Цветовых решений и размеров такие. Цвет в дизайне интерьера

Анна Аминова рассказала The Village, как цвета интерьера квартиры влияют на её обитателей.

Анна Аминова

Руководитель отдела дизайн-студии Romanoff & Wood

Серый цвет

Прекрасный выбор для использования в интерьере, так как подчёркивает другие оттенки и со всем сочетается. Он подойдёт для создания запоминающихся интерьеров. Но выбирая серый цвет в качестве доминирующего, следует помнить, что он ассоциируется с утомлением и грустью и оказывает угнетающее воздействие на человека. Идеально, если этот цвет занимает до 20 % основной гаммы интерьера.

Синий цвет

Не самый востребованный для домашнего интерьера. Он относится к холодной палитре, поэтому его лучше не использовать в северных и малоосвещённых помещениях. Он сочетается с белым, жёлтым, коричневым, красным, серым и зелёным. Синий оказывает успокаивающее воздействие и внушает уверенность, вызывает интерес и грусть. Его стоит применять в домашних кабинетах или в качестве акцента в ванных комнатах и санузлах.

Зелёный цвет

Прекрасно подходит для квартир, потому что вызывает только положительные эмоции. Зелёные тона создают атмосферу полного умиротворения. Сочетать его рекомендуется с синим, коричневым, оранжевым, белым и чёрным. Особое внимание следует уделять сочетанию с красным, который выступает в роли дополнительного оттенка для зелёного и прибавляет выразительности. Интерьеры в зелёных тонах подходят для оформления гостиной и спальни.




Красный цвет

Один из самых эмоциональных и оказывает возбуждающее воздействие на организм. Его сложно применять в интерьере. Перенасыщение красным может привести к раздражению и депрессии. Для нейтрализации его воздействия подойдёт белый. Кроме того, красный можно сочетать с жёлтым и оранжевым, зелёным, коричневым, серым и серо-синим. Если хочется создать тонизирующий интерьер, можно обратиться также к бордовым, винным, терракотовым и коралловым оттенкам. Красный же чаще всего применяется как акцентный цвет в принтах керамической плитки для ванной. В этом случае он должен составлять не более 10 % цветового решения.

Жёлтый цвет

Самый яркий и лёгкий в палитре. Он относится к основным цветам (вместе с красным и синим). Жёлтый прекрасно подходит для оформления интерьера и хорошо комбинируется с белым, чёрным, зелёным, коричневым, красным и серым. Но не стоит им злоупотреблять. Много жёлтого в интерьере сделают его слишком интенсивным и насыщенным. Жёлтый цвет чаще всего ассоциируется с радостью и удивлением. В половине интерьеров он используется в детских комнатах.

Фиолетовый цвет

Сочетается с белым, красным, синим, коричневым и серым. Он очень сложный в использовании, потому что оказывает противоречивое воздействие на психику человека (сказывается сочетание возбуждающего красного и успокаивающего синего, из которых он состоит). Часто фиолетовый ассоциируется с отвращением и стыдом. Наша практика показывает, что 80 % клиентов отказываются от применения фиолетового в дизайне интерьеров.




Коричневый цвет

Как и зелёный, обладает успокаивающим действием. Цвет земли символизирует безопасность и семейный очаг, поэтому идеально подходит для оформления уютного, домашнего интерьера. Чтобы не перегружать пространство, рекомендуется комбинировать его с белым, бежевым, жёлтым, зелёным, голубым и оранжевым. Перенасыщение коричневым может вызвать утомление. Обычно он занимает 40−50 % основного цвета интерьера и используется в текстиле и мебели.

Чёрный цвет

Самый мрачный, но при этом может создавать атмосферу роскоши и строгости. Излишек чёрного раздражает психику, но при правильном подходе чёрный способен создать спокойную и умиротворяющую атмосферу в интерьере, придать ему изысканности. Прекрасно сочетается со всеми цветами, способен акцентировать на них внимание. Его лучше всего использовать в декоре: фоторамки, вазы, светильники, яркие графичные принты в текстиле.

В работе мы используем таблицу, которая позволяет составить эмоциональные профили каждого из восьми цветов Люшера. Некоторые эмоции выражаются либо преимущественно одним цветом, либо однородной цветовой комбинацией. Это относится к «страху» (чёрный), «грусти» (серый, синий, чёрный), «утомлению» (серый, чёрный, коричневый), «радости» (жёлтый, красный).

Таблица эмоциональных профилей цветов


В долгосрочной перспективе цвет влияет на человека сильнее всего. Ни формы, ни дизайн аксессуаров не сказываются на настроении так сильно, как гамма интерьера. Поэтому её стоит продумать до мелочей.

Фотографии: 1 – Оля Эйхенбаум, 2 – Вика Богородская, 3, 4 – Аня Гариенчик, 5, 6 – Дима Цыренщиков

Затевая и планируя ремонт, вы должны понимать, что его результаты будут достаточно долго у вас перед глазами. Поэтому выбирая цвета, в которых вы будете оформлять свой интерьер, следует руководствоваться не эмоциями и ощущениями, а законами дизайна и правилами гармонии.

Ни для кого не секрет, что не все живущие на Земле существа от природы наделены цветным зрением. К счастью, человек владеет этим даром. Но мы настолько привыкли к нему, что уже не удивляемся и принимаем его как должное. А ведь цвет играет колоссальную роль в нашей жизни.

Какова роль цвета?

Можно много говорить о том, какое значение придавали цвету в Древнем мире, с чем ассоциировался тот или иной цвет у разных народов. Например, в Китае желтый цвет самый почитаемый, он является символом солнца, золота, божественной власти. В Европе же, напротив, желтый — символ ревности, лжи и предательства, поэтому в церковной живописи Каин и Иуда часто изображались с желтыми бородами.

Глубоко символичным является красный цвет, который соотносится с огнем, страстью, войной и т. д. Нам же интересен цвет с точки зрения дизайна.

Значение цвета в дизайне интерьера

Наши цветовые предпочтения во многом зависят от возраста, настроения, моды, времени года и даже погоды. Но никто не станет отрицать, что цвет обладает особой энергетикой, что он может успокаивать и возбуждать, радовать и подавлять. Эти его свойства используются в разных областях человеческой деятельности, в том числе и в дизайне, в котором цвет является одним из важных элементов, придающих нашей квартире неповторимость и своеобразие. Поэтому, начиная ремонт и преобразование кварти-ры, мы в первую очередь задумываемся над тем, какого цвета будут стены, потолок, обивка мебели ит. д.

На практике установлено, что создавать цветовую среду любого помещения, в том числе и квартиры, невозможно, применяя только один цвет. Это можно объяснить тем, что человек сформировался под влиянием многоцветья окружающей природы. Поэтому ему необходимо колористическое многообразие. И даже с точки зрения психологии при продолжительном воздействии цветовое однообразие утомляет.

В дизайне есть такое понятие, как колерная карта квартиры. С ее составления необходимо начинать цветовое оформление помещения, в чем большую помощь окажет опрос ее обитателей относительно их цветовых предпочтений. Затем отбирается гамма для общей комнаты, в соответствии с характеристикой цвета определяется, что будет положено в основу цветового решения — контраст, нюанс. Далее с учетом пожеланий устанавливают цвета для других помещений, соблюдая логическую последовательность их соподчинения друг другу.

Выбирая гамму, необходимо учитывать , куда выходят окна квартиры, какими источниками света она будет освещаться вечером, насколько светлой или темной она бывает днем.

Чтобы не допустить ошибок в выборе цвета, необходимо иметь хотя бы некоторое представление о теории цвета. Коротко остановимся на этом вопросе. Цвета бывают первичными и вторичными. К первым относятся красный, желтый и синий. Смешивая их в разных пропорциях, получают вторичные цвета: красный и желтый дают оранжевый, желтый и синий — зеленый, красный и синий — фиолетовый.

Взаимодействие цветов образует колорит, кото-рый можно подобрать как для всей квартиры, так и для отдельных комнат. Он бывает теплым и холодным. Теплая гамма — от желтого до красно-фиолетового, холодная — от фиолетового до желто-зеленого. Теплые цвета называются приближающими, поскольку поверхности, выкрашенные ими, кажутся ближе в отличие от тех, что покрыты красками холодной гаммы, которые считаются удаляющими. Именно на этом эффекте построено зрительное увеличение пространства с помощью цвета.

Цветовые сочетания в интерьере

Понять гармонию и контраст цветов помогает цветовой круг.

Соседние в круге цвета называются гармоничными, а противоположные относительно друг друга — контрастными. Решение, основанное только на гармоничных цветах, делает помещение монотонным и скучным. Добиться разнообразия поможет разумное внесение контраста.

Очень важно понять нюансную или контрастную гармонию. Сочетание, построенное на сближенных или сходных цветах, называется нюансным гармоническим сочетанием.

С этой точки зрения нюансные гаммы делятся на:

1) монохроматическую, предполагающую сочетание оттенков в границах одного цветового тона, например синий, средне-синий, светло-синий;

2) гамму из цветов разного цветового тона, но находящихся рядом в цветовом круге, например синий и фиолетовый;

3) гамму, в основе которой лежит сочетание близких по тону цветов и промежуточного цвета, который образован в результате их смешения, например желтый, зеленый, желто-зеленый;

4) ахроматическую, включающую разные оттенки серого;

5) гамму, в основе которой лежит сочетание ахроматических и хроматических цветов, например серого и зеленого.

Сочетание, основанное на противопоставлении цветов и включающее различия не только в цвете, но и в насыщенности, является контрастным. Классический пример — черный и белый цвета.

При цветовом оформлении пространства применяют цветовой контраст, нюанс и акцент. Для молодых, активных и энергичных людей подходят контрастные решения, например синий с оранжевым. Тем, кому хочется покоя и уюта, будет созвучно решение, построенное на нюансах, для чего подбираются оттенки одного цвета, который принимается за основной, или светлые оттенки других цветов. После этого вносится некоторое разнообразие с помощью контрастного цветового пятна, которым может служить необычная ваза, витраж и т. п.

После того как вы выяснили цветовые предпочтения членов семьи, можно соотнести цвет со стилем, который предполагается воплощать. Каждому стилю соответствует достаточно ограниченное количество цветовых комбинаций. Если вы задумали интерьер в каком-либо стиле, то ваша фантазия должна будет находиться в рамках его палитры. Например, хай-тек можно реализовать на основе контраста. В класси-ческом же интерьере следует избегать контрастов, здесь все должно быть построено на нюансах. Пространство должно раскрываться постепенно, плавно, перетекать одно в другое. Перепады уровней, резкая смена ракурса здесь неприемлемы. Следует сказать, что современные стили, в отличие от исторических, оставляют возможность для эксперимента.

И последнее. Представьте конечный результат, то, как будет выглядеть ваш интерьер по завершении работ. При этом обязательно учтите функциональ-ное назначение комнаты. Если помещение не отличается большой площадью, то лучше выбрать светлую гамму, в противном случае цвет и пространство будут давить и действовать на вас угнетающе.

Грамотное колористическое решение невозмож-но без знания и учета того, как влияют на человека разнообразные сочетания цветов, что и представлено в табл.

ВЛИЯНИЕ НА ЧЕЛОВЕКА НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ПРИМЕНЯЕМЫХ В ДИЗАЙНЕ ЦВЕТОВЫХ СОЧЕТАНИЙ

Сочетание цветов

Характер воздействия

Красный и желтый

Тепло, радость

Красный и синий

Волнение

Красный и золотой

Значительность и роскошь

Красный и черный

Опасность, подавленность

Оранжевый и голубой

Внутренняя сила, сдержанный порыв

Оранжевый и светло-зеленый

Тепло, покой

Оранжевый и фиолетовый

Оглушение

Оранжевый и черный

Желтый и синий

Напряжение, движение, ритм

Светло-зеленый и розовый

Женственность, слабость

Синий и светло-зеленый

Нежность

Синий и белый

Чистота и удаленность

Синий и розовый

Застенчивость

Фиолетовый и желто-зеленый

Импульсивность, порывистость

В колористическом решении интерьера не последнее место занимает плоскость. От того, насколько умело вы сможете распорядиться этим элементом, зависит ваш успех как дизайнера. Цвет способен внести оживление в плоскость, скрыть ее или, наоборот, выдвинуть. Например, выкрасив стену в интенсивный цвет (любой, кроме белого), вы подчеркнете плоскость. Если на стену повесить ковер или исписать ее орнаментом, плоскость исчезнет.

1. Соблюдайте такую систему отношений яркости: нижний уровень относительно темный, средний — светлее, верхний — наиболее светлый. С позиции физиологии такое распределение оптимально и наблюдается в природе (земля темная, небо светлое). Светлый пол будет казаться ненадежным, перемещаться по нему будет не очень приятно.

2. Воздержитесь от больших резких контрастов, например, стена, на которой находятся окна, должна быть максимально светлой, чтобы простенки не конкурировали с окнами в яркости.

3. Светлые объекты, находящиеся в помещении, более четко различаются на темном фоне, и наоборот.

4. Перегружать помещение цветом не следует. Достаточно пяти цветов, еще лучше, если их будет 2-3 с несколькими оттенками.

5. В первую очередь определитесь с основным цветом, потом подберите те, которые будут его подчеркивать.

Наше жизненное пространство в большинстве случаев строго предопределено. В одних помещениях мы трудимся, в других готовим и употребляем пищу, в третьих принимаем водные процедуры, в четвертых отдыхаем. И в каждом из этих помещений бытует своя неповторимая атмосфера. Но особенно стоит выделить спальню - место, где каждый из нас проводит треть своей жизни. Комфортное пребывание в спальне зависит от хитросплетения многих факторов. Стиль и расположение мебели, отделочные материалы, фактура поверхностей и многое другое. Но в большей степени на наше восприятие комфорта влияет цветовое решение интерьера. Грамотно созданное цветовое решение интерьера спальни позволит максимально эффективно восстанавливать силы и будет способствовать здоровому сну.

Сочетание цветов и оттенков

Правильно подобранный цвет интерьера может визуально увеличить или уменьшить объем помещения, привнести легкость и свет или наоборот угнетать нас. Создавая интерьер спальни, необходимо знать, как правильно сочетать различные цвета, чтобы извлечь максимальную пользу от пребывания там.

Цветовая гамма делится на «теплые», «холодные» и «нейтральные» цвета. К теплым относятся красный, оранжевый и желтый, а также все их оттенки. К холодным цветам относятся синий, голубой, зеленый, а также их оттенки. Необходимо отметить, что зеленый цвет с преобладанием желтого или красного относится к теплым. А если в зеленом больше синего или голубого, то тогда он ближе к холодным. Нейтральными цветами являются белый, черный и серый.

Как уже отмечалось, определенные цвета могут визуально увеличить или уменьшить объем помещения. Визуально увеличить помещение можно при помощи отступающих цветов. К таким относят всю гамму холодных оттенков. Для визуального уменьшения помещения используются выступающие цвета. К ним относится вся гамма теплых оттенков. Используя правильную цветовую комбинацию, можно выделить или наоборот отдалить каждый элемент декора спальни, расширить её объем или наоборот уменьшить. Например, если спальня маленькая, тогда цвет её интерьера можно выполнить в бело-голубых оттенках. А именно: голубые обои, белая мебель с синими вставками, белоснежная постель или белая постель с синими вставками. В данном случае голубой цвет обоев для спальни позволит расширить её границы, а белая мебель и постель придадут помещению легкость и объем.

Подбирая цветовое решение интерьера спальни, необходимо соблюсти еще одно важное требование - гармонию цвета. Цветовая гармония - это определенное сочетание цветов, благоприятно влияющее на художественную выразительность цвета. Гармония цвета может быть нюансной и контрастной. Принцип нюансной гармонии заключается в использовании близких по тону цветов и мягких оттенков. При этом если в спальне используется мебель в темных оттенках, то большинство плоскостей окрашивается в светлые цвета. Нюансная гармония цвета в спальне характерна для небольших помещений и чаще всего используется для спален, детских, кабинетов.

Но помимо нюансной гармонии существует еще и контрастная. Принцип контраста довольно прост. Он построен на гармоничном использовании различных цветов и оттенков. При этом рекомендуется использование не более трех различных цветов. В противном случае помещение будет выглядеть наляписто и быстро утомлять. Чаще всего контрастное решение строится на использовании двух оттенков. Например: оранжевый и синий, желтый и синий, белый и черный. Но совсем не обязательно использовать только эти основные цвета. Можно применять их различные оттенки, но только в диапазоне двух базовых цветов.

Важно! При создании цветовых решений и подборе различных цветов и оттенков используются специальные пантоны. Такой веер-пантон часто можно увидеть при покупке краски или у дизайнеров интерьера. Но кроме этого существуют и специальные программы, по которым можно легко подобрать подходящий цвет и избежать многих ошибок.

Планируя интерьер спальни, многие задаются вопросом, какого цвета должна быть спальня, какой цвет для спальни выбрать, чтобы чувствовать себя комфортно и расслабленно. Для этого необходимо знать и понимать, как различные цвета влияют на наше поведение и какие лучше всего использовать в интерьере спальни.

Красный - этот цвет всегда ассоциировался у людей с неудержимой энергией, он вызывает активное и приподнятое настроение и беспокойство. Помещения в алых тонах раздражают нервную систему человека и быстро утомляют её. К тому же, чрезмерное использование красного снижает трудоспособность. Врачи отмечают, что в спальнях, где преобладает красный цвет, повышается кровяное давление и учащается дыхание. Использование красного цвета в спальне требует аккуратного подхода и в умеренных количествах, лучше всего в сочетании с более спокойными тонами красного оттенка. Но для создания в спальне страстной атмосферы этот цвет будет как нельзя кстати.

Оранжевый - этот цвет, также как и красный, относится к теплым и способствует приподнятому настроению и яркой атмосфере. Но оттенки оранжевого, такие как персиковый, более мягкие и способствуют расслабленному состоянию.

Желтый - этот цвет стимулирует нервную систему, источает свежесть, ясность и теплоту.

Зеленый — это цвет природы. Он способствует спокойствию и отдыху. В противовес красному зеленый цвет снижает давление и успокаивает. Оттенки зеленого благоприятно влияют на слух и внутреннюю гармонию. Зеленый цвет в спальне один из предпочтительных и благоприятных для человека, но избыток зеленого может негативно сказаться на общей атмосфере.

Голубой и синий - эти цвета и их оттенки позволяют создать ощущение простора и прохлады в спальне. Для человека голубой и синий цвета ассоциируются с водой и небесами, что успокаивающе влияет на нашу психику. Но оттенки синего также стимулируют трудоспособность, снижают кровяное давление и снижают тонус мышц.

Фиолетовый - этот цвет создает гнетущее впечатление, вызывает ощущение замкнутости, тяжести и меланхолии. Использовать в спальне этот цвет следует крайне аккуратно и в определенных пропорциях.

Белый - этот цвет символизирует чистоту, порядок и бесконечность. Этот нейтральный цвет используется как отдельно, так и в сочетании с другими цветами. Уникальное свойство белого цвета заключается в придании объема и увеличении яркости других светлых цветов. В сочетании с темными он их смягчает и делает более легкими.

Коричневые и бежевые - это цвета земли и дерева. Коричневый и его оттенки чаще используется в помещениях для придания им респектабельности и стиля. Оттенки коричневого позволяют создать ощущение уюта и защищенности, теплоты древесины и её притягательности. Они способствуют здоровью, надежности и хорошему аппетиту.

Сегодня каждый старается создать интерьер спальни в расчете на его максимальную отдачу с пользой для проживающих там. Для этого используются как традиционные для нас образы, так и те, что пришли к нам из других культур. Одной из привезенных к нам традиций по обустройству жилья является фэн шуй. Интерьер и цвет спальни по фэн шуй - это хитрое переплетение различных аспектов жизни с вселенскими законами. Особое внимание уделяется расположению спальни относительно сторон света и цветовой гамме. Остановимся подробнее на том, что касается цвета для спальни по фэн шуй.

  • Для спальни, ориентированной на Восток и Юго-восток, подходят зеленая и коричневая гамма.
  • Для Юго-Западной и Северо-Западной спальни подойдут коричневый и темно-желтые цвета.
  • В спальне, ориентированной на Юг, стоит использовать красный цвет и его оттенки.
  • Для спальни, расположенной на Север, - синий цвет и его оттенки.
  • А вот для спальни в Западном и Северо-Западном секторе следует использовать белый цвет.

Цветовые решения спален

Подбор цветового решения спальни может даваться достаточно сложно. Ведь не у всех есть образование дизайнера интерьера и чувство стиля. Но можно подойти к этому вопросу и с другой стороны, а именно выбрать из уже существующих популярных готовых цветовых решений для спальни.

Спальни в бежевом цвете представляют собой сочетание различных мягких коричневых оттенков. Основными цветами являются коричневый с желтоватым или сероватым оттенком. Спальни в бежевом цвете создают эффект спокойствия и умиротворения. По сути, бежевый цвет сочетается практически со всеми цветами. И при желании в спальню можно привнести немного того цвета, который Вам особо импонирует.

Цвет венге - это темный коричнево-красный цвет, цвет элитной африканской древесины. В интерьере спальни он используется в мебели для придания помещению статусности и достатка. Но не стоит обманываться роскошью. Спальня цвета венге - это минималистичный строгий стиль азиатского интерьера. Цвет венге используется чаще всего в оформлении контрастной гармонии и позволяет комбинировать в интерьере другие более яркие цвета.

Серый цвет ассоциируют с тоской и невыразительностью, но этот цвет в интерьере позволяет реализовывать изысканные и аристократические идеи. Главной особенностью серого цвета является его нейтральность, которая в зависимости от насыщенности белым или черным дает возможность визуально увеличить или уменьшить объем помещения. К тому же, нейтральность серого - это уникальная возможность для привнесения в интерьер других ярких теплых или холодных оттенков.

Белый цвет в интерьере используется для расширения пространства, создавая легкость и прозрачность. Для помещений это идеальный вариант. Но следует отметить, что стерильно белой спальню делать не стоит, лучше выбрать один из многих оттенков. Например, молочный, кремовые сливки или цвет слоновой кости. Такая спальня будет выглядеть элегантно и изысканно. Кроме этого белую спальню можно наполнить различными важными аксессуарами в более темных тонах, что позволит выделить их на общем фоне.

Фиолетовый цвет довольно сложный для использования и с ним следует быть осторожным. Это особенно касается темных тонов фиолетового. Они мрачные и гнетущие. Но вот более светлые оттенки позволят фиолетовому цвету привнести некую таинственность и магическую ауру в спальню. Тем более что, разбавив общую фиолетовую гамму белыми вставками, можно привнести в спальню легкость и расширить её границы.

Синий цвет в спальне - один из наиболее подходящих для этого помещения. Он действует умиротворяюще и помогает расслабиться. Единственное, что следует учесть при создании спальни в оттенках синего, это её освещенность. Света должно быть довольно много и желательно, чтобы спальня располагалась на солнечной стороне. Также не лишним будут различные белые предметы интерьера. Они позволят расширить границы и придать легкость всей комнате.

Зеленый - это цвет природы, к тому же, этот цвет действует наиболее умиротворяюще на нашу психику. Наиболее выигрышными тонами в спальне будут приглушенные зеленые оттенки, такие как оливковый, болотный, серо-зеленый и горчичный. Запланировав делать спальню в зеленом цвете, необходимо придерживаться природного стиля в интерьере и подбирать соответственно другие цвета и оттенки.

Создание интерьера спальни - дело довольно кропотливое и приходится учитывать довольно много различных факторов. Не всегда готовые решения идеально подойдут в том или ином случае. Но есть ряд простых советов, следуя которым, можно грамотно подобрать цвет для спальни.

При выборе цветовой гаммы для спальни необходимо знать, как выбранный цвет будет вписываться в общий интерьер.

  • Цветовое решение интерьера спальни состоит из нескольких частей: мебель, отделка, аксессуары, шторы и прочее. Все они должны гармонично сочетаться друг с другом.
  • Гармонии в интерьере можно добиться, используя мебель и аксессуары нейтральных цветов.
  • Иногда для достижения оптимального цвета в спальне необходимо всего лишь использовать обои или штукатурки с определенной фактурой и рисунком. Немного поэкспериментировав с образами, можно выбрать наиболее подходящий.
  • При создании интерьера любого помещения помните одно простое правило - светлые тона для расширения пространства, а темные для его уменьшения. Так для увеличения высоты можно использовать обои с вертикальными полосами.
  • В интерьере следует использовать лишь натуральные, существующие в природе цвета. Так можно сделать спальню наиболее умиротворяющей и комфортной.

Ну и, наконец, помните, что всегда можно обратиться за помощью к профессионалам с чувством вкуса и гармонии. Достаточно лишь описать им ваши предпочтения.

Проблема применения цвета для окраски изделий и предметной среды рассматривается обычно в единстве ее следующих сторон: физической и психофизиологической (составляющих предмет цветоведения), психологической, социальной, эстетической.

Основная цель применения цвета заключается в повышении производительности труда и повышении эстетической удовлетворенности человека качеством продуктов труда.

При проектировании изделий приходится затрагивать все указанные стороны цвета. О цветоведении написано много в различных руководствах и пособиях, и поэтому мы не будем останавливаться на нем подробно.

Цвет не только окружает, но и постоянно воздействует на человека. Влияние его сильно сказывается на состоянии нервной системы, на поведении человека, на его трудоспособности. Психофизиологическое воздействие цвета есть первый и наиболее важный фактор, учитываемый при выборе цветового решения изделия.

Установлено, что красные, оранжевые, желтые цвета («теплые тона») действуют на человека возбуждающе: расширяют зрачки, учащают пульс и в конечном итоге вызывают общее утомление. Наоборот, синие, голубые, зеленые цвета («холодные тона») успокаивают и уменьшают зрительную утомляемость.

Один и тот же предмет, будучи окрашен в светлый цвет, зрительно выглядит более легким, а окрашенный в темный цвет будет казаться тяжелее.

Такие особенности цвета позволяют художнику-конструктору создавать впечатление легкости и тяжести, холода и тепла, простора и тесноты, выступания и отступания элементов и узлов изделия (рис.13.5).

Рис. 13.5. Психофизиологические особенности цвета широко используются в художественном конструировании для выражения тех или иных свойств изделий, интерьеров.

Окраской изделий надо пользоваться не только для того, чтобы улучшить зрительное восприятие изделий. Цвет необходимо применять и для выявления нужных деталей, элементов или частей изделий и, прежде всего - опасных в отношении травматизма.

Рациональный учет этих факторов позволяет создать определенный цветовой климат, т. е. колористическую (цветовую) гамму, обеспечивающую совокупность цветовых восприятий, влияющих на психофизиологическое состояние человека и его работу. Цветовой климат должен быть различным при длительном (пульты управления, цеха) или кратковременным (проходы, эпизодический контроль) воздействии. В первом случае выбор цветового решения изделия определяется условиями зрительной работы и оказывает в основном физиологическое воздействие. Во втором - цвет способствует ориентации, стимуляции внимания, корректировке внешних воздействий: тепла, холода, шума, инсоляции. Здесь в основном учитывается психологический фактор.

С эстетической точки зрения художник-конструктор должен дать такое композиционное колористическое решение изделия, которое удовлетворяло бы современным эстетическим требованиям.

Цвет является могучим средством воздействия на человека.

К. Маркс в статье «К критике политической экономии» назвал чувство цвета наиболее популярной формой эстетического чувства. Цвет является средством эстетического воздействия, влияя на настроение, поднимая или понижая эмоциональный тонус, вызывая ощущение творческого подъема. Хорошая отделка и приятная окраска изделий повышают настроение рабочего, вызывают у него положительно-эмоциональное отношение к доверенному ему оборудованию.

Цвет промышленного изделия способствует образному выражению сущности изделия, его тектоники, обеспечивает связь с окружающей средой.

В соответствии с особенностями воздействия цвета на человека установлены основные функциональные и декоративные факторы окраски изделий. Важнейшими из них являются соответствие окраски характеру среды потребления или эксплуатации и соблюдение законов цветовых гармоний. Создание рационального цветового климата может быть достигнуто при правильном соблюдении комплекса этих условий.

При цветовом решении формы изделия большое значение имеют такие принципы, как деление на главную и второстепенную части, выделение рабочей зоны, зрительное уравновешивание объемов и т. п.

Выбирая схему окраски для проектируемого изделия, художник-конструктор должен обязательно учитывать функциональные особенности изделий и среды, в которой оно будет работать.

Художник-конструктор должен творчески разработать схему окраски в каждом конкретном случае. Однако могут быть использованы некоторые общие рекомендации.

Крупные изделия с однородными по структуре плоскостями можно членить цветом, если ставится задача зрительно уменьшить объемы.

Подвижные машины (электротранспорт, тельферы и т. п.) и опасные части машин рекомендуется красить в предупреждающие цвета, максимально контрастирующие с окружающей средой. В статичных изделиях можно создать цветом иллюзию тяжести, монументальности, выделить основание, подчеркнуть неподвижность, связь с полом. Динамичность формы изделия можно подчеркнуть ритмичными цветовыми членениями. Правильное использование этих особенностей цветов позволяет скорректировать даже дефекты формы или композиции изделий.

В ЭТИ большое значение имеет использование цвета в качестве кода. В комплектных устройствах, в пультах, в аппаратуре управления для удобства монтажа и ремонта можно использовать различные цвета для указания назначения проводника: окраска шин по системе ЖЗК, черный - земля (корпус) и т. д.

К сожалению, стандарт такого рода до сих пор отсутствует, поэтому цветовые провода используются час-то для отличия их друг от друга, а не для указания их функционального назначения.

При выборе цветового решения ЭС рационально использовать два-три основных цвета, в связи с тем, что технологичность изготовления, монтажа и демонтажа малоцветных изделий выше, нежели многоцветных.

Среди факторов, Влияющих па выбор цветового решения ЭС, важнейшими являются вид работы и ее тяжесть (социально-психологический фактор).

Функциональное назначение изделия, находясь в теснейшей связи с формой его и во многом определяя эту форму, является одним из факторов, влияющих как на цвет изделия, так и на систему его окраски. Одновременно функциональное назначение изделия находится в очень тесной связи и зависимости от факторов среды, местонахождения изделия во время работы, темпера­турных условий, степени запыленности и загазованности воздуха, наличия шума, освещенности и т. д.

Конструкционные и эксплуатационные факторы на­ходятся в прямой зависимости от функции изделия и как бы дополняют условия среды, К ним относятся: габариты изделия, наличие агрессивных веществ, воз­действующих на его поверхность, температура самого изделия во время работы и пр.

Технологические факторы (эмали, отвечающие тре­бованиям данного изделия, конструкционные материа­лы, не требующие специальной отделки, технология на­несения эмалей и т. п.) неизбежно влияют на систему окраски, определяют марки применяемых материалов и в конечном итоге выбор цвета изделия.

Конструкция изделия и технологические факторы влияют на экономику его изготовления. Экономический эффект во многом предопределяет художественно-кон­структорское решение, которое в свою очередь опреде­ляет вид применяемого материала, технологию нанесе­ния окраски и через них влияет как на цвет, так и на систему окраски изделия.

Эти взаимоотношения группы факторов оказывают непосредственное влияние на выбор цвета и выбор системы окраски. Связи внешних условий выражаются в цветовом решении изделия с учетом законов психофи­зиологического восприятия цвета и подчиняются зако­нам композиции.

При рассмотрении всего многообразия и взаимоза­висимости условий и факторов, влияющих на цветовое решение ЭС, можно сделать следующие выводы.

1. Как форма, так и цвет должны четко выделять особенности изделия, непосредственно связанные с про­цессом эксплуатации, облегчить зрительное восприятие изделия и взаимодействия между ним и человеком. В этом основа связи цвета и формы.

2. Цветовое решение изделия – неразрывная часть процесса художественного конструирования, которая подчиняется всем законам этого метода.

3. Создание оптимального цветового решения изде­лия возможно только при глубоком анализе всех факторов процесса производства и эксплуатации с учетом всего их многообразия и взаимозависимости.

Контрольные вопросы.

1. Дайте определение понятию “дизайн”.

2. Какой смысл вкладывается в понятие “инженерная психология”?

3. Что включает в себя технологический фактор в художественном конструировании?

4. Как вы понимаете “композицию”?

5. Какие виды композиции вы знаете?

6. Какие стандарты по дизайну вы знаете?

7. Относится ли дизайн к качеству ЭС?

8. Какие художественные приёмы используются для ликвидации впечатления раздробленности изделия?

9. Каким композиционным средством пользуется дизайнер для выражения социальной и технической значимости части в целом, целого в комплексе, комплекса изделий в окружающей среде?

10. Что дает ритм как средство композиции?

11. Средство композиции нюанс?

12. Какие понятия относятся к макро- и микрогеометрии?

Цвет всегда играл решающую роль в архитектурном убранстве нашего жилища. В нем отражались личность хозяина дома, его вкусы и пристрастия. Один и тот же оттенок каждый видит по-своему, и вывести здесь какие-либо закономерности нельзя.

Каждый цвет имеет три главные характеристики. Первая - оттенок, то есть иными словами его название (синий, зеленый, желтый, или какой-либо еще). Вторая - хроматическая интенсивность. Имеется в виду его насыщенность. Например, яркий красный, если в него добавить черной или белой краски, становится приглушенным, менее интенсивным. И третья характеристика – яркость, говорящая о том, насколько данный оттенок отражает свет, то есть, в какой степени он, темный или светлый. Основные цвета – красный, синий, желтый, а все остальные цвета создаются на основе этих и их смешения. Существуют также светлые оттенки, когда в тот или иной цвет добавляется белый, и темные, когда добавляется черный.

Большинство людей предпочитают в дизайне интерьера квартиры натуральные пастельные тона, но кто-то - тона более яркие насыщенные. В любом случае, цветовое решение интерьера квартиры выбирается заказчиком, а помогут ему в этом профессионалы .

2. Цветовые предпочтения и пристрастия

У каждого из нас есть свои цветовые пристрастия и свое восприятие цвета, не зря говорят, что «на вкус и цвет товарищей нет». Это научно доказанный факт, что цветовое предпочтение и цветовосприятие очень индивидуальны. И то, что одному человеку «режет глаз» - другому приносит удовольствие от созерцания. Большую роль в цветовом предпочтении играет интеллект: чем выше уровень интеллекта, тем более сложные и тонкие оттенки и сочетания цветов нравятся человеку. Примером тому может служить психологически тонкая живопись художника-профессионала и лубочные яркие картинки деревенских мастеров.

3. Дизайн интерьера квартир и гармония цвета

Вопрос о причине различной окраски тел занимал ум человека с древних времен, когда философы и ученые считали, что цвет - есть свойство самого тела. Хотя при этом не могли объяснить изменение этого цвета в зависимости от времени дня или условий освещения. Считалось, что различные цвета получаются как «смесь» света и темноты. Люди наблюдали радугу, игру цветов на гранях алмазов и стеклянных призм, которые привозили как диковину из Китая, но только Ньютон открыл связь между великолепными красками радуги и цветом тел.

Важным открытием, принадлежащим Ньютону, оказалось разделение цветов на простые, которые невозможно разложить на составляющие и сложные, представляющие из себя смесь простых цветов. Самый сложный в этом смысле белый цвет - это своеобразное «сжатие радуги». Все знают, что смешение простых желтого и синего дает сложный зеленый цвет, а синего и красного - фиолетовый. Расположив простые и сложные цвета по порядку, мы получим простейшую модель цветового круга.

Помимо простых и сложных цветов, в оптике существует также очень интересное явление - наличие дополнительных цветов, когда наложением цветных стекол друг на друга, в результате получается серый цвет. Такие цвета, которые как бы «гасят» друг друга, называются дополнительными. Так дополнительным к красному служит голубовато-зеленый тон, к оранжевому - голубой, а к фиолетовому желто-зеленый. На цветовом круге дополнительные цвета располагаются друг против друга.

В природе чистые цвета без примеси довольно редки. Даже в радуге цвета не переходят друг в друга «скачками», и эта «плавность» перехода, то есть постепенное добавление в основной цвет другого цвета, создает тона и оттенки, а вот отсутствие «примесей» характеризует чистоту цвета. Например, желтый стоит рядом с зеленым, но при переходе в него проходит стадии от желто-зеленого до зелено-желтого (или еще говорят «зеленый в желтизну») в зависимости от того, какой цвет преобладает в тоне. Преобладающий цвет в этом случае будет основным, а добавленный в него - оттенком.

Смешение цветов, или лучше сказать добавление одного цвета в другой, как это делают художники, смешивая краски, возможно не только в рядом стоящих в спектре цветах, но и противоположных или далеко отстоящих друг от друга. Так появляется красный с оттенком фиолетового - малиновый цвет.

Добавление в основной цвет серого дает приглушенные тона: серо-синий, серо-зеленый, серо-сиреневый. А вот добавление черного, делает цвета темными.

Примесь белого, как бы ослабляет цвет, а отсутствие белесоватости характеризуется понятием насыщенности цвета. Самые насыщенные цвета имеет бархатная ткань, этому есть объяснение в физике.

Если цвета поставить рядом друг с другом, не смешивая, или пятно одного цвета наложить на другой, получится сочетание разных цветов или тонов. И тут возникают понятия «фона» и «контраста». Фоном является преобладающий по площади цвет, на который накладывается пятно, а вот ощущение цветового пятна на фоне называется контрастом. И чем насыщеннее цвета, тем сильнее контраст.

Сочетание тонов, имеющих разные оттенки, но находящихся в пределах одного цвета называется монохромным. Классический пример монохромного сочетания - черно-белый телевизор, когда по степени разбавленности черного цвета белым, на экране создается видимое изображение.


Конечно, монохромные сочетания цветов в дизайне интерьера квартиры с использованием других цветов смотрятся более интересными и дают своеобразные варианты декорирования. Например, в интерьере спальни преобладает желтый цвет, но используются разные его тона: темно-желтый, желто-коричневый, бледно-желтый, янтарный.

4. Цветовая гамма и дизайн интерьера квартиры

Обновлено: Февраль 8, 2017 автором: Ольга Кондратова