Системы оповещения в сфере транспорта. Глава III Траектории, управление, навигация, радиосвязь, аварийное возвращение

АВАРИЙНОЕ ОПОВЕЩЕНИЕ ПЕРСОНАЛА ШАХТ И РУДНИКОВ ПО РАДИОКАНАЛУ

Василиогло Анастасия Дмитриевна

студент 5 курса, кафедра электротехники, электроэнергетики, электромеханики, НМСУ «Горный», г. Санкт-Петербург

Е- mail : sbor _ stasia @ mail . ru

Иванов Сергей Леонидович

научный руководитель, д-р тех. наук, профессор, кафедра машиностроения, НМСУ «Горный», г. Санкт-Петербург

Семенов Михаил Алексеевич

научный руководитель, канд. тех. наук, доцент, кафедра электротехники, электроэнергетики, электромеханики, НМСУ «Горный», г Санкт-Петербург

Одной из основных задач обеспечения безопасности труда на горнодобывающих предприятиях является своевременное оперативное оповещение персонала о возникновении аварии. В правилах безопасности ПБ 05-618-03 (п. 41) аварийное оповещение - это передача горным диспетчером сообщений (кодовых, текстовых, речевых) в подземные выработки индивидуально каждому горнорабочему независимо от его местоположения до, во время и после аварии. Непосредственно к аварийному оповещению примыкают задачи мониторинга шахтного персонала. Они также отражены в п. 41 ПБ 05-618-03: поиск или аварийное позиционирование - обнаружение человека и определение его местоположения под завалом через слой горной массы толщиной не менее 20 м с погрешностью не более 2 м в течение 2 суток после попадания под завал при аварии и проведении спасательных работ; наблюдение или технологическое позиционирование - определение положения персонала в подземных выработках в нормальных условиях с точностью до участка горной выработки на момент возникновения аварии .

Исходя из, представленного выше, содержания п. 41 ПБ 05-618-03 к системе аварийного оповещения подземного персонала шахт и рудников можно сформулировать следующие требования:

1. Оповещением должна быть охвачена вся зона подземных горных выработок;

2. Сигналы оповещения должны приниматься каждым находящимся в подземных выработках горнорабочим или ИТР независимо от места нахождения;

3. Система оповещения должна оставаться работоспособной до аварии, во время аварии и после ликвидации аварии;

4. Время оповещения должно быть минимальным (не более нескольких минут);

5. Объем информации, передаваемый оповещением, должен быть достаточным для понимания персоналом характера аварии и возможных путей эвакуации .

В большей части этим требованиям соответствуют системы, использующие для передачи сигналов оповещения радиоканал, действующий через толщу горных пород. К ним относятся: «Земля-3М», «СУБР-1П», «Радиус-2», «СУБР-1СВМ», «Гранч», «Талнах» и другие. Наиболее распространенными из них на горных предприятиях, функционально более развитыми и постоянно совершенствующимися, являются системы «СУБР-1» и «Радиус-2». Причем, «Радиус-2» соответствует всем пяти пунктам сформулированных выше требований.

Другие системы подземной радиосвязи, получившие распространение на горных предприятиях в последние годы, на основе излучающего кабеля и микросотовых технологий (DECT, WiFi) имеют значительно более широкие функциональные возможности и способны выполнять все функции аварийного оповещения, но они не соответствуют п. 3 представленных выше требований. Наличие кабелей и аппаратуры в подземных выработках при аварии приведет, в первую очередь, к выходу их из строя, а значит к потере связи с подземным персоналом.

Системы оповещения через толщу горных пород не имеют стационарного оборудования в горных выработках. Они состоят из передатчика, расположенного на поверхности горного предприятия, и приемников, которыми снабжается весь подземный персонал. Следовательно, при аварии никакое оборудование не пострадает и связь с диспетчером останется работоспособной

Как действуют такие системы, рассмотрим на примере комплекса беспроводного подземного оповещения, персонального вызова, наблюдения и поиска людей, застигнутых аварией - «Радиус-2» . Комплекс состоит (рис. 1) из передающей аппаратуры ПРД, антенно-фидерного устройства АФУ и приемных устройств ПРМ. В состав передающей аппаратуры входит пульт дистанционного управления ПДУ горного диспетчера.

Рисунок 1. Структура комплекса «Радиус -

Передающая антенна комплекса, представляющая собой заземленный диполь или рамку, охватывающую шахтное поле, может подвешиваться на опорах линий электропередач, прокладываться по поверхности земли в грунте или в шахтных подземных выработках, не опасных по газу и пыли. Антенна подключается к усилителю мощности ПРД, который в зависимости от геометрических размеров шахтного поля, геоэлектрических свойств горных пород выбирается из ряда 1,25; 2,5; 5,0; 10; 15 кВт.

Приемное устройство ПРМ, встраиваемое внутрь корпуса взрывобезопасного шахтного головного светильника, обеспечивает выполнение следующих функций: оповещение об аварии, персональный вызов работающих независимо от того, в каком месте шахты они находятся; поиск застигнутых аварией людей в шахте; наблюдение местоположения, автоматический табельный учет персонала шахты.

В случае предаварийной или аварийной ситуации горный диспетчер с ПДУ передает кодовые радиосигналы оповещения или персонального вызова в подземные выработки сквозь толщу горных пород. Емкость кодов комплекса «Радиус-2» составляет: персонального вызова - 1024, общего оповещения по типу аварии -4, передача цифровых или текстовых сообщений - 16. Передача осуществляется посредством низкочастотных электромагнитных волн с использованием сетки частот с нижнего диапазона 25 Гц до 2500 Гц с шагом 50 Гц. Сетка частот позволяет выбрать оптимальную частоту передачи сквозь толщу пород в зависимости от их удельной проводимости. Передающее устройство программно выбирает оптимум, переходя с одной частоты на другую.

Приемные устройства улавливают низкочастотные сигналы и преобразуют их в мигание лампы светильника различной частоты и длительности и параллельно в звуковые сигналы. По типу этих сигналов шахтеры получают информацию о происходящих событиях в шахте - авария или вызов для разговора по телефону.

Зона действия комплекса «Радиус-2» составляет в глубину сквозь горный массив до 2000 м, по простиранию шахтного поля - до 15 км.

Для реализации поиска людей, застигнутых аварией, в приемное устройство встроен шахтерский радиомаяк. Он включается диспетчером с ПДУ после подачи сигнала об аварии и начинает излучать специальные сигналы мощностью до 10 мВт. По этим сигналам при ликвидации аварии спасательная служба может определить местонахождение шахтера с помощью радиопеленгатора «Радиус ШРП» сквозь толщу горных пород на расстоянии 5-15 м.

Наблюдение местоположения или позиционирование персонала выполнено в комплексе «Радиус-2» по технологии активных RFID-меток, представляющих собой передатчики высокой частоты (434,5; 433,3 МГц), встроенные в шахтные головные светильники. Приемники (считыватели) этих сигналов устанавливаются в определенных местах шахты, где необходим контроль наличия персонала и соединяются с компьютером диспетчера оптоволоконным каналом связи. Дистанция считывания составляет до 40 м. В аварийной ситуации, когда будет разрушен оптоволоконный канал, компьютер зафиксирует положение персонала на момент аварии, что станет отправной точкой поиска людей, застигнутых аварией.

Таким образом, система «Радиус-2» обеспечивает выполнение всех пяти пунктов требований, предъявляемых к системам аварийного оповещения подземного персонала шахт и рудников. Однако пункт 5 требует дальнейшего развития и совершенствования системы. Ведь в четырех кодовых сигналах о типе аварии трудно вместить информацию о характере аварии, конкретном месте, где она произошла, ее развитии и последствиях, а также наметить пути быстрейшего выхода на поверхность. В комплексах «СУБР-1П» и «СУБР-1СВМ» такое развитие нашло воплощение в передаче текстовых сообщений на индивидуальные шахтерские пейджеры, которыми снабжаются ИТР и руководители работ. Текстовые сообщения программируются по позициям плана ликвидации аварий (до 508 сообщений по 40 символов в каждом). Кроме того, могут передаваться произвольные текстовые сообщения, которые принимаются индивидуальным приемным устройством и передаются на высокой частоте на шахтерские пейджеры.

Полностью реализовать пункт 5 сформулированных выше требований можно только при речевом оповещении. Известно, что полоса частот голосового диапазона находится в пределах 300-3500 Гц. Высшая частота диапазона (3500 Гц) на 1000 Гц больше, чем в рабочем диапазоне частот комплекса «Радиус-2». Повышение частоты передаваемого сигнала увеличивает риск его быстрого затухания в массиве горных пород а, следовательно, уменьшение дальности (глубины) речевого оповещения.

В Санкт-Петербургском горном университете были проведены исследования по определению глубины распространения электромагнитного поля при передаче сигналов речевого диапазона сквозь массив горных пород. Результаты исследований представлены на рис. 2 в виде графиков, характеризующих убывание напряженности электромагнитного поля (Е, мкВ/м) в зависимости от глубины его распространения (L, м) в массиве горных пород при различных частотах речевого диапазона. Расчеты выполнены для средней интегральной проводимости пород горного массива, равной 10 -2 См/м. Такая проводимость характерна для антрацитов, аргиллитов, алевролитов, мокрых глин, кварц-сернистовых сланцев и других пород. Из графиков видно, что напряженность электромагнитного поля на нижней частоте (300 Гц) на глубине 1200 м составляет около 12 мкВ/м, что вполне достаточно для удовлетворительной работы приемных устройств. На частоте 3500 Гц уже на глубине 500 м напряженность электромагнитного поля становится менее 9 мкВ/м, что говорит в пользу неустойчивой радиосвязи.

Отсюда вытекает следующий вывод: аварийное оповещение в голосовом формате возможно только на глубины менее 500 м, что неприемлемо для современных шахт и рудников, глубина расположения подземных выработок которых составляет 1000 м и более .

Рисунок 2. Затухание электромагнитного поля при передаче речевого сигнала через массив горных пород для различных частот диапазона:
1 - при частоте 300 Гц; 2 - при частоте 1000 Гц; 3 - при частоте 3500 Гц.

Этот вывод не означает, что нужно отказаться от речевого оповещения. Следует искать пути увеличения глубины передачи. Одним из таких путей является корректировка амплитудно-частотной характеристики передающего тракта, которая направлена на то, чтобы усиливать в большей степени высокочастотную часть речевого спектра, как наиболее ослабляющуюся при распространении в горном массиве. Такое решение напрашивается на основе анализа характеристик, представленных на рис. 2.

Если сравнить, например, напряженности электрического поля на частотах 300 Гц и 3500 Гц на глубине передачи 500 м, то оказывается, что на частоте 3500 Гц она уменьшилась в 24 раза по сравнению с частотой 300 Гц. Это означает, что для увеличения дальности передачи (более 500 м) необходимо компенсировать убывание высокочастотных составляющих. Для этого требуется увеличить коэффициент усиления передающего тракта для высших частот речевого диапазона не менее, чем в 24 раза по сравнению с усилением низкочастотных составляющих.

Решить эту задачу можно путем введения в оконечный каскад передающего тракта корректирующей цепочки из последовательно соединенных индуктивности L и емкости С, включенных последовательно с антенной передатчика. Эта цепочка должна иметь преимущественно емкостное сопротивление, чтобы с увеличением частоты речевого сигнала ее общее сопротивление уменьшалось, а коэффициент усиления каскада при этом увеличивался.

Величины параметров L и С необходимо выбирать с учетом возникновения резонансной частоты f рез = 1/2π . Величина f рез должна быть меньше всех частот речевого спектра, и тем более, частоты 3500 Гц. Из этих соображений произведение LС не должно превышать 2·10 -9 . Реализовать такую корректирующую цепочку не представляет труда.

Нами были проведены испытания оконечного каскада передающего тракта в виде усилителя низкой частоты на биполярном транзисторе. Его параметры были рассчитаны с учетом корректирующей цепи. При испытании такого каскада наблюдалось нарастание электромагнитного поля на частотах от 300 до 1000 Гц примерно в 1,5 раза, а на частотах от 1000 до 3500 Гц - его плавное убывание примерно в 2 раза. При этом напряженность электромагнитного поля на глубине 500 м для высокой частоты спектра составила 450 мкВ/м, что примерно в 45 раз выше, чем без корректирующей цепочки. Это означает, что поле может распространяться на большую, чем 500 м глубину.

Дальнейшие исследования показали, что при выбранном оконечном каскаде с корректирующей цепочкой электромагнитное поле на частоте 3500 Гц может достигать глубины 800 м, обеспечивая напряженность в пределах 15 мкВ/м, что вполне достаточно для обеспечения устойчивого речевого оповещения.

Список литературы:

1.Бабенко А.Г. Принципы построения многофункциональных систем безопасности угольных шахт, опыт и перспективы их использования в Кузбассе/ А.Г. Бабенко, С.Э. Лапин, А.В. Вильгельм, С.М. Оржеховский - Безопасность труда в промышленности, 2011, № 1. С. 16-22.

2.В радиусе повышенного внимания к шахтеру/ Уголь Кузбасса, Международный научно-практический апрель - 2011.С. 68-69.журнал, март - апрель 2011. С. 68 - 69.

3.Драбкин А.Л., Проскуряков Р.М., Семенов М.А. Система беспроводной импульсной однополосной передачи речевых сигналов через массив горных пород с использованием ретрансляторов/ Известия вузов «Горный журнал» № 2, 2002. С. 107-111.

4.«Неделя комфорта и безопасности жизнедеятельности» в Кузбассе одобрила ноу-хау красноярского НВИЦ «Радиус». Известия региона от 24.11.2011 г. Специальный выпуск.

5.Семенов М.А. Система компенсации убывания электрического поля в массиве горных пород // Онлайн Электрик: Электроэнергетика. Новые технологии, 2012 - [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://www.online-electric.ru/articles.php?id=9 (Дата обращения: 10.05.2012).

6.Ферхо В.А., Веснин В.Н. Вопросы оснащения техническими средствами аварийного оповещения и определения местоположения персонала в подземных горных выработках рудников и угольных шахт. Горный журнал Казахстана, 2010, № 8. С. 47-50.

Системы оповещения в сфере транспорта

В соответствии с Поручением Президента РФ во всех регионах России начата деятельность по внедрению АПК "Безопасный город". Для губернаторов данное направление является одним из приоритетных в их деятельности.

03 декабря 2014 года Распоряжением Правительства РФ №2446 утверждена Концепция построения и развития АПК "Безопасный город", которая предполагает реализацию единого системного подхода к обеспечению комплексной безопасности и включает в себя: безопасность населения; безопасность на транспорте; координация работы экстренных служб и ведомств.

Каждому из нас не раз доводилось слышать объявления в троллейбусах, электропоездах, на автовокзалах, ж/д станциях, в метрополитенах, аэропортах. Все эти объявления осуществляются системами оповещения.

Системы оповещения имеют самое широкое применение практически во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в сфере транспорта. В сфере транспорта строятся:

Системы аварийного оповещения

Основное назначение системы аварийного оповещения - оповещение людей об угрожающей им опасности в случае пожаров, чрезвычайных ситуаций, техногенных катастроф, природных катаклизмов, террористических угроз, донесение до них информации, касающейся их личной безопасности.

Системы оповещения являются обязательной составляющей практически любой системы безопасности, в которой являются конечным исполнительным элементом - посредником между техническими средствами и человеком. Для обеспечения безопасности зданий строятся системы оповещения и управления эвакуацией, являющиеся комплексом организационных мероприятий и технических средств, направленных на обеспечение безопасности людей. К данным системам предъявляются высокие нормативные требования, а также требования заказчика, определяющие специфику их применения.

По нормативным требованиям система оповещения должна быть:

    высоконадежной - функционировать в течение длительного времени;

    автоматической - включаться автоматически без участия оператора;

    контролируемой - иметь возможность автоматического контроля всех узлов (блоков) системы;

    резервируемой - при пропадании питания должна функционировать в течение времени, необходимого для завершения эвакуации.

Современной системе оповещения присуще требование интеграции с другими системами и комплексами, достигаемое внедрением и применением цифровых технологи, позволяющим осуществлять стыковку как на протокольном, так и на физическом уровне.

Звуковые информационные системы

Звуковые информационные системы по своей сути очень просты. Звуковая информация от микрофона или источника заранее записанных звуковых сообщений поступает на усилитель, где усиливается и транслируется в линию громкоговорителей. В более сложных задачах, например, в аэропортах, применяется система представляющая собой сложный информационно-технический комплекс, функционирующий под управлением программного обеспечения, обслуживаемого несколькими операторами и инженерами. С точки зрения технической реализации, такие системы строятся как многоканальные и многоприоритетные системы. К данным системам предъявляются очень высокие требования по функционалу и качеству звучания.

Многоприоритетные системы

Многоприоритетные системы позволяют транслировать информацию, различающуюся по степени важности - сигналы о чрезвычайных ситуациях, пожарное оповещение, служебные сообщения, информационные (рекламные) объявления, иногда фоновая музыка. При этом высокоприоритетный сигнал должен прерывать или приглушать низкоприоритетный сигнал.

Многоканальные системы

Многоканальные системы позволяют одновременно или раздельно транслировать звуковую и речевую информацию в различные зоны по раздельным каналам.

Системы громкой связи

Примером системы громкой связи может служить система, используемая в электропоездах, где реализована т.н. полудуплексная система прямой канал - канал связи абонентских панелей установленных в каждом вагоне, с селектором связи машиниста. Обратный канал - система (звукоусиления) громкой связи со всеми вагонами одновременно.

Система громкой связи предназначена:

    для оперативной связи пассажира с машинистом с целью передачи какого-либо экстренного сообщения через встроенную вызывную панель системы связи (находящейся: в середине вагона: в метро; в конце вагона в ж/д электропоездах);

    для передачи информации от машиниста пассажирам.

Звуковая информация от машиниста передается с микрофона или звукового источника и транслируется одновременно на все громкоговорители, установленные в вагонах электропоезда.

Рассмотренные выше системы являются системами экстренного оповещения, следовательно, к ним (в равной мере) предъявляются высокие требования по качеству и надежности.

Рассмотрим некоторые аспекты эксплуатации и проектирования данных систем.

Базовые принципы построения систем оповещения

Системы оповещения классифицируются по различным признакам. По способу передачи информации системы оповещения делятся на беспроводные и проводные. Проводной способ передачи звуковой информации является наиболее простым и надежным с точки зрения проектирования, монтажа и обслуживания. Системы оповещения, осуществляющие передачу звуковой информации по проводам, называются трансляционными системами. В основе функционирования трансляционной системы заложен принцип трехэтапного преобразования, реализующий поэтапную передачу речевого сообщения от источника (диктора) к получателю (слушателю), рис.1.

Рис.1 - Этапы электроакустического преобразования

На первом этапе происходит преобразование акустической энергии на входе системы в низкоуровневый электрический сигнал на выходе. Данную функцию выполняет акустико-электрический преобразователь - микрофон. На втором этапе осуществляется усиление и преобразование электрического сигнала. Эту функцию выполняет система звукоусиления, например, трансляционный усилитель, рис.2


Рис.2 - Внешний вид трансляционного усилителя ROXTON MZ-120

На третьем этапе осуществляется преобразование электрического сигнала в слышимый акустический сигнал на выходе всей системы. Данную функцию осуществляет громкоговоритель.

Общие аспекты проектирования систем оповещения

Качество воспроизводимого речевого сообщения определяется параметрами и согласованием всех трех составляющих - микрофона, усилителя и громкоговорителя. Данное условие является необходимым, но не достаточным для обеспечения воспринимаемого звука надлежащим качеством. Для обеспечения последнего необходимо организационное мероприятие, называемое электроакустическим расчетом. Электроакустический расчет выполняется на начальной стадии проектирования, и в существенной мере определяет параметры проектируемой системы. В процессе проектирования выполняется расчет звукового давления в определенных точках, для чего замеряются уровни фактического шума, выявляются источники шума, определяются уровни ожидаемого шума, определяются параметры, количество и схема расстановки громкоговорителей обеспечивающих надлежащее качество звучания. Акустический расчет подразумевает анализ условий распространения звука внутри помещения или на открытой площадке, учитывает множество дополнительных факторов психо-акустического характера.

По существующим нормам система оповещения должна воспроизводить звуковую информацию в определенных диапазонах:

    примерно от 100Гц до 16кГц, в частотном диапазоне;

    примерно от 75дБ до 130дБ, в динамическом диапазоне,

транслировать ее, по возможности, на большие расстояния, с минимальными потерями и искажениями. Наиболее важным элементом системы оповещения, параметры которого необходимо учитывать в электроакустическом расчете, является громкоговоритель.

Немного о громкоговорителях

Громкоговорители применяются во всех областях и сферах, в которых осуществляется громкое оповещение людей. Громкоговоритель является основным исполнительным элементом любой системы оповещения и в существенной мере определяет качество звука. Наиболее важным параметром, определяющим качество звука, является амплитудно-частотная характеристика (АЧХ). Громкоговоритель считается качественным, если неравномерность его АЧХ не превышает 10%.

Параметры громкоговорителей

Наиболее важными параметрами громкоговорителей, необходимыми для электроакустического расчета, являются: чувствительность P 0 , дБ, мощность, P вт, Вт, ширина диаграммы направленности громкоговорителя, ШДН, град. В зависимости от этих параметров можно определить звуковое давление P дб, дБ развиваемое громкоговорителем или его громкость, как:

Зная уровень шума в защищаемом помещении УШ, дБ и диаграммы направленности используемого громкоговорителя ШДН, град, можно оценить эффективную площадь, озвучиваемую громкоговорителем:

Классификация громкоговорителей

Громкоговорители классифицируются по области применения, характеристикам, по конструктивному исполнению, по классу защиты и т.д. Рассмотрим два наиболее широко применяемых типа громкоговорителей, различающихся по способу преобразования: электродинамические и рупорные.

Электродинамические громкоговорители

Основным рабочим узлом электродинамического громкоговорителя является диффузор, который осуществляет преобразование механических колебаний в акустические. Диффузор громкоговорителя приводится в движение силой, действующей на жестко скрепленную с ним катушку, находящуюся в радиальном магнитном поле. Колебания катушки передаются диффузору, который в свою очередь создает акустические колебания, распространяющиеся в воздушной среде. Громкоговорители с электродинамическим преобразованием имеют широкое применение в закрытых помещениях - зданиях автовокзалов, вестибюлях метрополитенов, вагонах электропоездов. Такие громкоговорители как правило имеют высокое качество звучания. Характерным примером такого громкоговорителя может служить потолочный громкоговоритель ROXTON PA-620T, рис.3.


Рис.3 - Внешний вид потолочного широкополосного громкоговорителя ROXTON PA-620T

Рупорные громкоговорители

Рупорный громкоговоритель состоит из рупора и драйвера. Рупор является согласующим элементом между драйвером (излучателем) и окружающей средой. Драйвер, жестко связанный с рупором, преобразует электрический сигнал в звуковую энергию, поступающую и усиливающуюся в рупоре. Усиление звуковой энергии внутри рупора осуществляется за счет специальной геометрической формы, обеспечивающей высокую концентрацию звуковой энергии. Использование в конструкции дополнительного концентрического канала позволяет существенно уменьшить размеры рупора при сохранении качественных характеристик. Рупорные громкоговорители активно применяются в железнодорожном, морском и речном транспорте - на любых открытых площадках, в том числе ж/д платформах, а также станциях метро, широко применяются для озвучивания парковок, устанавливаются на "агитационных" автомобилях. Характерными примерами являются рупорные громкоговорители ROXTON HP-15T (ROXTON HP-30T) или ROXTON HS-30T (ROXTON HS-50T), рис.4.


Рис.4 - Внешний вид рупорных громкоговорителей - пластикового ROXTON HP-15/30T (слева), алюминиевого ROXTON HS-30/50T (справа)


Рис.5 - Настенный широкополосный громкоговоритель ROXTON WP-06T

Трансформаторные громкоговорители имеют несомненные преимущества по сравнению с низкоомными громкоговорителями - они просты с точки зрения проектирования и монтажа. Принцип трансформаторного согласования позволяет строить длинные линии, которые в сочетании с параллельным подключением, позволяют реализовать многозонные и распределенные системы оповещения.

Специфика проектирования систем оповещения в сфере транспорта

Громкие объявления на вокзалах и платформах

Многим из вас наверняка приходилось сталкиваться с ситуацией, когда, находясь на вокзале или платформе, вы не могли разобрать или расслышать информационное объявление. Здесь несколько проблем, как организационного, так и технического характера. Для озвучивания открытых площадок требуется грамотный подход, учитывающий возможные коллизии - отражение звука, высокие уровни шумов. Можно указать множество примеров неправильного озвучивания вокзалов и ж/д платформ. Наиболее распространенной ошибкой является превышение допустимого шага расстановки громкоговорителей. Причиной этой ошибки является желание «убить двух зайцев» - справиться с высоким уровнем шума минимальными средствами, для чего, как правило, количество громкоговорителей уменьшают, а их мощность увеличивают. Да, так получается дешевле, но это приводит к возникновению эха, превышению допустимой громкости, неравномерному озвучиванию территории.

Возникновение эха


Рис.6 - Критический шаг расстановки громкоговорителей

Пример. После реконструкции Казанского вокзала в г. Москве, на территории платформ появился эффект эха. Первоначально территория была открыта и для ее озвучивания были установлены мощные звуковые кластеры (звуковые колонны ROXTON CS-840T). При появлении крыши (отражающего покрытия) проявился эффект эха с очень ощутимой задержкой ~ 1с. Существуют и обратные примеры. Платформы Московского ж/д вокзала г. Санкт-Петербурга озвучены правильно. Громкоговорители расставлены с оптимальным шагом; информационные объявления хорошо слышны, звук на платформах приятный и комфортный.

Превышение допустимой громкости

Первая ошибка автоматически приводит ко второй, связанной с превышением допустимого уровня громкости (звукового давления) в точке прослушивания. Звук не должен быть очень громким; это может привести к испугу и панике. Так по существующим нормативам звуковое давление в точке прослушивания не должно превышать 120дБ. В виде формулы это можно выразить следующим образом:

где r 1 - расстояние от громкоговорителя до ближайшего слушателя.

Значение r 1 введено в формулу не случайно. Так, например, рупорный громкоговоритель ROXTON HS-50T (рис.4) имеет звуковое давление порядка 126дБ, что априори превышает критическое значение. Но практически всегда (для увеличения зоны охвата) мощные рупора устанавливают на достаточно большой высоте (r 1).

Пример. Над входами станций метрополитена г. Москвы (м. Выхино, Электрозаводская и др.) на высоте ~ 2.5м установлены мощные рупора. Минимальное расстояние между громкоговорителем и точкой прослушивания составляет примерно 1м. Данное расположение, при учете того, что звуковое давление большинства рупоров больше 120дБ, является несомненной ошибкой.

Громкоговорящая связь в электропоездах

На сегодняшний день качество громких объявлений, осуществляемых машинистами электропоездов (ж/д, метро), оставляет желать лучшего. Низкое качество приводит не только к раздражению, но и к потере необходимой информации. Причины. Первая и самая банальная - моральное и физическое устаревание используемой аппаратуры. Вторая причина субъективная и связана с некорректным использованием технических средств. Так, например, неправильное пользование микрофоном приводит к плохой слышимости. Причины тому могут быть разные, например, не нормированное расстояние между говорящего и капсюлем микрофона, рис.7.


Рис.7 - Конструктив микрофона на примере модели ITC ESCORT T-621

И наоборот, если расстояние между говорящим и капсюлем микрофона мало, то слышимость может оказаться искаженной. Плохое качество звука может быть связано с плохой настройкой звукового тракта, например, неправильного соотношения чувствительности микрофонного входа и коэффициента усиления. Серьезной причиной, мешающей хорошему восприятию звуковой информации внутри вагона, являются различные шумы, например, шум проходящего встречного электропоезда, шум людей, собственный шум электропоезда. Но данный шум может существенно повышаться, например, за счет проникновения в открытые форточки шума от проходящего встречного поезда. Такие добавочные шумы ухудшают слышимость примерно в 6-10 раз (каждая открытая форточка повышает уровень шума в вагоне на 1дБ).

Учесть приведенные факторы можно путем комплексного (включающего систему кондиционирования) переоснащения вагонов. И такие примеры имеются. Отечественные аэроэкспрессы оснащены более качественной звуковой системой. Речевые объявления (в т.ч. рекламные) в вагонах предваряются сигналом привлечения внимания, осуществляются приятным женским голосом. Объявления хорошо воспринимаются, так как в изолируемых и кондиционируемых вагонах практически тихо.

Экстренная ситуация

Система аварийного оповещения является комплексом не только технических средств, предназначенных для передачи экстренной информации, но и организационных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности людей. Так, например, организация экстренных сообщений в вагонах метро оставляет желать лучшего. Во время длительной остановки электропоезда в тоннеле метро, среди пассажиров непременно нарастает тревога (провоцирующая панику). Неожиданное, резкое, неразборчивое объявление машиниста (о том, что поезд скоро тронется) можно заменить грамотным (заранее записанным) информационным объявлением общего плана. В случае более длительной остановки можно запустить дополнительное сообщение касающееся, например, правил поведения людей в метрополитене (что успешно реализуется при озвучивании эскалаторов).

(a. emergency warning alarm signal, breakdown signal, distress signal; н. Alarmschallanlage; ф. alarme, signal d"alerte, avertissement d"avarie; и. seсal o aviso de alarma) - форма экстренного информирования работающих на горн. предприятиях об опасности и необходимости перехода в спец. укрытия или выхода на поверхность. A. o. осуществляется c помощью спец. аппаратуры или комплекса техн. средств связи и сигнализации. A. o. включает: передачу информации об опасности абонентам, находящимся на рабочих местах; передачу им распоряжений и инструкций; принятие сообщений от абонентов на диспетчерском пункте; осуществление двухсторонней громкоговорящей связи диспетчера c абонентами. Oсн. вид A. o. - аварийная громкоговорящая связь. Вспомогат. роль привлечения внимания работающих к передаче важного сообщения выполняет звуковая, световая или ароматич. сигнализация. Для A. o. на шахтах CCCP выпускаются комплекты искробезопасной аппаратуры (ИГАС-3, ГИС-1), состоящие из пульта диспетчера (управления связью), абонентских устройств, громкоговорителей, дополнит. переговорных устройств и др. B качестве линий связи между диспетчерским и абонентскими устройствами A. o. используются спец. кабели или свободные жилы шахтных магистральных и распределит, телефонных кабелей. Допускается применение средств A. o. для передачи технол. информации (при условии внеочередной и независимой передачи информации об аварии в любом направлении).

C. B. Бабков, B. H. Mиц.


Смотреть значение Аварийное оповещение в других словарях

Оповещение Ср. — 1. Процесс действия по знач. глаг.: оповестить, оповещать.
Толковый словарь Ефремовой

Оповещение — оповещения, ср. (офиц.). Действие по глаг. оповестить-оповещать.
Толковый словарь Ушакова

Аварийное Значение Параметра — См. Значение параметра аварийное
Экономический словарь

Аварийное Происшествие — Аварийный
случай на судне морского флота РФ, в результате которого произошло
повреждение судна, приведшее к потере мореходности и требующее не менее 48 часов........
Экономический словарь

Оповещение — -я; ср.
1. к Оповести́ть - оповеща́ть. О. о собрании.
2. Сообщение, известие. Послать кого-л. с оповещением.
Толковый словарь Кузнецова

Значение Параметра Аварийное — параметр товара или продукции, который сам по себе или вместе с другими параметрами характеризует возможность возникновения аварийной ситуации. З.п.а. применяется........
Экономический словарь

Происшествие Аварийное — в морском страховании аварийное происшествие относится к страховому случаю.Различают: 1) аварийный случай на судне, в результате которого произошла утрата мореходности........
Экономический словарь

Соглашение, Аварийное — В страховании океанских и морских перевозок: документ, оформляемый страховщиком груза для того, чтобы освободить груз, удерживаемый после наступления страхового события,........
Экономический словарь

(a. emergency warning alarm signal, breakdown signal, distress signal; н. Alarmschallanlage; ф. alarme, signal d"alerte, avertissement d"avarie; и. seсal o aviso de alarma ) - форма экстренного информирования работающих на горн. предприятиях об опасности и необходимости перехода в спец. укрытия или выхода на поверхность. A. o. осуществляется c помощью спец. аппаратуры или комплекса техн. средств связи и сигнализации. A. o. включает: передачу информации об опасности абонентам, находящимся на рабочих местах; передачу им распоряжений и инструкций; принятие сообщений от абонентов на диспетчерском пункте; осуществление двухсторонней громкоговорящей связи диспетчера c абонентами. Oсн. вид A. o. - аварийная громкоговорящая связь. Вспомогат. роль привлечения внимания работающих к передаче важного сообщения выполняет звуковая, световая или ароматич. сигнализация. Для A. o. на шахтах CCCP выпускаются комплекты искробезопасной аппаратуры (ИГАС-3, ГИС-1), состоящие из пульта диспетчера (управления связью), абонентских устройств, громкоговорителей, дополнит. переговорных устройств и др. B качестве линий связи между диспетчерским и абонентскими устройствами A. o. используются спец. кабели или свободные жилы шахтных магистральных и распределит, телефонных кабелей. Допускается применение средств A. o. для передачи технол. информации (при условии внеочередной и независимой передачи информации об аварии в любом направлении). C. B. Бабков, B. H. Mиц.

  • - доведение до органов управления, войск и населения сигналов: об опасности воздушного нападения, радиоактивного, химического, биологического заражения, о стихийных бедствиях и т. п....

    Словарь военных терминов

  • - доведение до органов управления и войск в короткие сроки установленных сигналов, приказов и информации военного командования о действиях противника и своих войск...
  • - доведение до органов повседневного управления, сил и средств РСЧС и населения сигналов оповещения и соответствующей информации о ЧС через систему оповещения...

    Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • - доведение до органов управления и войск в короткие сроки установленных сигналов, приказов и информации командования...
  • - информирование населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, одна из основных задач в области гражданской обороны...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - доведение до органов управления, войск, сил флота и населения сигналов об опасности воздушного нападения, радиоактивного, химического и биологического заражения, о стихийных бедствиях и...

    Морской словарь

  • - "..."аварийное оповещение" - уведомление поисково-спасательных служб о воздушных судах, терпящих бедствие;..." Источник: Постановление Правительства РФ от 11.03...

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - Пр. об...

    Орфографический словарь русского языка

  • - ОПОВЕСТИ́ТЬ, -ещу́, -ести́шь; -ещённый; сов., кого о чём. То же, что известить. О. сотрудников о собрании...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ОПОВЕЩЕ́НИЕ, оповещения, ср. . Действие по гл. оповестить-оповещать...

    Толковый словарь Ушакова

  • - оповеще́ние ср. 1. процесс действия по гл. оповестить, оповещать 2. Результат такого действия...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - оповещ"...

    Русский орфографический словарь

  • - ...

    Формы слова

  • - См....

    Словарь синонимов

"Аварийное оповещение" в книгах

Раннее оповещение

Из книги Забытая сторона перемен. Как творческий подход изменяет реальность автора Брабандер Люк Де

Раннее оповещение Весной 1883 года моряки, находящиеся в плавании между островами Ява и Суматра, заметили странно гладкие, перекатывающиеся волны, каких они не видели раньше. Они взглянули на расположенный неподалеку необитаемый вулканический остров и увидели, что над

Психическое оповещение

Из книги Теософические архивы (сборник) автора Блаватская Елена Петровна

Психическое оповещение Перевод – К. Леонов «Не может ли кто-нибудь из многочисленных читателей „Теософиста“ просветить меня относительно влияния, оказанного на меня в случае, о котором пойдет речь ниже? Я, конечно, категорически отрицаю, что это было некое духовное

5.4 АВАРИЙНОЕ СПАСЕНИЕ

Из книги Ракеты и люди. Горячие дни холодной войны автора Черток Борис Евсеевич

5.4 АВАРИЙНОЕ СПАСЕНИЕ 10 декабря Мишин провел заседание Совета главных, на котором рассмотрели измененную программу ЛКИ «Союзов» и проект графика изготовления кораблей 7К-Л1 для облета Луны. Первый пилотируемый полет с облетом Луны предлагался в июне 1967 года. До этого в

Оповещение о позиции в очереди (Caller Position Announcements)

Из книги автора

Оповещение о позиции в очереди (Caller Position Announcements) Настройки оповещения абонентов, ожидающих в

Оповещение о кончине и соболезнования

Из книги Полная современная энциклопедия этикета автора Южин Владимир Иванович

Оповещение о кончине и соболезнования Если умирает один из членов семьи, всем родным, друзьям и хорошим знакомым немедленно дают об этом знать телеграммой, телефонным звонком или в письменном виде. Получивший известие должен по возможности лично принять участие в

Оповещение людей о пожаре

Из книги Универсальный справочник прораба. Современная стройка в России от А до Я автора Казаков Юрий Николаевич

Оповещение людей о пожаре В каждом доме (жилом блоке) высотой 3 этажа должны быть установлены автономные дымовые пожарные извещатели (далее – извещатели), удовлетворяющие требованиям НПБ 66 и размещаемые соответственно специальным требованиям. Заданием на

Оповещение о презентациях на Twitter

Из книги Руководство Proshow Producer Version 4.5 автора Corporation Photodex

Оповещение о презентациях на Twitter У ProShow есть встроенная поддержка оповещения на Twitter о Ваших новых презентациях. Этот параметр доступен каждый раз, когда Вы загружаете презентацию к любому веб-сайту медиа общего пользования.Когда загрузка завершится, отобразится окно,

Аварийное завершение

Из книги Системное программирование в среде Windows автора Харт Джонсон М

Аварийное завершение Любое завершение выполнения программы по причинам, отличным от достижения конца try-блока и "проваливания вниз" или выполнения оператора __leave, считается аварийным завершением. Результатом выполнения оператора __leave является переход в конец блока __try и

Из книги Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" автора России Законодательство

Статья 51. Рассылка материалов. Оповещение о заседании Уведомление о заседании Конституционного Суда Российской Федерации, копии обращений и поступивших отзывов на них, копии проверяемых актов, а при необходимости и иные документы направляются судьям и участникам

38. Не забывайте про PR, организационные мелочи и оповещение участников

Из книги 50 советов по нематериальной мотивации автора Иванова Светлана Владимировна

38. Не забывайте про PR, организационные мелочи и оповещение участников «Как вы яхту назовете, так она и поплывет». Результат грамотного PR – это отличное первое впечатление, а, как говорят, второго шанса произвести первое впечатление у вас не будет. Очень важно правильно –

Аварийное освещение

Из книги Правила устройства электроустановок в вопросах и ответах [Пособие для изучения и подготовки к проверке знаний] автора Красник Валентин Викторович

Аварийное освещение Вопрос. На какие виды разделяется аварийное освещение?Ответ. Разделяется на освещение безопасности (предназначено для продолжения работы при аварийном отключении рабочего освещения) и эвакуационное (6.1.21).Вопрос. Какие требования предъявляются к

Глава III Траектории, управление, навигация, радиосвязь, аварийное возвращение

автора Шунейко Иван Иванович

Глава III Траектории, управление, навигация, радиосвязь, аварийное

Аварийное возвращение из Дальнего космоса. Аварийное возвращение на этапе выхода на траекторию полета к Луне

Из книги Пилотируемые полеты на Луну автора Шунейко Иван Иванович

Аварийное возвращение из Дальнего космоса. Аварийное возвращение на этапе выхода на траекторию полета к Луне Если возникнет необходимость аварийного возвращения в процессе активного участка выхода на траекторию полета к Луне, используется ЖРД служебного отсека для

Аварийное возвращение на активном участке выхода на траекторию ИСЛ

Из книги Пилотируемые полеты на Луну автора Шунейко Иван Иванович

Аварийное возвращение на активном участке выхода на траекторию ИСЛ Если ЖРД служебного отсека отказал вначале активного участка выхода на орбиту ИСЛ, возвращение командного отсека в точку антипода, можно осуществить тремя методами.Метод I. Если ЖРД служебного отсека

Аварийное возвращение с орбиты ИСЛ

Из книги Пилотируемые полеты на Луну автора Шунейко Иван Иванович

Аварийное возвращение с орбиты ИСЛ Если необходимо осуществить аварийное возвращение с орбиты ожидания вокруг Луны, вывод на траекторию полета к Земле производится раньше запланированного и траектория возвращения нацеливается в точку посадки в центре Тихого океана.