Как заправлять газовый баллон. Как заправить одноразовый газовый баллончик? Делаем переходник

В данной статье, хочу показать один из вариантов, как можно сделать переходник для повторной заправки одноразовых цанговых газовых баллончиков.

Для изготовления потребуется:

- газовая горелка (покупал в Китае)
- шланг кислородный 1 метр
- насадка на большой газовый баллон с левой резьбой
- два хомута
- отвертка
- весы
- большой газовый баллон

Процесс изготовления

Первым делом разбираем газовую горелку. Необходимо открутить сопло. Оно на резьбе и легко снимается. В последующем можно снова все легко собрать и пользоваться по назначению.

Затем берем шланг и один конец одеваем на переходник для большого газового баллона, а второй на горелку и хорошенько стягиваем хомутами.

Вот и все, переходник готов. теперь его можно накрутить на газовый баллон.

Важно!
Это все таки газ! Соблюдайте осторожность!
Заправляю я так: сперва выпускаю из баллончика весть оставшийся воздух, ставлю на весы. Вес пустого баллончика составляет 95 грамм. Затем подсоединяю баллончик к переходнику и открываю вентили. Большой баллон необходимо положить набок, что бы жидкий газ стек до краника. Я обычно заливаю от 150 до 180 грамм, не больше, для этого держу открытым клапан примерно 10 секунд. После заправки снова ставлю на весы и смотрю результат.

Лично я не против самого факта повторной заправки резьбового туристского газового баллона. Но я категорически против известной практики заправки таких баллонов именно бытовым сжиженным газом .
Рассмотрим диаграмму насыщенных паров бытового газа. Ориентироваться будем на зимнюю смесь, поскольку явно не знаем, какую смесь мы приобрели на газовой заправке.
При комнатной температуре её давление в баллоне будет около 8 атмосфер. А при 40*С уже 12 атмосфер. И это давление будет всегда при наличии жидкой фазы в баллоне, даже если баллон почти пустой, например, заполнен всего на 10%.
Не стоит думать, что 40*С это труднодостижимая температура. Оставьте неработающий баллон (нет испарения и, соответственно, охлаждения) на солнце в безветренную погоду. Минут через десять проверьте степень его нагрева. Будете удивлены, особенно, если баллон темной окраски.

Теперь перейдем к туристским газам и рассмотрим другую диаграмму.

Основной наполнитель туристских баллонов это изобутан. Его в составе смеси 70-75%, пропана - 20-25%. По диаграмме видно, что при комнатной температуре давление газа в заводском туристском резьбовом баллоне не более 4,5 атмосфер, а при 40*С не более 8 атмосфер.
Главный вывод следующий: бытовой газ при одинаковых температурах создает в баллоне давление значительно выше , нежели туристские газовые смеси .
Учитывая, что туристские баллоны не рассчитаны на давление пропан-бутановой смеси, заправлять их бытовым сжиженным газом явно рискованно.
Особенно цанговые ("дихлофосные") баллоны.

Дихлофосные баллоны рассчитаны на меньшее давление, чем резьбовые. Корейцами заявлено (информация из статей в рунете, возможно ошибочна), что не более чем на 6,4 атмосферы. Справедливости ради отмечу, что практические испытания на разрушение баллонов дают более высокие значения. Но производители ориентируются на расчет и заправляют цанговые баллоны менее опасной смесью (З0% пропана - 70% бутана), а также требуют не подвергать баллоны воздействию прямых солнечных лучей и нагреву свыше 45*С.

Заправляя зимней смесью бытового газа, мы уже при комнатной температуре создаем давление в баллоне 8 атмосфер. Такое давление значительно выше расчетного для цангового баллона и вероятность механического разрушения баллона становится вполне реальной.
Заправка летней смесью снижает этот риск, но нагрев газа может привести ситуацию к опасным границам.
Даже у баллона заводского заполнения, оставленного надолго под солнечными лучами, выдавливает дно. Будь этот баллон заправлен бытовым сжиженным газом, его корпус просто разорвало бы.

Вы готовы постоянно оберегать баллон от температурных перегрузок? Следить за тем, что бы кто-то другой не оставил заправленный вами баллон надолго под солнцем? Не проще ли отказаться от заправки бытовым газом в принципе? Лично я отказался сразу.

Однако повторную заправку резьбовых туристских баллонов я все же считаю возможной и даже иногда так действую. Но заправляю баллоны только туристкой смесью газов . И делаю это скорее, в виде исключения, а не в повседневной практике.
Обычно я сливаю газ в один баллон из нескольких. Из тех, в которых остался газ от предыдущих походов, и которые в следующих поход тащить было нерационально. Естественно, заливаю газ в заведомо исправные и только резьбовые баллоны с соблюдением необходимых мер безопасности.

Тем, кого написанное выше не убедило, и кто готов на свой страх и риск заправлять туристские баллоны бытовым газом настоятельно рекомендую еще до заправки выяснить характеристики заправляемого газа.
Процентное соотношение пропана и бутана в смеси регулируется государством и зависит от сезона и климатических условий региона.
Так, в зимний период количество пропана обычно не менее 70—80%, и эту смесь никоим образом нельзя использовать для заправки. Велик риск криминальных последствий.
Летняя смесь в отдельных регионах может содержать пропана уже не более 40%. Такая смесь сопоставима по создаваемому ею давлению с газом в "ковеевских" резьбовых баллонах. И теоретически, её возможно заправить в такие баллоны.
Поэтому перед принятием решения о возможности заправки достоверно узнайте процентный состав продаваемого у вас сжиженного газа.
Ну а затем приведенная выше диаграмма насыщенных паров пропан-бутановых смесей вам в помощь.

Рекомендуют производить их заправку на специализированных точках. Здесь она не вызовет сложностей, так все сертифицированные заправки оснащены необходимым оборудованием. Но у частника, использующего бытовой газ в баллонах, не всегда есть возможность отвезти емкость к специалисту.

Опасна ли самостоятельная заправка газового баллона?

Самостоятельная заправка газовых баллонов запрещена, но в случае необходимости можно нарушить это правило. Главное, соблюдать рекомендованные меры безопасности. Факторы, из-за которых производитель баллонов запрещает заправку неспециалистами – горючесть и взрывоопасность газа.

Как заправить газовый баллон?

Тому, кто решился на этот шаг, следует знать конструкцию баллона. Закачку газа и его расход обеспечивает мультиклапан, установленный на горловине металлической емкости. Для заправки нужно собрать заливочную систему, состоящую из двух газовых шлангов, газового шарового крана, переходника с уплотнителями, баллона с газом. Важно качественно соединить все элементы конструкции. Для этого используют подходящие по размеру муфты. Все оборудование можно купить на рынке.

Баллон с газом требуется установить вниз вентилем. Для этого можно соорудить конструкцию из деревянных брусков, либо установить его в кресло и надежно зафиксировать в вертикальном положении. Те, кто имеет опыт самостоятельной заправки , предпочитают приваривать к нему металлическую «юбку», которая при переворачивании емкости служит устойчивой опорой. Остатки газа нужно стравить.

Переходник накручивают на резьбу баллона. Для подачи газа нужно использовать шаровый кран заливной системы, а не вентиль баллона. Редуктор не потребуется, так как он будет замедлять заправку. Поверяют надежность заливной системы и открывают подачу газа.

Процесс заполнения баллона небыстрый: понадобится от 5 до 15 минут. Во время перетекания газа переходная система сильно охлаждается, поэтому проверять уровень заправки нужно в перчатках. Недопустимо использование открытого огня вблизи работающей заливной системы. Рекомендуется исключить даже искры. Заправляют баллон только на открытом воздухе.

С помощью аналогичной системы можно заправлять небольшие туристические газовые баллоны. Понадобится переходник, весы, пустой баллон, бытовой баллон с газом. Взвешивают пустую емкость. Поочередно накручивают переходник на баллоны, открывают кран и начинают заливку газа.

Несмотря на значительный рост цен на энергоресурсы, газ по-прежнему является самым распространенным видом топлива. Его используют для разных целей, в том числе и для заправки автомобилей. Установка газобаллонного оборудования на машины позволяет снизить затраты на приобретение топлива.

Приобрести подходящие баллоны и другое оборудование можно на сайте http://safegas.com.ua/ru/gazovye-ballony/ .

Необходимое оборудование

Газ, который подается в жилые дома, стоит намного дешевле, чем сжиженный газ на специализированных заправках. Поэтому заправлять баллоны от кухонной плиты намного выгоднее. Но для того чтобы самостоятельно осуществить этот процесс понадобится специальное оборудование.

На сегодняшний день существует два доступных варианта:

  • мобильные газозаправочные станции промышленного изготовление. Такое оборудование в нашей стране не производят. Поэтому придется обратиться к иностранным производителям. Установки для заправки баллоны бытовым газом производят во Франции, Австрии, Германии и многих других странах;
  • самодельные установки. Для того чтобы изготовить такое оборудование необходимо обладать определенными навыками. Важно понимать, что при утечке бытового газа возможны несчастные случаи.

Особенностью оборудования, которое позволяет заправлять баллоны бытовым газом, является использование нескольких компрессоров, объединенных в разные контуры. Это позволяет производить постепенное увеличение давления газа.

Принцип работы газозаправочной установки

Поскольку давление газа в газопроводе составляет примерно 0.05 Атм., то перед заправкой его необходимо сжать до 200 Атм. Эту задачу и решает установка для заправки баллонов. Она может включать в себя от 3 до 5 контуров, при этом принцип работы будет неизменным:

  1. Газ проходит фильтр, установленный на входе в систему, и попадает в цилиндр контура.
  2. Компрессор нагнетает давление, и сжатый газ подается в радиатор охлаждения.
  3. По трубопроводу газ подается в следующий контур, где происходит еще большее сжатие.

Все процессы повторяются в каждом контуре. Перед заправкой в баллон высокого давления, газ пропускается через молекулярный фильтр.

Длится процесс заправки от 1.5 до 2 часов. Если использовать резервные баллоны, в которые газ будет нагнетаться заранее, то время можно сократить до 10-15 минут.

Используя самодельное газозаправочное оборудование необходимо быть предельно осторожным. Утечки газа могут стать причиной различных несчастных случаев.

Вспоминается времечко (начало нулевых), когда китайские газовые плитки и прилагающиеся к ним поллитровые баллоны (в простонародье — «дихлофосы») стали появляться в рыболовных и туристических лавках. В ту пору за один подобный баллон торговцы просили около ста рубчиков, что для не совсем доходных слоёв населения — было, мягко выражаясь — совсем не по карману. И тогда хитрая на выдумку голь научилась их — оные баллончики — заправлять от бытовых газовых баллонов.

Неизвестно имя того пионера, кто первый воздвиг мост в виде шланга между могучим 50-литровым гигантом и малюткой-поллитровкой, но сие событие стало эпохальным, ибо с него и началась Великая Эра Халявного Газа.

Мы сотоварищи этим делом душеньку в своё время тоже хорошо отвели. Столько баллонов перезаправили — счёт потеряли! И продолжалось бы всё так и дальше, покуда не обнаружился неприятный изъян у одного уже не единожды перезаправленного баллона. Он, этот баллон — дал течь, и начал медленно, но верно — спускать своё драгоценное содержимое в атмосферу.

Не сразу, но появилось у нас подозрение, что давление газа, закачанного в баллон — явно не соответствует давлению, которое тот обязан держать. Это подозрение также было подкреплено одним замечательным событием, произошедшим с совершенно другим перезаправленным баллоном.

Сей баллон был вставлен в портативный газовый агрегат, располагавшийся в только что установленном (на хорошем морозе) мобильном пристанище рыболова. И покамест в палатке царил дубак — агрегат исправно излучал калории, постепенно повышая температурку. И когда таковая достигла значения, при котором перестали мёрзнуть лунки (а также грабли рыболова) — в агрегате сию же секунду сработал клапан аварийного давления, враз отключивший подачу газа в систему. Оный клапан — ежели верить бумажке с иероглифами — нужен дабы предотвратить перегрев баллона. Но баллон-то был прохладен! Аки пиво из холодильника!

Стало ясно, что опосля кустарной перезаправки с баллонами происходит что-то не то, и газу внутри их явно некомфортно.

Таки да, но ведь оригинальный газ, закачанный в баллоны фирмой-изготовителем — спокойно себе плескался внутри, не делая при этом никаких поползновений слинять наружу.

Впоследствии выяснилось, что изначально в баллоны был залит жидкий бутан, либо изобутан, мы же по простоте душевной «надували» их техническим пропаном. Нижеследующая таблица красноречиво показывает, чем пропан отличается от своих братьев бутана и изобутана.

Таблица 1. Давление (в атмосферах) насыщенных паров предельных углеводородов.

Температурка, °C Давление, атм
— терпимое; — невыносимое; — пацаны, врассыпную!
Бутан Изобутан Пропан
0 1,01 1,15 4,59
5 1,21 1,80 5,36
10 1,44 2,12 6,21
15 1,72 2,49 7,16
20 2,02 2,90 8,22
25 2,37 3,37 9,39
30 2,76 3,89 10,66
35 3,20 4,46 12,10
40 3,69 5,11 13,64
45 4,23 5,82 15,34
50 4,84 6,60 17,17
55 5,50 7,49 19,18
60 6,23 8,42 21,34
65 7,03 9,44 23,67

Как сообщил нам агент парагвайской разведки, работающий под прикрытием в Южной Корее — все «дихлофосы» рассчитаны на давление до 6,4 атмосфер. Исходя из вышенарисованной таблички можно легко понять, почему изготовители баллонов запрещают греть свою продукцию выше 40-45°C — именно при сей температурке давление изобутана начинает уже по-настоящему проверять на прочность тонкие стенки баллона. А вот баллон с бутаном, как видно из таблицы — теоретически можно ещё на пару десятков градусов подогреть, но — фирма сказала низя, значит низя! Почему — есть одна версия, но о ней ниже.

Ну вот, теперь пришло время посмотреть в колонку с пропаном и округлить глаза… Уже при нуле градусов сей газ ощутимо давит на стенки баллона, намекая на то, что внутри ему становится туговато. При 15°C давление паров преодолевает предельную отметку в 6,4 атмосферы. А при 40°C оно уже более чем вдвое выше максимально допустимого (что категорически недопустимо). Не могу точно сказать — при каком давлении баллон наконец-то не выдержит и затрещит по швам, но лучше сие на практике не проверять . Мы умудрялись хранить перезаправленные пропаном баллоны при комнатной температурке, на всякий случай не допуская их нагревания, и 8 с копейками атмосфер, судя по всему, баллон спокойно выдерживал.

Не стоит забывать, что кроме стенок, которые, вероятно и справятся с давлением, несколько превышающим заявленную норму, в баллоне есть и такая интимная часть, как клапан. Сколько он выдержит — вопрос интересный, ведь в конструкции сего «органа», помимо металлических частей, имеются и пластмассовые детали. Его могли попросту «наджабить» при перезаправке, посему в одном баллоне он и начал травить.

Баллон могли и «передуть». Известно, что любой сжиженный газ должен наливаться в ёмкости таким образом, дабы сверху оставалось свободное пространство . Зачем сие надобно? Учёные мужи от физики неоднократно писали в своих научных трактатах о том, что жидкий газ — не вода, при повышении температуры он — ещё не успев испариться — заметно расширяется. И ежели в баллоне не будет свободного места — газ порвёт его аки мойву (вот возможно, что именно поэтому для баллонов с чистым бутаном предел нагрева — 45°C, несмотря на то, что давление паров ещё не достигло предельных 6,4 атмосфер).

Какие же выводы из всего вышесказанного можно сделать?

А вывод тут напрашивается единственный: не уверен — не заправляй.

Конечно, при исправном оборудовании, прямых руках и трезвой голове это вполне осуществимо. И ведь не обязательно чистый пропан в баллоны лить, можно и пропан-бутановую смесь, где оного пропана всего треть.

С чистым же пропаном остаётся единственное — держать баллоны на холоде и там же их эксплуатировать, не допуская даже малейшего нагрева.

Ну и самое главное — любая перезаправка одноразового баллона осуществляется перезаправщиком на свой страх и риск, и в случае каких-либо неприятных последствий — вся ответственность за произошедшее будет лежать исключительно на нём.

Между прочим, в последнее время газ в баллончиках существенно подешевел, и возникает закономерный вопрос: а нужна ли она вообще — вся эта возня со шлангами? Может, таки проще купить новый баллон, чем возиться с перезаправкой старого?