НОД в старшей группе: «Наши друзья лекарственные растения. Конспект НОД в старшей группе

Конспект занятия по экологии

в подготовительной группе

на тему: « Растения – наши друзья».

Составила:

Воспитатель: Данько Е.Ю

Систематизировать знания детей о растениях.

Закрепить знания детей о размножении растений.

Обеспечить высокую умственную и речевую активность детей, используя разнообразные приёмы (вопросы поискового характера, работу с моделями, упражнения в обобщениях и доказательствах).

Вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик на предложенную тему, умение выразить его в рисунке.

Развивать творческую активность, воображение, образное мышление.

Воспитывать стойкий интерес к природе.

Организационный момент.

Ребята, у вас хорошее настроение? (Да). Давайте возьмёмся за руки, улыбнёмся друг другу и поделимся хорошим настроением!

Основная часть.

Ребята к нам на занятие пришёл мышонок Тим. Он хотел бы с нами поговорить, а о чём, вы узнаете, если отгадаете его загадки. (Презентация загадок о растениях).

1. Весной веселит, летом холодит,

Осенью питает, зимой согревает.

2. Рос шар бел, ветер дунул - улетел.

(Одуванчик)

3. Красна, сочна, душиста,

Растет низко, к земле близко.

(земляника)

4. В лесу под елкой крошка -

Только шляпка да ножка.

5. Из - под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает

(подснежник).

Что не сеяно родится?

Молодцы, вы отгадали все загадки, а как можно сказать одним словом, о чём эти загадки? (О растениях).

Правильно. Как вы думаете, растения живые или нет? (Живые).

Объясните, почему вы думаете, что они живые? (Ответы детей).

Давайте проверим по модели, и поговорим о каждом признаке живого подробнее. (Модель живых организмов).

Как растения дышат? (На нижней части листа есть устьица, невидимые глазу, через них растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород).

Расскажите, как питаются растения? (С помощью корней, которые находятся в земле и, как насос, доставляют в стебель, листья и цветы воду и питательные вещества).

Какие способы размножения растений вы знаете? (Ответы детей:

1. Семенами (гвоздика, одуванчик, календула и др.).

2. Листьями (фиалка, сансевьера).

3. Луковицами (лилии, амариллис, тюльпаны, нарциссы).

4. Черенками (бальзамин, хризантема, традесканция).

5. Детками, побегами (хлорофитум, камнеломка).

6. деление куста (пионы, флоксы, примула, фиалка).)

Физминутка-

Ребята, сейчас, мы с вами, превратимся в алые цветочки.

Наши алые цветочки выпускают лепесточки (Дети сидят на корточках, медленно встают).

К солнцу потянулись, солнцу улыбнулись (Потянулись на носочках руки вверх, широко в стороны).

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет (Руки поднимают вверх, качают руками).

Наши алые цветочки закрывают лепесточки, головой качают, тихо засыпают (Руки над головой в форме бутона, приседают, качая головой).

А сейчас, мы с вами посмотрим мультфильм, который называется «Как мышонок пошёл в школу». (Просмотр мультфильма).

Чем растения помогли мышонку? (Они помогли ему узнать время, так как каждое растение просыпается в своё время. Ещё растения как компас, могут указать где север и юг.)

Какие растения ещё помогают ориентироваться в лесу? (Деревья. На северной стороне деревьев больше мхов и лишайников, а на южной стороне хвойных деревьев больше выделяется смолы на стволе).

Какую ещё пользу растения оказывают людям? (Ответы детей:

1. Поглощают углекислый газ и выделяют кислород.

2. Отфильтровывают частички пыли в воздухе.

3. Повышают влажность воздуха и за счёт испарений летом воздух более прохладный.

4. Способствуют снятию стресса и улучшают самочувствие.

5. Создают радостную атмосферу, радуют людей своей красотой.)

Молодцы. А какое насекомое вы увидели в мультфильме? (Гусеницу).

Скажите, а гусеница друг или враг растений? (Враг).

Выберите на столе карточки, на которых изображены враги растений и назовите их? (Дети отбирают карточки с изображением колорадского жука, тли, саранчи, долгоносика).

А теперь назовите друзей комнатных растений (Божья коровка, пчела, муравей, жужелица, златоглазка).

Молодцы, вы много знаете о растениях. А сейчас, я предлагаю вам нарисовать любое растение, которое вам больше нравиться (Деревья, кустарники, ягоды, грибы. Цветы), в подарок мышонку Тиму.

Дети рисуют и дают пояснения к своим рисункам.

НОД по экологии "Лекарственные растения"

Цель: Расширять знания о пользе и применении лекарственных растений.

Задачи:

«Познание»

  • Развивать у дошкольников интерес к природе родного края, желание активно познавать природные объекты;
  • Обогащать представления детей о многообразии лекарственных растений;
  • Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

«Коммуникация»

  • Развивать монологическую речь детей;
  • Развивать умение участвовать в коллективных разговорах;
  • Пополнять словарь детей за счет расширения представлений о природе.

"Социализация"

  • Развивать в игре сообразительность, умение согласовывать свои действия с действиями других участников, совместно решать поставленную задачу;

«Чтение художественной литературы и музыка»

  • Поддерживать у детей интерес к отгадыванию загадок;
  • способствовать выразительному чтению стихов, продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.

Методические приемы:

Рассказ воспитателя, беседа с детьми, художественное слово, рассматривание, дидактические игры, обращение к опыту, анализ.

Оборудование: иллюстрационный материал лекарственных растений, гербарий "Лекарственные растения", раздаточный материал д/и "Разрезные картинки", музыкальное сопровождение (мр-3 проигрыватель) А. Вивальди "Пришла весна", "Звуки леса".

Ход мероприятия:

Ребенок: Ребята, давайте с вами пойдем в лес гулять?

Дети: Да, пойдемте.

Дети под музыку (пение птиц) идут и гуляют по лесу.

Дети: как красиво в лесу.

Ребенок: Ребята, мы кажется с вами заблудились.

Дети: Ау-ау кричат

Вышли дети на полянку, где видят Фею леса.

Фея: А кто это ко мне в лес пожаловал? Да, это ребята!!! А куда вы идете?

А с кем вы пришли в лес?

Дети: одни

Фея: А разве можно одним в лес ходить?

Дети: отвечают

Фея: а как себя нужно вести в лесу? (правила поведения) .

Дети отвечают

Фея: Молодцы!

Я приглашаю вас прогуляться со мной по лесу. Наш маршрут будет называться «Лекарственные растения» .

Все готовы? Тогда в путь! (идут под музыку «звуки леса» )

Лес как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства,
В каждой травке в каждой ветке
И микстура и таблетки.

Ну а чем и как лечить мы вас можем научить.

Я хочу с вами поиграть, буду задавать вопросы, а вы отвечайте.

Викторина

  1. Цветок с желтой серединкой и белыми лепестками (Ромашка)
  2. Я шариком пушистым белею в поле чистом,

А дунул ветерок – остался стебелек (Одуванчик)

3. Цветок со звенящим названием (Колокольчик)

4. Черная лесная ягода (Черника)

5. Какие ягоды любит медведь (Малину)

6. Белые горошки на лесной ножке (Ландыш)

7. Первые весенние цветы (Подснежник, мать и мачеха)

8. Корень этого растения возбуждает аппетит (корень одуванчика)

Идет мальчик топчет и рвет цветы.

ФЕЯ: Стой, посмотри, что ты делаешь?

Мальчик: Гуляю! А что?

ФЕЯ: Оглянись и посмотри, что ты натворил!

Мальчик: Ну и что? Ни все равно некрасивые, да и кому они нужны?

Хочет уйти с полянки, но тут с ним начинают происходить разные неприятности: натер ногу, порезал руку, начал чихать, кашлять, у него заболела голова.

СЕЛ НА ПЕНЕК.

К нему на помощь приходят лекарственные растения.

Фея: Знаю я, знаешь ты
На лугу растут цветы.
Но один из них чудак,
Что-то у него не так.

Стильный и кудрявый мальчик.
Кто же это? Одуванчик!

1. Одуванчик.

Одуванчик, одуванчик
Ты такой один обманщик.
То ты желтый и душистый,
То кудрявый и пушистый.

Знает белка, знает зайчик
Любит ветер одуванчик
На глазах у всех ребят
Парашютики летят!

Одуванчик дарит варенье из одуванчиков для улучшения аппетита.

ФЕЯ: Стоит в лесу кудряшка
Белая рубашка,
В середине золотая,
Кто она такая?

2. Ромашка

Если случится, тебе простудится
Появится кашель, поднимется жар.
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый душистый отвар

Желтые глазки в белых ресничках,
Людям на радость, пчёлкам и птичкам.
Землю собою они украшают,
На лепестках их порою гадают

Бабочки любят их, любят букашки
Эти цветочки зовутся (Ромашки)

Ромашка дарит ромашковый отвар для полоскания горла

ФЕЯ: А кто угадает следующее растение?

Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит?

3. Подорожник

Путника – друг подорожник,
Скромный, невзрачный листок,
Ты на порезанный палец
Влажной заплаткою лёг.

Многим из нас невдомёк,
Что отыскалось лекарство
Тут же, на тропке, у ног.

Подорожник: Я приложу тебе мой листочек, перевяжу ранку и боль пройдет

Мальчик: Спасибо вам большое! Я не знал, что растения бывают такими полезными.

Нужно только не лениться,
Нужно только научиться,
Находит в лесу растения,
те, что для людей полезны,

И отступят все болезни.

ФЕЯ: Сегодня я хочу вас познакомить с интересным человеком. Но сначала сядьте поудобнее, закройте глазки и послушайте звуки леса.

Выходит бабушка Маланья.

Бабушка: Здравствуйте, мои дорогие. Фея леса предупредила меня о вашем приходе. Я бабушка Маланья, известная травница. А вы знаете, кто такие «травники» и «травницы» ? Так называют людей, которые изучают лекарственные свойства растений и лечат с помощью этих растений.

Бабушка ставит на стол траву и варенье.

А вы любите ягоды? А какие лесные ягоды и травы вы знаете? (ответы детей)

Ребятушки мои дорогие, стряслась у меня недавно беда, здесь в корзинке перепутались у меня лекарственные растения. А я вижу, что вы уже неплохо их знаете. Помогите мне их разобрать.

Игра «Собери картинку»

(дети собирают картинки и рассказывают про их свойства)

Бабушка: а что вы знаете о землянике?

1. На проталинке весной
Земляничка под сосной
Земляничка невеличка
Хорошо цвела весной.

Солнце грело много дней
Пушистый кустик у камней.
Становилась земляничка
Все пригожей, да крупней.

Покраснела каждым боком,
Налилась душистым соком.

Земляника – не только вкусная, но и очень полезная ягода. Её применяют при простудных заболеваниях, при малокровии. Очень полезны земляничное варенье и чай, заваренный с листьями земляники.

Бабушка: а что вы знаете о чернике?

2. У Алёши черный рот,
Как пещера, или грот
Просто он всю съел чернику
Пока я считал клубнику

Вы не бойтесь – всё напрасно,
Есть чернику не опасно
От неё всем чёрный ротик –
Не болит зато животик!

От черники лучше глазки,
видят мультики и сказки
Бабушка: Чернику рвите осторожно
Окрасит руки, как чернила;

Отмыть их сразу невозможно,
И не поможет даже мыло.
Но радует черника нас -
Она полезная для глаз.

Бабушка: а что вы знаете о мяте?

3. Аппетита если нету,
Иль желудком болен ты,
Нет прекраснее совета -
Мяты перечной нарви.

Ели нервы расшалятся,
И совсем не будет сил,
Чаю с мятою напейся,
Чтобы ты совсем остыл.

Если спишь ты неспокойно,
Иль плохие видишь сны,
То подушку к изголовью,
С этой мятой положи.

Если сердце вдруг заноет,
От непрошеной беды,
Сорок капель* успокоят
Мяты перечной листы.

А растёт она повсюду,
Многолетняя трава,
Чтоб помочь мирскому люду,
Наклонись лишь к ней едва.

Бабушка: а что вы знаете о лесной черной смородине?

4. Смородины ягоды просто волшебные –
Все вкусные, сладкие, даже лечебные,
Блестящие, словно съедобные бусы -

Бабушка: Ребята, как вы много знаете. А у меня есть полезные травы: ромашка, душицу, мяту, шиповник, крапива, липовый цвет. Посмотрите вот у меня сухие цветы ромашки, понюхайте, как они пахнут. Я их собирала и сушила летом.

Правила сушки растений.

  1. Хорошо знать лекарственные растение и отличать их от ядовитых.
  2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.
  3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. Почему, как вы думаете? (Ответы детей) .
  4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.
  5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.
  6. Нельзя при сборе топтать соседние растения и рвать их с корнем. Почему? (Ответы детей) .
  7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу.

Бабушка: Молодцы, я хочу вас угостить полезным чаем, а из чего он сделан, угадайте.

Я хочу открыть секрет
И полезный дать совет.
Если хворь с кем приключится
Чаем можете лечиться.

Чай всех снадобий полезней,
Помогает от болезней.

Ребенок:

Чай в жару нас освежает,
А в морозы согревает,
И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит,

Сокрушит любой недуг.
Чай здоровью лучший друг!

Дети: Спасибо бабушка Маланья за чудесный и вкусный чай.

Бабушка: Молодцы, ребята! Сегодня вы много узнали о пользе растений.

Ребенок:

Ты, дружок не подкачай!
Правдивым быть и добрым обещай!
Ни обижай, ни птахи, ни сверчка!
Не покупай для бабочки сачка!

Люби цветы, леса, простор полей,
Всё что зовется Родиной твоей.

Бабушка: Вам понравилось у меня? А теперь пора возвращаться домой. Давайте я вас провожу до детского сада, что бы вы не заблудились. А когда придёте, попросите извинения, скажите, что в лес ходить одни больше не будете. И Расскажите, что интересного вы увидели в лесу. (идут под музыку)

Елена Тишина
Конспект НОД в подготовительной группе «Лекарственные растения»

Конспект НОД в подготовительной группе

«Лекарственные растения »

Интеграция образовательных областей :Познавательное развитие. Коммуникация. Чтение художественной литературы. Физическое развитие. Здоровье.

Цель : Закреплять знания детей о пользе и применении лекарственных растений

Задачи :

Расширение представлений о лекарственных растениях нашего края , их значение в жизни человека : оздоровительном, эстетическом;

Об их взаимосвязи с окружающей средой;

Знакомство со стихами, загадками о лекарственных растениях ;

уточнить и закрепить знания детей о правилах их сбора, хранения и применения лекарственных трав ;

Развивать память, логическое мышление, внимание, умение анализировать, связную речь.

Воспитывать бережное отношение к растениям , окружающей среде.

Предварительная работа : беседа о Красной книге; рассматривание картинок о растениях , находящихся на грани исчезновения, беседы о пользе лекарственных растений , о правильном их сборе и безопасном поведении с ядовитыми растениями , игры – определи по запаху, вершки и корешки, узнай растение ; экскурсия в лес, отгадывание загадок, заучивание стихотворений.

Оборудование : картинки и карточка с изображением лекарственных трав (лопух, одуванчик, крапива, подорожник, ромашка, тысячелистник.) Иллюстрации с изображением ядовитых растений , музыка «Вальс цветов» .

Ход НОД.

Изображение растений

Посмотрите, что вы видите?

Ребята, для чего нам нужны растения на нашей планете - Земля?

(Растения помогают дышать , радуют нас красотой, лечат от болезней. Без них бы не было жизни на Земле.)

Очень давно, ребята, люди заметили, что звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет люди передавали друг другу свои знания о лечебных свойствах растений . Сейчас можно купить книгу или справочник о лечебных травах, где подробно написано как можно использовать лекарственное растение . Но важно знать : нужно посоветоваться с врачом, прежде чем применять лекарственное растение .

А сейчас время поиграть в дидактическую игру «Собери ромашку» .

Воспитатель предлагает детям пройти на полянку. Рядом стоит вспомогательное панно с табличками, картинками, схемой цветка.

Ромашка разделена на части : корень, стебель, лист, лепестки. Дети должны собрать цветок - ромашку. На помощь ребятам прилетает пчела. Пчела вместе с детьми еще раз повторяет части цветка. Затем она предлагает взять ребенку :

Что идет сначала? Корень. Верно.

Дети составляют ромашку.

Пчела : «Мы вместе сложили цветок. Это ромашка.

Что вы знаете про это растение ? (можно гадать на ромашке, есть песни про это удивительное растение )

Ромашка это очень полезное лекарственное растение .

Ее добавляют в шампунь, чтобы волосы легко расчесывались. Ромашку добавляют в чай от простуды.

Чтение стихотворения ребенком (выученное заранее) М. Киселевой «Если вдруг ты заболел…»

Если вдруг ты заболел,

Не спеши с таблетками, пригласи своих друзей

С зелеными ветками.

Они и красивей, и тоже лечебные,

Бывают и горькие, но очень полезные.

Помногу их пить тоже нельзя,

Бывают опасными эти друзья.

О каких друзьях говорится в стихотворении? лекарственных растениях )

Да, если лекарственными растениями умело пользоваться , то можно сохранить здоровье на долгие годы. Нас окружают растения : каждая поляна или уголок леса – целая зеленая аптека.

Говорят, что лечение травами известно с давних времен. Люди заметили, что растения , которыми они питаются, могут еще быть и целебными. У нас на территории детского сада много таких растений . Предлагаю убедиться в этом и приглашаю пройти к «Зеленой аптеке» на экологической тропе детского сада.

(занятие продолжается на территории детского сада)

Первое лекарственное растение , о котором я хочу рассказать, вам хорошо знакомо, послушайте загадку.

(Ребенок загадывает загадку. Когда дети отгадывают загадку, ребенок который загадывает показывает каточку с растением )

Ребенок : Тонкий стебель у дорожки,

на конце его – сережки,

на земле лежат листки-

маленькие лопушки.

Нам он как хороший друг,

Лечит раны ног и рук.

Каждый лист мой любит тропки

У обочины дорог.

Он однажды людям добрым

Раны вылечить помог. (подорожник- карточка)

Почему оно так называется?

Рассказывает ребенок : Подорожник растет вдоль дорог . Листья его упругие, с прочными прожилками, густой пучок корней, который надежно укрепляет в почве, стебелек с соцветием. Оно тоже жесткое и упругое. Вот и не боится подорожник вытаптывания, от которого страдают другие растения . Подорожник называют «зеленым бинтом» . Если разобьешь коленку, сорви лист подорожника, очисти от пыли, затем поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок, и приложи его к ране.

Послушайте следующую загадку :

Ребенок :Не пустили в огород-

Оттого она и жжет. (крапива -карточка)

Ах, не трогайте меня,

Обожгу и без огня. (крапива)

Почему же все-таки крапива обжигает?

Оказывается на листьях и стеблях растения имеются особые волоски. Внутри волосков – едкая жидкость.

Рассказывает ребенок : Дотронулся – получай уколы. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят великолепные щи. В ней содержатся вещества, убивающие микробы. Она хорошо останавливает кровь, а еще укрепляет волосы.

А сейчас ребята загадают загадки о таких лекарственных растениях , которые помогают нам, если мы заболели. Будьте внимательны и постарайтесь их отгадать.

Ребенок : Летом рад я свежей

Ягоде медвежьей,

А сушеная в запас

От простуды лечит нас. (малина - карточка)

Рассказывает ребенок : Малина - прекрасное ягодное растение , да и доктор незаменимый. Отвар сухих плодов и варенье используются для лечения простудных заболеваний. Противопростудным средством является и «малиновый чай» - так называют заваренные кипятком верхушки малиновых побегов с листьями, цветками, незрелыми плодами. Душистые, сладкие, нежные вызревшие плоды, как будто вобравшие в себя все тепло и солнечный свет июльских дней и яркими огоньками горящие в зелени листьев, так и манят к себе. Окраска плодов малины может быть либо красной, либо желтой. Считают, что красноплодная малина богаче биологически активными веществами и, значит, полезнее. Желтоплодная малина нежнее и слаще.

Ребенок : Весной растет ,

Летом цветет,

Осенью осыпается,

А цветок – на медок,

Лечит от гриппа,

Кашля и хрипа. (липа- карточка)

Стихотворение «Липа» читает ребенок

Посмотрите дети -

Это липы цвет,

Ароматы лета,

Нам принес в привет,

Чай его душистый,

Любит стар и мал,

Очень многим людям

Он здоровье дал :

Сбил температуру,

Горло подлечил,

Горькую микстуру

Детям заменил,

И от кашля средства

Просто лучше нет -

Вот какой кудесник

Этот липов цвет!

Вот из этого прекрасного стихотворения мы узнали о пользе цветов липы.

Ребенок : Нарядные платьица,

Желтые брошки,

Ни пятнышка нет

На красивой одежке. (ромашка-карточка)

Ребенок : Носит этот мальчик

Желтый сарафанчик.

Подрастет – нарядится

В беленькое платьице,

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное. (Одуванчик - карточка)

Физкультминутка «Одуванчик»

Одуванчик, одуванчик,

Стебель тоненький, как пальчик (пружинка)

Если ветер быстро, быстро (руки вверх)

На поляну полетит

Все вокруг зашелестит (руки вверх и машут)

Одуванчика тычинки (бег на месте)

Разлетятся хороводом (потянуться вверх, вздохнуть и опустить руки)

И сольются с небосводом.

Используют одуванчик в медицине. Причем используются и корни, и листья и сок растения . Препараты на основе одуванчика помогают от многих болезней свойствами.

Известны и косметические свойства одуванчика – маска из его -свежих листьев хорошо увлажняет кожу. А настой из цветков одуванчика помогает бороться с веснушками

Ребенок :Выпускает он листы

Широченной широты,

Держатся на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких.

Если их не оберешь,

На себе их все найдешь (лопух-карточка)

Лопух (репейник)

У этого растения несколько названий - лопух, репей или репейник. Летом лопух цветет. Его лилово-красные хохлатые цветки довольно красивы. Когда отцветут, на их месте появляются круглые корзиночки с острыми колючками-крючками. С помощью этих колючек они цепляются ко всему, что окажется рядом. Есть даже такая поговорка : «Прицепился, как репей. Из листьев лопуха готовят настойку, которой потом опрыскивают садовые растения . Такие растения дадут хороший урожай, потому что им не страшны будут гусеницы и другие вредители. Лопух большой очень часто используют в медицине. Для приготовления лекарств чаще всего используют корни, реже листья и плоды. С помощью этого растения лечат болезни , заживляют раны, укрепляют волосы. (Можно показать детям пузырек с репейным маслом) .

Даже такое простое, сорное растение как лопух , он же репей, репейник, может одарить, научить, накормить, вылечить. Берегите это зеленое богатство, растущее у нас под ногами !

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Физкультминутка «Аленький цветочек»

(дети выполняют движения под аудиозапись)

Есть на свете цветок алый-алый,

Яркий, пламенный, будто заря,

Самый солнечный и небывалый,

Он мечтою зовётся не зря.

Может там за седьмым перевалом

Вспыхнет свежий, как ветра глоток,

Самый сказочный и небывалый,

Самый волшебный цветок.

Самый сказочный и небывалый,

Самый волшебный цветок.

Как вы думаете ребята, где и когда собирают лекарственные растения ? Как правильно их сушить?

ЗАПОМНИТЕ ПРАВИЛА СБОРА ЛЕКАРСТВЕННЫХ ТРАВ ,

Цветки собирают, когда растение цветет .

Корневища – поздней осенью, когда плоды уже осыпались.

Собирают в сухую погоду, лучше утром, когда высохнет роса, сушат под навесом.

Нельзя собирать вблизи дорог. Они опасны, так как содержат много вредных веществ – поглощают выхлопные газы машин.

Не рвать растения , которые занесены в красную книгу. Это редкие растения , их охраняют от исчезновения.

Растения , которые детям и взрослым незнакомы, собирать в лечебных целях нельзя – это может быть очень опасно!

Но рвать и топтать их тоже не следует, они могут быть полезны некоторым животным.

Запомните крепко накрепко – ядовитые и незнакомые растения рвать нельзя !

Рефлексия.

О чем мы сегодня говорили? (о лекарственных растениях ,

Лечиться можно не только с помощью таблеток, но и лечебными травами. Но для этого надо хорошо в них разбираться и правильно заготавливать.)

На прощание пчела Майя повторяет с детьми лекарственные растения и проводит с детьми хоровод «Краски лета» , с использованием карточек лекарственных растений .

Ребенок : Лес, как сказочное царство,

Там кругом, растут лекарства ,

В каждой травке, в каждой ветке -

И микстура, и таблетки.

Ну, а чем и как лечить

Родители и воспитатели нас могут научить.

Все целебные растения .

Знают они без исключения.

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться.

Находить в лесу растения ,

Что пригодны для лечения!

Ведь из трав лесного царства,

Люди делают лекарства .

Все ребята, молодцы, потрудились от души!

Мы закрепили наши знания о лекарственных растениях , своими умениями.

Ребенок : Растения мы знаем , бережем и охраняем,

В книгу Красную они,

Уж давно занесены.

Люди рвут их не на потеху,

Отнесут их все в аптеку.

В заключение нашей деятельности я хочу прочитать вам стихотворение о бережном отношении к природе.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все : и я и ты

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

Природу друг мой охраняй!

Никого не обижай!

Не губи деревья ты!

Сохрани в лугу цветы!

Я подарю вам открытки с изображением лекарственных растений . Спасибо всем вам за подготовку и проведение сегодняшнего мероприятия. Все большие молодцы!

Знакомство с лекарственными растениями.

Программные задачи:

Уточнить и расширить представления о лекарственных растениях и их целебных свойствах;

Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека;

Формировать умение ухаживать за растениями;

Воспитывать заботливое и бережное отношение ко всему живому.

Демонстрационный материал:

Гербарий, засушенные цветы липы, мёд, фотографии лекарственных растений.

Ход занятия.

1.Вводная часть.

Посмотрите внимательно, дети, что у меня в руках?

Растения.

Правильно. Сегодня мы поговорим о растениях. Давайте вспомним, что мы относим к растениям?

Деревья, цветы и кустарники.

Людям нужны растения?

Для чего?

Молодцы. Без растений жизни на планете Земля не существовало бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также они помогают, лечится от болезней. Поэтому мы сегодня поговорим именно о лекарственных растениях.

2.Основная часть.

Природа предоставляет человеку огромное разнообразие даров- лекарства от всех болезней. Их надо только знать и уметь ими пользоваться. Многие люди сами занимаются сбором трав на лугу, в лесу, в поле. Может и ваши родители или бабушки тоже собирали лекарственные травы. Знания о лекарственных травах пригодятся каждому человеку. Прежде чем идти их собирать, необходимо всё о них знать.

Сегодня мы познакомимся с некоторыми лекарственными растениями. -- -Может мне кто назовёт уже знакомое лекарственное растение.

Давайте поиграем в игру «Отгадай загадку».

Я буду загадывать загадки, а вы глазами на стенде найдите отгадку. Кто найдёт поднимет руку.

Стоят в поле сестрички,

Жёлтый глазок

белые реснички (ромашка).

Кто нашёл это растение?

Это цветок ромашка, его белые лепестки обвивают ярко-жёлтый глазок.

Правильно, это многолетний цветок, цветёт он в июле-августе. Все лекарственные свойства находятся в цветке. Ромашки растут на солнечных лесных опушках, полянках.

Посмотрите дети на фотографию и на гербарий этого цветка. Вам нравится его красота? И людям оно очень нравится. Многие разводят ромашку у себя на клумбах, чтобы она лечила не только их кашель, но и радовала их душу своей красотой. Своей красотой ромашка привлекает и насекомых. Пчёлы, бабочки, шмели видят ромашку из далека и летят к ней за мёдом. О ромашке всегда хочется говорить стихами.

Как ромашка ты мила!

Твоя кофточка бела

Воротник золотой

На нас смотрит с добротой!

Послушайте следующую загадку.

Я знаменита не цветами,

А необычными листами:

То твердыми, холодными,

То мягкими и теплыми.(мать- и- мачеха)

Кто нашёл эту картинку?

Это растение называется Мать и мачеха. А вы знаете почему оно так называется? У него с одной стороны листочек тёплый- мать, а с другой холодый-мачеха. Ещё лежит на земле снег, а цветы мать-и-мачехи покрывают проталинки. С конца марта до мая улыбаются они солнышку. Прячась лишь вечером или в пасмурный день. Также это растение дружит с насекомыми и очень полезно для людей. Полезно пить чай - для очищения лёгких. Если положить лист тёплой стороной на ранку, то она вытягивает из неё боль, красноту. Вот такое полезное это растение.

Мы с вами поближе познакомились с двумя лекарственными растениями, а сейчас я хочу с вами поиграть в игру «Полезные свойства лекарственных растений». (все дети встают вокруг меня в круг).

Я буду вам по очереди кидать мяч и называть растение, а вы его ловить

и рассказывать полезные свойства.

1- одуванчик- используется для восстановления аппетита;

2-крапива- останавливает кровотечение;

3- ромашка – успокаивает сердце и душу;

4 – подорожник – листик используется для заживления ран;

5 – липа – липовый чай пьют при простуде;

6 – календула – свежий сок применяют для ушибов и ожогов;

7 – черёмуха – отвар черёмухи пьют при расстройстве желудка;

8 – рябина – хорошо используется в косметике;

9 – шиповник – вкусный чай, маслом шиповника лечат ожоги;

10 – мать -и- мачеха – полезно пить чай для очищения лёгких.

Молодцы, дети, мы вспомнили свойства знакомых нам лекарственных растений и закрепили новые знания.

А кто мне скажет на территории нашего детского сада деревья с лекарственными растениями? (Липа).

Правильно это липа – стройное, высокое дерево с густой пышной кроной. Зацветает липа в середине лета, в июле.

У меня на столе в тарелочке лежат цветы липы. Давайте возьмём по одному цветочку на ладошку и рассмотрим их. Это красивые жёлтые цветы собранные как бы в небольшой букетик. В цветах липы много сладкого сока – поэтому липа считается медоносным деревом.

3. Заключительная часть.

Вот сколько много интересного мы сегодня узнали. У меня для вас есть сюрприз. Сегодня мы тоже о себе позаботимся. Мы будем пить липовый чай.

Программное содержание:

Развивать познавательную активность детей о представление лекарственных растений. Дать представление о правилах сбора лекарственных растений их хранении, применении. Развивать экологическое мышление в процессе исследования. Активизировать творческое воображение. Учить различать лекарственные растения.

Активизировать речь детей названиями: ромашка, крапива, одуванчик, подорожник. Развивать интерес к познанию растительного мира нашего края. Дать представление детям, какая трава от чего может помочь.

Предварительная работа:

Чтение рассказов, стихов, рассматривание иллюстраций о лекарственных растениях. Труд в уголке природы, наблюдение за ростом и состоянием комнатных растений и растений на участке, рассматривание схем - моделей, составление рассказов по ним. Беседы о природе.

Последующая работа:

Рисование лекарственных растений, составление гербария.

Оборудование:

Интерактивная доска; музыкальное сопровождение; атрибуты для игр: разрезные картинки растений, медицинский набор, карточки – четвёртый лишний; мультфильм.

Ход занятия:

Ребята, вы уже много знаете о растениях. Без растений жизнь на планете Земля не существовала бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также помогают им лечиться от болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться. Еще давным – давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. Составляли толстые книги: «Травники», «Цветники», «Зельники». По названиям этих книг можно догадаться об их содержании.

А вы догадались, о чем написано в «Травнике»? «Цветнике»? «Зельнике»?

(ответы детей).

Я предлагаю вам совершить путешествие в лес, на полянку, на луг. Туда где растут лекарственные растения. А поедем мы с вами на паровозике из «Ромашково». Вот он точно знает где растут лекарственные растения. Он нас уже ждёт.

(дети «садятся» в импровизированный поезд, и под музыку отправляются в путь)

1. Станция «Ромашковое поле.

Загадка: В поле сестрички стоят,

Желтые глазки на солнце глядят,

У каждой сестричке-

Белые реснички.(Ромашка)

Ромашка – лекарственное растение! Отваром из цветков ромашки поласкают горло. Применяют ее от простуды и кашля, от болей в животе. Если выпить на ночь отвар ромашки – сон будет крепким и спокойным.

Игра: «Кто быстрее»

По кругу жёлтой серединки кладём 5лепестков (участников больше на одного). Игроки встают рядом и по сигналу ведущего начинают ходить вокруг них. Внезапно подается сигнал и каждый должен встать рядом с лепестком ромашки. Оставшийся выбывает из игры. Один лепесток «отрываем» (чтобы опять игроков стало больше на один) и игра продолжается. (6 детей)

2. Станция «Лесная полянка»

- Пойдём друг за другом по лесной дорожке. Что за растение растёт вдоль дорожек?

Лекарь вырос у дороги,

он больные лечит ноги. (подорожник)

На интерактивной доске появляется изображение подорожника.

- Почему оно так называется? (Подорожник растёт около дорог)

Воспитатель: У него жесткие и упругие листья. Подорожник называют травой-путешественницей.

- За что он получил такое прозвище? Какая особенность есть у его семян? Ответы детей.

- Крошечные семена подорожника от дождя или росы становятся клейкими. Приклеившись к ногам людей или лапам животных, они путешествуют вместе с нами, и подорожник без труда перебирается на другие места.

- От чего нам сможет помочь подорожник? (Он заживляет раны)

- Его прикладывают при порезах, ссадинах, укусах насекомых, ожогах. В старину его так и называли - порезник, ранник.

А еще отваром полощут рот, когда болят зубы и десны.

Игра: «Первая медицинская помощь»

Товарищ должен оказать помощь другу (на рану наложить подорожник и забинтовать) и доставить раненого в медпункт. (4 ребёнка)

- Ой, я чем – то укололась. Угадайте чем?

Вы, не трогайте меня,

Обожгу я без огня. (крапива)

На интерактивной доске появляется изображение крапивы.

- Но почему говорят, что крапива обжигает? Ответы детей.

- Да, вы правы: стебель и листья крапивы усажены жгучими волосками, острые концы которых очень хрупкие. Каждый волосок – как иголка у шприца. Внутри волосков – едкая жидкость. Дотронулся – получай уколы.

- Ее используют, чтобы остановить кровотечение, употребляют для заживления ран, настой из листьев крапивы используют для полоскания горла при ангинах, а также для укрепления волос.

А вы знаете, что крапива может не только вылечить, но и накормить. Листья крапивы съедобны, из нее готовят щи и салаты.

Игра: «Четвёртый лишний »

Демонстрировать ребенку карточку, на которой нарисованы четыре картинки, три из них подходят друг другу, по какому-то признаку, их можно назвать одним словом, а четвёртая - лекарственное растение.

Игра проводится 3 раза, отбираем три лекарственных растения. Дети в шапочках этих растений остаются и читают короткое стихотворение о лекарственных травах.

3 – я станция «Целебный луг»

Я шариком пушистым,

Белею в поле чистом.

А дунет ветерок -

Остался стебелек.

Одуванчик

На интерактивной доске появляется изображение цветка.

- Цветы, словно маленькие солнышки, раскрываются в хорошую погоду и закрываются, когда пасмурно. Но вот одуванчик зацвел и что с ним происходит?

- Правильно, появляются семена, прикрепленные к пушистым белым хохолкам, которые легко сдуваются ветром. Поэтому его так и назвали - одуванчик.

- Одуванчик тоже лекарственный. Его используют, как средство, чтобы понизить температуру, и для лечения многих других болезней. Одуванчик можно употреблять в пищу. Из молодых листьев делают супы и салаты, из цветов – варенье, а из корней – одуванчиковое кофе.

Игра «Угадай кто я?»

Разрезные картинки лекарственных трав, дети под музыку двигаются, по окончании должны найти себе пару – «собрать картинку» (8 детей)

- Молодцы, вы правильно узнали все лекарственные растения, которые нам встретились на пути. В награду за это предлагаю посмотреть мультфильм.

Просмотр мультфильма «Одуванчик - толстые щёчки»

Раздаётся гудок, дети отправляются в группу Путешествие подошло к концу..