Конспект воспитательского занятия "арктика - удивительный край". Открытое занятие "дикие животные арктики и антарктики"

Сценарий внеклассного мероприятия

Тема: «В Арктику!»

Вид: игра.

Класс: 6-7

Цели мероприятия:

Развитие познавательного интереса к Арктике, истории её освоения, людям-исследователям этого региона;

- развитие умения делать выводы, умозаключения на основе различных источников и знаний в разных отраслях науки;
- развитие логического мышления, творческих способностей учащихся, умения работать в группе.

Организация игры:

В игре участвуют четыре команды, которые заранее получили несколько заданий. Командам предлагается выбрать капитана, название команды и девиз. Ответы оценивает жюри.

Оргмомент. Объявление целей и задач игры. Представление жюри.

Ведущий. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в страну множества ещё не решённых загадок, мужественных людей и несметных природных богатств. Мы отправляемся в Арктику.

Чтец . Льдинки ль парусами? Паруса ли льдинками?

Только разбегаются по воде морщинки.

Уплывают льдинки, словно вовсе не было.

Вновь вода, как зеркало, а над нею - небо.

В небе - тучки птицами, море не качает.

Льдинками-сестрицами Арктика встречает.

Чтец - Эй, ррребята пррришшшлые! Жжги, ссеки, метелиццца!

И откуууда выышшли выыы! Бууудем сссилой мерррятьссся!

- Будем силой меряться! Не боимся холода!

С Бела-моря вышли мы. Из Архангел-города!

Ведущий Издревле земля эта, суровая и прекрасная, привлекала к себе людей. Она манила своей холодной красотой, возможностью проверить себя, свой характер. Но не все возвращались назад… Многие географические объекты Арктики носят имена исследователей, немало среди них и русских… И, пожалуй, все, кто решился её изучать, уже достойны восхищения.

Сейчас вы представите свои команды, носящие имена великих людей- Георгия Седова, Ивана Папанина, Харитона и Дмитрия Лаптевых, Отто Шмидта.

(В качестве домашнего задания было предложено подготовить визитку, рассказав о человеке, чьё имя носит команда)

Ведущий. По всему побережью Северного Ледовитого океана, на ближайших островах, а также на дрейфующих льдах разбросаны научно-наблюдательные пункты- полярные станции. Там живут и работают люди, ведущие научные наблюдения. Сегодня мы попытаемся побывать там, чтоб познакомиться с великой загадкой Земли- Арктикой.

Чтец Стон ледников, рождающий в ночи

Безжизненные айсберги-громады.

И ветер канонадою звучит,

Швыряя в темень снежные заряды.

Железный скрежет ледяных полей,

Да вздыблено застывшие торосы...

Кресты из мачт погибших кораблей

Здесь капитанам ставили матросы.

Они стоят средь мглы и мерзлоты

Наедине навечно с океаном

Как памятники русским Магелланам,

Дошедшим до бессмертной широты.

Станция «Историческая»

«Историческая ошибка » (нужно найти ошибки в указанных фактах из истории освоения и исследования Арктики)

1. С 19 в. русские, занимаясь морским промыслом, открыли острова Колгуев, Вайгач, Новую Землю (нет, с 12 века)

2. По инициативе Петра Первого была снаряжена в Арктику экспедиция В. Я. Чичагова. (Нет, М. В. Ломоносова)

3. В 1878-1879 гг, впервые северным морским путем удалось пройти шведскому полярнику Н. Норденшельду (с зимовкой в пути) на корабле «Вега» из Тихого океана в Атлантический (Нет, из Атлантического океана в Тихий.)

4. В 1941 г. в поисках затерянных во льдах экспедиций Седова, Брусилова и Русанова русский военный лётчик И. И. Нагурский совершил первые полёты над Арктикой. (нет, 1914)

5. Г. Седов в августе 1912 г. на паровом судне «Святой Фока» сделал попытку перейти из Мурманска к земле Франца-Иосифа, но был затерт льдами у о. Панкратова. (Нет, из Архангельска)

6. Экипажи В. Чкалова и М. Громова совершили перелеты в Австралию через полюс летом 1937 г. (Нет, в Америку)

7. И.Д. Папанин руководил первой дрейфующей станцией «Северный полюс-1», она представляла собой группу из двадцати пяти человек. (Нет, четырех человек)

8. Летом 1932 г. Северный морской путь был впервые преодолен за одну навигацию экспедицией О.Ю. Шмидта на ледоколе «Россия» (Нет, на ледоколе «Сибиряков».)

9. Советская атомная лодка в1962 г. в район Северного полюса прошла среди огромных льдов. (Нет, подо льдом)

10. В1977 г. берегов Новой Земли достиг советский ледокол - атомоход «Арктика». (нет, Северного полюса)

Чтец Дизеля то взрёвывают, то гремят там-тамами,

Струи газа ввёртывая в небеса фонтанами.

Напирая носом и тесня бортами,

Меряется судно силою со льдами.

Под кормою льдины бьются в пене белой.

Ледяную стену судно одолело!

Вот такую летнюю, грозную и яркую

В первый раз на свете я увидел Арктику.

(Виктор Батура "Первая встреча с Арктикой")

Станция «Географическая»

« Географический диктант»

На листочках выдаётся текст, в который нужно вставить пропущенные слова.

Арктика(от греческого αρκτικός —________) - северная полярная область Земли, включающая _________океан и его моpя: Гpенландское, _________, Каpское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Бофоpта, а также море Баффина, залив Фокс-Бейсин, многочисленные пpоливы и заливы Канадского Аpктического архипелага, северные части Тихого и _____________океанов; Канадский Аpктический аpхипелаг, Гpенландию, Шпицбеpген, Землю Фpанца-Иосифа, _________ Землю, Севеpную Землю, Hовосибиpские острова и о. Вpангеля, а также северные побережья материков Евразия и____________.

Площадь Арктики около 25 миллионов кв.км, из которых около 10 миллионов занимает _________и около 15 миллионов кв.км —_________. Территория Арктики занимает примерно _________часть Земли.

Сушу Арктики составляют части территории России (северные районы Мурманской, ___________ и Тюменской областей, _________ края, республики _________, Магаданской области) и ___________(территория Юкон, северо-западные территории, Квебек, Ньюфаундленд), а также владений _________(Аляска), ______(Гренландия) и ____________ _(Шпицберген).

В арктической зоне построены большие современные города: Салехард, _________, Норильск, крупные промышленные предприятия, через Арктику проходят морские, воздушные и наземные транспортные пути.

Текст для проверки

Арктика(от греческого αρκτικός — северный ) - северная полярная область Земли, включающая Севеpный Ледовитый океан и его моpя: Гpенландское, Баpенцево , Каpское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Бофоpта, а также море Баффина, залив Фокс-Бейсин, многочисленные пpоливы и заливы Канадского Аpктического архипелага, северные части Тихого и Атлантического океанов; Канадский Аpктический аpхипелаг, Гpенландию, Шпицбеpген, Землю Фpанца-Иосифа, Hовую Землю, Севеpную Землю, Hовосибиpские острова и о. Вpангеля, а также северные побережья материков Евразия и Северная Америка .

Площадь Арктики около 25 миллионов кв.км, из которых около 10 миллионов занимает суша и около 15 миллионов кв.км — водная поверхность . Территория Арктики занимает примерно шестую часть Земли.

Сушу Арктики составляют части территории России (северные районы Мурманской, Архангельской и Тюменской областей, Красноярского края, республики Якутия , Магаданской области) и Канады (территория Юкон, северо-западные территории, Квебек, Ньюфаундленд), а также владений США (Аляска), Дании (Гренландия) и Норвегии (Шпицберген).

В арктической зоне построены большие современные города: Салехард, Мурманск , Норильск, крупные промышленные предприятия, через Арктику проходят морские, воздушные и наземные транспортные пути

Чтец Все года и века и эпохи подряд

Все стремится к теплу от морозов и вьюг.

Почему ж эти птицы на север летят,

Если птицам положено только на юг.

Слава им не нужна и величие,

Вот под крыльями кончится лед-

И найдут они счастье птичее,

Как награду за дерзкий полет.

(В. Высоцкий «Белое безмолвие»)

Станция «Биологическая»

Ведущий . Растительный и животный мир Арктики уникален. Некоторые встречаются только здесь. Многие занесены в Красную книгу. К сожалению, люди зачастую уничтожали или разрушали хрупкую экосистему. Для охраны природы в Арктике создаются заповедники и национальные парки.. Вам нужно назвать животных и растения, которые вы увидите на слайдах.

(Животные: белый медведь, полярный волк, ласка, песец, белая сова, овцебык, северный олень и др.)

(Растения: щучка арктическая, лютик, камнеломка снежная, полярный мак, полярная ива, ягель и др.)

Чтец Льдины молодые и разводья строчками,

Плечики прикрыли снежными платочками

Льдины любопытные. До чего ж их много!

Окружили судно, заступив дорогу.

Льдины любопытные! Льдины грани острые!

Отодвиньте спины вы, пропустите к острову!

(Виктор Батура "Первая встреча с Арктикой")

Станция «Полезная»

Конкурс капитанов

(капитаны по очереди называют то, чем богата Арктика, что привлекает в ней человека)

Примеры ответов: запасы нефти и газа, добыча промысловых рыб, туризм, климатическая исследования, международный авиационный маршрут, испытательные полигоны, военные базы различных государств, пресная вода в виде льда, нетронутая природа и т.д.)

Ведущий Люди должны прежде всего помнить о бережном отношении и уважении к уникальному району, называемому Арктика, даже с некоторыми чертами преклонения. На нас лежит ответственность за то, чтобы присутствие человека в этих местах было для ранимой природы минимальным, экологически грамотным. Часто даже по незнанию человек может причинить вред дикой природе. Нужно запомнить одну простую истину — человек в Арктике только гость, желанный и, возможно, иногда даже нужный. Но хозяевами этих удивительных мест всегда были, есть и остаются животные и растения. Давайте составим свод правил, как нужно вести себя в Арктике.

Обсуждение

Чтец Полной грудью вдохну воздух снежных равнин,

и полярная ночь околдует меня,

отпущу на собачьей упряжке ремни,

и помчат мои лайки резвее коня.

А со мной рядом опытный мчится каюр,

на такой же упряжке весёлых собак,

меха волчьего шубы пошиты из шкур,

не замёрзнем, играя с морозом ва-банк.

Остановимся, чуя вблизи полынью,

освещаемы низко плывущей луной.

(Здесь морозен январь и морозен июнь,

и упряжки стоят рядом с осью земной.)

Под полозьями - снега алмазная пыль,

что со звёздами Севера в близком родстве.

В небе сполохи бледно-лиловых чернил -

озорного сиянья полярного свет…

Станция «Литературная»

Команды представляют домашнее задание - презентацию - иллюстрацию стихотворения или песни об Арктике.

(например, Т.Ефимова «Белая Арктика», М. Бирюкова «Арктическая крачка», З. Авдотьена «Арктика», В. Высоцкий «Белое безмолвие», В. Батура «Первая встреча с Арктикой и др.)

Пока жюри подводит итоги, старшеклассники рассказывают о двух книгах - Вен. Каверина «Два капитана» и В.А. Обручева «Земля Санникова». Если позволяет время, можно показать отрывки из фильмов, снятых по этим книгам.

Ведущий. Наш Архангельск недаром называют «морскими воротами» в Арктику. Это первый арктический порт нашей страны, откуда отправлялись все известные российские полярные экспедиции. Наш порт используется для завоза грузов в Арктику, в САФУ и в Арктическом морском институте имени капитана Воронина идёт подготовка специалистов для работы в условиях Арктики, реализуются крупные образовательные проекты. Арктику нужно осваивать из Архангельска. И мы с вами тоже сделали свой первый шаг.

Конспект организации непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе

Тема: «Животный мир Арктики»

Образовательные области:

приоритетная : познание (формирование целостной картины мира: ознакомление с природой)

в интеграции: коммуникация, художественное творчество, здоровье, социализация

Цель: формирование элементарных представлений о животном мире арктической зоны

Задачи:

приоритетные: дать элементарные знания о животных, обитающих в зоне Арктики, их внешнем виде, среде обитания, добыче корма, размножении и пользе для человека; развивать представление о взаимосвязи всех явлений в природном мире и интерес к жизни животных, а также воображение и мышление детей; воспитывать доброе бережное отношение к животным;

в интеграции: развивать речь детей, обогащать их словарный запас; совершенствовать технику изображения предмета по образцу, развивать способность замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка, соблюдая пропорции и форму; сохранять физическое здоровье детей в процессе образовательной деятельности; закреплять умение играть в дидактические игры; развивать волевое качество при выполнении установленных норм поведения в непосредственно образовательной деятельности

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением диких животных; чтение книг Н. Сладкова «Во льдах», «В тундре» о жизни животных Арктики

Методические приемы: метод рассказа, беседы, наглядности, прием рассматривания, создание проблемной ситуации

Оборудование:

для детей: незаконченные графические рисунки животных, карандаши, смайлики для рефлексии

для педагога:

макет Земного шара – глобус; фотографии животных на магнитной доске; мультимедийный комплекс; презентация « Животный мир Арктики»; схемы элементов упражнений гимнастики для глаз, с целью снятия напряжения зрения; графические рисунки животных Арктики для образца; стенд с прозрачными кармашками для смайликов

Ход занятия

I Вводная часть

1) вступительная беседа

Сегодня, дети, я предлагаю вам отправиться в путешествие в удивительный край, который называется Арктикой. Побывав там, вы узнаете о жизни многих животных, которые обитают в этой местности. Вы знаете, где находится Арктика? Находится Арктика от того места, где мы проживаем с вами, очень далеко. Посмотрите на глобусе, куда мы отправимся с вами (показ на глобусе места родного жительства и места назначения путешествия): граница Арктики охватывает северный полюс Земли, весь Северный Ледовитый океан с островами и прибрежные континенты России, Америки, Дании и Исландии. Линию границы еще называют полярным кругом. Чтобы добраться до городов Заполярья нужно из наших краев ехать на поезде несколько дней, а на самолете лететь несколько часов. Итак, отправляемся?

II Основная часть

1) рассказ воспитателя и рассматривание фотографий с изображением природы Арктики с помощью мультимедийного оборудования

Что и кто встретит нас в Арктике? Природа и климат этого района очень суровые. Это царство вечного льда и снега. Лето здесь короткое и холодное. Происходит это потому, что солнечные лучи попадают в зону Арктики под слишком малым углом. Несмотря на то, что солнце стоит над горизонтом здесь целых полгода! Полгода здесь длится день, а остальные полгода – ночь! Арктика - царство вечной мерзлоты. Лед не тает до конца даже летом. Из-за постоянных ледяных ветров растения полярного круга очень низкорослые. Поэтому здесь не растут высокие березы и ели. Но зато растут карликовые березки, ивы, многие травы, мох и лишайник. Для примера: если рядом с полярной березкой вырастет гриб, то он будет чуть ниже карликового дерева. Но зато здесь есть зеленые снежные водоросли, которые растут прямо на льдинах.

Лишайник, который называется ягель покрывает огромную территорию Арктики – тундру. Он является основной пищей для диких северных оленей , обитающих в тундре. Что вы знаете об этих животных? (выслушивание ответов детей). Послушайте теперь мой рассказ. Северные олени – живут и пасутся большими табунами. Для этого они постоянно передвигаются с одного места на другое в поисках ягеля. Ягель лечебное растение для оленей: он избавляет их от кишечных инфекций. Олени чуют лишайник даже под толщей снега, разрывая его копытом. Копыта у оленей очень широкие. Что помогает не провалиться этим животным в сугробы и быстро бегать по тундре. Поэтому люди одомашнили оленей и, запрягая их в упряжки, используют как транспортное средство. Северные олени дают коренным жителям Арктики молоко, мясо и теплые шкуры, из которых те шьют себе одежду, обувь и даже строят жилища – чумы . Чум похож на огромную палатку в виде конуса.

Самка оленей после рождения оленят сбрасывает свои рога. А люди используют сброшенные рога (панты) для приготовления лекарства. Олени единственные животные, которые в случае опасности бегут в сторону людей, спасаясь от хищников (слайд №9). Люди присматривают за детенышами, подкармливают их сеном и солью. Многие виды оленей занесли в Красную книгу. Что это означает? (ответы детей).

Продолжаем наше путешествие. Кто же еще встретится нам на бескрайних просторах полярной тундры? А это еще одно травоядное животное – овцебык . Назвали его так, что внешностью он напоминает огромного быка, а некоторыми повадками – овец и коз. Так же как и овцы, овцебыки пасутся на горных склонах тундры и поедают ее разнотравье. Пасутся они в тех местах, где зимой меньше толща снега, разрывая ее копытом. Если снега слишком много, то овцебыки могут погибнуть, не добравшись до сухой травы. Люди специально разводят стада этих животных. Так как получают очень ценный теплый пух. Пух овцебыка в восемь раз теплее шерсти овец. Из него вяжут платья, свитеры, варежки и носки. Так из пуха одного овцебыка можно связать тридцать свитеров. Почуяв опасность, овцебыки спасаются быстрым бегом. А если бег не спасает, то животные выстраиваются плотным кольцом. И из него делает мощный выпад вперед на хищника самый сильный бык. Остальные быки тут же следом подходят к нему и становятся рядом. Такая атака помогает защититься от белых и бурых медведей, росомахи и волка. Но не от человека. Самка овцебыка рождает одного теленка в год. После того как мама оближет детеныша, тот встает на ноги и следует за матерью. Он питается ее очень жирным молоком. Но уже через две недели может прикармливаться мягким мхом.

Отправляемся дальше. Живут ли в этом холодном краю птицы? Оказывается, живут они здесь во множестве. На берегу Северного Ледовитого океана гнездятся и выводят потомство колонии таких перелетных птиц как: глупыши, чайки, бакланы, кайры, полярные крачки. Но с приближением долгой полярной зимы эти птицы улетают в теплые края.

А вот белая сова постоянный житель Арктики. Как вы думаете, чем питается полярная сова? Это хищная птица, питается она в основном грызунами: полярными леммингами . Лемминги похожи на мышей. Но в отличие от них у леммингов очень короткий хвостик. Почему, как вы думаете? (Ответы детей) Этот маленький грызун очень прожорлив. В сутки он съедает в два раза больше, чем весит сам. Поэтому белые совы, поедая леммингов, сохраняют растительный корм для крупных животных, таких, как овцебыки и олени. Хоть белая сова и сама хищница, но вблизи ее гнездования любят селиться другие птицы. Их сова не трогает, зато тщательно охраняет территорию от хищных песцов, которые поедают птичьи яйца.

Познакомьтесь теперь с самим хищником, называющимся песцом. Это красивые пушные зверьки с очень ценным теплым мехом. Из-за красивого меха песцов долго и помногу уничтожали охотники. В данный момент, для того чтобы сохранить популяцию этого зверя люди разводят песцов на специальных фермах. Песцы в основном имеют белую или голубую окраску. Почему? (Таким образом маскируются от врагов). Их называют еще полярными лисами, так как внешне они очень с ними схожи. Только морда и уши песцов гораздо короче, чем у лисиц. Живут и разводят потомство песцы в норах, которые роют в мягкой песчаной почве до самой вечной мерзлоты. Песцы, так же как и совы в основном питаются леммингами. Поэтому если уменьшается число леммингов, совы и песцы голодают и даже могут погибнуть. Но песцы могут в летний период поедать многие травы (морскую капусту, водоросли), а также ягоды: морошку и чернику. А это песец в летний период. Как вы думаете, почему в это время его окраска приняла бурый цвет? (Ответы детей).

Продолжим наше путешествие по Заполярью и достигнем вод Северного Ледовитого океана. Как вы думаете, водятся ли в таких холодных водах какие-нибудь животные? (Ответы детей). Да, моря Ледовитого океана богаты различной рыбой. Но не только рыбой, там водятся крупные млекопитающие животные. Такие, как полярный дельфин, или белуха . Длина его достигаетшести метров. А вес взрослого самца две тонны. Кожа белухи имеет белоснежный цвет, под которой толстый слой подкожного жира. Зачем этому животному такой слой жира? (Жир спасает от холода). Питается животное моллюсками и рыбой, всасывая добычу вместе с водой. Кормит своих детенышей молоком. Белые дельфины могут выражать радость и тревогу с помощью мышц морды, как человек, так как они у животного очень подвижны.

Следующее млекопитающее, обитающее в водах Арктики – это гренландский тюлень . У него красивый узор на шкуре и большие выразительные глаза. Тюлени живут стаями. Рождают своих детенышей, которых называют бельками на ледяном берегу. Они очень неуклюжи на суше. Но зато очень быстрые пловцы в воде. В море тюлени добывают для пропитания себе рыбу.

Ближайшие родственники тюленей – моржи . Внешность этих животных замечательна тем, что они имеют клыки. С помощью их они, опираясь о лед, выходят из воды. Клыками они разрывают дно и добывают таким образом себе моллюсков, которыми питаются. Клыками обороняются и от врагов.

И моржи, и тюлени, и белухи имеют большой слой подкожного жира, поэтому они являются лакомой пищей для самых грозных и сильных хищников Арктики. В воде - для китообразной акулы касатки , а на суше - для белого полярного медведя . Про белого медведя нам расскажет сегодня (называется имя ребенка, который готовился выступить). Но перед этим мы все вместе отдохнем и сделаем небольшую физкультурную паузу.

2) физкультурная пауза

а) гимнастика для глаз с использованием схем элементов упражнений. Воспитатель предлагает проследить за движением указки по линиям графических элементов глазами. Дети выполняют вслед за воспитателем;

б) движения под веселую рифмовку:

Скачут быстрые олени

В тундре белой всю неделю.

(Дети выполняют бег с подскоками).

Ищут травы и лишайник

Под снегами утром ранним.

(Имитируют движение копыта оленя).

В море белые дельфины

Плавают в снегах и льдинах.

(Имитация движений пловцов).

Белый Мишка ходит рядом.

(Ходьба с наклонами в стороны, руки на поясе).

Берегись его, ребята!

(Погрозить пальцем).

3) заранее приготовленное выступление ребенка по теме занятия в форме небольшого сообщения об одном из животных, обитающем в Арктике (белом медведе)

4) дидактическая игра «Угадай»

Вначале воспитатель обобщает полученные знания детей, предложив назвать всех увиденных во время «путешествия» по Арктике животных. При этом предлагает в качестве помощи для ответа пользоваться изображением этих животных на фотографиях, которые прикреплены на магнитной доске: «Мы закончили наше путешествие по далекой Арктике. Глядя вот на эти фотографии, назовите животных, с которыми вы сегодня познакомились». (Мы сегодня познакомились с белым медведем, северным оленем и т.д.).

А теперь, ребята, угадайте, о каком из этих животных сейчас пойдет речь?

Воспитатель зачитывает текст, в котором указывается признаки одного из изученных животных: «Это животное хищное. Питается грызунами. Имеет белое оперение (Полярная сова). Это травоядное животное. Основной корм – лишайник, по названию ягель (Олень). Это маленькое травоядное животное съедает в день корма в два раза больше, чем весит сам (Лемминг). Это животное живет в норе, имеет красивый, пушистый, белый мех (Песец). Очень крупное травоядное животное. Дает людям очень теплый пух. Похоже и на овцу, и на быка (Овцебык)».

Угадайте загадку:

Головка и хвост, вместо лап - плавники,

Ленив он на льду и проворен в водице,

Детишек его называют «бельки».

Скажи, что за зверь возле льдины резвится? (Тюлень).

Дети определяют названия животных и обосновывают свой ответ.

5) дидактическая игра «Нади ошибку»

В целом ряде изображений животных заранее прикреплены фотографии животных, которые обитают в другой зоне (зоне степей, лесов).

Ребята, а вы заметили, что здесь есть фотографии животных, которые я прикрепила сюда ошибочно? Найдите их и объясните, почему эти фотографии лишние. (Фотографии с изображением лисы, волка и бурого медведя прикреплены на доску ошибочно, потому что эти звери живут в лесах, они не обитают в Арктике).

6) подвижная дидактическая игра «Хищники и травоядные»

Воспитатель предлагает: «А теперь немного подвигаемся и поиграем. Но, чтобы сыграть в следующую игру, нужно вспомнить: кто из животных Арктики является хищником, а кто травоядным? Встаньте в круг. Если я буду произносить название травоядного – вы делаете наклон туловища, не сгибая коленей, дотрагиваетесь пальцами рук пола. Если называю хищника – выполняете прыжки на месте, показываете «коготки» и «клыки». Дети выполняют задание в движении.

7) рисование животных Арктики

На столах у детей заранее приготовленные конверты с незаконченным рисунком животного и карандаши.

Воспитатель создает сюрпризный момент: «В конверте у вас лежат «секреты». Откройте и посмотрите, что там лежит? Это Дед Природовед решил вас проверить, были ли вы внимательны, путешествуя по Арктике. И прислал вам рисунки животных. Но рисунки эти незаконченные. Вам он дает задание определить животное по рисунку и закончить его карандашом». После того как дети рассмотрят содержимое, воспитатель вывешивает точно такие же незаконченные рисунки на доске и спрашивает: «Можно ли определить: какие животные изображены на этих рисунках?» После того, как дети ответят, воспитатель вывешивает на доске фотографии этих животных. И затем предлагает, опираясь на образец иллюстраций, закончить свои рисунки. По окончании делается выставка готовых рисунков.

III Итог занятия

1) итоговая беседа

Дети, в какой район Земли сегодня мы совершали путешествие? Где он находится?

Что вы узнали нового, наблюдая природу этого края? (Ответы детей). Перечислите названия животных, с которыми сегодня познакомились.

Воспитатель отмечает, что большинство животных Арктики занесли в Красную книгу. Это означает, что этих животных нужно охранять.

2) рефлексия

Если вам понравилось сегодняшнее путешествие? Если да, то подойдите к столику, где лежат смайлики и выберите веселого смайлика, вставьте его в кармашек. Если вам было скучно путешествовать по Арктике, выберете грустного смайлика.

Кильдюшкина Т.Ю., воспитатель группы "Лесовички"

Яловая Марина Дмитриевна

классный руководитель 5 А/В класса

МКОУ ООШ № 4 имени Ю.А. Гагарина

городского округа город Фролово

Волгоградской области

Методическая разработка

внеклассного мероприятия экологической тематики:

Виртуальная экскурсия «Хрупкий мир Арктики».

Аннотация

Мир новейших информационных технологий занимает все большее место в нашей жизни. Поэтому в учебно-воспитательном процессе активно используются компьютерные технологии, которые способствуют как повышению эффективности образования, так и воспитанию социально – активной личности. Невозможно научить подростка, если ему не интересно, если он не увлечён процессом познания.

Новая форма в информационно-коммуникационной технологии – виртуальная экскурсия.

Виртуальная экскурсия - это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов и т.д.

Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и многое другое.

Учитель сам отбирает нужный ему материал, составляет необходимый маршрут, изменяет содержание согласно поставленным целям. Составляющими данной экскурсии могут выступать видео, звуковые файлы, анимация, а также репродукции картин, изображения природы, портреты, фотографии.

Огромную роль в активизации деятельности учащихся во время виртуальных экскурсий играет поисковый метод. Ученики не просто знакомятся с материалами экспозиций, но и занимаются активным поиском информации. Это достигается путём постановки проблемных вопросов перед экскурсией либо получением определённых творческих заданий.

Актуальность методической разработки «Виртуальная экскурсия «Хрупкий мир Арктики»» обусловлена тем, что 2013 год в России объявлен годом охраны окружающей среды. России принадлежит огромный сектор Арктики. 2012 год был объявлен годом Арктики. В связи с изменением климата, анторопогенными изменениями уникальной природе Арктики угрожает опасность. Подрастающее поколение должно знать, какие экологические проблемы встают сегодня перед Арктикой, каковы их последствия.

Возраст детей: 5-6 класс (11-12 лет)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Александрова Е. В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы / Е. В. Александрова // Литература в школе. – 2010. – № 10. – с. 22–24

    Скалдина О.В. Красная книга России. – М.: Эксмо, 2011г.

    http://video.yandex.ru/users/erihgeesuo/view/1259

    http://video.yandex.ru/users/rai9499/view/105/

Виртуальная экскурсия «Хрупкий мир Арктики»

Цель экскурсии : Воспитание бережного отношения к природе Арктики.

Задачи : Установить особенности приспособления животного мира к условиям ледяного безмолвия. Выяснить влияние человека на природу Арктики.

Оборудование: мультимедиапроектор, раздаточный материал (фотографии, тексты, описания животных, тексты заданий, листы А4, фломастеры), презентация, интернет-ресурс.

Подготовка помещения: Перед началом экскурсии столы и стулья в зале расставляются так, чтобы учащиеся разделились на 2 команды.

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые экскурсанты!

(Приложение 1,слайды 1,2)

Я предлагаю вам сегодня совершить необычное путешествие – виртуальное, в Арктику. Познакомиться с суровой природой Арктики, установить особенности приспособления животного мира к условиям ледяного безмолвия, выяснить влияние человека на природу Арктики. Мы увидим уникальность природы Арктики, её хрупкость и уязвимость, потребность в защите.

При посещении любой экскурсии существуют определённые правила, давайте вместе их вспомним!

(учащиеся называют правила поведения на экскурсиях. Один учащийся кратко (одним словом или словосочетанием) фиксирует их на доске.)

Итак, правила мы вспомнили. Можно отправляться в путь.

Для начала небольшая разминка. Как команду назовешь, так она и побеждать будет! Определите названия своих команд. Все четыре картинки означают одно слово. Подсказка – ячейки с количеством букв.

(АЙСБЕРГ, ПОЛЯРНИК)

Предлагаю вам окунуться в мир Арктики. Для этого посмотрим небольшой видеофрагмент, который поможет вам при последующем выполнении задания.

Слайд

Ведущий: Каждой группе я предлагаю выполнить небольшое задание «произведите, поиск анализ, и отбор необходимой информации по теме «Приспособления животных к жизни в Арктике».

1 группа – по фотографиям определить животное и выявить черты приспособленности к суровым условиям Арктики.

2 группа – по описанию определить животное и выявить черты приспособленности к суровым условиям Арктики.

Через 4 минуты группы представляют результаты своей работы.

Каждой группе выдаётся текст задания, фотографии или описания животных, листки бумаги, фломастеры.

1 группа определяет животное по фотографии, выписывает фломастером на лист черты приспособленности животных, которые они смогли выявить по фотографии данного животного (2 фотографии)

2 группа подчёркивает фломастером в тексте черты приспособленности животных, которые они смогли выявить по описанию данного животного, определяют животное по описанию (описания 2 животных)

Представление результатов своей работы: (Приложение1,слайды 3-5)

Представитель 1 группы показывает фотографию животного (лучше вывести её на экран через документ-камеру), называет его, рассказывает о чертах приспособленности к суровым условиям Арктики, которые они смогли выявить по фотографии.

Представитель 2 группы называет животное, которое они опознали по описанию (после этого помощник ведущего выводит изображение этого животного, заранее подготовленное, на экран.) Представитель 2 группы рассказывает о чертах приспособленности к суровым условиям Арктики, которые они выявили по описанию.

Так же по 2 другим животным группы выступают поочёдно. Т.к. образом получается целостная картина приспособления животных к суровым холодным условиям.

Ведущий: Молодцы, с заданием справились!

Ведуший: Конкурс капитанов.

Определить по картинкам обитателей Арктики.

1. белуха – нарвал (семейство млекопитающих)

2. морской котик – нерпа (семейство ластоногих)

1. Как с греческого переводится слово "Арктика"?

медведь
2.Коренной народ Арктики?

А теперь сыграем в блеф-игру! Ваша задача ответить на вопрос «да» или «нет», подняв соответствующую табличку. (на столах таблички со словами «да», «нет»)

Готовы? Начинаем! (все вопросы, а потом ответы через мультимедиапроектор выводятся на экран)

    Верите ли вы, что

Ведущий: А теперь давайте решим проблему:

Почему все эти животные являются редкими и исчезающими и занесены в Красную Книгу не только России, но и мира? (Беседа с участниками экскурсии)

(Приложение 1,слайд 14) Экосистема Арктики хрупка и уязвима! Многие виды животных являются редкими и исчезающими, так как…

1. человек истребляет арктических животных ради наживы;

2. деятельность человека нарушает естественную среду обитания этих животных, что ведёт к изменению численности популяции;

3. потепление климата ведёт к истончению ледяного покрова - он не сможет выдержать столь крупных животных.

Ведущий : (Приложение 1,слайд 15) Вот наша экскурсия и подошла к концу. Мы познакомились с суровой природой Арктики, установили особенности приспособления животного мира к условиям ледяного безмолвия, выяснили влияние человека на природу Арктики. Согласны, что природа Арктики уникальна, хрупка и уязвима? Она нуждается в нашей защите!

Закончить нашу экскурсию хотелось бы словами поэта

Михаила Дудина

Как яблоко на блюде, у нас Земля одна.

Не торопитесь люди всё вычерпать до дна.

Не мудрено добраться до скрытых тайников,

Разграбить все богатства у будущих веков.

Мы общей жизни зерна, одной судьбы родня.

Нам жировать позорно в счет будущего дня.

Поймите это люди как собственный приказ.

А то Земли не будет и каждого из нас!

Животные принадлежат к числу крупных ластоногих млекопитающих. Оно распространено по мелководным морям Северного Ледовитого океана круглополярно, но очень неравномерно.

В среднем длина тела 3-4 м, а масса - около 1,5 т. Самой характерной особенностью этих зверей являются мощные бивни, выступающие над десной на 0,5 м и более. В отличие от бивней слонов (разросшихся резцов) их бивни представляют собой клыки (по 2-4 кг каждый). У самок они короче и тоньше. Значение бивней оставалось вначале неясным. Одни ученые приписывали им функции защиты от врагов, другие видели в них опорные приспособления, которыми они якобы пользуются, выбираясь из воды на льдины. Теперь известно, что, клыками звери рыхлят поверхность дна, отыскивая себе корм,- это их главная функция.

С виду неуклюжи, но они способны к проворным движениям, как в воде, так и на суше. Их толстая кожа (3-5 см) покрыта редкими жесткими волосами рыжеватого цвета. Особенно бросаются в глаза грубые, толстые, густые вибриссы на верхней губе, расположенные в несколько рядов. Они очень подвижны и служат органами осязания, которыми эти животные прощупывают корм на дне моря (на глубине 40-50 м), добывая различных моллюсков, червей, рачков и, гораздо реже, мелких рыб. Наружных ушных раковин нет. Ушные отверстия и ноздри плотно замыкаются при погружении головы в воду. Ласты у них на внутренней стороне кистей и ступней лишены волос. Причем задние ласты могут подворачиваться под туловище и при передвижении помогать отталкиваться от поверхности льда и земли. В воде ласты служат органами плавания и ныряния.

Животные не боятся холода; в ледяной воде они не замерзают, потому что их тело предохраняет от охлаждения толстый слой (5-10 см) подкожного жира. Может спать не только на берегу, но и в море. Во время сна они не тонут в воде, удерживаясь на поверхности при помощи подкожного воздухоносного мешка, соединенного с глоткой. Ведут стадный образ жизни, устраивая лежбища на льдинах или на береговых припаях.

Самый крупный наземный представитель млекопитающих отряда хищных. Его длина достигает 3 м, масса до 800 кг. Самки заметно мельче (200-300 кг). Самые мелкие водятся на Шпицбергене, самые крупные - в Беринговом море.

Несмотря на такие размеры и кажущуюся неповоротливость, даже на суше быстры и ловки, а в воде легко и далеко плавают. С поразительной ловкостью передвигаются по самым тяжелым льдам, проходя 30-40 км в день. При этом он легко преодолевает ледяные торосы почти 2-х метровой высоты. Огромная мощь столбообразных ног и размеры ступни позволяют животному в случае надобности передвигаться по глубокому снегу быстрее, нежели любому другому полярному животному.

Животного отличают длинная шея и плоская голова. Кожа у него чёрная. Цвет шубы варьирует от белого до желтоватого; летом мех может желтеть из-за постоянного воздействия солнечного света. Шерсть лишена пигментной окраски. Зверь обладает несравнимой устойчивостью к холоду. Его густой длинный мех состоит из полых в середине волосков, содержащих воздух. Многие млекопитающие имеют подобные защитные полые волосы - эффективное изоляционное средство, но те, что у медведя, имеют свои особенности. Мех так хорошо сохраняет тепло, что его невозможно обнаружить воздушной инфракрасной съемкой. Отличную теплоизоляцию обеспечивает и подкожный слой жира, достигающий с наступлением зимы 10 см в толщину. Без него животные вряд ли смогли бы проплывать по 80 км в ледяной арктической воде.

Их можно встретить на российском побережье Северного Ледовитого океана, на севере Норвегии, в Гренландии, в Канаде, на Аляске. Кстати, это единственные крупные хищники на Земле, которые до сих пор живут на своей исконной территории, в естественных условиях. В немалой степени благодаря тому, что в Арктике на дрейфующих льдах обитают тюлени, это их излюбленная и основная пища.

Задания:

1 группа.

Задание: по фотографиям определить животное и выявить черты приспособленности к суровым условиям Арктики.

2 группа.

Задание: по описанию определить животное и выявить черты приспособленности к суровым условиям Арктики (подчеркните в тексте).

________________________________________________________________

Фотография описание

  1. Цель урока: Создание условий для самореализации и формирования целостного представления о зоне Арктики, ее характерных особенностях. Воспитание экологической культуры младших школьников путем овладения способами решения учебных задач через изучение темы «Зона Арктики».
  2. Задачи:

обучающие: актуализировать знания детей о зоне Арктики, ее природных условиях, жизни людей, экологических проблемах, расширять знания обучающихся через различные источники информации, систематизировать знания детей о зоне Арктики путем сравнения, анализа, синтеза.

развивающие: развить предметные умения: уметь различать природные зоны по их отличительным признакам, развивать личностные и коммуникативные умения через создание проблемных ситуаций, исследовательскую деятельность.

воспитательные: воспитывать любовь к природе на примере особенностей растительного и животного мира Арктики, воспитывать понимание правил экологической культуры; учить любоваться природой.

психологические: формирование эмоционально - волевой сферы, развитие коммуникативных способностей и классного коллектива.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение.

Выполни действия и напиши полученное слово

Составь слово и подчеркни лишнее

Артистичные скороговорки.

Перед вами скороговорка

Думал, думал, думал, думал

Вдруг ветер дунул

И забыл я то, что думал

Нужно произнести скороговорку в соответствии с данной эмоцией:

Веселье, грусть, испуг, удивление.

Занятие по курсу внеурочной деятельности «Учимся создавать проекты»

Тема: Животные Арктики в опасности

Учитель нач. классов:

Беляева Людмила Николаевна

Педагог-психолог:

Янис Татьяна Борисовна

МБОУ СОШ №27 г. Озерск.

  1. Цель урока: Создание условий для самореализации и формирования целостного представления о зоне Арктики, ее характерных особенностях. Воспитание экологической культуры младших школьников путем овладения способами решения учебных задач через изучение темы «Зона Арктики».
  2. Задачи:

обучающие: актуализировать знания детей о зоне Арктики, ее природных условиях, жизни людей, экологических проблемах, расширять знания обучающихся через различные источники информации, систематизировать знания детей о зоне Арктики путем сравнения, анализа, синтеза.

развивающие: развить предметные умения: уметь различать природные зоны по их отличительным признакам, развивать личностные и коммуникативные умения через создание проблемных ситуаций, исследовательскую деятельность.

воспитательные: воспитывать любовь к природе на примере особенностей растительного и животного мира Арктики, воспитывать понимание правил экологической культуры; учить любоваться природой.

психологические: формирование эмоционально - волевой сферы, развитие коммуникативных способностей и классного коллектива.

Ход занятия,

Учитель: Приветствие: Слайд 1.

У нас сегодня на занятии присутствуют гости. Давайте их поприветствуем.

Сели ровно, спина прямая, ноги на уровне стула. Слайд 2.

Посмотрите на доску. Кто прочитает тему урока?

Что же нам делать? (Вой ветра, влетает письмо) Слайд 3.

Кто же это прислал письмо? Давайте узнаем. (читаем письмо).

О чём узнали?

Кто догадался, какая тема занятия? (Животные Арктики в опасности) Слайд 4.

Каким другим словом можно заменить слово опасность: (угроза, страх, беда) Слайд 5.

Кто из вас знает, какое слово звучит призывом о помощи на всех языках одинаково? (SOS) Слайд 6.

Можем ли мы оставаться равнодушными? Нет.

Какая цель нашего занятия? Слайд 7.

Узнать, КТО просит о помощи?

Какая угроза?

Попытаться помочь?

Сегодня мы попытаемся решить эту проблему для этого мы отправляемся в путь. Как вы думаете, если мы ответим на все эти вопросы, животные Арктики будут спасены? А вот какую гипотезу выдвинул автор письма. Читаем письмо…. Наша задача выяснить, чья гипотеза верна.

Психолог: МОБИЛИЗАЦИЯ. Слайд 8.

Так как мы живем на Урале, поэтому наш путь будет пролегать по равнине (дорожка, проходим два раза, друг за другом), Слайд 9. по горам, (лесенка), мальчики поддерживают девочек за руку, а потом проходят сами. Кто прошел по лесенке, садится на стульчики (в самолет). Надеваем обувь. И мы отправляемся в путь. Слайд 10.

Учитель: Добрый день уважаемые учёные! Слайд 11. Экипаж самолёта приветствует вас на борту нашего лайнера. Сядьте ровно, пристегните ремни безопасности. В конце полета каждый из вас получит конверт с заданием.

Давайте вспомним всё, что мы знаем про Арктику . Слайд 12-18.

Просмотр слайдов с чтением фраз и загадки про северное сияние.

Посмотрите в иллюминатор. Что мы видим? Слайд 19. Северное сияние.

О чём это говорит? О том, что мы приближаемся к Арктике.

Психолог: Приготовились к посадке, сели ровно поправили ремни безопасности, мы приземлились в суровой Арктике. Нам нужно тепло одеться, надеваем теплый комбинезон, куртку, шапку. Мы готовы к работе!?

Учитель: Вас встречают руководители групп. Слайд 20.

Итак, мы распределились по группам, у каждой группы свое задание. Выстраиваемся и расходимся. Всем удачи!

По сигналу расходимся в свои лаборатории, по сигналу встречаемся здесь и заслушиваем результаты исследований. По 1 человеку от группы. Садимся на места в конце работы.

Работают 5 -7 минут.

Проверка:

Психолог: Группа №1 биологи (защита)

Доп. вопрос: Кто просит о помощи: животные Арктики?

Какие животные, какие фигуры вы использовали?

Какие качества ученого вам помогли справиться с заданием? (Терпение, творчество, желание помочь).

Посмотрите, как приветствуют вас животные, которых вы нарисовали, они светятся ярким, красивым, радостным цветом.

Включить подсветку.

Психолог : Группа №2 группа МЧС

Как мы помогли животным? Накормить их.

Доп.Вопрос: Какие качества вам помогли решить эту проблему? (выносливость, сообразительность, ловкость).

Учитель: Группа №3 Исследователи.

Доп.Вопрос:Какая угроза возникла на материке?

Какие качества вам помогли, чтобы добиться успеха?

(умение убеждать, говорить, смекалка)

Можем ли мы сказать, что наша проблема решена? Слайд 21.

Посмотрите на доску. Что исчезло (SOS) Почему? Слайд 22.

Вернёмся к письму

Дочитаем ПИСЬМО.

Помог ли он нам? Почему?

Благодарны ли вам, ученым, животные Арктики? Озвучить животных (приклеить слова благодарности).

Психолог : Рефлексия: Слайд 23.

Предлагаю вам подойти к столу, выбрать разноцветные ладошки, которые соответствуют вашему настроению от проделанной работы и прикрепить их вокруг земного шара на доске. Вам нравится? Мы попытались изменить обстановку в Арктике, а значит и на всем земном шаре. Слайд 24.

Предлагаю взяться всем за руки и встать в круг ведь наша Земля круглая.

Пусть крутится Земля,

Пусть будет счастье на планете,

Пусть радуются дети, и льется добрый свет!

На этом мы завершаем занятие, вы молодцы!

Спасибо за работу!

Вручение медалек, проговорить об изображении на медальке.

Конспект НОД по познавательно- исследовательскому развитию в средней группе.

Тема: «Дикие животные Арктики и Антарктики»

Подготовила: воспитатель высшей категории

Токарева В. В.

Образовательные области : познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие.

Оборудование : глобус, картинки животных севера (морж, тюлень, альбатрос, синий кит, северный олень, пингвин, морской слон, песец, белый медведь), картинка –северное сияние, клей, кисточки для клея, распечатанный на синих листах силуэт медведя, салфетки, вата.

Цель : Знакомство с Арктикой и Антарктикой, с особенностями природных условий Арктического края, с животными Арктики и Антарктики, их внешнему виду, образу жизни и повадках.

Задачи :

Обучающие:

Формировать у детей представление о животных севера;

Формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности;

Расширение словарного запаса.

Развивающие:

Развивать умственные операции сравнения и обобщения;

Развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг; любознательность, наблюдательность фантазию;

Приобретать детьми опыт исследовательской деятельности, формировать умения реализовывать интересы;

Развитие мелкой и артикуляционной моторики.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к животным севера.

Ход занятия .

1.Оргмомент.

Воспитатель показывает глобус

Воспитатель: Кто знает, что это такое?

Дети: глобус

Воспитатель: правильно! Это уменьшенная модель нашей планеты Земля.

Наша планета - это огромный-преогромный шар. Такой большой, что нужно много-много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг.

2.Основная часть.

Короной снежной с двух сторон

Наш шар прекрасный окружен!

Два полюса, два братика-

Антарктика и Арктика

Вот здесь находится Северный полюс, а здесь Южный полюс. добраться до него можно на самолете или ледоколе. Люди там не живут постоянно, проводят научно-исследовательскую работу, изучают климат, жизнь животных.

Воспитатель: ребята, а как вы думаете? Почему они раскрашены белым цветом?

Дети: потому что там север, там всегда мороз, снег, холодно

Воспитатель: Солнце здесь никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности Земли, давая ей очень мало тепла. Вот почему здесь царство льда и снега
Поверхность Арктики покрыта льдом, толщина которого равна высоте трех-этажного дома. Это самое суровое место на Земле.
Зимой наступает такое время, когда солнце вообще не всходит. Длится полярная ночь. Только бледный свет звёзд да луны освещает бескрайние снежные просторы.
На зимнем арктическом небе можно видеть полярное сияние, одно из чудеснейших явлений природы.
На смену полярной ночи приходит полярный день. И днём и ночью светит солнце.
Только четыре месяца в году температура поднимается выше нуля градусов.
Наступает короткое лето. Здесь очень трудно ходить. Ребята, а как вы думаете, на севере живёт кто-нибудь? И ещё: когда на северном полюсе-зима-полярная ночь, на Южном полюсе-лето-полярный день.

Дети: да, животные и птицы

Воспитатель: правильно, посмотрите, кто живёт в Арктике и Антарктиде.

Рассказы о животных.
ТЮЛЕНЬ.
Он такой упитанный – этот слой жира спасает его от переохлаждения, как вас куртки. А ласты помогают быстро двигаться в воде, чтобы охотиться за рыбой. Как вы думаете, почему тюлень – хищник?
А чем питаются тюлени? (рыбой)
А кто еще любит рыбу? (птицы). Они селятся по скалистым берегам, образуя птичьи базары.
ПИНГВИН.
Эти птицы хорошо ныряют и плавают. Почему лапы похожи на ласты? (чтобы этим птицам было удобно плавать)
Лапы у них мощные, с грубой кожей, приспособленные для хождения по острым льдам и сугробам.
Оперение не намокает, иначе бы вылезая из воды он бы сразу превратился в сосульку.
Как вы думаете, чем питаются эти птицы?

Крупный морской зверь с очень толстой кожей. Верхние клыки чрезвычайно развиты, удлинённы и направлены вниз. Очень широкая морда усажена многочисленными толстыми, жёсткими, сплющенными щетинами-усами. Наружных ушей нет, глаза маленькие.

Кожа покрыта короткими прилегающими жёлто-бурыми волосами, но с возрастом их становится меньше, и у старых моржей кожа почти совершенно голая. Конечности более приспособлены для движения на суше, чем у настоящих тюленей, и моржи могут ходить, а не ползать; подошвы мозолистые. Хвост зачаточный.

Синий кит

Синий кит- Самый большой кит, самое большое современное животное, а также, вероятно, крупнейшее из всех животных, когда-либо существовавших на Земле. Его длина достигает 33 метров, а масса может значительно превышать 150 тонн. Синий кит не имеет зубов. Питается он мелкими рачками. Набрав в огромный рот воды, кит процеживает её через ротовые пластинки. А оставшихся рачков поедает. Бывает, что и мелкая рыба попадается, тоже ест. В сутки съедает целый вагон рачков! (27 тонн)

Северный олень

Тоже большое животное, имеет ветвистые рога, как самки, так и самцы. Теплая шерсть, широкие копыта. Питаются корой деревьев, ветками. Мирное животное, но, если кто-нибудь на него нападёт, может защитится.

Морские слоны

Огромный, увеличенный нос висит над пастью с ноздрями вниз. Именно из-за такого носа они и получили такое название-морские слоны. Добычей морских слонов являются рыбы и головоногие. Морские слоны в состоянии нырять за добычей на глубину до 1400 м. Как и у китов, дыхание у морских слонов во время ныряния на глубину замедляется, отчего снижается расход кислорода. Естественными врагами морских слонов являются белые акулы и касатки, охотящиеся в верхних слоях воды.

Альбатрос.

Альбатрос – это удивительная птица, которая может долгие месяцы не появляться на суше! Они проводят дни и ночь напролёт лавирую над океанами и преодолевают сотни миль в день. Альбатрос – красивая птица и океанская даль – её единственный дом. Кроме огромных крыльев эти пернатые имеют уникальный клюв, который состоит из отдельных пластин. Клюв у них тонкий, но сильный и снабжён вытянутыми ноздрями. Небольшие виды стремятся полакомиться рыбой вблизи берега, другие же улетают на сотни миль от суши чтобы найти для себя лакомый кусочек.

Или полярная лисица. Небольшое хищное животное, напоминающее лисицу. В отличие от лисицы, тело у песца приземистое, морда укороченная; уши закруглены, слабо выступают из зимней шерсти. подошвы лап у песцов покрыты жёсткими волосами. Питается грызунами, но часто ходит за медведем и доедает то, что не доел медведь.

БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ.
Белый медведь – самый крупный хищник на нашей планете. Его вес может достигать 1 тонны, а длинна тела 3 м. Рост белого медведя в холке достигает 1,5 м. От своих сородичей белый медведь отличается строением тела , цветом шерсти и кожи. Голова белого медведя уже и длиннее, чем у остальных представителей медвежьих, с плоским лбом и длинной шеей. Уши вверху закругленные. Шерсть белая без пигментного окраса. Кожа белого медведя черная . На подушечках лап длинная шерсть и небольшие шишечки. Между пальцами передних лап есть плавательные перепонки. Такое строение тела помогает белому медведю выжить в суровых условиях Арктики. Густая шерсть белого медведя, состоящая из двух толстых рядов волос, не дает ему замерзнуть. Помимо шерсти, чтобы не чувствовать холода, у них есть толстый подкожный слой жира до 13 см. Шерсть и шишечки на лапах не дают скользить по льду, а перепонки между пальцами помогают плавать. Медведь вылез из воды и отряхнулся. От него полетели брызги во все стороны. А почему медведь не покрывается льдом, ведь он вылезает из воды на такой сильный мороз?

Воспитатель: давайте с вами немного отдохнём.

Пальчиковая гимнастика.

На Севере белый мишутка живет,

Но только, как бурый, он мёд не сосёт.

Наш Умка пытается рыбку ловить,

Чтоб вкусно покушать, и жить – не тужить.

(Загибают пальчики, начиная с мизинца к большому, на каждый ударный слог).

Физминутка.-самомассаж.

Чтобы горло не болело, мы его погладим смело (дети поглаживают ладонями шею сверху – вниз)

Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать (указательным пальцем растирать крылья носа) Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком (прикладывают ко лбу ладони «козырьком» и растирают его движениями «в стороны – вместе»)

«Вилку» пальчиками сделай, массируй ушки ты и шею. (Раздвигают указательный и средний пальцы и растирают точки впереди и сзади за ушами).

Знаем, знаем, мы всегда, нам простуда не страшна! (потирают обе ладони)

Воспитатель: давайте с вами сделаем белого медведя из ваты.

(детям и родителям предлагается обклеить медведя ватой)

3.Подведение итогов.

Итак, давайте подведем итог. Где находится Арктика (На Северном полюсе).

Что вы можете рассказать об Артике? (Там очень холодно, вечная мерзлота, снег, лед, полярная ночь, северное сияние).

Кого можно встретить из животных в Арктике? (полярного волка, северного оленя, белого медведя, моржа, тюленя, полярную сову, песца, нарвала, касатку, белуху, кита).

Почему эти животные живут в Арктике? (питаются рыбой, имеют толстый слой подкожного жира, умеют хорошо плавать, отлично нырять, у многих животных густой белый мех, делает их незаметными на снегу).

Антарктика находится на Южном полюсе, там холодней и люди не живут. Там обитают пингвины, морские слоны, альбатросы