Виды избирательных систем (мажоритарная, пропорциональная, смешанная). Типы избирательных систем

Типы избирательных систем

Рассмотрим избирательную систему в узком смысле этого термина, ᴛ.ᴇ. как способ распределœения мест в органе государственной власти между кандидатами исходя из результатов голосования избирателœей .

По происхождению всœе избирательные системы можно разделить на три большие категории :

1. Избирательные системы, которые появились эволюционно. Англоязычные и скандинавские страны имеют давнюю историю свободных выборов и их избирательные системы существуют около столетия.

2. Избирательные системы, которые появились вследствие изменения конституционного порядка несколько десятилетий тому. Избирательные системы Франции, Германии, Италии и Австрии базируются на конституциях, которые были созданы после второй мировой войны.

3. Избирательные системы, которые недавно появились после установления нового конституционного порядка. Сегодня Испания, Португалия, Греция проводят выборы на альтернативной основе, но избирательная система страны, которая недавно внедрила в жизнь принцип свободного выбора, не способна сразу же институционно закрепить его в полной мере. К этой же категории можно определœенной мерой отнести и постсоветские страны, в т.ч. и Украину.

Современные демократии применяют широкую гамму разнообразных избирательных систем (их около 350), любая из которых имеет присущие лишь ей преимущества и недостатки. Это разнообразие определяется историческими, культурными особенностями, а также политическими целями. Как отмечают Р. Таагепера и М.С. Шугарт, по сравнению с другими элементами политической системы электоральными правилами легче манипулировать, они позволяют создать преимущества нескольким крупным партиям и свести на нет роль мелких партий либо, напротив - дать последним право на парламентское представительство.

Как правило, избирательные системы представляют из себяразные модификации двух базовых типов: мажоритарной и пропорциональной .

Мажоритарная система. В корне мажоритарной системы лежит принцип большинства (победителœем на выборах считается кандидат, набравший большинство голосов). Избирательные округа здесь являются одномандатными, ᴛ.ᴇ. от каждого округа избирается один депутат. Мажоритарная система имеет свои разновидности.

При мажоритарной системе относительного (простого) большинства избранным считается тот кандидат, который получил больше голосов избирателœей, чем любой из его соперников. Система проста͵ т.к. обеспечивает победу одной партии (кандидата) даже при минимальном перевесе. Но может получиться так, что за победившую партию проголосует меньшинство избирателœей (остальные голоса заберут другие партии), и правительство, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ сформирует эта партия, не будет пользоваться поддержкой большинства граждан. По аналогии со скачками эту систему иногда называют "победитель получает всœе". Сегодня эта система используется в США, Канаде, Великобритании, Новой Зеландии и др.

Мажоритарная система абсолютного большинства предполагает, что избранным является тот кандидат, который получил более половины голосов избирателœей, участвовавших в голосовании (50% плюс один голос).

В мировой практике встречается несколько разновидностей этой системы:

· система двух туров. В случае если ни один из кандидатов не набрал более 50% голосов избирателœей, проводится второй тур выборов, в котором, как правило, участвуют два кандидата͵ добившиеся лучших результатов, что позволяет одному из них получить большинство голосов (абсолютное или относительное). Такая система используется, к примеру, при выборе президента России, причем во втором туре кандидату достаточно получить относительное большинство голосов;

· альтернативное голосование используется при выборах в нижнюю палату парламента Австралии. В одномандатном округе избиратель голосует за нескольких кандидатов, отмечая цифрами (1, 2, 3 и т.д.) против фамилий их предпочтительность для избирателя (рейтинговое голосование). В случае если никто из кандидатов не получает абсолютного большинства, из дальнейшего подсчета исключаются кандидаты с наименьшими первыми предпочтениями, а голоса, поданные за них, передаются кандидатам вторых предпочтений. Далее исключаются кандидаты с наименьшим числом первых и вторых предпочтений. Перераспределœение голосов происходит до тех пор, пока один из кандидатов не наберет абсолютное число голосов.

· Крайне редко используется мажоритарная система квалифицированного большинства, когда требуется поддержка 2/3 или 3/4 от общего числа поданных голосов (нашла применение в Чили при выборе депутатов Парламента).

Пропорциональная система предполагает голосование по спискам партий, что означает выделœение многомандатного округа (округом является вся территория страны) либо нескольких округов. Это наиболее распространенная система (страны Латинской Америки, Бельгия, Швеция и др.). Смысл этой системы состоит по сути в том, чтобы каждая партия получала в парламенте число мандатов, пропорциональное количеству поданных за нее голосов. При всœей демократичности у этой системы есть один недостаток. Она гарантирует представительство даже мелких партий, что при парламентской или смешанной формах правления создает проблемы с формированием правительства. Такое становится возможным, когда ни одна из партий не имеет в парламенте абсолютного большинства или не может его создать, не вступив в коалицию с другими партиями. Во многих странах пытаются сгладить данный недостаток, а также излишнюю фрагментацию партий, вводя "избирательный порог" (барьер) - наименьшее количество голосов, крайне важно е для избрания одного депутата. Обычно в разных странах это 2-5%. К примеру, в России данный порог составляет 5% голосов избирателœей.

Существует множество вариантов пропорциональной системы голосования .

· система с общенациональным партийным списком (Израиль, Нидерланды). Голосование происходит в масштабе всœей страны в рамках единого общенационального округа;

· система с региональными партийными списками предполагает формирование нескольких округов (Австрия, Греция, Испания, Скандинавские страны и др.);

· система с закрытым списком: избиратель голосует за партию и не может выразить свое предпочтение отдельным кандидатом, внесенным в партийный список. Кандидаты в партийном списке располагаются в порядке убывающей важности, и те, что расположены в конце списка, имеют меньшие шансы на победу;

· система с открытым списком позволяет голосовать за партию и выражать предпочтение кому-то из ее кандидатов, ᴛ.ᴇ. избиратели могут изменить расположение кандидатов в списке (преференцированное голосование). Делается это различными способами: избиратель ставит крестик напротив фамилий кандидатов, которых он хотел бы видеть (Бельгия); вписывает фамилии кандидатов в бюллетень (Италия); ранжирует кандидатов по степени предпочтения (Швейцария, Люксембург) и др.

Идеальной избирательной системы не существует. Каждая из них имеет свои достоинства и недостатки.

Сторонники использования традиционных разновидностей мажоритарной системы голосования среди главных ее достоинств выделяют следующие :

· непосредственная связь между избирателями и кандидатом в депутаты;

· отсеивает из органов власти мелкие по своему влиянию партии;

· формирует парламентское большинство;

· способствует установлению стабильной двухпартийной системы;

· приводит к формированию однопартийного, но эффективного и стабильного правительства.

К существенным недостаткам мажоритарной системы ее критики относят следующие моменты:

· не отражает реальной расстановки политических сил в стране и не обеспечивает их адекватного представительства в парламенте. В первую очередь это распространяется на систему голосования в один тур, когда выигравшей стороной является кандидат, набравший менее половины голосов из числа участвующих в выборах. Но даже если одна сторона набирает 52%, проблема сохраняется - 48% избирателœей будут лишены представительства. Бывают случаи, когда "пропадают" до 2/3 голосов, поданных за непрошедших кандидатов. Подобная ситуация может выступать источником потенциальных политических конфликтов и способствовать активизации непарламентских методов борьбы со стороны проигравшей стороны;

· порождает диспропорции между набранными голосами и полученными мандатами. К примеру, в 1997 ᴦ. на парламентских выборах в Великобритании лейбористы получили 64% мандатов, при этом за них проголосовало лишь 44% избирателœей, консерваторы получили соответственно 31% голосов и 25% мандатов, а либеральные демократы – 17% голосов и всœего 7% мест;

· возможность преобладания региональных (местных) интересов над общенациональными интересами;

· приводит к удорожанию избирательного процесса при крайне важно сти проведения второго тура.

К положительным моментам пропорциональной системы выборов относят следующие:

· обеспечивает более адекватное представительство политических сил;

· позволяет обеспечить представительство меньшинствам (к примеру, этническим, религиозным);

· стимулирует создание партий и развитие политического плюрализма.

При этом у пропорциональной системы есть слабые стороны:

· слабая связь кандидата в депутаты с избирателями;

· зависимость депутата от партийной фракции в парламенте;

· порождает большое число соперничающих фракций в парламенте, что отрицательно влияет на стабильность работы последнего;

· способствует формированию (при парламентской и смешанной формах правления) коалиционных правительств, которые иногда бывают менее эффективными и стабильными, чем однопартийные правительства;

· потенциально увеличивает влияние партийной элиты при формировании избирательных списков, особенно если используется система с закрытым списком.

В ряде стран (Германия, Болгария) пытаются найти компромисс между двумя системами выборов и используют различные варианты смешанной системы , которая предполагает сочетание элементов пропорциональной и мажоритарной систем.

К примеру, в России при выборах в Государственную Думу половина депутатов (225 человек) избирается по мажоритарной системе относительного большинства, а вторая половина - на базе системы пропорционального представительства политических партий по общефедеральному избирательному округу. Используется система закрытого списка.

В политологии активно обсуждается вопрос о влиянии систем голосования на конфигурацию партийной системы страны и характер межпартийных взаимоотношений.

Западный политолог Р. Кац, проведя исследования в Великобритании, Ирландии и Италии, пришел к следующим выводам :

· пропорциональное представительство способствует проявлению со стороны партий более идеологизированных и радикальных позиций по политическим вопросам, чем в условиях системы относительного большинства;

· в двухпартийных системах идеологические позиции партий постепенно сближаются;

· партии, конкурирующие в малых округах, будут по преимуществу ориентироваться на персоналии лидера и патронаж, а партии, конкурирующие в больших округах, будут склонны к проблемной ориентации.

Французский политолог М. Дюверже вывел закономерность, которая получила название "закона Дюверже ". Согласно этому закону, мажоритарная система относительного большинства способствует становлению двухпартийной системы (чередование двух крупных партий у власти). Объясняется это тем, что избиратели будут стремиться к "полезному" (стратегическому ) голосованию, ᴛ.ᴇ. голосованию за крупные партии, имеющие шансы на успех, понимая, что голоса, поданные за мелкие партии, "пропадут". В этом проявляется своеобразный "психологический эффект" избирательной системы. Мелкие партии либо обречены на постоянное поражение, либо вынуждены объединяться с одной из партий - партий "фаворитов". Мажоритарная система в два тура благоприятствует появлению многочисленных и относительно стабильных партий, зависящих друг от друга. Пропорциональное представительство способствует формированию многопартийности, состоящей из самостоятельных и стабильных партий с жесткой структурой. Подмеченная Дюверже закономерность не является абсолютной и предполагает исключения.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, можно сделать следующие выводы:

1. Избирательная система - ϶ᴛᴏ совокупность избирательных процедур, предусмотренных законом и связанных с формированием органов власти.

2. Избирательная система функционирует на принципах всœеобщности, равенства и тайного голосования. При этом избирательным законодательством предусмотренный ценз осœедлости и возрастной ценз. Возрастной ценз разный для активного (право выбирать) и пассивного (право быть избранным) избирательного права. Кроме этого, в некоторых странах (Австрия, Бельгия, Нидерланды) предусмотренное обязательное голосование.

3. Избирательные системы разделяются на три базовых типа: мажоритарную, пропорциональную, смешанную.

Типы избирательных систем - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Типы избирательных систем" 2017, 2018.

Избирательная система – особый политический институт, характеризующийся совокупностью правил и норм, на основе которых определяется соотношение законодательной и исполнительной ветвей власти, достигается или изымается их легитимность. Избирательная система посредством выборов позволяет сформировать определенный тип организации власти, обеспечить участие общества в формировании государственных органов власти. Успешное проведение выборов и признание большинством общества их результатов – важный признак данного общества решать существующие проблемы мирными политическими средствами.

Важнейшие компоненты избирательной системы – избирательное право и избирательный процесс.

Избирательное право представляет собой комплекс правовых норм о порядке выборов, который включает политическое право граждан избирать (активное право) и быть избранным (пассивное право), а также избирательные законы и иные акты, регулирующие процесс выборов. Избирательный процесс как комплекс действий в организации и осуществлении выборов является практически-организационным компонентом избирательной системы, базируется на избирательном праве и состоит из нескольких последовательно осуществляемых этапов (назначение даты выборов, образование избирательных округов и участков, формирование избиркомов, выдвижение и регистрация кандидатов, голосование и установление его результатов).

В практике современных демократических государств существуют общенациональные парламентские и президентские выборы; выборы в органы региональной власти и местного самоуправления.

Типы избирательных систем

В современной России в зависимости от формируемого уровня власти используется мажоритарная, пропорциональная или смешанная избирательные системы.

(1) мажоритарная избирательная система основана на принципе большинства, т.е. победителем считается кандидат, набравший большинство голосов. Большинство голосов может быть абсолютным (50% + 1голос) и относительным (больше, чем у соперника). Мажоритарная система абсолютного большинства, если никто из кандидатов не набрал абсолютное большинство голосов, предполагает второй туров голосования, куда проходят два кандидата, набравшие относительное большинство голосов.

Президент России избирается по мажоритарной системе абсолютного большинства. По этой же системе избирались главы субъектов РФ с 1991 г. с перерывом с 2005 по 2011 годы. В 2012 г. согласно Федеральному закону от 2 мая 2012 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“» и Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» были возвращены прямые выборы глав регионов РФ. 2 апреля 2013 г. по инициативе президента В.В. Путина в Закон были внесены поправки, дающие субъектам федерации право заменить всенародные выборы своих глав голосованием в парламенте по нескольким кандидатурам.

(2) пропорциональная избирательная система предполагает распределение мест в парламенте в соответствии с количеством полученных на выборах голосов по партийным спискам: каждая партия получает строго определенное число мест в парламенте, которое складывается из количества мандатов, полученных ею в каждом избирательном округе.

В России такая система работала при формировании Государственной Думы и региональных парламентов с 2007 по 2011 годы.

Выборы в Государственную Думу 2007 г. стали первыми, на которых была применена пропорциональная система. Кроме того, избирательный барьер для партий был повышен с 5 % до 7 %; были убраны нижний порог явки и возможность голосовать «против всех»; партиям было запрещено объединяться в партийные блоки.

Выборы в Госдуму 2011 г. стали первыми и последними, на которых партии набравшие от 5 до 6 % голосов, получали по одному мандату в палате, а набравшие от 6 до 7 % – по два мандата. Однако ни одна из партий не смогла показать подобный результат. В то же время все четыре партии, которые были представлены в нижней палате Парламента V созыва (КПРФ, ЛДПР, «Единая Россия», Справедливая Россия»), сохранили свое представительство в Госдуме VI созыва. При этом ни одна другая партия в федеральный парламент не прошла.

(3) пропорционально-мажоритарная или смешанная избирательная система предполагает соединение двух типов систем при выборах в конкретный орган власти.

В ходе выборов в Государственную Думу 1993, 1995, 1999, 2003 гг. 225 депутатов избирались по пропорциональной системе по единому федеральному округу при барьере 5 %, другие 225 депутатов – по одномандатным округам (мажоритарная система относительного большинства).

Выборы в Госдуму 2016 г. вновь пройдут по смешанной системе: одна половина депутатов (225) будет избираться по одномандатным округам по мажоритарной системе относительного большинства, вторая половина – по единому избирательному округу по пропорциональной системе с 5 % барьером. На территории каждого субъекта РФ будет образовано не менее одного избирательного округа, при необходимости (в густонаселенных регионах) округов будет больше (Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»).

Согласно действующему законодательству, прошедшие в парламент партии смогут без сбора подписей выдвигать своих кандидатов на выборах президента России. При этом все партии, получившие на выборах не менее 3 % голосов, будут иметь ряд государственных льгот и привилегий: прямой допуск к следующим выборам в Госдуму и выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти в субъектах РФ, которые состоятся не позднее, чем следующие выборы в Госдуму; возмещение всех расходов за прошедшие выборы и повышенное финансовое обеспечение на все время до следующих выборов.

Единый день голосования

Особенность избирательной системы в конкретной стране касается также дня голосования. Как правило, применяются два основных подхода при назначении дня голосования – либо выборы назначаются на любой день (обычно, выходной), когда истекают полномочия соответствующего органа или должностного лица (в случае досрочного прекращения полномочий существует отдельная процедура, установленная конституцией и законами страны), либо единый день голосования.

Например, в СССР выборы в Советы народных депутатов (кроме Верховного совета СССР) проходили одновременно – в марте. В постсоветской России выборы различного уровня не были синхронизированы. В результате в стране сложилась ситуация «перманентных выборов» – практически, каждое воскресенье в каком-либо из регионов проводились выборы регионального или местного уровня.

В 2004 г. в избирательное законодательство были внесены изменения, в соответствии с которыми введен единый день голосования на выборах регионального и местного уровней – первое или второе воскресенье марта. При этом в некоторых случаях допускалось назначение выборов на первое или второе воскресенье октября либо синхронно с выборами в Государственную Думу, а в исключительных случаях – на любой день.При этом выборы Президента России, начиная с 2000 г., проходили в марте. А выборы в Государственную Думу, начиная с 1993 г. – в декабре. При этом они не были жестко привязаны к единому дню голосования. Эти сроки могли смещаться в случае досрочного прекращения полномочий Президента России или роспуска Государственной Думы.

C 2013 г. выборы проводятся во второе воскресенье сентября. 14 сентября 2014 г. прошли выборные кампании различного уровня, включая выборы глав 30 субъектов РФ (11 плановых и 19 досрочных) и выборы депутатов законодательных органов государственной власти в 14 субъектах РФ. 13 сентября 2015 г.проведены выборы различного уровня, включая выборы глав субъектов РФ (10 очередных, включая выборы через парламенты субъектов, и 14 досрочных) и выборы депутатов законодательных органов государственной власти в субъектах РФ. Однако такая практика (голосование в воскресенье в начале сентября) показывает, что в это время года многие избиратели физически не доходят до избирательных участков, так как многие еще отдыхают. Поэтому возникла необходимость корректировки единого дня голосования. В настоящий момент этот вопрос активно обсуждается в законодательных и исполнительных органах власти РФ.

Избирательные системы прошли длительный эволюционный путь. В итоге почти трехвекового развития представительная де­мократия выработала две основные формы участия граждан в формировании органов государственной власти и местного само­управления: мажоритарную и пропорциональную избирательные системы.

На их основе в современных условиях применяются и смешанные формы . Рассматривая данные системы, обратим осо­бое внимание на то, что они отличаются не столько формаль­ными моментами, сколько политическими целями, достигаемыми при использовании данных избирательных систем.

· Мажоритарная избирательная система характеризуется тем, что избранным в тот или иной выборный орган считается кан­дидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов.

Большинство бывает разным . Су­ществуют избирательные системы, требующие абсолютного боль­шинства (это 50% + 1 голос и более ). Такая избирательная сис­тема существует, например, в Австралии.

Мажоритарная систе­ма относительного большинства означает, что побеждает на вы­борах тот, кто набирает голосов больше, чем каждый из его соперников .

Мажоритарную избирательную систему называют «системой первого пришедшего к финишу». О ней также гово­рят - «победитель получает все».

В настоящее время такая систе­ма действует в четырех странах - США, Канаде, Великобрита­нии, Новой Зеландии .

Иногда используются одновременно обе разновидности мажоритарной системы . Например, во Франции при выборах депутатов парламента в первом туре голосования применяется система абсолютного большинства, а во втором - относительного.

При мажоритарной системе, как правило, возникают и уп­рочиваются непосредетвенные связи между кандидатом (в даль­нейшем депутатом) и избирателями .

Кандидаты хорошо знают положение дел в своих избирательных округах, интересы изби­рателей, лично знакомы с их наиболее активными представите­лями . Соответственно и избиратели имеют представление о том, кому они доверяют выражать свои интересы в органах власти.

Очевидно, что при мажоритарной системе на выборах побежда­ют представители более сильного политического течения в стране. В свою очередь, это способствует вытеснению из парламента и других органов власти представителей мелких и средних по сво­ему значению партий.

Мажоритарная система способствует возникновению и укреплению тенденции к становлению в стра­нах, где она используется, двух- или трехпартийных систем .

· Пропорциональная избирательная система означает, что манда­ты распределяются четко пропорционально числу поданных го­лосов.



Эта система распространена в современном мире более широко, нежели мажоритарная . В странах Латинской Америки, например, выборы проводятся только по пропорциональной си­стеме .

При использовании пропорциональной избирательной си­стемы преследуется цель обеспечения широкого и пропорцио­нального представительства в органах власти политических пар­тий, а также социальных и национальных групп .

Данная система способствует развитию многопартийности . Она используется в Австралия, Бельгии, Швеции, Израиле и многих других странах.

Как и мажоритарная, пропорциональная система имеет разно­видности . Существуют два ее вида:

· пропорциональная избирательная система на общего­сударственном уровне . В этом случае избиратели голосуют за политические партии в масштабах всей страны. Избира­тельные округа не выделяются;

· пропорциональная избирательная система, основывающаяся на многомандатных округах . В этом случае депутатские ман­даты распределяются на основе влияния политических партий в избирательных округах.

Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы имеют свои достоинства и недостатки . Остановимся на них под­робнее.

К числу положительных свойств мажоритарной избирательной системы относится то, что в ней заложены возможности формирования эффективно работающего и стабильного прави­тельства .

Дело в том, что она позволяет крупным, хорошо орга­низованным политическим партиям легко побеждать на выбо­рах и создавать однопартийные правительства .

Практика показывает, что созданные на этой основе органы власти являются устойчивыми и способными проводить твердую государствен­ную политику . Примеры США, Англии и других стран достаточ­но убедительно об этом свидетельствуют.

Однако мажоритарная система имеет ряд существенных недостатков. При мажоритарной системе для распределения пар­ламентских мандатов имеет значение только факт получения кандидатом большинства голосов. Голоса же отданные всем другим кандидатам, во внимание не принимаются и в этом смыс­ле пропадают .

Заинтересованные силы могут при мажоритарной системе манипулировать волей избирателей . В частности, значительные возможности заключает в себе «география» избирательных окру­гов .

Как показывает опыт, сельское население голосует более тра­диционно в сравнении с городским. Заинтересованные политические силы учитывают это обстоятельство при формировании избирательных округов . Выделяется по возможности больше избирательных округов с преобладанием сельского населения.

Таким образом, недостатки мажоритарной избирательной системы весьма существенные. Главным из них является, что значительная часть избирателей страны (иногда до 50%) остает­ся не представленной в органах власти .

К достоинствам пропорциональной избирательной системы от­носится то, что в сформированных с ее помощью органах влас­ти представлена реальная картина политической жизни обще­ства, расстановки политических сил .

Она обеспечивает систему обратной связи между государством и организациями гражданского общества , в итоге способствует развитию политического плюрализма и многопартийности.

Однако рассматриваемая система имеет весьма существен­ные недостатки . (Пример Италии, использующей данную систе­му: с 1945 г. здесь сменилось 52 правительства ).

Основные недостатки данной системы можно свести к следующему .

Во-первых , при пропорциональной избирательной системе возникают сложности в формировании правительства . Причи­ны: отсутствие доминирующей партии с четкой и твердой программой; создание многопартийных коалиций, включающих партии с разными целями и задачами. Правительства, создан­ные на такой основе, отличаются нестабильностью.

Во-вторых , пропорциональная избирательная система при­водит к тому, что политические силы, не пользующиеся под­держкой в рамках всей страны, получают представительство в органах государственной власти.

В-третьих , при пропорциональной избирательной системе вследствие того, что голосование осуществляется не за конкрет­ных кандидатов, а за партии, непосредственная связь между депу­татами и избирателями весьма слабая .

В-четвертых, поскольку при данной системе голосование идет за политические партии, это обстоятельство способствует зави­симости депутатов от этих партий. Такая несвобода парламента­риев может отрицательно сказаться в процессе обсуждения и принятия важных документов.

Недостатки пропорциональной системы очевидны и сущест­венны. Поэтому многочисленны попытки устранить или хотя бы смягчить их. Это наложило зримый отпечаток на сами пропор­циональные избирательные системы .

Мировая практика показывает, что если мажоритарные сис­темы относительно одинаковы, то все пропорциональные системы различны .

Пропорциональная система каждой страны имеет свою специфику, которая зависит от ее исторического опыта, утвер­дившейся политической системы и других обстоятельств .

Хотя все пропорциональные системы имеют своей целью достижение про­порционального представительства, но реализуется эта цель в разной мере .

В соответствии с данным критерием можно выделить три типа пропорциональных избирательных систем.

1. Систе­мы, реализующие в полной мере принцип пропорционализма ;

2. Избирательные системы с недостаточным пропорционализмом ;

3. Системы, которые хотя и достигают пропорциональности между поданными голосами и полученными мандатами, однако пре­дусматривают различные заградительные барьеры проникнове­нию представителям некоторых политических сил в парламент .

Пример - избирательная система ФРГ. Здесь кандидаты от поли­тической партий, не набравшей 5% голосов избирателей в грани­цах всей страны, в парламент не попадают . Такой «избиратель­ный метр» используется и в ряде других государств.

Как уже подчёркивалось, избирательные системы в своем раз­витии прошли достаточно большой путь. В ходе этого процесса (в послевоенный период) началось формирование смешанной из­бирательной системы, то есть системы, которая должна вобрать в себя положительные характеристики и мажоритарной, и пропор­циональной избирательных систем.

Суть смешанной избирательной системы заключается в том, что определенная часть депутат­ских мандатов распределяется в соответствий с принципами ма­жоритарной системы. Это способствует формированию устойчивого правительства .

В юридической литературе распространены два подхода к пониманию избирательной системы: широкий и узкий.

В широком смысле избирательная система понимается как совокупность общественных отношений, складывающихся по поводу формирования органов государственной власти и местного самоуправления посредством реализации избирательных прав граждан. При таком подходе избирательная система включает в себя принципы и условия участия граждан в выборах, порядок их назначения, подготовки и проведения, круг субъектов избирательного процесса, правила установления итогов голосования и определения результатов выборов. Избирательная система в широком смысле, по существу, отождествляется с избирательной кампанией, представляющей собой деятельность по подготовке выборов, осуществляемую в период со дня официального опубликования решения о назначении выборов до дня представления организующей выборы комиссией отчета о расходовании выделенных на их проведение бюджетных средств. По этой причине использование понятия избирательной системы в широком смысле вряд ли оправданно.

Узкое понимание избирательной системы связывается, как правило, с методами (приемами) установления итогов голосования и определения победителя на выборах и рассматривается в качестве своеобразной юридической формулы, при помощи которой определяются результаты избирательной кампании на заключительной стадии выборов. Так, в соответствии со ст. 23 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под избирательной системой при проведении муниципальных выборов понимаются условия признания кандидата (кандидатов) избранным (избранными), списков кандидатов — допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов. Вместе с тем не следует забывать, что правила подведения итогов голосования зависят, кроме способов определения результата, от ряда избирательных действий, которые оказывают непосредственное влияние на принятие решения об избрании того или иного кандидата. Исходя из этого в юридическом смысле узкое понимание избирательной системы предпочтительнее увязывать с совокупностью норм, закрепляющих правила:

  • образования избирательных округов;
  • выдвижения кандидатов (списков кандидатов);
  • определения роли политических партий (избирательных объединений) в выборах;
  • утверждения формы избирательного бюллетеня;
  • определения результатов выборов и установления победителей, включая распределение депутатских мандатов между политическими партиями (избирательными объединениями);
  • проведения в случае необходимости повторного голосования (второго тура выборов);
  • замещения вакантных мандатов.

Виды избирательных систем

В своей совокупности они дают наиболее полное представление об образующих избирательную систему элементах, различное сочетание и содержательное наполнение которых обусловливают выделение различных видов избирательных систем .

В истории развития законодательства о выборах сформировалось много подходов к конструированию избирательных систем. При этом выбор того или иного вида избирательной системы — один из ключевых вопросов политической жизни страны, на решение которого существенным образом влияет состояние демократического развития и соотношение политических сил. Не случайно именно к такому выводу пришел и Конституционный Суд РФ. В определении от 20 ноября 1995 г. об отказе в принятии к рассмотрению запроса группы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и запроса Верховного Суда РФ о проверке конституционности ряда положений Федерального закона от 21 июня 1995 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» Суд подчеркнул, что выбор того или иного варианта избирательной системы и его закрепление в избирательном законе зависит от конкретных социально-политических условий и является вопросом политической целесообразности. В российских условиях этот выбор осуществляет Федеральное Собрание РФ в соответствии с правилами законодательной процедуры. Данное обстоятельство, однако, вовсе не означает, что вопрос об избирательной системе является сугубо политическим и лишен юридического смысла. Правовое значение избирательной системы состоит в надлежащем законодательном закреплении всей совокупности правил, регулирующих отношения, связанные с определением результатов выборов, и образующих юридическое оформление избирательной системы, включая закрепление различных ее видов.

Действующее законодательство о выборах предусматривает возможность использования следующий типов избирательных систем : мажоритарной, пропорциональной и смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системы.

Мажоритарная избирательная система

Суть заключается в разделении территории, на которой проводятся выборы, на избирательные округа, в которых избиратели голосуют персонально за тех или иных кандидатов. Для избрания кандидату (кандидатам, если выборы проводятся по многомандатным избирательным округам) необходимо набрать большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании. С юридической точки зрения мажоритарную избирательную систему отличает универсальность применения, позволяющая использовать ее для выборов как коллегиальных органов, так и отдельных должностных лиц. Правом выдвижения кандидатов при этой избирательной системе наделяются как граждане в порядке самовыдвижения, гак и политические партии (избирательные объединения). При образовании вакантных мандатов, обусловленном в числе прочего досрочным прекращением полномочий депутатов (выборных должностных лиц), обязательным является проведение новых (дополнительных, досрочных или повторных) выборов.

Мажоритарная избирательная система имеет разновидности . В зависимости от образуемых избирательных округов различаются мажоритарные избирательные системы, предполагающие голосование по единому избирательному округу, одномандатным и многомандатным избирательным округам. Мажоритарная система на базе единого избирательного округа используется только на выборах должностных лиц. При избрании депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований применяются либо одномандатные, либо многомандатные избирательные округа. Причем максимальное число мандатов, приходящихся на один многомандатный избирательный округ, не может превышать пяти. Вместе с тем данное ограничение не применяется на выборах в органы местного самоуправления сельского поселения, а также иного муниципального образования, границы многомандатного избирательного округа которого совпадают с границами избирательного участка.

Выделяются мажоритарные системы относительного, абсолютного и квалифицированного большинства. Система относительного большинства исходит из того, что для избрания требуется набрать наибольшее число голосов избирателей по отношению к другим кандидатам. Она может применяться на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований, а также на выборах глав муниципальных образований.

При системе абсолютного большинства для избрания кандидата необходимо, чтобы он набрал более половины голосов от числа избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни одному из кандидатов не удается набрать такое количество голосов, проводится повторное голосование по двум кандидатам, за которых в первом туре выборов было подано наибольшее число голосов избирателей. Для победы во втором туре при использовании такой системы достаточно набрать относительное большинство голосов. Система абсолютного большинства применяется на выборах Президента РФ, а также, если это предусмотрено законом субъекта Федерации, на выборах глав муниципальных образований. В принципе нельзя исключать ее использование и на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований, однако действующему избирательному законодательству такие случаи неизвестны.

Система квалифицированного большинства встречается достаточно редко. Она основывается на том, что для победы на выборах необходимо не просто набрать то или иное большинство голосов, а большинство, зафиксированное в законе (не менее 1/3, 2/3, 3/4), от числа проголосовавших избирателей. В настоящее время она практически не применяется, хотя прежде случаи ее использования имели место в некоторых субъектах Федерации. Так, ныне отмененный Закон Приморского края от 28 сентября 1999 г. «О выборах губернатора Приморского края» предусматривал, что избранным по результатам голосования признается кандидат, набравший наибольшее количество голосов при условии, что оно составляет не менее 35% от числа избирателей, принявших участие в голосовании.

Пропорциональная избирательная система

Для характерны следующие черты. Ее применение ограничено выборами депутатов законодательных (представительных) органов; она не применяется на выборах должностных лиц. Правом выдвижения кандидатов обладают исключительно политические партии (избирательные объединения). Избиратели при такой системе голосуют не персонально за кандидатов, а за выдвинутые избирательными объединениями списки кандидатов (партийные списки), а к распределению депутатских мандатов допускаются списки кандидатов, преодолевшие заградительный барьер, т. е. набравшие установленное в законе минимально необходимое число голосов, которое не может превышать 1% от числа избирателей, принявших участие в голосовании. Образовавшиеся вакансии замешаются следующими в порядке очередности кандидатами из списков кандидатов (партийных списков), допущенных к распределению мандатов, вследствие чего проведение дополнительных выборов не предусматривается.

Российскому законодательству известны две разновидности пропорциональной избирательной системы, обусловленные использованием закрытых (жестких) или открытых (мягких) списков кандидатов. При голосовании по закрытым спискам избиратель вправе отдать свой голос только за тот или иной список кандидатов в целом. Открытые списки позволяют избирателю проголосовать не только за определенный список кандидатов, но и за одного или нескольких кандидатов внутри этого списка. В нашей стране явное предпочтение отдается закрытым спискам. Голосование пооткрытым спискам предусмотрено только в нескольких субъектах Федерации (Республика Калмыкия, Тверская область, Ямало-Ненецкий автономный округ).

Пропорциональная избирательная система применяется на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ. В субъектах Федерации в чистом виде она встречается редко (Дагестан, Ингушетия, Амурская область, Свердловская область, г. Санкт- Петербург). Что касается муниципальных выборов, то для них пропорциональная избирательная система в целом нехарактерна. Редкое исключение в этом отношении представляет г. С пасс к-Дальний Приморского края, уставом которого предусмотрено избрание всех депутатов городского округа по партийным спискам.

Смешанная избирательная система

Смешанная (мажоритарно-пропорциональная) избирательная система является комбинацией мажоритарной и пропорциональной систем с законодательно установленным числом депутатских мандатов, распределяемых по каждой из них. Ее применение позволяет соединить достоинства и сгладить недостатки мажоритарной и пропорциональной систем. При этом политические партии (избирательные объединения) получают возможность выдвигать в качестве кандидатов одних и тех же лиц как в составе партийного списка, гак и по одномандатным (многомандатным) избирательным округам. Закон лишь требует, чтобы в случае одновременного выдвижения по одномандатному (многомандатному) избирательному округу и в составе списка кандидатов информация об этом обязательно указывалась в бюллетене, изготавливаемом для голосования по соответствующему одномандатному (многомандатному) округу

Смешанная система используется в настоящее время на выборах законодательных (представительных) органов государственной власти практически всех субъектов Федерации. Обусловлено это тем, что Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 35) требует, чтобы не менее половины депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Федерации либо в одной из его палат подлежало распределению между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов.

При проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований смешанная мажоритарно-пропорциональная система применяется гораздо реже. По всей вероятности, это связано с тем, что федеральное законодательство не требует обязательного использования элементов пропорциональной системы применительно к муниципальному уровню формирования представительных органов власти.

При всей теснейшей взаимосвязи и взаимопроникновении этих не­равнозначных явлений от избирательного права данной страны следует отличать ее избирательную систему, хотя в обыденном сознании эти понятия чаще всего отождествляются.

Понятие избирательной системы. В науке конституционного права в понятие «избирательная система» вкладывается двоякое содер­жание - узкое и широкое.Избирательная система в узком смысле - это лишь определенный способ подведения итогов голосования и рас­пределения на этой основе депутатских мандатов. Именно в этой связи избирательные системы различных стран подразделяются прежде всего на два типа - мажоритарная избирательная система и пропорци­ональная избирательная система, которые подробно характеризуются ниже.

Избирательная система в широком смысле - это весь организм формирования выборных органов государственной власти и органов местного самоуправления, включая организацию и проведение выбо­ров, а также определение их результатов и соответствующее распреде­ление депутатских мандатов. Ясно, что по своему содержанию понятие избирательной системы в узком смысле охватывает лишь часть содер­жания понятия избирательной системы в широком смысле. Это пос­леднее включает в себя, помимо первого, также характеристику всего избирательного процесса на различных его этапах, органов, ответствен­ных за организацию и проведение выборов, и их деятельности, отноше­ний между другими субъектами избирательного процесса (избирателя­ми, кандидатами, политическими партиями и иными объединениями) и их избирательного статуса и т.д., а не только способа подведения итогов голосования и распределения депутатских мандатов.

Основные типы избирательных систем. Различают два основных типа избирательных систем по порядку определения результатов голо­сования - пропорциональная и мажоритарная избирательные систе­мы.Пропорциональная избирательная система предполагает, что в соответствии с принципом пропорциональности депутатские мандаты распределяются в соответствии с количеством и долей голосов, подан­ных на выборах за список кандидатов данной партии или блока партий и иных объединений (избирательного блока). Понятно, что такая изби­рательная система в принципе достаточно справедлива, ибо позволяет, например, иметь своих представителей в парламенте тем малым парти­ям и частям общества, идущим за ними, которые собирают на выборах сравнительно небольшое число голосов. Она применяется в условиях создания многомандатных избирательных округов; при этом чем боль­ше по своим размерам такие округа, тем полнее реализуется принцип пропорциональности (идеальной здесь создается ситуация, когда вся страна (например, Израиль) представляет собой единый многомандат­ный избирательный округ). Но это последнее возможно лишь в неболь­ших по размеру государствах, да и то далеко не всегда. Вместе с тем такая избирательная система связана с возникновением немалых труд­ностей и проблем, особенно если в стране нет такой крупной и влия­тельной партии или блока партий, которые и при этой избирательной системе способны завоевать устойчивое абсолютное большинство го­лосов, что бывает в жизни наиболее часто. С одной стороны, в рамках пропорциональной избирательной системы избиратели голосуют не столько за конкретных кандидатов, сколько за партии, их блоки и в лучшем случае за нескольких их лидеров, которые обозначаются в бюл­летенях для голосования; а с другой - в результате выборов чаще всего образуется парламент, в котором ни одна партия не имеет абсолютного большинства, а наличие относительного большинства требует созда­ния межпартийных коалиций при создании правительства, что, естест­венно, может порождать его неустойчивость и недолговечность.

Мажоритарная (от франц. majorite -большинство)избиратель­ная система означает, что в соответствии с принципом большинства избранным считается только тот кандидат (при одномандатном округе) или ряд кандидатов (при многомандатном округе), которые представ­ляли избирательный список, получивший большинство голосов в дан­ном округе. Поскольку большинство может быть относительным, абсо­лютным и квалифицированным, в рамках мажоритарного типа избира­тельной системы различают такие три его разновидности, как мажори­тарные избирательные системы относительного, абсолютного и квалифицированного большинства в зависимости от того, требуется ли по закону для победы на выборах получение кандидатом (списком канди­датов) соответственно - либо больше, чем любой другой кандидат (список); либо хотя бы на один голос больше, чем половина всех голо­совавших (или зарегистрированных) избирателей, либо установлен­ный законом процент голосов, обычно более или менее существенно превышающий половину проголосовавших или зарегистрированных избирателей (например, несколько меньше или больше двух третей голосов).

Совершенно очевидно, что мажоритарная избирательная система выгодна и обычно поддерживается сравнительно крупными партиями и серьезными блоками партий и иных политических объединений, су­мевших договориться о выдвижении единых избирательных списков. Достоинством этой системы является то, что избиратель непосредст­венно знает, за какого или каких именно кандидатов он голосует. Прак­тика применения мажоритарной избирательной системы показывает, что она способна обеспечить более успешное формирование парламен­тов с устойчивым (однопартийным) большинством и меньшим числом разнородных партийных фракций, что немаловажно для стабильности правительств. Не случайно, что мажоритарная избирательная система имеет в целом большее распространение в мире, нежели пропорцио­нальная. Она действует в США, Великобритании, Франции, Австра­лии и еще в нескольких десятках стран. В то же время нельзя не видеть, что мажоритарная избирательная система серьезно сужает возможнос­ти на парламентском уровне отражать широкий спектр интересов мень­шинства, особенно мелких и даже средних партий, часть из которых часто остается без парламентского представительства, хотя в совокуп­ности они могут вести за собой очень значительную, а то и большую часть населения. В условиях мажоритарной системы относительного большинства при наличии большого числа кандидатов (списков) побе­ду на выборах может одерживать кандидат, набравший лишь десятую часть голосов избирателей.

Все сказанное о пропорциональной и мажоритарной избиратель­ных системах порождает и усиливает, особенно в современных услови­ях, поиски сочетания преимуществ той и другой путем их гибридиза­ции на различной основе. Так появился и такой тип избирательной системы, как смешанная избирательная система, при которой часть депутатов избирается по пропорциональной системе, а другая часть - по мажоритарной. Эта система, несомненно, производна от двух рас­смотренных основных типов избирательных систем и поэтому было бы вряд ли правомерно ставить ее на один уровень с ними. Но это не означает, что смешанная избирательная система не может выделяться в качестве особого, самостоятельного типа такой системы, поскольку она не укладывается в каждую из указанных основных систем. Нагляд­ным примером такой избирательной системы является избирательная система современной России, где половина депутатов Государственной Думы избирается по избирательным (партийным) спискам, т.е. на про­порциональной основе, а половина - в одномандатных округах по ма­жоритарной системе. В своеобразных формах смешанная избиратель­ная система используется в ФРГ при выборах депутатов Бундестага - нижней палаты парламента, в Италии, Венгрии, Болгарии, Грузии, Литве и др. странах. Соотношение между принципами пропорциональ­ности и мажоритарности в смешанной избирательной системе может быть различным: в одних случаях они сочетаются в равной пропорции; в других - преобладает принцип пропорциональности; в третьих - в большей мере применяется принцип большинства.

В характеристике избирательной системы важное место занимает проблема заградительного барьера (пункта), вводимого при использо­вании пропорциональной, а отчасти смешанной системы в целях избе­жания чрезмерно дробной партийно-фракционной структуры парла­мента и создания в нем достаточно крупных партийных фракций. Заградительный барьер (пункт) - это определенный законом минималь­ный процент голосов избирателей, который должна собрать данная партия или избирательный блок партий и иных объединений в масшта­бах всей страны, чтобы получить доступ в парламент и принять участие в распределении депутатских мандатов. Высота такого барьера сущест­венно отличается в различных странах: в Израиле он достаточно низок - всего один процент; в Дании - два; в Аргентине - три; в Ита­лии, Швеции, Венгрии и Болгарии - четыре; в Египте - восемь; в Турции - даже десять процентов. В ряде стран при создании избира­тельных блоков партий вводится особый, повышенный заградитель­ный барьер (например, в Словении не 5, а 7 процентов).

Избирательный процесс - это нормативно урегулированная дея­тельность политических субъектов (органов, партий и иных объедине­ний, избирателей и их групп) по организации и проведению выборов в государственные органы и органы местного самоуправления. Он имеет свои основные этапы (стадии): назначение выборов; определение изби­рательных округов и организация избирательных участков; создание избирательных органов (комиссий и др.); регистрация избирателей; выдвижение и регистрация кандидатов; предвыборная агитационная кампания; голосование; подсчет голосов и определение результатов голосования, итогов выборов. Не все эти стадии обязательны для всех видов выборов.

Избирательный процесс начинается с назначения выборов. Оно может постоянно и жестко закрепляться в конституции или ином зако­нодательном акте (например, как в США, Мексике, Коста-Рике, Лат­вии и др.) и поэтому не требовать каждый раз перед очередными выбо­рами издания специального нормативного правового акта. Так, в США законодательно установлено, что всеобщие парламентские выборы, а также выборы в государственные органы и органы самоуправления проводятся в первый вторник после первого понедельника ноября ме­сяца каждого четного года, а президентские выборы в тот же день каж­дого високосного года. Но в большинстве стран выборы назначаются каждый раз путем издания специального акта, в котором и определяет­ся их дата. Часто в конституциях хотя и не устанавливается точная дата выборов, но указывается, что они проводятся в определенный срок до или после истечения полномочий соответствующего органа или после его роспуска. Вопрос о праве назначения выборов решается неодно­значно в различных странах, но чаще всего парламентские выборы назначаются главой государства, а президентские - парламентом.

Избирательные округа - это избирательные единицы, охватываю­щие совокупность имеющих право голоса лиц, проживающих на опре­деленной территории (территориальные округа) или входящих в про­изводственные коллективы (производственные округа) или иные объ­единения избирателей (например, профсоюзы). Производственные ок­руга создаются сегодня достаточно редко (например, в КНР). В отдель­ных случаях избирательные округа создаются по этническому принци­пу (например, в Сингапуре и Фиджи). Учитывая то, что определение избирательных округов способно существенно влиять на результаты голосования, оно чаще всего устанавливается при парламентских вы­борах законом, в ряде случаев (например, в Италии) постановлением правительства или особой комиссией (например, в Великобритании, ФРГ, Канаде), а при выборах в органы местного самоуправления - решениями самих этих органов. С тем чтобы обеспечить принцип равенства избирательного права путем создания примерно равных по численности населения (или избирателей) округов, нередко числен­ность всего населения страны делится на количество депутатских ман­датов и таким образом определяется примерный средний размер одно­мандатного избирательного округа. Сами округа в зависимости от того, сколько депутатов от них избирается в парламент, могут быть одноман­датными и многомандатными (два и более депутата). В реальной поли­тической жизни принцип равного избирательного права здесь соблю­дается далеко не всегда, и поэтому нарезка избирательных округов часто является объектом политиканских злоупотреблений привержен­цев так называемой избирательной географии или избирательной гео­метрии.

Избирательные участки - это места для голосования тех избирате­лей, которые проживают в непосредственной близости от него, и первичного подсчета поданных голосов. В избирательном округе обычно насчитывается несколько и даже много избирательных участков, каж­дый из которых чаще всего охватывает даже на парламентских выборах от нескольких сот до нескольких тысяч жителей (избирателей), хотя могут создаваться в особых условиях участки для нескольких десятков жителей (избирателей). В избирательных участках создаются участко­вые избирательные комиссии, осуществляющие первичный подсчет поданных голосов и на итоги которого опираются все вышестоящие из­бирательные комиссии, прежде всего и непосредственно окружные.

Избирательные органы - это избирательные комиссии (бюро, со­веты, президиумы, трибуналы и др.), осуществляющие организацион­ное руководство и управление избирательным процессом. Они не толь­ко организуют и проводят сами выборы, но и контролируют соблюде­ние всеми участниками избирательного процесса избирательного зако­нодательства и иных правовых норм, в том числе и особенно ход изби­рательных кампаний, определяют и публикуют итоги выборов, вклю­чая признание их состоявшимися или несостоявшимися, действитель­ными или недействительными По своему уровню избирательные ко­миссии подразделяются на: а)участковые, действующие в масштабах избирательных участков; б)окружные, действующие в масштабах из­бирательного округа, осуществляющие регистрацию кандидатов по данному округу и определяющие итоги голосования в нем;территори­альные, образуемые в масштабах административно-территориальных единиц и обобщающие и публикующие итоги выборов в этих масшта­бах;центральные, действующие в масштабах всей страны (в федера­тивных государствах и в масштабах субъектов федерации). В одних странах избирательные комиссии носят постоянный характер, а в дру­гих временный, ибо создаются лишь на время выборов. Участковые и окружные комиссии обычно образуются на временной основе, терри­ториальные бывают и постоянными, и временными, а центральные чаще всего постоянными. Но центральные избирательные комиссии создаются не во всех странах, поскольку во многих из них (например, во Франции, в Великобритании, Италии, Мексике и др.) их функции выполняет министерство внутренних дел, а в США она не создается в связи с тем, что все практические вопросы выборов, в том числе и федеральных, решаются на уровне штатов. Центральная избирательная комиссия создается либо президентом, либо парламентом, либо прави­тельством, а в ряде случаев - верховным судом.

Регистрация избирателей означает, как правило, включение имею­щего избирательные права лица в список избирателей, на основании которого оно допускается к голосованию. Такие списки составляют либо местные органы власти, либо специальные службы (гражданский регистр), либо органы министерства внутренних дел, либо налоговые органы и т.д., которые передают их участковым избирательным комис­сиям для проверки, уточнения и проведения голосования. Сама реги­страция может носить обязательный и необязательный, добровольный характер. В первом случае (например, в ФРГ, Италии, Великобрита­нии, Индии, Швеции, Швейцарии и др.) в списке избирателей оказы­ваются все установленные регистраторами лица, имеющие право голо­са, вне зависимости от их желания. Во втором (например, в США, Франции, Испании, Мексике и др.) - только те, кто сам выразил же­лание принять участие в голосовании. Списки избирателей могут быть постоянными, которые уточняются перед каждыми новыми выборами, и временными, составляемыми каждый раз заново к новым выборам.

Иногда (например, в Сирии) списки избирателей перед голосова­нием не составляются, а голосование осуществляется на основе просто­го предъявления удостоверения личности, в котором делается соответ­ствующая отметка. В странах с высоким уровнем неграмотности голо­сование также может проходить без списков избирателей путем остав­ления своего отпечатка большого пальца, окрашиваемого несмываемой краской.

Выдвижение и регистрация кандидатов - очень важный этап изби­рательного процесса, в ходе которого четко определяется круг избира­емых лиц и в этом смысле проясняются первые, пусть и самые общие контуры его результатов. Хотя о тех или иных претендентах на пост президента или депутата парламента может немало говориться и задол­го до назначения выборов, но только после назначения выборов и офи­циального выдвижения и регистрации (или оглашения акта) они ста­новятся кандидатами, могут начинать предвыборную агитацию и полу­чать финансовую поддержку. Кандидатами могут быть лица, обладаю­щие пассивным избирательным правом для занятия соответствующей должности (например, должности президента) или получения депутат­ского мандата согласно действующему в данной стране избирательно­му законодательству.

Выдвижение кандидатов может происходить различным образом. Широко распространенным является выдвижение кандидатов полити­ческими партиями или другими общественными объединениями (на­пример, в ФРГ, Японии, Египте, Австрии, Португалии, Украине, Бела­руси, Финляндии и др.). Разновидностью такого способа выдвижения является и использование первичных выборов (праймериз), на кото­рых сторонники различных партий проверяют уровень популярности своих кандидатур (в США). Другой способ - выдвижение кандидатов более или менее крупной группой избирателей - от двух человек (в Бельгии и Канаде) до нескольких десятков (в Дании и Нидерландах), нескольких сотен (в Бельгии) и даже тысяч человек (в Польше). В ряде стран выдвижение может осуществить и каждый отдельный избира­тель (например, во Франции, Японии, Индии, Вьетнаме), в том числе в форме самовыдвижения, при котором обычно требуется поддержка подписями некоторого числа (чаще всего небольшого) избирателей и/или внесение избирательного залога. Указанные способы не исклю­чают друг друга, а, как правило, сочетаются, хотя имеют место случаи, когда право выдвигать кандидатов предоставляется только партиям (например, Австрия, Португалия, Египет) или партиям или иным об­щественным объединениям (Украина, Беларусь). Институт избира­тельного залога имеет место не во всех странах, хотя и не так уж редок (он введен во Франции, Великобритании, Канаде, Австралии, Нидер­ландах, Ирландии, Шри-Ланке и др.). Залог обычно возвращается, если данный кандидат получает установленный процент поданных го­лосов избирателей (чаще 4-5 процентов, а иногда и 12-15 процентов). После выполнения этих и других необходимых условий и процедур выдвинутый кандидат регистрируется назначенным для этого избира­тельным органом и с этого момента (или с момента оглашения этого акта) получает официальный статус кандидата.

Предвыборная агитационная кампания обычно начинается после регистрации кандидатов и прекращается за сутки до дня выборов. В этот период кандидаты получают возможность выступать не только на предвыборных митингах и собраниях, но и в средствах массовой ин­формации, включая бесплатные выступления в государственных сред­ствах массовой информации. Законодательство различных стран более или менее жестко регулирует эти и другие вопросы предвыборной аги­тации, стремясь прежде всего обеспечить равенство возможностей в этом для всех кандидатов. Это относится не только к равному исполь­зованию государственных средств массовой информации, но и к равен­ству ассигнований из государственного бюджета на избирательные рас­ходы для кандидатов или их партий (хотя такие ассигнования предус­мотрены не во всех странах), установлению пределов финансовых рас­ходов на избирательную кампанию, максимальных размеров пожертво­ваний, запрещению участия в предвыборной агитации части должност­ных лиц, к запрету агитации в армии и т.д. В некоторых странах (на­пример, Франция, Венгрия и др.) за несколько дней до голосования не допускается опубликование итогов опросов общественного мнения с тем, чтобы не оказывать давление на избирателя непосредственно перед его выбором.

Голосование - главная стадия избирательного процесса, на которой осуществляется волеизъявление избирателей. В голосовании прини­мают участие избиратели, включенные в соответствующие списки и представившие удостоверения личности или избирательные карточки, выдаваемые в ряде стран при регистрации. Голосование, как правило, происходит очно, но в некоторых странах (во Франции, ФРГ и др.) оно может осуществляться и заочно, по доверенности. Иногда (в Великоб­ритании, ФРГ, Дании и др.) допускается голосование по почте. Чаще всего голосование происходит традиционным путем - избирательны­ми бюллетенями, но сегодня все шире используется голосование с по­мощью специальных машин, позволяющих более оперативно подво­дить итоги голосования и решать ряд других проблем. Как правило, голосование происходит за один день, что направлено на сокращение возможностей для фальсификаций результатов выборов.

Подсчет голосов и определение результатов голосования начинают­ся непосредственно после истечения срока голосования на избиратель­ных участках. Открыто и гласно определяется число поданных голосов, действительных и недействительных бюллетеней. Закон определяет условия признания бюллетеней недействительными. Итоговые доку­менты участковых избирательных комиссий направляются в окружные избирательные комиссии, которые и определяют результаты голосова­ния по данному избирательному округу. Им также принадлежит право решать вопрос о действительности выборов, а при определенных усло­виях - о проведении второго тура голосования или новых выборов. В масштабах страны в целом или ее составных частей итоги выборов подводятся центральными и иными территориальными избирательны­ми органами, которые официально опубликовывают их. В зависимости от установленного в стране типа избирательной системы итоги голосо­вания могут приводить к различным результатам выборов.