Названия цветов и оттенков. Пары дополнительных цветов

Каждый объект в природе человек может увидеть как предмет того или иного цвета.
Это обусловлено способностью разных предметов поглощать или отражать электромагнитные волны определённой длины. И способностью человеческого глаза воспринимать это отражение посредством особых клеток в сетчатке глаза. Сам предмет при этом цвета не имеет, он обладает только физическими свойствами – поглощать или отражать свет.

Откуда берутся эти самые волны? Любой источник света состоит из этих волн. Таким образом, человек увидеть цвет предмета может только при его освещённости. Причём в зависимости от источника света (солнце днём, солнце на закате или на восходе, луна, лампы накаливания, огонь и т.д.), силы света (более яркий, более тусклый), а также от способности личного восприятия конкретным человеком, цвет предмета может выглядеть по-разному. Хотя сам предмет при этом не меняется, конечно. Итак, цвет – это субъективная характеристика предмета, которая зависит от разных факторов.
Некоторые люди в силу особенностей развития организма вообще не различают цвета. Но большая часть людей способна воспринимать глазом волны определённой длины – от 380 до 780 nm. Поэтому данный участок был назван видимым излучением.

Если солнечный свет пропустить через призму, этот луч разложится на отдельные волны. Это как раз те самые цвета, которые может воспринимать глаз человека: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Это 7 электромагнитных волн разной длины, которые вместе составляют белый свет (глазом видим как белый цвет), т.е. его «спектр».
Итак, каждый цвет – это волна определённой длины, которую может увидеть и распознать человек!

Видимый цвет предмета определён тем, каким образом этот предмет взаимодействует со светом, т.е. с составляющими его волнами. Если предмет отражает волны какой-то длины, то эти волны и определяют то, каким мы видим этот цвет. Например, апельсин отражает волны длиной примерно от 590 до 625 nm – это волны оранжевого цвета, а остальные волны поглощает. Именно эти отражающиеся волны и воспринимаются глазом. Поэтому апельсин человек видит оранжевым. А трава выглядит зелёной, потому что благодаря своей молекулярной структуре, поглощает волны красного и синего цвета и отражает волны зелёной части спектра.
Если предмет отражает все волны, а как мы уже знаем, все 7 цветов вместе образуют белый свет (цвет), то такой предмет мы видим белым. А если предмет поглощает все волны, то такой предмет мы видим чёрным.
Промежуточные варианты между белым и чёрным – оттенки серого. Три этих цвета – белый, серый и чёрный – называются ахроматическими, т.е. не содержащими «цветного» цвета, они не входят в спектр. Цвета из спектра – хроматические.


Как я уже говорила, воспринимаемый цвет зависит от источника света. Без света нет волн и нечему отражаться, глаз не видит ничего. Если освещение недостаточно, то глаз видит только очертания предметов – более тёмные или менее тёмные, но все в одной серо-чёрной гамме. За способность глаза видеть в условиях плохого освещения отвечают другие участки сетчатки.

Таким образом, в зависимости от характера света, попадающего на предмет, мы видим разные варианты цвета этого предмета.
Если предмет освещён хорошо, мы видим его чётким, цвет чистый. Если света слишком много, цвет видится разбелённым (вспомните пересвеченные фотографии). Если света мало, цвет выглядит темнее, постепенно стремясь к чёрному.

Каждый цвет можно проанализировать по нескольким параметрам. Это характеристики цвета.

Характеристики цвета.

1) ЦВЕТОВОЙ ТОН . Это та самая длина волны, которая и определяет положение цвета в спектре, его название: красный, синий, жёлтый и т.д.
Необходимо различать понятия «тон» и «подтон».
Тон – это основная краска. Подтон – примесь другого цвета.
За счёт разности подтонов и образуются разные оттенки одного и того же цвета. Например, жёлто-зелёный и сине-зелёный. Основной тон – зелёный, подтон (в меньшем количестве) – жёлтый или синий.
Как раз подтон и определяет такое понятие, как ТЕМПЕРАТУРА цвета. Если к основному тону добавить жёлтый пигмент, то температура цвета будет ощущаться тёплой. Ассоциации с красно-жёлто-оранжевыми цветами – огонь, солнце, тепло, жар. Предметы тёплых оттенков кажутся ближе.
Если к основному тону добавить синий пигмент, то температура цвета будет восприниматься холодной (цвета голубой и синий ассоциируются с льдом, инеем, холодом). Предметы холодных оттенков кажутся дальше.

Здесь важно запомнить и не путать понятия. Есть два значения словосочетаний «тёплые цвета» и «холодные цвета». В одном случае говорят о цветовом тоне, тогда красный, оранжевый и жёлтый – тёплые, а синий, сине-зелёный и фиолетовый – холодные цвета. Зелёный и сиреневый – нейтральные.

Во втором случае речь идёт о подтоне цвета, о его преобладающем оттенке. Именно в этом значении и будет употребляться этот термин в дальнейшем для описания цветов внешности – тёплых и холодных цветотипов. И говоря о температуре цвета в этом значении, мы имеем в виду, что каждый цвет может иметь и тёплый, и холодный оттенок в зависимости от своего подтона ! Кроме оранжевого – он всегда тёплый (из-за особенностей его расположения в спектре). Белый и чёрный вообще не входят в цветовой круг и потому для них не применимо понятие цветового тона, но коль речь зашла о температуре всех цветов, то обозначу сразу, что эти два относятся к холодным цветам.


2) Вторая характеристика каждого цвета – ЯРКОСТЬ .
Она показывает, насколько сильно световое излучение. Если сильное, то цвет максимально яркий. Чем меньше света, тем цвет выглядит темнее, яркость снижается. Любой цвет при максимальном снижении яркости становится чёрным. Представьте предметы яркого цвета в условиях сумерек – цвет кажется тёмным, его яркость не видна. Понижение яркости за счёт добавления чёрного делает цвет более НАСЫЩЕННЫМ . Тёмно-красный – это насыщенный (глубокий) красный, тёмно-синий – насыщенный (глубокий) синий и т.д. В английском языке для более густого, тёмного цвета применяются слова-синонимы: deep (глубокий) и dark (тёмный). В названиях цветотипов вы эти термины тоже встретите.
Яркость света и яркость цвета – разные понятия. Выше говорилось именно о цвете предмета при ярком свете. В графических программах (в том же painte) яркость используется именно в этом значении. На картинке ниже можно увидеть уменьшение параметра «яркость» при затемнении цвета.
Но также существует термин «яркость», в значении «чистота», «сочность» цвета, т.е. максимально интенсивный цвет без примесей чёрного, белого или серого. И именно в этом значении я буду использовать этот термин в дальнейшем. Если написано «параметр «яркость»», то речь идёт об изменении освещения (т.е. светлоте/темноте).

3) Третья характеристика каждого цвета – СВЕТЛОТА .
Это характеристика, противоположная насыщенности (затемнённости, силе) цвета.
Чем больше светлота, тем ближе цвет к белому. Максимальная светлота любого цвета – белый цвет. Параметр «яркость» при этом повышается. Но эта яркость – не цветность (чистота), а увеличение освещённости, ещё раз делаю акцент на разнице этих понятий.
Оттенки с повышающейся степенью светлоты воспринимаются как всё более и более разбелённые, бледные, слабые. Т.е. с малой насыщенностью.

4) Четвёртая характеристика каждого цвета – ХРОМАТИЧНОСТЬ (ИНТЕНСИВНОСТЬ) . Это степень «чистоты» цвета, отсутствие примесей в его тоне, его сочность. При добавлении в основной цвет серого пигмента, цвет становится менее ярким, иначе – приглушённым, мягким. Т.е. его хроматичность (цветность) понижается. При максимально сниженной хроматичности цвета любой цвет становится одним из оттенков серого.
Важно не путать понятия «сочный» и «насыщенный» цвет. Напоминаю, что насыщенный – это тёмный оттенок, а сочный – это яркий, без примесей, тон.
Часто, когда говорят, что цвет яркий, имеют в виду, что он максимально хроматичен, чистый, сочный цвет. Именно в этом значении данный термин и используется в теории цветотипов, о которых пойдёт речь дальше.
Если же говорить о параметре «яркость» в значении освещённости (много света – яркость выше – цвет белее, мало света – яркость ниже – цвет темнее), то мы увидим, что при снижении хроматичности этот параметр не меняется. Т.е. характеристика хроматичность применяется к предметам с одним цветовым тоном в условиях одинаковой освещённости. Но один предмет при этом выглядит более «живым», а другой более «выцветшим» (выцветший – потерявший свой яркий цвет).

Если увеличить параметр «яркость», т.е. добавить белый цвет, то и на этом уровне светлоты можно таким же образом делать цвет более приглушённым, добавляя серый оттенок.

Аналогично и с более насыщенными (более тёмными) оттенками – они тоже бывают как более чистыми, так и более приглушёнными. Главное, что мы видим во всех случаях при уменьшении хроматичности – это всё более выраженный серый подтон. Именно это отличает мягкие цвета от ярких (чистых).

Ещё один важный нюанс – при добавлении в основной тон любого ахроматического цвета (белый, серый, чёрный), меняется температура цвета. Она не меняется на противоположную, т.е. тёплый цвет не станет таким образом холодным или наоборот. Но эти цвета приблизятся по характеристике «температура» к нейтральным оттенкам. Т.е. без ярко выраженной температуры. Именно поэтому представители мягких, тёмных или светлых цветотипов могут носить некоторые цвета из нейтрально-холодных или нейтрально-тёплых вне зависимости от своего основного цветотипа. Но об этом буду рассказывать позже.

Таким образом, по своим основным характеристикам все оттенки делятся на:
1) Тёплые (с золотистым подтоном) / холодные (с синим подтоном)
2) Светлые (ненасыщенные) / тёмные (насыщенные)
3) Яркие (чистые) / мягкие (приглушённые)

И у каждого цвета есть одна ведущая характеристика и две дополнительных, что и обусловливает название некоторых оттенков. Например, светло-розовый – ведущая характеристика – «светлый», дополнительные – может быть как тёплым, так и холодным, как ярким, так и мягким.

Потренируемся определять ведущую характеристику.

Или одну ведущую и одну – дополнительную.

На приведённых выше примерах хорошо видно влияние полутона на ведущую характеристику оттенка:
Тёмные цвета – цвета с добавлением чёрного (насыщенные).
Светлые цвета – цвета с добавлением белого (выбеленные).
Тёплые цвета – цвета с тёплыми (жёлтыми, золотистыми) полутонами.
Холодные цвета – цвета с холодными (синими) полутонами, кажутся льдистыми.
Яркие цвета – чистые, без добавления серого.
Мягкие цвета – приглушённые, с добавлением серого.

Если вы занимаетесь живописью или просто используете в работе или творчестве краски, то вам обязательно стоит узнать, что представляют собой дополнительные цвета, какие оттенки являются ими, как их получить и использовать. Это пригодится вам как в при помощи кисти, так и при работе на современных графических планшетах.

Изучаем спектр: основные и дополнительные цвета

Каждый из вас хотя бы раз встречал в книгах изображение радужной полоски или круга, где один цвет плавно переходит в другой в той последовательности, в которой они располагаются и в природном явлении — радуге. Это не придуманные а реальное отображение распределения оттенков при разделении луча белого света на составляющие. Каждый цвет соответствует определенной длине волны.

Такой называется спектром. Им пользуются художники, дизайнеры при подборе тонов и их красивых сочетаний для своих работ. Существуют три основных цвета — красный, синий и желтый. Еще можно услышать термин — первичные. Эти цвета невозможно получить смешением каких-либо красок или цветных лучей. Остальные оттенки считаются составными, так как являются производными основных. Обычно в противопоставление основным указывают дополнительные цвета, которые получены смешением первых между собой: оранжевый, составленный из желтого и красного, зеленый — из желтого и синего, а фиолетовый — из красного и синего. Если механически смешать три основных цвета, получится черный. В случае оптического наложения появляется белый.

Пары дополнительных цветов

Итак, дополнительные цвета — это те, которые располагаются на противоположных концах линий, проведенных через центр спектрального круга. Чтобы вам легче было ориентироваться на практике, нужно запомнить три главные пары: желтый и фиолетовый, красный и зеленый, оранжевый и синий. Остальные оттенки легко определить, сдвигая линию, соответствующую диаметру на нужный угол.

Как получить дополнительные цвета в живописи

Пигменты красок в современных наборах обычно разнообразны, поэтому, работая с палитрой, вы сможете использовать много готовых колеров, составляя из них нужные оттенки. Если на начальном этапе вы будете сомневаться, что нужно добавить в имеющийся цвет, то всегда сможете воспользоваться спектром в качестве подсказки, схемы.

На самом деле вовсе не обязательно покупать набор красок с большим количеством готовых оттенков. Всю возможную гамму несложно получить самостоятельно, имея лишь основные цвета (синий, красный, желтый). Чтобы изменять насыщенность дополнительного составного оттенка потребуются черный и белый колер. Проблема может возникнуть лишь в том случае, если в коробке вместо чистого спектрального цвета окажется какой-то его оттенок, например, сине-зеленый, фиолетовый, бордовый. Выбирая набор красок, обязательно смотрите, чтобы в нем присутствовали чистые основные цвета, тогда приготовить дополнительные вам не составит труда.

Живопись в цифровом формате

В мире современных технологий даже художники переходят за экраны мониторов и электронные устройства ввода Работая на планшете, вы создаете свою картину не на бумаге, а на экране дисплея, фактически смешивая не краски, а исходящие лучи света.

Термин "цветовое пространство" обычно используется в компьютерных программах для работы с графикой и подразумевает модель отображения оттенков в цифровом виде. Каждый цвет характеризуется числовыми параметрами в выбранной системе координат. Она может быть трехмерной или многомерной, в зависимости от количества используемых осей, то есть параметров цвета. Наиболее простые и понятные цветовые модели — это RGB, CMYK. Первая используется для визуализации изображений на экране (телевизора, монитора), а вторая — при печати на четырехкрасочном устройстве, например, обычном офисном принтере.

Таким образом, рисуя на планшете, вы будете выбирать оттенки цветов, каждый из которых имеет свою числовую характеристику, состоящую из трех значений.

Как выбирать для картины

Каким бы способом вы ни создавали свои работы, кистью на холсте или стилусом на графическом планшете, все цвета красок нужно подбирать так, чтобы они гармонировали. Это легко сделать, воспользовавшись спектром.

Способов несколько:

  1. Используйте только теплую часть оттенков (те, в которых присутствует желтая составляющая).
  2. Возьмите исключительно холодные цвета на основе синего.
  3. Попробуйте контрастный вариант — сочетание одного основного цвета и дополнительного к нему составного, а также их оттенки.
  4. Экспериментируйте с ахроматическими тонами (черный — серый — белый), добавляя любой спектральный оттенок.

Это лишь самые простые способы получения гармоничных, ярких сочетаний в работе.

Итак, цвета красок находятся в тесной взаимосвязи. Все многообразие оттенков можно не только систематизировать, но и использовать строго в соответствии с теоретическими знаниями по цветоведению. Именно в этом случае ваши работы и в рукотворном, и в цифровом варианте будут наиболее интересными и эффектными.

10:03

Помешивая ароматный кофе Жардин серебряной ложечкой, отданной жадным ручкам Александра Гэ, Вашему покорному слуге, в полное владение при крещении, я задумчиво разглядываю укутанные первым зимним снегом уснувшие кусты сирени. Какие сны посещают их? Сладкие и ватные, героиновые, о навсегда ушедшем жасминовом лете? Или горькие как струна миндального аромата грозы? Окна маленькой кухоньки (в которой Прелестная Кареглазая Мари, насмешница и распутница, увы и ах, никогда не будет хозяйкой), выходят на старое заброшенное кладбище. Деревья - скелеты в белом саване, застывшие в нелепых позах - тянут к колыбелям много лет назад почивших людей, свои хрупкие пальцы. Если осень шепчет мне, что никакой надежды нет, Зима, вопреки всему, дарит мне эфемерную надежду на перерождение. Смерть и жизнь, жизнь и смерть иду рука об руку. Я жив ещё? Или я тоже умер, а крепкий кофе, серебряная ложечка и холод оконного стекла - призраки ушедшего лета?

Остаюсь, Ваш навеки,
Озадаченный Алекс Голубенков.


21:57

Мой дневничок хотели было положить в архив... Но я смахну вековую пыль с талмуда откровений. Я дам волю своим чувствам, выпущу на волю демонов. Вначале было слово. Быть может, именно словом мне удастся покорить Мэри Пи? Мою любовь, мою страсть, мою одержимость. Словно живительный огонь согревает мои члены эта юная, душистая точно садовый горошек, девушка. Аромат её духов преследует меня везде: на переходах лестниц, в пустых аудиториях, а тёмных коридорах института. Ах, чаровница, забаловала, задурманила мою голову своими глазами цвета свежих шоколадных трюфелей, тёмными стрелами-ресницами, стройными ножками. Марья, будь моей! Be mine.


19:04

Тонкими пальцами по оконному стеклу почти неслышно барабанит обычный декабрьский дождь. Его капли прозрачны и чисты, как слеза невинного ребенка, как слезы нижегородской кудрявой распутницы Марьи П. Однако, к огромному сожалению Голубенкова и сочувствующих, рядом со мной вовсе не дивноокая Марья. Рядом со мной томится в плетеной сетке бутылочка каберне, а на столе в состоянии художественного беспорядка разложены диски распутных блеровских мальчиков, один из которых покорил своим мягким пузом и круглыми очками сердце моего друга - зеленоглазой девоньки, Анитоса. Может быть, и мне отрастить мягкую уютную подушку чуть выше талии, и второй подбородок? Может быть, тогда я смогу разбудить сердце кареглазой искусительницы в шелковом платье и прозрачных чулочках? О, Марья! Когда Вы появляетесь на моих занятиях с распущенными каштановыми густыми локонами и не менее распущенными глазами, каждый взгляд которых словно говорит: take me, if you think I"m sweet, рука не поднимается вывести в зачетной книжке "зачтено". Пальцы сжимают чёрную ручку паркер, а я представляю, что они сжимают Вашу ручку, и вывожу: "не зачет", приглашая Вас прийти в мою статистическую обитель ЕЩЁ раз.

За сим прощаюсь,
Отправляюсь допивать каберне,
Остаюсь навеки Ваш,
А.Г.


18:07

Осень причиняет мне почти физическую боль. Я не могу равнодушно наблюдать смерть природы, видеть, как из листвы, изумрудами затмевавшей каленую синеву небес, уходят сочные и свежие краски лета; как жухнет и желтеет трава, как ветви деревьев жалобно жмутся к равнодушному небу, которое будто бы оплакивает свою ушедшую юную весну. Раньше я любил осень. Раньше... Раньше... Раньше...
Проживая первые холодные осенние дни я чувствую, что они неразрывно связаны с песней Love is noise, которую исполняет солист в очередной раз распавшейся группы Verve, губастый и тощий, словно угорь, Ричард Эшкрофт.
Паренек привлекателен и горяч, но тебе, моя Марья, гораздо больше подошел бы такой представительный и обстоятельный мужчина, как Александр Голубенков (ваш покорный слуга, к слову будет сказано).
Помешивая в фарфоровой чашечке послеобеденный кофе с двумя кусочками тростникового сахара, я с грустью и скорбью сознаю, что именно в такие предосенние дни (я бы назвал их "днями кукушки") мои суицидальные наклонности обостряются, и неотвратимость суицида сдерживает лишь наличие в моем мире старенькой мамы, прелестного зеленоглазого Анитоса, двух сестер и вас, Мария Проненкова!

С нетерпением жду встречи.
Целую ваши пальчики,
Ваш А.Г.


22:33

22:45

Моя дерзкая девонька, побывав в таинственной и шумной Москве, вернулась (наконец-то! - торжествует злобный собственник внутри меня, но я стараюсь не думать о том, что прекрасная Мэри, будто алая роза, притягивает к себе мужские взгляды как яркая лампа безвольных мотыльков, и они слепнут, слепнут, слетаясь на огонь!...) . Она привезла с собой туманные рассветы, из карманов её изящной сумочки ко мне в ладони падали звезды, я тщетно пытался поймать хотя бы тень её улыбки, запомнить смех, жемчугами слышимый в грустном августовском воздухе, но все напрасно. Она вышла из поезда и поймала такси, которое унесло её домой, к уютной девичьей кровати и книгам в твердом переплете, к карандашам и краскам, к альбому и подругам.

Август - месяц, когда умирает лето. Угасает - так идет по дороге в небытие тяжело больной старый человек; идет медленно, и смерть предопределена заранее. День за днем, шаг за шагом - все холоднее и холоднее, ветер больше не дает разгоряченному юному телу разрядку, но приносит простуду и насморк. Однажды кажется, что больной идет на поправку - наступает бабье лето, однако через две недели мы понимаем, что вовсе не выздоровление, а агония, и приходит забвение, стирая все то, чем запомнились детство и юность, унося в неизвестность, оставляя надежду на иной мир и мысли - а может, лучшее где-то там?...


18:32

Наслаждался тихими светлыми нижегородскими деньками, свободными от работы и студентов, лишь я, Александр Голубенков, моя старенькая мама, кресло-качалка и огород, где ваш покорный слуга, подражая Эркюлю Пуаро, выращивает тыквы в условиях умеренного нижегородского климата. Теплый июнь иногда омрачается экзаменационными часами в душных аудиториях университета - студенточки в воздушных платьях, иногда с аляповатыми красными маками, иногда с до неприличия короткими подолами, пытаются сдать статистику, надеясь, видимо, то ли на пробуждение романтических чувств во мне, суровом мужчине, либо на животные инстинкты.

Я креплюсь. Я не смотрю. Разве что только одним глазом на мою прекрасную Марью, которая зашла, одетая в льняное яблочно-зеленое платье ко мне в аудиторию, и больше не надо было солнца - оно сошло с небес и оказалось рядом со мной.
-Тяните билет! - сказал я, кашлянув, пытаясь придать голосу мужественности.
Она застенчиво опустила глаза и покраснела. Розы каира пламенели на её щеках! Я с усилием оторвал взгляд, который тут же упал на чудеснейшие ножки. И тут мне в голову пришла отличная идея. Разве мог я лишить себя радости встреч с этой прелестной девонькой на все лето? Не мог.

Она была крепка, о, эта юная студенточка! Но я все же смог, смог завалить её и не допустить до сдачи своего предмета.

Теперь мы будем видеться чаще, дивный строптивый ангел.
Я обещаю.

Всегда твой,
Голубенков.


18:07

На столе забыт диплом - мои мысли не о том.
Вечер свеж, цветок поник, в шею вгрызся воротник.
Шире делаю петлю, в комнате один стою.
Каждый день, минуту, час, Марья, думаю о Вас.
Только Вы в моем уме, будто мы наедине,
За столом сидим и пьем - чай ли, кофе, но ВДВОЕМ.
Девушка-мечта поэта, чтоб Вы, Марья, знали это.
Только Марьиным рукам я себя всего отдам.
Все, кончаю, ухожу, Марья, ВАМ принадлежу....


19:53

Как грустно, когда дорогие, любимые друзья включают динамо-машину. Ну, или те люди, кого ты решил считать таковыми - близкими твоему сердцу. Дорогие мои детишечки, чем больше ты открываешь сердце человеку, чем больше показываешь, что тебе с ним хорошо, тем хуже он к тебе относится. Начинает задирать нос, пренебрегать.. "ооой, сегодня я не могу, послезавтра тоже, в среду еду на похороны бабулиного пса, и бла-бла-бла..." - это аксиома, которую я решил назвать в свою честь - "аксиома Голубенкова".

Статистика точная наука - в 99,9 случаях утверждение Голубенкова оправдывается. Исключения есть всегда, однако это редчайший, как вымершая много лет назад загадочная птица Додо, случай. Я не призываю превращаться в эгоистичного хама. Однако в следующий раз, когда меня позовет, к примеру, в субботу этот человек, чтобы покопать червей, я, наверное, вспомню, что именно на эту самую субботу планировал замочить в морфии парочку выпотрошенных лягушек и сварить компот из замороженных ежевичных ягод.


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская школа искусств г. Шимановска»
Открытый урок по основам цветоведения
2 класс

Тема: «Нюансы. Многообразие оттенков цвета»
Разработала: преподаватель Куховар Светлана Юрьевна
Шимановск
2016 г.
Урок по основам цветоведения
(предпрофессиональная образовательная программа в области изобразительного искусства «Живопись»)
25. 10. 2016 г. 2 класс, I четверть, урок №8
Тема урока: «Нюансы. Многообразие оттенков цвета»
Цель урока: Развитие умений учащихся видеть, распознавать и получать оттенки цвета.
Задачи урока:
Развивать навыки работы живописными материалами, умение работать с палитрой
Воспитывать самостоятельность и аккуратность в работе.
Познакомить детей с основами цветоведения, закрепить полученные знания на практике.
Изобразить гроздь винограда, используя большое количество нюансов.
Зрительный ряд: таблица «Спектральные цвета», репродукции картин с монохромным колоритом, таблица «нюансы», изображения предметов с использованием оттенков и без оттенков для примера, готовое изображение грозди винограда.
Оборудование:
для учителя: доска, план – конспект урока, гуашь, кисти, бумага, вода, шаблон для рисования грозди винограда; для учащихся: бумага А4, кисти, гуашь, палитра, вода, карандаш, ластик, салфетка.
Оформление доски:
2

5
5
1
3
4

1 – таблица «нюансы»
2 – репродукции картин с монохромным колоритом
3 – таблица «спектральные цвета»
4 – изображение грозди винограда
5 – изображения предметов с использованием оттенков и без оттенков для примера
Ход урока.
Этапы урока Содержание работы Примечание
I подготови -
тельная часть урока 1.Организация класса. Приветствие.
2. Проверка готовности учащихся к уроку. Давайте угадаем, какие инструменты и материалы понадобятся сегодня вам для работы на уроке. Ведь мы с вами маленькие художники. Отгадав загадки, мы узнаем необходимые инструменты.
Загадки.
Черный Ивашка –Деревянная рубашка.Где носом поведет,Там заметку кладет. (Карандаш.)
Если ей работу дашь –Зря трудился карандаш. (Ластик.)
Разноцветные сестрицыЗаскучали без водицы.Дядя длинный и худойНосит воду бородой,И сестрицы вместе с нимНарисуют дом и дым. (Кисточка и краски.)
Познакомимся: я – краска,В круглой баночке сижу.Вам раскрашу я раскраску,А еще – картинки к сказкеНарисую малышу.Ярче я, чем карандаш,Очень сочная… (гуашь).
Мы с вами нашли отгадки на все загадки. Итак, для урока вам понадобятся: лист бумаги, гуашь, кисти, вода, палитра, салфеткаII Основная часть урока
Учащиеся получают лист бумаги формата А4, на котором подготовлено шаблонное изображение грозди винограда силуэтом. Задача учащихся затонировать ровным красным цветом пятно. При этом дети не знают, что они рисуют и начинают предполагать, что это цветок, тучка и т.д.

Когда дети справились с поставленным заданием приступаем непосредственно к теме урока.
- На доске написана тема нашего урока «Нюансы. Многообразие оттенков цвета» Давайте вместе узнаем, что же такое нюанс. Слышали ли вы такое слово раньше и что оно означает?
- Правильный ответ хранится в названии темы.
Нюанс – это слово, пришедшее из французского языка, и в переводе означает «оттенок». Нюанс – это противоположность контраста.
- Давайте вспомним, что такое контраст и в чем он выражается в живописной работе?
- Правильно, контраст это резкие отличия, противоположенные цвета цветового круга. Для закрепления темы немного поиграем. Я буду выдавать вам фишки определенных цветов, вы должны прикрепить полученную фишку к контрастному для нее цвету.

Очень хорошо. Я убедилась, что вы усвоили тему «Контраст» и теперь без труда познакомитесь с нюансами и оттенками. Повторяясь, скажу, что слова нюанс и оттенок имеют один смысл. И теперь мы повторим упражнение с фишками, только прикреплять мы их будем не на контрастные, а на родственные цвету фишки основы.

Молодцы, отлично справились. Я вижу, что вы достаточно хорошо поняли, что же такое нюанс. Но для чего он нам нужен?
- Да, нюансы и оттенки необходимы художнику для того, что изображаемый объект был более реалистичным, объемным, «живым».

Ну вот, разобрались с тем, что такой нюанс и для чего он нужен. Но где же его взять? Ведь в нашей коробочке всего 12 баночек, а оттенков для работы необходимо очень много.
- Правильно, для получения того или иного оттенка, нюанса мы должны смешать краски на палитре. Но помним о том, что более трех цветов одновременно мы не смешиваем. Для получения нюанса зеленого, например, основой цвета в процессе смешивания, конечно же будет сам зеленый, а добавить в него можно что угодно: светлый или темный цвет, все зависит от того, какой оттенок вы хотите получить.
- Теперь переходим непосредственно к нашему заданию. Вы уже выполнили первый этап работы и теперь при помощи множества нюансов и оттенков красного вы должны доработать свой рисунок. Наконец-то мы узнаем, что это за пятно и чем оно станет в итоге. (Показ изображения грозди винограда зеленого цвета).
-Посмотрите, я выполнила заготовку зеленого цвета, применила различные нюансы зеленого и выделила ягоды, дополнила гроздь листом и падающей тенью. Вы можете увидеть, как отличаются эти два рисунка. Для того, что бы у вас было представление о виде винограда, перед собой вы можете наблюдать не только наглядное изображение, но и муляж винограда. Вы можете внимательно рассмотреть ягодки отдельно и гроздь в целом. Какие ягоды будут более темными, а какие будут блестеть и иметь блик. Фон вокруг изображения грозди писать не нужно. Гроздь зеленого винограда, написанная мною для вас, тоже может служить примером в работе.

Итак, ваша задача на уроке: выполнить изображение грозди винограда красного цвета с использованием большого количества нюансов и оттенков в технике гуашевой живописи. При выполнении поставленной задачи, мы двигаемся к основной цели: получение и развитие навыков живописи, научиться видеть и получать разнообразные оттенки одного цвета.
-Напомню: писать гуашевыми красками нужно без добавления лишней воды, менять воду, мыть палитру и кисти – по необходимости. Если нет вопросов ко мне, то можно начинать практическую работу. Я уверена, что у вас все получится! Дети отвечают на вопросы
Повторение темы «Контраст»
Дети по очереди выполняют задание
Учащиеся прикрепляют фишки к родственным основам
Дети отвечают на вопрос
Обращение к наглядности
Дети отвечают – смешивать краски на палитре
Обращение к наглядности
III Практическая работа учащихся Во время практической работы в классе играет тихая спокойная музыка.
Ведется фронтальная и индивидуальная работа с классом.
Во время работы проводится физкультминутка:
На зарядку солнышкоПоднимает нас.Поднимаем руки мыПо команде “раз”.А над нами веселоШелестит листва.Опускаем руки мыПо команде “два”. IV Заключительная часть урока 1. Просмотр и обсуждение работ, выполненных учащимися.
Для просмотра рисунков мольберты выставляются в одну линию, и на расстоянии вместе с детьми преподаватель анализирует каждую работу, выделяя недочеты и положительные стороны рисунков.
Я благодарю вас за старание на уроке.
2. Организованная уборка рабочих мест.
А теперь мы должны привести свои рабочие места в порядок. Убираем карандаши и ластики. Не забываем промыть кисти и хорошенько закрыть баночки с краской. Вытираем свои мольберты. Урок закончен, до свидания!


Приложенные файлы