Цветовое оформление в дизайне интерьера. Цветовое решение изделия

Основной этап при решении цветового оформления интерьера — это правило двух цветов.

Два абсолютно любых цвета, не могут сами по себе и в своем сочетании создать общей гармонии. Лишь добавляя к ним другие оттенки, можно добиться гармоничного единства всей композиции в целом. Для создания настоящей гармонии в оформлении помещения, не достаточно наличия нескольких цветов.

Но в самом начале проектирования и построения функционального пространства, нужно выделить, выбрать два основных цвета, один из которых будет доминантным, другой второстепенным, дополняющим главный. Соответственно первый будет являться менее ярким и кричащим, чем второй.

Только после того, как главные два цвета выбраны, можно подбирать и добавлять к ним акценты формирующие контраст в восприятии от общего оформления. Одним из примеров сочетания цветов в дизайне интерьера может служить следующее: доминирующий серый, дополняющий коричневый, акценты оранжевый либо другие яркие оттенки.


Сочетание цветов в дизайне интерьера, правило цветового колеса.

Для создания правильного сочетания цветов в дизайне интерьера, уже достаточно давно помогает прием, который называют цветовое колесо. Можно обозначить его, как некоторый путеводитель сочетания самых удачных оттенков и цветов. Согласно этому приему (правилу), гармония единства находится между цветами, которые находятся в одном секторе.

А также противоположно друг другу, и которые находятся на вершинах треугольника. Который мысленно вращая, может показывать, самые правильные сочетания цветов в дизайне интерьера.

Индивидуальный подход в , для гармоничного и правильного использования сочетания цветов в дизайне интерьера, мебели и материалов, является необходимым условием! Всегда нужно стремиться создать именно под ваши требования и существующие предпочтения, и руководствоваться при этом нужно именно вашими пожеланиями и предназначением комнаты (помещения), а не понравившимися интерьерами с журналов, или телевизоров. Которые призваны служить не более чем примерами дизайна интерьеров, своего рода ориентирами, при выборе определенных направлений и формировании четкости идей.

Сочетание цветов в дизайне интерьера, правило повторения в оформлении.

Повторение используемых основных оттенков в существующих помещениях создает эффект целостности общей композиции и чувство гармонии. Это более применимо там, где существует оформление в разных стилевых решениях. Универсальным цветом соединяющим общее оформление, является белый, который можно использовать в большинстве случаев. Он подходит для любых используемых цветов, и делает пространство визуально более легким, просторным и свободным.


Особенности освещения в интерьере и его расстановка.

Необходимо знать и понимать, что созданное освещение может изменить эффект восприятие цвета. Лампа накаливания усиливает четкость цвета, интенсивность теплых оттенков и сводит к минимуму восприятие холодных. Противоположным образом от ламп накаливания действуют люминесцентные лампы дневного света. Наиболее популярные сегодня энергосберегающие лампы помогают добиться нейтрального эффекта в восприятии цветов.


Проблема применения цвета для окраски изделий и предметной среды рассматривается обычно в единстве ее следующих сторон: физической и психофизиологической (составляющих предмет цветоведения), психологической, социальной, эстетической.

Основная цель применения цвета заключается в повышении производительности труда и повышении эстетической удовлетворенности человека качеством продуктов труда.

При проектировании изделий приходится затрагивать все указанные стороны цвета. О цветоведении написано много в различных руководствах и пособиях, и поэтому мы не будем останавливаться на нем подробно.

Цвет не только окружает, но и постоянно воздействует на человека. Влияние его сильно сказывается на состоянии нервной системы, на поведении человека, на его трудоспособности. Психофизиологическое воздействие цвета есть первый и наиболее важный фактор, учитываемый при выборе цветового решения изделия.

Установлено, что красные, оранжевые, желтые цвета («теплые тона») действуют на человека возбуждающе: расширяют зрачки, учащают пульс и в конечном итоге вызывают общее утомление. Наоборот, синие, голубые, зеленые цвета («холодные тона») успокаивают и уменьшают зрительную утомляемость.

Один и тот же предмет, будучи окрашен в светлый цвет, зрительно выглядит более легким, а окрашенный в темный цвет будет казаться тяжелее.

Такие особенности цвета позволяют художнику-конструктору создавать впечатление легкости и тяжести, холода и тепла, простора и тесноты, выступания и отступания элементов и узлов изделия (рис.13.5).

Рис. 13.5. Психофизиологические особенности цвета широко используются в художественном конструировании для выражения тех или иных свойств изделий, интерьеров.

Окраской изделий надо пользоваться не только для того, чтобы улучшить зрительное восприятие изделий. Цвет необходимо применять и для выявления нужных деталей, элементов или частей изделий и, прежде всего - опасных в отношении травматизма.

Рациональный учет этих факторов позволяет создать определенный цветовой климат, т. е. колористическую (цветовую) гамму, обеспечивающую совокупность цветовых восприятий, влияющих на психофизиологическое состояние человека и его работу. Цветовой климат должен быть различным при длительном (пульты управления, цеха) или кратковременным (проходы, эпизодический контроль) воздействии. В первом случае выбор цветового решения изделия определяется условиями зрительной работы и оказывает в основном физиологическое воздействие. Во втором - цвет способствует ориентации, стимуляции внимания, корректировке внешних воздействий: тепла, холода, шума, инсоляции. Здесь в основном учитывается психологический фактор.

С эстетической точки зрения художник-конструктор должен дать такое композиционное колористическое решение изделия, которое удовлетворяло бы современным эстетическим требованиям.

Цвет является могучим средством воздействия на человека.

К. Маркс в статье «К критике политической экономии» назвал чувство цвета наиболее популярной формой эстетического чувства. Цвет является средством эстетического воздействия, влияя на настроение, поднимая или понижая эмоциональный тонус, вызывая ощущение творческого подъема. Хорошая отделка и приятная окраска изделий повышают настроение рабочего, вызывают у него положительно-эмоциональное отношение к доверенному ему оборудованию.

Цвет промышленного изделия способствует образному выражению сущности изделия, его тектоники, обеспечивает связь с окружающей средой.

В соответствии с особенностями воздействия цвета на человека установлены основные функциональные и декоративные факторы окраски изделий. Важнейшими из них являются соответствие окраски характеру среды потребления или эксплуатации и соблюдение законов цветовых гармоний. Создание рационального цветового климата может быть достигнуто при правильном соблюдении комплекса этих условий.

При цветовом решении формы изделия большое значение имеют такие принципы, как деление на главную и второстепенную части, выделение рабочей зоны, зрительное уравновешивание объемов и т. п.

Выбирая схему окраски для проектируемого изделия, художник-конструктор должен обязательно учитывать функциональные особенности изделий и среды, в которой оно будет работать.

Художник-конструктор должен творчески разработать схему окраски в каждом конкретном случае. Однако могут быть использованы некоторые общие рекомендации.

Крупные изделия с однородными по структуре плоскостями можно членить цветом, если ставится задача зрительно уменьшить объемы.

Подвижные машины (электротранспорт, тельферы и т. п.) и опасные части машин рекомендуется красить в предупреждающие цвета, максимально контрастирующие с окружающей средой. В статичных изделиях можно создать цветом иллюзию тяжести, монументальности, выделить основание, подчеркнуть неподвижность, связь с полом. Динамичность формы изделия можно подчеркнуть ритмичными цветовыми членениями. Правильное использование этих особенностей цветов позволяет скорректировать даже дефекты формы или композиции изделий.

В ЭТИ большое значение имеет использование цвета в качестве кода. В комплектных устройствах, в пультах, в аппаратуре управления для удобства монтажа и ремонта можно использовать различные цвета для указания назначения проводника: окраска шин по системе ЖЗК, черный - земля (корпус) и т. д.

К сожалению, стандарт такого рода до сих пор отсутствует, поэтому цветовые провода используются час-то для отличия их друг от друга, а не для указания их функционального назначения.

При выборе цветового решения ЭС рационально использовать два-три основных цвета, в связи с тем, что технологичность изготовления, монтажа и демонтажа малоцветных изделий выше, нежели многоцветных.

Среди факторов, Влияющих па выбор цветового решения ЭС, важнейшими являются вид работы и ее тяжесть (социально-психологический фактор).

Функциональное назначение изделия, находясь в теснейшей связи с формой его и во многом определяя эту форму, является одним из факторов, влияющих как на цвет изделия, так и на систему его окраски. Одновременно функциональное назначение изделия находится в очень тесной связи и зависимости от факторов среды, местонахождения изделия во время работы, темпера­турных условий, степени запыленности и загазованности воздуха, наличия шума, освещенности и т. д.

Конструкционные и эксплуатационные факторы на­ходятся в прямой зависимости от функции изделия и как бы дополняют условия среды, К ним относятся: габариты изделия, наличие агрессивных веществ, воз­действующих на его поверхность, температура самого изделия во время работы и пр.

Технологические факторы (эмали, отвечающие тре­бованиям данного изделия, конструкционные материа­лы, не требующие специальной отделки, технология на­несения эмалей и т. п.) неизбежно влияют на систему окраски, определяют марки применяемых материалов и в конечном итоге выбор цвета изделия.

Конструкция изделия и технологические факторы влияют на экономику его изготовления. Экономический эффект во многом предопределяет художественно-кон­структорское решение, которое в свою очередь опреде­ляет вид применяемого материала, технологию нанесе­ния окраски и через них влияет как на цвет, так и на систему окраски изделия.

Эти взаимоотношения группы факторов оказывают непосредственное влияние на выбор цвета и выбор системы окраски. Связи внешних условий выражаются в цветовом решении изделия с учетом законов психофи­зиологического восприятия цвета и подчиняются зако­нам композиции.

При рассмотрении всего многообразия и взаимоза­висимости условий и факторов, влияющих на цветовое решение ЭС, можно сделать следующие выводы.

1. Как форма, так и цвет должны четко выделять особенности изделия, непосредственно связанные с про­цессом эксплуатации, облегчить зрительное восприятие изделия и взаимодействия между ним и человеком. В этом основа связи цвета и формы.

2. Цветовое решение изделия – неразрывная часть процесса художественного конструирования, которая подчиняется всем законам этого метода.

3. Создание оптимального цветового решения изде­лия возможно только при глубоком анализе всех факторов процесса производства и эксплуатации с учетом всего их многообразия и взаимозависимости.

Контрольные вопросы.

1. Дайте определение понятию “дизайн”.

2. Какой смысл вкладывается в понятие “инженерная психология”?

3. Что включает в себя технологический фактор в художественном конструировании?

4. Как вы понимаете “композицию”?

5. Какие виды композиции вы знаете?

6. Какие стандарты по дизайну вы знаете?

7. Относится ли дизайн к качеству ЭС?

8. Какие художественные приёмы используются для ликвидации впечатления раздробленности изделия?

9. Каким композиционным средством пользуется дизайнер для выражения социальной и технической значимости части в целом, целого в комплексе, комплекса изделий в окружающей среде?

10. Что дает ритм как средство композиции?

11. Средство композиции нюанс?

12. Какие понятия относятся к макро- и микрогеометрии?

Цвет всегда играл решающую роль в архитектурном убранстве нашего жилища. В нем отражались личность хозяина дома, его вкусы и пристрастия. Один и тот же оттенок каждый видит по-своему, и вывести здесь какие-либо закономерности нельзя.

Каждый цвет имеет три главные характеристики. Первая - оттенок, то есть иными словами его название (синий, зеленый, желтый, или какой-либо еще). Вторая - хроматическая интенсивность. Имеется в виду его насыщенность. Например, яркий красный, если в него добавить черной или белой краски, становится приглушенным, менее интенсивным. И третья характеристика – яркость, говорящая о том, насколько данный оттенок отражает свет, то есть, в какой степени он, темный или светлый. Основные цвета – красный, синий, желтый, а все остальные цвета создаются на основе этих и их смешения. Существуют также светлые оттенки, когда в тот или иной цвет добавляется белый, и темные, когда добавляется черный.

Большинство людей предпочитают в дизайне интерьера квартиры натуральные пастельные тона, но кто-то - тона более яркие насыщенные. В любом случае, цветовое решение интерьера квартиры выбирается заказчиком, а помогут ему в этом профессионалы .

2. Цветовые предпочтения и пристрастия

У каждого из нас есть свои цветовые пристрастия и свое восприятие цвета, не зря говорят, что «на вкус и цвет товарищей нет». Это научно доказанный факт, что цветовое предпочтение и цветовосприятие очень индивидуальны. И то, что одному человеку «режет глаз» - другому приносит удовольствие от созерцания. Большую роль в цветовом предпочтении играет интеллект: чем выше уровень интеллекта, тем более сложные и тонкие оттенки и сочетания цветов нравятся человеку. Примером тому может служить психологически тонкая живопись художника-профессионала и лубочные яркие картинки деревенских мастеров.

3. Дизайн интерьера квартир и гармония цвета

Вопрос о причине различной окраски тел занимал ум человека с древних времен, когда философы и ученые считали, что цвет - есть свойство самого тела. Хотя при этом не могли объяснить изменение этого цвета в зависимости от времени дня или условий освещения. Считалось, что различные цвета получаются как «смесь» света и темноты. Люди наблюдали радугу, игру цветов на гранях алмазов и стеклянных призм, которые привозили как диковину из Китая, но только Ньютон открыл связь между великолепными красками радуги и цветом тел.

Важным открытием, принадлежащим Ньютону, оказалось разделение цветов на простые, которые невозможно разложить на составляющие и сложные, представляющие из себя смесь простых цветов. Самый сложный в этом смысле белый цвет - это своеобразное «сжатие радуги». Все знают, что смешение простых желтого и синего дает сложный зеленый цвет, а синего и красного - фиолетовый. Расположив простые и сложные цвета по порядку, мы получим простейшую модель цветового круга.

Помимо простых и сложных цветов, в оптике существует также очень интересное явление - наличие дополнительных цветов, когда наложением цветных стекол друг на друга, в результате получается серый цвет. Такие цвета, которые как бы «гасят» друг друга, называются дополнительными. Так дополнительным к красному служит голубовато-зеленый тон, к оранжевому - голубой, а к фиолетовому желто-зеленый. На цветовом круге дополнительные цвета располагаются друг против друга.

В природе чистые цвета без примеси довольно редки. Даже в радуге цвета не переходят друг в друга «скачками», и эта «плавность» перехода, то есть постепенное добавление в основной цвет другого цвета, создает тона и оттенки, а вот отсутствие «примесей» характеризует чистоту цвета. Например, желтый стоит рядом с зеленым, но при переходе в него проходит стадии от желто-зеленого до зелено-желтого (или еще говорят «зеленый в желтизну») в зависимости от того, какой цвет преобладает в тоне. Преобладающий цвет в этом случае будет основным, а добавленный в него - оттенком.

Смешение цветов, или лучше сказать добавление одного цвета в другой, как это делают художники, смешивая краски, возможно не только в рядом стоящих в спектре цветах, но и противоположных или далеко отстоящих друг от друга. Так появляется красный с оттенком фиолетового - малиновый цвет.

Добавление в основной цвет серого дает приглушенные тона: серо-синий, серо-зеленый, серо-сиреневый. А вот добавление черного, делает цвета темными.

Примесь белого, как бы ослабляет цвет, а отсутствие белесоватости характеризуется понятием насыщенности цвета. Самые насыщенные цвета имеет бархатная ткань, этому есть объяснение в физике.

Если цвета поставить рядом друг с другом, не смешивая, или пятно одного цвета наложить на другой, получится сочетание разных цветов или тонов. И тут возникают понятия «фона» и «контраста». Фоном является преобладающий по площади цвет, на который накладывается пятно, а вот ощущение цветового пятна на фоне называется контрастом. И чем насыщеннее цвета, тем сильнее контраст.

Сочетание тонов, имеющих разные оттенки, но находящихся в пределах одного цвета называется монохромным. Классический пример монохромного сочетания - черно-белый телевизор, когда по степени разбавленности черного цвета белым, на экране создается видимое изображение.


Конечно, монохромные сочетания цветов в дизайне интерьера квартиры с использованием других цветов смотрятся более интересными и дают своеобразные варианты декорирования. Например, в интерьере спальни преобладает желтый цвет, но используются разные его тона: темно-желтый, желто-коричневый, бледно-желтый, янтарный.

4. Цветовая гамма и дизайн интерьера квартиры

Обновлено: Февраль 8, 2017 автором: Ольга Кондратова

Анна Аминова рассказала The Village, как цвета интерьера квартиры влияют на её обитателей.

Анна Аминова

Руководитель отдела дизайн-студии Romanoff & Wood

Серый цвет

Прекрасный выбор для использования в интерьере, так как подчёркивает другие оттенки и со всем сочетается. Он подойдёт для создания запоминающихся интерьеров. Но выбирая серый цвет в качестве доминирующего, следует помнить, что он ассоциируется с утомлением и грустью и оказывает угнетающее воздействие на человека. Идеально, если этот цвет занимает до 20 % основной гаммы интерьера.

Синий цвет

Не самый востребованный для домашнего интерьера. Он относится к холодной палитре, поэтому его лучше не использовать в северных и малоосвещённых помещениях. Он сочетается с белым, жёлтым, коричневым, красным, серым и зелёным. Синий оказывает успокаивающее воздействие и внушает уверенность, вызывает интерес и грусть. Его стоит применять в домашних кабинетах или в качестве акцента в ванных комнатах и санузлах.

Зелёный цвет

Прекрасно подходит для квартир, потому что вызывает только положительные эмоции. Зелёные тона создают атмосферу полного умиротворения. Сочетать его рекомендуется с синим, коричневым, оранжевым, белым и чёрным. Особое внимание следует уделять сочетанию с красным, который выступает в роли дополнительного оттенка для зелёного и прибавляет выразительности. Интерьеры в зелёных тонах подходят для оформления гостиной и спальни.




Красный цвет

Один из самых эмоциональных и оказывает возбуждающее воздействие на организм. Его сложно применять в интерьере. Перенасыщение красным может привести к раздражению и депрессии. Для нейтрализации его воздействия подойдёт белый. Кроме того, красный можно сочетать с жёлтым и оранжевым, зелёным, коричневым, серым и серо-синим. Если хочется создать тонизирующий интерьер, можно обратиться также к бордовым, винным, терракотовым и коралловым оттенкам. Красный же чаще всего применяется как акцентный цвет в принтах керамической плитки для ванной. В этом случае он должен составлять не более 10 % цветового решения.

Жёлтый цвет

Самый яркий и лёгкий в палитре. Он относится к основным цветам (вместе с красным и синим). Жёлтый прекрасно подходит для оформления интерьера и хорошо комбинируется с белым, чёрным, зелёным, коричневым, красным и серым. Но не стоит им злоупотреблять. Много жёлтого в интерьере сделают его слишком интенсивным и насыщенным. Жёлтый цвет чаще всего ассоциируется с радостью и удивлением. В половине интерьеров он используется в детских комнатах.

Фиолетовый цвет

Сочетается с белым, красным, синим, коричневым и серым. Он очень сложный в использовании, потому что оказывает противоречивое воздействие на психику человека (сказывается сочетание возбуждающего красного и успокаивающего синего, из которых он состоит). Часто фиолетовый ассоциируется с отвращением и стыдом. Наша практика показывает, что 80 % клиентов отказываются от применения фиолетового в дизайне интерьеров.




Коричневый цвет

Как и зелёный, обладает успокаивающим действием. Цвет земли символизирует безопасность и семейный очаг, поэтому идеально подходит для оформления уютного, домашнего интерьера. Чтобы не перегружать пространство, рекомендуется комбинировать его с белым, бежевым, жёлтым, зелёным, голубым и оранжевым. Перенасыщение коричневым может вызвать утомление. Обычно он занимает 40−50 % основного цвета интерьера и используется в текстиле и мебели.

Чёрный цвет

Самый мрачный, но при этом может создавать атмосферу роскоши и строгости. Излишек чёрного раздражает психику, но при правильном подходе чёрный способен создать спокойную и умиротворяющую атмосферу в интерьере, придать ему изысканности. Прекрасно сочетается со всеми цветами, способен акцентировать на них внимание. Его лучше всего использовать в декоре: фоторамки, вазы, светильники, яркие графичные принты в текстиле.

В работе мы используем таблицу, которая позволяет составить эмоциональные профили каждого из восьми цветов Люшера. Некоторые эмоции выражаются либо преимущественно одним цветом, либо однородной цветовой комбинацией. Это относится к «страху» (чёрный), «грусти» (серый, синий, чёрный), «утомлению» (серый, чёрный, коричневый), «радости» (жёлтый, красный).

Таблица эмоциональных профилей цветов


В долгосрочной перспективе цвет влияет на человека сильнее всего. Ни формы, ни дизайн аксессуаров не сказываются на настроении так сильно, как гамма интерьера. Поэтому её стоит продумать до мелочей.

Фотографии: 1 – Оля Эйхенбаум, 2 – Вика Богородская, 3, 4 – Аня Гариенчик, 5, 6 – Дима Цыренщиков