю,
Мой лекарственный настой
От простуд рецепт простой.
Я давление снижаю,
Биться сердцу помогаю,
Раны быстро заживлю,
Коже молодость продлю!»
Возразила ей черника:
«Я полезней, спору нет.
Потому что для людей я
На сто бед один ответ.
Мой сироп снижает резко
В крови сахар у людей
Обладаю я уменьем
Лечить горло у детей
При гастрите и колите
Мой настой поможет всем
При ожогах, стоматите,
Всех избавлю от проблем!»
«С вами, девочки, поспорю,-
Встрял вдруг ландыш в этот спор,-
Никто лучше меня сердце
Не лечил с далёких пор.
Пусть нас кто-нибудь рассудит»,-
Майский ландыш предложил.
И пошли они все вместе
Искать, кто б их рассудил.
Все, кого они встречали,
Только стеблями качали:
Говорили, что они
И полезны, и нужны.
И багульник, и душица,
Клевер, спаржа, медуница,
И лаванда, и чабрец,
И фиалка, наконец.
Оказался всех мудрей
Лишь лекарственный шалфей.
Он сказал: «Все вы полезны,
Вы – лекарства для людей,
Помогаете от болезней,
Только каждый от своей.
Спорить быстро перестаньте,
И не тратьте время зря,
А в дорогу собирайтесь:
Ждёт вас каждая семья!»
Подорожник

Весь в пыли,
Хоть сил немного,
У дороги он торчит.
У него согнулись ноги,
Неприметен он на вид.
Тонкий стебель у дорожки.
На конце его серёжки.
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он – как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук.

Душица

Травка та растёт на склонах
И на холмиках зелёных.
Запах крепок и душист,
А её душистый лист
Нам идёт на чай.
Что за травка, отгадай

Ромашки
Раз – ромашка, два – ромашка,
Вся в цветах большая чашка,
И на чайнике цветок.
Ох и вкусный мой чаёк!

Одуванчик
Насмешил всех одуванчик –
Влез в пушистый сарафанчик,
Как юла он завертелся –
Сарафанчик разлетелся.

Ромашки
Большеглазые ромашки
Дружат с клевером и кашкой.
Порезвятся на просторе,
Убегают в лес да поле.

Загадки

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ… Загадки «Доскажи словечко»

***

Жёлтый цветик в поле рос,

На него зимою спрос:

Семена целебно-жгучи,

Греют, будто летний лучик.

Так с простудою сразиться

Помогает нам…

(ГОРЧИЦА!)

Коль дитя вдруг простудилось,

Горло сильно воспалилось,

Мама даст ребёнку в чашке

Чай из цветиков…

(РОМАШКИ!)

В цветах, и ствол его с шипами,

На вид как роза, но с плодами.

Полезней родственницы статной:

Напитком с давних пор он знатный.

Подскажет вам любой садовник,

Что ценен свойствами…

(ШИПОВНИК!)

***

Сидит на палочке
В красной рубашечке,
Брюшко сыто –
Камнями набито.

(Шиповник)

***

К дереву прижмётся
И кверху змейкой вьётся.
А под осень выйти в сад –
Гроздья жёлтые висят

Хмель

***

Что за древо-медонос

Манит пчёл, шмелей и ос?

И людей зовёт, пленит

Мелких цветиков магнит.

От простуды и от гриппа

Нас спасает в зиму…

Коль в ночи опять не спится,

Не сомкнуть никак ресницы,

Простынь в ёрзаньи измята –

Выпей чай из листьев …

В сенокос горька,

А в мороз – сладка,

Что это за ягода?

(КАЛИНА)

***

В нём почти сто метров роста,
На него залезть непросто!
Из Австралии был он
К нам в Колхиду завезён.
У него одна работа –
Осушение болота.

Эвкалипт

Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна.

Приложение 2

Сказка про лекарственные растения

Эту сказку про лекарственные растения однажды я услышала в лесу, когда решила немного отдохнуть после долгого похода за грибами. Ко мне на рукав приземлилась Божья Коровка в нарядном платьице, и на ушко поведала интересную историю. Кстати, эта история не только интересная, но и полезная, она рассказывает о некоторых растениях, которые можно использовать при болезнях. Надеюсь, что первое знакомство с такими растениями будет полезно и Вам, дорогие дети, тоже.

Итак, садимся поудобнее, слушаем сказку и смотрим на картинки

В роще вырос можжевельник,
И в тени его ветвей
Появился муравейник,
Поселился муравей.

Он из дома спозаранку выбегает с веником
Подметает всю полянку перед муравейником.
Замечает все соринки,
Начищает все травинки,
Каждый куст, каждый пень,
Каждый месяц, каждый день.

А однажды муравьишка
Подметал дорожку.
Вдруг упала с ёлки шишка,
Отдавила ножку.

От волнения сова перепутала слова:
Где же “Скорощь помая”? Где же “Скорощь помая”?
Где же “Скорощь помая”, спасите насекомое!

Звери бросились гурьбой
За лекарственной травой.
Рвут аптечную ромашку,
Собирают зверобой.

Вот из чащи на опушку
Пробирается медведь –
Он решил Медвежье Ушко
На опушке посмотреть.

Зайцы заячьей капустой
Муравья приводят в чувство,
Если б жил в той роще лев –
Предложил бы львиный зев.

На спине у ёжика
Листья подорожника.
Он больному обещает:
От компресса полегчает!
И другое средство тоже
Предлагает муравью:
Вдруг укол тебе поможет?
Я иголку дам свою!

Все больного навещают,
Все больного угощают:
Кто морошкой, кто черникой,
Кто сушёной земляникой.
Даже волк помочь не прочь.
Думал-думал как помочь?…
К муравейнику повез
Волчьих Ягод целый воз.
Но заметила сорока,
Что от волка мало прока,
И спешит по просеке
С новостью на хвостике:
– Я, друзья, не ябеда,
Только Волчья Ягода,
Даже если мытая
Очень ядовитая.

А потом девчонки-пчелки
Притащили мёд в бочонке.
Ничего, что тяжело,-
Лишь бы другу помогло!

Муравей пощиплет травку
И попьет Цветочный мед.
Значит дело на поправку
Обязательно пойдет.
Все лесные витамины
От брусники до малины
Принесли ему друзья.
Ведь Зеленая аптека
Лечит даже человека,
А не только муравья.

Приложение 3

Альбомом «Живая аптека»

Мать – и – мачеха


Мать – и – мачеха появляется на проталинах в начале апреля. Это многолетнее растение похоже на одуванчик, но значительно меньше размером. Цветы – корзиночки находятся на стебле, покрытыми буроватыми чешуйками(видоизмененными листьями).
На ночь и на ненастье цветок мать- и – мачехи плотно закрывает свои лепестки. Значительно позже, когда растение отцветает, вырастают сердцевидные бурые листья.
Сверху они ярко-зеленые, блестящие, жестковатые, холодные, снизу же листья покрыты густым белым бархатистым пухом, который, если его приложить к руке, греет. От чего, видимо, и произошло название.
Настойка из цветов и листьев этого растения употребляется при простудных заболеваниях, при кашле, а также для возбуждения аппетита.

Ромашка


Ромашка аптечная – однолетнее пахучее растение с тонким ветвистым стеблем и перистыми, узколинейными листьями. Она размножается семенами, неприхотлива, легко переносит смену погоды. Но ей необходимы хорошо освещенное место, рыхление и хорошая обработка почвы. Ромашка содержит эфирные масла. Ромашку применяют при желудочно-кишечных заболеваниях, как потогонное, обволакивающее, болеутоляющее средство, а так же при заболеваниях почек и желчных путей.

Одуванчик.


Одуванчик лекарственный

является одним из самых распространенных многолетних растений семейства астровых. Листья гладкие, ярко- желтые, язычковые, в крупных корзинках. Плоды- семянки с хохолком. Цветет растение с апреля по сентябрь. В его корнях содержатся гликоцид, тараксоцин, дубильное вещество, витамин А, 2-3% каучука. Для лечебных целей применяют главным образом корни. Их применяют для возбуждения аппетита, улучшения пищеварения, как желчегонное средство. Весной из листьев одуванчика приготавливают витаминный салат (листья предварительно вымачивают в соленой воде).

Календула


Календула, или ноготки семейства астровых – однолетнее растение яркой окраски. Оно продолжительно и обильно в цветении, обладает приятным запахом. Издавна используется в декоративном цветоводстве. Настой и мази календулы имеют широкое применение в медицине. Спиртовые настойки цветков календулы – прекрасное бактерицидное и противовоспалительное средство при ангине, заболеваниях слизистой оболочки рта, порезах, гнойных ранах.

Крапива двудомная


Многолетнее травянистое растение семейства крапивных. Листья и стебель крапивы покрыты мелкими жгучими волосками, обжигающими кожу. В листьях крапивы содержится большое количество органических кислот, витаминов, микроэлементов, дубильных веществ, фитонцидов. Витамина С в крапиве в 2, 5 раза больше, чем в лимонах и в 10 раз больше чем в яблоках и картофеле. Из молодых листьев крапивы можно приготовить зеленые щи, салаты. С лечебной целью используют как свежую, так и высушенную крапив. Используется растение как кровеостанавливающее, а так же как мочегонное средство.

Васильки

Васильки – принадлежат к семейству сложноцветных. Это однолетнее, травянистое растение. В народной медицине растение используется в качестве глазных примочек, как противолихорадочное средство, является составной частью некоторых мочегонных чаев. Лечебными свойствами обладают только ярко-синие краевые цветки васильков.

Земляника лесная.


Земляника лесная – многолетнее травянистое растение семейства розоцветных. От корневища отходят тонкие корни и длинные наземные ползучие побеги- усы. Цветет земляника в мае- июне. Ягоды от белого до темно-малинового цвета и имеют неповторимый запах. Следует отметить питательную ценность земляники. Это настоящая копилка полезных для организма веществ, где есть сахар, различные органические кислоты, пектиновые и дубильные вещества, эфирные масла, микроэлементы, витамины С,В. Из сухих плодов земляники приготавливают чай, который применяется при простуде.

Мать-и-мачеха


Основное действие мать-и-мачехи – отхаркивающее, а также мягчительное и легкое потогонное.

10 гр измельченных листьев заваривают стаканом кипятка и настаивают 30 мин. Пьют по 1 столовой ложке 4-6 раз в день (Л. Я. Скляревский, И. А. Губанов, 1970).

В народной медицине применяют листья и цветки растения как отхаркивающее и мягчительное средство, а также для возбуждения аппетита, улучшения пищеварения в качестве обволакивающего средства при желудочно-кишечных заболеваниях и при золотухе.

Наружно мать-и-мачеху применяют при фурункулезе и для заживления ран (прикладывают свежие листья на больные места).

Приложение № 4 .

Консультация для родителей

Лекарственные растения для детей. Правила лечения

(Это полезно знать)

Осложнений у детей после приема различных медикаментозных средств боятся все родители, тем более, для этого есть серьезные основания. Поэтому врачи сегодня изучают и используют в практике лечения детей лекарства растительного происхождения. По данным отечественных и зарубежных медиков, при фитотерапии частота осложнений не превышает 1%, в то время как при медикаментозном лечении осложнения возникают у каждого третьего-четвертого ребенка. Лекарственные травы помогают быстро и надежно избавиться от многих недугов, но не занимайтесь самолечением, а обязательно посоветуйтесь с врачом. Это особенно важно, если у ребенка есть предрасположенность к аллергии.

Детям с гастритом и пониженной кислотностью в период, предшествующий сезонным ухудшениям, следует пить сборы подорожника, ромашки, мяты и мелиссы.

Если ваш ребенок реагирует на изменение погоды обильным газообразованием, то при первых признаках непогоды дайте ему чай из фенхеля, ромашки и укропа.

При повышенной нервной возбудимости перед приходом гостей или другим «стрессовым» событием для профилактики следует дать ребенку настои корня валерьянки, пустырника, шишек хмеля и синюхи голубой.

Ребенку, склонному к эмоциональным реакциям, летом рекомендуется спать на подушке, набитой молодыми шишками хмеля.

Если ребенок к вечеру перевозбужден, то дайте ему понюхать настой корня валерьяны – по три-четыре вдоха каждой ноздрей попеременно.

Детям, которые реагируют на первые ягоды поносом и тошнотой, стоит заварить мяту перечную в пропорциях 2 чайных ложки на стакан воды. Пить настой нужно небольшими глотками в течение дня.

При расстройстве кишечника помогает фитосбор из зверобоя и тысячелистника.

Боль от укуса комара, овода или пчелы проходит, если потереть укушенное место размятым перышком зеленого лука.

С проявлениями кожной аллергии помогают справиться брусника обыкновенная, горец птичий, зверобой, калина, шиповник и другие.

Если вы решили использовать лекарственные травы для лечения своего малыша, необходимо соблюдать следующие правила:

– Проконсультируйтесь у врача-фитотерапевта или врача общего профиля, который знает состояние здоровья ребенка.

– Лекарственные растения каждому малышу назначаются строго индивидуально в соответствии с диагнозом, с учетом сопутствующих заболеваний и точным знанием действия фитопрепаратов.

– Для детей от младенчества до трех лет используются сборы из одного, двух, максимум трех растений. Детям постарше можно принимать сборы более сложного состава.

– Детям противопоказаны сильнодействующие и ядовитые лекарственные растения: эфедра, безвременник, белена, дурман, плоды мордовника, багульник, чистотел, барбарис, чилибуха и некоторые другие.

– Помните, что передозировки лекарственных растений небезопасны. Приобретая травы в аптеке, на упаковке вы видите дозы, рекомендованные для взрослых. Для детей действуют другие нормы – для расчета можно использовать такой способ: доза для взрослого принимается за единицу, а ребенок должен получать часть дозы взрослого

Консультация для родителей

Целебная сила растений


Не секрет, что растения это самые эффективные лекарственные средства. 25% медикаментов изготавливаются на основе лекарственных растений.

Целебная сила растений известна уже с древних времен, еще до появления письменности. Особенно почитали лекарственные растения на Ближнем Востоке, в Китае и Египте, об этом свидетельствуют источники датированные еще 3 тысячелетием до нашей эры.

Так, египетские папирусы донесли до нас информацию о использовании десятков растений и способов их использования в медицине. В частности о таких растениях как чеснок, касторовое масло, смолы мирры. В Индии сохранились “Веды” , которые содержат сведения о растениях, которые широко использовались для лечения и в те далекие времена и часть которых используется и в наши дни.

С развитием торговли жители Европы получили возможность лечиться рецептами восточных мудрецов.

Например, гвоздика, родина которой Филиппины, сначала попала в Китай, затем в Египет, а уже к 8 веку была известна и в Европе своими антисептическими и болеутоляющими свойствами.

Вскоре ботаники стали составлять лекарственные каталоги и указывать лечебные свойства того или иного растения. Так, в Китае в 1 веке был написан канон травоведения, в который входило 250 видов растений с подробным описанием целебных свойств. Благодаря этим сведениям китайская медицина до сих пор считается самой эффективной в области использования лекарственных растений.

Первой европейской книгой о лекарственных растениях считается документ, написанный греческим врачом Диоскоридом, где он перечислил свойства 600 видов растений. Впоследствии эта книга была переведена на многие языки и получила широкое практическое применение. В средние века европейцы уже обладали достаточными знаниями в области лечения травами. Об этом говорят найденные при раскопках документы.

Так в Шотландии, на территории монастыря 11 века были обнаружены свидетельства о том как монахи в качестве обезболивания использовали экзотические растения. Майя, ацтеки использовали лекарственные растения при кожных болезнях, а так же для очищения крови.

С 17 века, благодаря французскому ученому Декарту, происходит переломный момент в отношении использования лекарственных растений. Если в Китае и Индии продолжали уважать целебную силу растений, то в Европе они стали считаться отсталыми. Хотя некоторые ученые, такие как Калпеппер, пытались возродить уважение к лечебным свойствам растений. Его эссе с описанием способов применения некоторых растений до сих пор пользуются уважением и используются на практике.

Некоторые страны до сих пор отдают предпочтение народной медицине, широко используя знания, передаваемые из поколения в поколение. Несмотря на то, что современная медицина многого достигла в фармакологии, люди сейчас болеют гораздо больше, чем раньше. Если острую форму заболевания еще можно как то вылечить, то хронические заболевания по прежнему остаются на высоком месте среди населения.

Комплексный подход к лечению и профилактике ряда заболеваний стал сейчас особенно актуальным. И народная медицина здесь может стать поворотным моментом. Не стоит недооценивать возможностей лекарственных растений, и пренебрегать тем колоссальным опытом наших предков.