Система трехступенчатого контроля за состоянием охраны труда. Трехступенчатый контроль за состоянием охраны труда на предприятии

Трехступенчатый контроль – это один из способов отслеживать состояние условий и охраны труда в организации, трудовую дисциплину на рабочих местах, соблюдение стандартов безопасности труда, норм, правил, инструкций и других правовых актов по охране труда. Его основной задачей является:

  • выполнение комплекса мероприятий по охране труда;
  • определение сотрудников, ответственных за своевременную проверку состояния охраны труда;
  • устранение недостатков, выявленных на трех последовательных ступенях.

Работодатель не обязан вводить в организации трехступенчатый контроль. Однако он может стать надежной системой предупреждения производственного травматизма. Следует понимать, что трехступенчатый контроль даст заметные результаты только в том случае, если весь коллектив организации, от рабочих до высшего руководства, будет последовательно и настойчиво бороться за улучшение условий труда.

Что нужно для внедрения трехступенчатого контроля

Основное условие для организации трехступенчатого контроля – это наличие профсоюза или другого представительного органа работников в организации. От председателя профсоюза многое зависит в вопросах охраны труда. Он должен организовать общественный контроль, руководить работой уполномоченных по охране труда, вести переговоры с руководителем организации.

Также необходимо будет сформировать комитет по охране труда , который займется организацией совместных действий работодателя и работников в этой области. Комитет выполняет следующие обязанности:

  • организует проверку состояния условий и охраны труда на рабочих местах;
  • информирует работников о результатах этих проверок;
  • собирает предложения к разделу коллективного договора об охране труда.

Предупреждает:

Ирина АШРАПОВА,

специалист по охране труда, «АстраЗенека Россия» (Москва)

Требование сформировать комитет по охране труда может исходить от работников. В этом случае работодатель обязан поддержать инициативу и включить в состав комитета своих представителей.

Численность комитета по охране труда зависит от размера организации, специфики производства, количества структурных подразделений и других особенностей. Ее определяют по взаимной договоренности сторон – работодателя и работников (ст. 218 ТК РФ).



скачать и распечатать образец

Трехступенчатый контроль наиболее актуален для крупных производственных организаций. Эта система часто встречается на предприятиях, где безопасную работу организуют по старым правилам, разработанным во времена СССР.

В качестве примера отрасли, где трехступенчатый контроль будет эффективным, можно привести строительство. Так, генподрядчик, который работает с множеством субподрядных организаций, не всегда может полностью контролировать порядок и соблюдение требований охраны труда на объекте. Отсюда большая вероятность несчастных случаев и других инцидентов.

Однако практически всех нарушений по охране труда можно избежать, если на каждом участке организовать и проводить трехступенчатый контроль.

Как проводят трехступенчатый контроль

Организацией трехступенчатого контроля обычно занимается руководитель компании, служба охраны труда и руководитель профсоюза или иного представительного органа работников. Контроль проводят:

  • на первой ступени – на участке подразделения, в смене или бригаде;
  • на второй ступени – в подразделении в целом;
  • на третьей ступени – в организации в целом.

Результаты трехступенчатого контроля отражают в Журнале трехступенчатого контроля за состоянием условий и охраны труда (далее – Журнал трехступенчатого контроля).

Первая ступень контроля

Контроль на первой ступени ежедневно перед началом работы проводят руководители участков (мастера, начальники участков, начальники смены) совместно с членом профсоюза, уполномоченным по охране труда. На этом этапе нужно проверить:

  • устранены ли нарушения, выявленные в ходе предыдущей проверки;
  • состояние условий труда на каждом рабочем месте;
  • состояние проходов и проездов;
  • наличие защитных и сигнальных ограждений;
  • наличие необходимого для работы исправного инструмента и приспособлений;
  • безопасность технологического оборудования, грузоподъемных и транспортных средств;
  • соблюдение правил складирования материалов, заготовок, приспособлений;
  • наличие, исправность и правильность использования работниками средств индивидуальной защиты;
  • состояние электробезопасности и соблюдение работниками правил электробезопасности при работе на электроустановках и с электроинструментом;
  • наличие у работников удостоверений, нарядов-допусков, других документов на выполнение работ с повышенной опасностью.

Выявленные нарушения нужно немедленно устранять. Этот процесс контролирует непосредственный руководитель работ на данном участке. Если нарушения невозможно устранить силами участка, то непосредственный руководитель работ по окончании осмотра докладывает об этом вышестоящему начальнику. Совместно они решат, какие мероприятия нужно провести для устранения ошибок и назначат работников, ответственных за их реализацию.

Сотрудник, проводивший осмотр, или руководитель участка делает запись о выявленных нарушениях в Журнале трехступенчатого контроля. Под записью обязательно расписывается уполномоченный по охране труда профсоюза или иного представительного органа работников.

Если на первой ступени контроля будет выявлено грубое нарушение по охране труда, которое может навредить здоровью сотрудников или привести к аварии, то работы приостанавливают до тех пор, пока нарушение не устранят. При этом в журнале трехступенчатого контроля проверяющие делают запись о том, что рекомендуется приостановить работы до устранения нарушений.

Обо всех обнаруженных несоответствиях руководитель работ должен информировать своих подчиненных. Кроме того, он ежедневно отчитывается о состоянии охраны труда на своем участке перед вышестоящим руководителем.

Вторая ступень контроля

Ответственным за контроль на второй ступени назначается руководитель цеха, отдела, строительного объекта с участием уполномоченного по охране труда из профсоюза. На этом этапе к проверке могут подключиться представители технических служб подразделения (например, службы главного механика, главного энергетика, главного технолога), специалист службы охраны труда организации.

  • организацию, периодичность проведения и результаты работы первой ступени контроля;
  • выполнение мероприятий, намеченных после предыдущих проверок на первой и второй ступенях контроля;
  • выполнение распоряжений руководителя организации и профсоюза по вопросам охраны труда;
  • выполнение предписаний органов государственного надзора и контроля;
  • выполнение мероприятий, разработанных по результатам расследования несчастных случаев;
  • исправность и соответствие производственного оборудования, транспортных средств и технологических процессов требованиям нормативных правовых актов по охране труда;
  • соблюдение графиков планово-предупредительных ремонтов механизмов, оборудования, технологических режимов работы;
  • состояние охраны труда в подразделениях, наличие плакатов по охране труда, сигнальных цветов, знаков безопасности;
  • наличие и исправность защитных, сигнальных и противопожарных средств и устройств, контрольно-измерительных приборов;
  • своевременность и качество проведения инструктажей работников по охране труда;
  • наличие и правильность использования работниками средств индивидуальной защиты;
  • состояние санитарно-бытовых помещений и устройств;
  • соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины.

Нарушения, которые нельзя устранить на месте, фиксируют в Журнале трехступенчатого контроля в виде замечаний. Руководитель структурного подразделения должен организовать мероприятия по устранению нарушений и один раз в месяц отчитываться перед комитетом по охране труда о состоянии условий и охраны труда в своем структурном подразделении.

Советует:

Владимир МАСЛОВ,

директор Приволжского филиала ООО «Эйч-Эс-Эй Аттестация» (Нижний Новгород)

Работодателю стоит сформировать график проверок для каждого этапа трехступенчатого контроля. Это позволит проводить осмотры в срок и не пересекать проверки по разным ступеням друг с другом.

Третья ступень контроля

Контроль на третьей ступени проводит комиссия во главе с руководителем организации или главным инженером и председателем профсоюзного комитета. В ее состав включают также руководителя службы охраны труда, технической службы и уполномоченного сотрудника по охране труда из профсоюза.

Контроль проводят не реже одного раза в квартал (обычно – один раз в месяц), при этом проверяют:

  • организацию, периодичность проведения и результаты работы первой и второй ступеней контроля;
  • ведение Журнала трехступенчатого контроля;
  • выполнение мероприятий, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями по охране труда и другими документами;
  • выполнение мероприятий, разработанных по результатам расследования тяжелых и групповых несчастных случаев и аварий;
  • техническое состояние и содержание зданий, сооружений, помещений, цехов и прилегающих к ним территорий;
  • выполнение приказов и распоряжений, предписаний и указаний органов государственного надзора;
  • обеспеченность работников санитарно-бытовыми помещениями и устройствами;
  • организацию обучения и инструктажей по охране труда.

По результатам проверки комиссия оформляет акт, а выявленные нарушения фиксируют в Журнале трехступенчатого контроля того подразделения, в котором проводилась проверка.

Кроме того, результаты третьей ступени контроля руководитель организации рассматривает с участием руководителей структурных подразделений, главных специалистов, представителей профсоюзной организации. Совместно они разрабатывают мероприятия, с помощью которых можно устранить выявленные недостатки и нарушения, а руководитель предприятия назначает исполнителей и сроки выполнения этих мероприятий. По результатам заседания оформляют протокол.

После этого, при необходимости, руководитель издает приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности работников, допустивших нарушения по охране труда или виновных в неудовлетворительной организации работы в этой области. И наоборот: сотрудников, которые добились положительных результатов в работе по охране труда, можно поощрить.

Ответы на ваши вопросы

Обязан ли специалист по охране труда лишать работников премии за нарушения по охране труда?

Обязан ли инженер по охране труда наказывать лишением премии или представлять к наказанию работников предприятия за несоблюдение ими требований охраны труда? Законно ли это?
Максим ФЕДОРЦЕВ, инженер по охране труда (Казань)

Решение о премировании работников и, соответственно, о лишении их премии принимает работодатель. Специалист по охране труда может выписывать работникам, нарушающим требования безопасности, предписания об устранении нарушений, а также предлагать руководителю привлечь к ответственности тех или иных сотрудников . На основании этих предложений работодатель будет решать вопрос о депремировании нарушителей.

Нужно ли создавать службу охраны труда в организации с малым количеством сотрудников?

У нас на предприятии 340 сотрудников и один специалист по охране труда. Нужно ли создавать службу охраны труда при таком количестве сотрудников?
Виктория ЗИНЧЕНКО, сотрудник отдела кадров (Киров)

В вашем случае создавать службу охраны труда в организации необязательно. Это решение остается за работодателем. Согласно рекомендациям, если число работников на предприятии не превышает 700 человек, а рабочие места признаны безопасными, то охраной труда могут заниматься отдельные специалисты. В организациях, где трудятся более 700 человек, создают бюро охраны труда (от трех до пяти сотрудников) или отдел по охране труда (от шести сотрудников) .

Можно ли перевести работников на 12-часовой рабочий день, если условия труда признаны вредными?

На одном из производственных участков рассматривается вопрос об изменении графика работы с восьмичасового на 12-часовой. Профессии: оператор линии по обработке цветных металлов и отжигальщик. По результатам АРМ класс 3.1 – 3.3. Существуют ли на этот счет какие-то НПА, допускающие такой график или наоборот запрещающие его?
Ольга КОРОЛЬКОВА, специалист по охране труда, промышленной безопасности и экологии (Иркутск)

Если условия труда работников признаны вредными, для них должна быть установлена сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю. На основании отраслевого соглашения и коллективного договора по письменному согласию сотрудника рабочую неделю можно увеличить до 40 часов с выплатой работнику денежной компенсации (

Осуществляется органами законодательной и исполнительной власти.

Органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение санитарных правил, норм и гигиенических нормативов на территории своих районов, в том числе на производственных объектах.

Функциональными органами управления является ряд федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих нормативные правовые акты, содержащие государственные требования по охране труда, а также осуществляющих учет состояния условий и охраны труда, уровня травматизма и профессиональной заболеваемости, подготовку кадров в области охраны труда.

Стратегические разработки в области ОТ, включая вопросы менеджмента, осуществляют научные центры.

Значительную роль в реализации управления ОТ играет контроль. Контроль за состоянием ОТ реализуется через государственный надзор, ведомственный и общественный контроль.

Основным органом государственного надзора и контроля за состоянием ОТ является Федеральная служба по труду и занятости. В ее структуру входят Управление надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, территориальные органы по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, государственные инспекции труда субъектов Российской Федерации. Эта система осуществляет надзор и контроль за соблюдением российского законодательства о груде и охране труда, нормативных актов о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, о социальном страховании и выполнении коллективных договоров на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от формы собственности.

Надзор и контроль за безопасностью ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасностью, безопасностью при использовании атомной энергии, безопасностью электрических и тепловых установок и сетей, безопасностью гидротехнических сооружений, безопасностью производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения возложен на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями гигиенических и санитарных норм и правил осуществляется подразделениями Федеральной службой по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

На Государственный пожарный надзор возложен контроль за выполнением требований пожарной профилактики при проектировании и эксплуатации производственных помещений и зданий в целом.

Надзорные функции выполняют также прокуратура и ряд других ведомств. Все перечисленные надзорные органы построены по территориальному принципу. Представители указанных органов имеют право беспрепятственно проходить на подведомственные объекты; получать от представителей исполнительной власти, местного самоуправления и руководства предприятий всю необходимую информацию: выдавать работодателям и должностным лицам обязательные для выполнения предписания; налагать на них в соответствии с установленным российским законодательством об административных правонарушениях порядком штрафы; приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и оборудования, если имеет место угроза жизни и здоровью работников до ее устранения.

Ведомственный контроль за ОТ ведут службы охраны труда министерств, ведомств, ассоциаций, концернов. На предприятиях, в учреждениях и организациях этот контроль осуществляют также соответствующие службы, а при их отсутствии — инженеры по охране труда либо лица, на которых возложено выполнение этих обязанностей. Кроме того, этот вид контроля осуществляют руководители подразделений, участков.

Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и ОТ осуществляют профсоюзы силами специальных комиссий профсоюзных комитетов организаций. Кроме того, выбираются уполномоченные (доверенные лица) по охране труда профсоюза или другого уполномоченного работниками органа. В зависимости от конкретных условий производства в структурном подразделении может быть выбрано несколько таких ответственных лиц. Лица, осуществляющие общественный контроль, информируют администрацию обо всех выявленных нарушениях и добиваются их устранения.

На предприятиях, как правило, действуют системы управления ОТ. Создание системы ОТ и управление ею на предприятии осуществляют собственник предприятия или уполномоченные им лица; они создают службы ОТ или на договорной основе принимают специалистов по охране труда.

Численность и структура служб ОТ на предприятии обусловлены размером предприятия и численностью его сотрудников.

Если численность сотрудников меньше 10 человек, то специальные комиссии не создаются и специалиста не нанимают, поскольку в этом случае полную ответственность несет работодатель; при наличии 10 человек и более создается комиссия на паритетной основе (входят представители работодателей и работников); при наличии более 100 человек вводится должность специалиста по охране труда; при численности сотрудников более 1000 человек создается служба по охране труда.

При отсутствии в организации службы ОТ или специалиста по ОТ работодатель заключает договор со специалистом или организациями, оказывающими услуги в области ОТ.

Служба ОТ в организации является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей. Основные задачи службы ОТ:

  • организация и координация работы по ОТ на предприятии (в организации);
  • контроль за соблюдением законодательных и иных правовых актов;
  • совершенствование профилактических работ по предупреждению производственного травматизма;
  • консультирование работодателей и работников по вопросам ОТ.

В работе системы управления ОТ принимают участие руководители предприятий, всех структурных подразделений, включая отделы главных специалистов, отдельных участков, лабораторий, подразделений. занимающихся обучением, материально-техническим снабжением и др. Координацию деятельности звеньев этой системы осуществляет служба (инженер) ОТ. Основой для принятия управленческих решений, в частности планирования работ, является анализ результатов контроля, включающий оценку состояния охраны труда.

Для оценки состояния ОТ труда на производственных участках и в цехах рекомендуется применять обобщенный коэффициент уровня ОТ(К от ):

K ot = (K сп + К б + К впр) / 3

  • К сп — коэффициент уровня соблюдения правил охраны труда работающими;
  • К б — коэффициент безопасности оборудования;
  • К впр — коэффициент выполнения плановых работ по охране труда.

Коэффициент уровня соблюдения правил ОТ работающими определяется соотношением числа работающих с соблюдением правил к общему числу работающих.

Для определения К сп на предприятии вводится карта уровня соблюдения охраны труда для участка и цеха.

Коэффициент безопасности оборудования (К б ) определяется отношением числа показателей (требований) безопасности, соответствующих нормативно-технической документации по безопасности труда, к общему числу показателей (требований) безопасности, относящихся к данному оборудованию.

Для контроля за уровнем безопасности производственного оборудования на участках и в цехах вводится коэффициент безопасности участка (К бу ) и цеха (К бц ):

K бу = (K б 1 + K б2 + ... + K бn / n,

  • К бi — коэффициент безопасности единицы эксплуатируемого оборудования на i-м (i = 1,...,n) участке;
  • n — число единиц оборудования на участке:

К бц = (К бу1 + К бу2 + ... + K буm) / m,

  • К бyj — коэффициент безопасности j-го участка (j = 1,...,m) ;
  • m — число участков в цехе.

Коэффициент выполнения плановых работ по ОТ (К впр ) определяется отношением числа фактически выполненных и предусмотренных на данный месяц мероприятий по всем видам планов, предписаний, приказов.

Важнейшей функцией системы управления ОТ является контроль состояния охраны и условий труда, результаты которого являются основой для принятия управленческих решений. Основными видами контроля ОТ являются оперативный контроль (внеплановые проверки) руководителя работ и других должностных лиц; плановый контроль (целевые и комплексные проверки); контроль требований безопасности труда при аттестации рабочих мест; выборочный контроль (контроль тяжелых, особо тяжелых, вредных и особо вредных условий труда).

Оперативный контроль (внеплановые проверки) реализуются службой ОТ в связи с разного рода авариями и отказами. В зависимости от их характера к ним привлекается отдел главного механика, отдел главного энергетика, подразделения, обеспечивающие безопасность зданий и сооружений. Кроме того, отдел охраны труда организует плановый контроль (целевые и комплексные проверки).

Целевые проверки ставят своей задачей контроль производственного оборудования по определенному признаку, например проверка соответствия требованиям безопасности электроприводов, систем пневматики и гидравлики, средств защиты от механического травмирования. Кроме того, объектом контроля могут быть средства коллективной защиты в производственных помещениях (системы вентиляции, кондиционирования, отопления, освещения и др.). Как правило, целевые проверки проводятся в масштабах всего предприятия.

Комплексные проверки проводятся в одном цехе. Объектом контроля является производственное оборудование, которое проверяется на соответствие комплексу требований безопасности, установленных стандартами ССБТ. Работники отделов ОТ совместно с работниками служб стандартизации принимают участие в контроле за внедрением и соблюдением стандартов ССБТ. организуют проведение замеров параметров опасных и вредных производственных факторов. При этом на соответствие требованиям безопасности контролируются все виды оборудования, производственные процессы, средства индивидуальной и коллективной защиты, а также состояние строительных конструкций цеха (участка). К этим проверкам привлекаются все упомянутые выше службы. Комплексные проверки организуются отделом ОТ, представители которого также принимают участие в их проведении.

Аттестационный контроль — это прежде всего аттестация рабочих мест по условиям труда. Она базируется на контроле соответствия требованиям безопасности условий труда (производственной среды, напряженности и тяжести труда), производственного оборудования и приспособлений. Оценке подлежат величины (уровни) всех имеющихся на рабочем месте опасных и вредных факторов, а также характеристики тяжести и напряженности труда. Значения указанных факторов определяются на основе инструментальных измерений в процессе работ в соответствии с технологическим регламентом, при исправных и эффективно действующих средствах коллективной и индивидуальной защиты. При этом должны использоваться методы контроля, установленные соответствующими стандартами или другими нормативными документами. При проведении измерений должны использоваться только те приборы, которые указаны в нормативных документах и прошли госпроверку в установленные сроки. Результаты измерений оформляются протоколами.

При оценке соответствия оборудования требованиям безопасности контролируется наличие средств защиты согласно нормативно-технической документации на проверяемые машины и механизмы и их соответствие требованиям безопасности. При оценке рабочего места с точки зрения использования средств индивидуальной и коллективной зашиты контролируется не только их наличие, но и их соответствие установленным требованиям безопасности.

При аттестации оценивается обеспеченность рабочих мест средствами обучения. Аттестационная комиссия заносит результаты аттестации в специальные карты рабочих мест. Данные, полученные при аттестации рабочих мест по условиям труда, используются при оформлении трудовых договоров, при разработке программ улучшения охраны и условий труда, а также при сертификации работ по охране труда.

Выборочный контроль (контроль тяжелых, особо тяжелых, вредных и особо вредных условий труда) проводится с целью проверки правильности применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, по которым устанавливаются льготные пенсии и предоставляются дополнительные отпуска, обоснованности предоставления работникам предприятий в соответствии с законодательством компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда, а также с целью контроля качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, особенно на рабочих местах, где применяется труд женщин.

По результатам контроля условий и охраны труда, включая проверки соответствующих органов надзора и контроля, ведется планирование работ, направленных на их улучшение. Планы могут быть перспективными, текущими и оперативными. Первые связаны с реализацией крупных мероприятий, выполнение которых рассчитано на несколько лет. Текущие планы составляются на год, оперативные планы сориентированы на ликвидацию последствий разного рода аварий.

Стимулирование работ по ОТ предусматривает поощрение работников за выполнение требований ОТ в виде доплат к заработной плате, премии и т.д.

Оценка условий и охраны труда на предприятии позволяет определить приоритетные направления работ по их улучшению, выявить подразделения, где они должны проводиться в первую очередь.

Важнейшими показателями состояния охраны труда являются статистические показатели травматизма: коэффициенты частоты и тяжести несчастных случаев, а также коэффициент смертельных исходов. Анализ динамики изменения этих коэффициентов позволяет прогнозировать их значение на ближайший период.

Критерии, позволяющие квалифицировать травму как производственную (несчастный случай на производстве), приведены в Положении об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях. В соответствии с этим Положением расследованию и учету подлежат несчастные случаи. повлекшие за собой необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату трудоспособности либо смерть, происшедшие при выполнении работником своих трудовых обязанностей (работ), выполнении работы по заданию работодателя в течение рабочего времени (включая установленные перерывы) на территории организации или вне ее (в том числе по дороге к месту выполнения задания), а также во время, необходимое для приведения в порядок орудий производства, одежды и т.п., перед началом или по окончании работы, а также при выполнении работ в сверхурочное время, выходные и праздничные дни.

К несчастным случаям на производстве относятся травмы, в том числе полученные в результате нанесения телесных повреждений другим лицом; острое отравление; тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение электрическим током, молнией и ионизирующим излучением; укусы насекомых и пресмыкающихся, телесные повреждения, нанесенные животными; повреждения, полученные в результате взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Кроме того, расследованию и учету как несчастные случаи на производстве подлежат травмы, полученные при следовании к месту работы или с работы на предоставленном работодателем транспорте либо наличном транспорте при соответствующем договоре или распоряжении работодателя о его использовании в производственных целях; при следовании к месту командировки и обратно и в некоторых других случаях.

Если несчастный случай на производстве произошел с работником, застрахованным от него, работодатель обязан в течение суток сообщить об этом в исполнительный орган фонда социального страхования (по месту регистрации в качестве страхователя).

Расследование производит комиссия в составе представителей работодателя и трудового коллектива. Включение в нее представителей администрации, отвечающих за охрану труда на участке, где получена травма, запрещается. Состав комиссии утверждается приказом руководителя организации или уполномоченного им лица. Пострадавший может принять участие в расследовании происшедшего с ним случая. Комиссия по результатам расследования в трехдневный срок оформляет акт по форме Н -1 в двух экземплярах, для застрахованных лиц — в трех. При необходимости председатель комиссии может увеличить срок расследования, но не более чем на 15 дней. Акт оформляется, если травма вызвала необходимость перевода работника в соответствии с медицинским заключением на другую работу на один день и более или потерю трудоспособности на тот же срок. Акт по форме Н-1 является документом статистической отчетности. Он утверждается руководителем организации и заверяется печатью.

Групповые, тяжелые и смертельные случаи расследуются в течение 15 дней комиссией в составе государственного инспектора по охране труда, представителя работодателя, органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и профсоюзного или иного уполномоченного работниками представительного органа. Кроме акта по форме Н-1 на каждого пострадавшего составляется специальный акт о расследовании группового несчастного случая на производстве (тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом). Кроме того, государственный инспектор по охране труда пишет свое заключение.

Если при расследовании несчастного случая на производстве, произошедшего с застрахованным работником, комиссией установлено, что его возникновению или увеличению причиненного им вреда здоровью содействовала грубая неосторожность пострадавшего, то с учетом заключения профкома или иного уполномоченного застрахованным органа комиссия определяет степень его вины (в процентах), и размер страховых выплат соответственно понижается (максимально на 25%).

Учет несчастных случаев на производстве позволяет изучить причины и обстоятельства возникновения несчастных случаев и на основе этого разработать и выполнить мероприятия по предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний.

Многообразные причины несчастных случаев могут быть объединены в следующие группы: технические, организационные и санитарно-гигиенические.

Технические причины : техническое несовершенство и конструктивные недостатки энергетических, транспортных систем и оборудования; несовершенство технологического процесса; несовершенство или отсутствие средств безопасности — блокировок, ограждений и предохранительных устройств.

Организационные причины, нарушение технологического процесса, неправильная организация труда, рабочего места; использование несоответствующего оборудования, приспособлений, инструмента, отсутствие руководства и надзора за работой, недостаточная обучен- ность рабочих безопасным приемам труда, нарушение и несоблюдение инструкций по технике безопасности, необеспеченность индивидуальными средствами зашиты.

Санитарно-гигиенические причины : ненормальные метеорологические условия, нерациональное освещение, превышение норм уровней шума, вибрации, вредные выделения и излучения, антисанитарное состояние производственных и бытовых помещений.

Анализ причин и уровня травматизма может быть проведен следующими методами: групповым, топографическим, монографическим. статистическим и экономическим.

При групповом методе несчастные случаи распределяются по группам в зависимости от характера работ, вида оборудования, характера повреждений и т.п. за определенный период времени. При этом выявляется повторяемость случаев, опасность работы на том или ином оборудовании.

Топографический метод - распределение причин несчастных случаев по месту происшествия, при этом выявляются неблагоприятные места по травматизму.

Монографический метод - детальное исследование комплекса условий, при которых произошел несчастный случай: детально изучаются технологический процесс, оборудование, особенности работы и пр. При этом выявляются не только причины несчастного случая, но и потенциальные опасности, что позволяет наиболее полно установить меры предупреждения травматизма и профессиональных заболеваний.

Статистический метод дает возможность оценить количественно и качественно уровень травматизма посредством двух показателей: коэффициента частоты и коэффициента тяжести несчастных случаев.

Коэффициент частоты (К ч ) — это отношение числа несчастных случаев за отчетный период к 1000 работающих:

К ч = (N/P) * 1000 ,

  • N - число учитываемых несчастных случаев, вызвавших потерю трудоспособности;
  • Р — списочный состав работающих в отчетный период, чел.

Коэффициент тяжести (К т ) — это число, показывающее среднее количество рабочих дней, потерянных каждым пострадавшим в отчетный период:

К т = Т/N ,

Т — общее количество рабочих дней, потерянных в учтенных случаях за отчетный период.

Используя эти коэффициенты и распределив несчастные случаи по профессии пострадавших, месту происшествия и другим показателям, можно определить направление работ по борьбе с травматизмом.

Экономический метод - определение экономического ущерба от травматизма, а также оценка эффективности затрат, направленных на предупреждение несчастных случаев, с целью оптимального распределения средств на мероприятия по ОТ.

В данном случае используются коэффициент минимальных материальных потерь и экономический показатель травматизма.

Коэффициент минимальных материальных потерь (К п ) — число трудопотерь в днях на 1000 работающих:

К п = К ч * К т = (Т/Р) * 1000

Экономический показатель травматизма - стоимость потерь рабочего времени на 1000 работающих:

Э = (3 п - Т)/Р * 1000 , где З п — средняя зарплата пострадавшего.

Безопасность работников предприятия обеспечивается работодателем за счет внедрения и соблюдения правил охраны труда. Правильная организация работ позволяет избежать травматизма и уменьшить вредное влияние опасных факторов на работающих людей (в том числе собирая соответствующие комиссии: детали ). Заботясь о безопасности сотрудника, работодатель сам оказывается в выигрыше.

Трехступенчатый контроль, внедренный на предприятии, обеспечивает правильное функционирование системы безопасности на службе.

Что такое трехступенчатый контроль по охране труда?

Трехступенчатый контроль по охране труда может осуществляться разными методами. Трехступенчатая система контроля это мониторинг уже предписанных и выполненных работ по обеспечению системы безопасности на производстве.

Соответствующая система позволяет:

  • Производить систематическое наблюдение за действиями сотрудников всех уровней;
  • Соблюдать предписанные законом РФ стандарты;
  • Содержать рабочие места, бытовые помещения и производственные территории в порядке;
  • Осуществлять систематические обучения и инструктажи, повышающие культуру и увеличивающие знания работников по трудовым нормам;
  • Обеспечивать применений требований санитарных и гигиенических норм;
  • Проводить оздоровление членов коллектива.

Своевременный и регулярный мониторинг ступеней позволяет руководству корректировать действия и улучшать созданные условия для работы.

Трехступенчатый контроль по охране труда — нормативный документ

В ТК РФ вопросам охраны труда и проведению мероприятий по улучшению трудовых показателей отводится целый раздел. Но не в одной из глав не указано обязательное применение трехступенчатой системы контроля.

Выбор формы управления и контроля за соблюдением предписанных нормативов всецело ложится на плечи работодателя. В отдельных случаях в процесс выбора могут вмешаться контролирующие органы. Однако зачастую именно руководитель определяет, какую структуру оптимально ввести на предприятии. После внедрения структура регулируется в соответствии с принятыми в организации локальными документами.

Порядок проведения трехступенчатого контроля по охране труда

Трехступенчатая система безопасности по охране труда позволяет распределить обязанности в организации следующим образом:

  • 1-ая ступень – это непосредственные координаторы работ. Сюда относятся начальники смен и участков, бригадиры, мастера;
  • 2-ая ступень – руководители подразделений;
  • 3-я ступень – это комиссия во главе с директором учреждения.

Порядок проведения оперативных проверок по трехступенчатому процессу выглядит следующим образом:

  • Основные представители первых двух ступеней проводят регулярные проверки на рабочих, в рамках масштаба своих должностных инструкций;
  • Обязанностью ответственных лиц 3-го уровня, является внесение сведений по проведенным проверкам в журнал;
  • На основании сделанных записей составляется акт.

Наличие выявленных нарушений дает право на выдачу предписаний, для устранения несоответствий.


Для выполнения всех действий отводится определенные временные промежутки.

Приказ о введении трехступенчатого контроля за охраной труда на предприятии

Введение трехуровневой модели возможно при соблюдении положенных по закону нормативов. Приказ руководителя позволяет официально внедрить указанную систему.

В приказе необходимо указать:

  • Основание, которое повлекло за собой внедрение данного процесса;
  • Указание комиссионного состава третьей ступени и председателя комиссии. Обычно это директор организации;
  • Перечисление сотрудников, на которых возлагается важная миссия по проведению мероприятий на местах.

Одним из обязательных на предприятии документов, является положение о трехуровневой модели охраны труда. Это один из первых нормативных актов, который разрабатывается до начала внедрения указанной системы.

Образец заполнения журнала трехступенчатого контроля по охране труда

Трехуровневая система, которая обеспечивает безвредность профессиональной деятельности, имеет свою специфику – она должна обязательно отражаться в журналах.

Форма журнала является произвольным показателем, но лучше придерживаться следующих граф:

  • Порядковый номер строки;
  • Дата проводимой проверки;
  • Выявленное нарушение;
  • Конечный срок устранения нарушений;
  • Фамилия специалиста, проводившего проверку;
  • Подпись проверяющего.

В зависимости от целей работодателя в журнал могут быть внесены дополнительные графы. Рекомендуется оставлять один раздел, под названием «Примечание». В него можно вносить сведения разрозненного характера и неучтенные заранее данные.

Каждый наниматель по закону обязан следить за тем, что предприятие функционировало в соответствии с нормами трудового законодательства. Поэтому уменьшение негативного эффекта от профессиональной деятельности — первостепенная задача любого руководителя.

31.10.2017, 20:49

За работодателем закреплена обязанность организовать внутреннюю систему охраны труда. Одна из действенных форм обеспечения безопасности сотрудников в рабочее время – трехступенчатый контроль по охране труда. Суть этого метода заключена в вовлечении в процесс контроля за охраной труда на всех этапах должностных лиц с различным уровнем полномочий.

Классификация видов контроля

Трудовым кодексом за работодателем закреплена функция обеспечения нормальных условий труда для персонала, а также контроля текущего состояния и изменения созданных условий.

Для целей охраны труда может быть несколько видов контроля:

  • государственный;
  • ведомственный;
  • общественный;
  • административный – по сути это и есть трехступенчатый контроль.

Сразу скажем, что трехступенчатая система объединяет в себе функции административного и общественного видов контроля.

Как работает трехступенчатый контроль

Описание комплекса действий в рамках трёхступенчатого внутреннего контроля системы охраны труда можно найти только в некоторых отраслевых нормативных актах. Например, в приказе МПТР от 04.12.2002 № 237 и регламенте ОАО «РЖД» от 12.08.2006 № ЦТЛ-16/2.

Дело в том, что федеральное законодательство всеобщей обязанности по ведению такого контроля на работодателей не возлагает.

Данный метод организации охраны труда предусматривает:

1-я ступень контроля

На этом этапе трехступенчатый контроль за соблюдением охраны труда может происходить ежесуточно или ежесменно с проведением комплекса определённых мероприятий в начале рабочего дня и на протяжении всей смены.

Обязанности по его проведению возлагают:

  • на сменного мастера;
  • дежурного;
  • бригадира;
  • непосредственного начальника.

Рабочий день такого ответственного лица должен начинаться с таких действий:

  • проверка текущего состояния здоровья прибывших на рабочие места сотрудников;
  • мониторинг адекватности поведения работников (выявление фактов алкогольного и наркотического опьянения, психической неуравновешенности);
  • оценка безопасности производственных помещений относительно контрольных значений ключевых показателей;
  • проверка наличия в положенных местах аптечек и огнетушителей, спецодежды, индивидуальных средств защиты;
  • проверка инструментов на исправность;
  • диагностика работы системы вентиляции, освещения и заземляющих устройств.

В течение рабочего дня ответственное должностное лицо обязано отмечать соблюдение коллективом правил безопасности и охраны труда. При необходимости контролирующий может использовать чек-листы, делая в них пометки по каждому пункту.

2-я ступень контроля

Руководители структурных подразделений в лице начальников цехов, участков и старших мастеров реализуют комплекс мероприятий 2-го уровня, которые предполагает трехступенчатый контроль по охране труда на предприятии.

Периодичность этих проверок – от 1 раза в месяц. Однако возможен и еженедельный мониторинг. Дополнительно к проверкам можно привлекать специалистов по охране труда.

Задачами проверяющих на этом этапе выступают:

  • устранение недостатков, которые были обозначены ежедневными мониторингами;
  • реализация мер, указанных в актах по расследованию случаев травматизма (при их наличии);
  • диагностика работоспособности и исправности транспорта и оборудования, электрических приборов и системы вентиляции;
  • проверка соответствия стандартам степени освещенности каждого рабочего места на предприятии, санитарного состояния производственных помещений и комнат отдыха;
  • фиксация наличия информационных стендов со знаками безопасности, оценка их актуальности;
  • проверка выполнения графика обучения по охране труда и своевременности проведения специальных инструктажей.

Отметим, что на первых 2-х этапах, как правило, заполняют журнал трехступенчатого контроля. Образец его обычно приводят во внутреннем нормативном акте предприятия. Например, положении об охране труда.

3-я ступень контроля

Один раз в месяц или ежеквартально на предприятии формируют комиссию, которую возглавляет руководитель организации или его заместитель. Она проводит комплексную проверку системы охраны труда. В составе комиссии могут быть:

  • главный инженер;
  • главный технолог;
  • сотрудники технического отдела;
  • представители профкома;
  • электрики;
  • работники кадровых подразделений и др.

В функции комиссии обычно входит:

  • изучение фактов нарушения мер безопасности (в журнале трехступенчатого контроля по охране труда их отмечают ответственные лица на первых 2-х этапах контроля);
  • оценка текущего состояния производственных зданий, сооружений, дорожных переходов на территории предприятия, тоннелей, тротуаров т. п.;
  • диагностика исправности работы грузоподъемного оборудования, технических линий производства, системы вентиляции, электрических приборов, средств коммуникации;
  • наличие и целевое использование спецодежды, иных средств личной защиты.

На этом этапе проводят общий мониторинг соблюдения установленного на предприятии режима работы и отдыха, оценивают степень соответствия санитарных и гигиенических норм на рабочих местах государственным стандартам.

Если на первых 2-х ступенях по итогам проверки заполняют журнал трехступенчатого контроля, то на третьем блоке мониторинга результаты отражают в акте. Его форма – произвольная. Она предполагает перечисление всего спектра выявленных нарушений.

На основании представленного комиссией итогового документа руководитель предприятия издает приказ об устранении обнаруженных недочетов путем реализации конкретных мер.

Ведение данного журнала лежит на проверяющих. Этот документ должен содержать информацию:

  • о дате проверки;
  • Ф.И.О. и должности проверяющих лиц;
  • выявленные нарушения;
  • предложенные меры по устранению недочетов;
  • сроки, отводимые для улучшения системы охраны труда;
  • назначение ответственных лиц, которые должны следить за устранением недостатков;
  • отметки о выполнении предложенных мер.

Чтобы предотвратить разногласия внутри предприятия, а также минимизировать претензии внешних контролеров, во внутреннем положении об охране труда необходимо утвердить рекомендации по ведению и форму журнала трехступенчатого контроля. Пример заполнения этого документа у каждой организации будет свой.

Первая ступень контроля проводится ежедневно, ежемесячно. Непосредственными руководителями совместно с уполномоченным лицом по охране труда как в начале смены, так и на протяжении всего рабочего времени. При осуществлении контроля отслеживают состояние и правильность организации рабочих мест, исправность оборудования, инструментов, средств защиты, сигнальных принадлежностей, наличие у работников соответствующих удостоверений, наличие средств пожаротушения, соблюдение работниками правил и инструкций. Все выявленные нарушения устраняются немедленно своими силами, вписываются в журнал первой ступени контроля.

Вторая ступень контроля проводится не реже 1 раз в месяц совместно с уполномоченным по охране труда или профкомом. Комиссии для проведения второй ступени:

1.Начальник резерва и инструктор поездных бригад следующих направлений: Нижневартовск, Москва…

2.Заместитель начальника резерва и инструктора поездных бригад следующих направлений: Санкт – Петербург, Уренгой, Владивосток, Симферополь и VIP–вагоны.

Все замечания выявленные во время проверки фиксируются в журнале второй ступени контроля.

Третья ступень проводится согласно графика комиссией, непосредственным руководителем и его заместителем не реже одного раза в три месяца. Результаты проверки третьей ступени оформляются актами. Выявленные недостатки фиксируются в журналах третей ступени. Создается приказ о наказании тех руководителей, где были выявлены недостатки, нарушения по охране труда.

Общественный контроль осуществляется профсоюзным органом.

Права и обязанности уполномоченных по охране труда

1.Содействие созданию на предприятии здоровых и безопасных условий труда;

2.Представление интересов работников в государственных и общественных организациях при рассмотрении трудовых споров;

3.Принимать участие в осуществлении контроля за состоянием охраны труда, а также контролировать соблюдение законодательства о труде, своевременность обеспечения спецодеждой, спецобувью, средствами защиты;

4.Проведение всех видов обучения по охране труда;

5.Принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве, участвовать в улучшении условий на рабочих местах, подавать предложения для включения в коллективный договор.

Положение об особом режиме работы по охране труда

Введение особого режима работы в структурных подразделениях могут осуществляться по результатам комплексных проверок, а также может быть связано с ростом производственного травматизма с тяжелым исходом. Указание о вводе особого режима принимается руководителем дороги совместно с профсоюзной организацией. На весь период особого режима разрабатывается специальный план работы, где предусматривают увеличение внезапных проверок, проведение внеплановых инструктажей, технических учеб, внеочередные проверки знаний. По окончании срока главный инженер дороги выходит с ходатайством о снятии или продлении его, в этом случае рассматривается вопрос о возможности пребывания в занимаемой должности соответствующих руководителей. Весенние и осенние осмотры состояния охраны труда проводят вместо третей ступени с 1 апреля по 30 апреля и с 1 октября по 31 октября. Вся работа проводится в 3 этапа:

1.Проверка состояния охраны труда и сбор предложений по улучшению;

2.Устранение скрытых недостатков, внедрение всех поступивших предложений;

3.Подведение итогов на дне охраны труда.