Кому принадлежат южные курильские острова. Что япония предлагает россии за два острова

Кратко история «принадлежности» Курильcких островов и острова Сахалин выглядит следующим образом.

1.В период 1639—1649 г . русские казачьи отряды под предводительством Московитинова, Колобова, Попова обследовали и начали осваивать Сахалин и Курильские острова. В это же время русские первопроходцы неоднократно заплывают и на остров Хоккайдо, где их миролюбиво встречают местные аборигены народности айны. Японцы же появились на этом острове столетием позже, после чего истребили и частично ассимилировали айнов .

2.В 1701 г. казачий урядник Владимир Атласов доложил Петру I о «подчинении» Российской короне Сахалина и Курильских островов, ведущих в «чудное Нипонское царство».

3.В 1786 г . по приказу Екатерины II произведен реестр российских владений на Тихом океане с доведением реестра до сведения всех европейских государств как декларации прав России на эти владения, в том числе и на Сахалин, и на Курилы.

4.В 1792 г . Указом Екатерины II вся гряда Курильских островов (и Северных, и Южных), а также остров Сахалин официально включены в состав Российской Империи.

5.В результате поражения России в Крымской войне 1854—1855 гг. под давлением Англии и Франции Россия вынуждена была заключить с Японией 7 февраля 1855 г. Симодский Договор , по которому Японии передавались четыре южных острова Курильской гряды: Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп. Сахалин остался неразделенным между Россией и Японией. При этом, правда, признавалось право захода российских кораблей в японские порты, а также провозглашался «постоянный мир и искренняя дружба между Японией и Россией».

6.7 мая 1875 г. по Петербургскому договору царское правительство в качестве весьма странного акта «доброй воли» идет на непонятные дальнейшие территориальные уступки Японии и передает ей еще 18 малых островов архипелага. Взамен Япония признала, наконец, право России на весь Сахалин. Именно на этот договор ссылаются больше всего японцы сегодня, лукаво умалчивая , что первая статья этого договора гласит: «...и впредь будет установлен вечный мир и дружба между Россией и Японией» (сами японцы нарушали этот договор в XX столетии неоднократно ). Многие российские государственные деятели тех лет резко осудили этот «обменный» договор, как недальновидный и вредный для будущего России, сравнивая его с такой же недальновидностью, как продажа Соединенным Штатам Америки в 1867 г. Аляски за бесценок (7 млрд. 200 млн. долл.), — говоря, что «теперь мы кусаем собственные локти».

7.После русско-японской войны 1904—1905 гг. последовал очередной этап унижения России . По Портсмутскому мирному договору, заключенному 5 сентября 1905 г., Япония получила южную часть Сахалина, все Курильские острова, а также отобрала у России право аренды на военно-морские базы Порт-Артур и Дальний . Когда же российские дипломаты напомнили японцам, что все эти положения противоречат договору 1875 г., — те высокомерно и нагло ответили : «Война перечеркивает все договора. Вы потерпели поражение и давайте исходить из сложившейся на сегодняшний день обстановки ». Читатель, запомним эту хвастливую декларацию захватчика !

8.Далее наступает время наказания агрессора за его извечную алчность и территориальную экспансию. Подписанным Сталиным и Рузвельтом на Ялтинской конференции 10 февраля 1945 г. «Соглашением по Дальнему Востоку » предусматривалось: «...через 2—3 месяца после капитуляции Германии Советский Союз вступит в войну против Японии при условии возвращения Советскому Союзу южной части Сахалина, всех Курильских островов, а также восстановления аренды Порт-Артура и Дальнего (эти построенные и оборудованныеруками русских рабочих , солдат и матросов еще в конце XIX—начале XX вв. очень удобные по своему географическому положению военно-морские базы были безвозмездно переданы «братскому» Китаю . А ведь эти базы были так нужны нашему флоту в 60—80-е годы разгула «холодной войны» и напряженной боевой службы флота в отдаленных районах Тихого и Индийского океанов. Пришлось на голом месте оборудовать для флота базу передового базирования Камрань во Вьетнаме).

9.В июле 1945 г. в соответствии с Потсдамской декларацией глав стран-победительниц был принят следующий вердикт относительно будущего Японии: «Суверенитет Японии будет ограничен четырьмя островами: Хоккайдо, Кюсю, Сикоку, Хонсю и теми, которые МЫ УКАЖЕМ ». 14 августа 1945 г. японское правительство широковещательно подтвердило принятие условий Потсдам-ской декларации , а 2 сентября Япония безоговорочно капитулировала . Статья 6 Акта о капитуляции гласит: «...японское правительство и его преемники будут честно выполнять условия Потсдамской декларации , отдавать те распоряжения и предпринимать те действия, которые в целях осуществления этой декларации потребует Главнокомандующий союзных держав...». 29 января 1946 г. Главнокомандующий генерал Макартур своей директивой № 677 ПОТРЕБОВАЛ: «Курильские острова, включая Хабомаи и Шикотан, исключаются из юрисдикции Японии». И только после этого юридического действия был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1946 г., гласивший: «Все земли, недра и воды Сахалина и Кульских островов являются собственностью Союза Советских Социалистических Республик ». Таким образом, Курильские острова (и Северные, и Южные), а также о. Сахалин, на законных основаниях и в соответствии с нормами международного права были возвращены России . На этом можно было бы поставить точку на «проблеме» Южных Курил и прекратить все дальнейшие словопрения. Но история с Курилами продолжается.

10.После окончания второй мировой войны США оккупировали Японию и превратили ее в свой военный плацдарм на Дальнем Востоке. В сентяре 1951 г. США, Великобритания и ряд других государств (всего 49) подписали Сан-Францисский мирный договор с Японией , подготовленный в нарушение Потсдамских соглашений без участия Советского Союза . Поэтому наше правительство к договору не присоединилось. Тем не менее в ст. 2, главы II этого договора черным по белому зафиксировано: «Япония отказывается от всех правооснований и претензий... на Курильские острова и ту часть Сахалина и прилегающих к нему островов , суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 г.». Однако и после этого история с Курилами не завершается.

11.19 октября 1956 г. правительство Советского Союза, следуя принципам дружбы с государствами-соседями, подписало с японским правительством совместную декларацию , по которой состояние войны между СССР и Японией прекращалось и между ними восстанавливались мир, добрососедство и дружеские отношения. При подписании Декларации в качестве жеста доброй воли и не более было обещано передать Японии два самых южных острова Шикотан и Хабомаи , но только после заключения мирного договора между странами .

12.Однако США после 1956 г. навязали Японии ряд военных соглашений , замененных в 1960 г. единым «Договором о взаимном сотрудничестве и безопасности», по которому войска США оставались на ее территории, и тем самым японские острова превращались в плацдарм агрессии против Советского союза. В связи с такой обстановкой советское правительство заявило Японии о невозможности передачи ей обещанных двух островов . И в этом же заявлении подчеркивалось, что согласно декларации от 19 октября 1956 г. «мир, добрососедство и дружеские отношения» между странами установлены. Поэтому дополнительный мирный договор возможно и не требуется.
Таким образом, проблемы Южных Курил не существует . Она давно решена. И де-юре, и де-факто острова принадлежат России . В этой связи может быть следовало бы припомнить японцам их высокомерное заявление в 1905 г., а также указать, что Япония потерпела поражение во второй мировой войне и поэтому не имеет никаких прав ни на какие территории , даже и на ее исконные земли, кроме тех, которые ей дарованы победителями.
И нашему МИД так же жестко, или в более мягкой дипломатической форме следовало бы заявить это японцам и на этом поставить точку, НАВСЕГДА прекратив всякие переговоры и даже разговоры по этой несуществующей и унижающей достоинство и авторитет России проблеме .
И вновь «территориальный вопрос»

Однако, начиная с 1991 г., неоднократно проходят встречи Президента Ельцина и членов российского правительства, дипломатов с правительственными кругами Японии, в ходе которых японская сторона каждый раз назойливо поднимает вопрос о «северных японских территориях».
Так, в Токийской декларации 1993 г., подписанной Президентом России и премьер-министром Японии, снова было признано «наличие территориального вопроса», и обе стороны обещали «приложить усилия» к его решению. Возникает вопрос — неужели наши дипломаты не могли не знать, что такие декларации не следует подписывать, ибо признание наличия «территориального вопроса» противоречит национальным интересам России (ст. 275 УК РФ «Государственная измена »)??

Что касается мирного договора с Японией, то он де-факто и де-юре в соответствии с Советско-японской декларацией от 19 октября 1956 г. не очень-то и нужен . Не хотят японцы заключать дополнительный официальный мирный договор, и не надо. Он больше необходим Японии , как стороне, потерпевшей поражение во второй мировой войне, нежели России.

А граждане России должны знать, высосанная из пальца «проблема» Южных Курил , ее муссирование, периодическая шумиха в СМИ вокруг нее и сутяжничество японцев — есть следствие незаконных притязаний Японии в нарушение взятых ею на себя обязательств строго соблюдать признанные и подписанные ею международные обязательства. И такое постоянное стремление Японии пересмотреть принадлежность многих территорий в Азиатско-Тихоокеанском регионе пронизывает японскую политику на протяжении всего ХХ в .

Почему же японцы, можно сказать, вцепились зубами в Южные Курилы и пытаются снова незаконно ими завладеть? А потому, что экономическое и военно-стратегическое значение этого региона чрезвычайно велико и для Японии, и еще более для России. Это район колоссальных богатств морепродуктов (рыба, живность, морские животные, растительность и пр.), залежей полезных, причем редкоземельных ископаемых, энергоисточников, минерального сырья .

Например, 29 января с.г. в программе «Вести» (РТР) проскользнула короткая информация: на острове Итуруп обнаружено крупное месторождение редкоземельного металла Рений (75-й элемент в таблице Менделеева, причем единственное в мире ).
Ученые якобы просчитали, что для разработки этого месторождения достаточно вложить всего 35 тыс. долл., но прибыль от добычи этого металла позволит за 3—4 года вывести всю Россию из кризиса . Видимо японцы знают об этом и потому так настойчиво атакуют российское правительство с требованием отдать им острова.

Надо сказать, что за 50 лет владения островами японцы на них ничего капитального не построили и не создали, кроме легких построек-времянок . Нашим пограничникам пришлось заново строить казармы и другие постройки на заставах. Все экономическое «освоение» островов, о котором сегодня на весь мир кричат японцы, заключалось в хищническом грабеже богатств островов . В ходе японского «освоения» с островов исчезли лежбища котиков, места обитания каланов . Часть поголовья этих животных восстановили уже наши курильчане .

Сегодня экономическое положение всей этой островной зоны, как и всей России, тяжелое. Конечно, меры по поддержке этого региона и заботе о курильчанах необходимы существенные. По расчетам группы депутатов Госдумы на островах можно добывать, как сообщалось в передаче «Парламентский час» (РТР) 31 января с.г., только рыбопродуктов до 2000 т в год, с чистой прибылью около 3 млрд. долл.
В военном отношении гряда Северных и Южных Курил с Сахалином составляет законченную замкнутую инфраструктуру стратегической обороны Дальнего Востока и Тихоокеанского флота. Они ограждают Охотское море и превращают его во внутреннее. Это — район развертывания и боевых позиций наших стратегических подводных лодок .

Без Южных Курил мы получим «пробоину» в этой обороне . Контроль над Курилами обеспечивает свободный выход флота в океан, — ведь до 1945 г. наш Тихоокеанский флот, начиная с 1905 г., был практически заперт в своих базах в Приморье. Средства обнаружения на островах обеспечивают дальнее обнаружение воздушного и надводного противника, организацию противолодочной обороны подступов к проходам между островами.

В заключение следует отметить такую особенность в взаимоотношениях треугольника Россия — Япония — США. Именно США подтверждают «законность» принадлежности островов Японии , вопреки всем ими же подписанным международным договорам .
Раз так, — то наш МИД имеет полное право в ответ на притязания японцев предложить им потребовать возвращения Японии ее «южных территорий» — Каролинских, Маршалловых и Марианских островов .
Эти архипелаги, бывшие колонии Германии, захвачены Японией в 1914 г . Владычество Японии над этими островами санкционировано Версальским 1919 г. договором. После разгрома Японии все эти архипелаги перешли под управление США . Так почему бы Японии не потребовать от Соединенных Штатов возвратить ей острова? Или духу не хватает ?
Как видите, налицо явный двойной стандарт внешней политики Японии .

И еще один факт, проясняющий общую картину возврата наших дальневосточных территорий в сентябре 1945 г. и военное значение этого региона. Курильской операцией 2-го Дальневосточного фронта и Тихоокеанского флота (18.08 — 1.09.1945 г.) предусматривалось освобождение всех Курильских островов и захват острова Хоккайдо.

Присоединение этого острова к России имело бы важное оперативно-стратегическое значение, поскольку обеспечивалась бы полная замкнутость «ограждения» Охотского моря нашими островными территориями: Курилы — Хоккайдо — Сахалин. Но Сталин эту часть операции отменил, сказав, что с освобождением Курил и Сахалина мы решили все свои территориальные вопросы на Дальнем Востоке. А чужой земли нам не надо . К тому же, захват Хоккайдо обойдется нам большой кровью, ненужными потерями моряков и десантников в самые последние дни войны.

Сталин здесь показал себя настоящим государственником, заботящимся о стране, ее солдатах, а не захватчиком, позарившимся на весьма доступные в той обстановке для захвата чужие территории.

История Курильских островов

История вопроса

Кратко история «принадлежности» Курильcких островов и острова Сахалин выглядит следующим образом.

1.В период 1639-1649 г . русские казачьи отряды под предводительством Московитинова, Колобова, Попова обследовали и начали осваивать Сахалин и Курильские острова. В это же время русские первопроходцы неоднократно заплывают и на остров Хоккайдо, где их миролюбиво встречают местные аборигены народности айны. Японцы же появились на этом острове столетием позже, после чего истребили и частично ассимилировали айнов .

2.В 1701 г. казачий урядник Владимир Атласов доложил Петру I о «подчинении» Российской короне Сахалина и Курильских островов, ведущих в «чудное Нипонское царство».

3.В 1786 г . по приказу Екатерины II произведен реестр российских владений на Тихом океане с доведением реестра до сведения всех европейских государств как декларации прав России на эти владения, в том числе и на Сахалин, и на Курилы.

4.В 1792 г . Указом Екатерины II вся гряда Курильских островов (и Северных, и Южных), а также остров Сахалин официально включены в состав Российской Империи.

5.В результате поражения России в Крымской войне 1854-1855 гг. под давлением Англии и Франции Россия вынуждена была заключить с Японией 7 февраля 1855 г. Симодский Договор , по которому Японии передавались четыре южных острова Курильской гряды: Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп. Сахалин остался неразделенным между Россией и Японией. При этом, правда, признавалось право захода российских кораблей в японские порты, а также провозглашался «постоянный мир и искренняя дружба между Японией и Россией».

6.7 мая 1875 г. по Петербургскому договору царское правительство в качестве весьма странного акта «доброй воли» идет на непонятные дальнейшие территориальные уступки Японии и передает ей еще 18 малых островов архипелага. Взамен Япония признала, наконец, право России на весь Сахалин. Именно на этот договор ссылаются больше всего японцы сегодня, лукаво умалчивая , что первая статья этого договора гласит: «...и впредь будет установлен вечный мир и дружба между Россией и Японией» (сами японцы нарушали этот договор в XX столетии неоднократно ). Многие российские государственные деятели тех лет резко осудили этот «обменный» договор, как недальновидный и вредный для будущего России, сравнивая его с такой же недальновидностью, как продажа Соединенным Штатам Америки в 1867 г. Аляски за бесценок (7 млрд. 200 млн. долл.), - говоря, что «теперь мы кусаем собственные локти».

7.После русско-японской войны 1904-1905 гг. последовал очередной этап унижения России . По Портсмутскому мирному договору, заключенному 5 сентября 1905 г., Япония получила южную часть Сахалина, все Курильские острова, а также отобрала у России право аренды на военно-морские базы Порт-Артур и Дальний . Когда же российские дипломаты напомнили японцам, что все эти положения противоречат договору 1875 г., - те высокомерно и нагло ответили : «Война перечеркивает все договора. Вы потерпели поражение и давайте исходить из сложившейся на сегодняшний день обстановки ». Читатель, запомним эту хвастливую декларацию захватчика !

8.Далее наступает время наказания агрессора за его извечную алчность и территориальную экспансию. Подписанным Сталиным и Рузвельтом на Ялтинской конференции 10 февраля 1945 г. «Соглашением по Дальнему Востоку » предусматривалось: «...через 2-3 месяца после капитуляции Германии Советский Союз вступит в войну против Японии при условии возвращения Советскому Союзу южной части Сахалина, всех Курильских островов, а также восстановления аренды Порт-Артура и Дальнего (эти построенные и оборудованныеруками русских рабочих , солдат и матросов еще в конце XIX-начале XX вв. очень удобные по своему географическому положению военно-морские базы были безвозмездно переданы «братскому» Китаю . А ведь эти базы были так нужны нашему флоту в 60-80-е годы разгула «холодной войны» и напряженной боевой службы флота в отдаленных районах Тихого и Индийского океанов. Пришлось на голом месте оборудовать для флота базу передового базирования Камрань во Вьетнаме).

9.В июле 1945 г. в соответствии с Потсдамской декларацией глав стран-победительниц был принят следующий вердикт относительно будущего Японии: «Суверенитет Японии будет ограничен четырьмя островами: Хоккайдо, Кюсю, Сикоку, Хонсю и теми, которые МЫ УКАЖЕМ ». 14 августа 1945 г. японское правительство широковещательно подтвердило принятие условий Потсдам-ской декларации , а 2 сентября Япония безоговорочно капитулировала . Статья 6 Акта о капитуляции гласит: «...японское правительство и его преемники будут честно выполнять условия Потсдамской декларации , отдавать те распоряжения и предпринимать те действия, которые в целях осуществления этой декларации потребует Главнокомандующий союзных держав...». 29 января 1946 г. Главнокомандующий генерал Макартур своей директивой № 677 ПОТРЕБОВАЛ: «Курильские острова, включая Хабомаи и Шикотан, исключаются из юрисдикции Японии». И только после этого юридического действия был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1946 г., гласивший: «Все земли, недра и воды Сахалина и Кульских островов являются собственностью Союза Советских Социалистических Республик ». Таким образом, Курильские острова (и Северные, и Южные), а также о. Сахалин, на законных основаниях и в соответствии с нормами международного права были возвращены России . На этом можно было бы поставить точку на «проблеме» Южных Курил и прекратить все дальнейшие словопрения. Но история с Курилами продолжается.

10.После окончания второй мировой войны США оккупировали Японию и превратили ее в свой военный плацдарм на Дальнем Востоке. В сентяре 1951 г. США, Великобритания и ряд других государств (всего 49) подписали Сан-Францисский мирный договор с Японией , подготовленный в нарушение Потсдамских соглашений без участия Советского Союза . Поэтому наше правительство к договору не присоединилось. Тем не менее в ст. 2, главы II этого договора черным по белому зафиксировано: «Япония отказывается от всех правооснований и претензий... на Курильские острова и ту часть Сахалина и прилегающих к нему островов , суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 г.». Однако и после этого история с Курилами не завершается.

11.19 октября 1956 г. правительство Советского Союза, следуя принципам дружбы с государствами-соседями, подписало с японским правительством совместную декларацию , по которой состояние войны между СССР и Японией прекращалось и между ними восстанавливались мир, добрососедство и дружеские отношения. При подписании Декларации в качестве жеста доброй воли и не более было обещано передать Японии два самых южных острова Шикотан и Хабомаи , но только после заключения мирного договора между странами .

12.Однако США после 1956 г. навязали Японии ряд военных соглашений , замененных в 1960 г. единым «Договором о взаимном сотрудничестве и безопасности», по которому войска США оставались на ее территории, и тем самым японские острова превращались в плацдарм агрессии против Советского союза. В связи с такой обстановкой советское правительство заявило Японии о невозможности передачи ей обещанных двух островов . И в этом же заявлении подчеркивалось, что согласно декларации от 19 октября 1956 г. «мир, добрососедство и дружеские отношения» между странами установлены. Поэтому дополнительный мирный договор возможно и не требуется.
Таким образом, проблемы Южных Курил не существует . Она давно решена. И де-юре, и де-факто острова принадлежат России . В этой связи может быть следовало бы припомнить японцам их высокомерное заявление в 1905 г., а также указать, что Япония потерпела поражение во второй мировой войне и поэтому не имеет никаких прав ни на какие территории , даже и на ее исконные земли, кроме тех, которые ей дарованы победителями.
И нашему МИД так же жестко, или в более мягкой дипломатической форме следовало бы заявить это японцам и на этом поставить точку, НАВСЕГДА прекратив всякие переговоры и даже разговоры по этой несуществующей и унижающей достоинство и авторитет России проблеме .
И вновь «территориальный вопрос»

Однако, начиная с 1991 г., неоднократно проходят встречи Президента Ельцина и членов российского правительства, дипломатов с правительственными кругами Японии, в ходе которых японская сторона каждый раз назойливо поднимает вопрос о «северных японских территориях».
Так, в Токийской декларации 1993 г., подписанной Президентом России и премьер-министром Японии, снова было признано «наличие территориального вопроса», и обе стороны обещали «приложить усилия» к его решению. Возникает вопрос - неужели наши дипломаты не могли не знать, что такие декларации не следует подписывать, ибо признание наличия «территориального вопроса» противоречит национальным интересам России (ст. 275 УК РФ «Государственная измена»)??

Что касается мирного договора с Японией, то он де-факто и де-юре в соответствии с Советско-японской декларацией от 19 октября 1956 г. не очень-то и нужен . Не хотят японцы заключать дополнительный официальный мирный договор, и не надо. Он больше необходим Японии , как стороне, потерпевшей поражение во второй мировой войне, нежели России.

А граждане России должны знать, высосанная из пальца «проблема» Южных Курил , ее муссирование, периодическая шумиха в СМИ вокруг нее и сутяжничество японцев - есть следствие незаконных притязаний Японии в нарушение взятых ею на себя обязательств строго соблюдать признанные и подписанные ею международные обязательства. И такое постоянное стремление Японии пересмотреть принадлежность многих территорий в Азиатско-Тихоокеанском регионе пронизывает японскую политику на протяжении всего ХХ в .

Почему же японцы, можно сказать, вцепились зубами в Южные Курилы и пытаются снова незаконно ими завладеть? А потому, что экономическое и военно-стратегическое значение этого региона чрезвычайно велико и для Японии, и еще более для России. Это район колоссальных богатств морепродуктов (рыба, живность, морские животные, растительность и пр.), залежей полезных, причем редкоземельных ископаемых, энергоисточников, минерального сырья .

Например, 29 января с.г. в программе «Вести» (РТР) проскользнула короткая информация: на острове Итуруп обнаружено крупное месторождение редкоземельного металла Рений (75-й элемент в таблице Менделеева, причем единственное в мире ).
Ученые якобы просчитали, что для разработки этого месторождения достаточно вложить всего 35 тыс. долл., но прибыль от добычи этого металла позволит за 3-4 года вывести всю Россию из кризиса . Видимо японцы знают об этом и потому так настойчиво атакуют российское правительство с требованием отдать им острова.

Надо сказать, что за 50 лет владения островами японцы на них ничего капитального не построили и не создали, кроме легких построек-времянок . Нашим пограничникам пришлось заново строить казармы и другие постройки на заставах. Все экономическое «освоение» островов, о котором сегодня на весь мир кричат японцы, заключалось в хищническом грабеже богатств островов . В ходе японского «освоения» с островов исчезли лежбища котиков, места обитания каланов . Часть поголовья этих животных восстановили уже наши курильчане .

Сегодня экономическое положение всей этой островной зоны, как и всей России, тяжелое. Конечно, меры по поддержке этого региона и заботе о курильчанах необходимы существенные. По расчетам группы депутатов Госдумы на островах можно добывать, как сообщалось в передаче «Парламентский час» (РТР) 31 января с.г., только рыбопродуктов до 2000 т в год, с чистой прибылью около 3 млрд. долл.
В военном отношении гряда Северных и Южных Курил с Сахалином составляет законченную замкнутую инфраструктуру стратегической обороны Дальнего Востока и Тихоокеанского флота. Они ограждают Охотское море и превращают его во внутреннее. Это - район развертывания и боевых позиций наших стратегических подводных лодок .

Без Южных Курил мы получим «пробоину» в этой обороне . Контроль над Курилами обеспечивает свободный выход флота в океан, - ведь до 1945 г. наш Тихоокеанский флот, начиная с 1905 г., был практически заперт в своих базах в Приморье. Средства обнаружения на островах обеспечивают дальнее обнаружение воздушного и надводного противника, организацию противолодочной обороны подступов к проходам между островами.

В заключение следует отметить такую особенность в взаимоотношениях треугольника Россия - Япония - США. Именно США подтверждают «законность» принадлежности островов Японии , вопреки всем ими же подписанным международным договорам .
Раз так, - то наш МИД имеет полное право в ответ на притязания японцев предложить им потребовать возвращения Японии ее «южных территорий» - Каролинских, Маршалловых и Марианских островов .
Эти архипелаги, бывшие колонии Германии, захвачены Японией в 1914 г . Владычество Японии над этими островами санкционировано Версальским 1919 г. договором. После разгрома Японии все эти архипелаги перешли под управление США . Так почему бы Японии не потребовать от Соединенных Штатов возвратить ей острова? Или духу не хватает?
Как видите, налицо явный двойной стандарт внешней политики Японии .

И еще один факт, проясняющий общую картину возврата наших дальневосточных территорий в сентябре 1945 г. и военное значение этого региона. Курильской операцией 2-го Дальневосточного фронта и Тихоокеанского флота (18.08 - 1.09.1945 г.) предусматривалось освобождение всех Курильских островов и захват острова Хоккайдо.

Присоединение этого острова к России имело бы важное оперативно-стратегическое значение, поскольку обеспечивалась бы полная замкнутость «ограждения» Охотского моря нашими островными территориями: Курилы - Хоккайдо - Сахалин. Но Сталин эту часть операции отменил, сказав, что с освобождением Курил и Сахалина мы решили все свои территориальные вопросы на Дальнем Востоке. А чужой земли нам не надо . К тому же, захват Хоккайдо обойдется нам большой кровью, ненужными потерями моряков и десантников в самые последние дни войны.

Сталин здесь показал себя настоящим государственником, заботящимся о стране, ее солдатах, а не захватчиком, позарившимся на весьма доступные в той обстановке для захвата чужие территории.
Источник

В 2012 году безвизовый обмен между Южными Курилами и Японией начнется 24 апреля.

2 февраля 1946 года указом Президиума Верховного Совета СССР Курильские острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи были включены в состав СССР.

8 сентября 1951 года на международной конференции в Сан-Франциско был заключен мирный договор между Японией и 48 странами-участницами антифашистской коалиции, по которому Япония отказалась от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и Сахалин. Советская делегация не подписала этот договор, сославшись на то, что рассматривает его как сепаратную договоренность между правительствами США и Японии. С точки зрения договорного права вопрос о принадлежности Южных Курил остался неопределенным. Курилы перестали быть японскими, но не стали советскими. Использовав это обстоятельство, Япония в 1955 году предъявила СССР претензии на все Курильские острова и южную часть Сахалина. В результате двухлетних переговоров между СССР и Японией позиции сторон сблизились: Япония ограничила свои претензии островами Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп.

19 октября 1956 года в Москве была подписана Совместная декларация СССР и Японии о прекращении состояния войны между двумя государствами и восстановлении дипломатических и консульских отношений. В ней, в частности, советское правительство согласилось на передачу Японии после заключения мирного договора островов Хабомаи и Шикотан.

После заключения в 1960 году японо-американского договора о безопасности СССР аннулировал обязательства, взятые на себя декларацией 1956 года. Во времена "холодной войны" Москва не признавала существования территориальной проблемы между двумя странами. Наличие этой проблемы впервые было зафиксировано в Совместном заявлении 1991 года, подписанном по итогам визита президента СССР в Токио.

В 1993 году в Токио президентом России и премьер-министром Японии была подписана Токийская декларация о российско-японских отношениях, где было зафиксировано согласие сторон продолжить переговоры с целью скорейшего заключения мирного договора путем решения вопроса о принадлежности упомянутых выше островов.

В последние годы в целях создания на переговорах атмосферы, способствующей поиску взаимоприемлемых решений, стороны уделяют большое внимание налаживанию практического российско-японского взаимодействия и сотрудничества в районе островов.

В 1992 году на основании межправительственной договоренности между жителями российских Южных Курил и Японией. Поездки осуществляются по национальному паспорту со специальным вкладышем, без виз.

В сентябре 1999 года началась реализация договоренности о максимально облегченной процедуре посещений островов их бывшими жителями из числа японских граждан и членов их семей.

Осуществляется сотрудничество в рыбохозяйственной сфере на основе действующего российско-японского Соглашения по рыболовству у южных Курил от 21 февраля 1998 года.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Спор между Россией и Японией по поводу принадлежности Южных Курил ведется уже несколько десятилетий. Из-за нерешенности этого вопроса между двумя странами до сих пор не подписан мирный договор. Почему переговоры ведутся так сложно и есть ли шанс найти приемлемое решение, которое устраивало бы обе стороны, - выяснял портал сайт.

Политический маневр

«Семьдесят лет мы ведем переговоры. Синдзо сказал: «Давайте поменяем подходы». Давайте. Так вот какая идея мне пришла в голову: давайте заключим мирный договор - не сейчас, но до конца года - без всяких предварительных условий».

Эта реплика Владимира Путина на Владивостокском экономическом форуме вызвала в СМИ ажиотаж. Ответ Японии, впрочем, был предсказуем: заключать мир без решения территориального вопроса в Токио не готовы в силу массы обстоятельств. Любой политик, который зафиксирует в международном договоре хотя бы намек на отказ от претензий на так называемые северные территории, рискует проиграть выборы и закончить политическую карьеру.

Президент РФ Владимир Путин принимает участие в пленарном заседании «Дальний Восток: расширяя границы возможностей» IV Восточного экономического форума (ВЭФ-2018). Слева направо - телеведущий, заместитель директора ГТК «Телеканал «Россия», президент Института Беринга–Беллинсгаузена по изучению обеих Америк Сергей Брилев, премьер-министр Японии Синдзо Абэ, председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин, справа налево - премьер-министр Республики Корея Ли Нак Ён и президент Монголии Халтмаагийн Баттулга

Десятилетиями японские журналисты, политики и ученые объясняли нации, что вопрос возвращения Южных Курил для Страны Восходящего Солнца является принципиальным, и в конце концов объяснили. Теперь при любом политическом маневре на российском фронте японские элиты должны учитывать пресловутую территориальную проблему.

Почему Япония хочет получить четыре южных острова Курильской гряды - понятно. Но почему Россия не хочет их отдавать?

От купцов до военных баз

О существовании Курильских островов большой мир не подозревал примерно до середины XVII века. Народ айнов, живший на них, когда-то населял все Японские острова, но под напором захватчиков, прибывших с материка, - предков будущих японцев - постепенно был уничтожен или вытеснен на север - на Хоккайдо, Курилы и Сахалин.

В 1635–1637 годах японская экспедиция обследовала самые южные острова Курильской гряды, в 1643 году голландский исследователь Мартин де Фриз обследовал Итуруп и Уруп и объявил последний собственностью Голландской Ост-Индской компании. Пятью годами позже северные острова были открыты русскими купцами. В XVIII веке русское правительство взялось за исследование Курил уже всерьез.

Русские экспедиции дошли до самого юга, нанесли на карту Шикотан и Хабомаи, а вскоре Екатерина II издала указ о том, что все Курилы до самой Японии являются российской территорией. Европейские державы приняли это к сведению. Мнение японцев на тот момент никого, кроме них самих, не волновало.

Три острова - так называемая Южная группа: Уруп, Итуруп и Кунашир, - а также Малая Курильская гряда - Шикотан и многочисленные необитаемые островки рядом с ним, которые японцы именуют Хабомаи, - оказались в серой зоне. Русские не строили там укреплений и не размещали гарнизонов, а японцы были заняты главным образом колонизацией Хоккайдо. Лишь 7 февраля 1855 года между Россией и Японией был подписан первый договор о границе - Симодский трактат.

Согласно его условиям рубеж между японскими и российскими владениями проходил по проливу Фриза - по иронии судьбы названному по имени того самого голландского мореплавателя, который пытался объявить острова нидерландскими. Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи отошли Японии, Уруп и острова дальше на север - России. В 1875 году японцам передали уже всю гряду до самой Камчатки в обмен на южную часть Сахалина; 30 лет спустя Япония вернула ее себе по результатам Русско-японской войны, которую Россия проиграла.

Во время Второй мировой войны Япония входила в число государств Оси, но военные действия между Советским Союзом и Японской империей на протяжении большей части конфликта не велись, так как стороны в 1941 году подписали пакт о ненападении. Однако 6 апреля 1945 года СССР, выполняя союзнические обязательства, предупредил Японию о денонсации пакта, а в августе объявил ей войну. Советские войска заняли все Курильские острова, на территории которых была создана Южно-Сахалинская область.

Но в итоге до мирного договора между Японией и СССР дело не дошло. Началась холодная война, отношения между бывшими союзниками накалились. Япония, оккупированная американскими войсками, в новом конфликте автоматически оказалась на стороне западного блока. По условиям Сан-Францисского мирного договора 1951 года, который Союз подписывать отказался по целому ряду причин, Япония подтвердила возврат СССР всех Курил - кроме Итурупа, Шикотана, Кунашира и Хабомаи.

Пять лет спустя, казалось, появилась перспектива прочного мира: СССР и Япония приняли Московскую декларацию, по которой прекращалось состояние войны. Советское руководство тогда выразило готовность отдать Японии Шикотан и Хабомаи при условии, что она снимет претензии на Итуруп и Кунашир.

Но в итоге всё сорвалось. Штаты пригрозили Японии, что в случае подписания договора с Советским Союзом они не вернут ей архипелаг Рюкю. В 1960 году Токио и Вашингтон заключили соглашение о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности, в котором содержалось положение о том, что США имеют право размещать в Японии войска любой численности и создавать военные базы, - и после этого Москва категорически отказалась от идеи мирного договора.

Если раньше у СССР сохранялась иллюзия того, что путем уступки Японии можно нормализовать с ней отношения, переведя ее в разряд хотя бы относительно нейтральных стран, то теперь передача островов означала, что на них вскоре появятся американские военные базы. В результате мирный договор так и не был заключен - и не заключен до сих пор.

Лихие 1990-е

Советские лидеры вплоть до Горбачева не признавали наличие территориальной проблемы в принципе. В 1993 году, уже при Ельцине, была подписана Токийская декларация, в которой Москва и Токио обозначили намерение решить вопрос о принадлежности Южных Курил. В России это было воспринято с немалым беспокойством, в Японии, наоборот, с энтузиазмом.

Северный сосед переживал трудные времена, и в японской прессе того времени можно встретить самые безумные проекты - вплоть до покупки островов за крупную сумму, благо тогдашнее российское руководство было готово идти на бесконечные уступки западным партнерам. Но в итоге и российские страхи, и японские надежды оказались беспочвенными: уже через несколько лет внешнеполитический курс России был скорректирован в пользу большего реализма, и речи о передаче Курил больше не шло.

В 2004 году вопрос неожиданно всплыл снова. Глава МИДа Сергей Лавров объявил, что Москва как государство - продолжатель СССР готова возобновить переговоры на базе Московской декларации - то есть подписать мирный договор и затем в качестве жеста доброй воли отдать Японии Шикотан и Хабомаи. Японцы на компромисс не пошли, и уже в 2014-м Россия полностью вернулась к советской риторике, заявив, что никакого территориального спора у нее с Японией нет.

Позиция Москвы совершенно прозрачна, понятна и объяснима. Это позиция сильного: не Россия требует чего-то от Японии - совсем наоборот, японцы выдвигают претензии, которые не могут подкрепить ни военным, ни политическим образом. Соответственно со стороны России речь может идти лишь о жесте доброй воли - и не более. Экономические отношения с Японией развиваются своим чередом, острова на них никак не влияют, а передача островов никак их не ускорит и не замедлит.

При этом передача островов может повлечь за собой ряд последствий, и их величина зависит от того, какие именно острова будут переданы.

Море закрытое, море открытое

«Это успех, к которому Россия шла долгие годы… По объему запасов эти территории - настоящая пещера Али-Бабы, доступ к которой открывает огромные возможности и перспективы для российской экономики… Включение анклава в российский шельф устанавливает исключительные права России на ресурсы недр и морского дна анклава, включая промысел сидячих видов, то есть краба, моллюсков и так далее, а также распространяет российскую юрисдикцию на территорию анклава в части требований к промыслу, безопасности, охране окружающей среды».

Так министр природных ресурсов и экологии России Сергей Донской в 2013 году прокомментировал новость о том, что подкомиссия ООН приняла решение о признании Охотского моря внутренним морем России.

До того момента в самом центре Охотского моря существовал вытянутый с севера на юг анклав площадью 52 тыс. кв. км, за свою характерную форму получивший название «Арахисовая дыра» (Peanut Hole). Дело в том, что 200-мильная особая экономическая зона России не дотягивалась до самого центра моря - таким образом, воды там считались международными и в них могли вести промысел морских животных и добычу полезных ископаемых суда любых государств. После того как подкомиссия ООН одобрила российскую заявку, море стало полностью российским.

У этой истории было много героев: ученые, которые доказали, что морское дно в районе «Арахисовой дыры» - континентальный шельф, дипломаты, сумевшие защитить российские притязания, и другие. Япония преподнесла во время голосования в ООН сюрприз: Токио одним из первых поддержал российскую заявку. Это породило массу слухов о том, что Россия готова в обмен пойти на уступки по Курилам, но они так и остались слухами.

Что же произойдет со статусом Охотского моря, если Россия отдаст Японии два острова - Шикотан и Хабомаи? Ровным счетом ничего. Ни один из них не омывается его водами, следовательно, никаких изменений не предвидится. Но если Москва отдаст Токио также Кунашир и Итуруп, то ситуация будет уже не столь однозначной.

Дистанция между Кунаширом и Сахалином - менее 400 морских миль, то есть особая экономическая зона России полностью перекрывает юг Охотского моря. Но от Сахалина до Урупа уже 500 морских миль: между двумя частями экономической зоны образуется коридор, ведущий к «Арахисовой дыре». Какие последствия это повлечет за собой, предсказать трудно.

На границе сейнер ходит хмуро

Похожая ситуация складывается и в военной сфере. Кунашир отделяется от японского Хоккайдо проливами Измены и Кунаширским; между Кунаширом и Итурупом лежит пролив Екатерины, между Итурупом и Урупом - пролив Фриза. Сейчас проливы Екатерины и Фриза находятся под полным российским контролем, Измены и Кунаширский - под наблюдением. Ни одна неприятельская подводная лодка или корабль не смогут пройти в акваторию Охотского моря через острова Курильской гряды незамеченными, при этом российские подводные лодки и корабли могут спокойно выходить через глубоководные проливы Екатерины и Фриза.

В случае передачи Японии двух островов российским кораблям сложнее будет пользоваться проливом Екатерины; в случае передачи четырех - Россия полностью потеряет контроль над проливами Измены, Кунаширским и Екатерины и сможет лишь вести наблюдение за проливом Фриза. Таким образом, в системе охраны Охотского моря образуется дыра, которую невозможно будет заделать.

Экономика Курильских островов завязана в первую очередь на добычу и переработку рыбы. На Хабомаи экономики нет в связи с отсутствием населения, на Шикотане, где проживает около 3 тыс. человек, - рыбоконсервный завод. Разумеется, в случае передачи этих островов Японии придется решать и судьбу живущих на них людей, и предприятий, и решение это не будет легким.

Но если Россия отдаст Итуруп и Кунашир, последствия будут куда больше. Сейчас на этих островах живет около 15 тыс. человек, идет активное строительство инфраструктуры, в 2014 году на Итурупе заработал международный аэропорт. Но самое главное - Итуруп богат полезными ископаемыми. Там, в частности, находится единственное экономически выгодное месторождение рения - одного из самых редких металлов. До распада СССР российская промышленность получала его из казахского Джезказгана, и месторождение на вулкане Кудрявый - шанс полностью покончить с зависимостью от импорта рения.

Таким образом, если Россия отдаст Японии Хабомаи и Шикотан - она лишится части территории и понесет сравнительно небольшие экономические потери; если вдобавок отдаст Итуруп и Кунашир - пострадает куда больше как в экономическом, так и в стратегическом плане. Но в любом случае отдавать можно только тогда, когда другой стороне есть что предложить взамен. Токио пока предлагать нечего.

Россия хочет мира - но с сильной, миролюбивой и дружественной Японией, проводящей независимую внешнюю политику. В нынешних условиях, когда эксперты и политики всё громче говорят о новой холодной войне, в дело вновь вступает безжалостная логика противостояния: отдав Японии, поддерживающей антироссийские санкции и сохраняющей на своей территории американские базы, Хабомаи и Шикотан, не говоря уже о Кунашире и Итурупе, Россия рискует просто потерять острова, не получив ничего взамен. Вряд ли Москва готова на это пойти.

Проблема Курильских островов

Сегорских А.

группа 03 История

К так называемым «спорным территориям» относятся острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи (Малая Курильская гряда состоит из 8 островов).

Обычно при обсуждении проблемы спорных территорий рассматривают три группы проблем: исторический паритет в открытии и в освоении островов, роль и значение русско-японских договоров XIX века, установивших границу между двумя странами, а также юридическую силу всех документов, регулирующих послевоенное устройство мира. Особенно интересно в этом вопросе то, что все исторические договоры прошлого, на которые ссылаются японские политики, в сегодняшних спорах утратили силу, даже не в 1945г., а еще в 1904, с началом русско-японской войны, ибо международное право гласит: состояние войны между государств ами прекращает действие всех и всяческих договоров между ними. Уже по одному этому весь “исторический” пласт аргументации японской стороны не имеет отношения к правам сегодняшнего японского государства. Поэтому первые две проблемы мы рассматривать не будем, а остановимся на третьей.

Сам факт нападения Японии на Россию в русско-японской войне гг. являлся грубым нарушением Симодского трактата, в котором провозглашался «постоянный мир и искренняя дружба между Россией и Японией». После поражения России, в 1905 году был заключен Портсмутский мирный договор. Японская сторона потребовала от России в порядке контрибуции остров Сахалин . В Портсмутском договоре прекратило действие обменное соглашение 1875г., а также говорилось о том, что все торговые договоры Японии с Россией аннулируются в результате войны. Это аннулировало Симодский трактат 1855г. Таким образом, к моменту заключения 20 января 1925г. конвенции об основных принципах взаимоотношений между Россией и Японией фактически не существовало какого-либо действующего двустороннего соглашения о принадлежности Курильских островов.

Вопрос о восстановлении прав СССР на южную часть Сахалина и Курильские острова обсуждался в ноябре 1943г. на Тегеранской конференции глав союзных держав. На Ялтинской конференции в феврале 1945г. лидеры СССР, США и Великобритании окончательно договорились о том, что после окончания второй мировой войны Южный Сахалин и все Курильские острова перейдут Советскому Союзу, и это явилось условием вступления СССР в войну с Японией - через три месяца после окончания войны в Европе.

2 февраля 1946г. последовал Указ Президиума Верховного Совета СССР, который установил, что вся земля с ее недрами и водами на территории Южного Сахалина и Курильских островов является государственной собственность ю СССР.

8 сентября 1951 года в Сан-Франциско 49 государств подписали мирный договор с Японией. Проект договора был подготовлен в период "холодной войны" без участия СССР и в нарушение принципов Потсдамской декларации. Советская сторона предложила провести демилитаризацию и обеспечить демократизацию страны. СССР, а вместе с ним Польша и Чехословакия, поставить свои подписи под договором отказались. Тем не менее статья 2 этого договора гласит, что Япония отказывается от всех прав и правооснований на остров Сахалин и Курильские острова. Таким образом, Япония сама отказалась от территориальных притязаний к нашей стране, подкрепив это своей подписью.

Но позже США стали утверждать, что в Сан-францисском мирном договоре не указано в чью пользу Япония отказалась от этих территорий. Это заложило основы для предъявления территориальных претензий.

1956 год, советско-японские переговоры о нормализации отношений между двумя странами. Советская сторона согласна уступить два острова Шикотан и Хабомаи Японии и предлагает подписать Совместную декларацию. Декларация предполагала сначала заключение мирного договора и только потом «передачу» двух островов. Передача – это акт доброй воли, готовность распорядиться собственной территорией «идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства». Япония же настаивает на том, чтобы «возвращение» предшествовало мирному договору, ибо само понятие «возвращение» - это признание незаконности их принадлежности к СССР, что и является ревизией не только самих итогов Второй мировой войны, но и принципа незыблемости этих итогов. Американское давление сыграло свою роль, и японцы отказались подписать мирный договор на наших условиях. Заключенный впоследствии договор о безопасности (1960 г.) между США и Японией сделал невозможным передачу Японии Шикотана и Хабомаи. Отдавать острова под американские базы наша страна, понятно, не могла, как и связывать себя какими-то обязательствами перед Японией в вопросе о Курилах.

27 января 1960 года СССР заявил, что, поскольку данное соглашение направлено против СССР и КНР, то советское правительство отказывается рассматривать вопрос о передаче указанных островов Японии, поскольку это приведёт к расширению территории, используемой американскими войсками.

В настоящее время японская сторона утверждает, что острова Итуруп, Шикотан, Кунашир и гряда Хабомаи, всегда являвшиеся японской территорией, в состав Курильских островов, от которых отказалась Япония, не входят. Правительство США по поводу сферы понятия «Курильские острова» в Сан-францисском мирном договоре заявило в официальном документе: «Они не включают, и не имелось никакого намерения включать (в состав Курил) гряды Хабомаи и Шикотан, или Кунашир и Итуруп, которые прежде всегда были частью собственно Японии и, следовательно, должны быть справедливо признаны как находящиеся под японским суверенитетом».

Достойный ответ по поводу территориальных притязаний к нам со стороны Японии дал в свое время: «Границы между СССР и Японией следует рассматривать как итог второй мировой войны».

В 90-е при встрече с Японской делегацией также решительно выступил против пересмотра границ, подчеркнув при этом, что границы между СССР и Японией "законные и юридически обоснованные". Всю вторую половину XX века вопрос о принадлежности южной группы Курильских островов Итуруп, Шикотан, Кунашир и Хабомаи (в японской интерпретации - вопрос о «северных территориях») оставался основным камнем преткновения в японско-советских (позже и японско-российских) отношениях.

В 1993 году была подписана Токийская декларация о российско-японских отношениях, где говорится о том, что Россия - продолжатель СССР и что все соглашения, подписанные между СССР и Японией, будут признаны Россией и Японией.

14 ноября 2004 года глава МИДа в преддверии визита президента России Владимира Путина в Японию заявил, что Россия как государство-продолжатель СССР признаёт Декларацию 1956 года как существующую и готова вести территориальные переговоры с Японией на её базе. Такая постановка вопроса вызвала оживлённую дискуссию среди российских политиков. Владимир Путин поддержал позицию МИДа, оговорившись, что Россия «будет выполнять все взятые на себя обязательства» только «в таких объёмах, в которых эти договоренности готовы выполнять наши партнеры». Премьер-министр Японии Коидзуми в ответ заявил, что Японию не устраивает передача лишь двух островов: «Если не будет определена принадлежность всех островов, мирный договор подписан не будет». При этом японский премьер пообещал проявить гибкость при определении сроков передачи островов.

14 декабря 2004 года министр обороны США Дональд Рамсфельд выразил готовность посодействовать Японии в разрешении спора с Россией по поводу Южных Курил. Некоторые наблюдатели видят в этом отказ США от нейтралитета в японско-российском территориальном споре. Да и способ отвлечь внимание от своих действий конца войны, а также сохранять равенство сил в данном регионе.

В годы холодной войны США поддерживали позицию Японии в споре о Южных Курилах и делали всё, чтобы эта позиция не смягчалась. Именно под давлением США Япония пересмотрела своё отношение к советско-японской декларации 1956 года и стала требовать возвращения всех спорных территорий. Но в начале XXI века, когда Москва и Вашингтон нашли себе общего врага, США перестали делать какие-либо заявления по поводу российско-японского территориального спора.

16 августа 2006 японская рыболовецкая шхуна была задержана российскими пограничниками. Шхуна отказывалась подчиняться командам пограничников, по ней был открыт предупредительный огонь. В ходе инцидента один член экипажа шхуны получил смертельное ранение в голову. Это вызвало резкий протест японской стороны. Обе стороны заявляют, что инцидент произошёл в их собственных территориальных водах. За 50 лет спора вокруг островов это первый зафиксированный смертельный случай.

13 декабря 2006 Глава Министерства иностранных дел Японии Таро Асо на заседании внешнеполитического комитета нижней палаты представителей парламента высказался за то, чтобы разделить с Россией пополам южную часть спорных Курильских островов. Существует точка зрения, что таким образом японская сторона надеется решить давнюю проблему в российско-японских отношениях. Однако сразу после высказывания Таро Асо японский МИД дезавуировал его слова, подчеркнув, что они были неверно истолкованы.

Безусловно, позиция Токио в отношении России претерпела некоторые изменения. Она отказалась от принципа “неразделимости политики и экономики”, то есть жесткой увязки территориальной проблемы с сотрудничеством в области экономики. Сейчас правительство Японии пытается проводить гибкую политику, которая означает мягкое продвижение одновременно экономического сотрудничества и решение территориальной проблемы.

Основные факторы, которые необходимо учитывать при решении проблемы Курильских островов

· наличие богатейших запасов морских биологических ресурсов в акваториях , прилегающих к островам;

· неразвитость инфраструктуры на территории Курильских островов, практическое отсутствие собственной энергетической базы при значительных запасах возобновляемых геотермальных ресурсов, отсутствие собственных транспортных средств для обеспечения грузовых и пассажирских перевозок;

· близость и практически неограниченная емкость рынков сбыта морепродуктов в соседних странах Азиатско-Тихоокеанского региона; необходимость сбережения уникального природного комплекса Курильских островов, поддержания локального энергетического равновесия с сохранением чистоты воздушного и водного бассейнов, защиты уникального растительного и животного мира. При разработке механизма передачи островов должно учитываться мнение местного гражданского населения. Тем, кто останется, должны быть гарантированны все права (включая имущественные), а тем, кто уедет, необходима полная компенсация. Нужно учесть готовность местного населения воспринять изменение статуса этих территорий.

Курильские острова имеют важное геополитическое и военно-стратегическое значение для России, влияют на национальную безопасность России. Утрата Курильских островов повредит системе обороны российского Приморья и ослабит обороноспособность нашей страны в целом. С потерей островов Кунашир и Итуруп Охотское море перестает быть нашим внутренним морем. Курильские острова и прилегающая к ним акватория единственная в своем роде экосистема, обладающая богатейшими природными ресурсами, прежде всего биологическими. Прибрежные воды Южных Курильских островов, Малой Курильской гряды являются основными районами обитания ценных промысловых видов рыб и морепродуктов, добыча и переработка которых является основой экономики Курильских островов.

Принцип незыблемости итогов Второй мировой войны должен быть положен в основу нового этапа русско-японских отношений, а термин "возвращение" забыт. Но, может быть, стоит дать Японии создать музей боевой славы на Кунашире, с которого японские летчики разбомбили Пёрл-Харбор. Пусть японцы почаще вспоминают, что американцы сделали им в ответ, и про базу США на Окинаве, но чувствуют дань уважения русских бывшему противнику.

Примечания:

1. Россия и проблема Курильских островов. Тактика отстаивания или стратегия сдачи. Нарочницкая Н. http:///analit/

3. Курилы тоже русская земля. Максименко М. http:///analit/sobytia/

4. Россия и проблема Курильских островов. Тактика отстаивания или стратегия сдачи. Нарочницкая Н. http:///analit/

7. Современные японские историки об освоении Южно-Курильских островов (начало XVII - начало XIX века) http://proceedings. /

8. Курилы тоже русская земля. Максименко М. http:///analit/sobytia/