В современном мире очень много общения происходит через написание текстов в интернете – это может быть чат в игре, переписка в или социальных сетях, комментарии в тех же социальных сетях или на других сайтах. Но факт остаётся фактом – текста очень много. Увы, но и ошибок достаточно. Одна из самых распространённых – правописание «ться» и «тся» в окончаниях глаголов.
Ради эксперимента я зашёл в чат одной недавно запущенной и достаточно популярной онлайн-игры. За полчаса я насчитал 22 использования глаголов с соответствующими окончаниями и… 10 раз была допущена ошибка, т.е. практически в половине случаев. И это достаточно печально.
Как же определить, в каком случае нужно писать на конце «ТСЯ», а в каком – «ТЬСЯ»?
Начнём с того, что «ТСЯ» пишется в том случае, если глагол стоит в 3-ем лица, а «ТЬСЯ» — если глагол стоит в инфинитиве. Но есть более простой способ – задать вопрос. Если в вопросе есть мягкий знак, то и в глаголе он будет. Если в же в вопросе на конце нет мягкого знака, то его не будет и в глаголе.
- Если глагол отвечает на вопрос «Что делает?» или «Что сделает?» — пишется «ТСЯ».
- Если глагол отвечает на вопрос «Что делать?» или «Что сделать?» — пишется «ТЬСЯ».
Примеры
На экране смартфона начали появляться царапины. Начала что делать? Появляться. Мягкий знак в данном случае нужен.
Планшет скоро зарядится . Планшет что сделает? Зарядится. Мягкий знак не нужен.
Ты не дал планшету зарядиться , поэтому батарея опять скоро сядет. Не дал что сделать? Зарядиться. Мягкий знак нужен.
Дополнительно
Мальчик старается учиться, но не получается . В первой части предложения имеется два глагола с «тся» и «ться» на конце. Вопрос нужно задать в обоих случаях. Мальчик что делает? Старается. Мальчик старается что делать? Учиться. В первом случае мягкий знак не нужен, а во втором – нужен.
К некоторым глаголам вопросы «Что делать?» / «Что сделать?» не подходят. Их можно заменить на аналогичные вопросы, к примеру, «что происходит?». В этом случае мягкий знак не нужен. Если же вопрос звучит «Что будет происходить?», то мягкий знак нужен. Пример – осенью будет рано смеркаться. Осень что будет происходить? Мягкий знак нужен.
Цель урока: Создать условия для формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся.
Задачи урока:
- познакомить с особенностями правописания глаголов на -тся и -ться;
- формировать навыки грамотного письма глаголов;
- развивать орфографическую зоркость;
- воспитывать трудолюбие, уважение друг к другу через работу над пословицами.
ХОД УРОКА
1. Психологический настрой
На уроке наши глаза внимательно смотрят и все
видят.
Уши внимательно слушают и все слышат.
Голова хорошо думает.
На уроке вас ожидает много интересных заданий.
Вы готовы?
Тогда мы начинаем.
2. Мотивация к учебной деятельности
«Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли»
– Продолжите фразу: «Если мы будем хорошо
знать
язык, то сможем...»
(лучше понимать
прочитанное и друг друга, правильно говорить,
писать без ошибок, интересно рассказывать)
– А занимаемся мы всем этим на уроках русского
языка.
– Сегодня на уроке нам предстоит сделать важное
открытие в области языка. Для этого нужно быть
внимательными и активными. На уроке вы должны
показать свои знания, проявить наблюдательность,
умение анализировать и делать выводы.
Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова.
Но на уроке будь готов
Сам раскрыть секреты слов.
3. Минутка чистописания
учил, ученик, учебник
– Из данных слов назови то, которое нельзя
перенести.
– Какой частью речи является это слово?
– Что такое глагол?
– Назовите грамматические признаки глагола.
– Запись в тетради
У, учил, учат, учишь
(данный глагол записать в 3л. мн. числа; во 2 л ед.
числа)
– Укажите спряжение данных глаголов
4. Сообщение темы урока
– Послушайте внимательно слова:
Учится, учиться, ученица, синица, улица, искупаться, искупаются.
– Что интересного услышали в этих словах? (На
конце ца)
– Посмотрите на написание этих слов. Что вы
заметили? (В одних словах пишется ца. а в других
нет)
– Выпишите слова с ца, какой частью речи они
являются?
– Существует ли проблема написания?
– Обратите внимание на остальные слова.
– Какой частью речи они являются?
– Что заметили?
– Слышится -ца, а пишется -тся или -ться (это
проблема)
– Сочетание -ца в конце глагола – это опасное
место – орфограмма
– Давайте сформулируем тему урока
5. Учебные задачи урока
(учебник стр. 111)
6. Изучение нового материала
Работа по учебнику упр №119
– Сформулируйте правило о правописании
глаголов (Сочетание ца в конце глаголов
никогда не пишется)
– Так что же мы должны писать на месте сочетания
ца? (Либо -тся
, либо -ться
)
– Прочитайте слова:
Нагибаться, боится, держится., хвалится, улыбаться
– Данные слова разделим на две группы
– Определим форму глаголов и зададим к ним
вопросы.
– Отчего же зависит написание -тся, -ться?
– Какой вывод сделаем?
Вывод: глаголы в неопределенной форме пишутся с ь, а глаголы в 3-м лице н.в. – без ь; либо по вопросу, если в вопросе есть ь, то в слове пишется, а если нет, то не пишется
– Составьте алгоритм написания глаголов на -тся, -ться :
- Найдите глагол.
- Задайте вопрос к глаголу.
- Если глагол употреблен в начальной форме и отвечает на вопросы что делать? что сделать?, то на конце пишется -ться.
- Если глагол употреблен в форме 3 лица, единственного или множественного числа и отвечает на вопросы что делает? что делают? что сделает? что сделают?, то на конце глаголов пишется -тся.
7. Самостоятельная работа
Учится – учиться.
– Что интересного заметили?
– Какие вопросы у вас возникли?
– Разные это слова или в каком-то из них допущена
ошибка?
– Поставьте ударение в словах.
– Составьте предложения со словами: учится и
учиться.
– Запишите предложения, подчеркните глаголы,
определите лицо глаголов.
8. Работа по учебнику
Упр 120 (работа в парах)
– Назовите слово, в котором на конце надо
писать -ца
– Почему?
– А есть ли слово с -ться (улыбаться
)
– Почему пишем ь знак?
– Назовите еще глаголы, указав спряжение, время
число и лицо
Глядят – н.в., 3л.,мн..ч., 2с.;
Умеет – н.в.,3л.,ед.ч.,1с..;
Хмурит – н.в., 3л., ед.ч.. 1с.
9. Работа с пословицей
– Какая пословица подходит к тексту?
Дело мастера боится.
– Звуковая модель слова боится
– Как будем писать данное слово?
Запись пословицы в тетрадь.
Дело мастера боится. (полный разбор
предложения)
10. Игра «Услышь Ь»
– Если надо мягкий знак – хлопните в ладоши, если
нет – потопайте:
Двигаться, смотрится, разговориться,
пробежаться, приближается, прогуляться,
разболеться,
крутится, прислушаться.
11. Контроль знаний
(выполнение заданий по вариантам)
– Поставьте, где нужно мягкий знак перед суффиксом – ся:
1 вариант
Любишь катат…ся – люби и саночки возить. Нужно наклонит…ся, чтоб из ручья напит…ся. Чем даром сидеть, лучше даром трудит…ся.
2 вариант
Меж грибами мухомор
Красотой гордит…ся.
Нечего гордит…ся –
Для супа не годит…ся
12. Домашнее задание
13. Итог урока
Рефлексия деятельности учащихся.
– На какой вопрос отвечает глагол настоящего
времени?
– На какие вопросы отвечают глаголы
неопределённой формы?
– Как определить, когда пишется -тся?
– Как определить, когда пишется -ться?
– Достигли ли вы цели, которую поставили себе на
урок?
– Оцените свою работу.
Этот опус посвящен всем тем сильным, независимым личностям, которые очень любят писать неграмотную ахинею и рассказывать про то, что их учить не надо, они и так всего добились. «Если ты такой умный, где твои деньги?» – спросит уязвлённый грамотей. Знаешь, в одной ирландской соцсети есть определённая система штрафов за элементарные грамматические нарушения. Если ты превысишь лимит, то распрощаешься со своей страничкой навсегда. Понятно, что эта социальная сеть не пользуется успехом и скоро закроется, так как ирландцы – народ своенравный, и они очень не любят, когда какой-то «ублюдок учит жизни, если ты такой умный, выходи один на один»! Но подобное правило стоило бы ввести во все соцсети.
Язык – это одна из основ государственности. Когда народ теряет его, он теряет свою историю, своё достояние. Это если говорить красиво. А если уж совсем сойти с тормозов и говорить всё как есть, то научись различать случаи написания -ТСЯ и -ТЬСЯ! Хотя бы это! Чтобы не позориться! Даже пятиклассник пишет грамотнее! Тут нет никакого закоса под «Граммар Наци»: это элементарная попытка указать на самые распространённые проблемы при письме. Если хочешь написать гневный комментарий, напиши его правильно, без ошибок. Автору будет приятно.
P.S. Если ты найдёшь в тексте что-то неправильно написанное, это не я – это всё масоны, 2 класса церковно-приходской и алкоголь. Какое право я имею всё это писать? А кто, если не BroDude?!
Это, так сказать, квинтэссенция всех ошибок, допускаемых миллионами при письме. Для всех «Граммар Наци» – это символ борьбы за чистоту языка (боже, как страшно писать рядом со словом «Наци» «чистота». Знаю-знаю, на это и расчет.) Как Жанна Д’Арк для французов во время Столетней Войны. Хотя Жанна вообще писать не умела, и слава Богу.
На самом деле всё просто до банальности:
– «-тся» пишется в том случае, если глагол отвечает на вопрос «что делает?»;
– «-ться» же положено появляться в глаголе, если он отвечает на вопрос «что делать?».
Пример:
– Что ДЕЛАЕТ Варфоломей?
– Варфоломей ширяеТСЯ в подворотне.
– Что же нам тогда ДЕЛАТЬ?
– ШиряТЬСЯ вместе с ним.
– Я не хочу.
– ПридёТСЯ.
Мягкий знак вообще штука коварная. Сколько слов был исковеркано его присутствием/отсутствием. Поэтому «ь» важно и нужно ставить:
– в неопределённой форме глагола, зовущемся красивым словом «инфинитив»: «обмазыватЬся»;
– в окончании глагола 2-го лица единственного числа настоящего или будущего времени: «ПонтуешЬся «приорой» перед друзьями; сношаешЬся в «приоре» без друзей»;
– после согласных в формах повелительного наклонения. Правда, есть исключения – «й» и «г»: «ЛяГте на кушетку, аккуратно присунЬте. После прополощите рот и сплюнЬте»;
– в возвратной частице (суффиксе), стоящей после гласного звука: «Напьюсь», «Проблююсь», «Отрублюсь».
В остальных случаях в глагольных окончаниях «ь» не ставиТСЯ (Что делает? — СтавиТСЯ героином). Он любит сморкаТЬСЯ в руку перед барышнями, но «он сморкаеТСЯ в руку».
И напоследок закрепление материала. Если слово «инфинитив» тебе так же чуждо и непонятно, как слово «адекватность» Гогену Солнцеву, то есть более простой способ:
«-ся» – возвратная частица, сокращение от «себя». Произнеси эту форму полностью, и все сразу станет понятно:
«Он любит намывать себя перед свиданием», – ты же не станешь говорить «намываетЬ». Это тебе не старорусский.
«Надо намываТЬСя, чтобы гангреной не заражаТЬСЯ», – «намываТ» нельзя писать; «заражаТЬ».
«Бабы в бане купаюТСЯ». – «Бабы купают себя».
«Пришёл в баню Кузьма – бабы побежали прятаТЬСЯ». – «Побежали прятать себя от окаянного Кузьмы».
Давайте рассмотрим изученный материал на основе старой доброй песни ВИА с говорящим названием «ХЗ»:
Друзья, давайте разбираться (что делать? – разбираТЬ)
И договариваться, (договариваТЬ)
Кому, когда и с кем сношаться, (сношаТЬ)
Чтоб не обламываться. (нет такого слова «ОбламываТ»)
А вот когда договоримся (что сделаЕМ?)
И разберёмся, (то же самое)
Вот тогда повеселимся
И… ну, ты понял.
А теперь вспомним школу и выполним упражнение для закрепления материала. Вставь мягкий знак там, где надо.
Степаниде предложили снят..ся в фильме лёгкого содержания.
Ферапонту захотелось нажрат..ся. Но участковый запретил ему приближат..ся к ларьку.
Пантелеймон клеит..ся к Женевьене. Женевьена сначала стесняет..ся, но позже отдает..ся настырному Пантелеймону.
У ленивого жиробаса крыша прохудит..ся.
Не харкает..ся жителям в колодец. Жители знают, что нельзя туда харкать..ся. Пригодит..ся воды напит..ся.
На сегодня урок закончен, до свидания!
Урок русского языка в 5 классе «Правописание –ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах»
Цель деятельности учителя : актуализировать знания об известных учащимся правилах –ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах.
Задачи:
1) отработать способ действия при выборе написания – ться и –тся, вести работу по предупреждению наиболее распространенных и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы;
2) развивать умение высказываться на определенную тему, сопоставлять, анализировать, развивать орфографическую зоркость;
3) воспитывать положительное отношение к учебе, к знаниям, к здоровому образу жизни, уважение друг к другу через работу над пословицами.
Универсальные учебные действия учащихся:
Познавательные :
формируется умение понимать познавательную задачу;
формируется умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
формируется умение извлекать необходимую информацию.
Регулятивные :
формируется умение планировать необходимые действия;
формируется умение контролировать учебные действия;
формируется умение замечать допущенные ошибки;
формируется умение оценивать свою работу.
Коммуникативные :
формируется умение слушать, задавать вопросы, высказываться, формулировать собственные мысли;
формируется умение осуществлять совместную деятельность в парах.
Личностные :
формируется умение осознавать трудности и стремиться к преодолению;
формируется желание приобретать новые знания, мотивация процесса образования.
Оборудование: учебник, печатный материал, алгоритм, мультимедийная презентация.
Тип урока : урок умений и навыков.
Ход урока.
Мотивация (фронтальная работа).
Слайд 2.
Громко прозвенел звонок,
Он позвал нас на урок.
Парта у меня в порядке:
И учебник, и тетрадки.
Я настроился, готов
Слушать весь у вас урок.
II . Актуализация знаний (фронтальная и в парах)
Продолжи предложения с соседом по парте.
Глагол- это…
Инфинитив- это…
Глаголы в инфинитиве отвечают на вопросы…
Инфинитив имеет на конце…
Прочитайте стихотворение (на карточке-распечатке)
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здорова(-тся, ться?):
- Доброе утро!
- Доброе утро!
Солнцу и лицам.
Доброе утро!
Улыбчивым птицам.
И каждый станови(-тся, -ться?)
Добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро
Дли(-тся, -ться?) до вечера!
О чем стихотворение?
III . Выявление места и причин затруднения (фронтальная работа).
Выпишите из текста глаголы, которые заканчиваются на -ТСЯ, -ТЬСЯ. В какой форме стоят глаголы? Как вы их написали? Почему?
Целеполагание (фронтальная, индивидуальная).
Какова тема урока? (Правописание –ТСЯ, -ТЬСЯ у глаголов).
Слайд 1.
Каковы цели урока? (вспомнить условия выбора правописаний –тся и –ться; находить слово, к которому относится глагол, ставить от него вопрос; правильно произносить и писать глаголы на –тся, -ться)
Слайд 3.
Вспомните правило - помощник или алгоритм написания, который помог вам выбрать нужный вариант правописания –ТСЯ или –ТЬСЯ в стихотворении.
Работа над темой урока.
Чтоб не думать, не гадать,
Нужно ль мягкий знак писать,
Надо помнить, что к глаголу
Должен ты вопрос задать.
Мягкий знак в вопросе есть,
То хвала ему и честь –
Нужен тоже он в глаголе.
Так всегда учили в школе
Алгоритм правописания –тся, -тьсяНеопределенная форма
Форма 3 лица, единственного числа
Что делать? Что сделать?
Что делает? Что сделает?
Нужно учиться
Нужно трудиться
Он учится
Она трудится
Лингвистическая задача: (на карточке-распечатке)
Характер складывает(?)ся из привычек. Делать зарядку, занимат(?)ся спортом, умыват(?)ся по утрам, расчесыват(?)ся, пользоват(?)ся чистым носовым платком – все это полезные привычки, которые помогают нам сохранить здоровье.
Где нужно поставить мягкий знак?
Что нужно для решения задачи?
(Для решения задачи применяем правило:
Если глагол отвечает на вопросы что делает? (что сделает?) или что делают? (что сделают?), то этот глагол стоит в 3-м лице и в нём перед -ся- буква «Ь» НЕ ПИШЕТСЯ. Если глагол отвечает на вопросы что делать? (что сделать?), то этот глагол в неопределённой форме и в нём перед –ся буква «Ь» ПИШЕТСЯ)
3. Работа с пословицами. Объясните значение пословиц. Запишите пословицы; там, где нужно, поставьте Ь.
Не потрудит…ся, так и хлеба не добит…ся.
Как шьет…ся, так и носит…..ся.
Кто много знает, с того много и спрашивает….ся.
Дело мастера боит….ся.
С тобой разговорит…ся, что меду напит…ся.
4. Распределительный диктант. Распредели по столбикам: глагол, существительное.
Но!!! Не путай!
Болит переносица, собрание переносится; чистая водица, не стоит с ним водиться; белая курица, вулкан курится; острая спица, ему не спится.
Запомните!
слайд 4
Физкультминутка.
Раз – подняться, подтянуться,
Два – нагнуться, разогнуться.
Три – в ладошки три хлопка.
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Будто пух в руках, не гири!
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
Вариант физкультминутки.
Потянуться, отдохнуть,
Глубоко теперь вздохнуть.
Встать, попрыгать, посмеяться,
Покружиться, покачаться.
Поклониться, распрямиться
И опять начать трудиться.
5. Проверочная работа.
Придумай и запиши предложения с данными глаголами.
Удивительно, но правописание «тся» и «ться» в глаголах у многих вызывает трудности. Причем ошибки, сделанные в этих окончаниях, бросаются в глаза. Надеемся, наша статья поможет вам их избегать.
Правило «ться», «тся» в глаголах изучается по учебной программе средней школы. Оно очень простое.
Мысленно поставьте вопрос перед проверяемым словом. Если мягкий знак есть в вопросе, то он есть и в глаголе.
Примеры: «На небе стали (что делать) появляться тучи» или «Утром надо (что сделать) умыться». В первом и во втором случае в задаваемых вопросах мягкий знак есть. Следовательно, он должен присутствовать и в окончаниях слов «умыться», «появляться». Мягкий знак не ставится в словах, которым задаются вопросы «что делает» и «что сделает». Например: «Земля скоро (что сделает) покроется зеленой травой» или «Мама (что делает) учится готовить». В этих вопросах мягкий знак отсутствует, следовательно, его не должно быть в словах «покроется» и «учится».
Но есть и нюансы. В правилах русского языка указано, что основой предложения или ее главными членами являются подлежащее или сказуемое в начальной форме. Однако часто, особенно в разговорной речи, встречаются предложения без подлежащего или без сказуемого. Как быть в этом случае, ведь без подлежащего нельзя поставить вопрос и определиться с правильностью написания окончания «тся» или «ться» в глаголе? Особые трудности возникают при написании слов, обозначающих действие в третьем лице единственного числа. Например: «Трудиться – всегда пригодится». В данном примере словом, обозначающим действие в третьем лице, является «пригодится», то есть речь идет о человеке, который не участвует в разговоре и никак не определен. Глагол в данном случае носит обобщенный характер, без обращения к кому-либо конкретно.
В такой ситуации надо просто запомнить правило: если невозможно поставить вопрос перед глаголом единственного числа третьего лица, то мягкий знак не употребляется.
Иногда, в предложениях встречаются два слова подряд, обозначающие действие. Например: «Школьник старается учиться». Многие допускают ошибку, так как задают один вопрос к двум словам: «старается» и «учиться». Например, вопрос «что делает» предполагает в данной ситуации в обоих случаях написать окончание «тся», но это будет неправильно. Надо быть внимательнее и не торопиться. К одному слову задается вопрос «что делает» — «старается», а ко второму «что делать» — учиться.
Грамматика русского языка очень сложна и тем отличается от большинства европейских языков. Чтобы правильно и грамотно писать, надо знать правила, а так же больше читать художественной литературы.