Витраж своими руками в домашних условиях. Стеклянные витражи

Это сегодня технологии остекления достигли таких высот, что окно может быть практически любого размера, формы и цвета, а нашим предкам приходилось ломать голову над заполнением оконных проемов. Так появился витраж – светопроницаемое панно из кусочков цветного стекла или тонких каменных пластин. В этой статье мы рассмотрим, как делать витражи своими руками, которые актуальны по сей день. И не только как вид искусства, но и как возможность разнообразить практически любой интерьер. Рассмотрим:

  • какие техники изготовления витражей сегодня используются;
  • способы создания витражей своими руками;
  • как сделать витраж Тиффани своими руками.

Техники создания витражей

Популярность мозаичных картинок во многом обусловлена возможностью их самостоятельного изготовления различными способами. В зависимости от материалов и технологии это могут быть не только витражи на окна, но и различные элементы декора. Это и плафоны, и дизайнерские цветочные горшки, и вставки в двери, и предметы меблировки, и обрамление межкомнатных арок, и многое другое. Сегодня существует несколько распространенных техник изготовления витражей своими руками.

Пайка

Классика витражного дела. Сюжет по эскизу нужно собирать из отдельных стеклянных фрагментов (витражные смальты), которые фиксируют между собой свинцом, медью, оловом или латунью. Каждая смальта оборачивается кованным или литым «шнурком» и спаивается с остальными.

Сейчас этот способ несколько модифицировали и для окантовки используют мягкую металлическую ленту (фолию) – медную или латунную.

Ярким примером современной пайки являются известнейшие витражи Тиффани, это уже практически имя нарицательное, распространившееся и на саму технику создания витража с использованием фолии.

Сюжеты из разных мелких деталей собирают, спаивают и обрамляют, технология позволяет создавать любые формы, а не только плоские панно.

Фацет

Для витражей используется толстое, от 6 мм, стекло, со всех граней каждого элемента под небольшим углом снимается фаска, что обеспечивает преломление света. Фацетные витражи выполняют из особых сортов стекла – свинцового и поташного, первое тяжелее, но дает сильный оптический эффект, второе легче, но и лучи в нем не так играют. Наиболее зрелищными считаются комбинированные фацетные витражи из стекол обоих видов. В силу толщины и тяжести элементов собирают такие картины только в алюминиевый профиль. Поэтому их второе название – алюминиевые витражи.

Фьюзинг

Более сложная техника, но и витражи можно сделать объемные и более зрелищные, возможно изготовление многослойных картинок или фигурок. Разноцветные стеклянные элементы укладываются согласно сюжету, запекаются и прокатываются, границы фрагментов могут оставаться четкими или наслаиваются, проявляя фактуру рисунка, недостижимую в других техниках.

Травление

Рельеф на стекле образуется в процессе обработки поверхности специальными кислотами, используются трафареты, по контуру которых вытравливают рисунок.

Аппликация (пленочные витражи)

Это не совсем техника создания витражей своими руками, хотя в результате и получается нечто подобное, это способ изготовления имитации с помощью стеклянной или пластиковой основы, разноцветных витражных пленок и специального металлического скотча. Рисунк постепенно создается на основе посредством наклеивания слоя матовой пленки, а контуры изображения обклеиваются скотчем, чтобы дать рельефный узор.

Роспись (заливка)

Тоже имитационная техника, только рисунок не наклеивается, а раскрашивается на стекле своими руками стекспециальными витражными красками. Роспись получается прозрачнее, а заливка дает более яркие, насыщенные витражи. Контуры в этом случае сначала прорисовываются более толстыми линиями контурной пастой, для придания фактуры, или также обклеиваются скотчем/проволокой. Требует художнических навыков.

Витражи своими руками

Для самостоятельного создания витражей в домашних условиях подойдут не все техники, так как вряд ли у каждого в кладовке завалялись кованные или литые металлические полосы, фаскорез с алюминиевыми профилями или печное оборудование. Теоретически можно достать плавиковую кислоту, но придется дышать испарениями, а гарантировать получение узора, а не ожога, сложно. Поэтому домашним мастерам остается техника Тиффани и две имитации на выбор.

Для витражей Тиффани потребуется определенное оборудование, да и работа это достаточно кропотливая и трудоемкая, росписью же и заливкой можно заниматься любому начинающему витражисту и даже с детьми. Но если Тиффани – это полноценный витраж, который можно вставить хоть в окно, хоть в двери, то имитация классического витража все равно себя выдает, даже если рисунок зеркальный с двух сторон.

Витраж Тиффани

Рассмотрим пайку с использованием фолии, которую можно купить в любом художественном магазине, как способ создать настоящий витраж в технике Тиффани.

Рисунок – выбирая рисунок, стоит избегать слишком сложных линий, их потом не только вырезать из стекла, но и обрабатывать и соединять, лучше остановиться на фигурах с плавными изгибами и для начала из средних размером деталей. Эскиз можно взять из интернета, там масса вариантов узоров в различных техниках с учетом специфики витражной живописи. Можно нарисовать самостоятельно, при условии, что желание подкреплено хотя бы минимальными навыками. Если таковых не наблюдается, лучше воспользоваться типовыми заготовками.

Резка – эскиз переносится на толстый картон и разрезается на детали (пронумерованные). Чтобы осталось место на пайку, контур смальты должен быть глубже контура шаблона на 0,5-0,7 мм. Шаблон прикладывается к стеклу и обводится, а затем из стекла вырезается деталь.

Больше шансов вырезать фигуру, а не испортить стекло, на твердой, ровной поверхности, используя качественный алмазный стеклорез (с криволинейной режущей гранью) и не делая резких движений.

Листовое витражное стекло стоит прилично, чтобы сэкономить, можно воспользоваться старым боем. Перед тем, как приниматься за смальты, желательно потренироваться на резке обычного стекла изогнутыми линиями, чтобы набить руку.

Обработка – грани каждой детали необходимо обработать шлифмашинкой для стекла.

Но это дорогое удовольствие и чаще для доводки смальт используются бруски № 220-240, шириной 12-20 мм, как минимум, квадратный и полукруглый, треугольный нужен для сложных элементов, когда есть изгибающаяся вовнутрь линия.

Бруски должны быть крепкие, подойдут корундовые или гранатовые, песочная присыпка стекло не возьмет.

При шлифовке смальту и брусок опускают в подходящую емкость с водой. После шлифовки каждую смальту по контуру оборачивают фолией, края завальцовывают (разравнивают и прижимают ленту деревяшкой или пластиком). После краев разглаживают торцы и еще раз проходятся по всему периметру.

Сборка – профессионалы рекомендуют нарезать, обрабатывать и укладывать смальты по одной, но это личное дело каждого. Сборку проще выполнять на светокопировальном станке. За неимением можно положить прозрачный лист пластика или толстого стекла между опорами и подсветить настольной лампой. Еще проще, если есть журнальный столик со стеклянной столешницей – тонкая ткань, калька (трафарет) и вперед. Подсветка необходима, чтобы не допустить щелей между смальтами, при укладке их плотно подгоняют друг к другу или к границам узора. Трафарет фиксируют двумя планками – слева и сверху или справа и сверху (для левшей), выкладку начинают с угла, постепенно заполняя весь узор.

Флюсовка – собранный витраж обжимают рейками с оставшихся сторон, следя, чтобы детали не выпирали вверх или в угол, при необходимости довальцовывают кромки, приглаживают и прижимают. В идеале, витраж перебирают заново, чтобы равномерно покрыть флюсом и грани и торцы, но можно и упростить задачу, тщательно пройдясь обильно смоченной кисточкой или ватной палочкой по граням каждой детали. Флюс выбирают полуактивный, с бурой, остатки активного могут с течением времени разъесть переплет.

Пайка – отличается от привычной радиотехнической и оборудованием и способом исполнения.

Для пайки Тиффани нужен особый паяльник, у которого бронзовое никелированное жало (короткое, белого цвета с характерным блеском).

Мощность этого инструмента всего 100 Вт, он нагревает элементы до нужной температуры, но припой к нему не прилипает. Обычные, оловянно-свинцовые припои не рекомендуются, из-за них могут трескаться смальты. Поэтому для Тиффани лучше использовать припои с кадмиевыми присадками (ПОСК-50-18, Авиа-1). Можно обойтись и припоем ПОС-61/61М, но он мягче и не такой прочный.

Паяют Тиффани капиллярным способом в два этапа – сначала по контуру смальты прокапывают расплавом припоя примерно через сантиметр (нитка по ширине как жало), не касаясь деталей паяльником и припоем. За один подход не рекомендуется проходить большой участок, если витраж габаритный. Проходят фрагмент с мужскую ладонь, дают витражу остыть, продолжают, пока не прокапают каждую деталь. Вторым заходом каждый шов пропаивают, накладывая припой по контуру каждой смальты и нагревая, пока он не просочится сквозь шов и не покроет соединение изнутри.

Обрамление – готовый витраж припаивается к профильной рамке, прямоугольной, если это плоское панно, или фигурной, если речь о плафоне или другом элементе декора. Зачищенная и обезжиренная (спиртом) рамка покрывается флюсом изнутри, а витраж по кромке с лицевой и боковой стороны. Раму накладывают на композицию или вставляют композицию в каркас и паяют, как смальты, фрагментами, если остается щель, ее тоже флюсуют и пропаивают.

Промывка – часть изготовления витража, необходимая для удаления остатков флюса, как ни старайся, а собирается он не только в швах, но и на смальтах. Сегодня простейший способ избавиться от этих пятен на этом этапе – обработать витраж губкой, смоченной в средстве для мытья посуды, после чего изделие промывается и вытирается.

Патинирование – если уже браться за Тиффани, стоит раскошелиться на специальное цветное стекло, листовое или бой, так как пленка или краска смотрится все же хуже. А вот патинирование такому витражу не повредит, а только подчеркнет его красоту. Аккуратное нанесение готового состава на переплет выполняется в перчатках и респираторе, а помещение должно хорошо проветриваться. Если напачкали – смело мыть, вытирать и в заключении – аккуратно полировать мягкой тканью. При необходимости металлическое обрамление закрывают декоративной рамкой из дерева или имитации.

Независимо от выбранной техники, витраж, сделанный своими руками, будет не только украшать дом, но и радовать осознанием того, что и вам по плечу древнейшее из искусств.

Витраж - это один из видов художественной росписи, в наше время он приобретает все большую популярность. Витраж на стекле абсолютно безопасен, и его можно выполнять вместе с детьми. Делается он при помощи акриловых красок. Чтобы выполнить данную работу, не нужно иметь никаких специальных навыков или умений. Необходимые цвета можно купить в любом художественном или строительном магазине. Роспись можно делать не только на прозрачных поверхностях, но и на дереве, пластмассе, керамике, металле или штукатурке.

Только факты

Название «витраж» произошло от латинского слова vitrum - «стекло», что подразумевает прозрачные узоры, картины или рисунки, сделанные на стекле или из цветного стекла.

Витраж на стекле берет свое начало еще в древности. Чаще всего его использовали в храмах и церквях. В храмах Германии и Франции были применены первые сюжетные витражи, выполненные в причудливых формах, из разных цветов, достаточно больших размеров. На витражах были изображены религиозные события, жизнь и быт святых. Это так называемая живопись на стекле.

В России витражи появились только в 1820 году и назывались они сначала прозрачными картинами. Как раз в это время в Европе начиналось возрождение данного вида искусства после длительного забвения.

Необходимые инструменты для росписи акрилом

Если вы не знаете, как нарисовать витраж на стекле, мы вам расскажем. Необходимо подготовить следующие инструменты:

  • наиболее подходящий эскиз, выполненный на бумаге;
  • которое предполагается расписывать;
  • заранее подобранных оттенков (не важно, какую фирму вы выберете, главное, чтобы между нанесением слоев прошло не менее 12 часов, а перед первым мытьем 3-4 дня);
  • растворитель, желательно выбрать одной фирмы с красками;
  • металлический наконечник;
  • витражный контур;
  • ватные палочки;
  • зубочистку или тонкую палочку;
  • синтетические кисти.

После того как все подготовите для работы, можно будет приступать непосредственно к созданию вашего шедевра.

Выполнение витража акрилом

Итак, начинаем делать витраж на стекле аккуратно и никуда не торопясь.

На заранее подготовленный эскиз выкладывается стекло, края выравниваются, чтобы рисунок находился в нужном месте. Стекло нужно предварительно помыть и обезжирить, для этого можно использовать обычный уксус или спирт.

Чтобы линия, проделываемая контуром, была более тонкой, на него надевается специальный металлический наконечник. При помощи контура рисунок наносится на стекло. Движения должны быть достаточно уверенными, четкими и быстрыми, с легким надавливанием на флакончик. Для того чтобы краска лучше вытекала, а контур был немного объемным, наконечник необходимо держать под большим углом к стеклу. Контур надо наносить достаточно аккуратно, чтобы на рисунке не было разрывов, так как потом его надо будет заливать жидкой краской, и она может расплываться через прорехи.

После того как нанесение основного контура будет завершено, необходимо подождать, пока он высохнет. Потом приступаем к его заполнению. Техника заполнения контура настолько простая, что сделать это можно даже с ребенком. Для этого выбираются необходимые оттенки акриловых красок. При работе нужно помнить, что краски следует наносить на поверхность ровно столько, чтобы не превышать высоту контура. Если краска немного затекла на контур, переживать не стоит, после высыхания она станет прозрачной, и ваш промах будет уже не так заметен.

Делая витраж на художники часто желают получить плавные переходы или различные оттенки. Для этого необходимо смешать или растушевать несколько цветов. Это можно сделать обычной зубочисткой. Один из цветов наносится по с небольшим распределением к центру. Потом от центра к краям наносится второй цвет, который необходим для смешивания. Затем зубочисткой краска смешивается и выравнивается, чтобы равномерно распределиться по закрашиваемому элементу. Если при нанесении появились пузырьки воздуха, их можно легко убрать той же зубочисткой.

Маленькие хитрости

  • Во время работы не переживайте, что достаточно бледная и выглядит не так, как бы вам хотелось. После высыхания она немного потемнеет и станет намного прозрачнее.
  • Чтобы краска ложилась более равномерно, можно снизу слегка постучать по стеклу - она будет лучше растекаться.
  • С акриловой краской очень удобно работать не только на горизонтальных плоскостях. Ею также можно выполнять декорирование и даже сделать витраж на стекле двери, не вынимая его из рамы.
  • Чтобы рисунок выглядел немного объемным, используйте губку при нанесении чисто-белого колера.

Достоинства и недостатки

Витраж на стекле создается достаточно быстро, при этом работа не будет иметь подобных себе. Самым большим достоинством такой росписи будет ее практичность. Нарисованные витражи, в отличие от паянных, можно использовать для больших поверхностей, к тому же они не требуют вырезания отдельных кусочков стекла и их закрепления на эскизе. Поэтому, расписывая стекло акриловыми красками, вы получаете прочное и цельное изображение. К тому же витраж по стеклу, выполненный красками, можно вставить в стеклопакет, что значительно больше сбережет тепла, чем если в них вставить паяный витраж.

Роспись стекла намного легче вписывается в любой интерьер квартиры, в то время как паяным витражам необходима тщательно подобранная обстановка. К тому же расписанные стекла прекрасно пропускают свет, создавая легкий эффект калейдоскопа.

Другие виды витражей

Витраж на стекле с помощью красок является самым простым для выполнения в домашних условиях, однако существуют и другие виды и способы такой работы.

Самые распространенные из них:

  • классический паяный витраж;
  • витраж Тиффани;
  • фьюзинг;
  • матированный витраж;
  • витражи Plastic Lead;
  • витражи, выполненные в технике кастинг;
  • пленочный витраж, выполненный по технологиям SGO;
  • фацетный витраж;
  • моллирование;
  • комбинированный витраж;
  • витраж, выполненный травлением;
  • лазерная гравировка.

Если вы решили украсить стекло витражом, то прежде чем приступать к основной работе, потренируйтесь на небольших стеклах, так сказать, набейте немного руку.

Сегодня мы расскажем о создании витражей: как выбрать рисунок для витража, способы переноса рисунка на витражное стекло, материалы и инструменты для самостоятельного изготовления витража, два способа создания рисованного витража, самостоятельное изготовление витражной краски, как получить матовую поверхность стекла.

Среди множества различных способов украшения помещений витражи выделяются особенной яркостью и нестандартным видом. Игра солнечных лучей или особая подсветка придадут особое очарование помещению, где установлены витражные изделия. К слову, если классический витраж — это орнамент из цветных стёкол, через которые пропущен естественный свет, то современное понятие витражей гораздо шире. Витражи художественные могут быть размещены в любом помещении — даже в таком, где естественное освещение полностью отсутствует.

Традиционно витражные композиции создавались из фрагментов цветных стёкол, скреплённых свинцовыми прокладками (свинец достаточно мягкий). При создании витражей из бесцветного стекла, роспись по нему выполнялась красками на силикатной основе.

Современные витражи соединены свинцовыми и латунными профилями (латунными со стальной вставкой), их можно установить как в оконные проёмы, так и в качестве плафонов для внутренних светильников в здании, для устройства подвесных потолков , формирования внутренних перегородок, создания витринных композиций и панно. Декоративные изделия, такие как витражи Тиффани, являются самостоятельными элементами декора.

Витражи художественные — технология создания

— создаётся по классической витражной технике, с той лишь разницей, что края некоторых (или всех) витражных элементов подвергаются огранке (снимается фацет). Благодаря этой операции достигается большая игра солнечного света в созданных гранях, что увеличивает красоту витражной композиции.

— создаётся путём сплавления разноцветных стёкол в высокотемпературных печах. При этом цветные элементы витража тщательно вырезаются и шлифуются, после чего помещаются на лист стекла (подложку), образуя законченную композицию. Далее — обработка в печи, после чего подложка и цветные элементы спаиваются в одно целое. Ещё одной отличительной чертой фьюзинговых витражей является их волнистая поверхность.

Существует другая технология создания фьюзинговых витражей — наклейка элементов витражного рисунка на подложку из закалённого стекла с помощью прозрачных клеев, предварительно подвергнув цветное стекло высокотемпературной обработке. Дело в том, что использовать подложку из закалённого стекла, необходимого при создании полностью стеклянных дверей и застекления оконных проёмов большой площади, для создания фьюзингового витража нельзя — в ходе температурной обработки оно станет хрупким. Наклеивание элементов позволит получить крепкую, высокохудожественную витражную композицию, причём её можно установить даже на потолок — если в силу каких-то причин такой витраж разобьётся, то никого не порежет, т. к. осколков не будет.

— на стекло силикатными красками наносится рисунок, затем стекло подвергают температурной обработке в печи. Рисованная композиция выполняется кистью или аэрографом.

— выполняется витражная композиция по одной из приведённых технологий, затем на её тыльную сторону наносится тонким слоем нитрид титана. При этом степень отражения можно повысить, понизить или получить односторонне прозрачное зеркало.

Гравированный витраж — рисунок создаётся только вручную, с использованием гравировального оборудования или ручным инструментом. Цветное стекло — основа для таких витражей — создаётся при смешивании стёкол разного цвета, которые нагреваются до жидкого состояния, затем несколько жидких стёкол разных цветов выливаются на стол и раскатываются. Полученное этим способом стекло имеет уникальный цвет и рисунок — получить два листа такого витражного стекла с идентичным рисунком и окрасом невозможно.

— методика, особенно популярная сегодня. Для получения матового витража применяется пескоструйная технология: подаваемая под высоким давлением струя песка царапает поверхность прозрачного стекла, выбивая микрочастицы и превращая одну сторону стекла в матовую. Для создания рисунка по этой технологии понадобиться трафарет — его закрепляют на стекле и помещают в пескоструйную камеру. После обработки места, закрытые трафаретом, остаются прозрачными, всё остальное становится матовым.

Особый интерес вызывает техника создания витражей по методу глубокой выработки — получение объёмных рисунков на стекле. Для этого используется пескоструйная машина и более сложный, многослойный трафарет. Технология создания следующая: все слои трафарета укладываются на листовое стекло и подвергаются пескоструйной обработке (снимается слой стекла около 1 мм), затем один трафаретный слой снимается и проводится новая обработка струёй песка (снимается слой в 1,5 мм) и т. д., до получения требуемой композиции. Создавать витражи таким способом можно только на стекле толщиной от 6 мм, причём сам процесс достаточно кропотлив и трудоёмок.

— внешне похож на классический, хотя создаётся более простым способом. Элементы рисунка для пакетного витража вырезаются на станке, управляемом компьютерной программой. Свинцовые прокладки, которыми скреплены фрагменты классического витража, здесь заменены современными материалами, внешне похожими на свинцовые. После формирования готовой витражной композиции, она наклеивается с помощью особого прозрачного клея на лист стекла — готовый витраж, изготовленный по данной технологии, легче и прочнее классического. Зачастую такой витраж зажимается между двумя листами прозрачного стекла.

— наиболее дешёвый способ создания витражной композиции. На рынке в большом ассортименте представлена плёнка разных цветов, из неё вручную или с помощью плоттера вырезаются элементы витражного рисунка и наклеиваются на листовое стекло. Полученный таким образом витраж будет недолговечен, но его легко заменить.

Рисунки для витражей

Важным моментом в подборе темы эскиза для витражной композиции будет назначение помещения. Если предполагается некая абстракция, то её лучше исполнить в единой цветовой гамме с помещением. Следует придавать значение смыслу, заключённому в витражной композиции — так она будет лучше смотреться в общем дизайне.

Важно учитывать, что витражные рисунки не должны оставлять чрезмерно много пустого места на стекле, равно как и слишком перегружать его. В первом случае можно составить витраж из небольшого центрального рисунка (узора), дополнив картину декоративными элементами по углам стекла, покрыв остальное свободное пространство лаком.

Учтите, что исправить пустоты в готовой витражной композиции много проще, чем скорректировать чрезмерно заполненный рисунок витража после его завершения (такое желание часто возникает при большом количестве мелких элементов).

Тщательно продумайте эскизный рисунок витража, поэкспериментируйте с размерами отдельных элементов композиции. Лучше всего вносить новые детали рисунка постепенно. Не менее важна цветовая палитра витражного рисунка — испробуйте несколько вариантов цветовых решений.

Как изготовить витраж своими руками

В домашних условиях создание витражей по промышленным методикам невозможно. Например, для фьюзингового витража требуется особая стекольная печь и температура в 900 °С.

Какие же виды витражей можно сделать в домашних условиях? Это витраж Тиффани, расписной витраж (обжиг заменён лакированием) и плёночный витраж. Рассмотрим каждый из них в отдельности.

Изготавливаем витраж Тиффани самостоятельно

Потребуется отдельное помещение для работы (достаточно кропотливой).

Из материалов: цветные стёкла, специальная медная фольга (продаётся в рулонах, её ширина 4,7 мм), прозрачный клей (не силикатный), паяльная кислота, припой для спайки элементов витража (содержание олова/свинца 50/50 или 60/40), любое средство для мытья посуды, патина.

Из инструментов: алмазный стеклорез (лучше именно алмазный), плоскогубцы, малые кусачки, малый станок для обточки кромки стёкол или точильный брусок, тонкий паяльник.

Создаём эскиз будущего витража — вначале на обычной бумаге (лучше в клетку), затем переносим окончательный вариант на более плотную бумагу (картон или ватман). Нужно разрезать эскиз на элементы, наложить их на цветные стёкла подходящего окраса и обвести по контуру маркером.

С помощью стеклореза вырезаем из стекла элементы будущего витража тиффани. Аккуратно обламываем стекло по линии разреза, образовавшиеся неровности нужно отломить малыми кусачками: для этого берём картонную коробку подходящего размера, стеклянный элемент держим (сильно не зажимая!) плоскогубцами, берём малые кусачки в другую руку и отламываем (без коробки кусочки стекла разлетятся по всему помещению).

Следующий этап — обточка кромки. Если есть специальный станок — работаем на нём, если же нет — нужно набрать воду в миску (лучше металлическую), положить туда точильный брусок (он должен быть утоплен в воде) и стачивать острые выступы на стекле об него. Качество проверяем на общем эскизе, если все стеклянные элементы идеально подходят друг к другу, то можно переходить к следующему этапу — обёртыванию кромки медной фольгой.

Используем специальную медную фольгу в виде ленты, имеющей одну клейкую сторону. Оборачиваем ею кромку: расположив середину медной ленты по центру кромки, загибаем её по двум сторонам. Важно, чтобы края загиба были одинаковы с обеих сторон стеклянного элемента витража Тиффани. Тщательно приглаживаем фольгу к стеклу, воспользовавшись лопаткой из дерева (не металлическую — поцарапает). Когда все стеклянные фрагменты витража будут обёрнуты фольгой, сложите их в композицию — проверьте прилегание ещё раз.

Далее потребуется обработать кромку, покрытую медной фольгой, паяльной кислотой — она выполнит роль флюса при пайке. Для нанесения паяльной кислоты воспользуйтесь ватным тампоном, закреплённым на палочке. Очередь пайки : разогреваем паяльник, набираем на него капли олова и пропаиваем элементы витража тиффани по кромкам, соединяя их между собой. Шов из олова должен быть непрерывным и напоминать небольшой валик — так будет красиво и аккуратно. Олово должно полностью покрыть всю видимую часть медной фольги — как между витражными элементами, так и по их внешним краям. Сразу у вас вряд ли получиться, поэтому тренируйтесь. Если изготавливаемый вами витраж тиффани предполагается подвешивать, то припаяйте к нему проволочную петлю.

По завершении пайки очередь за помывкой спаянного витража — если эту операцию пропустить, то остатки паяльной кислоты вызовут появление на оловянном шве образований, похожих на мох. Для мойки витража Тиффани вполне подойдёт обычное моющее средство для посуды и губка.

Дайте просохнуть витражу, затем покройте оловянные швы патиной (чёрной или медного цвета — на ваш вкус). Патину следует наносить палочкой с ватным тампоном: нанесите немного патины на тампон, затем с силой вотрите её в поверхность оловянного шва. Завершив эту операцию, требуется вновь вымыть витраж. Вот и всё, работа закончена!

Витраж, рисованный красками — одна из старейших методик. Предлагаем вам два способа создания расписного витража: в первом из них рисунок формируется путём нанесения его кистью и красками, во втором — краска заливается на рисунок.

Первым делом нужно подобрать рисунок для витража, подготовить его эскиз, пропорционально увеличив изображение (при необходимости).

После подготовить витражное стекло к нанесению рисунка — тщательно протереть его ватным тампоном или чистой тряпочкой, смочив в спирте. Эта простая операция окажет большое влияние на долговечность будущей витражной росписи.

Очередь за переносом контуров рисунка на стекло. Кстати, рисовать на стекле нужно при его горизонтальном положении — краска не будет растекаться. Проще всего переносить эскиз рисунка, наклеив его скотчем на обратную сторону стекла и перерисовав тонкими линиями его контур — вначале с помощью маркера, затем — особой витражной краской, нанесённой на тонкую кисть (см. ниже способы её изготовления).

Приступайте к окрашиванию рисунка, первыми нужно покрасить фрагменты, разделённые между собой (т. е. не смежные), в этом случае можно будет корректировать выход краски за пределы контура и она не смешается с краской другого цвета из соседнего фрагмента рисунка.

Существует другой способ окрашивания фрагментов витража. Для его исполнения потребуется вырезать на бумажном эскизе только тот фрагмент, который вы предполагаете окрашивать в этот раз. Совместите его по контуру с аналогичным участком на стекле и прокрасьте кистью или из распылителя. После высыхания краски, подготовьте новый фрагмент — и так далее, до полного завершения окраски витражного рисунка.

Для полного высыхания окрашенных фрагментов потребуется трое суток. После этого нанесите краску на оставшиеся участки и дайте ей просохнуть. Затем нанесите поверх окрашенных участков рисунка контур, воспользовавшись тонкой беличьей кистью и витражной краской — так вы сможете придать изображению чёткость, скрыть мелкие просветы и потёки. Будьте внимательны и неторопливы!

Через трое суток нужно выполнить завершающую операцию — нанести на витраж слой лака, воспользовавшись широкой кистью или распылителем краски . Покройте лаком весь витраж, включая те участки стекла, на которых нет рисунка. В этот раз срок сушки — неделя. На всё время сушки поместите стекло с витражным рисунком в чистое, сухое и хорошо проветриваемое помещение, не трогайте его, исключите возможность доступа к нему детей и домашних животных. По прошествии семи суток витраж готов, его можно вставить в раму или, к примеру, в межкомнатную дверь.

Рисованный витраж методом заливки краски

Начало работ по созданию такого витража — в выборе витражного рисунка и переносе его контура на стекло. Далее требуется сделать контур выпуклым (объёмным) для создания границ, препятствующих разливу краски за пределы положенного ей участка.

Здесь потребуется изготовить особую контурную краску, для этого нужны:

  • 50 мл клея ПВА, подходящего для склеивания фарфора и стекла;
  • чёрная тушь — 20-30 мл;
  • серебрянка (алюминиевая пудра) — около 30-40 г.

Контурная краска создаётся так — берём небольшую стеклянную баночку, наливаем в неё клей ПВА, добавляем чёрную тушь, перемешиваем и в процессе помешивания подсыпаем серебрянку. По консистенции полученная таким образом краска должна напоминать жидкую сметану свинцового цвета.

Сразу отметим — если в процессе нанесения объёмного контура на стекло краска в банке загустеет, то, добавив в неё некоторое количество тёплой воды и немного чёрной туши (для желаемого цвета), она вернётся в необходимое вам состояние.

Контур, образованный такой самодельной краской, будет устойчиво держаться на стекле, внешне будет похож на свинцовые прокладки, соединяющие элементы классического витража. Причём вы можете импровизировать с шириной контура при его нанесении — это придаст вашему витражу оригинальность. Итак, вооружаемся беличьей или колонковой кистью и приступаем к рисованию контура — он должен получиться объёмным (выпуклым) в достаточной степени, поэтому на краске особо не экономьте, но наносить её нужно осторожно и аккуратно. В процессе создания объёмного контура требуется периодически помешивать краску, т. к. более лёгкие частицы серебрянки начнут скапливаться на её поверхности. Не тяните с контурными работами — чем дольше будет стоять приготовленная вами краска, тем больше будет меняться её цвет, а значит, утратится однообразие контурных линий.

После прорисовки контура витражного рисунка — 3 часа ждём полного высыхания краски.

Как изготовить краски для витражей

Продолжение материала по созданию витражного рисунка по методу заливки краски будет ниже, а пока самое время привести здесь несколько способов создания в домашних условиях витражной краски.

Первый способ. Потребуется нитролак НЦ-218 (можно использовать 222 или 2141), 647-й растворитель и масляные краски для художественных работ. Наливаем в баночку около трети нитролака, добавляем растворитель (примерно до 40% от количества нитролака), перемешиваем до получения состава, похожего на воду. Затем вводим каплю (размером с горошину) художественной краски, перемешиваем, добавляем ещё краски, если цвет не достаточно ярок (краски понадобится до 10% от количества нитролака). В итоге получаем хорошо растекающийся цветной лак, который отлично подойдёт для заливки рисунка витража.

Второй способ. Понадобится светлый клей БФ-2, ацетон, растворимая в спирте краска (можно использовать пасту из шариковых ручек). В стеклянную баночку наливаем клей, разбавляем его ацетоном по соотношению 1:1, перемешиваем и добавляем краску до получения цвета нужной насыщенности.

Третий способ. Понадобится желатин, тёплая вода, сухие красители для х/б, шерстяных или шёлковых тканей. Около 6 г желатина нужно развести в 200 г тёплой воды, перемешать. Отдельно в тёплой воде развести сухие краски. В новую стеклянную баночку отлить немного раствора воды с желатином, добавить туда необходимое количество раствора краски, перемешать. После нанесения этой краски на витраж и её высыхания, нужно будет поверху покрыть рисунок бесцветным нитролаком.

Важно: все приведённые ниже рецептуры витражных красок требуется смешивать исключительно в стеклянной посуде (идеально подойдут стеклянные баночки из-под детского питания).

Продолжаем создавать витраж методом залива краски

Итак — контурная краска на витраже высохла, а краска для заливки готова. Прежде чем приступить к окрашиванию витража, убедитесь в строго горизонтальном положении листа стекла — любой, даже незначительный перекос вызовет стекание и утолщение слоя краски в самой нижней точке раскрашиваемого фрагмента.

Вооружаемся круглой большой кистью (беличьей или колонковой), набираем на неё большое количество краски и наносим её на заданные фрагменты витража. В этом деле главное — не пересечь границу контура и полностью залить каждый из фрагментов краской определённого цвета. Если же вы попадёте краской на сам контур — ничего страшного, напротив — это даже хорошо, т. к. полностью исключит любые непрокрашенные участки близ контура. Боритесь с появлением воздушных пузырьков — следите за их появлением и быстро убирайте их движением кисти. Завершив окраску, выдерживаем паузу в 3-4 часа — даём краске полностью высохнуть.

Следующий этап заключается в повторной прорисовке контура. Старайтесь повторить предыдущие контурные линии, наносите краску так же обильно, как и при первой прорисовке контура. Теперь вы меже быть уверены в полном устранении любых неровностей и изъянов. Очередной этап работ — через 2-3 часа после высыхания нанесённого контура.

В завершении работ над витражом нужно нанести на него 3-4 слоя прозрачного нитролака, покрыв тонким слоем всю поверхность стекла. Эта мера защитит рисунок от царапин и влаги, продлит срок его службы. Нитролак лучше всего наносить не кистью, а распылителем, выдерживая перед каждым новым слоем не менее 10 мин для просушки предыдущего слоя.

Работа по созданию витража завершена — нужно только вставить его в раму. Такой рисованный витраж прослужит вам не менее 10 лет.

Дополнительные витражные работы

Приводить детальный метод создания плёночного витража считаем здесь ненужным — работа здесь самая простая, нужно подготовить эскиз, нанести его на стекло и на тонировочную плёнку, вырезать необходимые фрагменты и приложить к стеклу. Плёнка пристанет к стеклу сама.

В некоторых случаях требуется, чтобы витражные стёкла в дверях были непрозрачными, особенно, если эти двери ведут в ванную или спальню. Чтобы решить этот вопрос, необходимо придать стороне стекла, обратной витражному рисунку, матовое покрытие или наклеить на него тонировочную плёнку. Существует два способа создания матовой поверхности: используя составы на основе жидкого стекла или воспользовавшись составами, основанными на плавиковой кислоте.

Составы, основанные на жидком стекле:

  1. Необходимо немного развести жидкое стекло дистиллированной водой, затем добавить в него небольшое количество зубного порошка и тщательно перемешать.
  2. 10 частей жидкого стекла смешать с 15-ю частями дистиллированной воды, добавить в этот раствор 8 частей бария сернокислого и 1 часть кремнекислоты. Последний ингредиент можно получить, смешав жидкое стекло со значительным количеством серной или соляной кислоты — кремнекислота выпадет в виде осадка, её нужно выделить, высушить и перетереть в порошок.

Перед нанесением любого из этих составов стекло нужно тщательно вымыть мыльным раствором и высушить. Для нанесения использовать ровный валик — его обмакивают в состав, прикатывают и аккуратно покрывают раствором всю поверхность стекла. После просушки стекло следует промыть под водой.

Необходимо учитывать, что при работах с растворами, основанными на жидком стекле, нужно наносить покрытие как можно аккуратнее — матовая поверхность, созданная этим составом, проявит все дефекты.

Составы, основанные на плавиковой кислоте:

  1. 12 частей плавиковой кислоты, 10 частей бария сернокислого и 10 частей фтористого аммония смешиваются вместе, затем заливаются тонким слоем на поверхность стекла. После высыхания обработанную поверхность нужно промыть раствором соды (5%-ным), после — водой.
  2. 50% плавиковая кислота наносится тонким слоем на предварительно подготовленное стекло. Подготовка следующая — стекло помещается в деревянную рамку, с обратной стороны затянутую двумя слоями пвх-пленки, по краю стекла (вдоль деревянной рамки) делается бортик из пластилина. Слой плавиковой кислоты выдерживается на поверхности стекла в течение 10 с, температура раствора кислоты должна быть 30-40 °С. По истечении срока выдержки промойте обработанную поверхность раствором пищевой соды 5%-ной, после — водой.

В отличие от составов на жидком стекле, применение плавиковой кислоты даёт более ровную матовую поверхность, вне зависимости от допущенных ошибок при нанесении.

Время чтения ≈ 3 минут

Красочный витраж способен украсить и зал, и спальню, и коридор. Заказывать такие изделия чересчур дорого, но изготовить подобный декор для дома можно и самому. Создается любой по сложности витраж своими руками без особых проблем: исполнителю нужно качественное стекло, краски, герметик. Пошаговая инструкция, приведенная ниже, подробно расскажет о правилах изготовления витражного стекла.

Материалы для создания витража с подсветкой

Основой произведения является стекло, но к его выбору нужно подходить очень осторожно. Поверхность материала должна быть идеально ровной, наличие пузырьков воздуха или волн недопустимо. К подбору других компонентов для работы следует подходить не менее ответственно: от их качества зависит получаемый результат. Для того чтобы изготовить витраж на стекле потребуются следующие инструменты и материалы:

  • ватман (должен соответствовать размеру изготавливаемого декора);
  • стекло;
  • витражные краски;
  • черный силикон для аквариумов (можно заменить каучуковым герметиком);
  • деревянные бруски (для рамы);
  • уголки;
  • светодиодный шнур, крепления и провод питания с адаптером.

После покупки всех элементов можно смело приступать к изготовлению яркого домашнего декора.

Как сделать витраж из обычного стекла?

Не следует делать много элементов, особенно если подобное задание выполняется впервые. После получения красивого наброска проводится следующая работа:

1. Карандашный рисунок обводится толстым маркером для простоты последующего переноса изображения.

2. Поверх бумаги укладывается стекло, ватман фиксируется на стекле с помощью скотча.

3. Подготавливается герметик: острый носик срезается, как показано на прилагаемой видео подсказке. Это поможет аккуратней и удобней проводить линии.

4. Осуществляется перенос рисунка на стекло.

5. По заготовленным контурам выполняется раскрашивание изображения с помощью витражных красок.

Для получения максимально красивого и «живого» витража рекомендуется при нанесении красок использовать добавки, разбавлять один цвет другим, осветлять участки. Все эти приемы продемонстрированы в мастер-классе по изготовлению витража в домашних условиях. На готовом декоре видно, насколько оригинально и ярко смотрятся переливы и переходы оттенков.

Заготовка рамы и украшение комнаты витражом

Размеры рамы определяются согласно размерам самого стекла: оно будет приклеиваться непосредственно к деревянному каркасу. Для надежности соединения бруса нужно опилить его в уголках, чтобы получить надежный замок между соседними элементами. Далее на стыках просверлить отверстия и забить в них шканты.

После сборки рамы проводится ее шлифовка, покраска.

По внутреннему бортику крепится с помощью пластиковых креплений дюралайт.

По завершению фиксации он подсоединяется к сетевому шнуру с адаптером. Выполняется приклеивание к раме стекла, спереди стекло дополнительно фиксируется металлическими уголками, сзади на раму устанавливаются металлические крепления под дюбеля. На данном этапе витраж будет полностью готов к монтажу.