Стиль эклектика в архитектуре: характерные черты, архитекторы, примеры. Как прекрасен этот мир!: Эклектика

Эклектика

Как определенный стиль в архитектуре эклектика возникла в 1830-1890гг. Предпосылкой к появлению стиля эклектика, который смешал в себе различные большие стили, такие как барокко, ренессанс, классицизм и т.д., стало направление романтизма. Это направление в искусстве отвергало всяческие каноны традиционных стилей, и являлась свежим, как сегодня сказали бы, креативным движением тех времен. Призывая смешивать в интерьерах всевозможные предметы и мебель, которые являлись либо красивыми, либо комфортабельными, либо модными по тем временам.

В интерьере основными отличительными признаками стиля эклектика являлись пластичные формы предметов, мягкая и комфортная мебель, необычайное обилие декоративных элементов, за что стиль эклектику обвиняли в отсутствии вкуса. Умело изогнутые формы деталей мебели, всевозможные завитки в спинках стульев и кресел, мягкие пышные пуфы, которые шли в дополнение к креслам, богато украшенные резьбой по дереву поверхности столиков и комодов использовалось в этом стиле.

Эклектика с присущей ей многостильностью была некой "золотой серединой" и поэтому в некотором смысле стеснила основные стили в архитектуре. Зодчим стиль эклектика давал свободу действий, широту творческой мысли, они создавали многие архитектурные сооружения именно в стиле эклектика в угоду моде того времени. Формы и стили здания в эклектике привязаны к его функции. Так, в российской практике, русский стиль К. А. Тона стал официальным стилем храмостроительства, но практически не применялся в частных постройках. Эклектика "многостильна" в том смысле, что постройки одного периода базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные дома) и от средств заказчика (сосуществуют богатый декор, заполняющий все поверхности постройки, и экономная "краснокирпичная" архитектура). Это многообразие зданий и комплексов эклектики составило лицо большинства русских городов. Если классицизм дал им регулярную планировку, положил начало центрам, то эклектике они обязаны абсолютным большинством застройки, плотно насытившей жесткую сеть кварталов, завершением ансамблей центров, формированием городской среды. Внешняя броскость, подчеркнутая необычность первых проявлений эклектики со временем (по мере увеличения их количества) обернулась неким внутренним родством (общей задачей достижения максимального разнообразия). Совокупность сотен этих зданий составила в результате ансамбли практически всех центральных улиц Саратова.

При всем кажущемся разнообразии здания, возведенные во второй половине XIX века, угадываются по многим общим признакам: плоскостности фасадов, обилию декора, несогласованности пропорций, равномерности ритма. Следствием "многостилья" эклектики становится равнозначность, взаимозаменяемость деталей и элементов фасадов (в противоположность строгой иерархии классицизма). Ордер утрачивает вес, из композиционной основы здания превращается в одну из многих декоративных форм. Важное отличие эклектики – демократизм, выражавшийся по-разному: в свободе выбора стиля, в разнообразии типов зданий, нередко даже в похожести уникальных и рядовых сооружений. Широко применялись новые материалы – фигурный красный кирпич (стены), железобетон (перекрытия), формированный чугун (решетки, столбы, навесы), стальной прокат (оконные рамы, каркасы световых фонарей), большеразмерное стекло (витрины, витражи). Окна становятся крупнее, светлее, появляются магазинные витрины, над зданиями часто устраивается верхнее освещение. Резко поднимается этажность зданий, как жилых, так и производственных.

В Саратовское Поволжье новые архитектурные влияния донеслись на рубеже 50-60х годов. Сначала в губернском центре, а несколько позже – в уездных городах появляются постройки в различных стилях эклектики. Энергию строительному буму сообщали те важнейшие градообразующие факторы: волжское пароходство (1840-х гг.) развитие крупной (главным образом перерабатывающей) промышленности.

В 1865 году губернский архитектор К. Тиден завершил постройку каменного театра на Хлебной площади. В начале 70-х годов был возведен корпус так называемых архиерейских торговых рядов. Все эти здания и сооружения уже носили ярко выраженные черты нового стилевого направления. 3июня 1871 года началось движение по Тамбово-Саратовской железной дороге. Строительство получило новый ощутимый толчок. Бум в Саратове стал разворачиваться с нарастающей быстротой. К 1900 году в городе было 16 267 жилых зданий, в том числе 2458 каменных. Среди других городов и поселений губернии выделялись, развивались более быстро приволжские, следовательно и архитектура второй половины XIX века многообразнее представлена в них. Примеры построек этого времени – Крестовоздвиженская церковь (1949 г., реконструкция 1900-х гг.) в Хвалынске, дом Минькова (1890-е гг.), школьный дворец (1900-е гг.) в Вольске.

Благодаря пароходству получили развитие левобережные селения – крупнейшая хлебная пристань слобода Покровская (ныне город Энгельс) и село Балаково. Эти населенные пункты накануне первой мировой войны (в 1914-м и 1913 гг. соответственно) получили статус города. Однако и "неволжские" города оказались втянутыми в строительную горячку после того, как к ним подошли (в 1870-1890-х гг.) железнодорожные пути. Был возведен ряд примечательных объектов: городская управа, больница, реальное училище (1900-е гг.) в Аткарске, городской корпус, застройка Троицкой площади и Московской улицы в Балашове, Покровская церковь (1890-е гг.) в Петровске.

Процесс становления уездных городов в губернии, формирования их центров, роста капитальной застройки спрессовался в какие-нибудь два-три десятилетия. Повзрослевшими, весьма представительными встретили они новый век. Саратов же к этому времени превратился в крупнейший торгово-промышленный центр, столицу Поволжья. По переписи 1897года он был восьмым по населению городом Российской Империи (137 109 жителей) и третьим – после Петербурга и Москвы – среди русских городов.

Города заметно изменились к концу XIX века: они благоустраивались, озеленялись, сооружались водопроводы, появилось электрическое освещение… Основы городского благоустройства, городские черты, атрибуты – мостовые, первые газовые и керосиновые фонари – кое-где появляющиеся в эпоху классицизма, развивались, разнообразились, складывались в цельную систему – городскую среду.

Среди саратовских зданий эпохи эклектики, отнесенных в разряд памятников архитектуры, выделяются два: Управление Приволжской железной дороги (проспект Ленина, 8) и гостиниц "Московская" (проспект Ленина, 84). Почему-то и вспоминаются обычно они вместе, в паре. Виной ли этому схожесть угловых – часовых – башенок (кажется что есть циферблат и на здании гостиницы) или же существует другое, более тесное родство? Не будет откровением для читателя то, что строил эти два дома один и тот же известный архитектор – А. Салько. Но дело, наверное, и в генетическом родстве двух зданий: гостиница, возведенная в 1901 году, послужила как бы пробным камнем, экзерсисом для громадного офиса, выросшего на Старой Соборной площади десятилетие спустя. Выросшего – из нее. Не правда ли, возникает ощущение, что композиция комплекса Управления РУЖД – не что иное, как славянский "глаголь" гостиницы, достроенный до замкнутого периметра? Так или иначе обе эти постройки величиной, щедростью отделки, наконец, мастерством воплощения в камне и металле отличаются от многих. Поговорим теперь о каждой отдельно.

Гостиничное строительство в губернских городах на исходе XIX века переживало благословенные времена. Далеко не последним в этом ряду был и корпус, построенный на рубеже нового столетия обществом взаимного кредита. На театральную площадь, центральные – Московскую и Александровскую – улицы открылись его широкие витрины и окна. Крупное здание наконец закрепило западный угол казавшейся до этого непомерной площади. В этом его безусловное достоинство. Но не будем забывать об архитектуре самого здания, уверенно говорящей от имени и на языке историзма – обильной деталировкой, сложной кладкой, нарочитостью самоценностью фасада. Хотя и интерьеры гостиницы – лестницы, ресторанные залы – тоже убедительны. Взятый отдельно, любой элемент – окно, карниз, или просто квадратный метр поверхности стены удивляет сложностью рисунка и отточенностью отделки. Но часто эти детали, формы спорят, вступают в противоречие другс другом. Им, кажется, тесно на обширном поле фасада. Виртуозная кирпичная кладка хороша, но лучше любоваться ею вблизи, с тротуара, издали же декор сливается в единый массив, пропадают акценты..

Впрочем, здание не так велико, чтобы казаться монотонным, сравните его, например с другой постройкой А. Салько – окружным судом (ныене средняя школа №4, проспект Ленина, 64). Оживляют его и интересные, "сальковские" мотивы, например объединенные полуциркульной нишей пары окон (заимствованные из палаццо времен Возрождения) или излюбленные архитектором лепные "меркурии" – покровители торговли. Безусловно, удачно решен угол дома с венчающей его бочкообразной башенкой; даже такие утилитарные детали, как завершения печных труб, выполнены изобретательно, в виде ажурных кованных фонариков. Наверное, нет нужды категорично судить об этом здании, оно – плоть от плоти сложного, внутренне конфликтного, но большого и значительного архитектурного течения, каким предстала во второй половине прошлого века, эклектика.

Здание Управления железной дороги так давно и привычно занимает квартал по северо-западной стороне старейшей площади Саратова, что вряд ли уместно на этих страницах обсуждать правомерность его существования на участке бывшего гостиного двора. Огромная плоскость фасада, принадлежавшего площади, ни в коей мере не довлеет над ней, а (опять в силу присущей большинству построек эклектики равнозначности) образует, по анологии с театральной декорацией, своеобразный "задник", фон, нарядный и нейтральный одновременно, как для Троицкого собора, так и для всего интерьера площади, для зданий, сквера. Кроме того, эта постройка своим прямо-таки столичным масштабом резко вырывает, выделяет площадь из окружающей застройки (особенно это ощущалось до появления вблизи многоэтажных зданий, нарушивших выверенную иерархию объемов, мешающих правильному восприятию ансамбля площади и берущего от нее начала проспекта). Сам же комплекс Управления, с его корректными и представительными фасадами, удобными и целеобразными интерьерами, уютным двориком, вновь доказал как зрелость мастерства зодчего, так и большие возможности стиля. Фасады, тонко изукрашенные фигурной кирпичной кладкой, совсем не монотонны. Соблюдена мера, подчиняющая частное общей композиции: ритм стены диктуют крупные угловые баенки, широкие зеркала окон, балконы, ризалиты. Помогает восприятию и двухцветная окраска фасадов. И еще одно нужно констатировать: хорошую поддержку обоим творениям А. Салько оказывают арендаторы. Ведь современный - текущий и капитальный – ремонт уже во многом обеспечивает привлекательный вид зданий, выгодно выделяет их из прочей исторической застройки.

Другие города губернии пострадали в темпах экономического роста и строительной деятельности. В этом эшелоне городов был Балашов. Причина его медленного развития в XIX веке другая – периферийность, значительная удаленность от губернского и прочих крупных центров от торговых путей. В 1894 году здесь прошли наконец первые паровозы, но город фактически развернул широкое строительство лишь в первом десятилетии нового века. Полученная материальная опора для капитального строительства (прежде всего административных, торговых и других объектов центра) лишь от части поддержала угасавшую "уставшую" эклектику. В эти годы были возведены почтово-телеграфная контора (ныне ул. Володарского, 18), ямская управа (ул. Советская, 164) и еще несколько зданий, выдержанных в ее эстетике.

Самым известным представителем стиля эклектика стал К. Тон, который был автором храма Христа Спасителя.

Константин Андреевич Тон родился в Петербурге 26 октября 1794 года (по другим сведениям - 10 ноября 1793 года) в семье немца - владельца ювелирной лавки. В 1815 году он окончил с золотой медалью Академию художеств. Осенью 1819 года Тон уехал в Италию, где за проект реставрации дворца цезарей на Палатинском холме в Риме был удостоен звания академика Римской археологической академии. В 1828 году Тон стал академиком Петербургской академии художеств. К.А. Тон был большим мастером архитектуры и незаурядным инженером, мастером создания крупных архитектурных комплексов, некоторые из которых (Вознесенский собор в Ельце) являются шедеврами русской архитектуры 19-го столетия. К.А. Тон осуществил коренную реконструкцию Большого Кремлевского дворца, построил ряд храмов в Петербурге, Новгороде, Воронеже, Саратове, Царском Селе, Свеаборге. По его проекту были сооружены здания всех станций Николаевской железной дороги. Тон много работал в стиле классицизма, но постепенно все большее место в его творчестве стали занимать постройки в "русском" стиле.

Храм Христа Спасителя спроектирован Тоном по образцу восходившего к византийским образцам, наиболее величественного и одновременно традиционного типа древнерусской соборной церкви. Пятикупольный, четырехстолпный, с характерным позакомарным перекрытием: каждая перекрытая сводом часть храма получала прямое выражение на фасадах в виде криволинейного завершения. Наряду с этим Тон воспроизводит и ряд второстепенных особенностей древней архитектуры, которые имели важное символическое значение и ассоциировались с совершенно определенными прототипами. К таким элементам относились, например, килевидные очертания закомар, свойственные московским храмам XV - XVI веков (закомары килевидной формы имели Благовещенский собор - домовая церковь московских царей, и церковь Ризоположения, расположенные на Соборной площади Кремля).

Форма главного купола и боковых глав-колоколен также восходит к древнерусским прототипам. Все они имеют характерную для московских храмов XV - XVI веков луковичную форму.

Тон придал храму Христа Спасителя еще одну характерную для древнерусского храма соборного типа особенность - опоясывающую основной объем церкви крытую галерею. В древнерусских храмах она устраивалась более низкой, чем основной объем, придавая тем самым церкви ступенчатый силуэт и ярко выраженную вертикальность общей композиции. В проекте Тона галерея двухярусная. В ней Тон как бы соединил сразу два разновременные, но в равной степени распространенные в древнерусском зодчестве элемента - галереи и хоры (хоры - элемент, распространенный в наиболее древний домонгольский период древнерусского зодчества). Второй (верхний) ярус галереи и служит хорами.

Нижний коридор (галерея) предназначался для описания сражений Отечественной войны 1812 (сражение такое-то, год, месяц и число, командующий войсками такой-то, участвовавшие войска и орудия, имена убитых и раненых в этом сражении офицеров и общее число выбывших из строя нижних чинов). Здесь кроется одно из принципиальных отличий от проекта Витберга, который предполагал увековечить память всех погибших воинов.

При этом Витберг переводил события Отечественной войны 1812 года в контексте христианской и всемирной истории. Он посвятил престолы своего храма основным событиям земной жизни Христа - Рождеству, Преображению и Воскресению. Из них только Рождество Христово соотносилось с тем, в память чего сооружался храм Христа Спасителя - в этот день был обнародован Манифест о строительстве храма.

Тон посвящает главный алтарь храма Рождеству Христову, приделы - св. Николаю Чудотворцу и св. Александру Невскому. Придел св. Николая Чудотворца связывался с Николаем I, воплотившим в жизнь замысел своего державного брата. Придел св. Александра Невского соотносился с именами сразу трех Императоров: Александра I (ему принадлежал замысел создания храма), Александра II (при нем было завершено строительство), и Александра III (в его царствование храм был освящен).

В плане храм представляет равноконечный крест, называемый еще греческим. Крестообразность достигалась не за счет пристройки портиков к прямоугольному или квадратному в плане основному объему храма, как в проекте Витберга и как вообще в храмах, созданных в стиле классицизма. Крестообразность - изначально присущая, исходная форма всего объема храма. Она возникла благодаря устройству ризалитов - выступающей вперед центральной части каждого из фасадов. Как и в проекте Витберга, крест - символ крестной муки, принятой павшими во имя спасения Отечества. Подвиг павших воинов сравнивается с искупительной жертвой Христа. Крестообразные в плане церкви не часто, но встречались в древнерусской архитектуре. Такой план имела знаменитая церковь Вознесения в Коломенском (1532), в виде равноконечного креста были спроектированы два наиболее знаменитые церкви в стиле барокко в Петербурге - собор Смольного монастыря и Никольский военно-морской собор. Плану здания в виде равноконечного креста соответствуют одинаковые по композиции и облику фасады (различаются они только тематикой расположенных на их поверхности скульптурных композиций).

Основные особенности архитектурного облика храма определились уже в 1832 году. Однако в ходе длительного строительства процесс проектирования не прекращался вплоть до его завершения. В проект непрерывно вносились изменения, которые сводятся, по большей степени, к увеличению сходства с наиболее известными московскими историческими памятниками. Первым в 1840-е годы появляется опоясывающий фасады на уровне окон аркатурный пояс (арочки, опирающиеся на колонны). Аркатурный пояс воспроизводил характерную, легко узнаваемую особенность фасадов Успенского собора Московского Кремля, который, в свою очередь, позаимствовал этот элемент в храмах древнего Владимира. В то же время главам боковых колоколенок придается ребристая форма, отчасти напоминающая главы малых столпов собора Василия Блаженного.

В 1851 году Тон вносит в проект еще ряд принципиальных изменений: окна барабана главного купола окружаются аркадой (аналогичной той, что на фасадах), а главному куполу придается такая же ребристая форма, что и малым куполам (ранее на главном куполе предполагалось исполнить звезды). Особенно важным дополнением стало украшение раковинами кокошников центральной главы. Этот элемент в соединении с другими уподоблял храм Христа Спасителя группе главных храмов Соборной площади Кремля, символически уравнивая новый собор с историческими предшественниками, подчеркивая его важность как национального памятника, связь новой истории России с древней, укорененность ее в прошлое и верность традициям. Таким образом, в храме Христа Спасителя все символично и направлено на выражение идеи народности, все подчинено тому, чтобы сделать памятник Отечественной войны 1812 года памятником русской национальной истории и главным храмом России.

Но, в то же время, в композиции храма проступают и характерные признаки классицизма: массивный кубовидный объем, относительная грузность пропорций. В особенностях пятиглавия - купол на широком барабане и относительно небольшие боковые клавы-колоколенки - легко распознаются конкретные прототипы, в частности, Исаакиевский собор в Петербурге. Тон сознательно ориентируется на некоторые особенности Исаакиевского собора. Храм Христа Спасителя претендует не только на роль новой, соизмеримой по значению с кремлевскими соборами, святыни. Своей архитектурой он пытается встать вровень с Исаакиевским собором в Петербурге. Этот собор своими размерами, местоположением, значением (в день празднования св. Исаакия Далматского родился Петр I) превращался в символ новой европеизированной России - детища Петра I. Храм Христа Спасителя становится антиподом Исаакиевского собора. Он символизирует иную концепцию российской истории, связанную в своих истоках с древней Русью и Византией.

Основным содержательным и композиционным элементом интерьера храма становится подкупольное пространство, главенство которого было выражено не только центральным положением, но и высотой, которая больше чем в два раза превосходила высоту примыкающих к подкупольному пространству ветвей креста. Нижняя, восьмигранная в плане подкупольная часть (восьмигранная форма возникла благодаря срезанным углам четырех гиганстких столбов, в основании которых были устроены ниши) с помощью парусов естественно "перетекала" в круглые формы барабана и купола. В процессе работы оформление интерьеров храма Христа Спасителя претерпело еще большие изменения, чем оформление фасадов. Переработка их проектов идет в том же направлении, что и переработка внешнего облика здания: с усилением черт национальной художественной традиции. Первоначально проектом предусматривалась только скульптурная отделка, выполненная в стиле классицизма. В процессе переработки стены храма внутри украсили сюжетные и орнаментальные росписи.

Напротив главного входа, в восточной ветви креста проектируется уникальный по композиции иконостас в виде беломраморной восьмигранной часовни, увенчанной бронзовым шатром. Необычность иконостаса, не имевшего аналогов и предшественников в древнерусской и послепетровской архитектуре и оставшегося единственным в своем роде, заключалась в том, что он имел вид шатрового храма, тип которого был распространен на Руси в XVI - первой половине XVII веков. Таким образом, появившийся в интерьере своего рода храм в храме подчеркивал уникальность храма Христа Спасителя, его высокое значение своеобразного Храма Храмов.

Непрерывная переработка проекта в течение долгого строительства позволяет рассматривать храм Христа Спасителя как памятник искусства, воплотивший наиболее яркие тенденции не только времени утверждения проекта, но и целой половины столетия. Отдельные части храма представляют отдельные этапы художественного процесса. Наиболее ранний этап (1830 - 1850) связан с фасадами. Украшающие их скульптуры - явление более позднее (1846 - 1863). Позднему этапу (1860 - 1880) также соответствуют росписи, церковная мебель и утварь (1870 - начало 1880).


На его месте планировалось возвести нечто, что должно было символизировать апофеоз коммунистической идеологии.

Но апофеоз не получился, и тогда, расчистив площадку от строительного барахла, на этом месте построили открытый плавательный бассейн "Москва", в котором около тридцати лет зимой и летом безмятежно плескались москвичи. То, что на этом месте некогда стоял огромный храм-памятник, замалчивалось, и многие впервые узнали о его существовании только в наше время... Широкое общественное движение за восстановление храма началось в конце 1980-х годов. В феврале 1990 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил возрождение храма Христа Спасителя и обратился с просьбой разрешить его восстановление. А 5 мая 1995 года вышел указ президента России "О воссоздании храма Христа Спасителя в Москве". Большую роль в воссоздании храма Христа Спасителя сыграло московское правительство.

Проект К.А. Тона возрождает древнюю, средневековую отечественную художественную традицию. Тон стал родоначальником новой эпохи в русском искусстве, автором первого программного сооружения нового направления. По влиянию, оказанному на ход развития отечественной архитектуры, с Тоном не может соперничать ни один из его современников. После создания храма Христа Спасителя по всей России получает распространение строительство церквей в русском стиле.

Сегодняшний храм Христа Спасителя - это уже не только и не столько храм в память 1812 года, сколько, по словам патриарха Московского и всея Руси Алексия II, "символ покаяния народа за Богоотступничество и одновременно знамение возрождения Православной Руси".

Стиль эклектика дожила до первой трети XX века. После чего дала основу для очень мощного и умного стиля постмодернизм, который подарил миру шедевры в архитектуре и не только. На сегодняшний день стиль эклектика никак не утеряла своей актуальности. Современный человек, уставший от серых безликих офисов и городской среды, стремиться хоть как-то разнообразить свою жизнь. Создавая интерьер в стиле эклектика, хозяин квартиры может внести в него частичку античной культуры, или сделать акцент пышным барочным декоративным элементом. Или же соединить в квартире холодные интерьеры скандинавского народа с теплыми мотивами греческого побережья. Стиль эклектика дает возможность сделать коктейль из двух, трех или пяти направлений сразу.

Единственной проблемой в создании интерьера в стиле эклектика будет гармоничное сочетание различных по природе отделочных материалов, предметов декора и мебели. Здесь нужно грамотно интегрировать цветовые гаммы различных народов и стилей. Например, народные мотивы в текстиле татарских народов прекрасно сочетается с восточными коврами – это в стиле эклектика. А белоснежные колонны и античные ордера идеально уживутся с классическим английским дворцовым стилем, так как они близки по духу, вот вам еще один пример стиля эклектика. Однако это не повод для того, чтобы не сделать, к примеру, абсолютный "микс" в стиле эклектики из различных сувениров, ковров, мебели из самых экзотических стран Америки, Африки и Австралии.

Эклектика – это стиль дизайна интерьера, который сочетает в себе античность, средневековье, классицизм и современность. Это стиль, объединяющий в себе несколько направлений. Он воссоединяет то, что, казалось бы, не может гармонировать между собой. Но отбирая у прочих стилей дизайна интерьера только лучшее, эклектика сегодня стала стилем, где господствует постмодернизм с элементами дизайна, характерным для других направлений.

Стиль эклектика в интерьере

Эклектика стремиться использовать максимум возможностей для оформления помещения. В ней переплетаются всевозможные материалы: стекло, железо, дерево и прочие, которые обычно не сочетаются между собой.

Эклектика выбирает в качестве основной стиля лишь один, а затем она пытается привязать к нему оборвавшуюся нить гармонии и единства. Это новый цикл возращения к старому, где новое и античное переплетаются воедино.

Эклектика не привязана к жизненным традициям, она призвана лишь производить внешний эффект с помощью своей необычности. Элементы дизайна в стиле эклектики по красоте часто превосходят оригинальные элементы, сотворенные в период расцвета стилей, используемых в эклектике.

Эклектика чрезмерно увлечена формами, что неизбежно привело к искаженному пониманию сущности форм и конструкций. Обычно людей, выбирающих этот стиль, интересует лишь внешняя оболочка предмета, но не его конструкция. Именно это позволило сочетать в себе разнообразные декоративные элементы, которые ранее не допускалось использовать вместе для украшения.

Ранее стили интерьера уделяли больше внимания характеру построения, соотношениям и пропорциям основных форм, что для эклектики не характерно. Главная особенность эклектического стилевого направления – это беспринципные «прикладывание» старых форм к новым по материалам или по функции.

Пример: короткая ванна в виде канапе, она обладает формами, характерным для классицизма.

История развития стиля

В начале 20 века авангардисты пытались создать нечто новое. Но они постоянно «натыкались» на то, что в былые времена уже когда-то находило свое отражение в исторических культурах разных стран. Сложилась ситуация, когда новый стиль мог быть создан только при заимствовании некоторых характерных черт у уже существующих направлений на данный момент.

Эта идея была новой и интересной. Она и стала родительницей современной эклектики, которая сочетает восточное и западное, хай-тек и арт-деко. По своему составу эклектическое направление в дизайне интерьера очень многокомпонентно. Именно многокомпонентность в интерьере принято считать стилем эклектика.

Отличительной чертой эклектического направления стала свобода с отсутствием штампов для всех элементов. При строении и обустройстве зданий мастера основываются на разнообразных стилевых направлениях в зависимости от предназначения объекта: храма, общественное здание, частный дом или фабрика.

Эклектика также зависит от средств, которые выделяются на оформление интерьера. Она может использовать как богатый декор, так и экономную «краснокирпичную» архитектуру.

Слово «эклектика» имеет греческое происхождение и обозначает «избранный». В интерьере этот стиль доминировал в 1830–1890 годы. Эклектика - это объединение разнородных идей и исторических стилей: ампира и классики, барокко и модерна, неовизантийского стиля, псевдорусского, готического, индо-сарацинского и многих других. Своего расцвета эклектика достигла в Америке, а развитие получила благодаря Парижской школе изящных искусств.

Стилистические предпочтения отличались в зависимости от региона. Например, в Калифорнии огромной популярностью пользовались испанские мотивы, а «колониальный» стиль главенствовал в Новой Англии. В «колониальном» стиле обставлялись и коттеджи и особняки, и обстановка могла включать в себя как шедевры Чиппендейла, так и заводскую грубую кленовую мебель. Мебельные фабрики выпускали целые гарнитуры, выполненные в стиле различных эпох.

Распространение эклектики связано во многом с морскими перевозками колонистов, которые в местах своего нового поселения старались воссоздать облик покинутой родины.

В наши дни эклектика также пользуется заслуженной популярностью.

Полы

Благодаря приветствию любого стилевого решения в эклектизме пол может быть выполнен из любого материала. Единственное требование, которое к нему предъявляется – это соответствие его качества для помещения конкретного назначения.

В ванной полы целесообразно устраивать из влагоустойчивых материалов – керамической плитки, керамогранита и натурального камня. А в гостиной пол может быть выполнен из дерева, камня, керамогранита, он может быть покрыт ламинатом, линолеумом или ковролином.

Потолок

Потолок в эклектизме отличается своей нейтральностью. Он может быть как многоуровневым, так и одноуровневым. Но эклектика предпочитает выполнение потолка в стиле, отличном от элементов декора, но на нем обязательно должны быть вставки, которые подчеркивают общую тематику.

Стены

Стены образуют общую атмосферу. При их оформлении фантазия не знает границ. Но чаще стены в стиле эклектика выполняются в неброских тонах, чтобы создать фон для элементов декора и мебели.

В качестве отделочного материала можно использовать все: обои, плитку, мозаику, штукатурку. Важно лишь, чтобы покрытие соответствовало функциональному назначению комнаты.

В зависимости от того, какая тема была выбрана для оформления интерьера, стены украшают гобеленами, фресками и лепниной.

Мебель

Для эклектического направления можно использовать мебель, изготовленную из разнообразных материалов. Но сочетаться она будет с общей темой только тогда, когда ее элементы имеют что-то общее, будь то цвет, форма или фактура материалов.

Предметы декора

Квартира в стиле эклектика идеально подходит для путешественников, которые постоянно привозят сувениры, относящиеся к разным временам и культурам. Поэтому элементы декора могут быть любыми, если они подчеркивают общую тему. Украшением могут стать шторы, настенные панно или ковры.

Ценители искусства всегда критиковали эклектическое направление. Они считают, что ему не место среди прочих стилей дизайна, так как это лишь заимствование у них лучших аспектов. Некоторые люди называют эклектикой полное отсутствие стиля. Но это неправильно, так как большинство квартир, не имеющих единого стилевого решения, к эклектизму никак не относятся.

Интерьер в стиле эклектика обязательно должен иметь одну общую тему, вокруг которой выстраивается остальная цепочка декораций. При этом главной сложностью является сложить неподобные предметы в гармоничную композицию;

Эклектика – это смешение стилей, но не всех, а только двух или максимум трех. Стилистические направления объединяются в единое целое с помощью текстуры, цвета, архитектурного решения.

Эклектика приветствует смешения в отделке. Так, гармонично смотрится серебряная статуя на сером фоне стены. Чтобы подчеркнуть контрастность, рядом стену украшает старинный гобелен. Важно создать контролируемый контраст с помощью элементов, отличающихся друг от друга.


В эклектической школе можно объединять предметы интерьера, разрыв которых во времени составляет от двух эпох и более. При этом создается гармоничный контраст.

В эклектике приветствуются орнаменты и узоры, выполненные на тканях со схожими текстурами. Орнаменты могут сочетаться между собой.

Идеи для стиля

Общий смысл эклектики – это свобода и фантазия, когда вещи компонуются между собой невзирая на их стилевую принадлежность. Стили в таком оформлении должны не противоречить друг другу, а гармонично объединяться, должна присутствовать идея, связывающая их между собой. Как правило, в таком интерьере используется много текстиля, декора, особенно этнических мотивов. Господствуют плавные изогнутые формы. Часто для декорирования используются винтажные изделия и вещи ручной работы. Такой интерьер можно сделать уникальным и очень декоративным с помощью ряда идей:

  • Следует выбирать детали и декор не слегка непохожие, а резко контрастирующие по настроению и стилю. Например, современное зеркало в лаконичной черной раме будет эффектно выглядеть вместе с деревянным классическим столиком на изогнутых ножках, окрашенном в белый цвет.
  • Чтобы комната не приобрела сходство с мебельным складом следует ограничить количество используемых стилей до трех и определиться с тем, какую атмосферу требуется задать в помещении.
  • Объединить стили можно с помощью цвета. В основной тон окрашивают большие поверхности: стены, пол. Поддерживающий цвет необходим для мебели и ковров. И два контрастных цвета – для акцентов.
  • Связывать разные стили можно с помощью деталей. Например, барочный стол и современное кресло могут быть объединены с помощью оформления салфетками и декоративными подушками.
  • Можно украсить стены совершенно разноплановыми произведениями живописи и фотографии, но необходимо помнить о хитрости. Работ на стене должно быть много, чтобы глаз воспринимал их как единое целое и не различал деталей. Также в качестве объединяющего элемента можно использовать одинаковое оформление работ, или единый сюжет.
  • Не стоит бояться изобилия. Эклектичный стиль хорош обилием декора. Можно смело добавлять в обстановку сувениры из поездок, произведения искусства, самодельные вещи.
  • Используйте юмор и эффект неожиданности. Это могут быть смешные обои в классической гостиной или статуя зебры посреди комнаты.
  • Создавая эклектичное оформление, отдавайте предпочтение спокойному однотонному фону. Лучше окрасить стены в нейтральный цвет, а шторы, покрывала и ковры выбирать ярких расцветок, особенно выигрышно будет смотреться восточный колорит. Очень интересно будут смотреться голубой потолок в сочетании со светлыми стенами. Также стены можно украсить ручной росписью.
  • Оформление окон необходимо продумать особенно тщательно. Прекрасно подойдет массивная драпировка с бахромой и кистями.

Где применять стиль

Эклектику часто используют при оформлении современных квартир и загородных домов, так как этот стиль не только оригинален и объединяет современные элементы и вещи из прошлого, но и подразумевает комфорт и удобство. Эклектику можно встретить в интерьерах бутиков и салонов, офисов, гостиниц и других помещений, рассчитанных на посещение большого количества публики.

Этот стиль оптимален, когда есть необходимость в создании интерьера для людей с разными вкусами. Он отображает многообразие современной жизни, наполненной различными идеями и тенденциями.

Итог

Эклектика – это стиль дизайна интерьера, достойный отдельного внимания, как и прочие стилистические направления. Несмотря на смешение в нем различных времен и культур, стиль обладает принципами, без соблюдения которых теряется общая тема, и создается то, что можно назвать полным отсутствием стиля: между отсутствием стиля и эклектикой существует тонкая грань.

Появление Эклектики:

Эклектика (эклектизм, историзм) в архитектуре - направление в архитектуре, доминировавшее в Европе и России в 1830-е-1890-е гг. Эклектика прошла два этапа в развитии - 1830-е-1860-е гг. и 1870-е-1890-е гг.; в России естественно разделение на «николаевский» и «александровский» этапы. За этим делением стоит не столько различие в политических режимах, сколько социальная эволюция общества России и Европы в целом, возникновение нового класса заказчиков и новых функций архитектуры.

Особенности Эклектики в архитектуре:

Использование элементов так называемых «исторических» архитектурных стилей (неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика, неомавританский стиль, неовизантийский стиль, псевдорусский стиль, индо-сарацинский стиль) называют эклектикой в советской и российской практике. В зарубежном искусствоведении употребляются не несущие негативной окраски термины романтизм (для второй четверти XIX века) и боз-ар (для второй половины XIX века). Эклектике присущи, с одной стороны, все черты европейской архитектуры XV-XVIII веков, а с другой - в ней есть принципиально другие свойства. Эклектика сохраняет архитектурный ордер (в отличие от модерна, не использующего ордер), но в ней он утратил свою исключительность.
Формы и стили здания в эклектике привязаны к его функции. Так, в российской практике, русский стиль К. А. Тона стал официальным стилем храмостроительства, но практически не применялся в частных постройках. Эклектика «многостильна» в том смысле, что постройки одного периода базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные дома) и от средств заказчика (сосуществуют богатый декор, заполняющий все поверхности постройки, и экономная «краснокирпичная» архитектура). В этом принципиальное отличие эклектики от ампира, диктовавшего единый стиль для построек любого типа.

Крупнейшие мастера эклектики в российской архитектуре:
Первый этап:
Михаил Дормидонтович Быковский, Константин Андреевич Тон, Андрей Иванович Штакеншнейдер
Второй этап
Александр Степанович Каминский, Михаил Дормидонтович Быковский, Роман Иванович Клейн, Альфред Александрович Парланд, Александр Никанорович Померанцев, Дмитрий Николаевич Чичагов.

Примеры Эклектики в архитектуре:

Музей декоративно-прикладного искусства

при Высшем художественном училище им. В.И. Мухиной. (Мухи).

арх. М.Е.Месмахер, 1885-1895.

Храм Алексия человека Божия, Быковский М.Д., 1853г. Москва, Россия.

Попросту говоря, это сочетание разных стилей.

Чем старше становится человечество, тем сложнее даются ему поиски оригинального пути в искусстве. Так или иначе, все обречены на повторы. Искусство сочетания, диалог составляющих внутри целого, гармония противоположностей – на этом построен мир, и в умении претворить общечеловеческие принципы мировоззрения в искусстве, выстроить на базе чужого свою вселенную – вот где истинная виртуозность мастера.

Смешение разнородных стилей, идей, взглядов в нечто, не признаваемое традиционно за целостность, в научной терминологии принято обозначать термином "эклектика" .

Термин был впервые употреблен во II в. н.э. родоначальником философской школы эклектизма Потамоном. В условиях распада рабовладельческого строя эклектики видели своей целью создание нравственных норм, но ограничивались при этом соединением чужих мыслей (Платона, Аристотеля, стоиков, эпикурейцев и т.д.). Возможно, в это же время термин получает и негативный оттенок в значении – отсутствие оригинальности, подражательность, поверхностное заимствование.

Арка Септимия Севера в Риме. 203 г.

Таким образом, эклектика – это не только обозначение стиля, но и художественный метод.
Им активно пользовались, к примеру, и в период Манерьизма в Европе.

Франческо Сальвиати. Давид танцует перед священым ковчегом. 16 в.

Позднее в период неоклассицизма во второй половине XVIII в. стилевое смешение легло в основу работ итальянского архитектора, графика, теоретика Джованни Баттиста Пиранези (1720–1778). В пояснениях к своим фантасмагорическим офортам Пиранези утверждал, что классический художник должен выбирать и соединять все лучшее из египетского, греческого и римского искусства. В его композициях мы видим и римские триумфальные арки, и галереи, обелиски, пирамиды, этрусские вазы, саркофаги и т.д.

В дополнение к своему методу Пиранези выдвинул идею соединения современной живописи и скульптуры с подлинными античными фрагментами в композиции зданий.
В теории искусства принято мнение, что художественный стиль возникает на основе целостности всех элементов художественного произведения. Эклектичность же препятствует сложению исторического стиля, накладывая отпечаток безвременья и безликости. Тем не менее, эпоха романтизма (XVIII–XIX вв.) с ее принципами свободного творчества положила начало эклектике как стилю. Один из вдохновителей немецких романтиков, философ А.В. Шлегель писал: «Мир велик, и в нем многое может существовать одновременно». А автор здания Большой оперы в Париже архитектор Ш. Гарнье добавлял: «В каждой эпохе – своя красота... Все, что истинно, все, что прекрасно, обязательно что-то говорит душе. Надо быть самому эклектиком, чтобы восхищаться эклектизмом».

В Большом Кремлевском дворце, построенном архитектором К.А. Тоном в 1838–1851 гг., продуманные планировка и конструкция замаскированы декорациями в «русском стиле».

Именно в этом заключается сущность эклектического метода: выбираются внешние «оболочки» стиля вне связи их с конструктивной основой.

В России термин «эклектика» в отношении стиля впервые употребил Н.В. Гоголь в статье «Об архитектуре нынешнего времени» (1831). Гоголь вопрошал архитекторов: почему бы в Петербурге не строить помимо «греческих и римских храмов» готические башни, мавританские минареты и китайские пагоды? По его мнению, «истинный эффект заключен в резкой противоположности; красота никогда не бывает так ярка и видна, как в контрасте...» И мечта Гоголя была осуществлена.
Один из ранних примеров эклектической архитектуры в России – Лютеранская церковь Св. Петра на Невском проспекте в Петербурге (1832–1838), созданная А.П. Брюлловым , соединила черты романской и готической архитектуры, а также элементы классицизма.
http://arttower.ru/forum/uploads/monthly_09_2013/post-8574-1378451138.jpg

К середине XIX в. понимание эклектики меняется. Утрачивая конструктивную основу, элементы разных стилей обесценивались; отдаляясь от своих исторических прототипов, становились неузнаваемыми и похожими друг на друга.
На волне «антиэклектического движения» рождалось искусство модерна.

Опубликовано: Август 21, 2017

Эклектизм - это архитектурный стиль девятнадцатого и двадцатого веков, в котором одна произведение включает комбинацию элементов из предыдущих исторических стилей, чтобы создать что-то новое и оригинальное. В архитектуре и дизайне интерьера эти элементы могут включать в себя структурные особенности, мебель, декоративные мотивы, особый исторический орнамент, традиционные культурные мотивы или стили других стран, причём комбинация, как правило, выбирается исходя из его пригодности к проекту и общей эстетической ценности.

Резиденция митрополитов Буковины и Далмации, спроектированная Йозефом Главка, 1882 год, Черновцы, фото: Сергій Криниця (Haidamac) , лицензия Attribution-ShareAlike 3.0 Unported (CC BY-SA 3.0)

История

Эклектика вступила в практику в конце 19 века, поскольку архитекторы искали стиль, который позволил бы им сохранить предыдущий исторический прецедент, но создать невиданные проекты. За счёт полного списка прошлых стилей возможность смешивать и сочетать стили позволила получить более выразительную свободу и обеспечила бесконечный источник вдохновения. В то время как другие проектировщики (называемые «возрожденцами») стремились в точности подражать прошлым стилям, эклектизм отличался, так как главной движущей силой было создание, а не ностальгия, и существовало стремление к оригинальности проектов.

Европа

Эклектическая архитектура впервые появилась в таких странах континентальной Европы, как Франция, Англия и Германия, вследствие растущего напряжения между архитекторами, иметь более выразительную свободу над своей работой. Национальная высшая школа изящных искусств в Париже, считающаяся одной из первых профессиональных архитектурных школ, обучала студентов в строгой, академической манере, вооружая их навыками и профессиональным престижем. Преподаватели в школе были одними из ведущих архитекторов во Франции, а этот новый метод обучения был настолько успешным, что привлекал студентов со всего мира. Многие выпускники продолжали становиться пионерами движения и использовали своё обучение боз-ар в качестве основы для новых эклектичных проектов.

Несмотря на то, что применение этого стиля архитектуры было широко распространено (и его можно было увидеть во многих построенных в то время мэриях), эклектика в Европе не достигла такого же уровня энтузиазма, который наблюдался в Америке, поскольку предполагалось, что наличие старой, аутентичной архитектуры, уменьшало привлекательность исторической имитации в новостройках.

Северная Америка

В конце 19 века произошли основательные перемены в американской архитектуре. Архитекторы, получившие образование в Национальной высшей школе изящных искусств в Париже, такие как Ричард Моррис Хант и Чарльз Фоллен МакКим, были ответственны за то, чтобы вернуть в Европу боз-ар, который, как говорили, был краеугольным камнем эклектической архитектуры в Америке. В период повышения благосостояния и коммерческого расцвета многие эклектичные здания были введены в эксплуатацию в крупных городах по всей стране. Стиль процветал, поскольку он вносил исторические черты, ранее встречавшиеся только в аристократической архитектуре европейских стран, таких как Великобритания и Франция, способствуя более богатому ощущению культуры и истории в Америке. В случае с Хантом и многими другими эклектичными архитекторами, его «типичная эклектичная точка зрения» позволяла ему делать стилистический выбор, основываясь на том, что подходит конкретному проекту или клиенту.

Создание небоскребов и других больших общественных пространств, таких как церкви, здания суда, мэрии, публичные библиотеки и кинотеатры, означало, что эклектичный дизайн был уже не только для членов высшего общества, но также был доступен широкой публики. В то время как некоторые из этих зданий были снесены (включая оригинальную станцию ​​в Пенсильвании и первый Мэдисон-сквер-гарден - оба в Нью-Йорке), проекты, которые сохранились из этой эпохи, всё ещё считаются одними из самых важных сооружений в Америке.

Распространение

Некоторые из самых необычных примеров эклектичного дизайна можно увидеть на борту океанских лайнеров (которые в то время были основной формой зарубежного транспорта). Шикарные интерьеры были созданы сочетанием традиционных стилей - в попытке облегчить дискомфорт нескольких месяцев за рубежом и создать иллюзию постоянного величия.

В то же время такие суда использовались для транспортировки колонистов в неразвитые районы мира. Колонизация таких районов еще больше распространила эклектическую архитектуру западного мира, поскольку недавно поселившиеся колонисты построили здания, особенностью которых обычно был римский классицизм и готические мотивы.

В меньшей степени эклектизм проявился в Азии, так как японские и китайские архитекторы, прошедшие обучение в американских школах изящных искусств, вернулись, чтобы создавать эклектичные проекты в Азии, такие как Банк Японии (1895) Кинго Тацуно.

Критикующий приём

Как стиль, который предлагал так много творческой свободы и никаких руководящих правил, риск создания неудачного дизайна был очевидным для всех. Проекты, которые не гармонично сочетали разные стили, подвергались критике со стороны профессионалов (особенно тех, кто выступал против движения).

Спад

Энтузиазм в отношении исторической имитации начал снижаться в 1930-х годах, и эклектика постепенно упразднилась в учебных планах школ дизайна, в пользу нового стиля. Переход к модернизму был знаменательным, поскольку многим он приставлялся авангардом, а новые технологии и материалы, создаваемые в то время, позволили добиться больших инноваций.

Декорирование интерьера

Подъём эклектической архитектуры вызвал потребность в специалистах по интерьеру, которые обладали навыками, пониманием и знаниями прошлых исторических стилей, чтобы создавать подходящие сопутствующие интерьеры. Это привело к появлению «декорирования интерьера» в качестве рассматриваемой профессии. Выдающимися декораторами интерьера в эту эпоху (между концом 19 и началом 20 века) были Эльси де Вулф, Роуз Камминг, Нэнси Макклелланд, Элси Кобб Уилсон, Фрэнсис Элкинс, Сури Моэм и Дороти Дрейпер. Пока клиентура этих ранних декораторов состояла исключительно из богатых семей и фирм, работы таких декораторов регулярно показывались в популярных печатных изданиях, наподобие House and Garden, House Beautiful, и Ladies Home Journal. Публикация роскошных интерьеров этих великолепных домов помогла распространить эклектичный стиль на средний класс, и менее экстравагантные имитации или объединение подобных декоративных элементов стали желательной особенностью в домашнем декоре. Эстетические предпочтения варьировались от региона к региону по всей Америке, причем испанские стили предпочитали в Калифорнии, а элементы «колониализма» были популярны в Новой Англии.

Такие издания, как Ladies" Home Journal (1900) способствовали распространению эклектики в массы.

Современный контекст

В современном обществе стили, которые были позаимствованы из многих разных культурных и исторических стилей, свободно описываются как «эклектичные», хотя ссылки на эклектическую архитектуру в литературе и средствах массовой информации обычно касаются зданий, построенных в эклектическом движении конца XIX - начала XX века.

Церковь Святого Семейства в Барселоне, спроектированная Антонио Гауди является ярким примером эклектики. Элементы готического стиля были объединены с восточными мотивами и формами, найденными в природе, что привело к характерному оригинальному зданию. Несмотря на то, что он был спроектирован в пиковый период эклектики (1883-1926), на сегодняшний день он всё ещё остается в процессе строительства, фото: Bernard Gagnon , лицензия Attribution-ShareAlike 3.0 Unported (CC BY-SA 3.0)

Архитекторы-эклектики:

  • Даниел Хадсон Бёрнем
  • Александер Джэксон Дэвис
  • Антонио Гауди
  • Йозеф Главка
  • Ричард Моррис Хант
  • Чарльз Макким
  • Уильям Мид
  • Ричард Норман Шо
  • Стэнфорд Уайт

Дворец Монсеррат, - смешение нескольких архитектурных стилей - арабский, мудехар, индийский, мавританский стили и готика © www.сайт



- Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)

Комментарий: