Вопросы про цветы для детей. Викторина на тему " цветы"

Игра-викторина для старших дошкольников «Распускаются цветы небывалой красоты»

Описание материала: Конспект НОД «Распускаются цветы небывалой красоты» с элементами викторины подготовлен и проведен с детьми старшего дошкольного возраста. Игра-викторина будет полезна воспитателям, логопедам и учителям начальной школы при рассмотрении темы «Цветы», так как охватывает широкий объем знаний воспитанников о цветах (луговые, садовые, комнатные).

Цель: Расширить и обобщить представления о мире цветов.
Задачи:
- Пополнить знания воспитанников новыми сведениями о цветах, окружающих нас (комнатные, садовые, полевые).
- Воспитывать интерес к разнообразию цветов, желание охранять их.
- Развивать эстетическое восприятие окружающего мира, стремление замечать прекрасное в окружающей нас природе.

Предварительная работа:
- Наблюдения за цветущими растениями в помещении, на клумбах, на лугу;
-Посев семян однолетних цветов (космея, календула), наблюдения и уход за ними;
- Уход за комнатными растениями;
-Отгадывание загадок о цветах, чтение интересных сведений о цветах.

Материалы и оборудование:
- Комнатные цветы в горшках, 2 вазы с букетами полевых и садовых цветов, искусственные цветы, бумажные салфетки с изображением цветов (нарциссы, тюльпаны, подснежники);
- Конфеты «ромашки» и «ирисы»;
- Открытки и картинки с изображением цветов;
- Материал для оформления букетов.
Ход занятия

I Организационный момент
Дети входят в помещение, по предложению воспитателя садятся на стулья, которые стоят вокруг стола. На столе стоят 2 горшка с красиво цветущими комнатными растениями (герань и бальзамин) и 2 вазы: в одной букет полевых цветов, в другой – садовых.
Кроме того, на столе лежат открытки, картинки, бумажные салфетки с изображением цветов, а также искусственные цветы.

Воспитатель: Мы с вами собрались, чтобы поиграть. Наша игра-викторина называется «Распускаются цветы небывалой красоты». Из названия игры вы поняли, что говорить мы будем о цветах. Но у нас не просто игра, а игра-викторина. Викторина - это игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-нибудь общей темой. Это значит, что я буду вам задавать вопросы, а вы будете отвечать на них. За правильные ответы в конце игры вас ждет сюрприз.

II Основная часть
Воспитатель: Я вам буду загадывать загадки про цветы, а вы попытаетесь их отгадать:
Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом.
Дунул легкий ветерок -
И остался стебелек. (Одуванчик)

Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь.
Ярко-синий и пушистый;
Только жаль, что не душистый. (Василек)

Выросли звоночки в ряд,
Жалко только – не звенят.
Синие бутончики – это …(колокольчики)

Мы сплетем веночки летом Пробивается росток,
Для Оксаны, Маши, Светы, Удивительный цветок.
Для Аленки, двух Наташек, Из-под снега вырастает.
Все веночки из…(ромашек). Солнце глянет – расцветает
(подснежник)
Ежик в рощице у кочек Тот, кому уже семь лет,
говорит Мишутке: Скажет: «Школа, здравствуй!»
«Видишь синие цветочки?» У меня в руках букет -
Это…(незабудки) Праздничные…(астры)

Справка: Астра, по преданию, выросла из пылинки, упавшей со звезды. Греческое слово «астра» означает «звезда». Словно тонкие лучи, расходятся ее лепестки во все стороны. Астры бывают голубые, розовые, темно-красные.
Посмотрите картинки с изображением этих замечательных цветов.
А теперь найдите астры среди живых цветов. Какого они цвета?
(белые, синие).


Воспитатель : Хорошо.
Продолжим отгадывать загадки про цветы.
Посмотрите – у ограды
Расцвела царица сада.
Не тюльпан и не мимоза,
А в шипах красотка …(роза)

Он чуть-чуть похож на розу,
Но не занозишь занозу.
Распустился летом он.
Что за куст такой?...(пион)

Вот колючие кусты,
Лучше их не трогай ты.
Родственник красотки розы,
Затаил в шипах угрозу.
Хоть не кактус, не терновник,
Но колюч в саду… (шиповник)

Разукрашиваем летом
Клумбы, парки, цветники
Мы своим морковным цветом,
А зовемся… (ноготки)


Воспитатель : А как еще по-другому называют ноготки? (календула).
Правильно. Эти цветы мы с вами посеяли на клумбе, ухаживаем за ними и, надеюсь, скоро увидим их цветущими.

Воспитатель: Все цветы по месту произрастания можно разделить на 3 большие группы: комнатные, садовые и полевые. Посмотрите внимательно на цветы, которые стоят на столе и скажите, какие из них можно назвать комнатными? (герань, бальзамин)
Воспитатель : Правильно, эти цветы выращивают в комнате (в помещении). Как вы думаете, почему их выращивают только в помещении?
(потому что зимой на улице они замерзнут, погибнут).
Воспитатель: Верно. А какие цветы называют садовыми?
(цветы, которые люди выращивают в саду, на клумбах).

Воспитатель: Посмотрите на картинки, назовите знакомые вам садовые цветы (тюльпаны, петуньи, розы, астры, календула, бархатцы, флоксы, георгины).
Воспитатель: Хорошо. А полевые цветы, почему так называются?
(потому что они растут в поле).
Да, они растут в поле. Какие полевые цветы вы знаете? (варианты ответов). Назовите, опираясь на картинки (ромашки, васильки, одуванчики, незабудки, подснежники, ландыши).

Выполним гимнастику для глаз.

Не поворачивая головы, только глазами находите те, цветы, которые я назову.
Влево смотрим – незабудки,
Вправо – ландыши в цвету.
Вниз – ромашки, розы, астры.
Вверх – календулу найду.

Воспитатель: Итак, повторим еще раз: по месту произрастания цветы бывают … (комнатные, садовые, полевые).

Воспитатель: Перед вами на столе в двух вазах стоят цветы. Скажите, как называются срезанные или сорванные цветы, подобранные друг к другу, обычно для того, чтобы подарить кому-нибудь или поставить в вазу?
(букет).
Воспитатель: Правильно. А теперь внимательно посмотрите на 2 букета, подумайте и скажите, какой из них состоит только из полевых цветов, а какой – из садовых? (дети рассматривают и называют).

Воспитатель: Обратите внимание: и в том, и в другом букете есть одинаковые цветы – ромашки. Почему, как вы думаете?
(Потому, что ромашки бывают садовые и полевые).

Воспитатель: Да, верно. Садовые ромашки крупнее, а полевые более мелкие. Давайте подготовим наши пальчики к работе и сделаем
Пальчиковую гимнастику «Цветы»
Текст Действия пальчиками
Наши красные цветки согнутые в локтях руки соединяем и поднимаем перед собой, ладошки складываем ковшиком
Распускают лепестки. пальцы расставляем в стороны
Ветерок чуть дышит, шевелим пальчиками
Лепестки колышет.
Наши красные цветки снова соединяем пальчики в «бутон»
Закрывают лепестки.
Головками качают, качаем из стороны в сторону соединенными вместе кистями рук
И тихо засыпают. соединенные кисти рук подкладываем под голову

Воспитатель: Вот, руки разогрелись и готовы к работе. А сейчас вы сами попробуете составить букеты. Подбирать цветы для букета можно по разным признакам: по размеру цветков, по сочетанию цвета, например, белый и красный цвет, синий и желтый, или можно в букет собрать одинаковые цветы, например, только ромашки или только одуванчики. Главное, чтобы ваш букет вам нравился, чтобы вам приятно было на него смотреть. И пусть ваши букетики будут небольшие, чтобы всем хватило цветов. Цветы для своих букетов берите из тех, что стоят на столе.

Практическая работа
Дети составляют букеты. Воспитатель наблюдает за работой, дает положительную оценку, находя что-то хорошее в каждом букете, помогает оформлять букеты.
Воспитатель: Все хорошо справились с заданием. Посмотрите, какие чудесные букеты получились, у всех разные. Вам нравятся наши букеты? (нравятся, очень нравятся).
Воспитатель: Теперь послушайте последнюю загадку. Наверное, она для вас трудная, но интересная. Если не сможете отгадать, я вам помогу.

Я травянистое растение,
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету. (Ирис)


Воспитатель: Это цветок ирис и конфета ирис. В словаре русского языка, который объясняет значение слов, написано: «Ирис – многолетнее травянистое растение с крупными яркими цветками. Ирис – сорт конфет в виде вязких кубиков шоколадного цвета». Ирис – это весенний цветок, он уже отцвел, поэтому я могу показать вам его только на картинке. А конфеты ирис выглядят вот так: (показ конфет в прозрачной упаковке).

Воспитатель: Сейчас устроим короткий «мозговой штурм». Соберитесь, слушайте внимательно:
- Какому цветку все народы во все времена отдавали свое предпочтение? (Розе).
- Какой цветок означает «звезда» и символизирует радость? (Астра).
- Какие цветы носят человеческие имена? (Роза, василек, лилия, маргаритка, иван-да-марья).
Воспитатель: Молодцы, отлично справились с заданием!

В некоторых странах определенные цветы стали национальным символом. В Голландии – это тюльпан, в Японии – хризантема. А какой цветок – символ нашей страны России? (Ромашка).
Воспитатель: 8 июля, в нашей стране отмечался замечательный праздник: День семьи, любви и верности. В этот день люди дарят друг другу ромашки как символ семьи, любви и верности, поэтому ромашка стала национальным цветком нашей страны.

III Заключительная часть
Воспитатель: Вот и подходит к концу наша викторина.
О чем мы с вами сегодня говорили? (о цветах, разгадывали загадки про цветы).
- Что нового вы узнали? (цветы бывают комнатные, садовые, полевые; у некоторых цветов человеческие имена; астра – это «звезда»…(и другие ответы).

Воспитатель: Наша игра называлась «викторина». А кто запомнил, что такое викторина? (варианты ответов).
- Викторина - это игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-нибудь общей темой.
Наша викторина была на тему: «Распускаются цветы небывалой красоты» и говорили мы о цветах.

Сейчас я вам дам последнее маленькое задание: выкладываю перед вами салфетки. Посмотрите, какие рисунки изображены на салфетках?
(цветы нарциссы, тюльпаны, подснежники).

Цветочные вопросы для цветочной викторины.

Цветочная викторина

Отвечает тот, кто быстрее поднимет руку.

Как звали человека, который мечтал создать «каменный цветок»? (Данила)

В каком произведении герои летели на воздушном шаре в Цветочный город? («Незнайка и его друзья»)

Какой цветок охраняло чудище лохматое в одноименном произведении Аксакова? (Аленький)

От какого цветка приходил в ужас тигр Шерхан, и в каком произведении? (Огненный цветок, «Маугли» Р. Киплинга)

Ботаники называют этот цветок виолой, а как он Называется в русском народе? (Анютины глазки)

Как называется искусство создания букетов? (Икебана)

Какой цветок вырастает на месте лесных пожарищ? (Иван- чай)

Для какой героини Андерсена цветок был местом жительства? (Дюймовочка)

Про какой цветок говорят, что он вырос из крови прикованного Прометея? (Эдельвейс)

Когда, по преданию, цветет папоротник? (В ночь на Ивана Купала)

Какой цветок имеет непосредственное отношение к царю зверей? (Львиный зев)

Какой цветок является символом самовлюбленности? (Нарцисс)

Какой известный писатель заставил цвести подснежники зимой? (С. Я. Маршак)

Какой цветок страдает от любви? (Ромашка)

Какой цветок называют сонным? (Мак)

Название каких скромных полевых цветов в переводе с греческого означает «царский» или «царственный»? (Васильки от «басилевс» — царский)

Какая лилия распускается перед закатом белой как снег, на второй день розовеет, на третий становится алой? (Виктория — водяная лилия в тропиках Южной Америки)

Какие растения дали названия оттенкам цветов? (Роза — розовый, сирень — сиреневый, вишня — вишневый, малина — малиновый, фисташка — фисташковый, апельсин (франц. «оранж») — оранжевый, лимон — лимонный, персик — персиковый, оливка — оливковый, горчица — горчичный, кофе — кофейный, василек — васильковый, салат — салатовый, морковь — морковный)

Из каких цветов варят варенье? (Роза, одуванчик)

В листьях какого растения уже много веков пытаются найти счастье? (Клевера — ищут цветки с четырьмя лепестками вместо трех)

Весной или летом цветет сирень? (Весной: лето считается со времени отцветания сирени)

Почему гиацинт называют «цветком дождей»? (У себя на родине, в Южной Европе, он распускается после весенних дождей)

Какие садовые цветы, получившие название «последняя улыбка осени», цветут до первого снега? (Астры)

Какие цветы были впервые воспеты персидскими поэтами три тысячи лет назад и назывались тогда тюрбанами, по форме головного убора мусульман? (Тюльпаны)

Какое «цветочное» название получила междоусобная война в Англии 1455-1485 годов? (Война Алой и Белой розы)

Какое растение называли русалочьим цветком, так как он всплывал по утрам, а к вечеру таинственно исчезал под водой? (Белая кувшинка)

Имя какого цветка носит десятилетний юбилей супружеской жизни? (Розы, «День роз» — десятилетний юбилей семейной жизни, на этом празднике супругам дарят красные розы)

Придворный этикет феодального Китая требовал от того, кто разговаривает с императором, держать во рту этот цветок. (Гвоздику, уже в те времена известную как дезодоратор)

Какой цветок имеет всего один лепесток? (Калла)

Как называется миниатюрный букет, прикрепляемый к платью? (Бутоньерка)

Викторина для детей старшего дошкольного возраста.


Ануфриева Ирина Викторовна, старший воспитатель МДОУ «Колокольчик» р. п. Духовницкое Саратовской области
Данная разработка будет полезна педагогам ДОУ, учителям начальных классов. В ней я предлагаю различные вопросы и задания на «цветочную» тему, их можно использовать в виде викторины, конкурса или вставить в игровые тематические моменты, ОД и т.п. В викторину я поместила вопросов гораздо больше, чем положено по временным рамкам, чтобы у педагогов была возможность выбора заданий для своего контингента детей. Прикладываю сопутствующую презентацию (иллюстрации в текст викторины не вставляла - они все есть в презентации).
Цель: обобщение знаний детей –
*о цветах и всё что с ними связано,
*о произведениях, сказках, где о них говорится.
Задачи:
*обучать детей связной грамматически правильной речи (образовательная область «Речевое развитие»);
* формировать устойчивый интерес к художественной литературе (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»);
* повышать интерес дошкольников к окружающему миру, расширять кругозор (образовательная область «Познавательное развитие»);
*формировать умения в выполнении заданий, в выборе правильного ответа, решения рубусов, загадок;
*воспитывать уважительное отношение к природе.
Предварительная работа. Чтение произведений, сказок, по которым составлены вопросы викторины, беседы, изучение цветов.
Организационные вопросы: можно детей поделить на команды, или провести викторину со всей группой (каждый за себя).

Ход викторины:

Педагог: На дворе ярким буйством красок разыгралась весна и поманила нас первыми своими нежными звуками на улицу, в парк, в зеленеющий сад… А здесь, в саду скворцы облюбовали скворечники, маленькие букашки, «солдатики» и червячки проснулись и сонные начинают возню по деревьям и тёплой земле. Первая нежная зелень так ласкает взор, что хочется повернуться лицом к ласковому солнышку и закричать что есть мочи: «Ура-а-а-а-а, весна-а-а-а-а!!!
Как прекрасна природа весной! А скоро всё расцветёт! Будет утопать в цвету все наши сады, парки и скверы, леса и полянки.
Цветы – это наши друзья, без них не обходится ни одно событие в жизни, ни одна знаменательная дата. Цветы не только украшают нашу жизнь, они приносят нам радость… Это, наверное, самое прекрасное, что есть на земле. Но мы, ребята, должны бережно относиться к природе, к растениям, и, уж раз я заговорила о цветах – к ЦВЕТАМ. Поверьте мне, что цветами на полянке гораздо интереснее любоваться, чем цветами в вазе и, если это возможно, не стараться сразу нарвать охапку цветов, а оставить их там, где они родились и выросли. Давайте думать о других людях, которые тоже придут в лес, чтобы отдохнуть и насладиться цветочными ароматами и живыми красками…
Вы согласны со мной?
Слайд 1
Сегодня к нам в гости пришла Космея и мы с вами поиграем и покружим с ней хороводы.
Слайд 2
1 задание.
Предлагаю вам подойти к столу и найти этот цветок (на столе лежат картинки разных цветов, среди которых – космея).

Педагог: Космея - символ скромности, чистоты, переводится как «Красотка», это название, вы, наверное, заметили созвучно со словом Космос (Cosmos) – мир, спокойствие. Он родом из Америки.
Почему так назвали этот цветок? Происхождение такого названия, как и положено для истинной «красотки» - окутано тайной. Одни считают, что это перевод с греческого – «украшение», а другие, из-за сходства его ярких цветков со звёздами, считают, что они похожи на созвездия, мерцающие на ночном космическом небе.
На языке японских символов космея розовая означает теплое сердце, а космея белая – чистую любовь девушки.
В Индии, где любят этот цветок за то, что он очень яркий и нарядный, используют его на свадьбах, делают гирлянды для молодых…
Давайте заведём с нашей Красавицей первый хоровод. В этом хороводе мы должны вспомнить все цветы, которые знаем. Мы идём с вами по кругу, я начинаю, а вы заканчиваете предложение:

«Заводим большой хоровод,
Много цветов к нам придёт,
Должны мы их все угадать –
По первому слогу назвать…»

Каждый раз педагог называет слог или букву (ро-, оду-, фи-, ли-, жа-, неза-, ас-, тю-, пи- и т.п.)
2 задание
Вопрос: «На какой цветок похожа наша гостья» (на ромашку) . Если кто-то затрудняется, предлагаю подсказку: белые-белые лепесточки и жёлтая серединка.
Слайд 3 - ответ
3 задание .
В сказке Г. Х. Андерсена «Снежная королева» Кай и Герда ухаживали за каким-то цветком. Что это за цветок? (роза)
Слайд 4 - ответ
4 задание .
Как называется сказка, где младшенькая, любимая дочка попросила батюшку привезти цветочек, которого бы «краше не было на белом свете»? (С.Аксаков «Аленький цветочек»)
Слайд 5 - ответ
5 задание .
Наступает праздник, и повсюду дарят женщинам нежные веточки с жёлтыми пушистыми шариками. Что же это за цветок (мимоза) ?
Слайд 6 - ответ
6 задание .
В сказке «Двенадцать месяцев» мачеха отправила зимой свою неродную дочь, падчерицу за цветами… За какими? (подснежники)
Слайд 7 - ответ
7 задание .
Внимание на экран: из какого цветка появилась маленькая девочка Дюймовочка? Если вы ответите правильно, то цветок появиться на экране (тюльпан) .
Слайд 8 - ответ
8 задание .
Внимание на экран: как называется этот цветок (Сирень) ?
Слайд 9 - ответ
Педагог: Ребята, а теперь "Гимнастика для глаз" . Наши глазки могут уставать от экрана: телевизора, компьютера… Вот и сегодня мы тоже с вами смотрим на экране проектора презентацию.
Поиграем с Космеей и зверюшками. Глазами нужно неотрывно следить за цветком.
Слайд 10 , 11
9 задание .
Внимание на экран: из каких цветов варят варенье (одуванчик) ?
Слайд 12 - ответ
10 задание .
Какой цветок считается символом Дня Победы?
Слайд 13 - ответ
11 задание .
А кто назовёт мне любознательный цветок, который поворачивается вслед за солнцем (подсолнух) ?
Слайд 14 – ответ
Педагог держит в руках подсолнух:
А теперь встаём все в хоровод.
Вы будете передавать по кругу подсолнух, я буду произносить считалочку, на слова «Замер! Стоп!» – тот, у кого подсолнух замирает и отвечает на вопрос. Затем хороводная считалочка продолжается.
Хоровод у нас цветочный
Яркий он, душистый очень
Замер! Стоп! Как в землю врос! –
«Ты» – ответишь на вопрос.

Вопросы к хороводу:
*Какой цветок за лето меняет головной убор? Если затрудняются подсказка: сначала шапочка жёлтая, потом белая пушистая (Одуванчик).
*Какой цветок звенит? (Колокольчик)
*Какой цветок самый первый улыбается солнышку? (Подснежники)
*Как называется цветок с «девочкиными глазками» (Анютины глазки)
*Как Незнайка связан с цветами (Живёт в Цветочном городе, на улице Маргариток) ?
*Есть цветок, который своим название нам говорит, что он ничего не забудет (Незабудка) .
*На каком цветке Иван-царевич обнаружил царевну-лягушку (Кувшинка) ?
*В мультфильме невеста Аладдина носит цветочное имя… Вы его, конечно, мне сейчас назовёте (Жасмин) . Но я знаю, что не все из вас видели этот цветок, посмотрим на слайд.
Слайд 15
Пальчиковая гимнастика «Рождение цветка» (под инструментальную музыку).
Ребята, вы можете движения повторять за мной, а можете проявить фантазию и придумать свои.
Текст гимнастики: «Выкопаем небольшую луночку. В неё положим маленькое семечко цветка, теперь нужно засыпать землей, полить тёплой водичкой и оставить прорастать. Выглянуло солнышко, подул лёгкий тёплый ветерок, землю начало припекать. Семечко проснулось, потянулось, стало набухать, пустило росточки и корни. Маленький росточек устремился вверх, пробил землю, выглянул на свет. Посмотрел направо, налево и повернулся к солнышку… Он был ещё очень слабый и беззащитный. Но пройдёт немного времени и он превратится в прекрасный цветок. Раскроет свои лепестки, ветер будет их ласкать, дождик поливать, а цветок будет нас радовать своей красотой".

Педагог: А теперь пройдите к столам… 12 задание «Заблудившиеся цветы».
На столе находятся картинки цветов (аленький цветочек, семицветик, каменный цветок, розы, подснежники) , они заблудились, их нужно отправить каждый в свою сказку («Аленький цветочек», «Цветик-семицветик», «Каменный цветок», «Снежная королева», «12 месяцев»)
Слайд 16
13 задание. Чистоговорка.
Соревнуются двое детей, один говорит первые две строчки чистоговорки, другой – вторые… У кого получится лучше!
Нарядилась Ромашка
В цветную рубашку –
Превратилась в фею,
Красотку-Космею…

14 задание. Загадки .
Гордая и строгая
Ах, как всем нам нравится…
Но уколет каждого,
Кто к ней прикасается (роза).

Маленькие нежные цветочки
Голубеют скромно возле кочки.
И подальше, у собачьей будки
Тоже распустились … (незабудка).

На меня всегда гадают,
Я имею белый цвет.
Найдёшь меня ты в поле,
Украшу твой букет (ромашка).

В полюшке цветок стоит
Грустный и печальный.
Почему он не звенит?
Он ведь музыкальный (колокольчик) !

На ножке своей стою,
Алым цветом я горю.
Из созревшей моей макушки
Можно сделать погремушку
Кто сорвёт мою корзинку,
Получит в булочку начинку (мак).

15 задание. Шифровка.
На слайде изображение предмета, под которым зашифрован цветок, вам необходимо отгадать этот цветок.
Слайды 17, 18, 19
Наша викторина подошла к концу. Поделитесь своими впечатлениями.

Экологическая игра – викторина

«Праздник цветов»

Цель: Пополнение знаний детей интересными сведениями о цветах.

Задачи:

    Создать условия для расширения знаний учащихся о цветах;

    Способствовать развитию внимания, коммуникативных умений, мышления;

    Содействовать воспитанию уважительного отношения к природе;

Ход мероприятия

Организационный момент.

Перед началом игры класс делится на две команды. Каждая команда выбирает себе капитана и придумывает название, cвязанное с цветами.

Вступительное слово учителя: Дорогие ребята, вот и началась прекрасная пора-лето! Не счесть все летние радости: купание, грибы, рыбалка, походы. Сколько всего нам дарит лето! Вы все любите лето? А почему? Да потому, что летом очень весело. А вы не догадываетесь в чём дело? Придётся мне вам рассказать стихотворение, но вы мне поможете.

Лето-чудная пора,

Детвора кричит…(ура)

Нам и реки и леса

Дарят летом…(чудеса).

Кто же чудо совершил,

Лето в сказку…(превратил)?

Сделал кто весь мир таким:

Звонким, радостным…(цветным)?

Стала вся земля кругом

Ярким, красочным …(ковром),

Где под куполом небес

Зеленеет пышно…(лес),

А вокруг цветут цветы

Небывалой …(красоты),

Средь колосьев у реки

Засинели…(васильки),

И, приветствуя, ребят

Колокольчики…(звенят).

Как приятно бегать вам

По ромашковым …(лугам)!

Вот по зеркалу реки

Заплясали…(поплавки),

А вокруг-нежны, чисты,

Лилий белые…(цветы).

Словно солнечные зайчики

Золотятся…(одуванчики),

Пчёлки весело летят

На медовый…(аромат).

В мир добра и красоты

Превращают мир…(цветы)

Правильно ребята. Сегодня мы приоткроем дверь в таинственный мир цветов. Ведь в самом крошечном одуванчике, в затерянном среди хлебов васильке заложена великая сила, которая заставляет радоваться или грустить, волноваться, вспоминать о чём-то своём. Цветы сопровождают человека от рождения до смерти. Когда была вскрыта гробница фараона Тутанхамона, глазам археологов открылось великолепное убранство саркофага, многочисленные драгоценности, украшавшие мумию. Но поверх украшений лежал скромный букетику увядших полевых цветов, и казалось, они сохранили свой аромат. Не золото, не рубины, а цветы были последним приветом молодой вдовы ушедшему супругу.

Цветы даруют не только красоту, но ещё и дружат с человеком: врачуют,указывают дорогу, стерегут подземные клады, подсказывают погоду. Они и на пепелища приходят первыми, дают силы подняться лесам-«лёгким» нашей планеты.

Сегодня мы с вами отмечаем праздник цветов и давайте все свои знания о них покажем в игре.

У нас две команды.

Жюри. За каждый правильный ответ команда получает цветок.

1 конкурс. Разминка «Загадки о цветах»

    Он шипы свои выставил колко.

Шипы у него как иголки.

Но мы не шипы у него соберем,

Полезных плодов для аптеки нарвем. (Шиповник)

    Ручьями очищается и хвоя, и валежник,

И первым появляется в проталине…(Подснежник)

    В траве густой, зелёной он выглядит нарядно,

Но с пашен, как сорняк, он изгнан беспощадно.

Головка голубая и длинный стебелёк

Но кто его не знает? Это…(Василёк).

    Солнце жжёт мою макушку

Хочет сделать погремушку…(Мак)

    Рос шар бел-

Ветер дунул –улетел…(Одуванчик)

    Все знакомы с нами: яркие, как пламя.

Мы однофамильцы с яркими гвоздями,

Полюбуйся дикими, алыми …(Гвоздиками)

    Эх, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звону нет. (Колокольчики)

    Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыш)

    Что в хлебе родится, а есть не годится. (Василёк)

    Белая корзина, золотое донце,

В ней лежит росинка и сверкает солнце. (Ромашка)

    На клумбе у окошка посажена картошка

Цветки её огромные и светлые, и тёмные. (Георгин)

    Меня называют царицей цветов

За цвет и за запах моих лепестков. (Роза)

    Цветы лиливо-синие, как капельки черник.

Пришёл из леса с ними я и маме подарил. (Фиалка)

    Белый, розовый атлас, зелень ситца скрыл от нас.

Долго парусом стоял, парашютиком упал. (Флоксы)

2 Конкурс. Кто быстрей.

Настоящее название этого цветка «римская трава». Постепенно название упростилось до такой степени, что превратилось в ласковое, весёлое русское словечко. Какое?

Подсказка: В старину его называли «ворожбой». На лепестках этого цветка гадали «Любит-не любит» По форме он напоминает солнышко. (Ромашка)

Даны 2 ромашки количество лепестков равно количеству участников. По одному каждый участник подбегает срывает лепесток, возвращается, салит второго участника. Та команда, которая первой закончит выигрывает.

3 Конкурс. Нарисовать цветок и спеть песню про него.

4 Конкурс. Легенды про цветы.

1.Было на Руси время, когда люди не знали этого цветка. И вот случилось так, что проводила своего друга одна девушка на сечу. Ушел он громить Орду татарскую, да и пропал без вести. Долго ждала девушка суженого - не ведала беды. Не знала, что стрела басурманская сразила добра молодца в чистом поле. Ветры буйные шумели над могилой храброго русича, и когда разыскала её наконец девушка, засветились вокруг цветы луговые взором ласковым сквозь тьму непроглядную. Похожи были цветы на девичьи глаза. Цветы эти кажется сама простота. Пестрые бархатистые лепестки словно зовут к себе, манят и одновременно как испуганные. Невзначай потревоженные. Белый цвет в венчиках – цвет надежды. Желтый – удивления. Фиолетовый печали. Все три периода человеческой жизни. Назовите растение о котором эта легенда. (Анютины глазки)

2. В ту давнюю пору, когда на Землю пришли злые вороги, и земля не просыхала от горьких слез матерей, вдов и сирот, родилась такая легенда об этом цветке. Пришла будто бы к татарскому хану Батыю русская женщина Овдотья, упала перед ним на колени:- Позволь откупить брата милого. Удивился Батый:- Брата? А муж?- Замуж выйду – муж будет. Будет муж- свекор будет. Муж будет - сын родится. А сын у свекра родится – деверь будет. А брата мне уж нигде не взять – родителей моих сжег ты…Подивился Батый мудрости русской женщине. Наклонился, сорвал первый попавшийся под руку цветок. Протянул его Овдотье:- Иди по моей орде, доколе цветок не увянет. Тех из своей родни, кого сыскать успеешь, бери без выкупа. Не ведал Батый, что русская женщина сможет волшебную силу скромному цветку передать: соберут её ладони воедино и любовь великую, и печаль грозную, и гнев неукротимый, чтоб не дать увянуть цветку. Долго бродила Овдотья по Орде и много русичей тогда спасла от смерти. Жил заветный цветок и ещё красивее стал! Вот такая красивая легенда. О каком цветке идет речь? (Бессмертник)

3. По древнему поверью, этот цветок славит первый из двенадцати подвигов Геракла.В темном лесу жил жестокий лев, он приносил много бед жителям Немейской долины. Никто не осмеливался убить льва, и только храбрый Геракл совершил этот подвиг. “Я создам цветок”, - сказала мудрая Флора, - который всегда будет напоминать людям разодранную пасть немейского льва и подвиг Геракла”. Так появился на земле цветок под названием. Пережив героев и богов, раскрывает он под жарким солнцем свой зев, чтобы угостить сладким нектаром шмелей и ос. (львиный зев).

4. Согласно древнеримской легенде цвели будто бы эти цветы посреди хлебного поля и люди даже не замечали их. И вот однажды Церера- богиня жатвы и земледелия, обходя свои владения, услышала, как они сетовали:- Дай нам колоски с зернами, чтобы слились мы с хлебными колосьями. Или позволь нам расти отдельно.- Нет!- ответила строгая Церера.- Я поместила вас среди хлебного поля за тем, чтобы всегда напоминали землепашцам о милости неба, дарующего им хлеб! Возгордились они и внушили людям, будто прячут в своих цветках маленького и хитрого полевика, который зорко следит за жнецами. (Василек)

5. Этот цветок называют «зелёным акробатом». Поначалу он, как и все растения растёт вверх. Потом верхушка его начинает вращаться против часовой стрелки, описывая в солнечную погоду полный круг всего за два часа. Встретив при вращении какую-то опору, он цепляется, за неё и растёт вверх. (Вьюнок)

6. Этот цветок часто служит ночным пристанищем для множества букашек, особенно те его виды, что не закрывают на ночь цветки. Просторный, полый купол его обращён вниз и под ним, как под крышей, спасаются от ночной росы и дождя насекомые. (Колокольчик)

7. Этот цветок растёт в сырых местах, имеет очень маленькие соцветия. По преданию в соке этого растения кузнецы закаливали клинки, которые после этого легко рубили железо и камень, были при этом легки и гибки. (Незабудки)

8. Этот цветок-отличный медонос. 1 га земли, усеянной этими цветами, может дать до 50 кг. мёда. Люди используют его в пищу: из корней готовят кофе, из листьев салат, из цветков- варенье. Это настоящий кладезь витаминов. (Одуванчик)

5 Конкурс. Ребус.

Р… … ...

Н … Р … … … …

Т … … Ь … … …

… … … Р…

Р… … … … К …

(роза, нарцисс, тюльпан, астра, ромашка)

6 Конкурс. Собери картинку.

2 открытки разрезанные на 10 частей.

7 Конкурс. Отгадай-ка

1.Целебный цветок, носящий уменьшительно-ласкательный вариант мужского имени (Василёк)

2.Цветок, название которого говорит о том, что у него хорошая память (Незабудка)

3. Лекарственное растение, пропагандирующее водные процедуры (Купальница)

4. Какой цветок считается атрибутом Морфея – бога сна и сновидений? (Мак)

5. Это королева цветов, она цветет летом и прекрасно пахнет. (Роза)

6.В название этого растения есть имя девочки, а цветет оно летом. (Анютины глазки)

7.Это растение куст, с благоухающими гроздьями цветков. Он цветет весной, а летом цветки бывают всех оттенков от белого до темно – сиреневого. (Сирень)

8.Название какого цветка - “вкусная конфета” (Ирис).

9.Ручьями очищается и хвоя, и валежник, и первым появляется в проталине…(Подснежник)

10. Семена какого цветка используют в кулинарии?(Семена мака.)

11. Какой цветок означает «звезда» и символизирует радость?(Астра.)

12.Какой цветок назван в честь русского мореплавателя Георгия, который подарил неизвестный цветок заморскому королю?(Георгин).

13. Как звали человека, который мечтал создать «каменный цветок»? (Данила)

14. В каком произведении герои летели на воздушном шаре в Цветочный город? («Незнайка и его друзья»)

15. Какой цветок охраняло чудище лохматое в одноименном произведении Аксакова? (Аленький)

16. От какого цветка приходил в ужас тигр Шерхан, и в каком произведении? (Огненный цветок, «Маугли» Р. Киплинга)

17. Как называется искусство создания букетов? (Икебана)

18. Для какой героини Андерсена цветок был местом жительства? (Дюймовочка)

19. Когда, по преданию, цветет папоротник? (В ночь на Ивана Купала)

20. Какой цветок имеет непосредственное отношение к царю зверей? (Львиный зев)

21. Какой цветок является символом самовлюбленности? (Нарцисс)

22. Какие садовые цветы, получившие название «последняя улыбка осени», цветут до первого снега? (Астры)

23. Какой цветок имеет всего один лепесток? (Калла)

24. Как называется миниатюрный букет, прикрепляемый к платью? (Бутоньерка)

Подведение итогов.

Викторина « Цветы – украшение нашей Земли»

Цели: Углубить и расширить знания детей о цветах,

научить их видеть прекрасное, воспитывать бережное отношение к природе.

Оформление : Стенд « Берегите цветы!»

Альбом « Цветы»

Учител ь: Цветы –украшение нашей Земли. Нет ничего на Земле прекраснее и нежнее цветов. Цветы помогают нам и в горести и в радости. Они поднимают настроение, заставляют улыбаться, делают нас добрее и чувствительнее.

Цветы, как люди, на добро щедры.

И щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие теплые костры.

Каких только цветов нет на Земле. Человек всегда старается окружить себя цветами. Наша викторина посвящена цветам!

(Вопросы викторины написаны на лепестках цветика – семицветика, ученик из одной команды срывает лепесток и вся команда отвечает

на вопросы)

)

1 лепесток « Какой это цветок?»

1. Царица цветов. (Роза)

2. Он желтым цветком распускается, после цветения сдувается (одуванчик)

3. Какой цветок связан со словом мед (медуница)

4. Белый лепесток, посередине желток (ромашка)

5. Голубенький, чистый этот цветок, а подле сквозистый, последний снежок. (Подснежник)

2 лепесток. « О чем говорят названия цветов?»

1. Почему мать- и –мачеха так называется?

2. Что означает название цветка Гладиолус? (меч)

3. В каком цветке встречается женское и мужское имя? (Иван да Марья)

4. В какие цветы, по легенде, превращаются русалки днем?

(в кувшинки)

5. Название какого цветка в переводе означает название головного убора? (тюльпан)

3 лепесток. « Полезные цветы»

1. Какие цветы лечат от сердечных болезней, но могут быть и ядом. (Ландыши)

2. Какие цветы и ее листья используют как лекарство от кашля?

(мать и мачеха)

3. Какие цветы используют для изготовления духов(роза. ландыш, сирень, нарцисс и др.)

4. Какие цветы используют для лечения глазных болезней? (василек)

5. Какие цветы от 99 болезней? (зверобой)

4 лепесток. Удмуртские названия цветов.

Переведите на удмуртский язык.

1. Василек – зангари.

2. Душица – пыштурын

3. Купальница – италмас

4. Одуванчик – унябей

5. Подснежник – кечсин.

5 лепесток. « Интересные цветы»

1. Самые большие цветы на земле (Раффлезия)

2. 2 буквы Л и 2 буквы И, в конце буква Я. (лилия)

3. Почему лютик называют лютиком? (от слова -лютый, потому что этот цветок – ядовитый)

4. Листья каких цветов могут удержать человека (Виктории – регии, водного растения растущего на реке Амазонке)

5. Какие цветы носят человеческие имена?

(Роза, вероника, василек, лилия, мальва, маргаритка)

6 лепесток. « Цветы в литературе»

1. Какой герой сказки жил в Цветочном городе? (Незнайка)Н. Носов

2. Из какого цветка появилась Дюймовочка?(Тюльпана)

3. В какой сказке есть такие слова: « Что ты, баба, белены объелась?»

(« Сказка о золотой рыбке») А. С. Пушкин

4. Какие слова произносила Женя в сказке « Цветик – семицветик»

(«Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг. возвращайся сделав круг, лишь коснешься ты земли, быть по – моему вели!) В. Катаев

5. Назовите сказку, где в саду у чудища рос аленький цветочек?

7 лепесток. « Цветы символы»

(Вопросы 7 лепестка разгадывают обе команды. кто быстрее)

1. Какой цветок украшает герб Японии (хризантема)

2. Жрицы инков носили на груди золотую эмблему солнца в виде цветка. Какого? (подсолнуха)

3.На языке цветов роза означает – любовь, тюльпан – гордость, а какой цветок означает болтливость (колокольчик)

4. Какой « царский» цветок римляне прозвали просто « синенький»

(василек)

5. Какой цветок. согласно легенде, вырос из пылинки упавшей звезды?

(Астра)

Учитель: Понравилась вам викторина? Что вы узнали нового?

А сейчас последнее задание для команд- написать синквейн « Цветок»

(Пример: Цветок

Красивый, нежный

Цветет, пахнет, лечит

Как природа породила это чудо?

Украшение природы.

Учащиеся читают синквейны. Жюри подчитывает очки.)

Учитель : Ребята посмотрите на стенд. Здесь изображены цветы, которые уже занесены в Красную книгу и которые охраняются от массового сбора.

Ученики:

На земле исчезают цветы.

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Откровенья цветов луговых.

нами понято было едва ли.

Беззаботно топтали мы их

И безумно, безжалостно рвали.

И не видели, как из-под ног,

Молчаливо, дыша еле-еле

Обреченно глядел василек,

Безнадежно гвоздики глядели!

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы-

Все: Опустеют все поляны,

И не будет красоты!