Школьная энциклопедия. Эклектика стиль в архитектуре

Стиль Эклектика, архитектурный стиль Эклектика (конец XIX в.)

Стиль эклектика (от греческого ekiektikos - способный выбирать, выбирающий) - соединение разнородных художественных элементов; обычно имеет место в периоды упадка искусства. Одновременно с неоренессансом в архитектуре второй половины XIX в. развивалась тенденция широкого использования форм различных стилей прошлого, начиная с романского и кончая стилем барокко. Возникший таким образом стиль эклектика кроме всего прочего выполнял основное требование общества конца XIX в., заключавшееся в стремлении к максимальной, даже показной парадности общественных зданий, в которых над классическими строительными материалами и способами решения интерьеров начинают преобладать их имитации, богатые лепные украшения и другие декоративные формы. Постройки такого рода, только иногда достигавшие высокого художественного уровня, стали характерны для целых архитектурных комплексов и новых жилых кварталов, которые с необычайной быстротой возникали в конце XIX в. во всех крупных городах Европы.

Элементы эклектизма заметны, например, в позднем древне-римском искусстве, комбинировавшем формы, заимствованные из искусства Греции, Египта, Передней Азии и др. К эклектизму тяготели представители болонской школы, которые полагали, что смогут достичь совершенства, соединяя лучшие, по их мнению, стороны творчества великих мастеров Возрождения.

В истории искусства наиболее заметное место занимает эклектизм архитектуры середины-2-й половины 19 в., чрезвычайно широко и зачастую некритически использовавшей формы различных исторических стилей (готики, ренессанса, барокко, рококо и др.); характерно, однако, что этот архитектурный и оформительский эклектизм с его "свободой выбора" архитектурных и орнаментальных мотивов оказал значительное влияние на становление целостного в своей сущности, но питающегося из самых разнообразных источников стиля "модерн".

В сфере изобразительного искусства эклектизм наиболее типичен для салонного искусства. Широкое расппостранение эклектических тенденции получили в западно-европейской и американской культуре с середины 20 в. в связи со становлением постмодернизма и модой на "ретроспективизм" художественного оформления, копирующий те или иные стилистические направления прошлого (в том числе и эклектизм 19 в.).

Конец XIX в., характеризуемый эклектизмом, одновременно был периодом интенсивного развития металлических конструкций и их использования в архитектуре. В этом важную роль сыграла так называемая Чикагская школа, которая заложила основы использования металлического каркаса в многоэтажных торговых и административных зданиях. Возникновение Чикагской школы, которая была в конце XIX в. единственным центром прогрессивных идей в бездушном эклектическом подражательстве, характерном для американской архитектуры, было стимулировано интенсивным строительным бумом, наступившим в 1870 г. в Чикаго после Великого пожара. Основателем школы был Уильям ле Барон Дженней, который запроектировал первый небоскреб - здание страховой компании «Хоум Иншуренс Компани» (1883 - 1885). Первым небоскребом с металлическим каркасом считается постройка, осуществленная Л. С. Буффингтоном (1880), хотя каркас и остался спрятанным за массивным каменным фасадом. Прогрессивный характер носила другая постройка Дженнея, получившая название «Лейтер» (1889), которая сдержанностью форм и конструктивным растром на фасаде выразила основные архитектурные принципы Чикагской школы. Своей вершины они достигли в работах Д. Рута, а особенно Л. Салливена, автора 12 - этажного универсального магазина «Карсон, Пири и Скотт» (1899), главным архитектурным элементом которого стало горизонтальное трехстворчатое окно. Регулярно расположенные, такие окна придают фасадам характер решетки. Вызывающая удивление «современность» архитектурного облика чикагских небоскребов порождена главным образом необходимостью получить хорошо освещенные интерьеры, освободить внутреннее пространство от массивных конструктивных элементов и тем добиться функциональной универсальности планировки.

Влияние Чикагской школы на дальнейшее развитие американской архитектуры было подавлено новой вспышкой историзма и академизма, поддержанных в архитектурных решениях Всемирной выставки в Чикаго в 1893 г. Принципы Чикагской школы еще изредка находили отражение в работах ее учеников.

Характерные черты стиля эклектика

Сдвинулись границы между различными видами творчества. Архитектура стала ближе скульптуре, а скульптура переняла тектонические принципы архитектуры. На смену простому соединению архитектуры и изобразительного искусства снова пришел их синтез, который за неполных два десятилетия своего существования обозначил образ наступающей эпохи. Архитектура необычайно ярко выразила ощущения времени - мира развитой техники и уходящего исторического романтизма. Она стала предвестником интеграции искусства техники и функции на более высоком уровне их развития, поэтому в ней так тесно переплелись технические и функциональные аспекты с художественными.

Переход к современной архитектуре характеризовался богатством ее внутренней дифференциации, в процессе которой можно выделить два этапа, которые органически переплелись и не имеют точной границы ни в архитектуре отдельной страны, ни в произведениях отдельного архитектора. Для первого этапа развития было особенно характерно идейное расхождение с историзмом, последствия которого сказались на архитектуре XX в. Случаи периодического возврата к принципам свободного творчества показывают, что архитекторы всеми возможными способами стараются добиться убедительности образа своих произведений. Второй этап был представлен уже стремлением однозначно ориентироваться на функциональную логику архитектуры, что означало коренное изменение ее конструктивных и художественных принципов.

Несмотря на «многостилье», стиль эклектика тяготел к созданию больших городских ансамблей в «русском» или «европейском» стилях (Красная и Лубянская площади, застройка Китай-города). Современный облик исторической части Москвы во многом сформирован эклектикой, основные принципы которой соответствовали требованиям укрупнившегося масштаба застройки. «Фасадная» архитектура стиля эклектика, несмотря на некоторую дробность и монотонную повторяемость деталей, придала фронтальной поверхности зданий большую рельефность и живописность. Большое внимание уделялось градостроительной роли крупных зданий, выразительности их силуэта, который заканчивался эффектными, издалека заметными куполами или островерхими покрытиями с гребнями. Характерной особенностью застройки Москвы 1870-90-х гг. стало появление монументальных, представительных, нередко перегруженных декором, иногда причудливых и вычурных по своим формам зданий, тем не менее достаточно органично «вошедших» в структуру города (Государственный банк на Неглинной улице, архитектор К.М. Быковский, 1893-95; Международный торговый банк на Кузнецком мосту, архитектор С.С. Эйбушитц, 1898; Сандуновские бани, архитектор Б.В. Фрейденберг, 1894-95). Для общественных зданий и особняков эклектики характерна отделка интерьеров в различных «исторических стилях» (классицизм, неоготическом, «мавританском» и др.).

Стиль эклектика становится стилем в интерьере, если он спроектирован по принципу сочетания не более двух-трех стилистических типов, объединенных цветом, текстурой, архитектурным решением, разнородными, принадлежащими разным стилям мотивами, в едином стилистическом подходе. Талант дизайнера объединяет их в цветовом, архитектурном решении. Используются комбинации предметов, мебели различного времени и происхождения.

30-50 годы 19 века в Русской архитектуре стали временем разложения классицизма и оформления новых принципов эклектики. Симптомом упадка стиля явилось низведение ордера до уровня декоративных форм, потеря чувства пропорции за счет стремления к грандиозности. Это стало особенно ощутимо при возведении по проекту Монферрана Исаакевского собора в Петербурге.

Он строился в течении 40 лет 1818 по 58 год и стал самым высоким зданием России того времени, в нем сочетается классицизм с элементами итальянского ренессанса. Следствием новых тенденций стало распространение неостилей. Одним из инициаторов необарроко был Петербургский дворец Белосельски-Белозерских. Формы ренессансного палаццо, в здании архитектра Ефимова на Исаковской площади. Также в оформлении Московского вокзала по проекту Тонна.
Одним из самых заметных в составе неостилей был русско-византийский стиль, получивший развитие в неколаевское царствование.


Родоначальником этого стиля выступает архитектор Тонн. По его проектам были выстроены Большой Кремлевсий дворец и здание оружейной палаты, в которых причудливо сочетается регулярность планировки классицизма с декоративными мотивами древнего русского зодчества. Наиболее

помпезные формы этот стиль преобретает в культовых постройках, ориентирующихся на тип больших соборов 15-16 веков(Храм Христа Спасителя в Москве).
Во второй половине 19 века господствующим направлением была Эклектика. Стиль характеризуется произвольным соединеним элементов различных стилей, смешением исторических стилей. Одной из разновидности эклектики был псевдорусский стиль.
Его историзм связан с увлечение древнерусским зодчеством, народным декоративным искусством, резьбой, вышивкой. К числу наиболее известных построек относится Теремок в подмосковном Амбрамцеве, имитирующее деревянную избу.

Вскорее этот стиль получил широкое распространение и официальную санкцию под лозунгом возрождения национальных форм в Архитектуре. Из деревянной он был перенесен в каменную архитектуру. Фасады зданий украсились мраморными полотенцами и кирпичными вышивкой. Особенно популярны были шатры и узоры 17го века. Характерным примером подражания формам древнерусского зодчества является церковь Воскресения в Петербурге (Спас на Крови) архитектора Фарланда. К концу века вырабатывается стереотип здания национальных форм. Например здание исторического музея в Москве (). Здание Городской думы (архитектор ), верхние торговые ряды (Помиранцев). В этих зданиях наблюдается противоречие между национальными логичными планами и перенасыщенными пышным декором фасадами, что является типичным проявлением Эклектики. В архитектуре применяются новые материалы. Стекло, бетон. Возводятся здания железнодорожных вокзалов. Например Балтийский вокзал. И главным становится функция здания. Также строится торговые пассажи (в Петербурге между Невским проспектом и
Итальянской улицей). В комплексе с пассажем иногда возводились небольшие театры.

Основными отличительными чертами стиля эклектика являются функциональность и компактность, заимствованные у превосходного, отличающегося романтичностью и легкостью, стиля начала XX столетия, имеющего название модерн.

При наполнении помещений, выполненных в стиле эклектика, мебелью выбираются предметы интерьера из нескольких стилей, объединенных цветом и фактурой, а также архитектурное решение и текстура. Кроме того, нередко можно встретить в помещениях, выполненных в стиле эклектика, смешение нескольких исторических стилей, среди которых можно перечислить рококо, ренессанс, классицизм и ампир зачастую даже в одном самом, казалось бы, незначительном изделии.

Декор считается одним из самых важных элементов помещений в стиле эклектика. Форма предметов интерьера отличается динамичностью, а также сопровождается резьбой по дереву. Украшения, используемые при декорировании помещений в стиле эклектика, отличаются закрученностью и изогнутостью.

Очень интересна мебель в эклектичном стиле, имеющая динамичные формы, украшенная резьбой по дереву. Ажурные спинки кресел, узоры в виде завитков придают декоративность эклектичной мебели. Вся мебель, выполненная в стиле эклектика, производит впечатление декоративной мебели, так как имеет точеные ножки и превосходную стеганую обивку.

В целом, это очень уютный стиль. Для обработки стен здесь применяют обои, керамическую плитку; на пол можно положить ковер, паркет. Цветовая гамма разнообразна.

Шторы в стиле эклектика тоже имеют свои неповторимые особенности. Все воображение можно направить на нетрадиционное сочетание моделей и рисунков тканей. Перья, стразы, рюши, клепки на глянцевых атласных, бархатных и шелковых поверхностях. Густота складок, драпировок, наличие лент, шнуров варьируется и сочетается в таких шторах. Если вы полны оригинальных идей, в эклектичном интерьере можете реализовать их сполна.

Кроме того, очень часто для удобства пользования и экономии пространства в стенах выполняются ниши или встраиваются вместительные и удобные современные шкафы-купе. Удобство – это одно из самых важных качеств, которое должно соблюдаться при оформлении помещений в великолепном стиле интерьера эклектика.

Потолок, выполненный в стиле эклектика, может быть как одно-, так и двухуровневым. Кроме того, такой прием визуально расширяет пространство комнаты. Нередко при оформлении потолков и стен помещений в стиле эклектика используются лепнины и другие декоративные элементы, призванные наполнить дом атмосферой тепла, уюта, благородной роскоши и комфорта.

Считается, что это становится стилем только тогда, когда все участвующие в этом предметы интерьера объединены некой общей идеей; тогда может возникнуть ощущение чего-то целого и разобщенности не будет. Здесь очень сложно уйти от большой субъективности при определении этого стиля, но можно выделить несколько простых рекомендаций.

Во-первых, при совмещении нескольких разных течений необходимо ограничиться двумя (максимум – тремя) направлениями, и тогда можно сделать такую эклектику гармоничным сочетанием и, скорее всего, удастся избежать ощущения перегруженности. Становится возможным сделать так, что интерьер будет «звучать», как хорошая музыка, в которой есть тема, неброские акценты и простая, несложная гармония.

Хорошо выполненный эклектический декор интерьера выглядит так, будто все его детали искусно и тщательно собирались на протяжении многих лет. Здесь этому стилю нужны какие-то объединяющие элементы, чтобы предметы не выглядели беспорядочно собранными вместе, и в качестве такого элемента очень хорошо работает цвет. Нейтральные цветовые решения или простые природные цвета особенно подходят для этих целей; приглушенные оттенки помогут смягчить беспорядочность линий и фактур, характерную для эклектики.

Эклектика и историзм

Механическое соединение различных стилей либо использование стилевых форм одной эпохи в качестве формального языка другой, более поздней эпохи составляет сущность эклектики. Поскольку формальные элементы заимствуются из исторических стилей, то наряду с понятием эклектики существует и термин историзм.

Начиная с середины 19 века темпы развития капитализма стремительно повышаются. Налаживается массовое производство товаров, развитие техники и экономики вносит радикальные изменения в общественную структуру и социально-бытовые условия жизни людей. Осваиваются новые материалы и технические приемы; новые потребности могли бы вызвать к жизни и новые формы, однако неспособность эпохи к самостоятельному художественному формообразованию вынуждала ограничиваться обновлением старых стилей.

Во второй половине века наблюдаемое повсюду стремление создать непременно «новое» лишь мешало органическому поступательному развитию искусства. Стремительно развивающаяся индустриальная техника несла гибель миру уникальных художественных форм старых, благородных ремесел.

После июльской революции в Париже (1848 г.) в мебели наблюдается возвращение к формам рококо. Это второе рококо, иначе называемое во Франции «стилем Людовика-Филиппа», а в Англии «ранним стилем королевы Виктории», характеризуется массой накладных резных украшений и сильно изогнутыми формами ножек с глубокими, но мягкими профилями и выемками. В обивке мебели этой эпохи ситец и репс заменяются бархатом и плюшем с отделкой из бахромы. Из материалов употреблялись дуб, липа, береза, ясень и орех. Последней стадией этого увлечения рококо явился так называемый «стиль второй Империи» или «стиль Наполеона 3», соответствующий в России последнему периоду николаевского ампира в работах Гамбса-сына. Позднее, между 1850 и 1895 гг., в мебели, изготовляемой в это время, происходит повторение различных исторических стилей мебели.

Название «эклектика» произошло от греческого εκλεκτός, «избранный, отборный». Эклектизм в архитектуре - направление в архитектуре, доминировавшее в Европе и России в 1830 - 1890-е гг. В зарубежной терминологии носит название - романтизм (для второй четверти XIX века), Beaux-Arts (боз-ар) (для второй половины XIX века) и историзм (в современном мире). Характеризуется смешением различных «исторических» стилей, таких как неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика, неомавританский стиль, неовизантийский стиль, псевдорусский стиль, индо-сарацинский стиль.

История возникновения эклектики

В начале прошлого века авангардисты в попытках создать что-то новое все время «натыкались» на то, что уже когда-то кем-то было создано раньше и отражалось, например, в древнейших культурах Китая или Индии, шумерских манускриптах или скульптурах Месопотамии.

И стало понятно, что, если пойти по пути некоторого заимствования и совмещения уже существующего, можно создать что-то новое и интересное. Современный арт-дизайн смешивает западное и восточное, старое и новое - арт-деко с хай-теком и этно, то есть интерьеры начала третьего тысячелетия по стилистическому составу чрезвычайно многокомпонентны. Именно это принято называть Эклектика (историзм)

Знаменитые архитектурные сооружения Эклектики и Историзма:

Формы и стили здания в эклектике привязаны к его функции. Эклектика «многостильна» в том смысле, что постройки одного периода базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные дома) и от средств заказчика (сосуществуют богатый декор, заполняющий все поверхности постройки, и экономная «краснокирпичная» архитектура). В этом принципиальное отличие эклектики от ампира, диктовавшего единый стиль для построек любого типа.

  • Архитектор Константин Тон
    Храм Христа Спасителя в Москве, уничтожен в 1931 г. Воссоздан в 1990-х годах " target="_blank"> Храм Христа Спасителя Храм Христа Спасителя
  • Архитектор Шарль Гарнье
    Опера Гарнье или дворец Гарнье, Париж (Франция) " target="_blank"> Опера Гарнье Опера Гарнье
  • Архитектор Луи Деласензери
    Центральный вокзал, Антверпен (Бельгия) " target="_blank"> Центральный вокзал Центральный вокзал
  • Архитектор Джон Нэш
    Королевский павильон в городе Брайтоне, графство Восточный Суссекс, Англия " target="_blank"> Королевский павильон Королевский павильон

Основные признаки Эклектики

Строго говоря, эклектика сама по себе не является отдельным стилем, так как ее особенность как раз и заключается в смешении различных стилей на разной основе. Достаточно часто в среде профессиональных архитекторов термин эклектика носит негативный характер, как направление, не придерживающееся конкретных рамок стилей. С другой стороны нельзя не отметить что подчас сочетание определенных стилей, сделанное со вкусом и тонким чутьем, может создать уникальные произведения архитектуры и интерьерного дизайна.

Характерными чертами эклектического стиля являются, тесное сплетение при возведении здания технических аспектов с художественными, монументальность, изобилие декоративных элементов.

Архитекторы, художники и дизайнеры Эклектики (историзма)

Жан Луи Шарль Гарнье (1825 - 1898) французский архитектор эпохи эклектики и историк искусства. Идеолог и практик стиля боз-ар. Автор Опера Гарнье (фр. Opéra Garnier) или дворец Гарнье (Palais Garnier) Здание считается эталоном эклектической архитектуры в стиле боз-ар.

Джон Нэш (1752 - 1835) британский архитектор, крупнейший представитель британского ампира («регентский стиль»), в то же время создавал архитектурные сооружения в стиле историзма (эклектики), такие как Королевский павильон в Брайтоне.

Василь Григорович Кричевский (1872 - 1952) - украинский архитектор, художник, график. Многие проекты сделаны в нео-украинском стиле (другое название - украинский архитектурный модерн). Одним из известных является Дом земства в Полтаве.

Константин Андреевич Тон (1794 - 1881) русский архитектор. Автор многочисленных архитектурных проектов во многих городах России, придворный архитектор Николая I, ректор Императорской Академии художеств. Особенно он известен своими работами в Санкт-Петербурге и в Московском Кремле, и своим главным детищем - храмом Христа Спасителя в Москве.

Андрей Иванович Штакеншнейдер (1802 - 1865) знаменитый петербургский архитектор. Главное и самое лучшее из его созданий - Мариинский дворец (ныне - резиденция Законодательного собрания Санкт-Петербурга), построенный в 1839-1844 годах на Исаакиевской площади.

Эклектика и историзм в интерьере

Эклектика как сочетание элементов разных стилей, наряду со стилем фьюжн, чрезвычайно популярна в современных интерьерах. Эклектика в интерьере - это сочетание двух или трех близких друг другу стилей, например, барокко, ампир, классицизм.

Такое направление подойдет тем, кто много путешествует и привозит домой сувениры и предметы интерьера из разных стран. В этом случае эклектика позволяет создать интерьер, в котором будут гармонично уживаться вещи и мебель разных направлений, эпох и стилей. Так же если в доме проживает семья из нескольких человек, принадлежащих к разным поколениям. Эклектика позволяет создать для каждого в доме уголок, где он будет чувствовать себя максимально комфортно в окружении привычных вещей.

В отличие от стиля фьюжн, эклектика все же остается в пределах гармонично сочетающихся друг с другом направлений в дизайне, не противоречащих друг другу. Это правило действует и на уровне гармонично сочетающихся материалов, цветов, фактур. Для стиля «эклектика» в интерьере характерно использование большого количества текстиля, мягких изогнутых и закругленных форм, изобилие декора и нередко этнических мотивов.

Весь образ такого дома построен на противоречиях: замечательно сосуществуют образцы самой разнообразной живописи - от полотен старинных мастеров до работ, созданных руками хозяев или их детей; современная мягкая мебель соседствует, например, со старым комодом или креслом, пережившим несколько исторических эпох. Стоит отметить, что в обстановке, где смешаны стилистически разные предметы, очень важно акцентировать внимание на деталях, потому что именно детали объединяют такие разные по характеру вещи.

Например, основным элементом гостиной вы хотите сделать привезенные из далекого путешествия и так полюбившиеся вам расписанные вручную ткани. Чтобы выделить этот элемент декора, вам придется тщательно продумать цветовое решение комнаты. В данном случае хорошую службу может сослужить следующий прием: часть стен в интерьере оставьте белыми, а часть выкрасите в насыщенные цвета, которые подчеркнут неповторимость размещенных на их фоне декоративных элементов. Такой прием цветового смешения придаст пространству дополнительную глубину.

Общая идея такого интерьера - декор в духе фантазии и свободы, когда вещи, привлекшие хозяина, например формой и тщательной обработкой материала, компонуются между собой, невзирая на стиль. Подобные интерьеры совершенно уникальны и необычайно декоративны: они насыщены цветом, детали в них представляют собой отдельные произведения искусства, которые при этом органично соседствуют, дополняя и украшая друг друга. Такая обстановка в целом создает представление об облике хозяина, его художественном чутье и своеобразном вкусе.

  • Каминная группа
    Современный интерьер Эклектика " target="_blank"> Каминная группа Каминная группа
  • Кабинет
    Современный интерьер Эклектика " target="_blank"> Кабинет Эклектика Кабинет Эклектика
  • Будуар
    Современный интерьер Эклектика " target="_blank"> Будуар Эклектика Будуар Эклектика
  • Столовая
    Современный интерьер Эклектика " target="_blank"> Столовая Эклектика Столовая Эклектика
  • Гостинная
    Современный интерьер Эклектика " target="_blank"> Гостинная Эклектика Гостинная Эклектика
  • Гостинная
    Современный интерьер Эклектика " target="_blank"> Гостинная Эклектика Гостинная Эклектика
  • Гостинная
    Современный интерьер Эклектика " target="_blank"> Гостинная Эклектика Гостинная Эклектика

АРХИТЕКТУРНЫЙ ЛИКБЕЗ

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

Третья часть нашего архитектурного ликбеза посвящена стилям, господствовавшим в европейской архитектуре во второй половине XIX века (и даже с 30-х годов этого столетия) до первого десятилетия века ХХ - го (до начала Перовой мировой войны), эклектике и модерну .

Дом сецессиона в Вене:


ЭКЛЕКТИКА (30 - 90-е гг. XIX в.)

Эклектика является синтетическим, если можно так выразится, архитектурным стилем, поскольку в ней активно использовались элементы стилей предшествующих эпох, говоря имными словами, так называемых "исторических" стилей (отсюда и второе название эктектизма - историзм ).
Все видно в самих названиях: неоготика, необарокко, неорококо и т д.

Определить эклектику в архитектуре весьма несложно. Видите перед собой здание, по своим элементам напоминающее средневековое сооружение или постройку времен Ренессанса, но при этом являющееся явным новоделом (относительным, конечно же), можете не сомневаться, это эклектика. И если перед вами замок, но построенный из современного киприча, то это тоже эклектика, даже если он соответствует вашим представлениям (увы, чаще всего ошибочным) о том, как должен выглядеть настоящий средневековый замок.

Наверное, наиболее наглядным образцом эклектики является замок Вайдахуняд в Будапеште (1896 г.) , представляющий собой смесь сразу четырех "исторических" стилей: романского, готического, ренессансного и барокко:


Другие примеры эклектики:

Визитная карточка Будапешта - здание парламента Венгрии,
построенное в конце XIX в. в неоготическом стиле:

Часто бывало так, что эклектика продолжала свое победное шествие и в ХХ веке. Особенно это характерно для южных областей Испании, где долгое время она воплощалась в неомавританском стиле.

Характерный образец - площадь Испании в столице Андалузии - Севилье,
построенная в 1929 году:

Неоготический замок Нойшвантайн в Баварии,
построенный королем романтиком Людвигом II Баварским в 1869 - 1886 гг.:

Дрезденская государственная опера,
построенная в неоренессансном стиле в середине XIX века:

В таких центральноевропейских городах как Вена и Будапешт в стиле неореннесанса построены целые кварталы в центральных раойнах города. Но наверное нигде, больше чем в России, экслектика не получила такого развития. Впрочем, русской архитектуре будут просвящены отдельные части нашего небольшого архитектурного ликбеза.

Архитектура эклектики, безусловно, эстетически привлекательна (согласитесь, что все примеры, которые вы могли видеть выше, очень красивы!). Она разнообразна, поскольку архитекторами, работавшими в разных странах и регионах синтезировались различные "исторические" стили.
Но этот "архитектурный микс" не привнес в архитектуру как жанр искусства ничего нового.

И вот в конце XIX века появляется совершенно новый архитектурный стиль, не отвергающий того, что было накоплено в предыдущие эпохи (хотя откровенно игнорирующий классический ордер), но творчески впитавший в себя в переработанном виде наследие прошлого.
Он получил соответствующее название:

МОДЕРН.

Время модерна продолжалось не слишком долго, всего лишь с 90-х годов XIX века до середины второго десятилетия следующего столетия. Но сколько же шедевров и различных направлений модерна мы можем наблюдать до сих пор: югендштиль, сецессион, ар-нуво, стиль тиффани ... - все это модерн.

Архитектуру модерна невозможно перепутать ни с чем. Использование новых строительных материаллов: бетон, стекло, металл, встраивание здания в окружающую природную среду, плавность линий, избегание прямых углов и т.д. делают архитектуру модерна неповторимой и ни на что не похожей.

Судите сами.

Церковь Святого Леопольда работы Отто Вагнера (1904 - 1907 гг.):

Музей прикладного искусства в Будапеште
(Эдён Лехнер, 1893 - 1896 гг.):

Пражский вокзал
(Йозеф Фанта, 1901 - 1909 гг.):

Абсолютной вершиной стиля модерн, на мой взгляд, является творчество Антони Гауди . Впрочем, модерн в его исполнении был доведен до полного совершенства стиля, при котором архитектура не только старалась сочетаться с природой, а становилась ее частью до такой степени, что становилось не понятно, где кончается одна и начинается другое.

Парк Гуэля в Барселоне:

Многие искусствоведы полагают, что стиль Гауди достоин отдельного названия - "гаудианство" . Если этот термин приживется (я только за!), то Ангони Гауди-и-Корнет станет вторым в истории мировой архитектуры творцом, именем которого назван отдельный стиль (как вы, надеюсь, помните, первым стал Андреа Палладио).

Дом Бальо в Барселоне (1906 г.):


Дом Мила - "Ла Педрера" (1910 г.) -
последнее светское сооружение, построенное Гауди:

Строительство Саграда Фамилии - Храма Святого Семейства
по проекту Гауди продолжается до сих пор:

Подобно тому, как рококо предшествовал бурным событиям конца XVIII - начала ХIХ вв. (Великая Французская революция и охватившие всю Европу "наполеоновские войны") и сменился господством ампира, так и модерн по сути умер в связи с глобальными гуманитарными катастрофами, потрясшими весь мир в начале века ХХ-го. На смену модерну уже после окончания Первой мировой войны пришли совершенно новые архитектурные стили. О них речь еще впереди.

Но прежде чем начать рассказ об архитектурных стилях ХХ века, считаю необходимым вернуться назад, чтобы рассмотреть то, как развивалась архитектура в нашей стране (от Древней Руси до начала ХХ века) .
Этому и будут посвящены следующие части архитекткрного ликбеза.

Продолжение следует.
Сергей Воробьев.