Экологический проект "живая аптека". "живая аптека"

Номинация “Живая аптека”

Участники проекта: дети и родители средней группы

Руководитель работы: Решетникова А.О. – старший воспитатель

Введение.

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование экологической культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. И первые основы экологической культуры должны быть заложены в детстве. Уже с дошкольного возраста необходимо формировать у детей представления о лекарственных растениях родного края, которыми так богата природа нашего Краснодарского края.

Здесь можно встретить такие растения как тысячелистник, цикорий, зверобой, одуванчик и другие травы. Многие растения занесены в Красную книгу. Но всё меньше остаётся нетронутых уголков природы, нераспаханных земель. Как же приучить детей беречь и охранять природу, рационально использовать её богатства.

В 2011-2012 учебном году решили выделить небольшой уголок рядом с огородом для создания «Живой аптеки».

Наблюдая и рассматривая растения в группе, на участке ДОУ, в лесу, мы c ребятами узнали, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах, условиях правильного сбора. Поэтому инициативная группа педагогов детского сада вместе с воспитанниками и их родителями включиться в экологический проект, который так и назвали «Живая аптека».

Мотив выбора темы исследования, значимость исследования для окружающих заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в том, что доступно для наблюдения и изучения, не требует особых усилий и затрат. Лекарственные травы, которые есть в лесах, на полях Кавказского района, в каждом доме (в саду, огороде), известны и знакомы, непознанные и таинственные!

Данный проект рассчитан для детей старшего дошкольного возраста и нацелен на решение следующих задач:

1.Сформировать у детей понятия о лекарственных растениях (как выглядят, где растут, каковы их лечебные свойства).

2.Учить узнавать растения по описанию и внешнему виду, называть их.

3.Закреплять у детей знания о том, что для роста и жизни растениям необходимы: свет, влага, тепло.

4. Сформировать представления о пользе лекарственных растений и их роли в жизни человека.

5. Воспитывать устойчивый интерес, любовь и бережное отношение к растениям.

6. Ввести понятие «Лекарственные растения», познакомить детей с сортовым разнообразием

Ожидаемый результат:

1. Сформированные знания о лекарственных растениях и потребности в их применении при необходимости.

2. Навыки использования этих растений в лечебных целях,

3. Умение обобщать собственный опыт исследовательской работы в творческой деятельности

4. Бережное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека

Участники проекта:

Дети, родители, воспитатель средней группы Кошелева Надежда Евгеньевна старший воспитатель Решетникова Алла Олеговна.

Эта группа детей была выбрана для реализации проекта неслучайно.

Дошкольники в этом возрасте очень любознательны, имеют представления о строении растений, знакомятся с условиями их выращивания, могут принимать участие в посадке, прополке, поливе и сборе лекарственных растений.

Имея навык художественно – творческой деятельности, ребята могут самостоятельно и с помощью родителей разработать эскиз или макет участка, а также оформить рекомендации по использованию лекарственных растений.

Объект исследование.

Какие полезные растения растут вокруг нас (комнатные растения, растения в огороде, в лесу, на участке в детском саду). Рост и развитие лука, календулы. Как влияет употребление лука и чеснока и настой шиповника в зимний период на организм человека.

Работа над проектом началась с модели трех вопросов:

1. Что мы знаем, что хотим узнать, где это можно узнать?

2. Что мы знаем? («Щавель люди едят, чтоб быть сильными», «В луке много витаминов». «Мне мама говорила, что лопухом можно остановить кровь».)

3.Что хотели бы узнать («Какие растения помогают, чтоб глазки хорошо видели», «Зачем мама меня заставляет, есть малину или клюкву когда я болею», «Как зимой можно вырастить лук», «Как можно есть семена шиповника».

Методы исследования.

1. Наблюдение (в повседневной жизни и был организован цикл наблюдений за луком и календулой в разные отрезки времени). Наблюдение было направлено на познание и практическое преобразование (осмотр объектов, заполнение дневников наблюдения)

2. Словесный метод (Чтение книг по нашей тематике)

3. Непосредственно образовательная деятельность4. Совместная практическая деятельность (воспитатель – дети, воспитатель-родители-дети, родитель – дети)

Длительность: в течение года.

Вариативная модель организации деятельности детей и родителей:

1. Сбор литературы о лекарственных растениях: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки (Приложение № 1).

2. При подготовке к организации наблюдений выделить объекты для изучения и долгосрочного наблюдения.

3. Сочинение сказок, загадок, рассказов о лекарственных растениях (Приложение № 2).

4. Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений» «Размножение, рост, развитие календулы, лука». «Как заварить целебный чай»

5. Работа над альбомом «Живая аптека» (Приложение № 3).

6. Консультации для родителей (Приложение № 4).

7. Работа над альбомом «Живая аптека на подоконнике» (Приложение № 5).

8. Художественно-творческая деятельность: рисование совместно с ребенком лекарственных растений. (Приложение № 6).

Результаты исследования:

1. Выпущены совместный альбом «Живая аптека»

2. Мы узнали, как растет и развивается календула и лук

3. Мы сделали вывод, что если употреблять в зимний период лук, чеснок, пить чай с шиповника то мы станем меньше болеть.

Обсуждение результатов.

Дети получили знания по всем интересующим их вопросам.

Сравнив полученные результаты и сделав вывод, что растения могут укрепить наше здоровье, полезные растения окружаю нас и в помещении и на улице мы решили продолжить работу с детьми 2 года обучения по теме, а как же мы можем помочь растениям (провести ряд исследований по влиянию ухода на жизнь и развитие растений) и разработать эскизы участка «Живая аптека» в нашем детском саду, вырастить лекарственные растения на участке, обеспечить уход за ними в летний период.

Приложение 1

Стихи. Лекарственные растения

Я сегодня услыхала
Жаркий спор целебных трав.
Как черника с земляникой
Разбирались, кто же прав:
Кто кого из них полезней,
Кто от всех спасёт болезней,
«Я черники много лучше», –
земляника говорит,-
Хоть расту в лесу дремучем,
Улучшаю аппетит,
Ещё жажду утоляю,
И желудку помогаю,
Мой лекарственный настой
От простуд рецепт простой.
Я давление снижаю,
Биться сердцу помогаю,
Раны быстро заживлю,
Коже молодость продлю!»
Возразила ей черника:
«Я полезней, спору нет.
Потому что для людей я
На сто бед один ответ.
Мой сироп снижает резко
В крови сахар у людей
Обладаю я уменьем
Лечить горло у детей
При гастрите и колите
Мой настой поможет всем
При ожогах, стоматите,
Всех избавлю от проблем!»
«С вами, девочки, поспорю,-
Встрял вдруг ландыш в этот спор,-
Никто лучше меня сердце
Не лечил с далёких пор.
Пусть нас кто-нибудь рассудит»,-
Майский ландыш предложил.
И пошли они все вместе
Искать, кто б их рассудил.
Все, кого они встречали,
Только стеблями качали:
Говорили, что они
И полезны, и нужны.
И багульник, и душица,
Клевер, спаржа, медуница,
И лаванда, и чабрец,
И фиалка, наконец.
Оказался всех мудрей
Лишь лекарственный шалфей.
Он сказал: «Все вы полезны,
Вы – лекарства для людей,
Помогаете от болезней,
Только каждый от своей.
Спорить быстро перестаньте,
И не тратьте время зря,
А в дорогу собирайтесь:
Ждёт вас каждая семья!»
Подорожник

Весь в пыли,
Хоть сил немного,
У дороги он торчит.
У него согнулись ноги,
Неприметен он на вид.
Тонкий стебель у дорожки.
На конце его серёжки.
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он – как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук.

Душица

Травка та растёт на склонах
И на холмиках зелёных.
Запах крепок и душист,
А её душистый лист
Нам идёт на чай.
Что за травка, отгадай

Ромашки
Раз – ромашка, два – ромашка,
Вся в цветах большая чашка,
И на чайнике цветок.
Ох и вкусный мой чаёк!

Одуванчик
Насмешил всех одуванчик –
Влез в пушистый сарафанчик,
Как юла он завертелся –
Сарафанчик разлетелся.

Ромашки
Большеглазые ромашки
Дружат с клевером и кашкой.
Порезвятся на просторе,
Убегают в лес да поле.

Загадки

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ… Загадки «Доскажи словечко»

***

Жёлтый цветик в поле рос,

На него зимою спрос:

Семена целебно-жгучи,

Греют, будто летний лучик.

Так с простудою сразиться

Помогает нам…

(ГОРЧИЦА!)

Коль дитя вдруг простудилось,

Горло сильно воспалилось,

Мама даст ребёнку в чашке

Чай из цветиков…

(РОМАШКИ!)

В цветах, и ствол его с шипами,

На вид как роза, но с плодами.

Полезней родственницы статной:

Напитком с давних пор он знатный.

Подскажет вам любой садовник,

Что ценен свойствами…

(ШИПОВНИК!)

***

Сидит на палочке
В красной рубашечке,
Брюшко сыто –
Камнями набито.

(Шиповник)

***

К дереву прижмётся
И кверху змейкой вьётся.
А под осень выйти в сад –
Гроздья жёлтые висят

Хмель

***

Что за древо-медонос

Манит пчёл, шмелей и ос?

И людей зовёт, пленит

Мелких цветиков магнит.

От простуды и от гриппа

Нас спасает в зиму…

Коль в ночи опять не спится,

Не сомкнуть никак ресницы,

Простынь в ёрзаньи измята –

Выпей чай из листьев …

В сенокос горька,

А в мороз – сладка,

Что это за ягода?

(КАЛИНА)

***

В нём почти сто метров роста,
На него залезть непросто!
Из Австралии был он
К нам в Колхиду завезён.
У него одна работа –
Осушение болота.

Эвкалипт

Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна.

Приложение 2

Сказка про лекарственные растения

Эту сказку про лекарственные растения однажды я услышала в лесу, когда решила немного отдохнуть после долгого похода за грибами. Ко мне на рукав приземлилась Божья Коровка в нарядном платьице, и на ушко поведала интересную историю. Кстати, эта история не только интересная, но и полезная, она рассказывает о некоторых растениях, которые можно использовать при болезнях. Надеюсь, что первое знакомство с такими растениями будет полезно и Вам, дорогие дети, тоже.

Итак, садимся поудобнее, слушаем сказку и смотрим на картинки

В роще вырос можжевельник,
И в тени его ветвей
Появился муравейник,
Поселился муравей.

Он из дома спозаранку выбегает с веником
Подметает всю полянку перед муравейником.
Замечает все соринки,
Начищает все травинки,
Каждый куст, каждый пень,
Каждый месяц, каждый день.

А однажды муравьишка
Подметал дорожку.
Вдруг упала с ёлки шишка,
Отдавила ножку.

От волнения сова перепутала слова:
Где же “Скорощь помая”? Где же “Скорощь помая”?
Где же “Скорощь помая”, спасите насекомое!

Звери бросились гурьбой
За лекарственной травой.
Рвут аптечную ромашку,
Собирают зверобой.

Вот из чащи на опушку
Пробирается медведь –
Он решил Медвежье Ушко
На опушке посмотреть.

Зайцы заячьей капустой
Муравья приводят в чувство,
Если б жил в той роще лев –
Предложил бы львиный зев.

На спине у ёжика
Листья подорожника.
Он больному обещает:
От компресса полегчает!
И другое средство тоже
Предлагает муравью:
Вдруг укол тебе поможет?
Я иголку дам свою!

Все больного навещают,
Все больного угощают:
Кто морошкой, кто черникой,
Кто сушёной земляникой.
Даже волк помочь не прочь.
Думал-думал как помочь?…
К муравейнику повез
Волчьих Ягод целый воз.
Но заметила сорока,
Что от волка мало прока,
И спешит по просеке
С новостью на хвостике:
– Я, друзья, не ябеда,
Только Волчья Ягода,
Даже если мытая
Очень ядовитая.

А потом девчонки-пчелки
Притащили мёд в бочонке.
Ничего, что тяжело,-
Лишь бы другу помогло!

Муравей пощиплет травку
И попьет Цветочный мед.
Значит дело на поправку
Обязательно пойдет.
Все лесные витамины
От брусники до малины
Принесли ему друзья.
Ведь Зеленая аптека
Лечит даже человека,
А не только муравья.

Приложение 3

Альбомом «Живая аптека»

Мать – и – мачеха


Мать – и – мачеха появляется на проталинах в начале апреля. Это многолетнее растение похоже на одуванчик, но значительно меньше размером. Цветы – корзиночки находятся на стебле, покрытыми буроватыми чешуйками(видоизмененными листьями).
На ночь и на ненастье цветок мать- и – мачехи плотно закрывает свои лепестки. Значительно позже, когда растение отцветает, вырастают сердцевидные бурые листья.
Сверху они ярко-зеленые, блестящие, жестковатые, холодные, снизу же листья покрыты густым белым бархатистым пухом, который, если его приложить к руке, греет. От чего, видимо, и произошло название.
Настойка из цветов и листьев этого растения употребляется при простудных заболеваниях, при кашле, а также для возбуждения аппетита.

Ромашка


Ромашка аптечная – однолетнее пахучее растение с тонким ветвистым стеблем и перистыми, узколинейными листьями. Она размножается семенами, неприхотлива, легко переносит смену погоды. Но ей необходимы хорошо освещенное место, рыхление и хорошая обработка почвы. Ромашка содержит эфирные масла. Ромашку применяют при желудочно-кишечных заболеваниях, как потогонное, обволакивающее, болеутоляющее средство, а так же при заболеваниях почек и желчных путей.

Одуванчик.


Одуванчик лекарственный

является одним из самых распространенных многолетних растений семейства астровых. Листья гладкие, ярко- желтые, язычковые, в крупных корзинках. Плоды- семянки с хохолком. Цветет растение с апреля по сентябрь. В его корнях содержатся гликоцид, тараксоцин, дубильное вещество, витамин А, 2-3% каучука. Для лечебных целей применяют главным образом корни. Их применяют для возбуждения аппетита, улучшения пищеварения, как желчегонное средство. Весной из листьев одуванчика приготавливают витаминный салат (листья предварительно вымачивают в соленой воде).

Календула


Календула, или ноготки семейства астровых – однолетнее растение яркой окраски. Оно продолжительно и обильно в цветении, обладает приятным запахом. Издавна используется в декоративном цветоводстве. Настой и мази календулы имеют широкое применение в медицине. Спиртовые настойки цветков календулы – прекрасное бактерицидное и противовоспалительное средство при ангине, заболеваниях слизистой оболочки рта, порезах, гнойных ранах.

Крапива двудомная


Многолетнее травянистое растение семейства крапивных. Листья и стебель крапивы покрыты мелкими жгучими волосками, обжигающими кожу. В листьях крапивы содержится большое количество органических кислот, витаминов, микроэлементов, дубильных веществ, фитонцидов. Витамина С в крапиве в 2, 5 раза больше, чем в лимонах и в 10 раз больше чем в яблоках и картофеле. Из молодых листьев крапивы можно приготовить зеленые щи, салаты. С лечебной целью используют как свежую, так и высушенную крапив. Используется растение как кровеостанавливающее, а так же как мочегонное средство.

Васильки

Васильки – принадлежат к семейству сложноцветных. Это однолетнее, травянистое растение. В народной медицине растение используется в качестве глазных примочек, как противолихорадочное средство, является составной частью некоторых мочегонных чаев. Лечебными свойствами обладают только ярко-синие краевые цветки васильков.

Земляника лесная.


Земляника лесная – многолетнее травянистое растение семейства розоцветных. От корневища отходят тонкие корни и длинные наземные ползучие побеги- усы. Цветет земляника в мае- июне. Ягоды от белого до темно-малинового цвета и имеют неповторимый запах. Следует отметить питательную ценность земляники. Это настоящая копилка полезных для организма веществ, где есть сахар, различные органические кислоты, пектиновые и дубильные вещества, эфирные масла, микроэлементы, витамины С,В. Из сухих плодов земляники приготавливают чай, который применяется при простуде.

Мать-и-мачеха


Основное действие мать-и-мачехи – отхаркивающее, а также мягчительное и легкое потогонное.

10 гр измельченных листьев заваривают стаканом кипятка и настаивают 30 мин. Пьют по 1 столовой ложке 4-6 раз в день (Л. Я. Скляревский, И. А. Губанов, 1970).

В народной медицине применяют листья и цветки растения как отхаркивающее и мягчительное средство, а также для возбуждения аппетита, улучшения пищеварения в качестве обволакивающего средства при желудочно-кишечных заболеваниях и при золотухе.

Наружно мать-и-мачеху применяют при фурункулезе и для заживления ран (прикладывают свежие листья на больные места).

Приложение № 4 .

Консультация для родителей

Лекарственные растения для детей. Правила лечения

(Это полезно знать)

Осложнений у детей после приема различных медикаментозных средств боятся все родители, тем более, для этого есть серьезные основания. Поэтому врачи сегодня изучают и используют в практике лечения детей лекарства растительного происхождения. По данным отечественных и зарубежных медиков, при фитотерапии частота осложнений не превышает 1%, в то время как при медикаментозном лечении осложнения возникают у каждого третьего-четвертого ребенка. Лекарственные травы помогают быстро и надежно избавиться от многих недугов, но не занимайтесь самолечением, а обязательно посоветуйтесь с врачом. Это особенно важно, если у ребенка есть предрасположенность к аллергии.

Детям с гастритом и пониженной кислотностью в период, предшествующий сезонным ухудшениям, следует пить сборы подорожника, ромашки, мяты и мелиссы.

Если ваш ребенок реагирует на изменение погоды обильным газообразованием, то при первых признаках непогоды дайте ему чай из фенхеля, ромашки и укропа.

При повышенной нервной возбудимости перед приходом гостей или другим «стрессовым» событием для профилактики следует дать ребенку настои корня валерьянки, пустырника, шишек хмеля и синюхи голубой.

Ребенку, склонному к эмоциональным реакциям, летом рекомендуется спать на подушке, набитой молодыми шишками хмеля.

Если ребенок к вечеру перевозбужден, то дайте ему понюхать настой корня валерьяны – по три-четыре вдоха каждой ноздрей попеременно.

Детям, которые реагируют на первые ягоды поносом и тошнотой, стоит заварить мяту перечную в пропорциях 2 чайных ложки на стакан воды. Пить настой нужно небольшими глотками в течение дня.

При расстройстве кишечника помогает фитосбор из зверобоя и тысячелистника.

Боль от укуса комара, овода или пчелы проходит, если потереть укушенное место размятым перышком зеленого лука.

С проявлениями кожной аллергии помогают справиться брусника обыкновенная, горец птичий, зверобой, калина, шиповник и другие.

Если вы решили использовать лекарственные травы для лечения своего малыша, необходимо соблюдать следующие правила:

– Проконсультируйтесь у врача-фитотерапевта или врача общего профиля, который знает состояние здоровья ребенка.

– Лекарственные растения каждому малышу назначаются строго индивидуально в соответствии с диагнозом, с учетом сопутствующих заболеваний и точным знанием действия фитопрепаратов.

– Для детей от младенчества до трех лет используются сборы из одного, двух, максимум трех растений. Детям постарше можно принимать сборы более сложного состава.

– Детям противопоказаны сильнодействующие и ядовитые лекарственные растения: эфедра, безвременник, белена, дурман, плоды мордовника, багульник, чистотел, барбарис, чилибуха и некоторые другие.

– Помните, что передозировки лекарственных растений небезопасны. Приобретая травы в аптеке, на упаковке вы видите дозы, рекомендованные для взрослых. Для детей действуют другие нормы – для расчета можно использовать такой способ: доза для взрослого принимается за единицу, а ребенок должен получать часть дозы взрослого

Консультация для родителей

Целебная сила растений


Не секрет, что растения это самые эффективные лекарственные средства. 25% медикаментов изготавливаются на основе лекарственных растений.

Целебная сила растений известна уже с древних времен, еще до появления письменности. Особенно почитали лекарственные растения на Ближнем Востоке, в Китае и Египте, об этом свидетельствуют источники датированные еще 3 тысячелетием до нашей эры.

Так, египетские папирусы донесли до нас информацию о использовании десятков растений и способов их использования в медицине. В частности о таких растениях как чеснок, касторовое масло, смолы мирры. В Индии сохранились “Веды” , которые содержат сведения о растениях, которые широко использовались для лечения и в те далекие времена и часть которых используется и в наши дни.

С развитием торговли жители Европы получили возможность лечиться рецептами восточных мудрецов.

Например, гвоздика, родина которой Филиппины, сначала попала в Китай, затем в Египет, а уже к 8 веку была известна и в Европе своими антисептическими и болеутоляющими свойствами.

Вскоре ботаники стали составлять лекарственные каталоги и указывать лечебные свойства того или иного растения. Так, в Китае в 1 веке был написан канон травоведения, в который входило 250 видов растений с подробным описанием целебных свойств. Благодаря этим сведениям китайская медицина до сих пор считается самой эффективной в области использования лекарственных растений.

Первой европейской книгой о лекарственных растениях считается документ, написанный греческим врачом Диоскоридом, где он перечислил свойства 600 видов растений. Впоследствии эта книга была переведена на многие языки и получила широкое практическое применение. В средние века европейцы уже обладали достаточными знаниями в области лечения травами. Об этом говорят найденные при раскопках документы.

Так в Шотландии, на территории монастыря 11 века были обнаружены свидетельства о том как монахи в качестве обезболивания использовали экзотические растения. Майя, ацтеки использовали лекарственные растения при кожных болезнях, а так же для очищения крови.

С 17 века, благодаря французскому ученому Декарту, происходит переломный момент в отношении использования лекарственных растений. Если в Китае и Индии продолжали уважать целебную силу растений, то в Европе они стали считаться отсталыми. Хотя некоторые ученые, такие как Калпеппер, пытались возродить уважение к лечебным свойствам растений. Его эссе с описанием способов применения некоторых растений до сих пор пользуются уважением и используются на практике.

Некоторые страны до сих пор отдают предпочтение народной медицине, широко используя знания, передаваемые из поколения в поколение. Несмотря на то, что современная медицина многого достигла в фармакологии, люди сейчас болеют гораздо больше, чем раньше. Если острую форму заболевания еще можно как то вылечить, то хронические заболевания по прежнему остаются на высоком месте среди населения.

Комплексный подход к лечению и профилактике ряда заболеваний стал сейчас особенно актуальным. И народная медицина здесь может стать поворотным моментом. Не стоит недооценивать возможностей лекарственных растений, и пренебрегать тем колоссальным опытом наших предков.

Муниципальное образование Сысертский городской округ
Управление образования Администрации Сысертского Городского округа
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №14 «Юбилейный»

Семейный экологический проект

Исполнитель: Горнова
Татьяна Борисовна,
воспитатель МАДОУ №14

Сысерть, 2014

Команда "Апельсин"Девиз: Мы как дольки апельсина Мы дружны и неделимы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Актуальность.
В настоящее время проблемы здоровья стали особенно актуальны в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья дошкольников и детей школьного возраста. Забота о здоровье ребёнка и взрослого человека стала занимать во всём мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей. Туризм как средство оздоровления характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребенку – дошкольнику при отсутствии у него серьезных патологий. Туристические прогулки имеют ни с чем несравнимый оздоровительный эффект. Доказано, что продолжительное выполнение умеренной нагрузки в виде циклических упражнений способствует совершенствованию такого ценного в оздоровительном плане физического качества, как выносливость, терпимость, сила воли, ответственность. Именно эти качества в сочетании с занятиями туристской деятельности обеспечивают формирование механизмов эффективной защиты ребенка от заболеваний. Для нашей семьи, туризм является прекрасным средством активного отдыха. Он способствует укреплению, сплочению внутрисемейных отношений. Позволяет интересно и содержательно организовывать свой досуг. Повышает мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни. Так же дети получают знания о безопасном поведении в окружающей среде.

Подходы к реализации проекта:
Цель:
1. Расширять и закреплять знания детей о природе как целостной взаимосвязанной системе.
2. Формировать эколого-туристские знания и умения.
3. Совершенствовать навыки безопасного поведения в природе.
4. Развивать поисково-исследовательскую деятельность.

Задачи проекта:
1. Удовлетворение природной потребности детей в движении.
2. Формирование разумного отношения к своему здоровью.
3. Закрепить знания о видах туризма и туристском природопользовании.
4. Научить работать с компасом, ориентироваться по карте.
5. Связать подготовку по туртехнике и турнавыкам с программными требованиями о физической подготовке.

Ожидаемые результаты

Знакомы с правилами соблюдения безопасности в туристическом походе, во время разведения костра.
Сформированы такие качества, как самостоятельность, организованность, отзывчивость, доброжелательность, выносливость и ловкость.
Знают, что туристические походы и экскурсии закаливают организм человека, он реже болеет, становится сильнее, выносливее и более организованным.
Знают представителей растений лесной зоны своей местности, о том какие растения могут предсказывать погоду.
Знают ядовитые растения, которые могут принести вред здоровью.
Знают лекарственные растения, которые могут помочь туристам в пути, если случится травма.
Знают представителей животного мира родного края и правила безопасного поведения при встрече с животными, умение по следам определять животных.
Знают о профилактике заболеваний при травматизме и отравлениях.
Знают как можно оказать первую медицинскую помощь.
Умение распределять туристические обязанности.
Умение собирать рюкзак, класть в него, только то, что понадобится в походе.
Умение подбирать правильно обувь, одеваться в соответствии с погодными условиями.
Умение организовывать привал и соблюдать чистоту на привале.
Умение правильно вести себя при передвижении по городу, деревне, в лесу, у реки, при подъёмах и спусках на склонах.
Сформированы умения необходимые туристам в туристическом походе.
Умение читать карту своей местности.

13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515

Секреты рецептов
здоровья я вам
раскрываю с любовьюFђЗаголовок 215

Экологический проект


«Живая аптека»

Работу выполнили:

Ученики 2 класса МБОУ СОШ № 33

Руководитель работы:

Филенко Наталья Александровна

учитель начальных классов

Краснодарский край, Кущёвский район, х. Глебовка

06. 03. 2012 г.

Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Стал запоминать, что от чего помогает. Внимательный взгляд да хорошая память многое могут сделать. Заметить, запомнить, другим пересказать. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений. Сорок процентов всех лекарств готовятся из растений. Да и те лекарства, которые составлены из химических веществ, часто в основе имеют переработанное химией растительное сырье.

С незапамятных времен глубокой древности люди лечились растениями и не только собирали их в дикой природе, но и разводили около человеческого жилья. Мы решили провести исследование и узнать, какие лекарственные растения произрастают возле нашего дома и как можно использовать их лечебные свойства.

В поисках лекарственных растений отправимся в сад, огород, на поле.

Наша любимая ягода – малина – самое вкусное лекарство.

Заготовка: Собирают плоды летом в фазе созревания в сухую погоду, после росы. Складывают в твердую тару слоями, разделяя их ветками или листьями. Сушат при хорошей вентиляции и температуре 60-80°С. Сырье раскладывают слоем 1-3 см и часто перемешивают. Хранят в сухом месте, лучше на сквозняках, оберегая от вредителей, рыхло упаковав в мешки. Срок годности до 2 лет.

Применение в медицине: Сушеные плоды обладают хорошим потогонным свойством. Применяются в виде настоя при простудных заболеваниях, гриппе, ангине и пр.; в виде сиропа для улучшения вкуса лекарств, входят в различные потогонные сборы.

В народной медицине наряду с применением плодов малины как потогонного и жаропонижающего средства употребляют и листья, обладающие хорошим вяжущим средством, при поносе и кровотечениях.Отвар цветков малины применяют для умывания при угрях, конъюнктивитах.


Настой цветков малины: 20 г сырья заливают 200 мл кипятка, настаивают 30 мин, затем процеживают. Принимают по 1 столовой ложке 3 раза в день.

Настой плодов малины: 100-200 г сушеного сырья заливают 600 мл кипятка, настаивают 30 мин, затем процеживают. Принимают по 2-3 стакана на протяжении 1-2 ч на ночь как потогонное средство.

Настой цветков и листьев малины: 10 г цветков и 10 г листьев заливают 200 мл кипятка, настаивают 30 мин, затем процеживают.

Настой листьев малины: 10-15 г сырья заливают 200 мл кипятка, настаивают 30 мин, затем процеживают. Принимают по 1/4 стакана 3 раза в день.

Отвар листьев малины: 6-10 г сырья кипятят в 200 мл воды 10 мин, затем процеживают. Принимают по 1/4 стакана 3 раза в день.

Мазь из листьев малины: чистые свежие листья растирают, отжимают сок, размешивают с вазелином или сливочным маслом в соотношении 1:4.

Сок из плодов малины: принимают по 1/4-1/2 стакана перед едой.

На огороде мы выращиваем чеснок и лук.

Чеснок. Сильное убивающее бактерий средство, предохраняющее от инфекционных и других болезней. Легко сохраняется в луковице от осени до следующего лета.

Лук. Лечебное действие сходно с чесноком, но в более слабой степени.

Петрушка.

Применение в медицине: Препараты петрушки назначают при расстройстве пищеварения и мочеиспускания у детей, вздутии живота, диспепсиях. Высокое содержание витаминов позволяет использовать его при астенических состояниях, после операций, как профилактическое средство для сохранения зрения.
Наружно отвар петрушки показан при нарывах, ушибах, укусах комаров, пчел и ос.

Для приготовления отвара семян, травы, листьев или корней 1 столовую ложку сырья заливают 1 стаканом горячей воды, кипятят 30-40 мин, охлаждают, процеживают через три-четыре слоя марли и доводят объем до исходного. Принимают по 2 столовые ложки 3-4 раза в день до еды. Более концентрированный препарат получают при увеличении сырья в 3-4 раза.
При использовании настоя семян 1/2 чайной ложки сырья заливают 2 стаканами холодной воды, настаивают 8-10 ч и процеживают через два-три слоя марли. Принимают по 2-3 столовые ложки 3 раза в день.

СОРНЯКИ ОГОРОДОВ:

Пырей . Тот, кто ранней весной перекапывает огород, постоянно встречается с ним.

Сбор и сушка: Лекарственным сырьем являются корневища растения, которые целесообразно заготавливать в период обработки почвы. При заготовке корневищ их очищают, обмывают в воде и сушат на воздухе часто переворачивая и перемешивая.

Применение в медицине: Корневища. Отвар - как обволакивающее, мочегонное и легкое слабительное средство. В народной медицине отвар - как мочегонное, потогонное, отхаркивающее и регулирующее солевой обмен средство; при гастрите, простудных заболеваниях, трахеите, бронхите, пневмонии, гипертонической болезни, сахарном диабете; наружно (в виде ванн) - при диатезе. Настой - при ревматизме, простуде, кашле; наружно (в виде ванн, обмываний, примочек, компрессов) - при экземе, диатезах, фурункулезе, кожных сыпях. Сок - при бронхите, пневмонии, простудных заболеваниях верхних дыхательных путей, ревматизме, артритах и остеохондрозе. В виде клизм - при запорах. Корневища входят в состав грудного, мочегонного и успокоительного сборов.

Пастушья сумка тоже лекарственное растение, распространённое в нашей местности. Цветет со второй половины апреля до осени, плоды созревают с мая до осени.

Сбор и сушка сырья: В качестве лекарственного сырья используется надземная часть (трава). Сбор проводят во время цветения пастушьей сумки, в сухую погоду, после обсыхания росы, срезая траву ножом или выдергивая с корнем. Сушат пастушью сумку под навесами, разложив ее рыхло тонким слоем на бумаге или ткани. Окончание ее определяют по ломкости стеблей.

Применение в медицине: Корни. Отвар - кровоостанавливающее средство. Надземная часть. В научной медицине - при дизентерии, гастрите, кровотечениях, туберкулезе легких, малярии, заболеваниях сердца, печени, рвоте, простудных заболеваниях, нарушении обмена веществ, для лечения гнойных ран; настой - при гипертонической болезни, колитах, промывают кровоточащие раны, язы. Экстракты понижают артериальное давление, усиливает моторику кишечника, ускоряют свертывание крови. Сок - при злокачественных язвах, при поносах, ревматизме, малярии, болезнях сердца, печени, болях в костях, рвоте, нарушении обмена веществ, для лечения гнойных ран.

Лекарственные формы, способ применения и дозы: Настой травы пастушьей сумки: 10 г (2 столовые ложки) сырья помещают в эмалированную посуду, заливают 200 мл горячей кипяченой воды, закрывают крышкой и нагревают в кипящей воде (на водяной бане) 15 мин, охлаждают при комнатной температуре в течение 45 мин, процеживают. Оставшееся сырье отжимают. Объем полученного настоя доводят кипяченой водой до 200 мл. Приготовленный настой хранят в прохладном месте не более 2 суток. Принимают по 1 столовой ложке 4-5 раз в день после еды как кровоостанавливающее средство.
Отвар травы пастушьей сумки: 10 г сырья кипятят в 300 мл воды 30 мин на слабом огне, затем процеживают. Принимают по 1 столовой ложке или по 1/2 стакана 3 раза в день.

Сок из свежей травы пастушьей сумки: отжимают из надземной части молодых растений. Принимают по 1-2 чайные ложки с медом 5-6 раз в день после еды.

Лекарственное растение - Лопуха корень

Применение в медицине: В народной медицине отвары и настои корня употребляют при ревматизме, подагре, камнях в почках и мочевом пузыре. В качестве ранозаживляющего средства свежие или размоченные сухие листья прикладывают к ожогам, язвам и долго не заживающим ранам.

Мазь, приготовленную на корне лопуха (или репейное масло), применяют при лечении ожогов, при лечении хронического ревматизма и как средство от выпадения волос. Для укрепления волос настоем или отваром корней лопуха промывают через день голову.
Мазь - 75 г корня настаивают сутки в стакане подсолнечного масла, кипятят 15 минут, процеживают.
Настой - 1 ст л сухих корней, заливают 2 стаканами кипятка, настаивают 2 часа, пьют горячим по пол-стакана 3-4 раза в день.

Отвар корней лопуха прикладывают в виде согревающего компресса на больные места при ревматизме, подагре.

Возле нашего дома есть поле. Там выращивают подсолнечник .

Мы выяснили, что подсолнечник тоже является лекарственным растением. Для лекарственных целей употребляют краевые лепестковидные цветки и средней величины листья. Экстракт из них – народное средство при лихорадке. Выжатое из семян подсолнечное масло ценно как продукт питания, но оно может иметь и лекарственное значение. При ожогах помогает смесь в равных долях этого масла и известковой воды (или крепкого раствора соды).

На поле мы увидели много разных растений и, оказывается, среди них тоже есть лечебные.

Овес. Зерна, распарив, употребляют для горячих припарок, согревающих кожу, лучше, чем грелки с горячей водой.

Ромашка.

Встречается часто на пустырях. Собирают цветки цельными корзинками, без цветоножки и сушат с осторожностью, чтобы цветки не осыпались. Заваривают и настаивают как чай. Настой употребляют для полоскания горла, рта, при флюсе, для припарок и примочек и в других случаях.

Конский щавель высокий стебель с длинным стержневым корнем. Корни и плоды (в отваре) являются слабительным средством, по действию приближаясь к ревеню.

Крапива. Заготовляют и сушат листья и стебли, подвешивая небольшими пучками. Применяют крапиву при ревматических, суставных болях.

Молодые ростки крапивы берут на щи, – в них много витаминов. Надо только, обварить крапиву раза три кипятком, сливая его, чтобы удалить излишек кислоты.

Цикорий обыкновенный

Цветет с июня до осени. С лечебной целью используют корни, траву (стебли, листья, цветочные корзинки), семянки, млечный сок.
В народной медицине отвар корней и настой травы цикория употребляют внутрь как средство, повышающее аппетит и улучшающее обмен веществ, при общем упадке сил, желтухе, гепатите, желчнокаменной болезни, язвенной болезни желудка, поносах, при аллергии, экземе, диабете.
Ванны из травы используют при лечении золотухи.
Отвар корней используется в теплом виде для полоскания ротовой полости, при зубной боли, стоматитах, для полоскания горла при ангинах, прикладывается к больным суставам при подагре. Золу травы цикория, смешанную со сметаной, втирают при экземе. Свежий сок и кашица, приготовленные из надземной части растения, также используются при лечении влажной экземы, кожных сыпей, угрей и фурункулеза.
Корневище цикория, выращенное в культуре, в основном используется для заменителя кофе.
Преимущество цикория как заменителя кофе в том, что он из-за отсутствия кофеина не оказывает возбуждающего действия на нервную и сердечно-сосудистую системы. Поэтому напитки с цикорием рекомендуются при сердечно-сосудистых заболеваниях, гипертонической болезни, бессоннице, аллергических и некоторых других заболеваниях.

Способы применения:
1. 1 столовая ложка измельченного корня на 1 стакан кипятка, настаивать 2 часа, процедить. Принимать по 1/2 стакана 3-4 раза в день перед едой для улучшения аппетита, при гастрите, энтероколите, язвенной болезни желудка и как мочегонное.
2. 4 столовые ложки смеси измельченных корневищ и надземной части на 1 стакан кипятка кипятить 5 минут, настаивать 1 час, процедить. Использовать наружно для лечения кожных сыпей, угрей, фурункулов, гнойных ран и экзем. Используют для ванн при диатезе у детей, примочек и обмываний. Процедуру повторяют 2-3 раза в день. Ванну принимают на ночь.

3. Подушки из распаренной травы прикладывают к воспаленным местам 2 раза в день при интенсивных воспалительных процессах.

Зверобой. Собирают во время цветения цветки, листья, более тонкие стебельки и сушат. Заваривают и настаивают. Вяжущее и дезинфицирующее лекарство для полосканий и внутрь при расстройствах кишечника.

Чистотел растет часто в кустах, около домов под заборами; при цветении заготовляют все листья, цветы, более тонкие стебли.

Свежий сок уменьшает бородавки, дезинфицирует мелкие раны.

Подорожник – повсеместно растущее растение. Заготовляют листья, отрывая и выбрасывая основную (черешковую) толстую часть и засушивая тонкую. Настой– лекарство от кашля, а свежие листья можно накладывать на ранку, нарыв или на порез, как заживляющее средство.

Одуванчик.

Заготовка: Лекарственным сырьем являются корни одуванчика. Их заготавливают ранней весной, в начале отрастания растения (апрель - начало мая), или осенью (сентябрь - октябрь).

Выкопанные корни отряхивают от земли, моют в холодной воде. Промытые корни, разложив на ткани, подвяливают на воздухе в течение нескольких дней, а затем досушивают в сухих, хорошо проветриваемых помещениях.

Фармакологические свойства: Корни одуванчика обладают желчегонным, жаропонижающим, слабительным, отхаркивающим, успокаивающим, спазмолитическим и легким снотворным действием. Водный настой корней и листьев улучшает пищеварение, аппетит и общий обмен веществ, усиливает выделение молока у кормящих женщин, повышает общий тонус организма.

Применение в медицине: Отвар корней одуванчика: 30 г сырья заливают 400 мл кипятка, кипятят 15 мин, настаивают при комнатной температуре, затем процеживают. Принимают по 1 стакану 2 раза в день (утром и вечером) за 20-30 мин до еды.

Порошок из корней одуванчика принимают по 1,5-2,0 г 3 раза в день.

Мазь из корней и травы одуванчика: по 5-10 г измельченных корней и травы одуванчика настаивают в 50 мл растительного масла 10 ч.

Пижма обыкновенная

Сушка и сбор сырья: Лекарственным сырьем являются соцветия пижмы. Их заготавливают в начале цветения. Побуревшие соцветия заготавливать нельзя. Сушат под навесом, распределяя тонким слоем в процессе сушки 1-2 раза переворачивают. Высушенное сырье состоит из одиночных цветочных корзинок темно-желтого цвета в серо-зеленой обертке, без цветоножек, при растирании своеобразного камфорного запаха, горько-пряного вкуса.

Применение в медицине: Надземная часть. В народной медицине - при гастритах, колитах, гепатитах, холециститах, гипотонической болезни, нервном возбуждении, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки с пониженной кислотностью желудочного сока; наружно - промывают гноящиеся раны; отвар внутрь - при гастритах, колитах, гипотонической болезни; наружно - промывают долго незаживающие раны, язвы, делают компрессы при подагре, ревматизме, вывихах, ушибах.

Лекарственные формы, способ применения и дозы: Цветки пижмы выпускаются в упаковках по 100 г. Готовят в виде настоя: 1 столовая ложка сырья на 200 мл кипятка. Принимают по 1 столовой ложке 3 раза в день в качестве противоглистного, а также как желчегонное средство.

Настой травы пижмы: 20 г измельченного сырья заливают 200 мл кипятка, настаивают 4 ч, затем процеживают. Принимают по 1 столовой ложке 3-4 раза в день.

Отвар травы пижмы: 20 г сырья кипятят в 200 мл воды 5 мин, настаивают 30 мин, затем процеживают. Принимают в теплом виде по 1/2 стакана 3 раза в день
Настой семян пижмы: 5 г сырья заливают 200 мл кипятка, настаивают 1 ч, затем процеживают. Принимают по 1 столовой ложке 4-5 раз в день.

Отвар цветков пижмы: 20 г цветков, 2-3 зубка чеснока кипятят в 400 мл молока на слабом огне 5-10 мин, затем процеживают. Применяют для клизм при глистах.

Порошок из цветков пижмы принимают по 3 г 2-3 раза в день, размешивая с медом или сахарным сиропом.

Шалфей

Действие и применение. Обладает бактерицидными свойствами.

Настой из 20 г сырья на 200 мл воды по 2-3 столовые ложки 3 раза в день назначают при бронхитах, желудочных и кишечных воспалениях, поносе, метеоризме, воспалении печени и желчного пузыря. Противопоказан при воспалениях почек и сильном кашле.

Такой же настой применяют для полоскания при воспалительных процессах полости рта и горла, анги­нах.

Тысячелистник обыкновенный

Применение: противовоспалительное, антиаллергическое и ранозаживляющее действие.
Тысячелистник повышает свертываемость крови.
Тысячелистник используют при кровотечениях из носа, десен и ран различного происхождения.

Наружно настой травы применяют при выпадении волос.

Способы применения:

    Настой из цветов тысячелистника. 2 ст. л. травы залить в термосе 2 стаканами кипятка. Настаивать в течение 1 часа, процедить, отжать. Принимать 3-4 раза в день по 1/2 стакана за полчаса до еды. Лекарство очень горькое!

    Настойка сока тысячелистника на растительном масле (в соотношении 1:10) для наружного применения.

    Жидкий экстракт тысячелистника продается в аптеках. Его можно приготовить в домашних условиях. Настой тысячелистника кипятить до уменьшения объема в 2 раза.

Мята перечная - одна из старейших известных лекарственных трав - высоко ценилась в Древней Греции и Риме. Считалось, что мятный запах поднимает настроение, улучшает работу мысли, поэтому так популярны венки из мяты.

В народной медицине мята применяется при повышенной кислотности, несварении желудка, отрыжке, при бессоннице, неврозах. Наружно мята используется как освежающее, антисептическое средство для полоскания полости рта и для купания маленьких детей, страдающих рахитом, золотухой.

Плоды черемухи. Плоды называют обычно ягодами. Но это костянка, как у вишни или сливы. Черные плоды собирают в августе, сушат на умеренном жару, хранят в сухом месте; заваривают и настаивают как чай.

Отвар – лекарство для закрепления при расстройстве кишечника; часто – в смеси с отварами черники, ольховых шишек. Косточки не раскалывать и не раскусывать – зернышко ядовито.

Липовый цвет. Липа цветет в июле; период цветения продолжается недели две. Собирают цветы, срезая сразу весь зонтик с прицветником – летучкой. Сушат цветы на воздухе, оберегая от яркого солнца. Насыпают тонким слоем, не толще как в два – три ряда. Хранить в сухом месте в коробках.

Заваривают и настаивают как чай уже перед употреблением. Пьют при простуде. Этот настой употребляют горячим на ночь, как потогонное лекарство. Применяют и как полоскание для рта и горла.

Плоды боярышника . Собирают красные плоды без плодоножек, сушат на солнце или на небольшом жару. В аптеках готовят экстракт; употребляется как сердечное лекарство по назначению врача.

Листья барбариса. Сушат. Употребляют отвар как кровоостанавливающее средство.

Сосновые почки . Срезают их очень ранней весной, когда станет заметной на концах ветвей мутовка почек, и сушат.

Отвар употребляют при кашле и как дезинфицирующее средство.

Ландыш. Заготовляют все растение: листья, цветочные стрелки, цветы. Листья надо брать до цветения растения. Их сушат быстро, охраняя от яркого солнечного света. Высушенную «траву» можно для удобства хранения измельчить.

Сердечное лекарство, усиливает работу сердца.

Девясил высокий.


В качестве лекарственного сырья используются корневища и корни девясила.

Применяют в форме отваров как отхаркивающее средство при заболеваниях дыхательных путей, рекомендуется для лечения желудочно-кишечных заболеваний. Из корневищ и корней получают препарат аллантон, используемый для лечения язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. Используется как пряность.

Шиповник

О лекарственном применении плодов, листьев, цветков, корней шиповника известно очень давно. Его плоды оказались настоящей сокровищницей витаминов: по содержанию аскорбиновой кислоты плодам шиповника нет равных. Поэтому и в народной, и в научной медицине они используются прежде всего как поливитаминное средство при весенних гиповитаминозах, для профилактики инфекционных заболеваний, для поддержания сил у истощенных больных, а также в качестве мочегонного, желчегонного, ранозаживляющего средства. Готовят настой, порошок, сироп, варенье, джем, компоты, кисели, плоды маринуют.

Плоды шиповника используют в пищу. Из лепестков цветков варят ароматное варенье, сушеные лепестки добавляют в чай. На Кавказе употребляют в пищу молодые побеги. Плоды некоторых видов применялись для окраски тканей. Цветки шиповника охотно посещаются пчелами, а плоды - любимый корм многих птиц. Многие виды очень декоративны - их высаживают в садах, парках.

Наступила весна, хочется радоваться жизни, но наше самочувствие оставляет желать лучшего. Чувствуются общее недомогание, сонливость или, наоборот, раздражительность, обостряются многие хронические заболевания. Скорее всего, организму просто не хватает витаминов. Как восполнить их недостаток? Наиболее важными источниками витаминов являются: картофель, капуста, морковь, свекла и яблоки. В них много витамина С. фолиевой кислоты, бета-каротина. Пополнить свои витаминные запасы вы сможете, если будете употреблять различные ягодные морсы, например из клюквы, смородины, или готовить отвар из шиповника Они содержат в себе больше витаминов, чем другие "весенние" овощи и фрукты, не подвергавшиеся тепловой обработке.

Промыть в холодной воде 20 г сухих плодов шиповника, запить 0,5 л кипятка, кипятить на водяной бане при закрытой крышке 10 минут, настаивать ночь в термосе и процедить. Пить по 0,5 стакана 3 раза в день. Можно добавить сахар или мед. Хранить в холодном месте не более 2 дней.

Все дело в том, что это растение - самая настоящая фабрика витамина С. В шиповнике коричном аскорбиновой кислоты в 10 раз больше, чем в черной смородине, в 50 раз больше, чем в плодах лимона, и в 100 раз больше, чем в яблоках. Всего 5-10 г ягод шиповника способны удовлетворить суточную потребность человека в витамине С.

Вообще это такое удивительно растение, у которого целебными являются все части: цветки, листья, стебли, кора, плоды, семена и корни. Причем лепестки, листья и стебли накапливают наибольшее количество ценных веществ в период цветения.

Насморк .
Скрутите марлевые тампоны, пропитайте их маслом шиповника (рецепт 1). Введите в нос марлевые тампоны на несколько минут. Процедуру следует проводить не реже 2 раз в день.

Повышенное давление .
Мажьте маслом шиповника, приготовленного по рецепту № 2, виски, основание затылка, лоб.

Шершавая кожа .
Делайте ванны с маслом шиповника, приготовленного по рецепту № 2. На ванну воды - 3-5 капель масла.

Облепиха

Заготовка: Лекарственным сырьем служат плоды, листья и семена. Заготавливают их зимой, когда они теряют горечь и терпкость. Хранят в холодном месте.

Применение в медицине: Настой и сок ягод облепихи употребляют при недостатке витаминов, малокровии и болях в желудке. Настой листьев - при ревматизме и подагре. Отвар семян - хорошее слабительное средство. В косметике отвар плодов и веток используют при выпадении волос и облысении.

Из плодов добывают облепиховое масло, обладающее большой лекарственной и биологической активностью. Облепиховое масло продают в аптеках. Но его можно приготовить и в домашних условиях. Сначала из зрелых плодов облепихи отжимают сок. Оставшуюся мезгу сушат и перемалывают на кофейной мельнице или в ступке. Затем заливают ее подсолнечным или оливковым маслом в соотношении 1:1,5 (по отношению к массе). Настаивают 21 день при комнатной температуре, периодически взбалтывая. Затем отстаивают и осторожно сливают жидкую часть. Масло готово к употреблению. Облепиховое масло обладает ранозаживляющими, противовоспалительными, бактерицидными и обезболивающими свойствами. Облепиховым маслом успешно лечат ожоги и отморожения, экземы, лишаи.

При облысении и выпадении волос полезно есть облепиху или пить вместо чая отвар из молодых веточек. Этот же отвар рекомендуется втирать в кожу головы.

При язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки облепиховое масло пьют по чайной ложке 3 раза в день.

Для лечения анемии, авитаминозов, при истощении принимают настои и отвары листьев облепихи. Заваривают как чай.

Масло облепихи эффективно при лечении гайморитов. Пить по 1/2 чайной ложки 3 раза в день или использовать для смазывания миндалин.

В косметике используют мякоть плодов, сок и масло облепихи.

Кашицу из плодов смешать с яичным желтком или свежей сметаной. Наложить на лицо в виде маски на 15 минут. Такие маски рекомендуются для сухой и нормальной кожи. Количество процедур - 10-12.

Облепиховое масло входит в состав кремов, эмульсий, лосьонов, шампуней в качестве смягчающего, тонизирующего и питательного средства.

А эти лекарственные растения мы вырастили самостоятельно:

Календула.

Применение в медицине: Цветки: настой, настойка (внутрь) - при гастрите, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, колита, заболеваниях печени, болезнях селезенки;

при гипертонии, сердечных заболеваниях, сопровождающихся сердцебиением, одышкой, отеками;

наружно (в виде полосканий) - при болезнях полости рта (молочница у детей), при воспалительных заболеваниях верхних дыхательных путей, ангинах;

Настойка, настой, мазь - как противовоспалительное и ранозаживляющее средство при ушибах, ссадинах, мелких ранах, ожогах, обморожениях, фурункулах, угрях.

Растение применяется в гомеопатии.

Лекарственные формы, способ применения и дозы:
Настой цветков календулы: 20 г (2 столовые ложки) сырья помещают в эмалированную посуду, заливают 200 мл горячей кипяченой воды, закрывают крышкой и нагревают в кипящей воде (на водяной бане) при частом помешивании 15 мин, охлаждают 45 мин при комнатной температуре, процеживают, оставшееся сырье отжимают. Объем полученного настоя доводят кипяченой водой до 200 мл. Приготовленный настой хранят в прохладном месте не более 2 суток. Принимают в теплом виде по 1-2 столовые ложки 2-3 раза в день.
Мазь "Календула". Применяют при ожогах, порезах, трещинах губ, при ушибах.


Сок календулы: отжимают из цветочных корзинок и язычковых цветков растений. Принимают по 20-40 капель со столовой ложкой меда на стакан молока 2-3 раза в день до еды. Наружно применяют в разведении 1:2 или 1:3.

Мазь из календулы: смешивают 10 г измельченных в порошок цветков с 50 г вазелина.

Алоэ


В народной медицине свежий сок алоэ применяют для лечения невралгий, радикулитов, головных болей, ожогов, нарывов, экземы, пародонтозов, стоматитов и т.д. Чтобы приготовить водный настой алоэ, листья растения пропускают через мясорубку, добавляют пятикратный объем воды, настаивают в течение часа, кипятят 2-3 минуты и процеживают. Водным настоем делают примочки при заболеваниях кожи, полощут рот и гортань при воспалительных процессах и пьют по 1 чайной ложке 2-3 раза в день при заболеваниях желудочно-кишечного тракта.

Для получения сока в домашних условиях боковые побеги двух-четырехлетнего растения выдерживают 8-12 дней при температуре 6-8°С в овощной камере холодильника. После этого листья тщательно промывают кипяченой водой, измельчают, отжимают и фильтруют через несколько слоев марли. Полученный таким образом сок кипятят в течение 3 минут. Можно принимать также свежеотжатый сок.

При истощении применяют следующий рецепт: сок алоэ - 100 мл, ядра грецкого ореха - 100 г, мед пчелиный - 100 г, лимонный сок - 100 мл. Смесь тщательно перемешивают и принимают по 1 десертной ложке за полчаса до еды. Можно готовить эту смесь без лимонного сока, а принимать в такой же дозировке.

При истощении помогает еще одна смесь на основе алоэ: Сок алоэ - 200 мл, мед пчелиный - 300 г, вино красное сухое - 350 мл. Смесь выдерживают в течение недели в темном месте при комнатной температуре. Принимают по 1-2 чайные ложки 3 раза в день за 20-40 минут до еды.

Каланхоэ

Применение в медицине: Соком каланхоэ полощут рот при воспалении десен и слизистой оболочки рта, лечат хронический тонзиллит, воспаление век, заболевания глаз. Используется в зубоврачебной практике, в хирургии.

Лекарственные препараты:
Из сока готовят мазь каланхоэ следующего состава: 40 г сока каланхоэ, 0,25 г фуразолидона, 0,25 г новокаина, до 100 г ланолина безводного. Мазь хранят при температуре не выше 10°С, в защищенном от света месте. Перед употреблением его подогревают до 37 °С или выдерживают в течение 0,5 ч при комнатной температуре.

Растение неприхотливо, хорошо растет в домашних условиях, давая сочные листья, которые в народе используют с лечебными целями как наружное и внутрь при заболеваниях пищеварительной системы.

Таким образом, проведя исследование, мы пришли к выводу, что в нашей местности произрастает очень много лекарственных растений. Зная об их лечебных свойствах и противопоказаниях можно не покупать дорогие лекарства в аптеке, а лечить многие болезни народными средствами.

Экологический проект «Живая аптека»

Актуальность.

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дошкольники испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить ее, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами. Экологическое воспитание надо рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание. Формируя гуманные отношения к природе, главное, чтобы дошкольник понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, его будущем. Беседуя с детьми на тему растений, мы увидели, что дети имеют недостаточный уровень знаний по теме «Лекарственные растения». В ходе работы с родителями, выявили, что многие из них плохо разбираются в многообразии целебных растений. Поэтому был разработан экологический проект «Живая аптека».

Цель проекта:

уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях;

выяснить какие из них растут в данной местности;

закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека.

Задачи:

Развивать поисковую деятельность детей: - способность к определению задач на основе поставленной проблемы; - умение планировать этапы своих действий; - аргументировать свой выбор;

Побуждать интерес к предлагаемой деятельности;

Развивать аналитическое мышление (поисковая деятельность в ходе решения проблемы) ;

Приобщать детей к процессу познания;

Расширить знания о разнообразии и пользе лекарственных растений;

Вызывать у детей эмоциональный отклик на красоту растений;

Формировать бережное отношение к природе, желание заботится о растениях. Активизировать словарь по теме.

Предполагаемый результат:

Проявление интереса детей и умение оперировать знаниями, работать в коллективе.

Сформированность элементарных представлений детей о видах и значении в жизни человека лекарственных растений.

Осознание многостороннего значения природы, приобретение детьми навыков бережного, созидательного отношения к окружающему миру.

Участие в проектной деятельности как способ удовлетворения познавательной активности, выражения и развития творческих способностей.

Освоение родителями некоторых педагогических приёмов, необходимых в семейном воспитании; умение объективно оценивать возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнёрами.

Краевой конкурс "Семейные экологические проекты"

Номинация "Живая аптека"

Тема "Зелёные лекари"

Участники проекта:

Процко Анастасия Алексеевна, 6 лет, логопедическая группа N° 2 "Ромашка" МАДОУ N° 1 "Сказка".

Мама - Процко Ирина Николаевна.

Руководитель работы: Кузнецова Ольга Борисовна - воспитатель МАДОУ N° 1

г. Приморско – Ахтарск.

1. Актуальность темы.

2. Задачи.

3. Ожидаемый результат.

4. Объект исследования.

5. Методы исследования.

6. Длительность

7. Модель организации деятельности ребёнка и родителей

8. Результаты.

9. Приложения:

1. Стихи, загадки.

2. Этапы работы и наблюдений за растениями.

3. Альбом "Живая аптека"

4. Альбом "Аптека на подоконнике"

5. Консультации для родителей.

6. Художественное творчество ребёнка.

Актуальность темы.

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование экологической культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. И первые основы экологической культуры должны быть заложены в детстве. Уже с дошкольного возраста необходимо формировать у детей представления о лекарственных растениях родного края, которыми так богата природа нашего Краснодарского края.

Здесь можно встретить такие растения как тысячелистник, цикорий, зверобой, одуванчик и другие травы. Многие растения занесены в Красную книгу. Но всё меньше остаётся нетронутых уголков природы, нераспаханных земель. Как же приучить детей беречь и охранять природу, рационально использовать её богатства.

Наблюдая и рассматривая растения в саду, огороде, парке мы с мамой узнали, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах, условиях правильного сбора. Поэтому мы решили включиться в экологический проект, который так и назвали "Зелёные лекари".

Мотив выбора темы исследования, значимость исследования для окружающих заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в том, что доступно для наблюдения и изучения, не требует особых усилий и затрат. Лекарственные травы, которые есть в лесах, на полях нашего Приморско – Ахтарского района, в каждом доме (в саду, огороде), известны и знакомы, непознанные и таинственные!

Задачи:

Данный проект рассчитан для детей старшего дошкольного возраста и нацелен на решение следующих задач:

1. Сформировать у детей понятия о лекарственных растениях (как выглядят, где растут, каковы их лечебные свойства).

2. Учить узнавать растения по описанию и внешнему виду, называть их.

3. Закреплять у детей знания о том, что для роста и жизни растениям необходимы: свет, влага, тепло.

4. Сформировать представления о пользе лекарственных растений и их роли в жизни человека.

5. Воспитывать устойчивый интерес, любовь и бережное отношение к растениям.

6. Ввести понятие "Лекарственные растения", познакомить детей с сортовым разнообразием

Ожидаемый результат:

1. Сформированные знания о лекарственных растениях и потребности в их применении при необходимости.

2. Навыки использования этих растений в лечебных целях,

3. Умение обобщать собственный опыт исследовательской работы в творческой деятельности

4. Бережное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека

Объект исследования.

Какие полезные растения растут вокруг нас (комнатные растения, растения в огороде, в поле, на участке в детском саду).

Рост и развитие лука, редиса.

Как влияет употребление лука, чеснока и настоя шиповника в зимний период на организм человека.

Работа над проектом началась с модели трех вопросов:

1. Что мы знаем, что хотим узнать, где это можно узнать?

2. Что мы знаем? ("Щавель люди едят, чтоб быть сильными", "В луке много витаминов". "Мне мама говорила, что лопухом можно остановить кровь".)

3.Что хотели бы узнать ("Какие растения помогают, чтоб глазки хорошо видели", "Зачем мама меня заставляет, есть малину или клюкву когда я болею", "Как зимой можно вырастить лук", "Как можно есть семена шиповника".

Методы исследования.

1.Совместная практическая деятельность ребёнка и взрослого (подготовка почвы для посева, посев редиса, лука)

2. Наблюдение (в повседневной жизни и был организован цикл наблюдений за луком и редисом в разные отрезки времени). Наблюдение было направлено на познание и практическое преобразование (осмотр объектов, заполнение дневников наблюдения)

Вариативная модель организации деятельности ребёнка и родителей.

1. Сбор литературы о лекарственных растениях: стихи, загадки.

2. При подготовке к организации наблюдений выделить объекты для изучения и долгосрочного наблюдения.

3. Опытно-экспериментальная деятельность: "Строение растений" "Размножение, рост, развитие редиса, лука". "Как заварить целебный чай"

4. Работа над альбомом "Живая аптека"

5. Консультации для родителей группы.

6. Работа над альбомом "Живая аптека на подоконнике" .

7. Художественно-творческая деятельность: рисование совместно с ребенком лекарственных растений.

Результаты исследования:

1. Выпущены совместный альбом "Живая аптека".

2. Мы узнали, как растет и развивается редис и лук.

3. Мы сделали вывод, что если употреблять в зимний период лук, чеснок, пить чай с шиповника - мы станем меньше болеть.

4. Познакомили родителей группы "Ромашка" с лекарственными растениями.

По итогам выполнения исследовательской работы мы сделали для себя следующие выводы:

  • в природе нет ничего, что не было бы лекарством;
  • сила трав очень велика.

К траве предъявляются несколько требований:

  • должна вырасти в хорошем месте;
  • должна быть собрана вовремя;
  • должна быть правильно и хорошо высушена.

Обсуждение результатов.

Сравнив полученные результаты и сделав вывод, что растения могут укрепить наше здоровье, полезные растения окружаю нас и в помещении и на улице, мы решили продолжить работу по теме, а как же мы можем помочь растениям (провести ряд исследований по влиянию ухода на жизнь и развитие растений), вырастить лекарственные растения на огороде, обеспечить уход за ними в летний период.

Информационные ресурсы

1.В.К. Лавренов "Полная энциклопедия лекарственных растений"

2.Н.В. Казаринова "Здоровье дарят комнатные растения"