Цветок папоротника в славянской мифологии - как выглядит и как найти? Можно ли найти цветущий папоротник на иван купала.

Привлекает к себе такой интерес и почему многие люди относятся к нему с некоторым опасением? Дело в том, что славянские легенды о его цветении возникли еще в давние времена.

В люди пытались познавать мир с помощью суеверий и верований. Если они видели непонятное для них явление, они тут же приписывали ему волшебную силу. Славяне не понимали, как растение может размножаться при отсутствии цветков. Раз вся растительность , а папоротник нет, он однозначно окутан тайной.

Цветок папоротника

Первая легенда связана с цветком папоротника. Славяне верили, что данное растение все-таки цветет, но происходит это только один раз в году и именно в ночь Ивана Купалы. По этой легенде, в купальскую ночь бог Перун победил демона иссушения. Перун посылал на землю дождь. В 12 часов ночи на папоротнике расцвел цветок, он ярким красным пламенем. Земля раскрылась и все сокровища, которые были скрыты в ней, стали видны. После этого папоротник цветет каждый год, но глаза простых людей не могут смотреть на такой яркий огонь. В одно мгновение цветок погасает и скрывается, так как видеть его могут только самые достойные и избранные.

Папоротник связывают с даром провидения. Именно поэтому множество людей мечтают его заполучить. Еще сильнее старается добраться до волшебного цветка нечистая сила. Один из мифов гласит, что тому, кто решил найти цветок, необходимо накануне купальской ночи найти куст папоротника. Вокруг растения нужно расстелить скатерть круг. После этого нужно сесть в круг и смотреть на куст, не отрывая глаз. Во время испытания вокруг растения будут ходить жуткие чудовища, ползать ядовитые змеи, чтобы вызвать в смельчаке самые ужасные страхи. Когда цветок появится, его необходимо быстро сорвать, порезать себе руку и вложить его в кровоточащую рану. После этого человек начнет видеть все тайное и скрытое.

Согласно еще одной легенде о папоротнике, бедный крестьянин искал накануне дня Купалы свою корову, которая забрела в луга. В полночь переступил через папоротник. На одно мгновение на кусте распустился дивный цветок и зацепился за его башмак. В тот момент мужчина стал невидимым и смог увидеть всю свою жизнь. Он не только быстро нашел корову, но и увидел сокровища, зарытые в землю. Сняв дома обувь, крестьянин вновь стал видимым. Внезапно появился странный купец, который захотел старый башмак. Мужик продал этот башмак и, тем самым, потеряв цветок папоротника, навсегда позабыл о кладах и сокровищах. Купец же, на самом деле, оказался чертом.

Доказательств о папоротника нет, однако это не значит, что его вовсе не существует. Возможно, его просто никто не смог отыскать.

Лучшим праздником для совершения различных магических ритуалов, считается День Ивана Купала. Многие люди ежегодно ждут седьмое июля, чтобы пообливаться водой, очиститься от всего плохого и чтобы совершить некоторые обряды. Однако, есть и те, кто мало что знает об этом празднике и даже не догадывается о том, какой цветок пытаются найти в ночь на Ивана Купала все люди.

День Ивана Купала связан, в первую очередь, с природой. Считается, что природа на один день в году открывается людям, может открыть свои тайны, показать все лечебные травы и даже наделить человека огромной силой. А всего-то ради этого нужно найти цветущий папоротник в ночь на Ивана Купала.

Древние славяне считали папоротник загадочным и таинственным цветком. Видимо, поэтому и появилась легенда об этом растении. По поверьям, накануне дня, когда все обливаются водой, папоротник зацветает, земля раскрывается, и человек может увидеть все сокровища, которые хранятся под землей и все спрятанные в ней клады. Считается, что такое чудо проиходит незадолго до полуночи, или спустя несколько минут после двенадцати часов.

По преданию сначала из листьев папоротника вырастает почка, которая растет и поднимается, а потом переворачивается и прыгает. После этого почка громко трескается и превращается в красивый огненный цветок. Бутон, который появляется, столь прекрасен и ярок, что человек не может просто так на него смотреть. Также люди утверждали, что сразу после появления цветка, его срывает чья-то невидимая рука. И задача того человека, который отправляется за цветком, сорвать его раньше, чем он исчезнет и забрать его себе.

Затем, по одним рассказам, счастливчик должен положить цветок за пазуху и бежать из леса, так как за ним тут же будет бежать вся нечистая сила, которая живет в лесу. По другому преданью, прежде чем сорвать цветок, человек должен нарисовать вокруг папоротника круг. И после того, как смельчак завладеет цветком, ему нужно оставаться в этом круге до рассвета. Так ему удастся избежать столкновения с нечистью.

Как следует из легенды, человек, который сможет до утра сохранить цветок и останется жив, станет настоящим волшебником. Он будет знать все опрошлом и будущем, а также ему откроются все тайны. Обладатель волшебного цветка научится говорить на языках зверей, птиц и насекомых. Кроме этого, с помощью цветка человек сможет найти все клады и открыть любые замки. Также у человека появится еще одна способность — он сможет становиться невидимым.

Также легенда гласит, что все эти способности будут у человека, который сорвет цветок папоротника на Ивана Купала, до тех пор, пока бутон будет храниться у него в целости и сохранности. Потеря цветка означает потерю всех волшебных способностей.

Легенды...

Папоротники всегда привлекали к себе интерес и даже вызывали у людей некоторую опаску. Они считались особыми, таинственными и затаёнными растениями, не похожими на все остальные. Они вечно что-то скрывали, росли в полутёмных, сырых, страшноватых местах и, видимо, хранили в себе какое-то тайное знание.

Людей всегда пpивлекала таинственность этих pастений, загадка их pазмножения пpи отсутствии цветков. Все растения цветут, а этот нет - значит, оно особенное, отмечено тайной. Так вокруг начинают возникать легенды о папоротнике, сказания, сказки. В них - скромный обитатель лесов и наделяет теми свойствами, которых человек наяву не наблюдал - папоротник расцветает, но не просто, а волшебно.

Хоpошо известна легенда о папоротнике, в которой волшебный цветок pаспускается раз в году в ночь на Ивана Купала (летнее солнцестояние). В древнеславянской традиции папоротник получил известность как магическое растение.

Согласно поверью, именно в купальскую полночь ненадолго зацветал папоротник и раскрывалась земля, делая видимыми скрытые в ней сокровища и клады. После полуночи те, кому посчастливилось найти цветок папоротника, бегали в чем мать родила по росистой траве и купались в реке для получения от земли плодовитости.

Согласно легенде о папоротнике в полночь перед Ивановым днем папоротник на несколько мгновений зацветает ярко-огненным цветком с волшебными свойствами. Около полуночи из листьев папоротника внезапно появляется почка, которая, поднимаясь все выше и выше, то заколышется, то остановится - и вдруг зашатается, перевернется и запрыгает. Ровно в полночь созревшая почка разрывается с треском, и взорам представляется ярко-огненный цветок, столь яркий, что на него невозможно смотреть; невидимая рука срывает его, а человеку никогда почти не удается сделать это. Кто отыщет расцветший папоротник и сумеет овладеть им, тот приобретает власть повелевать всем.

В повести "Вечера накануне Ивана Купала" Н. В. Гоголь рассказывал о старинном народном предании, по которому раз в год зацветает цветок папоротника, и кто сорвет его, тот добудет клад и разбогатеет. Н. В. Гоголь в "Вечерах накануне Ивана Купала" так описывает цветение папоротника: "Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле чудно! Движется и становится все больше, больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя". "Теперь пора!" - подумал Петро и протянул руку... Зажмурив глаза, дернул он за стебелек, и цветок остался в его руках. Все утихло...". Сорвав цветок папоротника, наш герой подбросил его вверх, присовокупив специальные наговоры. Цветок поплыл в воздухе и опустился как раз над тем местом, где хранился сказочный клад.

На Руси папоротник называли разрыв-травой. Считалось, что достаточно одного прикосновения цветка папоротника, чтобы открыть любой замок. По поверьям, сорвать цветок папоротника очень трудно и опасно. Считалось, что цветок папоротника сразу после расцветания срывает рука невидимого духа. И если кто-то осмелится пойти сорвать папоротниковый цвет, то духи навлекут на него ужасы и страхи, и могут увести его с собой.

В России бытовала такая легенда о папоротнике. "Пастух пас быков недалеко от леса и заснул. Проснувшись ночью и видя, что около него нет быков, побежал в лес искать их. Бежавши по лесу, нечаянно набежал на поросль, которая только что расцвела. Пастух, не замечая этой травы, перебежал прямо через нее. В это время нечаянно он ногою сбил цветок, который попал ему в башмак. Тогда он сделался счастливым и сразу нашел быков. Не зная, что у него в башмаке и не разуваясь несколько дней, пастух в это короткое время скопил деньги и узнавал будущее. Между тем в башмак за это время насыпалось земли. Пастух, разувшись, стал вытряхивать землю из башмака и вместе с землею вытряхнул и цвет папоротника. С этого времени потерял он свое счастье, потерял деньги и не стал узнавать будущего".

Неудивительно, что с этим растением связаны красивые легенды. Согласно одной легенде, в том месте, где упала с утеса прекрасная девушка, возник чистый источник, а волосы ее превратились в папоротник. Другие легенды о папоротнике связывают его возникновение с богиней любви и красоты Венерой: замечательное растение выросло из оброненного ею волоса. Один из видов его так и называется адиантум - венерин волос.

Широко распространённое предание об огненном цветке папоротника, который нужно было найти в ночь на Ивана Купалу, связано с папоротником щитовник мужской, но и кочедыжник женский так же получил свою долю в этом древнем ритуале. Ещё с племенных первобытных времён кочедыжник женский считался "надёжным" и сильно действующим "ведьминским корнем".

Рассказывают, что у крестьян Вологодской области издавна существовало такое поверье, что если в ночь на Ивана Купалу найти большой женский папоротник, терпеливо посидеть около него, не шевелясь и накрывшись плотной тканью, то можно узнать все тайны лесных трав и целебных растений. Якобы, спустя какое-то время можно будет увидеть в полумраке не очень тёмной северной ночи, как мимо папоротника женского пробегут одна за другой все лечебные травы, каждая назовёт себя и скажет, от какой болезни помогает.


Олег Гуренков Цветение папоротника 1999 г.

Некоторые европейские страны и Славянская община родноверов отмечает праздник Ивана Купалы по старому стилю - 24 июня. Сегодня будет ночь цветения папоротника. По новому стилю- в ночь на 7 июля.

Этой ночью никто не должен спать. В зачарованную Купальскую Ночь деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом посредством шелеста листьев; беседуют между собой животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой. Все земное зелие-былие в эту ночь получает сверхъестественную мощь: как злую, так и добрую.
Ночные травы цветут Огнем. Таковы - черная папороть, царе-царь, лев, голубь и другие. Иной цвет пылает неподвижным, сильным пламенем, иной имеет вид молнии, летучего, призрачного огня. "Трава лев, - сказано об одной из них в древнейшем из "Залейников", - растет невелика, а видом как лев кажется. В день ее и не приметишь, сияет она по ночам. На ней два цвета, один желтый, а другой ночью как свеча горит. Около нее поблизости травы нет, а которая и есть, и та преклонилась перед ней". А вот что говорится о дивной траве киноворот: "Хотя какая буря, она кланяется на восток всеми стволами; то же, если и ветру нет". Папоротник, который раскрывается сильным огненно-красным (издали малиновым) слегка мерцающим цветом только на несколько мгновений в Купальскую Ночь дает возможность нашедшему его угадывать будущее


Как известно, и этот обычай сейчас хорошо сохранился, главным развлечением вечера на Ивана Купала являются прыжки через костер. Впрочем, и одиноким девушкам есть, чем заняться в праздник.


Несчастным в любви, дабы приворожить избранника, рекомендуется в полночь на Ивана Купалу трижды обежать вокруг ржаного поля. Желательно обнаженной. Пока голая красавица носится кругами, возлюбленный будет видеть ее во сне, а на утро поймет, что она и есть та единственная и неповторимая, которую он искал всю жизнь.

По окончании веселых действ можно идти отдыхать. Это не касается, лишь самых смелых и чистых сердцем, у которых есть шанс найти волшебный цветок папоротника и получить все земные сокровища. Но помните: путь к цветку защищает нечистая сила, да и земные богатства, которые он открывает, еще никому добра не приносили.
По поверьям крестьян, в купальскую, самую короткую ночь, нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть - ведьмы, оборотни, русалки, змеи, колдуны, домовые, водяные, лешие.

Считалось, что на Ивана Купалу ведьмы справляют свой праздник, который заключается в причинении зла людям. Мол, у ведьм хранится вода, вскипяченная с пеплом купальского костра, и на Ивана Купалу, обрызгав себя этой водою, ведьма могла преспокойно лететь, куда ей вздумается.

В день Ивана Купала старались исцеляться росой. Для этого нужно встать как можно раньше и пройтись босиком по целебной купальской росе. В этот день проходил массовый сбор лечебных трав. Особой целебной силы купальская трава набирает к восходу Солнца, так вот, как говорится, "Кто рано встает, тому и Бог дает!"


В обрядах и играх весенне-летнего цикла девушки обязательно украшали себя венками. Так, в восточнославянском обряде "проводов русалки" для ряженой "русалки" плели специальный венок с добавлением крапивы или делали много венков, падевая их ряженой на голову, шею, на руки, всю увешивая венками. Последующее уничтожение этих венков (выбрасывание их на кладбище, в воду, в костер и т. п.) символизировало акт изгнания "русалки".
На Руси Иван Купала принадлежал к числу самых почитаемых и важных праздников в году, в нём принимало участие всё население, причём традиция требовала активного включения каждого участника торжества во все обряды и обязательного выполнения ряда правил, запретов и обычаев.

Как празднуют Ивана Купала

В Украине доселе уцелел еще следующий обряд: девушки, головы которых убраны венками из трав душистых, в праздничных нарядах, а парни, лихо заломивши набекрень шапки, тоже убранные цветами, собираются накануне дня Купалы в заранее определенное место к дереву марене или черноклену, обвешанному венками и лентами; под деревом этим ставят сделанного из соломы крошечного, а иногда и большого бога - Купалу, одетого в женскую сорочку и плахту, с монисточкой на шее и венком на голове. Тут же расставлены столы с закускою и неизбежною горилкою. воду упав. Купало на Ивана!

В Беларуси вбивают накануне Иванова дня по солнечном заходе кол в землю; обкладывают его соломою и коноплем, а на самый верх тоже кладут пук соломы, называемой Купалою; лишь только смеркнет, зажигают, солому, подбрасывают в этот костер березовых сучьев, и начинаются потехи. В некоторых местах Беларуси, с рассветом Иванова дня, выбрав из своей среды самую красивую девушку, подруги раздевают ее донага, опутывают с ног до головы венками и цветами, завязывают глаза и ведут в лес, где она, получившая на этот раз прозвище "дзевко-купало", раздает заранее приготовленные венки, в то вымя как веселый хоровод движется вокруг нее. Кому попал свежий венок, та будет жить богатою и счастливою жизнью, замужем, а которой достался увядший венок, "той счастья-доли не бачить, жить у недоли".

В Москве издревле праздновался Купалу на трех горах, а в Петербурге на Петровском острове на "Куллерберге", куда заезжала и наша аристократия. Несколько лет тому назад на последнем разводили купальские огни, устраивали хороводы и пировали. В 10 верстах от Петербурга, по рижской дороге, находилась в старое время липа, ветви которой сплетались с ветвями других деревьев, образуя как бы природную беседку, в которой не раз отдыхал Петр Великий. Собирались и здесь накануне Купалы, разводили огни, на которых, между прочим, сжигали белого петуха. Надо заметить, что в более поздние времена купальский костер заменился кучею крапивы, вследствие запрещения Ивановских огней духовными и светскими властями.

Языческий праздник Лиго (24 июня) в Латвии - самый древний и самый любимый. Его отмечают на государственном уровне целых три дня. Это своеобразный Новый год - только летом. Только роль елок выполняют березки. Есть своеобразные Дед Мороз и Снегурочка - это те кто носят имена - Янис и Лига. Только не они дарят подарки, а им, ведь у них именины. Лиго отмечают в одну из самых коротких ночей года. Имениннику Янису непременно должны подарить дубовый венок. А Лиге - венок из полевых цветов. Именно так их можно отличить от остальных. Поэтому этот товар в городе нарасхват. Ярмарки в Риге на каждом шагу. Непременные атрибуты Лиго - пиво и сыр. На праздничном столе они должны быть обязательно. Причем сыр должен быть с тмином. По народным поверьям, попадающийся в дольках тмин лучше всего хорошо разжевать - тогда пропадут все напасти. В Лигову ночь обязательно нужно искупаться - и прыгать через костер. Для того чтобы было светлее - ночью зажигают бочки на шестах. Бочки высоко поднимают и зажигают, чтобы было видно на соседнем хуторе, что здесь уже празднуют Лиго.

Танцы и песни должны продолжаться всю ночь. За это время молодые должны найти в лесу цветущий папоротник. Если найдут - будут счастливы. По легенде, он расцветает именно в Янову ночь. За многовековую историю праздника его правда так и не нашли, но специалисты утверждают, что этот обычай улучшает демографическую ситуацию в стране

Ритуалы праздника

Возжигание огня
- прыжки через костёр (или крапиву)
- скатывание колеса культ огня
- в древности моления о дожде - Русалии
- купание, обливание
- "черпание росы" культ воды
- в древности "Зелёные святки";
- легенда о распускающемся в эту ночь цветке папоротника;
- поверия, что деревья в эту ночь говорят, что травы, собранные на Ивана Купалу обладают чудодейственной силой;
- гадания на букетах о свадьбах культ растительности

Обряды и гадания

Прыжки через костер

На Купала нашими предками проводились огненные обряды и ритуалы. Огненный ритуал состоял из жжения больших костров в купальскую ночь. Огнища сопровождались играми, песнопениями и хороводами. Для защиты и очищения от нечистой силы себя, люди прыгали через эти костры. Удачным считается прыжок, если пламя не коснется прыгающего и не будет искр, означает выход замуж или удачу.

Те, кто собирался пожениться, при перепрыгивании крепко держались за руки, ибо, по примете, если руки не разожмутся - быть свадьбе.
Костер на день Ивана Купала. Прыжки через костер - самая яркая традиция праздника Ивана Купала

Старались прыгнуть выше - кто прыгнет выше всех, будет самым счастливым в грядущем году.

В купальских кострах матери сжигали снятые с больных детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели и сами болезни. А дым от костров отгонял темные силы от деревень и полей.

Пускание венка
В ночь накануне Ивана Купала девицы опускают на речные волны венки из березы с зажжёнными лучинками или свечками, вьют венки из Иван-да-Марьи, лопуха, богородицыной травы и медвежьего ушка.

Если венок тонет сразу, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти, к берегу прибьет - незамужней быть. У кого венок дольше всех проплывет, та будет всех счастливее, а у кого лучинка дольше погорит, та проживет долгую-предолгую жизнь!

Гадание на воске

Чтобы выполнить это гадание, берут восковую свечу и, изломав ее на мелкие кусочки, кладут в металлическую ложку. Ложку нагревают на свечке до тех пор, пока кусочки не превратятся в расплавленную жидкость. Когда воск растет, одним духом выливают в воду содержимое ложки. По полученной фигуре гадают. Гадать нужно при свечах.

Характерная примета Ивана Купалы - многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром

Травы и цветы, собранные в Иванов день, кладут под Иванову росу, высушивают и сберегают их, почитая больше целебными, нежели собранные в другое время. Ими окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, употребляют их и для разжигания любви или для "отсушки".

Из чудесных трав собираемых в это время, стоит назвать "плакун-траву", особенная сила которой, по мнению крестьян, заключена в её корне, имеющем свойство прогонять злого духа; владелец же корня будет внушать к себе страх; "терлыч-трава" употребляется для очарования парней девушками: они носят её у себя за пазухой и приговаривают: "Терлич, терлич, хлопцев покличь!" Трава чернобыльник, по народному поверью, противна ведьмам и охраняет от них дом и двор. Её же заплетают в плети и кладут под Иванову росу с приговором: "Мать-земля, отец-небо, дайте рабам вашим от этой травы здоровья!" Травка "зяблица" помогает от ребячьего крика и от бессоницы; высушенным "расперстьицем" присыпают больные места на теле - порезы, нарывы, опухоли; "пастушью сумку" издавна заготавливали как хорошее кровоостанавливающее средство при различных кровотечениях; страдающие ревматизмом собирали в большом количестве жгучую крапиву; для лечения ран, ожогов запасались заячьей капустой; на случай простуд, кашля необходимо было иметь дома мать-мачеху, душицу, багульник.

В Иванову ночь на муравьиных кучах собирают в сосуд масло, которое признаётся целительным средством против разных недугов.
Если на Иванов день перелезать двенадцать огородов, любое желание сбудется.

Если в эту ночь сорвать цветок Иван-да-Марьи и вложить в углы избы, вор не подойдёт к дому: брат с сестрой (жёлтый и фиолетовый цветки растения) будут между собою разговаривать, а вору покажется, что разговаривают хозяин с хозяйкою.

В Иванов день ходили в баню и первый раз парились свежими березовыми вениками. В «иванский веник», обладавший магической силой, добавляли цветы Иван-да-марьи, листья папоротника или делали его из двенадцати трав, собранных в купальскую ночь. От такого веника говорили, «здоровье крепчает». С первым новым веником девушки гадали на замужество: выходя из бани, кидали его за спину – куда комлем упадет, туда и замуж пойдешь.

ПАПОРОТНИК (Polypodióphyta). Одно из самых древних растений на земле. Существует его множество видов. Присутствующее в некоторых латинских названиях папоротника слово "pteris" является производным от греческого слова "ptеron" - крыло, перо, которые так напоминают его листья.

Русское название папоротника произошло от славянского слова "портъ" и "поротъ", что тоже значит «крыло». Сейчас славянский корень сохранился только в слове «парить». В языческой Руси папоротник был посвящен 6oгy грома и молнии Перуну. Народные названия папоротника очень выразительны: перунов огнецвет, жар-цвет, разрыв–трава, кочедыжник, чистоус,чертова борода,сорокозуб, блошник, золотник, всех и не перечислить.

Народная легенда так объясняет появление названия «папоротник». Пригласил однажды царь одну бедную семью в гости. Одели они свои скромные одежды и отправились во дворец. Дорога туда шла через лес . Ребенок измазал свой наряд лесными ягодами и стал тот ярким и веселым, мама украсила себя цветами, а папа сорвал красивые ажурные листья и сделал себе из них большой нарядный воротник. Во дворце они выглядели вполне прилично, не хуже других гостей, даже царь остался доволен. Особенно ему понравился наряд главы семейства. Царь подозвал к себе ребенка - узнать, что это такое красивое у его отца на шее. Тот ответил: папин воротник, но царь не расслышал и запомнил, как папоротник. Вот с тех пор так и повелось называть эти резные листья папоротником.

Всем известно предание о цветении папоротника в ночь на Ивана Купалу - один из самых поэтических праздников украинского обрядового календаря.

В языческие времена, Иван Купала праздновался 21 июня, то есть в день летнего солнцестояния. С пришествием христианства на Руси праздник остался, а дату изменили на 7 июля. Изначальное его название неизвестно. Нынешнее название - Иван Купала - имеет уже христианское происхождение и восходит к имени Иоанна Крестителя, которого поминают в этот день. Креститель в переводе с греческого означает - «тот, кто купает», ведь обряд крещения представлял собой именно погружение в воду. На Руси это прозвище переосмыслили и связали с традицией купаться в этот день в водоемах.

В народном фольклоре папоротник по числу связанных с ним поверий и легенд первенствует среди других растений. Он является символом магического исполнения желаний. Его вплетали в венок , веря, что он привлекает и привораживает парня.

Самая красивая и известная легенда о папоротниках гласит, что это растение цветет только в ночь на Ивана Купалу. Между листьями, похожими на крылья орла, поднимается цветочная почка. В полночь она с треском раскрывается, и появляется огненный цветок, озаряющий все вокруг, при этом раздается гром и сотрясается земля. Согласно легенде, человеку, одолевшему страх перед нечистой силой и овладевшему цветком папоротника, подвластны все тайны и чары. Он приобретет множество полезных свойств: станет понимать язык цветов и птиц, деревьев и зверей, может стать невидимкой, а главное, начнет видеть сквозь землю и, конечно, найдет все клады, спрятанные в земле.

Заполучить цветок папоротника можно было и случайно. Одна легенда рассказывает, как человек отправился в ночь на Ивана Купалу в лес разыскивать пропавших быков, и заблудился. В полночь ему в лапоть упал цветок папоротника. В этот момент человек сразу же узнал, где он находится, стал понимать язык птиц и животных, увидел в земле таящиеся сокровища. Однако по дороге домой цветок стал жечь ему ногу, и человек, вытряхнув лапоть, потерял цветок, а с ним и все свои чудесные знания. Особенно повезет тому, кто, сорвав цветок папоротника, сможет "зашить" его в кожу ладони. Для этого следует сделать разрез в левой руке, и запихнуть туда цветок.

А вот эта старинная украинская легенда известна не многим. Счастливо жила дочь с отцом. Его звали Иван Купало, а дочь - Папоротник, но отец за доброе ее сердце и красоту звал дочку Цветок. Однако, счастье длилось недолго. Привел Иван-Купало мать для своей дочери, а для себя жену. Думалось, жизнь станет еще лучше, но нет!

Однажды в ясную ночь, когда лесник пошел на охоту, мачеха стала варить зелье и говорить странные слова, а в полночь превратилась в колдунью. Она заметила, что падчерица все видела. А девушка с перепугу бросилась из хаты, куда глаза глядят. Долго бежала, а потом, обессиленная, упала на землю и потеряла сознание. В это время злая мачеха-колдунья наложила на девушку свои чары: "Будь кустом - высоким, травяным! Следы, оставшиеся за тобой, пусть прорастут таким же кустом. Не найдет тебя отец и люди не увидят. Твоя красота уничтожена. Только один цветок тебя спасет. А появляться он будет раз в год, в полночь. - Никто тебя здесь не найдет! А если найдет, то счастлив будет».

Пришел Иван с охоты. Принес зверя, рыбу, сел отдохнуть. Увидел книгу, в которой были описаны различные заклинания. Прочел он в ней и о дочери, от страха едва не потерял сознание. Собрался с силами, поднялся, положил книгу там, где была, и о том, что читал, не сознался жене, чтобы и его со света не свела. С того дня не мог он найти покоя, все ходил искать следы дочери, но напрасно! Стал Иван Купало следить за женой.

Через год, в лунную ночь, увидел он, как она сбросила с себя все одежды, превратилась в черную птицу, заухала и улетела. Иван с перепугу аж побледнел, слезы залили ему глаза, на лбу выступил холодный пот. Быстро собрал Иван одежду колдуньи, бросил в костер, и книгу тоже сжег: "Пусть горит заклятие!". Когда все сгорело, скрылся он в кустах, стал злую птицу ждать. Поднялся сильный ветер, деревья гнулись со стоном к земле.

Прилетела птица, превратилась в человеческий облик, оглянуться не успела, как сердце ее пронзила стрела. Так умерла злая колдунья. Кровь ее рекой пролилась и исчезла под землей. Взял мертвое тело колдуньи Иван и спрятал в выкопанную могилу. "Добро за добро, а за зло – зло, лучшей казни для тебя не придумаешь".

Шли годы, а старый лесник все искал свою дочь-красавицу. Накануне праздника «Купание солнца» он, обессиленный, вышел к людям и обратился к ним хриплым голосом: "Отыщите куст цветущего папоротника, тогда снимется злое заклятие с моей дочери". Это были последние слова Ивана Купало.

Папоротник считался любимым зельем чертей и ведьм. Поэтому на Гуцульщине, в частности, существовал своеобразный обычай бить папоротник. Чтобы он не засорял поле и не вредил травам, его били палкой накрест, а затем это место святили.

Считают, что в лесу в ночь на Ивана Купалу беснуется нечистая сила, охраняя волшебный цветок папоротника. Он распускается на минуту, полыхая ярко-красным огнем и как будто наделяет своего хозяина волшебными способностями. Если сумеешь его сорвать

Помню ещё в детстве мне рассказывали историю о цветке папоротника, который является очень редким и каждого, кто найдет его ждет безграничная удача. Естественно тогда это казалось правдой и я пристально вглядывался в заросли папоротника в поисках этого удивительного цветка, которого как оказалось не существует.

Легенда об этом цветке достаточно древняя, считается, что он цветет лишь в ночь на Ивана купала, поэтому в этот день после 12 ночи народ шел в лес и всеми силами искал этот цветок.

Ни один праздник Ивана Купалы не обходится без этого мифического цветка. В ночь на Ивана Купала распускается всем цветам цветок - папоротник, показывается разрыв-трава, цветущая так недолго, что еле успеваешь прочесть "Отче наш", "Богородицу" и "Верую". Раз в году наступает ночь, когда все, что ты загадываешь - сбывается.

Ты можешь стать травой, водой, зверем или духом воздуха. Один раз в году нам позволено вернуться к язычеству, поклоняться давно забытым богам, сражаться с нечистью, очищаться огнем. В день Ивана Купала не действует календарь и останавливаются часы. По поверьям считается, что папоротник цветет лишь один миг и в эту волшебную ночь сорвать цветок очень трудно, тем более, что нечисть при этом всячески препятствует и запугивает.

Когда-то 7 июля, в день солнцестояния славяне славили Даждь-бога. Много позже православная церковь превратила языческий праздник в христианский, посвятив его Иоанну Крестителю - Ивану Купале. Традиционно Ивана Купалу отмечают на природе. В эту ночь надо развести костер и перепрыгнуть через огонь, сплести венок из цветов и пустить его на воду, гадая на любимого, петь песни, найти цветущий папоротник. Если все это сделали, то праздник считается удавшим.

Считают, что в лесу в эту ночь беснуется нечистая сила, охраняя волшебный цветок папоротника. Он распускается на минуту, полыхая ярко-красным огнем и как-будто наделяет своего хозяина волшебными способностями. Если сумеешь его сорвать, то клады сами будут идти в руки. Кроме того, ты научишься понимать язык зверей и птиц, сможешь приворожить любого, обретешь дар невидимости и узнаешь все тайны. Но цветок папоротника нужно добывать очень осторожно.

В самой глуши леса нужно очертить вокруг себя кругом, зажечь освещенную на Пасху свечу, взять в руки полынь и читать молитву. Если все сделать правильно, ровно в полночь разразится гроза, цветок папоротника распустится и надо выдержать нашествие нечистой силы. Не обращая на них внимания, нужно обойти папоротник задом наперед три раза, сорвать цветок, спрятав его за пазаху и бежать из круга не оглядываясь. И нельзя останавливаться или оглядываться и не откликаться на уговоры нечисти, иначе можно потерять волшебный цветок папоротника и самой сгинуть.

Завладев цветком, самое время отправиться на поиски любимого. Считается, что в эту ночь начинается настоящая любовь с первого взгляда. Ну а если со своим избранником перепрыгнуть через костер, то на всю жизнь будешь связана с ним узами жаркими, как огонь, и прекрасными, как волшебный цветок папоротника.

Ни одна девушка в ночь на Ивана Купалу не может обойтись без венка. Это не просто летнее украшение, но и мощный оберег от нечистой силы и сглаза, символизирующий круговорот природных сил и бесконечность. Пробегав всю ночь по лесу в венке не забудь под утро сжечь его или закинуть на дерево, чтобы никто не смог навести порчу.

А если захочется узнать будущее, то нужно пустить венок по реке: выплывет на середину - год пройдет без проблем, прибьет к берегу - в той стороне судьба твоя встретится, а если утонет - жди неприятностей.

Основной мотив праздника - уничтожение нечистой силы. Ведьму могут символизировать колесо, стоптанные туфли или кукла. Все это можно безжалостно сжечь, потопить, разорвать на кусочки или забросить на дерево. Вместе с ведьмой сжигают двери, обувь, метлы - не свои, конечно, а соседские.

Только не забудьте предупредить хозяев, пусть отберут вещи, которые не жалко. Но ведьмой можешь оказаться и ты сама - если откажешься прыгать через костер. Так что, если не хочется прыгать через костер по каким ли не было причинам, то лучше загадочно удалиться собирать травы для венка.

Неудивительно, что с этим растением связаны красивые легенды, сказки и поверья. Удивительные особенности этих растений - один из главных поводов к возникновению легенд. Растение папоротник удивляло своим видом и необычным способом размножения. Людей всегда привлекала таинственность этих pастений, загадка их размножения при отсутствии цветков.

Вокруг папоротника стали возникать всяческие легенды. Ему приписывались волшебные свойства. "Этот небывалый цвет папоротника почитается ключом колдовства и волшебной силы, в особенности же для отыскания кладов: где только зацветет папоротник в полночь красным огнем, там лежит клад; а кто сорвет цвет папоротника, тот добыл ключ для подъема всякого клада, который без этого редко кому дается".

Но цветок папоротника на самом деле не видел никто на Земле и никому не удастся его увидеть. Папоротник, так как мы это обычно понимаем, не цветет.

Приметы и гадания на Ивана Купала

Одним из самых распространенных гаданий на Купальную ночь было и останется гадание при помощи венков, которые вились из лопуха, медвежьего ушка, богородской травы или ивана-да-марьи.

В сплетенные венки из трав вставлялись зажженные маленькие лучинки или свечки, после чего, девицы спускали венки на воду. Каждая внимательно следит за своим венком:
если венок начинал быстро отплывать от берега, то это означало счастливую и долгую жизнь, или хорошее замужество;
если венок заплывал дальше других, то это означало, то тот человек, будет счастливее других;
если свечка или лучинка в венке, прогорит дольше других, то это означало, что человек проживет, очень долгую жизнь;
если венок тонул, то это означало, что замуж в этом году девица не пойдет, или суженый разлюбит ее.

В Иванову ночь ведьмы делаются более опасными, а потому следует класть на пороге и на подоконниках крапиву, чтобы защитить себя от их нападения. Нужно запирать лошадей, чтобы ведьмы не украли их и не поехали на них на Лысую гору: живой оттуда лошадь уже не воротится!

В Иванову ночь на муравьиных кучах собирают в сосуд “масло”, которое признается целительным средством против разных недугов.

В зачарованную купальскую ночь деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом посредством шелеста листьев; беседуют между собой животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой.

В Иванову ночь собирают траву богатенку, которую втыкают в стену на имя каждого из семьи; чей цветок скоро завянет, тому или умереть в этот год, или захворать.

Если в эту ночь сорвать цветок Иван-да-Марьи и вложить в углы избы, вор не подойдет к дому: брат с сестрой (желтый и фиолетовый цветки растения) будут между собою разговаривать, а вору покажется, что разговаривают хозяин с хозяйкою.

В полночь нужно не глядя набрать цветов и положить под подушку, а утром проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось, в этом году замуж выйдешь. Под голову кладут трипутник (подорожник), приговаривая: "Трипутник-попутник, живешь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!"

На Иванов день до восхода солнца нужно пронести через свое стадо медвежью голову и зарыть посреди двора, тогда среди скота падежа не будет.

Если на Иванов день перелезать двенадцать огородов, любое желание сбудется!