Занятия по теме растения подготовительной группе. Рисование красками «Кливия»

Конспект НОД в подготовительной группе

на тему «Комнатные растения».

Образовательные:

1. Расширять представления детей о комнатных растениях. Учить выделять и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок). Закреплять знания детей о потребности растений в воде, свете, тепле.

Развивающие:

1.Развивать умение находить решение проблемных задач.

2. Расширять словарный запас детей.

Воспитательные:

1. Воспитание доброжелательности, желание оказать помощь другу.

2. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Поощрять желание ухаживать за комнатными растениями.

Материал: комнатные растения, лейка с водой, салфетки для протирания пыли, тазики, клеенки, пульверизаторы.

Ход деятельности.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Отгадав загадку, вы узнаете, куда мы с вами отправимся, и чем будем заниматься.

Воздух очищают,

Создают уют.

На окнах зеленеют

И зимой цветут.

Дети: Комнатные растения

Воспитатель: Ребята, а зачем людям нужны комнатные растения?

Дети: Это украшение помещения, растения создают уют, очищают воздух, положительно влияют на настроение людей.

Воспитатель: Почему они называются комнатными?

Дети: Потому что растут и цветут эти растения в помещении.

Воспитатель: А у вас дома есть комнатные растения? Кто за ними ухаживает? Названия каких комнатных цветов вы знаете?

(Ответы детей)

Воспитатель: У нас в детском саду тоже много комнатных цветов. Есть цветы и в нашей группе. Но, ребята, чтобы комнатные растения приносили нам столько пользы, были красивыми и хорошо цвели, за ними необходимо ухаживать.

Как мы с вами ухаживаем за комнатными растениями? Назовите способы ухода.

Дети: полив, рыхление, опрыскивание, протирание листочков от пыли, мытье, обрыв сухих листьев.

Воспитатель: Сейчас я предлагаю поухаживать за растениями.

Воспитатель: Ребята, что же нам понадобится для работы?

Дети: лейки, пульверизаторы, салфетки, кисточки, тазики, вода для полива.

Воспитатель: За растениями надо ухаживать. Растения дышат всеми органами: листьями, стеблями, корнями. Пыль на листьях мешает растению дышать, поэтому крупные плотные листья очищают от пыли влажной тряпочкой.

Воспитатель : Как надо протирать листочки?

Дети: Салфетку надо держать в правой руке, на левую руку кладут лист растения и осторожно протирают. Потом повернуть лист и протереть снизу.

Воспитатель: Растения с мелкими листьями моют водой. Как надо мыть?

Дети: Горшок с растением ставят в таз. Закрыть землю в горшке клеёнкой, чтобы вода не размывала землю, поливать на растение из лейки.

Воспитатель: Сложнее очищать растения от пыли, листья которых покрыты ворсинками. Ворсинки задерживают на листочках капельки воды. Если на эти капельки попадают лучи солнца, каждая капелька, как увеличительное стекло прожигает на листочках чёрные пятна.

Воспитатель: Как надо мыть листья с ворсинками?

Дети: Пыль на таких листочках надо счищать мелкой щёточкой или кисточкой.

Воспитатель: Земля в горшочках должна быть рыхлой, чтобы хорошо проходила влага и воздух к корням растений. Рыхлят землю деревянными палочками с тупым концом.

Воспитатель: Ребята, как надо рыхлить?

Дети: Рыхлить надо осторожно. Ближе к корню рыхление проводят не глубоко, а то можно повредить корни.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какими яркими стали растения, какими чистыми их листочки. Сейчас мы переходим к поливу и опрыскиванию. Опрыскивание – важная часть ухода за растениями. После опрыскивания растения дольше остаются свежими и зелеными и лучше растут. Для этого нам нужны пульверизаторы. Но, ребята, надо помнить правило – комнатные цветы с ворсистыми листьями (например, фиалку и бегонию) опрыскивать нельзя.

А как узнать, надо поливать растение или нет?

Дети: Можно узнать на ощупь или по цвету земли. Если земля тёмная и влажная на ощупь, поливать не надо. Если земля светлая и сухая надо полить.

Открытое занятие на тему: «Лекарственные растения» в подготовительной группе

Вид занятия: итоговый

Цель : развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения. Познание: развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение, закрепить навык измерения с помощью условной меры; Коммуникация - формировать правильную диалогическую и монологическую формы речи детей; обогащать природоведческий словарный запас; способствовать свободному общению со взрослыми и сверстниками, приучать к самостоятельности суждений, проявлению инициативы с целью получения новых знаний; Здоровье - формировать начальные представления о здоровом образе жизни через знание лекарственных растений своей местности и способов их применения. Музыка (музыкальное сопровождение); Чтение художественной литературы (художественное слово);

Развивающая среда: плакаты «Растения», «Сорные растения» и иллюстрации с изображением деревьев, кустарников и трав, встречающихся на территории нашей Родины; иллюстрации с изображением лекарственных растений нашей местности и редких растений, занесённых в красную книгу, ядовитых растений; гербарий лекарственных трав Сибири; оборудование для исследовательской игры: коробочки с лекарственным сырьём, маркированные соответствующими картинками, ёмкости для воды и смешивания трав, пластиковые мерные ложечки и стаканчики, упаковки с аптечными лекарственными сборами; компьютерная презентация «Первоцветы Сибири»;

Ход занятия. Вместе с детьми проходим в зал (или из приёмной в группу)

Ребята, я предлагаю сейчас отправиться в царство растений.

е ее утешествие будет ь

Закройте, пожалуйста, глаза и на минутку представьте, что вы находитесь в лесу.

Среди множества лесных растений есть немало полезных трав. Послушайте загадки об этих

травах, и попробуйте отгадать их названия.

1. Экологическая игра «Узнай целебную траву»

1. Ах, не трогайте меня,

Обожгу я без огня. (Крапива).

2. Рос шар бел,

дунул ветер –

Шар улетел. (Одуванчик).

3.

(Ромашка)

4. Каждый лист мой любит

Тропки у обочины дорог.

Он однажды людям добрым

Раны вылечить помог. (Подорожник).

Молодцы, ребята, все загадки отгадали правильно.

2. Беседа «Что мы знаем о лекарственных растениях»

И крапиву, и одуванчик, ромашку и подорожник можно объединить в одну группу, какую?

(Это лекарственные растения)

Давайте поговорим о лекарственных растениях.

Для чего они нужны человеку? (Для того чтобы, не болеть или лечиться, если уже заболели)

Как человек стал искать помощи у разных растений? ( Люди заметили, что больные животные находили какую-то траву, съев её, они выздоравливали.)

Пройдите к мольберту и рассмотрите плакат.

Рассматривание плакатов «Сорные растения», «Растения».

Здесь, ребята, изображены сорные травянистые растения. И даже среди них есть лекарственные травы.

Посмотрите на это растение (показ на плакате).

Как оно называется? (Подорожник)

- Почему его так назвали? Где, его можно встретить? (Потому, что растёт подорожник вдоль дорог)

Что ещё вы можете рассказать о подорожнике? Как он выглядит? Почему не боится вытаптывания, от которого, страдают другие растения? (Потому, что листья у него упругие, жесткие с прочными прожилками, а густой пучок корней крепко удерживается в почве)

Ребята, подорожник часто называют зелёным бинтом. Почему? (Потому, что его листья прикладывают к свежим ранам и ссадинам, которые быстро заживляются)

Какое из лекарственных растений на плакате вам знакомо? (Ответы детей - одуванчик)

Расскажите, что знаете об одуванчике. (Растёт на лугах, полях, в огороде. Из его листьев делают салат, …..)

Пройдите к следующему плакату.

О каком растении говорят, что оно жжёт? (Так говорят о крапиве)

Кто покажет нам это растение на плакате? (дети показывают)

Но почему же всё - таки крапива обжигает? Как вы думаете? (ответы детей) правильно, из - за особых волосков, расположенных на листьях и стеблях. Внутри волосков - едкая жидкость, она то и жжёт.

Чем полезна крапива? (Из крапивы готовят щи, она убивает микробов, хорошо останавливает кровь при порезах и ранениях. А ещё, она укрепляет волосы).

А какое ещё лекарственное растение используют для остановки кровотечения и улучшения аппетита? (Это тысячелистник) .

Правильно, тысячелистник. Почему он так называется? (Ответы детей) Каждый лист состоит из множества крохотных листков и у каждого листика – ажурные края.

Есть много трав полезных,

На земле страны родной,

Могут справиться с болезнью

Ромашка, мята, крапива

Подорожник, ландыш, зверобой.

Скажите, а среди кустарников и деревьев, встречаются целебные растения? (Да, встречаются)

Посмотрите внимательно на плакат, назовите, какие вы знаете лекарственные кустарники? (Дети называют - малина, шиповник, смородина, облепиха, брусника, черника, голубика, и т.д.)

Чем они полезны? (Их ягоды богаты витаминами.)

Что готовят из ягод? (Из ягод готовят морсы и напитки, витаминные коктейли)

Назовите деревья, части которых используют в медицине? (берёза, сосна, дуб, липа)

А какие части деревьев используют? (Листья, почки, кору и семена)

Какие снадобья делают из листьев, почек, коры и семян? (Делают отвары, настои)

Ребята, вот, оказывается, сколько, много лекарственных растений произрастает на территории нашей Родины.

А что бы их было ещё больше на земле, давайте попросим, дождик чаще поливать их.

Физкультминутка «Дождик, лей веселей».

Дождик, лей веселей

сверху вниз;

Тёплых капель не жалей

Для лесов, для полей И.П. руки на поясе – выполнять

повороты влево, вправо, разводя

руки в стороны;

И для маленьких детей, присесть и показать руками рост

маленьких детей;

И для мам, и для пап. встать - поднять руки вверх

(2 раза);

Кап – кап – кап! И.П. руки на поясе - имитирующие

движения капель двумя руками

сверху вниз;

Кап – кап – кап!

3. Экскурсия на луг для сбора лекарственных растений.

Дождик закончился, выглянуло солнышко, сейчас мы с вами отправимся на воображаемый луг для того чтобы собрать лекарственные растения. Предлагаю присесть на поляне (ковре), отдохнуть и вспомнить правила их сбора. Необходимо не только назвать правила, но и объяснить, почему нужно делать именно так, а не иначе.

Скажите, когда собирают разные части лекарственных растений – листья и стебли? цветки? корни? (Ответы детей) Правильно, ребята листья и стебли собирают, когда растение цветёт, цветки - в самом начале цветения, плоды и ягоды – когда полностью созреют, корни - осенью.

Дети рассказывают и объясняют -

Правила сбора лекарственных растений:

1. Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений. (Почему?)

Потому, что если попадёт в сбор ядовитая трава, то можно отравиться.
2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса. (Почему?)

Потому, что обсохшие от россы растения, не испортятся во время сушки и хранения. (А что может произойти с мокрыми от россы растениями во время сушки и хранения?) Такие растения не высушатся, а загниют и будут не пригодны для лечения.
3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. (Почему, как вы думаете?)
(Ответы детей). Растения там отравлены ядами из выхлопных труб транспорта.
4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то
выделится сок.

5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце. (Почему?)

Потому, что на солнце они сгорят или пересушатся и полезных веществ в них не останется.

А как мы узнаем, что растения сгорели или пересушились на солнце?

Такие растения изменят свой цвет, они почернеют и раскрошатся.
6. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего. Почему? (Ответы детей). Правильно, что бы сохранить растения для

дальнейшего размножения.

7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу . Почему? (Ответы детей). Да, ребята, они уже находятся на грани исчезновения.

Назовите лекарственные растения нашей местности, которые занесены в Красную книгу (Сон – трава или прострел раскрытый, пион, марьин корень) Правильно, ребята. Посмотрите – это самые известные лекарственные растения нашей местности (показ иллюстраций), а это - растения, занесённые в красную книгу. Здесь показаны ядовитые растения. Надо быть очень осторожными, они могут нанести непоправимый вред.

Дерево, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

на планете мы останемся одни!

Ребята, если растения правильно собраны и высушены, то они выглядят, как растения этого гербария. Показ нескольких образцов гербария.

Скажите, как и где, нужно хранить высушенные лекарственные травы? (Высушенные растения хранят в сухом прохладном месте, упаковывают в бумажные или матерчатые пакетики или подвешивают связанными в небольшие пучки).

И вот уже целебные растения собраны и высушены. А наше путешествие заканчивается в лаборатории.

3. Исследовательская игра « Мы - фармацевты»

Ребята, кого называют фармацевтами? (Ответы детей) Правильно, фармацевты изготавливают лекарства в специальных лабораториях. Например, вот такие сборы лекарственных растений (показ упаковок аптечной травы грудного, витаминного, желудочного и успокоительного сборов). Давайте, и мы с вами побудем настоящими фармацевтами и попробуем приготовить лекарственные смеси из предложенных растений. Одевайте белые халаты, колпачки и проходите на свои рабочие места – вот за этот стол. Дети рассаживаются вокруг большого стола, на котором приготовлено оборудование - посуда для заваривания, прозрачные коробочки с травами, одноразовые пластиковые ложки, мерные стаканчики и т.д.

Это лекарственное сырьё – высушенные и измельчённые травы, сушёные ягоды и плоды. Вы должны будете сами определить по рецептам, какие из них надо смешать, что бы получить желаемый сбор. А это прописи сборов, по которым составляют рецепты. Сейчас я раздам вам рецепты, вы их внимательно изучите, и будете готовить различные сборы: Аня – грудной (от кашля), Соня – витаминный и т.д. Объясняю назначение посуды: в этих стаканах будете смешивать травы; это мерные ложечки и стаканчики – с их помощью, будете отмерять нужное количество сухой травы и воды; воду будете брать - каждый из своей колбы, и наливать в кувшины. Приступайте. Дети смешивают ингредиенты согласно полученным рецептам, отмеряют необходимое количество воды. Теперь, что надо сделать с подготовленными ингредиентами? (Ответы детей) Да, их нужно соединить, то есть влить воду в ёмкости с травой, предварительно воду вскипятить. Плотно закрыть крышками и дать настояться 15 - 20 минут. Затем остудить, процедить и настои готовы.

Но мы сами кипятить воду не будем, а попросим нашу няню отнести приготовленные смеси на кухню поварам, они заварят и принесут уже готовый напиток. А пока напиток запаривается, предлагаю посмотреть небольшой фильм о первоцветах и лекарственных растениях, которые растут в нашей местности.

Просмотр мультимедийной презентации «Первоцветы Сибири» (на компьютере)

Итог занятия : Давайте, теперь рассмотрим и попробуем, что за напиток получился у наших фармацевтов. Дети пьют настой, рассматривают цвет напитка, обсуждают запах и вкус.

Все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее! Давайте скажем нашей природе, большое спасибо! И будьте здоровы!

Программные задачи:

  1. Познакомить детей с комнатными растениями (геранью, бегонией, бальзамином, алоэ, кактусом, папоротником, хлорофитумом, традесканцией, фиалкой.)
  2. Учить детей различать данные растения по внешнему виду.
  3. Совершенствовать навыки ухода за растениями.
  4. Учить детей запоминать, какую пользу приносят растения людям.
  5. Активизировать словарь детей.

Наглядный материал и оборудование:

Комнатные растения, изображения цветов, лейка, тряпочки, кисточка, деревянные палочки для рыхления почвы, таз, вода, клеёнка.

Ход занятия

В зале оформлена выставка комнатных растений. Растения сгруппированы по видам, а также по освещённости: светолюбивые, тенелюбивые.

Звучит музыка. Входят дети осматривают выставку, делятся впечатлениями, задают вопросы. Садятся.

Воспитатель: Дети, мне кажется, что мы оказались в дивном, прекрасном, необычном саду. Здесь очень красиво.

– Почему вы думаете, что здесь так красиво? Что вам нравится?

Слушает ответы детей, помогает им выразить свою мысль.

Воспитатель: Комнатные растения – большие путешественники. Их родина далеко. У некоторых растений родина – это другие страны, далёкие от нас, на других материках за океаном: это Америка, Бразилия, Африка, Китай, остров Ява. В тех краях очень тепло, там нет зимы. Там они растут огромными деревьями свободными в природе: в песках, в лесах. В песках (пустынях) растут огромные кактусы, в лесах цветёт огромное дерево фуксия, огромные папоротники выше роста человека. У нас нет такого тепла, у нас бывает зима, поэтому они у нас растут в цветочных горшках, как комнатные растения.

Воспитатель: Какие вы знаете комнатные растения? Дети называют.

Воспитатель: Дети, послушайте рассказы об этих растениях. Воспитатель рассказывает о комнатных растениях: герани, бегонии, бальзамине, алоэ, кактусе, папоротнике, хлорофитуме, традесканции и фиалке.

Воспитатель. Комнатные растения полезны для человека. Они поглощают углекислый газ, а выделяют кислород. А кислородом дышим мы – люди, дышат животные, среди них есть лекарственные растения, из которых делают лекарство (алоэ, душистая герань и др.) Растения украшают наш дом, радуют нас, успокаивают. Чтобы растения цвели, росли и были красивыми, за ними надо ухаживать.

Воспитатель: Что нужно для роста и развития комнатных растений? Ответ детей: тепло, свет, вода, воздух, хороший уход.

Воспитатель: Правильно дети, растения любят тепло, иначе оно не вырастет и не расцветёт. Растениям нужен воздух, они дышат всеми органами: стеблем, листьями, корнями. Растениям нужен свет. В темноте растение тянется к свету. Ищет свет, без света они бледные, некрасивые никогда не зацветут. Есть растения светолюбивые: лимон, примулы, плющ восковой, пеларгония. Есть светолюбивые, но не выносят прямых солнечных лучей: аспарагус. Вечноцветущая бегония, колеус. У светолюбивых растений светло – зелёные листья. Есть тенелюбивые растения (аспедистра, плющ обыкновенный, хлорофитум.) Любят умеренный свет: алоэ, бегония пятнистая, лотосовидная зефирантес (выскочка), папоротник, традесканция. У темнолюбивых растений тёмно – зелёные листья. Комнатные растения надо поливать, но одинаково все растения поливать нельзя. Чаще поливают те растения, у которых много мелких листьев, реже поливают те растения, у которых листья плотные, кожистые, луковичные летом поливают чаще, зимой реже. Вода через корни поступают к листьям.

Воспитатель: Как узнать, надо поливать растение или нет?

Ребёнок: Можно узнать на ощупь или по цвету земли. Если земля тёмная и влажная на ощупь, поливать не надо. Если земля светлая и сухая надо полить.

Воспитатель: Как правильно поливать?

Ребёнок: Поливать надо с края горшка, чтобы носик лейки лежал на горшочке. Лейку надо держать низко.

Показывает, как надо поливать.

Воспитатель: За растениями надо ухаживать. Растения дышат всеми органами: листьями, стеблями, корнями. Пыль на листьях мешает растению дышать, поэтому крупные плотные листья очищают от пыли влажной тряпочкой.

Воспитатель: Как надо протирать листочки?

Ребёнок: Тряпочку надо держать в правой руке, на левую руку кладут листик растения и осторожно протирают. Потом повернуть лист и протереть снизу.

Показывает, как надо протирать.

Воспитатель: Растения с мелкими листьями моют водой. Как надо мыть?

Ребёнок: Горшок с растением ставят в таз. Закрыть землю в горшке клеёнкой, чтобы вода не размывала землю, поливать на растение из лейки.

(Показ ребёнка, как надо мыть.)

Воспитатель: Сложнее очищать растения от пыли, листья которых покрыты ворсинками. Ворсинки задерживают на листочках капельки воды. Если на эти капельки попадают лучи солнца, каждая капелька, как увеличительное стекло прожигает на листочках чёрные пятна.

Воспитатель: Как надо мыть листья с ворсинками?

Ребёнок: Пыль на таких листочках надо счищать мелкой щёточкой или кисточкой.

Показ ребёнка.

Воспитатель: Земля в горшочках должна быть рыхлой, чтобы хорошо проходила влага и воздух к корням растений. Рыхлят землю деревянными палочками с тупым концом. Рыхление проводят во влажном состоянии, но не сразу после поливки, а то земля будет прилипать. К палочкам.

Как надо рыхлить?

Ребёнок: Рыхлить надо осторожно. Ближе к корню рыхление проводят не глубоко, а то можно повредить корни. Дальше можно рыхлить поглубже.

Показ ребёнка.

Воспитатель: Сегодня вы, дети, убедились в том, что надо для того, чтобы росли и цвели комнатные растения. Кроме природных условий: тепла, света, воды и воздуха, им нужна наша забота и любовь. Растения чувствуют добро, ласку. К доброму человеку растения тянутся, они его не боятся. Цветы замирают, когда к ним подходит бездушный человек, который не любит ухаживать за комнатными растениями. У таких людей растения плохо растут, цветут, часто погибают. Растения любят добрые руки, даже ласковые слова. Растений надо сажать больше и разных. Нам легче будет дышать, будет красиво.

Загадки про растения

  1. У какого растения сок очень горький, но служит лекарством? (алоэ)
  2. У какого растения молодые листья свёрнуты, как улитки? (папоротник)
  3. У какого растения молодые листья свёрнуты в трубочку? (аспедистра)
  4. У какого растения листья пахучие? (душистая герань)
  5. У какого растения вместо листьев колючки? (кактус)

Организация: МБДОУ № 40 детский сад «Золотой ключик»

Населенный пункт: п.Ключи

Цель: обобщить и закрепить знания детей о растительном мире (деревьях, кустарниках, травянистых растениях).

Задачи:

  • Закрепить знания детей о деревьях, кустарниках и травах как представителях земной флоры;
  • Развивать представления о внешних отличиях растений; расширить и уточнить знания о функциях некоторых частей растения (корень, стебель);
  • Развивать умение делить слова на слоги; умение определять местоположение заданного звука; умение составлять схему к слову;
  • Обогащать и активизировать словарь детей
  • Воспитывать бережное отношение к природе и желание помочь растениям, если им требуется помощь.

Методические приемы: показ, беседа, рассматривание, объяснение, вопросы

Оборудование и материалы: картинки с изображением деревьев, кустарников, травянистых растений, стаканчики с подкрашенной водой, полоска марли, тетрадь в клетку, простой карандаш.

Ход занятия.

Воспитатель : Ребята, а вы сказки любите? Я хочу вам сегодня рассказать одну сказку.

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были: акация, роза, сосна, ель, тыква, незабудки, кабачки, яблоня, смородина и сирень. Как звали всех этих жителей мы с вами узнаем, если возьмем первые звуки в словах: роза, акация, сосна, тыква, ель, незабудки, ива, яблоня. Какое слово у нас получилось?

Дети : Растения.

Воспитатель: Жалко, что я не владею волшебством и не могу вас перенести в царство растений, но познакомить с некоторыми этими жителями я вас могу, и вы много нового узнаете. А тот, кто много знает почти уже волшебник.

Итак, мы с вами говорим про царство растений. Как вы думаете жители этого царства- живые?

Дети: да.

Почему вы так решили. Давайте с вами вспомним признаки живого.

Дети: они дышат, растут

Воспитатель: Сказка продолжается. В этом царстве было три государства, а кто в этих государствах жил вы узнаете, выполнив несколько заданий.

Первое задание . Отгадайте загадку: Нога одна, а рук много.

Дети: дерево

Воспитатель: Давайте с вами воспользуемся волшебным алфавитом, и при помощи его выложим название этих жителей. Сколько звуков в слове дерево? Какой первый звук в слове дерево? Что вы видите на этой картинке, какой первый звук, подходит он нам? (Называя изображение на картинке, дети определяют первый звук в слове. Таким образом, дети составляют слово дерево.)

Назовите мне деревья, которые вы знаете. Давайте сейчас с вами поиграем. Я называю вам дерево и если в его названии есть звук [И], то вы должны хлопнуть в ладоши ОСИНА, ДУБ, ИВА, ТОПОЛЬ, РЯБИНА, КЛЕН, ЛИПА, ПИХТА, СОСНА, ЛИСТВЕННИЦА.

Отгадав 2-ю загадку мы с вами узнаем, кто же живет в следующем государстве: Никак не могу понять я,

Похожи кусты как братья

А ягоды у них разные-

Черные белые красные.

Скажите смородина это дерево или кустарник. Какие еще кустарники мы с вами знаем? Ребята, посмотрите внимательно на картинки с деревьями и кустарниками и ответьте мне, чем они похожи и чем отличаются.

Дети: Деревья высокие, а кусты низкие, у дерева один ствол, а у куст. их несколько, но у обоих стволы покрыты корой.

Воспитатель: Сколько слогов в слове кустарник. Назовите мне какой звук стоит на пятом месте, какой это звук. Назовите мне кустарник со звуком С.

А кто же у нас живет в третьем государстве. Посмотрите у меня есть два слова:

ЗАВТРА и ВАТА. Давайте мы их с вами разделим на слоги. Сколько слогов в слове ЗАВТРА. От этого слова мы возьмем второй слог. Сколько слогов в слове ВАТА? От этого слова мы возьмем первый слог. Какое слово у нас с вами получилось?

Сколько слогов в слове ТРАВА. Назовите мне 2-й и 4-й звуки, какие они.

Дети: согласные, звонкие.

Давайте попробуем составить схему к слову трава.Травянистые растения легко узнать: они невысокие, стебель зеленый, мягкий и не покрыт корой, а на зиму они отмирают.

Вот мы и познакомились с жителями царства растений и теперь настало время немножко отдохнуть.

Физминутка.

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле (Потягивания- руки в стороны)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется. (Потягивания- руки вверх)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли. (Наклоны вперед)

Вправо-влево, взад-вперед-

Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, взад-вперед)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина. (Дети садятся за столы)

Вы назвали мне деревья, кусты, цветы они все такие разные. Но все же у них есть что-то общее. Что же это? (корень, листья, цветы, плоды)

Давайте с вами подумаем для чего растениям корень? (показать при помощи схем). Корень удерживает растения, питает их, при помощи корня растения дышат. А в том что растения питаются зачёт корней мы с вами сейчас убедимся на опыте.

Опыт с крашеной водой и марлей (опустить в стакан с подкрашенной водой полоску марли). Что вы заметили? Вода поднимается наверх, и материал окрашивается все выше и выше

А знаете ли вы что нужно растениям, чтобы они росли и не болели?

Дети: свет, тепло, вода, почва, удобрения.

Воспитатель: А что произойдет, если исчезнут растения?

Дети: мы тоже погибнем.

Воспитатель: Какая польза от них, зачем они нам нужны?

Дети: растения выделяют кислород, дают тень в жаркий день, деревья дают древесину и т.д.

Воспитатель: Растения живут вокруг нас и помогают нам жить. Как мы должны с вами к ним относиться?

Дети: беречь, охранять, ухаживать.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сейчас стать экологами. Это человек, который охраняет природу. Мы с вами вырастим цветы (проводится работа в тетради - графический диктант).

Ребята, вы, наверное, обратили внимание, что на доске у меня есть три схемы? Это модели, изображающие дерево, кустарники и травянистые растения. А на столе у меня изображения с этими растениями. Я предлагаю вам взять понравившуюся картинку с растением и прикрепить к той схеме, которая подходит к вашей картинке (воспитатель помогает детям, которые затрудняются в выполнении задания).

Итог занятия: воспитатель хвалит детей, спрашивает, что им понравилось на занятии, что вызывало затруднения.

Список литературы:

  1. Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Подготовительная группа / авт. –сост. Н. В. Лободина.- Волгоград: Учитель, 2011.- 367 с.

Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «В царстве Цветов»

Автор: Некрасова Ирина Вячеславовна, воспитатель МДОУ№98, п.г.т. Октябрьский, Люберецкого района, Московской области.
Дорогие друзья, предлагаю Вашему вниманию конспект НОД по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) и изобразительному творчеству для детей подготовительной группы. НОД направлена на развитие познавательного интереса старших дошкольников, закрепление представлений о цветах, воспитание экологической культуры.
Цель : создание условия для развития и закрепления представлений детей о цветах, особенностях внешнего вида, местах произрастания.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить представление о строении цветка; о размножении цветов; о местах их произрастания; о поведении цветов связанных с переменной погоды.
- развивать познавательный интерес.
- закреплять умение изображать предмет простым карандашом.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
- воспитывать отзывчивость, желание помочь.
Виды деятельности : игровая, двигательная, коммуникативная, изобразительная.
Формы реализации детских видов деятельности: ответы на вопросы, игры с дидактическим материалом, рисование.
Оборудование и средства: конверт; фотография куклы (ее силуэт); кукла; обруч украшенный искусственными цветами; изображение мест произрастания цветов; карточки с цветами; карточки с буквами; иллюстрации натюрмортов с цветами; альбомный лист А4, простой карандаш, печенье.
Методические приёмы : создание игровой ситуации, дидактическая игра, сюрпризный момент.
Предварительная работа: чтение стихов, отгадывание загадок о цветах, беседа о разнообразии цветочного мира, о поведении цветов в природе, об их значении для окружающей среды, рассматривание иллюстраций, уход за комнатными растениями, посадка и выращивание рассады цветов для клумбы на участке, художественное творчество на тему цветы – выполнение цветов для мамы, рисование различных цветов (комнатных, первоцветов, сказочных, садовых)

Ход занятия
Звучит « Вальс цветов» Чайковского П.И. из балета «Щелкунчик».
Воспитатель : Добрый день, дорогие друзья! Рада вас приветствовать не просто в нашей замечательной группе, а предлагаю вам представить себя в великолепном цветочном царстве. Надеюсь, что здесь собрались любители и знатоки природы.
(Стук в дверь, воспитатель выходит и возвращается с конвертом в руках)
Воспитатель : Ребята, как вы думаете, кто к нам приходил?
Ответы детей : Почтальон.
Воспитатель : Правильно, а как вы догадались? Или подглядывали?
Ответы детей : У Вас в руках конверт, а его приносят почтальоны.
Воспитатель : Верно, молодцы. Вам интересно, что находиться в этом конверте?
Ответ детей : Да, очень интересно.
Воспитатель : Давайте посмотрим. (Открывает конверт достает плоское изображение куклы и письмо) Какая красавица!(рассматривает изображение и предлагает рассмотреть детям) Тут письмо, прочитаем?
Дети : Конечно, да. Читайте.
Воспитатель : (прикрепляя изображение куклы на доску) Тогда слушайте.
«Здравствуйте! Я кукла Маша, любимая игрушка девочек! Со мной приключилась беда! Меня заколдовала волшебница из цветочного королевства, превратив меня в плоскую куклу за то, что я рвала и губила растения, которые цвели у меня во дворе. И теперь меня никто не замечает и не хочет со мной играть. Расколдовать меня могут только те, кто много знает о цветах и растениях, бережет и умножает цветущий мир. Прошу вас, помогите мне вернуться к своей маме, я обещаю, что ни когда не буду рвать и губить природу, а наоборот, буду сажать красивые цветы, ухаживать за комнатными растениями!»
- Вот такое письмо… Ну, что, ребята, вы мне скажете? Поможем Машеньке?
Ответы детей : Да, ей надо помочь. …Нет, она же губит все вокруг себя…
Воспитатель : - Согласна, топтать, срывать цветы и другие растения это очень плохо! Но, я думаю, что помочь девочке надо. Посмотрите, видно что Маша уже наказана за свои поступки и поняла, что губить природу вокруг себя нельзя. (заглядывает в конверт достает еще один лист бумаги, показывает его детям и читает)
«Чтобы освободить Наташу необходимо выполнить ряд заданий. И для этого Вам необходимо отправиться в царство Цветов.»
Воспитатель : Ребята, вы готовы спасти Машу и выполнить задания?
Ответы детей : Да, конечно.
Воспитатель : Хорошо, тогда начнем. И нас ждет с вами дорога в царство цветов. Строимся парами, вот смотрите тут цветочные ворота, может быть они помогут нам попасть в это царство. И так вперед!
(Дети проходят парами сквозь обруч большой, опутанный искусственными цветами)
Воспитатель : И так задание первое.
1. Ответьте на вопросы:
- Из каких частей состоит растение?
Ответы детей : Корни, стебель листья, цветок с лепестками и тычинками.
- Какие насекомые опыляют цветы?
Ответы детей: Пчелы, шмели, бабочки, осы, насекомые.
- Как распространяются семена цветов?
Ответы детей : Их переносит ветер.
- Какие цветы в народе называют подснежниками?
Ответы детей : Первоцветы, те цветы, которые появляются одними из первых, как только становиться теплее и начинает таять снег.
-Если цветочек днем закрывает свои лепестки, о чем это нам говорит?
Ответ детей : Что погода портиться и может быть дождь.
Воспитатель : Молодцы. А теперь второе задание. Это игра.
2. Игра «Назови и расположи цветы там, где чаще их можно встретить»
На столе (на ковре) лежат картинки с изображением луга, водоема, сада, в конвертах находятся изображения цветов. Дети встают парами, каждая пара по очереди достает из конверта картинку, один ребенок называет цветок, а второй относит его к той картинке, где его часто можно увидеть. Если все цветы нашли свое место, то задание цветочной волшебницы выполнено.
Воспитатель : И так, молодцы! Вы справились и со вторым заданием. А теперь я прошу вас занять свои места за столами, где нас с вами ждет третье задание.
(Дети садятся за столы)
Воспитатель : На столах у вас конверты. Откройте их и достаньте их содержимое. Там у вас картинка с изображением цветка и буквы. Вам надо найти ту букву, с которой начинается название вашего цветка.
(Предлагается повторить кому-то из детей условие задания)
(Дети выполняют задание, а воспитатель проверяет правильность выполнения.)

Воспитатель : Поздравляю, и тут вы справились с заданием! И так у нас осталось одно задание. И его чтоб выполнить, нужно бы нам немного подзарядиться. Поэтому приглашаю на физминутку.
(Дети встают в круг вокруг воспитателя)
Физминутка:
Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)
На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком.)
Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)
Ох, считать не сосчитать!(Прыжки на месте.)
За день, за два и за месяц… (Шагаем на месте)
Шесть, семь, восемь, девять, десять! (Хлопки в ладоши.)
Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)
Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.) Г. Виеру
Воспитатель : Ну, пчела бы и не смогла сосчитать, а вот вы я думаю справитесь со счетом. И не просто со счетом, а и задачку сможете решить.
Задача : Миша маме подарил букет цветов прекрасных!
Он сам цветочки мастерил, старался он ужасно!
В букете три гвоздики есть, тюльпан и два нарцисса,
И алой розе место в нем там тоже отыскалось.
Воспитатель: Ребята, сколько цветов у Мише в букете?
Ответ детей : 7 цветов.
Воспитатель : Молодцы! А теперь, мои друзья, я приглашаю Вас занять свои места за столом!
(На столах перед ними альбомный лист и простой карандаш)
Воспитатель : Ребята, а как вы думаете, круглый год мы можем наслаждаться цветением прекрасных цветов в лесах, парках и садах?
Ответы детей : Нет. Зимой все растения в природе отдыхают и покрыты снегом. Цветов мы видеть не можем. Только дома, комнатные растения могут цвести зимой.
Воспитатель : Верно, вот поэтому люди с древних времен, стали переносить изображения цветов на предметы находящиеся вокруг них, рисовать картины. А скажите, как будет называться картина, на которой изображен цветок или цветы?
Ответы детей : Натюрморт.
Воспитатель : Вот и последнее задание, которой мы должны выполнить для освобождения Маши. Нам необходимо с вами нарисовать натюрморт, который бы Вы могли назвать «Маки». Но рисовать мы с Вами будем сегодня простым карандашом. Обратите внимание на нашу вазу. В ней стоят потрясающие красные маки. И чтоб вам было легче сориентироваться в своей работе в письме есть пример изображения маков простым карандашом.
(На доску вывешивается изображение маков и ребятам предлагается начать свою работу, добавив в нее свои детали)
Воспитатель : Я смотрю, вы уже закончили свою работу. Вывешивайте их на доску. И так я предлагаю посмотреть на великолепные маки и выбрать для себя лучшую.
(Анализ выполненного задания).
(Пока дети рассматривают, воспитатель незаметно для детей выносит настоящую большую куклу).

Воспитатель : Ребята, посмотрите. Какая стала Маша. Значит, мы смогли снять с нее заклинание!
Маша : Спасибо огромное, друзья! Я вижу, какие вы замечательные, умные, любознательные! И здорово и легко справлялись со всеми заданиями! У меня для Вас в знак благодарности угощение.
(Маша угощает ребят печеньем в форме цветка)
Вот некоторые работы, которые выполнили дети во время занятия.