Колонна - это важный архитектурный элемент. Что нужно знать о колоннах

27 сентября, 2017
Специализация: отделка фасадов, внутренняя отделка, строительство дач, гаражей. Опыт любителя-огородника и садовода. Также имеется опыт ремонта автомобилей и мотоциклов. Хобби: игра ни гитаре и много чего еще, на что не хватает времени:)

Что такое колонна, каких видов бывает это сооружение и, вообще, какую функцию выполняет? Предлагаю разобраться со всеми этими моментами. Данная информация наверняка будет вам полезной в частном строительстве.

Общие сведения

Колонны, по сути, представляют собой опоры, которые выполняют несущую функцию, т.е. придают строению жесткость по вертикали. Кроме того, очень часто они служат еще и декоративным элементом, который может украшать как фасад здания, так и интерьер помещения.

Надо сказать, что иногда колонны применяют исключительно в декоративных целях. К примеру, для украшения интерьера применяют колонны из полиуретана или даже гипсокартона. Соответственно, никакую несущую функцию они выполнять не могут.

Существуют еще обсадные колонны, которые к опорным не имеют никакого отношения, так как представляют собой трубу, предназначенную для укрепления стенок буровых скважин. Кроме того, в нефтяной и спиртовой промышленности используются еще ректификационные колонны. Они представляют собой цилиндрообразную емкость, в которой происходит деление жидкости на фракции.

Разновидности колонн

Колоны различаются по следующим параметрам:

  • Материалу, из которого сделаны;
  • Форме.

Материалы

В наше время чаще всего опоры делают из следующих материалов:

  • Металла . Как правило, металлические колонны используются при строительстве различных металлоконструкций;
  • Бетона . Железобетонные конструкции являются наиболее распространенными, так как отличаются высокой прочностью и надежностью;
  • Кирпичные . Чаще всего применяются в частном строительстве;
  • Деревянные . Используются при строительстве деревянных домов.

Надо сказать, что бетонные опоры в свою очередь делятся на два типа:

  • Монолитные . Возводятся непосредственно на объекте, как и любые другие бетонные конструкции, т.е. устанавливается опалубка, выполняется армирование, и затем опалубка заливается бетоном. Главное их достоинство заключается в высокой прочности и низкой стоимости, однако подвергать нагрузкам такую конструкцию можно только спустя 28 дней после заливки;
  • Сборные . Собираются из отдельных элементов, выполненных на заводе ЖБИ. Главный плюс таких колонн заключается в том, что возводятся они гораздо быстрее, чем монолитные. Правда, стоимость этих изделий получается выше, поэтому применять их имеет смысл в том случае, если важна скорость строительства.

Форма

Что касается формы, то чаще всего встречаются следующие их виды:

  • Круглые;
  • Прямоугольные или квадратные.

Надо сказать, что существуют еще так называемые полуколонны, который представляют опоры, выступающие из стены. Как и вышеописанные конструкции, они могут выполнять две функции одновременно – несущую и декоративную.

Строительство

Напоследок я расскажу как выполняется установка монолитных колонн. Как обычно, прежде чем приступить к строительству, нужно подготовит проект.

Так как колонны выполняют несущую функцию, крайне важно правильно выполнить расчет, чтобы несущая способность соответствовала нагрузке, которой они будут подвергаться. На этом этапе определяется количество колонн, их размер, а также шаг между ними.

Что касается монтажа, то эту операцию можно разбить на три основных этапа:

Подготовка основания

Так как колонны сами по себе имеют достаточно большой вес, к тому же выполняет несущую функцию, устанавливаются они на фундамент. Наиболее простой и быстрый вариант – это вкопать в грунт специальный стакан под колонну, т.е. готовый фундамент, выполненный на заводе ЖБИ.

Если же вы хотите сделать фундамент своими руками, нужно выполнить следующие действия:

Иллюстрации Описание действий

Подготовка:
  • Под фундамент надо выкопать яму на глубину промерзания грунта;
  • Затем дно нужно засыпать слоем песка и щебня.

Армирование:
  • Для заливки подошвы укладывается армировочная сетка;
  • К сетке привязываются вертикальные пруты арматуры под основание колонны, как показано на фото.

Монтаж опалубки:
  • По периметру подошвы выполняется бортик из досок или ОСБ;
  • Далее выполняется монтаж опалубки под основание колонны в виде прямоугольного короба.

    Так как опалубка это, по сути, форма конструкции, ее внутренние размеры должны строго соответствовать размерам колонны.


Заливка:
  • Опалубка заливается бетоном М200-250;
  • В процессе заливки бетон трамбуется.

Подготовка опалубки и заливка

Колонны мы встречаем ежедневно и воспринимаем их как часть архитектурного ансамбля. Но колонны - это не всегда прикладной элемент архитектуры. Их воздвигали как памятники и даже как ритуальные сооружения.

Первые колонны

Первыми колонны стали строить египтяне. Самыми древними из них считаются колонны, сооруженные при строительстве пирамиды Джосера (2650 год до нашей эры). 40 десятиметровых колонн. Архитектор Имхотеп соединил каждую из них со стеной с одной стороны.

Самыми крупными из сохранившихся колонн можно считать колонны из храмового комплекса в Баальбеке (Ливан). Высота колонн храма Юпитера составляет 22 метра, вокруг храма также была колоннада из 54 огромных колонн. Сегодня их осталось только шесть.

Зачем нужны колонны?

Представление о том, что колонна - это исключительно архитектурный элемент неверно. Существует несколько видов колонн, не имеющих никакого отношения к прикладной опорной функции колонн как части здания. К таковым относятся вотивные колонны, триумфальные, ростральные и изобразительные.

Вотивные колонны называются так от латинского слова "votum" - обет. То есть это не что иное как "обетные колонны". На них изображались так называемые вотивные, посвященные божествам предметы. Изображались они, как можно понять, с целью призвания божественной благодати, ради исцеления или исполнения какой либо просьбы. Вотивные колонны ставились у античных храмов на священном участке.

Триумфальные колонны воздвигались в честь какого-нибудь значительного события (Александровская колонна в Санкт-Петербурге воздвигнута в честь победы в Отечественной войне 1812 года), либо в честь какой-либо исторической личности (колонна Траяна в Риме, колонна Наполеона в Париже).

Ростральная колонна называется так из-за того, что её ствол украшен носами кораблей или их скульптурными изображениями. По-латински "columna rostrata" переводится как "украшенный частями трофейных кораблей". Такие колонны устанавливались в честь морских побед, либо как символ могущества страны (ростральные колонны в Санкт-Петербурге). Первые ростральные колонны были воздвигнуты в Древнем Риме в честь победы Рима над Карфагеном.

Какими бывают колонны?

В архитектуре встречается множество видов колонн. Друг от друга они отличаются как по своему предназначению, так и по типу ордеров, к которым они относятся. Слово "ордер" произошло от латинского "ordo", что переводится как строй, порядок. Всего выделяют пять классических типов ордеров. Греческие: дорический, ионический, коринфский. Римские: тосканский и композитный.

Дорические колонны часто не имеют базы, украшаются двадцатью каннелюрами (желобками), других декоративных элементов не имеет. Ионические колонны всегда имеют базу. Основное отличие ионической от дорической колонны заключается в капители. У капители ионической колонны есть волюты (спиралевидные завитки с глазком в центре), с боковой стороны они соединяются между собой балюстрами. Также ионическая колонна более стройная, чем дорическая.

Коринфские колонны

Отличие коринфской колонны от ионической - в оформлении капители. У коринфских колонн она колоколообразная, украшена рядами стилизованных листьев аканта, образующих двойную корону, встречаются в оформлении и другие растительные узоры.

Первый из римских типов колонн - тосканский - похож на упрощенный дорический, но отличается от него отсутствием каннелюр. Композитные колонны - самые сложные из классических типов колонн, совмещают в себе черты ионических и коринфских капителей, по классификации Джакомо да Виньола (итальянский теоретик и архитектор позднего Ренессанса) к композитным колоннам относятся все колонны с капителями, не попадающими под общую классификацию.

В отдельную категорию можно выделить так называемые "изобразительные" колонны Древнего Египта. Они "копировали" природу Египта. В эпоху Нового Царства были распространены папирусовидные колонны с открытым и закрытым бутоном. В эллинистический период также стали популярны лотусо - и пальмообразные колонны со сложной капителью.

Колонна на водке

Александровская колонна в Санкт-Петербурге - одно из самых монументальных сооружений такого рода в в мире. Её вес - 700 тонн, причем колонна свободностоящая, то есть остается на месте только благодаря своему весу. Этот величественный памятник русской победе над Наполеоном был воздвигнут архитектором Огюстом Монферраном, который до этого был автором Исаакиевского собора. После сооружения Александровской колонны, которая была посвящена как Александру I, так и Александру Невскому, российский император Николай I сказал зодчему: "Монферран, вы обессмертили себя!".

Работы по установке колонны проводились зимой. Чтобы соединение монумента с фундаментом было более надежным Монферран специально приготовил "хитрый" раствор - смешал цемент с водкой и прибавил к раствору одну десятую часть мыла. Благодаря этому монумент удалось надежно центровать.

Когда 25-метровый столп был поставлен на место, ещё долго жители Петербурга боялись того, что эта громада рухнет. Чтобы избавить народ от плохих предчувствий, Огюст Монферран ежедневно устраивал показательный моцион у колонны, выгуливая собаку.

В 1920-е годы у большевиков была идея водрузить на Александрийскую колонну статую Ленина, но нарком просвещения Луначарский велел "оставить ангела в покое".

Верхняя часть колонны, которая может быть декорирована лепниной. Кольцо-переходник находится в месте соединения капители и ствола колонны, оно может скрывать разницу между диаметрами этих элементов колонн. Стволы колонны представляют ее основную центральную часть, они могут быть гладкоствольными и их декорировали бороздками. Некоторые виды колонн имеют одинаковый диаметр по всей высоте, сужаться кверху, расширяться в центральной части. Базы колонн бывают круглыми, восьмигранными. Их устанавливают на пол. Под базой может быть установлен плинт квадратной формы с размером стороны, равной диаметру базы. В каждом ордере предусматривались определенные элементы колонн и их пропорции. Элементы колонн: Верхний элемент колонны дорийского ордера - капитель, состоял из эхины - круглой части с криволинейным профилем, квадратной абаки. Греческий и римский дорический ордера отличались оформлением: в греческом ордере под эхином проходит бороздка, а в римском - выпуклый профиль. Римские колонны устанавливались на базы, а греческие - на стилобат. Архитрав гладкий, у некоторых римских колонн архитрав разделен на фасции. Капитель от ствола отделена врезами гипотрахелиона (шейкой) - количество врезов 1-4. Центральный элемент колонны дорической - ствол - украшен примыкающими друг к другу неглубокими, обладающими острыми гранями каннелюрами. Количество каннелюр - 20. Пропорции элементов колонн дорического ордера были описаны Ветрувием: за модуль был взят нижний радиус колонны, 14 модулей составляла высота (для римских колонн, согласно Виньоле, высота составляла 16 модулей), высота базы - 1 модуль, капитель составляла 1 модуль. Элементы колонн ионического ордера во многом схожи с дорическими, они имеют основание, ствол и капитель. При этом основание стоит на плинте - квадратной плите. Базы имели выпуклые элементы - торусы (полувалы) с орнаментом, желобками, скоциями (вогнутыми элементами). Капитель украшена со стороны фасада волютами на эхине. С боков завитки волют соединяются валами - балюстрами, похожими на свитки. В более поздний период волюты стали располагать с четырех сторон. Эхины располагались таким образом, как будто бы выходили из-под волют. Абака и эхин декорировались лепниной в виде иоников, овов (яйцеобразные элементы), листьев, стрелок. Количество каннелюр на стволе - до 24, борозды разделялись дорожками, и их глубина была глубже, чем у дорических колонн. Ионический ордер стал основой храма Херы на Самосе (570—560 гг. до н. э. архитектор Роикосом), храм Артемиды Эфесской - одно из «Семи чудес света». Пропорции элементов колонны ионического ордера отличаются от дорических: высота варьировалась от восьми диаметров ствола до девяти диаметров в основании. Ионические колонны в Малой Азии имели базу со сложным орнаментом, в основе которой цилиндрический элемент и торус. В некоторых случаях было еще одно основание из трех частей, состоящих из двойного валика, и разделяющихся скоциями. У аттического ионического ордера (в ансамбле афинского Акрополя) база расширена книзу, состоит из торсов, которые делятся скоцией, а вот плинты может не быть.

Элементы колонн дорического и ионического ордера.

Опираясь на новые технологии и особенности полиуретана, можно украшать современные частные и общественные здания античным классическим декором.

Колонна Траяна

Новая эпоха в римском искусстве открылась с приходом императора Ульпия Траяна, выходца из Испании. Свою карьеру Траян начал с простого легионера, он вел непрерывные войны: в Дакии - на территории современной Румынии, в северной Аравии, в Парфии. Колоссальная добыча, однако, не могла компенсировать обеднение

Италии, разорение ее земледельцев. При Траяне усилился сенат, с которым император стремился не вступать в конфликты, и вся ориентация культуры стала республиканской.

В 100 году нашей эры Плиний Младший писал в панегирике Траяну: «Не будем ни в коем случае воздавать ему хвалу как какому-либо богу или кумиру, ибо мы говорим не о тиране, но о гражданине, не о властелине, но об отце». Однако здесь образ оказался точнее слова.

На мраморном портрете Траяна из Остии гениальная рука мастера в каждой черте оставляет печать громадного ума, воли, силы духа. Старый ветеран, каким нередко изображали Траяна, превращается в императора, властелина - и не спасает ни внешняя простота стиля, ни мнимое возвращение к наружной скромности республиканцев (характерна короткая прическа с челкой). Можно утверждать совсем другое: никогда прежде образ императора не поднимался на такую высоту. Но никогда и Рим не был так могуч, как при Траяне. При нем он приобрел самые обширные границы в своей истории. Впоследствии их могли только удерживать и сохранять, но не расширять.

Траян много строил. Возможно, при нем были сооружены два прекрасных моста в Испании - акведук в Сеговии и мост в Алькантаре. Эти мосты, очень пропорциональные, основанные на точном инженерном расчете, несмотря на свою суровость, овеяны поэзией, тонким чувством природы. У моста в Алькантаре был найден храмик и обломок надписи архитектора: «Мост, что пребудет всегда в веках постоянного мира, Лацер воздвиг над рекой, славный искусством своим».

Но в самом Риме лучшим памятником эпохи Траяна остался его Форум - последний императорский форум. Сооружался он по проекту выдающегося архитектора, судя по имени, сирийца - Аполлодора Дамасского.

Форум Траяна разительно отличается от старого римского. Официально-строгий, симметричный, парадный, он прославлял военные подвиги императора. На Форум входили через триумфальную арку, что сразу настраивало на торжественный лад, и попадали на окруженный колоннадой квадратный двор. В центре его стояла позолоченная конная статуя императора. Не было ни кусочка голой земли, покрытой травой: весь двор был выложен красивыми мозаиками из драгоценных пород мрамора. Сзади площадь замыкалась не простым портиком, а боковой стеной базилики Ульпия. На Форуме не было храма в честь высших богов. Почитался, как бог, сам Траян. Статуи пленных даков, в виде атлантов, среди бронзовых щитов, оружия и прочих трофеев, напоминали о неземном величии правителя Рима.

Напоминала об этом и посвященная ему колонна, сооруженная в 113 году. Ее верхушка с позолоченным орлом, позднее замененная шестиметровой статуей Траяна, и цветными рельефами виднелась над золоченой кровлей базилики между зданиями двух библиотек - латинской и греческой. Колонна, древний образ «мировой оси», обособляется от стен и выходит на форум. Римский правитель и есть та ось, на которой держится мир, - могучая, пестрая, разноязыкая империя.

Подобно арке Тита, колонна Траяна была и гробницей - в ее Цоколе стояла золотая урна с его прахом, и его надгробием, и летописью его эпохи. На высоту 38 метров по ней вился свиток с рассказом о двух походах в Дакию.

На колонне Траян фигурирует 90 раз, и везде он - в гуще народа. Колонна - это подробный и точный рассказ о военных подвигах императора. На спирально развернутом вокруг ствола большой триумфальной колонны фризе, как на гигантской ленте, последовательно представлены эпизоды двух военных кампаний по завоеванию Дакии. На длинном, двухсотметровом, полотне ленты помещено свыше двух с половиной тысяч фигур. Непрерывность рассказа о событиях первой и второй войны в Дакии нарушается одной-единственной паузой - фигурой крылатой Победы со щитом, на котором она пишет имя победителя. Это повторение темы Победы из Брешии, выполненной незадолго до этого. Если греческая Ника представляла собой крылатого гения, вестника благорасположения богов, то римская Победа изображалась в виде задумчивой, пишущей женщины. Это сама История, отмечающая факты и сохраняющая память о них для потомков.

Скульптор изображает события войны, не подразделяя их на эпизоды, не заостряя внимания на кульминационных моментах. Быть может, у него нет определенного плана, и он изображает происшедшее так, как оно приходит ему на ум. На высоком цилиндрическом стволе колонны, символизирующей прочность и величие империи, разворачивается оживленное, но не резкое движение света и тени. События лишь слегка волнуют неподвижную гладь невозмутимой поверхности истории. Слишком пристальное внимание к отдельным фигурам, возможно, замедлило бы ход повествования. В намерения художника, по-видимому, как раз и входило не отвлекать внимание зрителя на детали, чтобы сделать сразу понятным реальный смысл этого военного дневника, через который красной нитью проходит не столько тема военной славы, сколько бесконечная смена дней с их мучениями и надеждой.

Обобщенная пластика отвечает требованиям скорей психологического, чем визуального восприятия: ведь для обозрения колонны требуется немало времени. Волнообразное движение краев ленты рельефа следует ходу соподчиненных друг другу эпизодов. Это одновременно и земля для изображенных сверху, и небеса для изображенных снизу событий. Скульптор неослабно следит за их непрерывным движением, определяющим пространственные и световые константы. Повествование в свою очередь развивается волнообразно. Оно то убыстряется, то замедляется, но никогда не останавливается. Несмотря на свой триумфальный характер, оно не щадит никого. Победы и неудачи, жестокость варваров и насилие римлян находят в нем одинаковое отражение. Художник ставит своей целью не изображение того, что он видел или видит, а того, что он знает или о чем слышал.

Пространство у него никогда не выступает в виде пейзажа, запечатленного во всем разнообразии и пестроте. Это просто место, где происходят те или иные события. Зрителю важно знать, что перед легионами разлилась река, которую надо перейти вброд, что дальше высится крепость, которую предстоит взять, или растет лес, который надо срубить, чтобы сделать частокол для лагеря. Но скульптор изображает не течение реки или ее берега, а волну, захлестывающую легионеров, не крепость, а часть стены, с которой осажденные взирают на нападающих. Обычные пропорции здесь уже ни к чему. Для правдоподобия штурм крепости следовало бы изобразить с высокой стеной, с копошащимися у ее подножия и выглядывающими сверху фигурками. Скульптор же пренебрегает подлинными пропорциями и изображает стену в виде чуть более высокой, чем сами фигуры, ограды. Сражающиеся выглядят гигантами на фоне ее, потому что роль их в повествовании гораздо важнее.

Свет также поставлен в зависимость от повествования: словно луч фонаря скользит по поверхности фигур, выхватывая или сглаживая те или иные подробности. В любой скульптуре (особенно если она должна находиться под открытым небом) степень освещенности зависит от погодных условий, наклона и отражающей способности поверхности. Обрабатывая тем или иным способом поверхность (придавая ей гладкость, шероховатость, неровность и т. д.), скульптор обуславливает ее способность принимать, поглощать, направлять, отражать или рассеивать свет, то есть проделывает работу, аналогичную той, которую выполняет художник с помощью красок. Элемент колоризма, хотя и не выраженный в красочном разнообразии, включается таким образом в пластическую структуру формы. Подобное, в том числе и колористическое, выявление образа становится тем более необходимым, что художник не представляет визуальную действительность, а передает в зрительных образах услышанный им рассказ. При этом он использует весь богатый опыт работы с натуры эллинистического искусства, не потому что он помогает ему видеть, а потому, что помогает сделать наглядными изображаемые факты, повысить их доходчивость.

Кем же был и откуда происходил этот первый выдающийся мастер древнеримской скульптуры? Это был явно не римлянин, и происходил он не из Греции и не из Малой Азии, откуда приезжали многие мастера, работавшие в Риме. Р. Бьянки Бандинелли, воссоздавший образ этого мастера, дал глубокий анализ атмосферы, пронизывающей созданную им художественную историю эпохи Траяна. «Новой и высоко поэтической особенностью этого повествования явилось человеческое, почти простонародное, так сказать, сострадание к побежденным, понимание постигшего их несчастья, ибо им больше всего симпатизирует сам художник - достигший наибольшего совершенства и новизны именно в сценах несения и оплакивания убитых или раненых предводителей варваров, а также бегства населения, изгоняемого из родных и насиженных мест».

«Во времена Траяна, - подчеркивает все тот же Бьянки Бандинелли, - великий художник, унаследовавший лучшие традиции эллинистического искусства, впитывает и переплавляет в горниле своих художественных поисков некоторые особенности древнеримского провинциального искусства и создает новый художественный язык, который отождествляется нами с наиболее типичными проявлениями искусства того времени и который, должно быть, представлял, с одной стороны, завершение более чем вековых мучительных исканий, а с другой - начало нового периода. Этот период, отличающийся от предшествующего, получил в истории Древнего Рима название позднеантичного. Этим названием обычно обозначают искусство, начинающееся с конца II века нашей эры и просуществовавшее до эпохи императора Константина и даже более позднего времени. Памятником, открывающим этот поздний период, является колонна Антонина. Но колонна Антонина ведет свое происхождение непосредственно от колонны Траяна, и та по праву может считаться памятником, возвещающим начало позднеантичного периода в истории Древнего Рима».

В сущности, демократизм и республиканские идеалы времени Траяна тоже были видимостью, оболочкой. Траян опирался не на народ как таковой, а в основном на армию. И его Форум, и колонна ясно говорят, что в лице Траяна правитель Рима резко возвысил себя над остальными, создал вокруг себя ореол непобедимой, божественной силы. Но его сила была не мания величия вроде Нероновой, а сила дальновидного и мудрого полководца.

Из книги 100 великих дворцов мира автора Ионина Надежда

БЕЛЫЙ ДВОРЕЦ ЦАРЯ ХОСРОВА ВЕЛИКОГО Захват города Ктесифона. Барельеф с колонны Траяна Если в ясный солнечный день поехать из Багдада на юг страны, то в 35 километрах от иракской столицы перед глазами путешественников откроется удивительная картина - возвышающаяся в

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АЛ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПЯ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТР) автора БСЭ

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Из книги Полная энциклопедия наших заблуждений автора

Из книги Полная иллюстрированная энциклопедия наших заблуждений [с иллюстрациями] автора Мазуркевич Сергей Александрович

Из книги Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу автора Сонькин Виктор Валентинович

Пятая колонна С испанского: Quinta columna.Принято считать, что это выражение из выступления по радио (осень, 1936) испанского генерала Эмилио Мола (1887-1937), который в годы гражданской войны в Испании (1936-1939) возглавлял наступление мятежников-франкистов на республиканский Мадрид.

Из книги автора

Из книги автора

Железная колонна Сторонники теорий, по которым земляне неоднократно контактировали с инопланетянами, в качестве одного из примеров, подтверждающих их правоту, часто упоминают колонну V века из чистого железа, стоящую в индийской столице. Они утверждают, что, используя

Из книги автора

Колонна Фоки Последним античным памятником Форума традиционно считается Колонна Фоки - хотя год ее возведения, 608-й, можно уже отнести к раннему средневековью. Эта одиноко стоящая коринфская колонна всегда была заметным ориентиром на Форуме, даже когда он служил

Из книги автора

Форум Траяна В 357 году н. э. Констанций II, к тому моменту единовластный повелитель Западной и Восточной Римской империи, вступил в Рим. Сорокалетний император, уроженец Сирмия (ныне это город Сремска Митровица в Сербии), оказался в Вечном городе впервые. Рим уже утратил

Из книги автора

Колонна Траяна Зато колонна Траяна хорошо сохранилась и стала одной из главных достопримечательностей Рима. Она представляет собой гигантский двухчастный комикс, посвященный завоеванию Дакии - причерноморской области в нижнем течении Дуная, что примерно

Колонна является одним из древнейших элементов архитектуры, сопровождающих постройки человека на протяжении тысячелетий и находящих самое разнообразное применение как снаружи, так и внутри сооружений. Утилитарная функция колонны как опорной конструкции со временем плавно перешла к роли декоративного элемента. Обычно колонны бывают цилиндрической формы, но встречаются виды колонн в архитектуре квадратной, многогранной, а также прямоугольной. Архитектурная колонна состоит из трёх деталей:

  1. Нижней части или базы (основания), на которой лежит основная нагрузка. Основание иногда декорируется горизонтальными желобками и используется не на каждой колонне.
  2. Основной части или ствола, который бывает гладким или украшенным канелюрами (вертикальными желобками).
  3. Верхней части или капители, которая украшается барельефами, волютой или пальметтой. Капитель также может отсутствовать в колонне.

Виды архитектурных колонн

Колонны представлены 5 типами:

  1. Дорические. Дата появления этого типа колонн относится к VI веку до нашей эры. Колонны отличались монументальным, лаконичным видом и состояли из ствола с канелюрами и капители без украшений.
  2. Ионические. Эти колонны античных времен выглядели более утонченно и изысканно, отличались декоративными украшениями всех составных частей колонны. Капитель обычно оформлялась в виде противоположно расположенных двух завитков.
  3. Коринфские. Колонны характеризовались насыщенным декорированием, обязательным наличием канелюр, декора и украшений, особенно капители с листьями аканта.
  4. Тосканские. Вид колонн, возникших в Древнем Риме, выглядит легким и воздушным, с простым основанием и столбом без канелюр.
  5. Композитные. Разновидность колонн, сочетавшая элементы ионической и коринфской моделей, у которой капитель выделялась украшениями в виде фигур птиц, животных или листьев аканта.

Колонны в интерьере современных помещений

Элемент, являющийся одним из символов античной архитектуры, сегодня вновь стал применяться в интерьерах помещений, в том числе квартир, домов, общественных зданий. В последнее время колонны в интерьере больше используются для украшения, но могут быть использованы в качестве несущего элемента в просторных помещениях, при перепланировке жилых квартир или для замены стены (несущей).

Декор колонны в квартире позволяет зонировать пространство, расставлять определенные акценты и подчеркивать значение определенных элементов (камина и т.д.). Зонирование пространства является наиболее распространенной функцией вертикальных колонн в интерьере квартир, подразумевающим огромное множество вариантов. С помощью колонн можно подчеркнуть определенную часть помещения или отделить гостиную от обеденной зоны, холл от гостиной комнаты, столовую от кухни.

Актуально применение простых по конструкции колонн в конструкциях с низкими потолками – можно зрительно их приподнять. Колонны чаще устанавливают в качестве оформления для арки и у винтовых лестниц. Можно использовать части колонн: пилястры или колонны без капители.

Порой колонны используют вместо маленьких шкафов или полочек. Подобные пустые внутри фальшколонны из гипсокартона или полиуретана выполняют практическую функцию в комнате. На барной стойке невысокая колонна может преобразоваться в мини-бар, а соединив между собой низкие колонны можно сделать, например, нишу для подсветки.

Необычны колонны в интерьере ванной комнаты, если колоннами окружена ванна или выделено место для зеркала. Иногда в гостиной или на кухне встречается неудачное размещение коммуникационных сооружений. Такие детали могут быть оригинально обыграны с помощью колонн и скрыты.

Материалы для изготовления колонн

Архитектурные колонны для интерьера производятся из декоративной штукатурки, камня, мрамора, металла, полиуретана, а также дерева. Привычные классические мраморные или каменные столбы встречаются редко по причине дороговизны. Если от колонны не требуется опорная функция, то можно использовать гипсокартон или полиуретан. Популярны деревянные колонны, служащие опорой и декоративным украшением помещения. Порой колонны инкрустируют полудрагоценными камнями или окрашивают в разные цвета, покрывают декоративной штукатуркой или мозаикой.

Различные виды колонн в архитектуре больших помещений загородных домов и небольших комнат типовых квартир могут прекрасно вписаться. Правильный подбор размера и расположения этих элементов позволит создать гармоничный дизайн жилища.

Видео: Водно-пузырьковая колонна в квартире