Мозаика из шпона своими руками. Деревянная мозаика (маркетри): особенности, изготовление, фото

Слово инкрустация латинского происхождения. Раз речь зашла о латыни, то уже понятно, что данное искусство известно с давних пор. Означает оно украшение какого-либо покрытия кусочками стекла, мрамора, керамики, металла и т.д. Эти кусочки выкладываются по поверхности, отличаясь от неё по составу и цвету. И хотя в ход идут самые различные материалы, всё же самым распространённым является дерево.

Люди старшего поколения помнят, как лет 30-40 назад самыми распространёнными увлечениями были чеканка, интарсия и маркетри. Правда, многие о таких названиях не слышали, но выглядело всё очень достойно и нравилось всем. Как ни странно, по прошествии времени ничего не изменилось, до сих пор эти промыслы существуют, а изделия непросто пользуются большим спросом, но и стоят немалых денег.

Интарсия по дереву

Эту разновидность инкрустирования современным языком можно назвать технологией 3D . Создаются такие изображения из деревянных кусочков, подбирая их по текстуре. Такие кусочки врезаются в деревянную поверхность:

  • подобранные кусочки вырезаются из цельного куска или разных древесных пород;
  • вырезанные детали будущей мозаики отшлифовываются и если надо красятся;
  • в поверхности делается углубление по толщине равное наборному изображению;
  • детали картины собираются в одно целое, склеиваются друг с другом и вкладываются в вырезанное углубление.

Есть наиболее простой способ, которым пользуется всё больше мастеров, — набор приклеивается на фанеру . Фанера в этом случае готовится согласно требуемым размерам. По периметру делается обкладка, а внутри размещается картинка. Обкладка и картинка подбираются заранее, чтобы все детали совпали и составили один сюжет.

Если кто-то решил самостоятельно что-то инкрустировать и сделать нечто подобное, нужно будет придерживаться ряда правил:

  • текстура уложенных кусочков должна быть направлена строго по намеченному шаблону;
  • в работе используются детали различной древесины либо их надо будет покрасить;
  • объёмность достигается методом стачивания углов, поднятия и опускания целых зон картины;
  • толщина сильно влияет на внешний вид полотна и его качества — используйте заготовки небольшой толщины.

Галерея: мозаика по дереву (25 фото)























Маркетри по дереву

Слово довольно-таки малоизвестное, хотя это та же интарсия, только сделанная из шпона . Теперь всем сразу понятно о чём речь. Техника хоть и считается упрощённой, но, во-первых, она очень затратная; во-вторых, требует определённого опыта; в-третьих, она трудоёмкая.

В работе используется шпон натуральных пород дерева . Создание картины очень схоже с процедурой, используемой в интарсии:

  • сначала делается шаблон на бумаге;
  • с помощью копирки рисунок подетально переводится на шпон различных оттенков;
  • если нет нужного цвета, можно покрыть деталь морилкой;
  • вырезанные кусочки наклеиваются на шаблон, плотно подгоняясь друг к другу;
  • приклеенное на бумагу полотно смазывают клеем и приклеивают на поверхность;
  • сверху кладут бумагу и зажимают в прессе;
  • после высыхания изделие шлифуется и обрабатывается мастиками или лаками.

Условия работы со шпоном потребуют ознакомления не только с техникой работы, но и:

  • с поведением различной древесины в самых разных условиях;
  • использованием клея и лака;
  • правильным шлифованием;
  • наличие художественного вкуса;
  • усидчивости и аккуратности.

Больше всего, конечно же, на создаваемый шедевр влияет опыт. Специалисты в этой области создают красивую мебель, используют технику маркетри в паркетных элементах. Начинающему мастеру предстоит сначала научится делать небольшие картины, потренироваться на небольших предметах, поможет в этом хорошее обучающее видео, или подробный мастер класс. Когда такую картину не стыдно будет повесить на стену, можно будет переходить к следующей более сложной технике.

Мозаика по дереву

Самый простой и доступный способ украсить интерьер своими руками — это использование древесины различных пород. Любая мозаика из деревянных кусочков является разновидностью инкрустации. Доступность настенного вида инкрустирования в том, что создавая новый интерьер, берут любые по своей форме древесные плитки. Из этих плиток и складывается мозаика.

Ответ дорогостоящему инкрустированию из ценных материалов — инкрустация подручными материалами. Идеальным бюджетным вариантом будет использование отходов производства . В столярных мастерских всегда есть самые разнообразные кусочки древесины. Иногда используется даже стружка, смешанная с цементом и красителями.

Из напиленных квадратиков, треугольников и многоугольников собираются неплохие настенные мозаичные панно. Мозаику стали часто использовать для облицовки фасада дома. Достаточно напилить из досок рейки разной толщины и наклеить на поверхность так, чтобы они не имели просветов между собой и чередовались по размеру. После такая «кладка» красится морилкой и покрывается защитным лаком.

Блочная мозаика, в принципе, то же самое, но только работать с ней гораздо проще. Рисуется чертёж, по которому склеиваются бруски. После высыхания бруски распиливаются поперёк на несколько одинаковых плиток. Клеятся бруски так, чтобы в них присутствовали разнообразные древесные породы. Внешне несовместимые породы создают при соединении на поверхности узор. Такая мозаика клеится по составленным эскизам и в торцевом разрезе приобретает необходимый рисунок.

Мозаика из дерева своими руками

Прежде чем пробовать создать что-то крупное, или браться за дорогостоящий проект, помните — чтобы создавать самому какие-то изделия начать можно с малого. Так, стоит попробовать пару мастер-классов по созданию мозаики из дерева . Обычно используются примеры по созданию бабочки или рыбки. Выше описывались методы изготовления маркетри своими руками, поэтому повторяться смысла нет. Со шпонированными картинами принцип тот же и он совпадает с первым.

Однако есть один вариант мозаики, который немного отличается и под силу всем. Это изготовление детской игрушки своими руками . Для работы понадобятся мебельный щит, ножовка, лобзик (ручной), наждачка и ПВА.

Схема довольно проста:

  1. Прямо на деревянном щите рисуется круг. В круге рисуется ещё две-три окружности. Делается всё это циркулем, так как центр у окружностей должен быть один.
  2. От центра к краям самой большой окружности проводятся волнистые линии. Получается подобие лепестков, разделённых линиями на несколько частей.
  3. Фрагмент с кругом отпилить ножовкой от основного листа. Работать придётся ручным лобзиком и поэтому понадобиться подход со всех сторон.
  4. Отпиленная часть с рисунком прижимается струбцинами к столу.
  5. Лобзиком выпиливаем по линиям каждый фрагмент.
  6. Получившийся набор деталей нужно отшлифовать и покрасить. Красится каждый наборный «лепесток» в свой цвет. Подойдёт любая краска (гуашь, акварель и т.д.). Чтобы краска не стиралась, сверху покрывают лаком на водной основе.
  7. Из этого же материала делаются бортики, а из фанерного листа основание коробки. Бортики с фанерным кругом склеиваются вместе и красятся или покрываются лаком. Чтобы мозаичный набор совпал с коробкой заранее на чертеже прорисовывается ещё один круг для бортиков и дна.

Самостоятельно в домашних условиях делается и инкрустация шпоном . Допустим, вы решили облагородить свою старую любимую шкатулку:

  • рисуется самый простой рисунок;
  • вырезается деталь и накладывается в места врезки;
  • в обрисованном контуре делается небольшая выемка;
  • в выемку вкладывается смазанная клеем вставка;
  • после высыхания клея место вставка шлифуется и лакируется вместе со всей поверхностью.

Мозаика на изделиях из древесины

Помимо дерева, в мозаичных композициях используются и другие материалы. В Средние века широко использовалась кость и камни. Сейчас, например, больше применяется металл.

В изделиях из древесины дорогих пород делаются специальные канавки резаком. В эти канавки мастер вбивает прокатанную проволоку так, что она образует любой узор, придуманный художником.

Обычно такая техника нужна в производстве сувениров на заказ. Больше всего её можно увидеть на дорогом оружии и коробках для эксклюзивных часов. Такие виды работ сложно выполнить дома самостоятельно хотя бы потому, что потребуется специальное оборудование.

МАРКЕТРИ

В одном из залов подмосковного музея-усадьбы Кусково стоит неболь-шой столик, очень простой по форме. Но посетители все же задержи-ваются около столика и подолгу рассматривают тонкий и сложный рису-нок, украшающий его. Со скрупулезной точностью художник изобразил архитектурный ансамбль огромной кусковской усадьбы, не оставив без внимания даже самый малый кустик.

Присмотревшись, посетители обнаруживают, что пейзаж не написан красками, а выложен из множества кусочков разноцветного дерева. Быть может, не одну тысячу тонких фанерок должен был подобрать терпели-вый мастер, чтобы проделать эту ювелирную работу. Причем не по своей прихоти — таков был заказ. Художник с честью с ним справился, пока-зав неограниченные возможности мозаики из дерева. И — удивительное дело! — несмотря на множество мелких элементов, рисунок органично сливается с поверхностью стола, составляя с ним единое целое. Суще-ствует предание, что автор этого удивительного столика, крепостной столяр-краснодеревщик Никифор Васильев, ослеп сразу же после его изготовления — так велико было зрительное напряжение.

Искусство мозаики из тонких деревянных пластинок, так называемое маркетри, возникло в XVII веке в Европе и наиболее широко распро-странилось во Франции. Какое-то время после зарождения техники мар-кетри мебель, отделанную мозаичными наборами, привозили в Россию из Западной Европы. Но уже в XVIII веке появляются отечественные мастера из крепостных. Техника маркетри продвинула искусство мозаи-ки по дереву далеко вперед, так как заменила собой трудоемкую интар-сию — врезание в деревянную основу кусочков различной древесины.

Интерес к технике маркетри не ослабевает до сих пор. Современные мастера украшают мозаичными наборами музыкальные инструменты, мебель, художественный паркет и многое другое.
Для выполнения мозаичных наборов нужно приобрести шпон — одно-слойную облицовочную фанеру из древесины различных пород. Толщина такого шпона колеблется от 0,5 до 1,2 мм. Продается он в магазинах стройматериалов, в магазинах «Юный техник», «Пионер».

Шпон из карельской березы — прекрасный материал для мозаичного набора. Свилеватая волнистая текстура придает древесине необычайную декоративность. Но и древесина обыкновенной березы вполне подходит для маркетри. Плотную розовато-коричневую древесину имеет груша. Часто применяется в наборах дубовый шпон, который хорошо протрав-ливается (об этом мы еще расскажем) под так называемый мореный дуб. Легко поддается обработке умеренно твердая древесина грецкого ореха. Она прекрасно режется во всех направлениях и имеет широкую цветовую гамму— от светло-коричневого тона до почти черного. Широко применяется в мозаичных наборах красное дерево — махагони. Оно тоже бывает различных оттенков — от светло-розового до красно-коричневого.

Кроме перечисленных пород, наиболее употребляемых в маркетри, применяют любую древесину со всевозможными пороками (ложное ядро, синева, крень, наплыв, краснина, двойная заболонь и т. д.), позволяю-щими получать своеобразный рисунок.
Но в маркетри используют не только естественную окраску дерева. Древесину многих пород иногда подвергают протравливанию — глубо-кому прокрашиванию, имитируя тем самым другие, более ценные породы.
Чтобы окрасить шпон в красный цвет, его сперва хорошо вымачива-ют в слабом растворе медного купороса (15 г на литр воды), потом вы-сушивают и опускают в раствор желтой кровяной соли (железисто-синеродистого калия) — она продается в магазине фототоваров. На один литр воды нужно взять 90 г желтой кровяной соли.

Чтобы получить голубой или светло-зеленый цвет, древесину про-травливают раствором хлористого железа. Для получения темно-корич-невого цвета применяют раствор медного купороса, для черного и серо-го — железного купороса, темно-зеленого — хлористой меди. Концентра-цию растворов можно менять в зависимости от того, какой оттенок вы хотите получить.
Древесина дуба, ореха и бука, содержащая в большом количестве дубильные вещества, протравливается без предварительной обработки.

А древесину липы, ольхи, березы, тополя, сосны и других пород необ-ходимо перед протравливанием вымочить в отваре чернильных орешков — это такие наросты на листьях дуба. Если не найдете чернильных ореш-ков, сделайте отвар из дубовой или ивовой коры.

Существует два способа выполнения мозаичного набора в технике маркетри. Наиболее простой — выкладывание орнамента из заранее на-резанных одинаковых элементов. Но этот способ имеет ограниченные возможности, так как позволяет сравнительно быстро выполнить только геометрический рисунок с повторяющимися элементами. И тем не менее начинать изучение техники маркетри желательно именно с этого про-стого способа.
На нашем рисунке показан набор, выполненный из трех повторяю-щихся элементов. Соответственно использован шпон трех различных по-род с разной текстурой и цветом. Такой набор можно использовать для украшения шкатулки или крышки пенала.

Закрепите лист бумаги на чертежной доске или на фанере. Вычер-тите в натуральную величину чертеж-шаблон. Сразу же решите, какие три породы древесины вы используете в наборе, и подберите шпон. А чтобы ясно представить себе будущий орнамент, раскрасьте его эле-менты на чертеже акварельными красками под цвет предполагаемых пород.
Из картона или плотной бумаги сделайте шаблон для каждого эле-мента. Теперь накладывайте шаблоны на кусочки шпона и обводите карандашом.

По карандашным линиям вырезайте элементы орнамента резаком, форма которого показана на рисунке. Резак должен быть изго-товлен из хорошей стали. Как его сделать самим и заточить, рассказано в статье о резьбе по дереву. Держите резак в руке так, как вы обычно держите карандаш или авторучку. При вырезании резак ведите точно по линии, слегка наклонив к себе. Резак должен сохранять неизменным свое положение, а при прорезании длинных кривых линий шпон пода-вайте навстречу острию. Под куски шпона во время вырезания подло-жите доску из мягкой породы дерева.
Иногда элементы набора выпиливают лобзиком. При этом из соеди-ненных в пакет нескольких листов шпона получается сразу несколько одинаковых элементов.

Выпиленные или вырезанные элементы орнамента смазывают столяр-ным клеем и наклеивают на чертеж-шаблон, плотно подгоняя каждый элемент друг к другу.

Когда набор будет выполнен весь, его надо наклеить на основу. Осно-вой может служить доска или толстый лист фанеры. Смажьте основу столярным клеем и наложите на нее набор так, чтобы бумажный шаблон оказался наверху. Положите сверху три-четыре листа газетной бумаги и прижмите их деревянным щитом. Все это поместите под пресс, выдер-жите в течение трех-четырех часов, потом распрессуйте. Дальнейшую работу производите не менее чем через двое суток после распрессовки, когда набор окончательно высохнет.

Крупнозернистой наждачной бумагой, обернутой вокруг деревянного бруска, снимите с набора бумажный шаблон. Затем отшлифуйте набор наждачной бумагой с мелким зерном. Шлифовать элементы набора надо вдоль волокон древесины. При шлифовке поперек волокон образуются царапины, которые неизбежно проявятся при дальнейшей обработке. Особенно четко проявляются царапины на мягкой древесине.

Отшлифованный набор в зависимости от художественного замысла лакируют или вощат.
Если вы задумали отлакировать поверхность набора, лучше всего использовать нитролаки. Они влагоустойчивы, прозрачны, быстро сохнут и приобретают интенсивный блеск. Лакировать мозаичный набор мас-ляными лаками не рекомендуется, так как они дают малопрозрачную пленку и недостаточно выявляют текстуру древесины (хотя для других видов работ по дереву иногда хороши и масляные лаки). Нитролаки удобно наносить на древесину обыкновенным пульверизатором, который используется для одеколона.

Нанесите на отшлифованный набор первый слой лака и просушите его в течение часа. Затем отшлифуйте поверх-ность мелкозернистой шкуркой и нанесите еще 2—3 слоя лака. После каждого слоя продолжительность сушки увеличивайте примерно на час. Так, перед нанесением четвертого слоя третий просушивайте в течение трех часов. После нанесения последнего слоя высушивайте лак в тече-ние суток, после чего отполируйте полировочной пастой.

Для вощения нужно приготовить мастику, состоящую из двух ча-стей скипидара и одной части воска. Скипидар медленно вливайте в рас-плавленный воск, помешивая, потом тщательно размешайте. Вощат на-бор остывшей мастикой с помощью тряпичного тампона или щетинной кисти. Мастике дают просохнуть в течение 2—3 часов, после чего набор натирают до блеска щеткой или суконкой.

А теперь попробуйте выполнить мозаичный набор вторым способом. Как и при первом, прежде всего разработайте эскиз в натуральную величину. Эскиз выполните в цвете, а границы между соседними цветами проведите четкой контурной линией. На готовый эскиз наложите лист кальки и переведите на нее линейный рисунок. Переверните кальку — и вы получите зеркальное изображение рисунка. Именно этот зеркаль-ный рисунок переведите с помощью копирки на лист шпона, который будет служить фоном и одновременно шаблоном.

Получить зеркальный рисунок можно и не прибегая к кальке. Для этого эскиз с обратной стороны протрите ваткой, слегка смоченной льняным или подсолнечным маслом. Когда на обратной стороне появится зеркальное изображение рисунка, тщательно протрите бумагу сухой тряпочкой. Как и с кальки, обратный рисунок переводят на лист шпона.

На рисунке вы видите последовательность изготовления одного фраг-мента набора — цветка. Для начала попробуйте выполнить мозаичный набор этого цветка. Вам потребуется шпон трех пород древесины. Для лепестков — желтая акация, для фона — простой дуб, а для тычинок — мореный дуб. Конечно, можно заменить все названные породы другими сортами шпона, предварительно окрасив их, если нужно, в подходящие цвета, — вы уже прочитали в этой статье, как окрашивать древесину.

Итак, вы нанесли на лист шпона, который будет служить фоном, зеркальный рисунок. Теперь вырежьте на фоне гнёзда под лепестки. Затем снизу подложите под вырезанное отверстие шпон из желтой ака-ции. Обводя резаком отверстие, нанесите на подложенный шпон тонкие, но отчетливо видимые риски. Отложите фон в сторону, а из акации по нанесенным рискам вырежьте лепестки, которые потом вставьте в вы-резанные гнезда фона, закрепив их с обратной стороны липкой лентой или кусочком бумаги, смазанным клеем.

Следующий этап — вырезание и подклеивание тычинок — выполняет-ся точно так же, только вместо акации берется шпон из мореного дуба.
После того как все элементы набора будут вырезаны и подклеены, все дальнейшие операции производятся так же, как и при наборе пер-вым способом. Только при наклейке на основу у вас сверху окажется уже не чертеж-шаблон, а липкая лента или подклеенные кусочки бумаги.
В заключение один совет. Не старайтесь подменять техникой маркет-ри живопись, не увлекайтесь портретами и пейзажами. Маркетри обла-дает собственными изобразительными возможностями — прекрасно вы-глядят, например, эмблемы, орнаменты. И использовать лучше именно эти возможности.

Существует несколько видов техники выполнения мозаики. О некоторых из них вы узнаете из этой статьи. Также вы можете попробовать сделать мозаику по заранее подготовленому дереву в технике интарсия своими руками, пошаговый мастер класс поможет вам в этом.

Создаем мозаику по дереву своими руками в технике интарсия

Один из видов декоративно - прикладного искусства называется интарсия. Это непростая техника, но освоив её, вы сможете создавать удивительно необычные вещи. Изделия ручной работы служат прекрасным украшением интерьера. Для работы выбирают древесину разных цветов и оттенков, затем нарезают на тонкие ленты, сразу обрезая все дефектные места. Полученные полоски склеивают между собой в листы нужных размеров, из которых впоследствии вырезают фрагменты узора для мозаики. Затем детали узора плотно подгоняют и приклеивают друг к другу. По завершении работы, лицевую сторону изделия тщательно полируют. В данной технике можно выполнить вот такое панно.

Но для того чтобы творить шедевры, начинающим умельцам в первую очередь, необходимо научиться пользоваться резаком. Держать его легко, как авторучку или карандаш, тогда и дело будет спориться. А сейчас начните с более легкого задания.

Мастерим деревянную бабочку по уроку для начинающих

Этот урок для начинающих. Изготовление такой бабочки потребует немного усилий, зато она будет красиво смотреться на вашей мебели или на стене. Выполняется бабочка в технике интарсия.

Для работы понадобятся:
  • Кусочки древесины разных цветов и оттенков.
  • Листы бумаги для эскизов.
  • Ножницы.
  • Карандаш.
  • Клей ПВА.
  • Кнопки канцелярские или баллончик клея.
  • Кусок фанеры.
  • Лобзик.
  • Наждак с кругом для шлифовки изделия.

1)Специально для новичков, прилагается простая готовая схема. Стрелки на ней указывают направление волокон древесины, остается нанести оттенки предполагаемого узора, соответственно подготовленному материалу. Распечатайте картинки, сразу несколько экземпляров, из них вы будете вырезать лекало для каждой детали в отдельности.

2)Вырежьте лекала из бумаги и приклейте их на древесину по цвету и направлению волокон (перед началом работы, следует хорошо очистить дощечки от пыли), затем начинайте выпиливать детали. Старайтесь вырезать аккуратно, чтобы фрагменты идеально подходили друг к другу. Малейшая неточность может в итоге вылезти в большую погрешность.

3) Все детали, которые по схеме находятся в одном уровне, склейте между собой и обработайте одновременно.

4)Сгладьте внешние грани, отполируйте детали и склейте их вместе. Затем вырежьте подложку из куска фанеры и приклейте на неё готовую бабочку.

5)Проверьте поверхность изделия, чтобы на ней не осталось никаких изъянов, при необходимости еще разок отполируйте и покройте лаком. Бабочка готова.

Мозаика блочная.

Способ изготовления блочноймозаики требует определённых усилий, если все делать вручную. Но в настоящее время этот процесс механизировали, а изделия, выполненные в этой технике, становятся все более популярными.

Перед началом работы сначала рисуют эскиз. Затем из брусков или пластинок древесины разных оттенков собирают блоки, склеивая их вместе по заданной схеме. После чего, уже готовые бруски разрезают на фрагменты поперек волокон. Таким образом, на торцевой части блоков обозначается одинаковый узор. Готовые блоки наклеивают на поверхность деревянной подложки или готовых изделий, также можно вставлять их в углубления создавая рисунок.

Инкрустация по дереву.

Существует особый вид мозаики как инкрустация по дереву. Изначально инкрустацию делали путем наклеивания фрагментов из тонкой фанеры различных пород деревьев. Чуть позже вместо фанеры стали применять различные материалы – слоновую кость, металл, камни и др. Узор создавался путем врезки фигурок в деревянную поверхность. Изделия, выполненные в такой технике, смотрятся очень эффектно.

Мастерам, для создания более живописного эффекта, не стало хватать естественных оттенков древесины и они стали применять различные приемы обработки дерева – протравку, обжиг, окрашивание в нужный цвет. Узоры стали более яркими и живописными.

Еще один из видов прикладного искусства – резьба по дереву. Если вы освоите основы техники выполнения некоторых элементов, то занятие резьбой покажется вам намного проще, чем казалось на первый взгляд. Хорошим украшением могут стать резные картины, мебель и другие предметы интерьера, можно сделать внутреннюю отделку стен, внешнюю отделку дома - ажурные кружева из дерева способны превратить ваш дом в терем, как на этом фото.

Видео по теме статьи

Маркетри – деревянная мозаика

Можно приобрести мебель, сделанную полностью из карельской березы или отделать стены панелями из ореха, правда, это достаточно дорогое удовольствие, которое не все могут себе позволить. Однако существует замечательный старинный способ, как создать изысканный интерьер, используя простые, а значит и значительно более дешевые, породы древесины.Сделать это можно с помощьюмаркетри .

Принципмаркетри состоит в наклеивании пластинок из ценных пород древесины на основу, представляющую собой простое дерево Толщина пластинок составляет 1 - 3 мм, при этом они имеют разную текстуру и цветовую гамму. В результате создаются необыкновенной красоты мозаичные рисунки из тонких деревянных пластинок.

В средневековой Европе мебель украшали в технике интарсии, которая представляет собой разновидность инкрустации.Интарсия - это инкрустация деревом по дереву, при которой в деревянной поверхности предмета вырезается фигуративное изображение или орнамент, и в получившиеся углубления вставляются кусочки дерева дорогих пород.

Появлениемаркетри стало возможным только после изобретения во второй половине XVI в. этого станка для производства пиленого шпона.С этого времени стали облицовывать мебель, изготовленную из древесины местных недорогих пород, шпоном ценных привозных пород древесины (черного, красного, розового дерева).

В середине XVII в. во Франции впервые применили для облицовывания мозаичные наборы, которые изготовляли из кусочков шпона по предварительному рисунку. Техника маркетри быстро распространилась во всех странах Европы, вытеснив применявшуюся ранее интарсию.Наивысшего расцвета техникамаркетри достигла в XVIII в. Ее широко применяли для украшения интерьеров и мебели. Использование тонких пластинок шпона позволяло украшать мозаичными наборами не только плоские, но и криволинейные поверхности.

В XVIII веке техника маркетри дошла до России. Вначале Петр I отправил столяров учиться мебельному ремеслу в Голландию и Англию. Однако окончательно русская школа сформировалась во времена правления Екатерины II.

Наиболее распространенными сюжетами декора становятся различные геометрические фигуры, растительные и цветочные узоры, библейские мотивы, пейзажи, жанровые сценки. Для придания работам большей живописности, мастера начали использовать такие приемы как поджиг, подкрашивание, гравировка, протравливание.

Наборной мозаикой украшали пол, двери, различные по форме и размерам столики, комоды, шкафчики. Именно благодаря выдающимся русским мастерам, которые создавали высокохудожественные произведения живописи, техникамаркетри стала настоящим искусством.

Период расцвета техникимаркетри в России относится к XVIII веку. Если в начале столетия мебель с декором в этой технике создавали приезжие специалисты, то к середине XVIII века русские столичные и крепостные мастера настолько хорошо освоили технику маркетри, что создававшиеся ими столы и шкафы были настоящими произведениями искусства.

В последнее время техника маркетри обретает былую популярность.Мебель, облицованнаямаркетри , выглядит очень стильно и красиво, но при этом стоит дешевле той, которая полностью изготовлена из массива древесины.

Кроме того, техника маркетри позволяет каждый предмет мебельного гарнитура сделать уникальным. Даже если при декорировании набора мебели применялся один и тот же рисунок или узор, все равно за счет разнообразия цветовой гаммы используемого шпона, каждый предмет будет иметь совершенно неповторимый вид.

Сегодня с помощью наборной мозаики можно облицовывать не только мебель, но и создавать удивительной красоты панно и картины, стеновые панели, двери, витражи.