Характерные черты религиозных верований бронзового века. Религиозные представления

Светолечение (фототерапия) традиционно используется в физиотерапии и косметологии. Первые публикации по светотерапии относятся к концу ХIХ века. Так, монография Эдвина Бэббитта «Принципы света и цвета. Исцеляющая сила цвета» была опубликована в 1878 году. Несколько позже был издан целый ряд работ: в 1901 - «Светолечение» Н. Финзена, в 1906 - «Применение света в медицине» В. Бика, в 1929 - «Руководство по светолечению» В. Хаусманна. Уже в 1902 году в Санкт-Петербурге функционировало 20 светолечебниц.

Большой вклад в развитие фототерапии внес американский физиолог Диншах Хадиали (1873-1966), который разработал стройную систему цветовой фототерапии и назвал ее спектрохром. С развитием научно-технического прогресса появились новые источники света. Возвращение интереса к фототерапии связано с открытием в 1962 году лазерного излучения. Наряду с источниками лазерного излучения появились источники светодиодного излучения, которые позволили получить узкополосный свет разной длины волны.

Свет: законы природы

Свет - электромагнитные волны, для которых характерна высокая частота (10-14 Гц) и малая длина волны, определяемая в нм (1нм = 109м) или в мкм (1мкм = 106м). Спектр электромагнитных волн представлен тремя диапазонами: инфракрасное излучение - от 400 до 0,76 мкм (40000-760 нм), видимое излучение - от 0,76 до 0,4 мкм (760-400 нм); ультрафиолетовое излучение - от 0,4 до 0,18 мкм (400- 180 нм).

Свет обладает двойственными свойствами: он не только волна, но и поток частиц (фотонов, или квантов). Длина волны определяет глубину проникновения того или иного вида излучения в биологические ткани. А характер и интенсивность взаимодействия различных лучей с биологическими тканями зависит от энергии порции излучения - кванта (Q), которая прямо пропорциональна частоте электромагнитных колебаний (n) и обратно пропорциональна длине волны (l).

Вышеизложенное выражается в виде формулы: Q=h*n , где h = 6,624*1027 (постоянная Планка).

Таким образом, размер кванта увеличивается с увеличением частоты и, соответственно, с уменьшением длины волны. Так, квант фиолетового излучения примерно в 2,3 раза больше, чем квант инфракрасного излучения. Наиболее выраженной биологической активностью из трех видов оптического излучения обладают ультрафиолетовые лучи, имеющие самую большую величину кванта. Указанные данные необходимо учитывать при проведении фототерапии.

Лазерное излучение

Лазерное излучение является особым видом светового излучения электромагнитной природы, полученным с помощью оптических квантовых генераторов - лазеров. В отличие от других видов излучения, оно имеет особые свойства:

Монохроматичность - наличие в спектре источника световых волн преимущественно одной длины волны;

Когерентность - упорядоченность распределения и совпадение фаз электромагнитных колебаний, усиливающих друг друга;

Высокую поляризацию - закономерное изменение направления и величины вектора излучения в плоскости, перпендикулярной световому лучу.

В связи с указанными свойствами лазерное излучение имеет параллельное, а не радиальное распространение лучей, что обеспечивает ничтожные их потери за счет малого угла расхождения и рассеивания в окружающем пространстве. В то же время хорошая оптическая фокусировка излучения приводит к получению большой энергетической плотности - высокой концентрации энергии в микроскопически малом объеме вещества. Лазерное излучение не является естественным фактором окружающей нас среды, его получают искусственно. С помощью лазеров можно получить монохроматическое излучение любой длины волны оптического диапазона: ультрафиолетового, видимого и инфракрасного участка спектра.

В медицине используют лазерное излучение различной интенсивности. Высокоэнергетическое (высокоинтенсивное) излучение находит применение в хирургической практике для рассечения и разрушения тканей; среднеэнергетическое (среднеинтенсивное) в основном используют в косметологической практике; низкоэнергетическое (низкоинтенсивное) - в физиотерапии.

В физиотерапевтической практике наиболее широкое применение нашли лазеры, генерирующие излучения красного (0,633 мкм) и инфракрасного (0,89-1,2 мкм) диапазона, которые хорошо изучены и чье использование научно обосновано. Лазеротерапию применяют для лечения сухости и дряблости кожи, устранения морщин, при герпетических высыпаниях, вульгарных угрях, для удаления инфильтратов.

Инфракрасное излучение

Инфракрасное излучение (ИК) было открыто в 1800 году английским физиком Уильямом Гершелем. Оно оптически неоднородно: выделяют ближнее (0,76-1,5 мкм) и дальнее (1,5-400 мкм) ИК-излучение.

Ближнее ИК-излучение относительно слабо поглощается поверхностными слоями кожи и проникает в ткани на глубину 3-7 см. Около 30% ИК излучения достигает подкожного жирового слоя и более глубоко расположенных тканей. Длинноволновое излучение поглощается в основном поверхностными слоями кожи. Кванты ИК-излучения обладают сравнительно небольшой энергией. Они вызывают преимущественно тепловой эффект, который может ощущать пациент.

При локальных облучениях температура кожи и подлежащих тканей может повышаться на несколько градусов (1-40С). По мере увеличения интенсивности облучения возникает чувство жжения, а в дальнейшем - ожог. В результате непосредственного действия тепла и возбуждения терморецепторов развивается терморегуляционная реакция. ИК-излучение вызывает усиление потоотделения и теплоотдачу за счет расширения сосудов кожи, подкожной клетчатки и мышц, активизации циркуляции крови в них. Указанная сосудистая реакция и увеличение кровенаполнения в облученной области приводят к появлению выраженной гиперемии кожи - тепловой эритеме, которая исчезает через 30-40 минут после прекращения облучения.

При использовании источников ближнего ИК-излучения эритема на коже не возникает. Под действием ИК-излучения усиливается броуновское движение молекул, электрическая диссоциация и движение ионов, изменяется поверхностное натяжение и осмос. Интенсивное нагревание кожи приводит к распаду ее белковых молекул и высвобождению биологически активных веществ, в том числе гистаминоподобных. Они повышают проницаемость сосудистой стенки, участвуют в регуляции местной и общей гемодинамики, вызывают раздражение кожных рецепторов.

В развитии общих реакций организма и реакций со стороны более глубоко расположенных органов играют роль преимущественно рефлекторные реакции. Тепло, как известно, является катализатором, ускоряющим биохимические процессы в тканях, повышающим обмен веществ, жизнедеятельность биологических структур, активизирующих окислительно-восстановительные реакции организма.

В результате воздействия ИК-облучения усиливается фагоцитарная активность лейкоцитов, активизируются иммунобиологические процессы, рассасываются и удаляются продукты метаболизма, что обуславливает противовоспалительное действие.

Воздействие ИК-излучением показано в основном в подострой и хронических фазах воспаления. Тепло снижает мышечный тонус, снимает спазм, вызывает расслабление поперечно-полосатых (скелетных) мышц. Кроме теплового эффекта, выявлено воздействие ИК-излучения на митохондрии, энергетический центр клетки, в виде стимуляции синтеза АТФ, являющейся «топливом» для живой клетки.

В косметологии в основном используются источники смешанного ближнего и дальнего ИК-излучения: паровые приборы, грелки, лампы накаливания. В последние годы шире стали применяться источники ближнего светодиодного ИК-излучения как отечественного, так и зарубежного производства: аппарат «Спектр - ЛЦ» , «Дюна», «Биоптрон», «Слимминг лайт» и т. д.

Видимое световое излучение (ВС)

Видимое световое (ВС) излучение имеет, как уже указывалось, более короткую длину волны - от 0,76 до 0,40 мкм. Кванты ВС обладают большей энергией, чем кванты ИК-излучения, поэтому наряду с тепловым действием ВС-излучение может влиять на биохимические процессы, вызывая фотохимический эффект. Оно способно приводить атомы в возбужденное состояние, повышая способность веществ вступать в химические реакции.

В спектр видимого света входит семь основных цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. В физиотерапии сформировалось новое направление - фотохромотерапия, основанное на применении узкополосного светодиодного излучения основных цветов. Наиболее изучено применение красного, зеленого и синего цветов.

Красный цвет

Красный цвет проникает в биологические ткани на глубину 25 мм, поглощаясь в эпидермисе и собственно коже (дерме). Около 25% падающей энергии доходит до подкожной жировой клетчатки. Красный цвет поглощается преимущественно ферментами (каталаза, церулоплазмин), а также хромотоформными группами белковых молекул и частично кислородом. В XVII и XIX веках он использовался в медицине при инфекционных заболеваниях (оспе, кори, скарлатине). Первые попытки применения его в косметологии связаны с концом XIX века, когда при лечении экземы груди красным цветом обратили внимание на изменение тургора кожи, которая приобретала нежно-розовый цвет и становилась атласной на ощупь.

При очаговом воздействии на локальные кожные зоны красный цвет изменяет местную температуру в облученных тканях, вызывает расширение сосудов, увеличение скорости кровотока, что проявляется легкой гиперемией. Он повышает тонус поперечно-полосатой и гладкой мускулатуры, стимулирует созревание коллагеновых структур. Отмечается выраженная стимуляция иммунитета и эритропоэза. Красный цвет активизирует репаративную регенерацию поврежденных тканей, что используется для более быстрого заживления раневых и язвенных дефектов кожи и слизистых оболочек.

Однако необходимо обратить внимание, что при длительных воздействиях, особенно при нейровегетативной лабильности, красное излучение может вызвать беспокойство, агрессивность и локомоторную реакцию.

Красный цвет противопоказан при лихорадочных состояниях, нервном возбуждении, выраженном отеке и инфильтрации тканей, нагноительных процессах.

Зеленый цвет

Зеленое излучение поглощается более поверхностными тканями - эпидермисом и дермой, в подкожную жировую клетчатку проникает лишь 5% излучения. Глубина проникновения зеленого излучения в ткани составляет 3-5 мм. Оно избирательно поглощается флавопротеидами дыхательной цепи и белковыми комплексами ионов кальция и способно изменять клеточное дыхание в облучаемых тканях.

Зеленый цвет относится к гармонизирующим, так как уравновешивает процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе, улучшает вегетативную регуляцию, обладает мягким успокаивающим действием на эмоциональное состояние человека. В результате нормализации сосудистого тонуса и нормализации кровенаполнения сосудов снижается повышенный уровень артериального и внутриглазного давления.

Отмечено благоприятное действие зеленого цвета на микроциркуляцию, что приводит к ликвидации отечности тканей. Кроме того, зеленое излучение оказывает умеренное антиспастическое действие. Обладая десенсибилизирующим эффектом, оно уменьшает выход гистамина из нейтрофилов и уменьшает кожный зуд.

Синий цвет

Синее излучение полностью задерживается эпидермисом и дермой. Оно избирательно поглощается молекулами пиридиновых нуклеотидов, гемопорфирина. Последующая активация дыхательной цепи способствует усилению гликолиза и липолиза в клетках и ускоряет процессы фотодеструкции билирубина, что ведет к его распаду до веществ, легко выводимых из организма и не оказывающих нервно-токсического действия при желтухе новорожденных (неонатальной гипербилирубинемии).

Синее излучение тормозит нервно-психическую деятельность. Оно понижает возбудимость различных нервных образований, замедляет скорость нервной проводимости и обладает обезболивающим действием. Под влиянием синего цвета происходит значительное удлинение хроноксии двигательных нервов. Это лежит в основе его применения при заболеваниях периферической нервной системы, особенно при невралгических болевых синдромах.

Есть указания на антисептические и противовоспалительные свойства синего цвета.

УФ-излучение

Ультрафиолетовое излучение (УФ) было открыто в 1801 году И. Риттером, У. Гершелем и У. Уолластоном. В спектре оптического диапазона оно занимает чуть более 1%. Фотобиологи условно разделяют весь спектр УФИ на 3 области соответственно его длине волны и особенностям биологического действия. Область А - от 0,400 до 0,320 мкм, которая обладает наиболее выраженным пигментообразованием; область В - от 0,320 до 0,275 мкм; область С - от 0,275 до 0,180 мкм.

УФ-излучение проникает в ткани на глубину 0,62 мм. Однако благодаря большой энергии фотона оно оказывает выраженное фотофизическое и фотохимическое воздействие. Естественной реакцией кожи на УФ-излучение является ультрафиолетовая эритема, которая определяет противовоспалительные и обезболивающие свойства УФ-излучения. Выраженные бактерицидные свойства УФ-лучей усиливают их противовоспалительное действие, что используется при гнойничковых заболеваниях кожи, вульгарных угрях.

В косметологической практике наибольшее значение придается пигментообразующим свойствам УФ-излучения, сообщающим коже приятный золотисто-бронзовый цвет, поэтому целесообразно применение УФИ преимущественно с «загарным» диапазоном волн. В связи с этим при УФ-облучениях, преследующих разные цели и задачи, следует использовать специализированные селективные источники, дающие отдельные участки спектра УФИ. В косметологии применяют установки или УФ-облучатели, излучающие преимущественно УФ-излучение области А, иногда с некоторым содержанием лучей области В. Это, прежде всего, импортные установки в виде индивидуальных соляриев типа «Солана» и «Кеттлер». Из отечественных источников к этой группе принадлежат облучатели группового действия «ЭОП» и «ЭГД - 5».

УФ-облучения в соляриях (фотариях), кроме загарного действия, дают определенный лечебный эффект. После процедур кожа становится чистой и здоровой, исчезают гнойничковые заболевания, воспалительные инфильтраты, угревая сыпь. Кроме того, улучшается трофика волос, что используется для лечения очагового облысения, повышаются процессы иммунитета, усиливается регенерация красной крови, нормализуется реактивность организма.

В то же время после многократных облучений отмечают усиленное шелушение кожи, появление морщин и сухости кожных покровов. Речь идет о значительном снижении секреторной активности потовых желез в течение нескольких дней после воздействия УФ-излучения. При наличии пигментных и родимых пятен, родинок, веснушек их окраска становится более выраженной и заметной. Наблюдается усиленный рост волос и различных новообразований кожи.

Смысл и многие детали религиозных представлений андроновцев, культовых обрядов, различных ритуалов, объясняются с помощью сопоставления археологических данных и сведений, почерпнутых из древнеиндийских и древнеиранских религиозных сочинений.

Все погребенные в могилах ориентированы головой на запад или юго-запад. Это не случайно. В представлениях индоиранцев земля была квадратной или круглой. Поэтому круглый курган с могилой в центре был подобием мира. Каждой стороной света управлял свой бог, следовательно, ориентация на запад была ориентацией на бога, ведающего связью с потусторонним миром.

Труп в могилу андроновцы клали в скорченном виде. Раньше такая поза объяснялась тем, что, страшась покойника, его связыва­ли веревками в позе сна. Однако в древней литературе сказано, что земля покоит умершего, как мать сына, и что в будущем он возродится к новой жизни. Поэтому можно предположить, что скорченная поза покойника в могиле - это поза младенца в утробе матери-земли. А чтобы придать покойнику эту позу, его связыва­ли. Бога смерти Яму называли «связывающим мертвецов» и изображали держащим веревку.

Наряду с захоронениями покойников андроновцы использовали кремацию - сожжение трупов, связанное с культом огня. Однако остатки костей, золы и углей в могилах различаются по своему назначению. В ранний период зола и угли - это остатки огненных ритуалов сожжения трупа. Зола и кости в позднее время - сожженное деревянное перекрытие - следы очистительных кост­ров.

Иногда археологи встречают при раскопках остатки парных захоронений мужчин и женщин, лежавших когда-то в объятиях друг друга. Считалось, что женщины были убиты и положены в могилу вместе с мужчинами. Но это не так, из древних текстов стало известно, что женщина, обычно жена, сама выбирала оста­ваться ей жить, или отправляться на тот свет вместе с умершим мужем. Но этот обычай не получил широкого распространения и выполнялся символически - жена на миг ложилась рядом с умершим мужем в могилу, а затем выходила оттуда, или же вместо себя бросала в могилу отрезанную косу.

Многочисленные обряды и ритуалы сопровождали и повседнев­ную жизнь андроновцев, наполняя реальный мир их жизни богами, предками, героями.

С жертвоприношения начиналось и строительство дома. В жертву приносили сосуды с молоком, быка или барана. Мясо съедали, молоко выпивали, а горшки и кости закапывали на месте будущего жилища - возле очага, под опорным столбом или под порогом. Известны случаи, когда в жертву приносились дети, которых хоронили под полом дома. При возведении крыши верхнюю балку окропляли жертвенной кровью животного и устра­ивали пир. Главный опорный столб символизировал связь людей с небом. Его в праздничные дни украшали цветами, а во время свадеб у столба сидели жених и невеста, а в обычные дни на этом почетном месте восседал старейшина. Особым почтением пользо­вался домашний очаг, считавшийся семейной святыней. Разруше­ние очага было самым страшным поступком. Очагу приносили жертвы, вокруг него обводили пришедшую в дом невесту, обносили перед похоронами умершего. Золу из очага запрещалось выбрасы­вать на ветер, поэтому рядом с жилищем устраивались специаль­ные зольники. Все эти обряды с огнем и золой совершались специально для того, чтобы заслужить у богов здоровье, благополучие и богатство для семьи 8 .

Рисунки на камнях. Религия во многом определила и развитие искусства. Так, каменные фигурки богов делались с большим реализмом и художественным вкусом.

Своеобразны наскальные рисунки эпохи бронзы: на покрытых черной глиняной корочкой гладких поверхностях скал древние люди кусками твердого камня выбивали изображения животных, солнцеликих людей, колесниц, сцены сражений. Это ценнейший источник информации о духовной культуре человека, его мировоззрении. Казахстан - один из наиболее богатых мест по числу и разнообразию наскальных рисунков - петроглифов. Замечательные по своему богатству рисунки Тамгалы, Ешкиольмес, Каратау, Маймака, Тарбагатая, Букентау изучались археологами и стали достоянием мировой культуры.

Люди бронзового века находились на мифологической стадии мышления. Для древних жизнь представляла смену повторяющихся циклов природы - весеннее равноденствие, пахота, осенний сбор урожая, окот скота, зима и затем вновь весенняя пахота, весенний приход теплого солнца. Чтобы не нарушить гармонию, каждое из таких событий следовало сопровождать жертвоприношениями богам, молитвами и особыми обрядами. Последние свершались в специальных святилищах, в укромных местах: в горных ущельях, у священных родников и речек. В эпоху бронзы и позднее такие святилища находились у скал, и рисунки на них отражали представления андроновцев об окружающем мире. Как правило, святилища использовались в течение многих столетий. На скалах выбивали и вырезали рисунки не только люди эпохи неолита и бронзы, но позже - вплоть до XIX в. Поэтому в скоплениях рисунков ученые, пользуясь определенными методиками, выделяют разные по времени группы или пласты.

Ученые отнесли к периоду бронзы ряд рисунков, сюжетов и композиций. Один из наиболее часто встречаемых образов в наскальном искусстве андроновцев - дикий бык тур с гнутыми, вытянутыми вперед рогами, нередко с подчеркнутым горбом у лопаток, с мощным телом и крепкими ногами. Первые изображения их появились еще в эпоху неолита.

Кроме тура встречается изображение домашнего быка. Он изображен в упряжке в сценах пахоты или показан впряженным в повозку. Исходя из того, что андроновцы - индоиранцы, можно, опираясь на мифы и религиозную литературу древней Индии и Ирана, расшифровать содержание некоторых петроглифов. В мифах о сотворении вселенной говорится, что мир создан из частей первородного быка, принесенного в жертву солнечным богом Митрой. Митра сравнивается и отождествляется с быком. На одном из рисунков в горах Ешкиольмес Митра в виде антропоморфного существа с головой, окруженной солнечными лучами, показан стоящим на быке. На ряде святилищ древние изобразили сцены поклонения солнцеголовому Митре. В урочище Тамгалы изображен солнцеголовый человек, вокруг которого хоровод из пляшущих человечков, а также одиночные и парные танцоры. Все вместе они исполняют ритуальный танец. Кстати, сам хоровод - это символ солнца, а движение участников - имитация вращения светила на небе.

Изображение быка связано с идеей плодородия, могущества и силы.

Излюбленный сюжет в наскальном искусстве - двугорбый верблюд бактриан. В эпоху бронзы он изображался в статичной форме, и нередко занимал во многих сценах ритуальное место. У древних иранцев он был воплощением бога грома Веретрагны, а у индусов - Индры. В «Авесте», священной книге иранцев, воспева­ется мощный грозный Веретрагна, который в образе верблюда «наибольшей силой обладает, наибольшей мощью».

Среди петроглифов эпохи бронзы распространено изображение колесниц. Каратауские наскальные рисунки насчитывают 49 грави­ровок колесниц, есть они в Тамгалы, горах Ешкиольмес. На большинстве из них показаны легкие двухколесные охотничьи и боевые колесницы. Все они изображены в единой манере, как бы в плане, напоминая повозку с разобранными и положенными по сторонам кузовка колесами. Упряжные животные - лошади, реже верблюды. С конем и колесницей у иранцев был связан миф о небесной солнечной колеснице. На конных колесницах считали они, разъезжают по небу все высшие боги.

Встречаются среди рисунков сцены пахоты, на которых изобра­жены впряженные в плуг быки, лошади и козлы. За плугом идет человек. Видимо, эти сцены связаны с празднованием Нового года, с весенним солнцестоянием, праздником обновления природы, с плодородием. Важной частью праздника являлось проведение первой борозды. Этот акт должен был гарантировать богатый урожай. Право проведения первой борозды предоставлялось царю, поэтому в «Авесте» говорится о том, что верховный бог Ахура Мазда вручил первому царю иранцев Йиме «Золотой плуг», чтобы он распахал землю. Представление о золотом плуге и первой борозде характерно для многих народов 9 . Следует отметить, что отголоски древних представлений, зачастую в измененном виде, сохранились у казахов и других населяющих Казахстан народов.

1. Маргулан А. X., Акишев К. А., Кадырбаев М. , Оразбаев М. А. Древние культуры Центрального Казахстана. Алма-Ата, 1966. Маргулан А. X. Бегазы-Дандыбаевская культура Центрального Казахстана. Алма-Ата, 1979; Кадырбаев М. К., Курманкулов Ж. Культура древних скотоводов и металлургов Сары-Арки. Алма-Ата, 1992.

2.Кривцова-Гракова О. А. Алексеевское поселение и могильник // Тр. Гос. истор. Музея М. Т. XVII. 1948; Сорокин В. С. Могильник бронзовой эпохи Тасты-Бутак I в Западном Казахстане // Материалы и исследования по археологии. 1962. № 120.

3.Максимова А. Г. Могильник эпохи бронзы Каракудук // Труды ИИАЭ АН КазССР. 1961. Т. 12. С. 62-71.

4.Средняя Азия в эпоху камня и бронзы. Л., 1966. С. 233-238.

5.Кузьмина Е. Е. Древнейшие скотоводы от Урала до Тянь-Шаня. Фрунзе, 1986; Итина М. А. Древнехорезмские земледельцы // История, археология и этнография Средней Азии. М., 1988. С. 72-86.

7.Зданович Г. Б. Феномен протоцивилизации бронзового века Урало-Казахстанских степей. Взаимодействие кочевых культур и древних цивилизаций. Алма-Ата, 1989. С. 171-178.

8. Кузьмина Е. Е. Древнейшие скотоводы от Урала до Тянь-Шаня. Фрунзе, 1986. С. 24-26.

9. Самашев 3. С. Наскальные изображения верхнего Прииртышья. Алма-Ата, 1992; Кадырбаев М. К., Марьяшев А. Н. Наскальные рисунки хребта Каратау. Алма-Ата, 1992.

Не допускается использование материалов на других веб-ресурсах без согласия авторского коллектива

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Qazaqstan tarihy обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах».. – 111)

Человек в эпоху бронзы уже сознательно выделял себя из животного и растительного мира. Он продолжал поклоняться силам природы, солнцу и огню, которые приносили ему тепло, свет и другие блага. В это время у людей существовала сложная Система представлений о загробной жизни. Разные племена представляли её по-своему. Об этом свидетельствуют различные варианты погребального ритуала.

У андроновцев культ, мертвых занимал особое место. Вера в бессмертие, в существование потустороннего мира превращала похороны соплеменников в сложный и Пышный ритуал, при котором соблюдались обычаи и правила на родовой общины. В ранний период андроновской культуры (XVIII - XIV вв. до н. э) покойника сжигали на костре, а его прах и личные вещи помещали в каменный ящик. Этот ритуал был связан с культом огня. Сожжение в представлении древних соответствовало закону обновления природы, возрождению новой жизни. На поленницу из дров, устланных тростником, кладут усопшего. Рядом с ним раскладывают его личные вещи, сосуды с пищей, лук со стрелами, булаву.

На следующем, более развитом этапе истории обычай сожжения сменился новым: умершего клали в каменный склеп на левый бок в скорченном положении.

Андроновцы с большой тщательностью строили погребальные сооружения. Они обносили их каменными оградами круглой или овальной формы из вертикально вкопанных или положенных плашмя каменных плит.

Все погребения андроновцев ориентированы головой на запад или на юго-запад. Круглый курган с могилой и центре считался подобием мира. Каждой стороной снеге управлял свой бог. Ориентация па запад была ориентацией па бога, ведающего связью с потусторонним миром.

Усопшего клали в могилу в скорченном виде. Прежде такую позу объясняли тем, что древние люди боялись покойника, поэтому и связывали его веревками в позе сна. Однако в древней литературе сказано, что земля покоит умершего, как мать сына, и что в будущем он возродится к новой жизни. Поэтому скорченная поза покойника в могиле - это поза младенца в утробе матери. А чтобы придать покойнику эту позу, его связывали.

Бога смерти Яму называли «связывающим мертвецов» и изображали с верёвкой в руке. В загробном мире, по представлению андроновцев, были вожди и простые общинники, велись войны, разводили скот и возделывали поля. Поэтому в могилу ставили сосуды с пищей, клали оружие, одежду, украшения и другие предметы. Все это должно было обеспечить покойнику достойное существование в загробном мире.

Духам умерших поклонялись, верили в их покровительство и защиту, могилы считались святынями. Это был культ предков.

Многочисленные обряды и ритуалы сопровождали и повседневную жизнь андроновцев, наполняли их реальный мир богами, предками, героями.

Строительство дома начиналось с жертвоприношения.

В жертву приносили сосуды с молоком, закалывали быка или барана. Мясо съедали, молоко выпивали, а горшки и кости закапывали на месте будущего жилища. При возведении крыши верхнюю балку окропляли кровью жертвенного животного и устраивали пир. Главный опорный столб символизировал связь людей с небом. В праздничные дни его украшали цветами, во время свадеб у столба сидели жених и невеста, а и обычные дни на этом почетном месте восседал старейшина.

Таким образом, в эпоху каменного века происходит зарождение живописи, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Большую роль играют живопись и декоративно-прикладное искусство. Главной отличительной чертой искусства каменного века является неразрывность труда, представлений о жизни, протонаучных знаний, культовых представлений и искусства.

Лекция 3. Искусство бронзового и железного веков.

1. Применение металла как фактор развития искусства.

2. Характерные черты искусства бронзового века.

3. Развитие первобытной культуры в железном веке.

Применение металла как фактор развития искусства .

На границе 3-2 тысячелетия до н.э. человек освоил изготовление орудий труда и оружия из сплава олова и меди – бронзы. Воспользовшись довольно лёгким плавлением металла человек сумел увеличить количество орудий труда. В эпоху бронзы происходит первое крупное общественное разделение – выделяются племена, занимающиеся скотоводством. Одновременно господствующее положение и в производстве и в быту занимает мужчина: патриархат сменяет матриархат. К тому же у человека постепенно формируется представление о богатстве, появляется частная собственность.

Около 1 тыс. лет до н.э. общество начинает использовать железо для производства орудий труда и оружия. Причём из железа сначала делали исключительно украшения, так как первобытный человек считал данный металл дорогим. Появление железа способствовала повышению производительности труда, особенно в земледелии. Ремесло отделяется от земледелия.

Если говорить о культуре железного века то стоит подчеркнуть, что мы рассматриваем культуру народов, не вошедших в состав рабовладельческих государств – скифы, кельты и другие племена. По сравнению с ними. Др. Греция и Др. Рим находились на более высокой степени экономического и духовно-культурного развития.

Для архитектуры эпохи бронзы характерны мегалитические постройки – менгиры, дольмены, кромлехи. Их возникновение связано с развитием религиозных представлений первобытного человека, с культом предков и природы, то есть духовными потребностями общества.

Менгиры – это вертикально стоящие камни высотой более 2 м. По существу менгиры являются предшественником монументальной скульптуры, хотя несут в себе и черты архитектуры. Данные сооружения олицетворяли собой богов и почитаемых людей. Так в г. Коллорг есть менгиры, на которых просматриваются человеческие руки. В Сардинии мы встречаем менгиры олицетворяющих кормящую мать. Но встречаются менгиры изображающие рыб (Армения), зверей (Сибирь). Особенно много менгиров в северо-западной Франции, где существуют аллеи менгиров (обнаружено около 4000 менгиров). Возможно, менгиры служили границами религиозных святилищ, сооружений. Сила воздействия на зрителя достигалась сопоставлением гордо поднимающейся ввысь вертикальной массы мощного монолита с небольшими деревянными хижинами или землянками жилых селений.



Архитектурное начало сильнее выражено в дольменах. Это погребальные сооружения из двух или четырёх отвесно поставленных обтёсанных камней, перекрытых горизонтальной каменной плитой. Внутреннее пространство дольмна служило для родовых захоронений. Дольмены широко распространены в Западной Европе, Северной Африке.

Самым известным мегалитическим сооружением эпохи бронзы является кромлех Стоунхендж (начало 2-го тыс. до н.э.). В плане – это круглая площадка диаметром 30 метров, замкнутая четырьмя кольцами вертикально поставленных синих камней. Кольцо внешнего круга из 30 каменных столбов, соединённых лежащими на них балками, образуют подобие гигантского хоровода, внутренне кольцо, в центре которого находилась небольшая каменная плита, составлено из невысоких менгиров. Второе кольцо сооружено из семиметровых блоков, попарно поставленных и перекрытых плитами. В центре Стоунхенджа находился жертвенник. На столбах мы видим результат работы человека: все они отёсаны и имеют более или менее правильную форму. По своему целевому назначению Стоунхендж можно рассматривать как храм Солнца. Зодчий настолько был поражён могуществом недосягаемого солнца, что решил воплотить силу энергии в камне, при этом материал для строительства находился в 280 км. от кромлеха.

Большую роль в эпоху бронзы играет декоративно-прикладное искусство и орнаментирование керамики. На стоянках человека археологи находят достаточное количество бронзовых изделий. Орудия труда об оружие по возможности украшается узором. Так булавки, получив сложный декоративный вид, эволюционируют в фибулы – пряжки. Наиболее интересными представляются фибулы найденные в Швейцарии, Верхней Италии, Венгрии, Сев. Германии. Человек, усвоив ковкость металла, сумел создавать новые элементы украшения – диадемы (головные обручи), шейные кольца, браслеты, цепочки и мн. др.

Воины стремятся индивидуализировать свой меч – появляются не только металлические набалдашники, но и деревянные и костяные вставки на рукояти.

Орнамент в керамике сохраняет свою симметричность, но теперь он составлен из кривых линий (круги, полукруги, спирали, волнообразные линии). Доминирует человеческая и животная орнаментика. Так на сосудах бронзового века можно обнаружить головы драконов, змей. Эти же изображения можно встретить на ножах, щитах. Но можно встретить и простые декоры: выпуклости, точечные вкрапления и тд.

Одним из известных изображений человека является гольштейнский нож. Рукоять представлена в форме полуобнажённой женщины с сосудом в руках, причём пропорции тела соблюдены.