Покрыть толью или толем. Толь - это бюджетный вариант кровельного покрытия

Добрый день, уважаемая "Грамота.ру"! Подскажите, пожалуйста, как правильно расставить знаки пунктуации в предложении: 1. Центр досуга «Радуга» – прежде всего «дом» для молодёжи. или 2. Центр досуга «Радуга» прежде всего «дом» для молодёжи. И нужно ли кавычить слово "дом"?

Корректно: Центр досуга «Радуга» прежде всего дом для молодежи.

Вопрос № 297791

Здравствуйте! Верно ли предложение "О загородном доме мечтают многие городские жители"? Если да, то как объяснить употребление слова "дом" в единственном числе, ведь они мечтают не об одном, а о разных домах - каждый о своём.

Ответ справочной службы русского языка

Предложение корректно. Это нормальное употребление единственного числа в значении множественного.

Вопрос № 290070

Как пишется дом Пушкина? "Дом" - с маленькой буквы?

Ответ справочной службы русского языка

Если имеется в виду дом, в котором жил Пушкин, то правильно с маленькой: дом Пушкина .

Вопрос № 283817

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, в выражениях типа "дом Шанель", "дом Картье" и так далее "дом" пишется с маленькой буквы или с большой? Заранее спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Слово дом в знач. "модный дом" или "ювелирный дом" лучше писать с маленькой буквы.

Вопрос № 231409
И еще один вопрос. Наши юристы регистрируют названия фирм, не соблюдая правила русского языка, и все это проходит через госучреждения без исправлений. Как все-таки правильно (кавычки это же парный знак): ООО Агентство недвижимости "Дом" ООО "Агентство недвижимости "Дом" ООО "Агентство недвижимости "Дом""?

Ответ справочной службы русского языка

Верно: _ООО «Агентство недвижимости "Дом"» и _ООО «Агентство недвижимости «Дом»_.
Вопрос № 220405
Необходимо ли ставить запятую между названием улицы и цифрами, обозначающими номер дома, если слово "дом" (или сокращенно - "д.") отсутствует? Например, правильней будет: ул. Ленина 125 или ул. Ленина,125?

Ответ справочной службы русского языка

Запятая все равно нужна.
Вопрос № 219065
Как правильно делать в написании адреса: ул. Московская, д. 14 или ул. Московская, 14? Мои коллеги уверяют, что вариант с сокращенным (или несокращенным) словом "дом" неправильный, нужно вообще без этого слова. Так ли это? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Оба варианта корректны.
Вопрос № 215692
г. Минск, ул. Немига, 40 (дом быта) Слово "дом" пишется с маленькой или большой буквы? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: дом быта (со строчной буквы).
Вопрос № 202028
По идее правильно говорить "скучать по ком/чём?", то есть, предложный падеж, так? (скачать по Вас) А почему тогда в словосочетании, например, "скучать по дому", слово "дом" стоит в дательном падеже?

Ответ справочной службы русского языка

Это правило касается только местоимений. См. http://spravka.gramota.ru/hardwords.html?no=294&_sf=120 [«Непростые слова»].

Обширный ассортимент кровельных и гидроизоляционных рулонных материалов содержит много наименований. Одним из самых старых и наиболее известных является толь.

Это материал, который представляет собой специальный сорт картона, дважды обработанный каменноугольной или дегтевой пропиткой. Выпускается в нескольких вариациях. Различные марки и сорта имеют свое предназначение. Одни служат для обустройства кровель, другие используются для защиты строительных конструкций от проникновения влаги.

Дегтевая пропитка, содержащая в своем составе значительное количество карболовой кислоты, способствует предотвращению гнилостных процессов. Не допускает размножения бактерий и развития сырости.

Основные технические характеристики материала

При покупке кровельного материала данной категории следует обращать внимание на маркировку. Его качество должно соответствовать требованиям ГОСТ 10999-76 "Толь кровельный. Технические требования". Определить какие-либо специальные преимущества толи непросто. Разве что можно отметить невысокую стоимость, отсутствие дефицита на рынке, неприхотливость в работе. Застройщиков особенно привлекает дешевизна материала. Поскольку его приходится часто использовать при временных работах.

Технические характеристики толя по маркам изложены в следующей таблице:

Марка Наименование Наличие верхнего слоя Предназначение Вес 1 кв.м картона, г

Толь-кожа (без посыпки)

Кровля, пароизоляция

Толь гидроизоляционный

Гидроизоляция

Толь с посыпкой из песка

По обеим сторонам полотно имеет поверхностную пленку из пропиточного вещества, защищенную слоем кварцевого песка

Кровля для временных зданий и сооружений или первый слой для рулонной кровли из других материалов

Толь с посыпкой материалом с крупным зерном

По обеим сторонам слои тугоплавкого дегтя с крупнозернистой посыпкой

Кровля для временных зданий и сооружений или первый слой для рулонной кровли

Существуют еще марки толя с крупнозернистой посыпкой с лицевой стороны полотна - ТГ 300 и ТКК 400. Изнаночная часть у них обработана мелкозернистым или пылевидным порошком. Посыпка не должна содержать глинистые примеси.

Из недостатков материала можно отметить его слабую стойкость к огню, плохую переносимость минусовых температур. На морозе толь трещит и лопается. Долговечностью он также порадовать не может.

Как сделать кровлю

Решение покрыть крышу толью обычно принимается в качестве временной меры. Чтобы толевая кровля прослужила, как минимум, три года, необходимо правильно выполнить все этапы работы. Укладку можно производить на любое основание - деревянное, бетонное, шлакобетонное. Однако материал применим только для плоских крыш, с уклоном не более 12 градусов. Для работы необходимо выбрать теплое, сухое время года.

  1. Если покрытие выполняется повторно, то старое надо снять полностью, а основу очистить и выровнять. В случае стропильной конструкции крыши делают новую обрешетку или правят имеющуюся. При наличии основания из железобетонных плит - выполняется выравнивающая стяжка цементно-песчаным раствором.
  2. Для нижних слоев кровли используется толь-кожа ТК 350 или марка ТП 350 с мелкой посыпкой. Верхнее покрытие выполняется толью для крыши ТВК 420 с крупнозернистой лицевой поверхностью.
  3. Крепление к основанию и полотен между собой осуществляется дегтевой мастикой или специальной толевой клебемассой.
  4. Рулон толя необходимо развернуть и разрезать на куски нужной длины с тем расчетом, что монтаж будет производится вдоль ската крыши.
  5. В случае применения толя с мелкой посыпкой для первого слоя, посыпку с изнаночной стороны лучше удалить жесткой щеткой или деревянным шпателем. С лицевой стороны ее убирают только на ширину нахлеста - 8-10 см.
  6. Мастику следует разогреть и нанести на полотно. Средний расход составляет 2 кг на 1 м2 площади.
  7. Лист толя укладывают на обрешетку и плотно прижимают к ней, стараясь хорошенько разгладить. Следующий лист кладут на предыдущий с напуском в пределах 10 см.
  8. Края полотен необходимо дополнительно обработать мастикой и тщательно придавливают к обрешетке, чтобы не допустить появления пузырей.
  9. Затем поверх толя прибивают деревянные бруски квадратного или треугольного сечения размером 50*50 мм. Промежуток между брусками делают меньше ширины толевого полотна на 100 мм.
  10. Следующий пласт кровельного покрытия укладывают таким образом, чтобы края полотен ложились на бруски. К ним крепление осуществляется толевыми гвоздями.
  11. На каждом бруске получается стык двух полотен. Его дополнительно закрывают полосками толя, свернутыми пополам, и прибивают теми же гвоздями с расстоянием в 50-60 мм.
  12. На карнизах и спусках толь надо подвернуть под обрешетку и закрепить гвоздиками. Конек оформляется досками, обработанными антисептиком и антипиреном.

В случае бетонного основания толевая кровля укладывается на дегтевую мастику по принципу рубероидного покрытия. Кстати, чем отличается толь от рубероида? Основное отличие состоит в пропитке. В производстве рубероида используется битум, а толь делают при помощи дегтя. Рубероид дороже и долговечнее толя. Однако второй обладает большей стойкостью к гниению и проникновению влаги. Поэтому, что лучше приобретать, толь или рубероид решается в каждом конкретном случае зависимо от цели использования.

Применение толя в качестве гидроизоляции

Чтобы изолируемая поверхность была надежно защищена от проникновения влаги, ее следует тщательно очистить от грязи, пыли, мусора. Наплывы раствора надо сбить, раковины и другие неровности заделать раствором. Для устройства гидроизоляции, горизонтальной или оклеечной, используют различные разновидности толя. Но чаще всего отдают предпочтение толю марки ТГ 350, не имеющего посыпки.

При защите от влаги горизонтальных поверхностей, на подготовленную основу наносят слой дегтевой мастики, и по ней расстилают толь. Затем первый пласт сверху смазывают горячей мастикой и наклеивают следующий слой гидроизоляции.

Толь применяют для гидроизоляции не только горизонтальных, но также вертикальных поверхностей. Очищенные конструкции (обязательно в сухом состоянии) покрывают мастикой, на которую наклеиваются полотна толя. Нахлест одного листа на другой должен быть порядка 100-150 мм. Оклеечную изоляцию необходимо плотно соединять с горизонтальной и верхнюю поверхность хорошенько промазать мастикой, чтобы у влаги из грунта не было ни малейшей возможности проникнуть к изолируемым конструкциям.

:
Начавшиеся дожди принесли мне большую неприятность. Крыша сарая, в котором лежат дрова на зиму для дачи и бани начала течь. Видно за лето толь потрескалась и стала пропускать воду. И многие дрова намокли. А это очень большое неудобство. Подскажите, как можно быстро перекрыть толью протекающую крышу, чтобы не заниматься гудроном. Потому что погода стоит пасмурная и я не успею.

Вистр
Если Вы хотите быстро перекрыть крышу толью,
то прежде всего поинтересуйтесь прогнозом погоды на сутки.
Суток Вам вполне хватит, что-бы крышу перекрыть новой толью.
Чтобы непогда не застала Вас врасплох, планируйте перекрыть сначала
один скат крыши, а уж потом второй.
Надеюсь, что опалубка для толи у Вас сделана вдоль ската крыши.
Сначала снимите старую толь всю без остатка, выдерните все гвозди и рейки.
Потом начните покрывать скат обычной двойной плёнкой.
Уложите первую полосу плёнки со стороны карниза крыши поперёк опалубки,
но так, чтобы её край свешивался через карниз на 3 — 4 сантиметра.
Прихватите полосу к опалубке толевыми гвоздями (гвозди с большой плоской шляпкой).
Следующий слой плёнки стелите внахлест на первый слой в 20 см.
И так далее. Последнюю полосу стелите через конёк на 30 сантиметров.
Точно также стелите полосы толи.
Не забудьте её сделать в напуск с карнизом и перегнуть через конёк.
Затем всё крепите рейками вдоль ската, прибивая их к опалубке.
Не промахнитесь, иначе сами-же сделаете дырку.
В этом случае Вы можете не гудронить толь. И если скат крыши не менее 30 градусов,
то всё будет нормально.
Но желательно эту работу делать вдвоём, иначе при ветре справиться будет трудно.

Andreyko
На мокрую толь лучше конечно новый слой не класть — всё равно слезет, но если хорошенько подсушить её паяльной лампой или газовой горелкой, то вполне можно крыть. При укладке новой толи, желательно немного нагревать старый слой, это создаст хорошее сцепление между старым и новым покрытием. Можно воспользоваться и еврорубероидом, у него лучшие характеристики по отношению к температуре воздуха, но для его укладки нужна газовая горелка, чтобы прогревать поверхность, на которую он укладывается.

лета
Самый простой способ, очистить крышу от не нужных бугров, гвоздей и т.д.
Затем уложить толь сверху вниз, стыки прикрепите обычной дранкой, или любыми тонкими планками. Если б у вас, конечно, было время и погода, то желательно укладывать толь в несколько слоев и на мастику.
И я не могу понять, а почему вы не можете сделать один раз и нормально. Если не хотите крыть шифером или металлическим профилем, то уложите горячим способом рубероид. Он намного прочнее толи.

skivskiv
Стоит ли использовать такие древние материалы, как толь и рубероид?
Рубероид — пропитанный битумом кровельный картон.
Толь — пропитанный дегтем кровельный картон.
Гидростеклоизол П — подкладочный Сверху и снизу покрыт защитной легкоплавкой пленкой предназначен для устройства нижних слоев кровельного ковра, гидроизоляции зданий и сооружений (в том числе мостов, тоннелей, виадуков и т.п.).
Гидростеклоизол К — кровельный Верхний слой покрыт крупнозернистой посыпкой. Снизу пленкой которая при использовании горелки легко может расплавится.Основное применение Гидростеклоизола марки К предназначенно для верхнего слоя кровельного ковра.
Основа:
Применяют одну из двух основ:
стеклохолст, стеклоткань
Структура Гидростеклоизола
При изготовлении материалов Гидростеклоизол одну из двух основ (в зависимости от марки материала) – стеклоткань или стеклохолст, ровным слоем наносят битумное вяжущее вещество, в которое помимо битума обязательно входят спецдобавки, которые будут обеспечивать морозостойкость, теплостойкость и долговечность материала. Затем Гидростеклоизол подкладочного типа покрывают с обеих сторон пленкой, а кровельного типа с одной стороны пленкой, а с другой — минеральной крошкой. Таким образом, благодаря пленке, материал быстро наплавляется и не слипается при хранении, а, благодаря минеральной крошке, мягкая кровля защищена от ультрафиолетовых лучей и мелких механических повреждений.
Укладывать гидростеклоизол можно с паяльной лампой, газовой горелкой или строительным феном (если есть 220 вольт).
Укладываете с нахлестом по скату подкладочный гидроизол.
После этого поперек снизу вверх — кровельный гидроизол.
Если крыша двускатная — на коньке двойной слой — нижний подкладочный,
а верхний — кровельный.

ГРАММАТИКО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

1. Употребление форм имен существительных

Упражнение 1. Выберите один из заключенных в скобки вариантов в соответствии с нормативным употреблением грамматического рода имен существительных.

    После обеда мы обычно пили (черный – черное ) кофе .

    Покупатель попросил дать ему (правый туфель – правую туфлю) .

    (Читальный зал – читальная зала ) библиотеки всегда (переполнен – переполнена ) студентами .

    В (табеле – табели ) отмечается выполненная членами бригады работа .

    Крыша сарая была покрыта (толем – толью ) .

    В магазине продается (яблочная повидла – яблочное повидло ) .

    Лесовоз проезжал по (широкому просеку – широкой просеке ) .

    Лицо женщины было покрыто (траурным вуалем – траурной вуалью ) .

    Стрелочник вовремя заметил, что в ремонте нуждается (правый рельс – правая рельса) .

    Кому приятно, чтобы ему наступили на (любимый – любимую мозоль) ?

Упражнение 2. Выберите один из заключенных в скобки вариантов в соответствии с нормативным употреблением формы падежа имен существительных.

    Роль Раневской в («Вишневом саду» - «Вишневом саде» ) А.П.Чехова в свое время исполняла артистка Книппер-Чехова .

    Мичурин творчески переработал многое из того, что было создано (Дарвином – Дарвиным ) .

    В магазине «Одежда» был большой выбор чулок и (носок – носков ) .

    Лучше всего астрономы наблюдают (Марс – Марса ) во время его противостояния, когда он находится на самом близком расстоянии от Земли .

    Новый фруктовый сад раскинулся на территории свыше ста (гектар – гектаров ) .

    В реконструированном (цехе – цеху ) завода было новейшее оборудование .

    Работа должна быть закончена к первому (августу – августа ) .

    В продажу поступила первая партия ранних (помидоров – помидор ) .

    По завещанию наследство было разделено на несколько равных (долей – доль ) .

    Чтобы разделить дробь на дробь, нужно (числитель – числителя ) первой дроби умножить на (знаменатель – знаменателя ) второй, а (знаменатель – знаменателя ) первой - на (числитель – числителя ) второй .

Упражнение 3. Выберите один из заключенных в скобки вариантов в соответствии с нормативным употреблением форм числа имен существительных.

    Интересы людей, принадлежащих к (различным социальным средам – различной социальной среде ), во многом совпадают .

    В (речи – речах ) студентов наблюдаются отклонения от литературной нормы .

    Партизаны нередко попадали в (окружение – окружения ), но благодаря находчивости и присутствию духа вырывались из кольца неприятельских войск .

    Почти все (цеха – цехи ) завода полностью восстановлены .

    Нужно воспитывать у граждан (правильное отношение – правильные отношения ) к происходящему в мире .

    Лучшие учителя школ страны регулярно проводят обмен (опытом – опытами ) профессиональной деятельности .

    В современном сельском хозяйстве используются (трактора – тракторы ), созданные по новейшим технологиям .

    Родина высоко ценит подвиги своих (сыновей – сынов ) и дочерей .

    Чтобы баян красиво звучал, нужно широко раздвигать (меха – мехи ) этого музыкального инструмента .

    Опытные (шоферы – шофера ) уверенно ведут машины по горным дорогам, почти не сбавляя скорости на поворотах .

П. Употребление форм имен прилагательных

Упражнение 4. Выберите один из заключенных в скобки вариантов в

соответствии с нормативным употреблением форм имен прилагательных.

1. Ученик был (способен – способный ) к математике .

2. Молодое поколение всегда надеется на (более светлое – еще более светлое ) будущее .

3. Подобный ответ (бессмыслен – бессмысленен ) .

4. У ребенка появились и (худшие – более худшие ) привычки .

5. Второй прыжок был (ловчее – ловчее), чем первый .

6. Дверь (низка – низкая ) для такой высокой комнаты .

7. Небо сегодня удивительно голубое и (полно – полное ) какой-то особенной прозрачности .

8. Партия была отложена в (лучшем – более лучшем ) положении для белых .

9. Герой рассказа – кадет. Он всегда (подтянутый – подтянут ), всегда (одет – одетый ) по форме, (культурный – культурен ) в обращении .

10. Кто (ответствен – ответственен ) за проведение мероприятия ?

Ш. Употребление форм имен числительных

Упражнение 5. Выберите один из заключенных в скобки вариантов в соответствии с нормативным употреблением форм имен числительных.

    (Трое юношей и трое девушек – три юноши и три девушки ) исполняли красивый танец .

    Школьная библиотека располагает двумя тысячами (четыреста восемьдесят – четырьмястами восьмьюдесятью ) тремя книгами .

    Первый искусственный спутник земли просуществовал как космическое тело (92 суток – 92 дня – в течение 92 суток ) .

    Место лесоразработок находится в (полутораста километров – полутораста километрах ) от железнодорожной станции .

    В этот день комиссия проэкзаменовала (двадцать два – двадцать двух ) студентов .

    До конца месяца осталось еще пять дней, а план уже выполнен на 96,5 (процента – процентов ) .

    Грузовые машины стояли у (обоих – обеих – тех и других ) ворот оптовой базы .

    До начала экзаменов осталось полтора (учебного – учебных ) месяца .

    Вся страна пышно отмечала (восемьсотлетие – восьмисотлетие ) со дня основания Москвы .

    Каждому студенту выдали по (пять – пяти ) учебных пособий .

    Вес посылки составил 8,3 (килограмма – килограммов) .

IV. Употребление местоимений

Упражнение 6. Выберите один из заключенных в скобки вариантов в соответствии с нормативным употреблением местоимений.

    Сережа остался сиротой; отец умер, когда (ему – мальчику ) было девять лет .

    Проводник шел впереди, а сзади (него – его ) ехала нагруженная вещами повозка .

    Группа сдала все зачеты и попросила проэкзаменовать (их – ее ) в первую очередь .

    Хозяйка сняла со стола чемодан и отодвинула (его – стол – чемодан ) в сторону .

    Больной попросил сестру налить (себе – ему ) воды .

    Первое выступление артистки принесло ей большой успех, и от (ней – нее ) можно было ждать многого .

    По плану на этом участке будут построены многоэтажные дома, напротив (их – них ) будет разбит сквер .

    Если студент не начнет посещать занятия, то в отношении (его – него ) будут приняты строгие меры .

V. Употребление форм глагола

Упражнение 7. Выберите один из заключенных в скобки вариантов в соответствии с нормативным употреблением форм глагола.

1. Сюда (собираются дети – собирают детей ), которые бродят по улицам .

2. Надо помогать молодым духовно расти и (проявить – проявлять ) свои способности .

3. Не (порть – порти ) мебель, ставя на полированный стол горячий чайник .

4. Выступавшие в прениях (сосредотачивали – сосредоточивали ) внимание на основных положениях доклада и не касались частных вопросов .

5. Где вы (слышали – слыхали ) о последних событиях на Ближнем Востоке ?

7. Когда вы говорите, не (махайте – машите ) так сильно руками .

8. Цветок без воды (сох – сохнул ) в вазе .

9. Староста группы (уполномачивается – уполномочивается ) выступать от имени студентов .

10. По совету врача больной (полощет – полоскает ) горло раствором борной кислоты .

VI. Строй простого предложения

Упражнение 8. Выберите один из заключенных в скобки вариантов в соответствии с нормативным построением простого предложения.

1. Кроме спектаклей, артисты (примут участие в концертных выступлениях – дадут ряд концертов ) .

2. На восстановленных предприятиях (происходит рост производительности – растет производительность ) труда благодаря применению новейших технологий .

3. (Одна - одной ) из задач, которую нам предстоит срочно решить, является задача повышения уровня речевой культуры .

4. Сложный и оригинальный внутренний облик героини нашел свое отражение в ее языке, самом ярком (среди – по сравнению с языком ) всех действующих лиц пьесы .

5. Ломоносов в юности был (рыбак – рыбаком ) .

6. Эта река (спокойна – спокойная ) .

7. Общественность (широко готовится – готовится широко) отметить юбилей писателя .

8. Для нашей небольшой аудитории эта доска слишком (широкая – широка) .

VII. Согласование сказуемого с подлежащим

Упражнение 9. Выберите один из заключенных в скобки вариантов.

1. Ряд столов (стоял – стояли ) посередине комнаты .

2. Пять студентов (подошло – подошли ) к экзаменационному столу .

3.Двадцать две работы, проверенные преподавателем, (лежало – лежали ) на столе .

4. На съезд (прибыл – прибыли ) двадцать один делегат .

5. Тысяча солдат (бросились – бросилась – бросилось ) в атаку .

6. (Прошло – прошли ) два месяца .

7. На экскурсию (пошло – пошли ) всего десять студентов группы .

8. Полчаса, проведенные в обществе такого интересного рассказчика, (прошло – прошли ) незаметно .

9. Пятерка истребителей (бросилась – бросились ) на вражеские бомбардировщики .

10. Много выпускников школы (пошло – пошли ) учиться в вузы .

Упражнение 10. Выберите один из заключенных в скобки вариантов.

    Секретарь (выдал – выдала ) [речь идет о лице женского пола] нам нужные справки .

    «Война и мир» (написана – написано – написаны ) Л.Н.Толстым .

    Недавно у нас (открыта – открыто ) кафе-столовая с самообслуживанием .

    Никто, даже самые сильные ученики, не (мог – могли ) решить эту трудную задачу .

    Правление садового кооператива, в том числе председатель и его заместитель, много (сделали – сделало ) для обустройства участков садоводов .

    Народ Франции, как и народы России, не (может – могут ) поддерживать войну на Ближнем Востоке .

    Группа студентов во главе со старостой и членами спортивной секции активно (помогали – помогала ) в организации соревнований между курсами по волейболу .

    Администрация школы, особенно директор и завуч, много (сделали – сделала ) для успешного проведения олимпиады по физике .

    Росно (подтвердил – подтвердило ) свое решение .

    В продаже (имеется – имеются ) в большом ассортименте готовое платье, обувь, трикотажные изделия .

    Брат или сестра (поможет – помогут ) мне устроиться на работу .

    Мать с детьми (уехала – уехали ) на отдых .

Упражнение 11. Согласуйте сказуемое с подлежащим, допишите окончания.

1. Большинство студентов, состоящих в спортивных секциях, уже сдал… нормы по лыжам.

2. Ряд мер, направленных на улучшение дисциплины среди учащихся, принима…тся администрацией школы.

3. Подавляющее большинство учеников и учениц нашего класса показал… на экзаменах глубокие знания.

4. Установлен… три мировых рекорда.

5. Сорок два станка неумолчно гудел… и равномерно вздрагивал… .

6. Много детей больн… был… гриппом.

7. Мы вошли в кабинет декана, после того как девушка-секретарь доложил… о нашем приходе.

8. Такси стоял… у подъезда.

9. Эти пол-арбуза, как дети сразу догадались, был… отложен… для них.

10.Ты и твои друзья окаж…т нам помощь и на этот раз.

VIII. Согласование определений и приложений

Упражнение 12. Раскройте скобки, выберите нужную форму, согласуйте определение с определяемыми словами.

    Три (соседние – соседних ) здания были построены недавно .

    Квартира делилась на две (неравные – неравных ) части .

    (Первые – первых ) два места поделили зарубежные спортсмены .

    Привлекает быстрое обслуживание в (новом – новой ) кафе-столовой .

    Город был открыт ветрам с северной и восточной (стороны – сторон ) .

    И первая, и вторая (половина – половины ) встречи прошли в исключительно быстром темпе .

    Ряд экспедиций провели студенты географического и исторического (факультетов – факультета ) .

    Широкий шрам на его лице проходил как раз посередине между левым и правым (глазом – глазами ) .

    Лето мы проведем в Рязанской или Тульской (области – областях ) .

    В книге описываются последствия первого и второго крестов… (похода – походов ) .

Упражнение 13. Согласуйте определения с определяемыми словами, допишите окончания.

1.Российск… печать, радио и телевидение являются основными каналами информации в стране .

2. Загоревш… и окрепш… брат и сестра вернулись с моря .

3. Он с гордостью говорил об успехах сво… сына и дочери .

4. Реставрирован… музей и галерея открыты для посетителей .

5. В наследство России достались разрушен… промышленность и транспорт .

6. В последние годы отмечаются позитивные изменения в наш… технике, науке и культуре .

7. Экспонаты были размещены в больш… зале и холле .

9. Проводился конкурс на решение шахматн… этюда и задачи .

Упражнение 14. Допишите, где нужно, окончания в приложениях – географических названиях.

    Некоторое время он жил в городе Москв… .

    Упорные бои шли на реке Висл… .

    Родом он был из села Крюков….

    Линия железной дороги проходит в непосредственной близости от озера Байкал….

    Пароход приблизился к острову Кипр… .

    Теплое течение проходит мимо полуострова Флорид… .

    Альпинисты остановились у подножия горы Казбек… .

    Поезд приближался к станции Тул… .

    Астрономы изучали движение планеты Марс… .

    Много рыбачьих баркасов было в порту Находк… .

IХ. Некоторые случаи управления

Упражнение 15. Выберите один из заключенных в скобки вариантов.

    Докладчик оперировал (непроверенными –с непроверенными ) данными .

    Преподаватель указал (о том – на то ), что в работе имеется ряд ошибок .

    Русские народники в последней трети ХIХ века рьяно отстаивали взгляд (об «особом» пути – на «особый» путь ) развития России .

    Все это говорило (за то – о том ), что, несмотря на сильный состав зарубежных участников турнира, наши мастера могут с честью бороться с ними .

    Ответ (на заявление – по заявлению ) был получен немедленно .

    Многие молодые режиссеры добились больших успехов (в деле создания - в создании ) интересных кинофильмов .

    Движение на дороге было прервано (благодаря – из-за ) невнимательности постового .

    Посевы проводились согласно (указаниям – указаний ) агронома .

    Закончив гастроли, артисты цирка вернулись (из – с ) Крыма .

Упражнение 16. Укажите, правильно ли выбран падеж дополнения при глаголе с отрицанием в следующих примерах .

    Некоторые студенты не выполняют домашние задания.

    Успехи наших спортсменов не должны заслонять недостатки, которые все еще имеются.

    Критика справедливо указывала, что писатель не замечает в своем творчестве отрицательные влияния.

    Врач не обнаружил никакие признаки болезни у ребенка.

    Было бы неправильным отрицать наличия положительных сторон в работе.

    Некоторые мастера не приняли участие в розыгрыше первенства страны по шахматам.

    Мальчик не боялся свою маму, хотя она была довольно строгая.

    К сожалению, я не часто получаю писем из дому.

Упражнение 17. Выберите один из заключенных в скобки вариантов.

    Мать сильно беспокоилась (за сына – о сыне ) .

    Всякий непредубежденный человек видит преимущества нанотехнологий (над – перед ) традиционными .

    Хорошая подготовка фигуристов вселяет в нас уверенность в их (победу – победе ) .

    Напрасны были попытки (тормозить – препятствовать ) развитию цифрового вещания .

    К концу года каждое предприятие должно отчитаться (о – в ) проделанной работе .

    Астрономы с большим интересом наблюдали (за солнечным затмением – солнечное затмение ) .

    Мальчик бросил (камень – камнем ) в воду .

    (Чем я обязан такому лестному отзыву - чему я обязан таким лестным отзывом ) о моей работе ?

    Следует своевременно обеспечить (школам необходимое количество школы необходимым количеством ) компьютеров .

    Успокойтесь, выпейте (воду – воды ) .

    В американских кинофильмах нередко показывается, как молодежь безуспешно ищет (работы – работу ) .

    (В целях дальнейшего улучшения качества обучения – чтобы улучшить обучение ) высшие учебные заведения оборудовали компьютерной техникой .

    Проверка (деканатом – деканата ) работы студентов первого курса выявила ряд недостатков .

    Наш преподаватель организовал и руководит кружком любителей вышивки и вязания .

Х. Предложения с однородными членами

Упражнение 18. Укажите, правильно ли построены приводимые ниже предложения.

    Больному давали фрукты, крепкий бульон, какао, апельсины .

    Укажем место Пушкина в истории русской и мировой литературы, его роль в создании русского языка, особенности онегинской строфы .

    Чувство героя должно было пройти через испытания, равнодушие и капризы героини .

    Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта .

    Организована производственная практика студентов на заводах, в Сбербанке и конструкторском бюро .

    Вопрос этот освещался в книгах и лекциях, газетах и брошюрах, докладах и журналах .

    Студенты группы приняли на себя следующие обязательства: 1) ликвидация академической задолженности; 2) поднять дисциплину в группе; 3) соблюдать порядок и чистоту в общежитии .

    Книга не только имеет познавательную ценность, но и большое воспитательное значение .

    Хорошо отвечали на экзаменах как выпускники средней школы, а также учащиеся девятых классов .

    В турнире принимали участие представители многих стран: Австрия, Венгрия, Великобритания, Россия и др. .

    Работа ведется в соответствии и на основе утвержденного плана .

ХI. Причастные обороты

Упражнение 19. Укажите, правильно ли построены приводимые ниже предложения.

    Роман вскрывает противоречия, господствующие в государстве до перестройки .

    Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений .

    Писатель рассказал об изменениях в книге, готовящейся им к переизданию .

    В ближайшее время будет показана новая программа, создающаяся силами членов студенческого актива .

    Наша регулярно выпускающаяся газета сообщает интересные сведения о жизни студентов .

    Смельчаки, попытающиеся совершить восхождение на вершину этой горы в зимних условиях, поплатятся жизнью .

    Ученики, напишущие плохо домашнее сочинение, должны будут его переделать .

    Каждый студент, пожелавший бы участвовать в играх КВН, должен обратиться к организаторам .

    Прочитанная лекция для студентов о преимуществах нано-технологий вызвала большой интерес .

    Здесь противопоставлены: Буревестник, олицетворяющий пролетариат, стремящийся к революции и видящий в ней единственный выход, и глупый Пингвин, олицетворяющий

мещанина-обывателя, прячущийся от грома, боящийся надвигающейся,

хотя и не угрожающей ему бури – революции, беспокоящийся только о своей безопасности .

    Ученик держал в руке орфографический словарь, служивший ему как справочник и которым он пользовался в случае затруднений .

    Через несколько дней после ссоры Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших дрова .

Упражнение 20. Замените придаточные определительные предложения причастными оборотами; если этого нельзя сделать, укажите причину невозможности замены.

    Грушницкий из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы .

    В крайнем доме, которым кончается деревня, горел еще свет .

    Мы проезжали по равнине, которая была выжжена солнцем и покрыта пылью .

    Грибоедов в комедии «Горе от ума» затронул ту же тему, которую потом стали разрабатывать другие писатели-классики .

    Среди книг не было ни одной, которая не заинтересовала бы меня .

    Метелица посмотрел и вдруг признал в черноголовом парнишке того самого пастушонка, которому он оставил вчера свою лошадь .

    Илья входил во двор с важным видом человека, который хорошо поработал .

ХII. Деепричастные обороты

Упражнение 21. Укажите, правильно ли построены приводимые ниже предложения.

    В соревнованиях на первенство мира по шахматам молодой мастер Каспаров, встречаясь с гроссмейстером Карповым, одержал победу .

    Употребление этих выражений и оборотов может быть показано на наглядных примерах, взяв в качестве иллюстраций образцы художественной литературы .

    Все изложение в книге сделано предельно коротко, учитывая бюджет времени студента .

    От науки требуются такие советы, применив которые получалась бы польза в практической работе .

    Прочитав вторично работу, мне думается, что основные мысли выражены в ней правильно .

    Подъезжая к реке, мы остановили лошадей, быстро соскочили на землю и, наскоро раздевшись, бросились в воду .

    Пользуясь калькулятором, расчет производится быстро и легко .

    Получив тяжелую рану, солдат был спасен своими товарищами .

    Он ушел, выполнив домашнее задание и когда закончил свои личные дела .

    Наскоро одевшись и умывшись, мальчик побежал в школу, но, зацепившись за что-то и споткнувшись, упал .

Упражнение 22. Замените придаточные определительные предложения деепричастными оборотами и наоборот; если этого нельзя сделать, укажите причину невозможности замены.

1. Так как Горький хорошо знал жизнь и быт босяков, он мог ярко изобразить их в своих произведениях.

2. Когда мы вернулись домой, уже стемнело .

3. Евгений Онегин произвел на Татьяну сильное впечатление, так как резко выделялся среди других гостей .

4. После того как ученики закончили проверку диктанта, преподаватель собрал тетради .

5. Старик перевозчик дремал, наклонясь над веслами .

6. Каштанка, не вынося музыки, беспокойно задвигалась на стуле и завыла .

7. Мимо Каштанки, толкая ее ногами, безостановочно взад и вперед проходили люди .

8. Отпустив генералов, Кутузов долго сидел, облокотившись на стол.

ХIII. Сложное предложение

Упражнение 23. Укажите, правильно ли построены приводимые ниже предложения.

    Докладчик пытался убедить своих слушателей в том, что будто бы выдвинутые им положения проверены на практике .

    Человечество охвачено страстным стремлением к тому, чтобы война в силу своей чудовищности изжила бы самое себя .

    Лошади казаков, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе .

    Ученик сказал, что я еще не подготовился к ответу .

    Казалось, что опасность настолько близка, что избежать ее не удастся .

    Волчица осторожно пробиралась по дороге, ведущей к хлеву и которая была ей уже знакома .

    Мы посетили выставку, на которую нам посоветовали сходить и посвященную творчеству Пушкина .

    На улице началось сильное движение, во время которого автомобилем был сбит прохожий, которого отправили в больницу .

    В группе обсуждались вопросы дисциплины и нет ли возможности досрочно сдать зачеты .

    Новая книга, казалось, что будет иметь большой успех .

СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

1.Иноязычные по происхождению несклоняемые слова, обозначающие неодушевленные предметы, относятся к среднему роду: летнее пальто, широкое шоссе . Исключение : кофе (мужского рода).

2.В литературном языке употребляется форма туфля (женского рода). Форма туфель (мужского рода) присуща профессиональному употреблению.

3.В современном языке употребляется форма зал (мужского рода) в значении «помещение для многолюдных собраний или для специальных целей». Форма зала (женского рода) является устарелой и имеет значение «просторная парадная комната в частном доме для приема гостей».

4.Слово табель в современном языке относится к мужскому роду. Только в выражении «Петровская табель о рангах» сохраняется прежняя форма женского рода.

5.Слово толь мужского рода. К мужскому роду относятся также слова (приводятся те, в грамматическом роде которых наблюдаются колебания): ботинок, валенок, выхухоль, георгин, довесок, желатин, занавес, канделябр, картофель, комментарий, корректив, мирт, погон, привесок, рельс, рояль, санаторий, фильм, эполет .

6.В литературном языке употребляется слово повидло (среднего рода). К среднему роду относятся также слова (приводятся те, которые иногда употребляются в другом роде с нарушением литературной нормы): ведерко, контральто, монисто, мочало, чучело, щупальце.

7.В современном языке употребляется форма просека (женского рода). К женскому роду относятся также слова (приводятся те, которые употребляются и в мужском роде, как форме устарелой, диалектной, профессиональной и т.д.): бакенбарда, бандероль, вуаль, катаракта (болезнь глаз), коленка, конопля, манжета, мозоль, плацкарта, расценка, чинара.

8.Некоторые существительные неодушевленные мужского рода второго склонения употребляются в предложном падеже единственного числа с одним из двух окончаний: (обычно без ударения) и –у (только под ударением). Окончание –у(-ю) употребляется, если перед существительным стоит предлог в или на , причем существительное имеет обстоятельственное значение (указывает на время, место, образ действия, состояние). Ср.: в саду – о саде, на берегу – о береге, на своем веку, на ходу, в цвету . То же при указании на вещество или массу (пряники на меду, весь в снегу ), при обозначении собрания людей (в полку, в строю ). В объектном значении (дополнение) употребляются формы на –е . Ср.: деревья в вишневом саду – в «Вишневом саде» А.П.Чехова; находиться в лесу – в «Лесе» А.Н.Островского.

Крыши бани делают односкатными и двускатными. Стропила - главный несущий элемент скатных крыш. Скатные крыши бывают двух типов: висячие по-толки и наклонные. От количества проле-тов и их величины зависит вид стропил. Вид покрытия крыши зависит от климата, уклона крыши и экономических затрат.

Все элементы висячих стропил должны быть жестко укреплены между собой, так как эта конструкция опирается на две крайние опоры. Для стропил применяют брусья из хорошо просушенной древеси-ны хвойных пород без сучков и трещин. Дощатые стропила удобнее и легче кре-пятся гвоздями.

Бесчердачные крыши:

а - односкатная панельная крыша
б - двускатная панельная крыша:
1 - каркас панели перекрытия
2 - нижняя обшивка из досок
3 - пароизоляция
4 - верхняя обшивка
5 - водоизоляция
6 - утеплитель
7 - теплоизолирующая прокладка
8 - стеновая панель
9 - связующие доски
10 - карниз
11 - промежуточный брус каркаса
12 - стойка13 - приконьковый брус
14 - коньковый брус 15 - кровельная сталь (жесть)

Материалы для покрытия крыш. Для покрытия крыши применяются: кро-вельная сталь, толь и рубероид, асбесто-цементные плитки, шифер.

Технология покрытия крыши сталью. Металлическую кровлю выполняют из лис-товой стали толщиной 0,5–1 мм с цинковым покрытием или без него (черная сталь).

Кровля из черной стали служит 20–25, из оцинкованной - 25–30 лет. Мини-мальный угол наклона - 20°. Это наиболее дорогая и сложная кровля, требующая по-стоянного ухода. Положительные свойст-ва металлической кровли - легкость, не-сгораемость и возможность устройства любой сложной конфигурации.

Перед укладкой черной (неоцинко-ванной) кровельной стали ее насухо про-тирают от смазки, очищают от ржавчины и покрывают с двух сторон два раза горя-чей олифой. Смазку удаляют смоченной в бензине тряпкой, а олифу наносят с до-бавлением красителя, чтобы были замет-ны пропуски.

Основанием для стальной кровли служит обрешетка из брусков сечением 50×50 мм или доски толщиной не менее 25 мм. Расстояние между брусками или досками не должно превышать 200 мм. Под лежачие (горизонтальные) фальцы укладывают доски шириной не менее 100 - 120 мм. Расстояние между лежачими фальцами (при длине листа 1420 мм) - от 1370 до 1400 мм.

Иногда под стальную кровлю устраи-вают сплошную обрешетку с настилкой рубероида, который, поглощая водяные _пары, проникающие через чердачное перекрытие, предохраняет кровельные лис-ты от коррозии.

Технология покрытия крыши руберо-идом и толью. Одной из недорогих и про-стых по технологии изготовления являет-ся кровля из рулонных материалов - толи и рубероида. Толь лучше использо-вать в качестве временного покрытия. При надлежащем соблюдении технологии трех-пятислойное покрытие из рубероида может служить не меньший срок, чем ме-таллическая кровля из оцинкованной ста-ли, при этом затраты гораздо меньше. Кровлю из рубероида применяют при лю-бых уклонах крыши. Недостаток ее - лег-кая воспламеняемость. Уклон крыши мо-жет быть меньше 15° (вплоть до 0° - плоской кровли).

Количество слоев рубероида. Для на-дежного и долговечного покрытия (срок службы не менее 30 лет) требуется тща-тельное соблюдение технологии его уст-ройства. Количество слоев рубероида за-висит от уклона крыши. На крутых скатах (45° и больше) достаточно двух слоев, на средних (20–40°) - три, на малых укло-нах (5–15°) - четыре слоя.

Основание для рулонной кровли. Для рулонной кровли требуется ровное и жесткое основание. Его лучше делать двухслойным. По стропилам укладывают несущий рабочий настил из досок толщи-ной 25 мм с зазором 1 -5 см, по которому под углом 30–45° настилают сплошной слой из узких сухих досок толщиной 15–20 мм.

Укладка рубероида. Работу выполня-ют в сухое, теплое и безветренное время. Кровельный материал перед укладкой пе-рематывают в рулоны обратной стороной. Для внутренних слоев обычно применяют _пергамин, толь или рубероид с мелкой по-_сыпкой, для наружных - материал с круп-нозернистой или чешуйчатой посыпкой (бронированный рубероид).

Мастики. Для наклейки рулонных ма-териалов на основание, склеивания по-лотнищ и верхнего покрытия рулонных ковров используют горячие и холодные мастики: рубероидные или битумные для материалов 1-ой группы, толевые или дег-тевые (только горячие) - 2-ой группы. Ру-бероид служит в 2–3 раза дольше, чем толь. При рубероидном покрытии можно применять как горячие, так и холодные мастики, а при использовании толя - только горячие.

Технология покрытия крыши шифе-ром. Покрытие крыши шифером по своим характеристикам близко к черепичной кровле при несколько меньшем сроке службы (30–40 лет). Она легче и менее трудоемка. Кровля из асбестоцементных волнистых листов (шифера) является наи-более распространенной и технологичной в индивидуальном строительстве. Она долговечна, имеет малую массу и почти не требует ухода, в 2–3 раза дешевле металли-ческой. Для придания ей архитектурной выразительности асбестоцементные лис-ты можно окрашивать. Оптимальный ук-лон крыши - 20–45°.

Асбестоцементные кровли из волнис-тых листов обыкновенного профиля устра-ивают на кровлях с уклоном более 27° по деревянной обрешетке. Первый лист укла-дывают по шнуру вдоль ската, начиная с карниза, без обрезки углов. Затем на гребне второй волны с правой стороны ли-ста ручной дрелью (диаметр сверла на 1-2 мм больше диаметра гвоздя) сверлят отверстие на расстоянии 80–100 мм от нижней кромки и прибивают лист к кар-низному свесу шиферным гвоздем с про-кладкой из резины, толя, рубероида, не добивая гвоздь на 2–3 мм. Далее кладут второй лист продольного ряда (от первого к концу), точно прилаживают его по месту, сверлят дрелью отверстие на второй волне справа на середине нахлестки второго ли-ста на первый (на расстоянии 60 мм от нижней грани второго листа) и прибивают его к обрешетке шиферным гвоздем с ру-бероидной прокладкой, не добивая на 3–4 мм. Таким же образом обрабатывают следующие листы первого продольного ряда и прибивают их к обрешетке.

Укладка листов. В покрытие волнистые листы укладывают в поперечном на-правлении - справа налево (обращаясь лицом к коньку) с перекрытием одного листа другим на одну волну в продольном направлении - снизу вверх с перекрытием нижеуложенного ряда, укладываемым выше на 140 мм при уклоне до 58° и на 120 мм при более крутом уклоне. Листы в ряду удобнее укладывать справа налево, причем учитывают направление господст-вующих в данном районе ветров, чтобы открытые кромки продольных стыков бы-ли обращены к подветренной стороне.

Способы покрытия крыши. Крыть крышу можно двумя способами: со сме-щением продольных кромок листов на од-ну волну по отношению к таким же кром-кам листов ранее уложенного ряда с совмещением продольных кромок лис-тов во всех рядах, укладываемых выше.

Для укладки по первому способу заго-товляют необходимое количество листов, обрезанных на одну, две, три и четыре вол-ны. В этом случае линия стыковки листов на скате в продольном направлении будет ступенчатой. По второму способу в листах обрезают лишь углы, тогда линия стыков-ки листов на скате по продольным кром-кам будет прямой.