Традиционный японский стиль ваби саби в современном интерьере. Мебель и аксессуары

Ваби-саби – два японских слова, которые помогают нам воспринимать окружающий мир и нас самих как уникальные объекты для постижения красоты, скрытой от суеты и шума.

Ваби – отсутствие пафоса, отказ от роскоши, «сознательный примитивизм». Саби, понятие японской эстетики, можно перевести как «безмятежность», «печаль одиночества», «приглушенность цветов и звуков». В объединенном – и более емком – понятии ваби-саби заключено отсутствие блеска, безыскусная простота, красота вещей, тронутых временем и несущих в себе тепло множества человеческих рук – и оттого еще более привлекательных. Эта концепция несет в себе множество оттенков смысла, но ни один из них не является точным и определенным.

Уловить сущность ваби-саби можно, если «научиться постигать жизнь через чувства, отбросив посторонние мысли, – объясняет культуролог-японист и председатель общества «Россия–Япония» Галина Дуткина. – Идея состоит в том, что наблюдение за окружающими естественными, изменяющимися, уникальными объектами помогает нам подключиться к реальному миру и избегать потенциально стрессовых отвлекающих факторов.

Мы учимся замечать красоту в самом обычном, естественном: например, созерцая увядание осенних листьев. Ваби-саби придает объекту медитативную ценность и в этом смысле становится практическим воплощением философии дзен-буддизма с ее стремлением к отшельничеству, самоограничением и одновременно внутренней силой и сосредоточенностью».

Эстетика скромности

Неслучайно мастер чайной церемонии и последователь ваби-саби Мурата Дзюко (1422–1502) был дзенским монахом. В ту эпоху чай был предметом роскоши, как и привезенные из Китая принадлежности для церемонии – изысканные до вычурности. В противовес этой моде Дзюко подавал чай в посуде местного изготовления, считавшейся грубой.

Век спустя сын купца Сэн-но Рикю (1522–1591), став мастером чайной церемонии, продолжил эту традицию: чайный домик он сделал похожим на крестьянскую хижину и дополнил его садом и каменной дорожкой, ведущей через сад к домику. Чаши он заказывал у знаменитого мастера керамики: их вылепливали вручную, не пользуясь гончарным кругом. Нарочито безыскусные и несовершенные, они со временем покрывались трещинами, налетом, сколами.

За свою приверженность простоте Рикю поплатился жизнью: сюзерен, которому он служил, предпочел пышные приемы и драгоценную утварь и приказал мастеру совершить ритуальное самоубийство. Однако школа чайной церемонии, основанная Рикю, стала ведущей в Японии, а потом и за ее пределами.

Отношения в духе ваби-саби учат принимать другого человека со всеми его недостатками, но не забывать принимать и свои собственные

Суть ваби-саби можно выразить тремя утверждениями, считает теоретик искусства Леонард Корен, многие годы посвятивший изучению этого принципа: «Истина возникает из наблюдения за природой. Величие живет в тайных и забытых деталях. Красота может проистекать из несовершенства».

Эта философия распространяется и на отношения – как к себе, так и к другим людям. «Отношения в духе ваби-саби учат принимать другого человека со всеми его недостатками, но не забывать принимать и свои собственные. Ведь совершенство может быть скучным», – подчеркивает Галина Дуткина. Что, если мы умерим ожидания и сосредоточимся на восприятии другого человека: на том, что он говорит и чувствует, как относится к миру? Если не пытаться исправить его, у нас будет больше времени и сил на то, чтобы насладиться общением.

Тот же подход можно применить и к себе: «Я уже имею внутри себя все необходимое, чтобы чувствовать свою ценность и быть счастливым. Мне достаточно лишь обращать внимание на самое существенное. Избегая суеты и диктатуры моды, я могу принять себя таким, каков я есть». Стандартному совершенству и показной роскоши противостоит уникальность, несовершенство и скромность ваби-саби.

Один из советов Леонарда Корена звучит так: «Упростите все до самой сути, но оставьте поэзию. Держите все чистым и необремененным, но не лишайте смысла». Мы, люди современного мира, часто нуждаемся в советах подобного рода. Неприятие броской красоты и излишнего изобилия – идеальное условие для понимания ваби-саби, которое не имеет четких границ и ярких признаков, но может подарить просветленное чувство строгой простоты окружающего нас мира. Три упражнения, которые мы предлагаем, помогут вам проникнуться духом этой философии.

Три упражнения для того, чтобы…

Выявлять скрытую красоту. Наш взгляд отформатирован господствующими эстетическими принципами. Но если мы хотим вернуть себе свободу и свежесть чувств, нам необходим другой подход к делу: более деликатный и внимательный, менее кардинальный в отношении активных изменений «к лучшему». В контексте ваби-саби красота существует вне искусственности. Свидетельства превосходства природы над человеком, последствия случайных изменений не должны быть сглажены или стерты, но, напротив, должны быть бережно сохранены.

Как? Обращать внимание на несовершенства вещей и людей. Выцветшие складки старой ткани, красота сухих листьев или поникшего цветка, очарование улыбки старого человека и рисунок морщин на лице, танец пыли в луче света – все это красиво, а значит – достойно пристального внимания.

Различать оттенки эмоций и наслаждаться ими. Когда мы попадаем в сложную ситуацию, подвергаемся стрессу или просто чувствуем себя не очень хорошо, полезно установить контакт с каким-либо предметом, пропитанным духом ваби-саби, который, согласно определению, может «возбудить в нас чувство светлой грусти и духовной жажды». Это помогает напомнить себе об иллюзорности постоянства и совершенства, эфемерности проблем и забот и о том, что никто не в силах победить время.

Как? Побродить по дому, потрогать любимую одежду, раскрыть старую книгу, взять в руку стакан воды – то есть остановиться на каком-либо объекте ваби-саби, почувствовать его вес, форму, текстуру. Спросить себя: чем этот предмет привлекает вас, почему он вам приятен? Какие воспоминания и ощущения он вызывает? Ностальгию, легкую грусть, радость? Поняв это, вы станете чувствовать себя увереннее и сможете различить в ваших эмоциях целый спектр разнообразных оттенков.

Выбирать то, что делает нас счастливее. Осознать основные потребности – лучший способ познакомиться с собой и приблизиться к своей уникальности. Ваби-саби предполагает не самоотречение и принудительный минимализм, а лишь сознательный выбор в соответствии со своей внутренней сущностью.

Как? Например, сделать список занятий, которые приносят радость. Подумайте о том, чем конкретно они приятны для вас, каким глубинным чертам вашей личности они отвечают. Присвойте этим занятиям порядковый номер от 1 до 6, а потом спросите себя: достаточно ли времени вы уделяете им – и в течение каждого дня? Что мешает вам заниматься любимыми делами дольше? Как вы можете исправить это?

Об эксперте

Леонард Корен – архитектор, художник, автор нескольких книг, в том числе «Ваби-саби для художников, дизайнеров, поэтов и философов» («Wabi-Sabi for Artists, Designers, Poets & Philosophers», Imperfect Publishing, 2008) и «Ваби-саби: дальнейшие размышления» («Wabi-Sabi: Further Thoughts», Imperfect Publishing, 2015).

Абсолютно естественное желание – обрести свой кусочек земли, построить коттедж, загородную усадьбу или купить квартиру. Назвать это место своим домом. Создать там свой мир. Но для гармоничного проживания в этом объекте важно глубокое понимание своей природы.

Поместить растения в непригодные условия – это провал садовника. Жилье в точности, как и сад, необходимо связывать с природным началом (хотя бы с человеческим) и оставлять живым.

Какой смыл помещение с высотами 2,6-2,8 метра стилизовать (а иначе никак не назвать) в стиль , украшая стену, плавно переходящую на потолок, пластмассовой лепниной, вешать в центр комнаты многоярусную хрустальную люстру и расставлять по периметру антикварную мебель? Люди, заказывая и ворлощая такой дизайн хотят внести французский аромат, изысканность, а рождается очевидная фальшивость. И так с многими, очень многими, стилями.

Нет ничего абсурдного, что мы восхищаемся дворцами или китайскими домиками, “пастушьем” жильем в Альпах или шикарными виллами на берегах морей. Абсурд, на мой взгляд, в том, что стремимся перенести архитектурные формы и предметы декора в нетипичную среду, в свою реальность. Таким действие мы промениваем содержание предмета его форме.

Желая создать интерьер в японском стиле у себя в квартире, мы получаем вульгарную “японщину” с кричащим веером на стене, перламутровыми обоями с цветками сакуры и, имитирующими массив дерева, поверхностями из ДСП. Вместо того, чтобы сотворить жилье, основываясь на философию сдержанности, созерцанием природы, ее несовершенных природных материалов.

Опираясь на философию японцев, можно добиться гармоничного внутреннего и внешнего пространства в любой точке земли независимо от вероисповедания, культуры, климатических особенностей и оно никак не будет напоминать азиатский дом. Японский секрет заключается в сути вещей, а не их форме.

Японская эстетика складывается из критериев канонов красоты. Они формулировались долгое время под воздействием религий синтоизм и дзэн-буддизм . Первый дал понятие отмечать простые вещи, которые могут являться амулетами и хранить душу-ками. Вспомните о “печальной красоте вещей ”, она обязана именно синтоизму . Второй указал на временность этого мира и хрупкость. Традиционное кратковременное и чарующее любование цветами сливы умэ и сакуры (Ханами ) берет истоки из взгляда дзэн .

4 японских мерила

высшей утонченности прекрасного.

1. Ваби-саби переводится как «скромная простота». Ваби - это непритязательная простота, одновременно обладающая могущественной силой, саби - красота, приходящая со временем, спокойствие от одиночества. Эти два понятия ранее существовали по отдельности, но со временем начали жить в единстве.
Ваби-саби не понять умом, это не стиль и его невозможно тиражировать, навязать и объяснять каждому. Истинное понимание непостижимо по средствам слов, его можно только чувствовать.

Ваби-саби – лишенная манерности, эстетика. Ей присуща предпочтение скромному изяществу внутреннего нежели внешней форме великолепия. Она изъясняется в несовершенности и асимметричности, порой шероховатости и легкой грубости, и в тоже время ощущается утонченность. Фактически, ваби-саби – это понятие японцами эстетического вкуса, умение видеть прекрасное в своем естестве, чистую истину.

Richard Powell замечательно сформулировал словесную концепцию понятия: «Подлинное научение ему (ваби-саби) происходит через осознание трёх простых фактов: ничто не вечно, ничто не закончено и ничто не совершенно» . Западный человек наверняка почувствует тоску и печаль от сказанного. Но в дзэнском мировосприятии это благоприятное состояние духа, когда личности не присуще тягость от уединения или нехватки материального, а спокойствие от обладания настоящего.

Благодаря восприятию несовершенного и непостоянного, Япония даровала нам возможность наслаждаться садами камней, национальной керамической посудой Раку, поэзией, в том числе Хайку, живописью однотонной тушью, музыкой дзэнских монахов (хонкеку). О многом из этого и других азиатских достояния можно почитать в ранее опубликованной статье

2. Сибуй – это простота простоты и непосредственности. Сибуй не заявляет о красоте предмета, а тихо шепчет о совершенстве материала, из которого он изготовлен. Его можно сравнить с вяжущей хурмой. Живет в терпковатом послевкусие зеленого чая или холодно заточенном лезвии кинжала.

Если спросить у меня что такое сибуй , я отвечу, что это качественные и еле уловимые духи Light Blue, где древесные ароматы кедра, пряность амбры и муската, яркий жасмин и печальная белая роза, едкий лимон и сильный бамбук, слившись в бархатном облаке, нежно обволакивают твое тело. Японец же скажет: “Это то, на что человек, обладающий вкусом, укажет и обозначит прекрасным” . Иными словами, сибуй – завершающий вердикт в оценке красоты.

Эстетическое восприятие закладывается с рождения японскому народу на протяжении многих столетий, и распознают красоту он качественно и интуитивно.

Сибуй достигается, подобно китайскому , равновесием, незначительной обработкой материала и предельной практичностью готового изделия.

Сочетание минимальной переработки + максимальная удобность = сибуй

Идеальная чаша та, из которой удобно есть и пить, и при этом сохранена первозданная красота, природность глины, заботливо обожженная рукой мастера.

3. Мияби выражает элегантность, утонченность в японской эстетике. Он противостоит демократизму ваби-саби с его шероховатостью и своеобразной грубостью. Понятие более сентиментальное и возникло в аристократическую эпоху Хэйан (794-1185 гг), в эпоху «мира и спокойствия». Это время переноса столицы Норы в город Хэйан-ке, присвоения элите и духовенству государственных земель, на которых трудились крестьяне. Время, когда Япония на 300 лет изолировала свой остров от влияния Китая и Кореи, рождая свою неповторимую культуру. Обращая внимание казалось бы на самые незначительные “мелочи”: оттенок бумаги для письма, интенсивность запаха туалетной воды, благовоний и покрой ткани для определенного класса должностных лиц,- японцы формировали неподражаемую эстетику с высочайшим духом этики, духовного развития и чести.

В эпоху Хэйан появились первые самураи с благородным кодексом бусидо . Военная философия воспитывала не только настоящие мужские, отважные качества потребные в сражении, но высокоморальный осознанный дух, который отождествляет мияби .

Знание, что ты можешь умереть в любой момент, дают ценность каждой минуты, проживающей на земле. Человек, готовый к смерти, смотрит на мир открыто и в полном цвете, посвящая свободное время ближним, помощи нуждающимся, личному развитию и заточке навыков до идеала. Он смотрин на мир с безусловной любовью и замечает, что при повседневной суете дел, остается без внимания. Он чувствует, как солнце заботливо греет лучами тело, как ветер щекочет щеки, как завораживающе поют птицы, как мелодично шелестят листья, а один из них срывается с ветви и, исполняя свой последний воздушный танец, падает в реку, несясь вперед, доверившись течению.


Изящное, утонченное, тонкое,

открывающееся лишь во время созерцания, и есть Мияби.

Мияби неразрывно от понятия моно-но аварэ печального очарования вещами . Непринужденная гармония естества человека с окружающей средой, приятная беспричинная грусть от иллюзорности и непостоянности видимого. Аварэ не разделяет прекрасное от истины, в ней нет грубой формы. Условно ее можно разделить на 4 вида: красота единства и созвучия, красота духовного движения, красота грусти и красота утонченности.

Благодаря созерцанию и пониманию мияби поэты и писатели, художники и скульпторы, архитекторы, создавали и создают шедевры. Именно Храм Золотого павильона и Бёдо-ин являются первыми архитектурными творениями людей, руководствующимися понятием мияби и моно-но аварэ .

4. Югэну Япония обязана Китаю и дзэн-буддизму. Основа его критерия красоты выражается в мнительности реализма и восприятии сущности объекта на интуитивном уровне.

Из книги Всеволода Овчинникова “Ветка сакуры ”:

Югэн , или прелесть недосказанности, - это та красота, которая скромно лежит в глубине вещей, не стремясь на поверхность. Ее может вовсе не заметить человек, лишенный вкуса или душевного покоя.”

Следить, как утки взлетают над озером и скрываются за уровнем горизонта, выстроившись клином или идти все дальше-дальше в лес, не следя за временем, – это югэн . Доверяться внутреннему голосу, открывая тайны мира.

Понятие “югэн ” в целом сложно обозначить словесно или физически для понимания западному человеку. Например, в английской лексике в априори нет слов, передающих переживания японцами югэна . Осмыслить лишь возможно, если сможем открыть душу для подобного чувствования.

В творчестве югэн всегда преподносится в незавершенном виде. Созерцающему дается возможность самому на интуитивном уровне проникнуться замыслом и осознать, что осталось недомолвленно.

Согласитесь, что в наше стремительное и нестабильное время такие достижения, получаемые только за счет изменения мировоззрения, очень ценятся. Тем более, что это доступно, как богатым людям, так и «среднему» классу.

Как применить стиль вабисаби в жизни

Стиль вабисаби при использовании в работе и в жизни только на первый взгляд может показаться сложным. В действительности, здесь нет строгих правил. К примеру, при создании интерьера в стилистике вабисаби главное выполнять следующие требования:

  • Избавьтесь от ненужных вещей в доме. При этом ненужными считаются все предметы, которыми вы год не пользовались. Они воруют ваше время и силы на уход за ними, а, на самом деле, такие предметы вам не нужны.
  • Не покупайте и не несите в дом ничего лишнего. Это, значит, не приобретать товары под воздействием эмоций или из-за того, что «такое» сейчас стоит у всех.
  • Не выставляйте на обзор множество вещей. Пусть это будет всего одна или две вещи, которые вам, действительно дороги.
  • Не старайтесь заполнять всю комнату вещами, а, наоборот, сделайте ставку на свободное пространство.
  • Приведите в порядок вещи, которые наполнены приятной вам «историей», подчеркните их колорит.
  • Сделайте акцент на предметы, изготовленные из натуральных материалов и близких к естественной природе той местности, в которой вы живете, и которая вам является родной.

В жизни философия вабисаби выражается в любви к простоте, ко всему натуральному и естественному. Речь идет о функциональности, а не о демонстративной роскоши. Например, используя в жизни и работе стиль вабисаби, Джессика Альба основала фирму, осуществляющую производство натуральной косметики для ухода за детской кожей.

А Роберт де Ниро, тоже влюбленный в принципы японской философии, при отделке 630-метрового отеля «Гринвич», одним из владельцев которого он является, использовал материалы, естественные для территории, где расположено строение, — камень и дерево. В результате здание стало более спокойным по эстетике и казалось более милым и домашним.

Еще одной важной стороной стиля жизни вабисаби является то, что такой «путь простоты» не требует больших вложений. Его может внедрить в свою жизнь практически каждый человек. К примеру, следуя такому мировоззрению, для покрытия пола в квартире можно выбрать не роскошный и дорогой орех, а простую сосну, растущую в России повсеместно, а ее естественный рисунок воспринимать не как асимметрию, а как гармоничную природную красоту.

Также любимый вязаный свитер можно привести в порядок с помощью стильных заплаток, а трещинки в плитке в ванной комнате заполнить красивым лаком. В результате вещи сохранятся, не придется покупать что-то новое, а их родное тепло будет еще долго согревать ваше сердце.

Научитесь радоваться тому, что у вас есть, упрощайте свою жизнь, и тогда суета и беспокойства уйдут от вас, и вы, на самом деле, станете гораздо спокойнее и счастливее.

Оформление квартиры в стиле ваби саби является созданием интерьера в японском стиле. Он базируется на традиционном японском мировоззрении — ничего в этом мире не вечно и не совершенно. Поэтому стиль одновременно как бы говорит, что вокруг «все суета», и тут же призывает успокоиться и начать жить более размеренно, что в наш век постоянных забот очень ценно.

Стиль вабисаби в интерьере базируется на трех главных составляющих :

  • простоте,
  • спокойствии,
  • скромности.

Не случайно, и само японское слово «вабисаби» переводится как «красота в скромности». Это стиль умиротворяющей обстановки, теплый, уютный и спокойный. Он похож на , но здесь бОльшая ставка делается на предметы «с историей».

Предметы для атмосферы ваби саби

Мебель в интерьере стиля вабисаби должна быть лаконичной, без декоративного оформления. Обязательно условие, что она не должна являться новомодной однодневкой. Речь идет о приведенных в достойный вид старинных предметах. Но в то же время не об антиквариате. Возможно, это будет:

  • немного растрескавшийся деревянный распашной шкаф,
  • каменная столешница с отколотым краем,
  • веревочный гамак «как на даче».

Должно чувствоваться, что все предметы имеют свою историю и наполнены приятными воспоминаниями для хозяина. Из остальных вещей приветствуются предметы, сделанные своими руками, а также комнатные растения. В оформлении такого интерьера часто используются сухие веточки. Причем предметов должно быть мало, и обязательно должно присутствовать много свободного пространства.

Ваби саби в интерьере — цвета

Модный стиль вабисаби в интерьере базируется на цветовой гамме «осеннего сада». Здесь нет ярких красок, применяются спокойные тона:

  • серый,
  • бежевый,
  • молочный,
  • коричневый,
  • тускло-зеленый,
  • не яркий желтый.

С помощью светлых оттенков помещение становится легким и просторным, а остальные цвета наполняют его тихим уютом.

Только все тона обязательно должны быть природными, натуральными, а не искусственными. Именно тогда достигается гармония, которая наблюдается в естественном мире, нетронутым разрушительной деятельностью человека. При сочетании цветов в вабисаби, интерьере в японском стиле, обычно используются светлые однотонные стены и темный цвет мебели. Освещение применятся рассеянное и неяркое.

Материалы в Ваби саби

Все материалы в интерьере стиля вабисаби обязательно должны быть натуральными. Причем они не должны быть дорогими и помпезными. Предпочтение отдается простым и привычным материалам: чтобы человек ощущал себя дома расслабленно, а не чувствовал себя «как в музее».

В стиле вабисаби стоит выбирать :

  • натуральное дерево,
  • природный камень,
  • керамические изделия,
  • лен и хлопок.

Тут отдается предпочтение материалам, которые является «родными» для местности, где создается интерьер. Таким образом, они будут ближе и уютнее для владельцев жилья. К примеру, если в округе растет сосна, то мебель и отделка квартиры должна быть из нее, а не из дорого бука. А если рядом располагается гранитный карьер, то лучше выбрать гранит, а не престижный белый мрамор.

Отсутствие искусственного декора на предметах великолепно заменяется подчеркиванием фактуры натуральных материалов – витиеватыми рисунками и переходами цвета на массиве дерева и природном камне.

А вы уже почувствовали, как японский стиль вабисаби своим милым спокойствием положительно отразился и на вашем внутреннем мире?..

Совсем недавно мы говорили о «Хюгге », скандинавской тенденции дизайна, которая фокусировалась на создании простых интерьеров, наполненных комфортом. Теперь пришло время сделать еще один шаг вперед. Познакомьтесь с дизайном интерьера в стиле ваби саби — японской эстетикой, которую вам обязательно захочется применить в своем доме.

Во-первых, важно дать определение…

Что такое ваби саби

— японская философия, зародившаяся в 15 веке как реакция на доминирующие тенденции того времени, которые опирались на чрезмерное украшение, богатство и применение дорогих материалов.

В прямом смысле ваби саби — это поиск красоты в несовершенстве, наслаждение простыми радостями жизни. Прежде всего, принципы ваби саби сосредоточены на признании важности подлинности и стремлении оставаться аутентичным во всех аспектах своей жизни. подразумевает асимметрию, шершавость, простоту, экономию, строгость, скромность, интимность и естественность предметов и процессов.

Для некоторых ваби-саби — скорее руководящий принцип, чем дизайнерский тренд. Речь идет о том, чтобы принимать вещи такими, какие они есть, вместо того, чтобы тратить время на поиски чего-то лучшего, видеть положительные черты в неидеальных ситуациях. Однако, даже если вы не готовы полностью принять философские постулаты, некоторые из этих принципов вполне могут стать отличной отправной точкой включения в свои интерьеры элементов в стиле ваби саби.

Как же можно использовать стиль ваби-саби в вашей жизни? Могли бы вы принять его? Попробуем разобраться, что такое интерьер в стиле ваби саби, а затем, может быть, вы сможете ответить на эти вопросы.

Натуральные материалы и цвета

Используйте настоящие, органические материалы как можно больше. Меньше пластика, больше древесины. Стекло, мрамор, керамика, бетон, камень, металл и так далее. Интерьер в стиле ваби саби основан на использовании натуральных материалов. Какой бы материал вы ни использовали, помните, что ключевым моментом является его подлинность.

Ваби-саби рисует цветами природы. Оттенки гор, пустынь — это цвет ваби-саби. Применяйте нейтральные и серые тона.

Будьте проще

Когда у вас уже есть свои элементы дизайна, важно подумать о том, как вы собираетесь их объединять. Важный момент интерьера в ваби-саби -простота и функциональность. Привлекайте природу. Палочки в вазах, ветви в горшках, разбросанные по обеденному столу листья, желуди в миске, ремесленные изделия из натуральных материалов, пампасная трава в керамике…

Декоративные чаши и подносы тоже правильный выбор, как и комнатные растения, которые могут добавить в пространство свежести. Подумайте о том, чтобы сделать шаг в сторону и совершить покупки для ваших элементов дизайна вдали от крупных торговых центров. Блошиные рынки, ремесленные выставки и независимые магазины — все это жизнеспособные альтернативы.

Главное — не переусердствовать и позволить вещам находиться на своих местах естественно и свободно, без суеты! Без совершенства!

Без суеты

Вам не нужно гладить шторы или скатерть, не нужно подшивать шторы, не стоит беспокоиться, если пол имеет царапины, или льняной диван немного изношен. Пока все чистое и свежее, повседневное и простое — это ваби-саби и в современном доме.

Старение

Позволяйте вещам элегантно стареть и наслаждайтесь тем, что у вас есть, вместо того чтобы приносить новые. Не делайте намеренно что-то изношенным или состаренным. Не покупайте то, что выглядит старым. Возраст приходит со временем.

Баланс красивого и полезного

Зубная щетка не должна быть уродливого неонового цвета, а необходимые в ванной комнате средства можно перелить из ярких бутылок с жуткими наклейками в однотонные или прозрачные емкости.

Беспорядок свободного места

При окончательном декорировании и выборе объектов для дома наступает беспорядок свободного пространства. Вам действительно не нужны все эти свитера, носки и дополнительные ботинки (которые больше не являются стильными), не так ли? Вам нужно хранить всю детскую одежду с тех пор, когда ваш сын был маленьким? Можете оставить себе несколько нарядов и пожертвовать остальными? Подумайте, что вам нужно, а что нет, и будьте безжалостны!

Подчеркните недостатки

Последний совет — самый важный. Обычно, когда мы обсуждаем вопрос о добавлении штрихов к вашему дизайну интерьера, мы говорим о том, как заставить его выглядеть завершенным или другими словами — разработанным профессионалом. В случае ваби саби вы нацелены на противоположное.

Интерьер в стиле ваби саби намеренно работает в нахождении красоты в существующих недостатках. Имея это в виду, не бойтесь оставлять незавершенные детали. Декоративная чаша, которую вы склеили после того, как она упала и разбилась? Не стесняйтесь дать ей почетное место.

Однако, имейте в виду, что существует граница между сущностью стиля ваби саби и его потерей в повседневном беспорядке. Там, где проходит эта линия, личное решение для каждого из нас, но вы должны понимать, что этот эстетический выбор сделан целенаправленно. Неубранная кровать? Вот разрешение называть этот факт «искусный беспорядок”.