Какие семена путешествуют по воде и воздуху? Урок природоведения для начальной школы "Распространение семян. Семена путешествуют"

Плоды путешествуют

Вопрос: попробуй объяснить, почему плоды должны путешествовать.

Ответ: если бы плоды не путешествовали, то не было бы расселения растений по Земле. Каждый вид растений рос бы только в одном месте, а это плохо для растений, потому что если в одном месте вдруг исчезли растения одного вида, то больше нигде их не будет. Для природных сообществ это плохо. (пример: если бы пшеница росла только в одной стране и нигде больше, то и хлеба в других странах бы не знали. Картофель в России не был известен до Петра Великого, а когда клубни припутешествовали в Россию, картофель стал самым любимым продуктом питания)

Обсудим!

1. Вопрос: семя – это живое или неживое тело?

Ответ: семя это живое тело, оно дышит, содержит в себе будущее растение.

2.Вопрос: семена растений обычно хранят в пакетиках. Почему семена при этом не прорастают?

Ответ: семена в пакетиках хранят обычно в сухом месте, а для прорастания семян нужна влага.

3. Вопрос: весной в цветущие сады часто выносят ульи с пчелами. Для чего это делают?

Ответ: пчелы с цветов собирают нектар, при этом опыляют цветы, растение получает возможность завязать плоды и образовать смена.

Проверь себя.

1. Вопрос: как происходит опыление у растений?

Ответ: в цветках, кроме нектара, есть пыльца – мельчайшие жёлтые зёрнышки. Когда насекомое садится на цветок, пыльца остаётся на его тельце. Перелетая на другой цветок того же вида растений, насекомое невольно переносит на него и пыльцу – опыляет этот цветок

2. Вопрос: что образуется на месте цветков после опыления?

Ответ: после опыления на месте цветков образуется завязь, из которой потом развивается плод с семенами.

3. Вопрос: как распространяются плоды растений?

Ответ: плоды «путешествуют»:

С помощью ветра (плоды клена, ясеня, одуванчика);

При помощи животных и человека (прикрепляются к шерсти одежде специальными крючками – репейник, череда);

При помощи птиц (птица съевшая плоды, не переваренные семена может оставить вместе с пометом за много километров от того места где съела плод);

Культурные плоды путешествует по воле человека.

4. Вопрос: какие условия нужны для прорастания семян?

Ответ: для прорастания семян нужны: воздух, влага и тепло.

5. Вопрос: как развивается растение из семени?

Ответ: Этапы развития растений: семя - зародыш - проросток с корешком - проросток со стебельком и листочками - взрослое растение с цветками - взрослое растение с плодами и семенами.

Задание для домашней работы:

Задание 3. Приготовь рассказ о том как животные помогают растениям размножаться (опыляют цветки, распространяют плоды).

Животные играют важную роль в распространении пыльцы, спор, семян, плодов растений, влияя при этом на их размножение и расселение. Деятельность животных обычно мотивирована пищевыми потребностями, но использование ими в пищу семян, плодов и пыльцы для растений полезно, так как способствует их распространению.

Во флоре Земли господствующее положение занимают цветковые растения, а цветки большинства видов опыляются животными (чаще насекомыми, реже - птицами и млекопитающими). К цветкам животных привлекает пища, которую они здесь находят (пыльца, нектар), у растений, приспособившихся к опылению животными, яркие лепестки или чашелистики, привлекательный запах, содержится нектар.

На следующем уроке

Вопрос: вспомни, какое значение для животных и человека имеют растения. Какие ты знаешь растения, внесенные в Красную книгу России. Какие растения вашего края нуждаются в охране?

Ответ: растения для животных и человека источник пищи и кислорода, без которых жизнь невозможна.

Растения Красной книги России: подснежник плосколистный, володушка Мартьянова, безвременник веселый, рододендрон Фори, лотос орехоносный, пион горный и др.

Растения Красной книги Челябинской области: астрагал, венерин башмачок, пострел раскрытый

Пион уклоняющийся (лекарственный), фиалка Морица и др.

Многие из нас считают, что растения всю жизнь проводят на одном месте. В какой-то степени это верно. Дерево самостоятельно не может передвигаться. Недаром в народной песне, о несбыточной мечте рябины, поется:

«Но нельзя рябине к дубу перебраться,
Знать ей сиротинке, век одной качаться».

Однако, как бы то ни было, растения могут преодолевать огромные расстояния. Как же путешествуют растения? Это они делают с помощью семян. Чего только не придумала природа, чтобы нежное семечко оказалось как можно дальше от родительского растения. Ведь вблизи него у семян мало шансов выжить. Для этого растения используют силу ветра, воды, различных животных, в том числе млекопитающих, птиц, насекомых и даже человека. Много семян гибнет, однако, те, кому удалось дать начало новой жизни, постепенно завоевывают новые пространства.

Наиболее часто для распространения семян используется сила ветра. Для этого семя должно быть небольшим и иметь нечто похожее на парашют.

К растениям, семена которых распространяются с помощью ветра, относятся тополь, осина, ива. Плод у них коробочка, внутри которой находится огромное количество мелких семян. Вокруг каждого из них имеются пучки волосков. Когда коробочка созревает, она лопается, волоски расправляются и семена вываливаются наружу. Ветер подхватывает их и уносит прочь. Семена могут долго парить в воздухе, далеко улетая от материнского растения. Они очень мелкие и легкие. К примеру, одно семя осины весит всего 0,08 мг; в одном грамме содержится их более 12 тысяч.

В городах осина, тополь часто используются в качестве зеленых насаждений. Они неприхотливы, выдерживают загрязнения воздуха и почвы, быстро растут. Однако, в начале лета, когда созревают семена, эти деревья создают определенные неудобства. Всему виной «тополиный пух». Его бывает настолько много, что создает видимость падающего «снега». Волоски ломаются, крошатся и уже самостоятельно без семени долго находятся в воздухе. Попадая в глаза, носовую полость, легкие они вызывают аллергические реакции организма или воспаление слизистой оболочки. Из-за этого взрослые деревья постоянно подрезают или же высаживают только мужские особи.

Какие же растения мы еще можем вспомнить? Конечно, одуванчик. У него волоски сидят веером на длинной ножке, прикрепленной к семечку. Кто из нас может отказать себе в соблазне сорвать этот «воздушный шарик» и помочь природе в распространении семян?

Здесь уместно вспомнить еще одно растение – осот полевой. Он является злостным сорняком полей и огородов. Его семена тоже распространяются ветром. Стоит оставить поле хоть ненадолго без присмотра, как осот образует сплошные заросли. Это не удивительно, так как только одно растение может дать до 40 тысяч семян. А сколько их продуцируется в засоренном поле? Не счесть.

Почему это происходит? Растения, у которых семена распространяются ветром, продуцируют огромное количество семян. Маленькое семечко содержит небольшое количество питательных веществ. Из-за этого выживает только небольшая их часть. Так что растениям приходится качество компенсировать количеством. Семена, попав в благоприятные условия (к примеру, вспаханное поле), быстро завоевывают пространство. Это чаще всего случается в нарушенных человеком биоценозах, в которых отсутствуют естественные конкуренты пришельцев.

Количество видов растений, семена которых распространяются ветром, огромное. Сюда относятся многие деревья, кустарники, травы, растения леса, открытых пространств, болот, прибрежная растительность. Большинство нам хорошо знакомо. Это перечисленные выше ива, осина, тополь, а также иван-чай, тростник, рогоз, одуванчик, мать и мачеха и многие другие.

У некоторых растений семена для переноса их ветром имеют более сложное приспособление, нежели просто волоски. Семена у них крупные, поэтому одними только волосками здесь не обойдешься.

У одних из них имеется крылышко, у других – два. Так, у березы по бокам семени имеется два небольших крыла, у ясеня, сосны, ели – по одному, но большего размера. Плоды клена срастаются по два и висят на одной цветоножке. За счет этого у них образуется уже двойная крылатка. При падении семена с такими крылатками совершают вращательные движения и достаточно долго находятся в воздухе. За счет этого они разносятся ветром на значительные расстояния от материнского растения. У липы сохраняется в виде паруса большой прицветник. Семена липы опадают только зимой. Своеобразный парус позволяет семенам передвигаться подобно буеру по смерзшему снегу. Ученые находили семена ели, сосны, березы, липы в десятках километрах от родительских растений.

Как уже отмечалось, распространяемые ветром семена должны быть мелкие и легкие, а это, соответственно, сказывается на количестве в них питательных веществ. Из-за этого большая часть семян гибнет, а это растениям невыгодно. Увеличение количества питательных веществ в семени требовало появления дополнительных приспособлений для эффективного их распространения, так как семена, соответственно, становились крупнее.

Для переноса и распространения семян растения стали использовать животных – млекопитающих, птиц, насекомых. Одни из них переносят семена на поверхности тела, другие в кишечнике при потреблении плодов, третьи – при запасании корма. Некоторые семена пристают вместе с грязью к ногам птиц или животных.

Семена некоторых растений имеют специальные крючки, которые позволяют им цепляться за шерсть или перья животных, одежду человека. Таким способом распространяются не только отдельные семена, плоды, но и целые соплодия. Какие мы можем вспомнить растения? Это всем известный лопух, репейник, гравилат, подмаренник, череда, осока, морковь и многие другие. После прогулок на природе каждый из нас имел возможность испытать на себе эти свойства растений. Приходится, чертыхаясь, очищать носки и брюки от этих липучек.

Многие растения образуют небольшие плоды (ягоды) с вкусной мякотью, которые хорошо поедаются птицами. Семена имеют плотную оболочку, которая защищает их от переваривания и позволяет проходить через кишечник неповрежденными. Птицы могут занести семена в те места, где они ранее не встречались и тем самым обогащают видовой состав тех или иных биоценозов. Птицы активно расселяют красную и черную бузину, калину, рябину, терн, смородину, шиповник, крушину, барбарис, бересклет, бруснику, малину, землянику и другие растения с вкусными плодами. Птицы поедают даже ядовитые для человека ягоды – волчье лыко, ландыш, майник двулистный, несъедобные плоды бересклета и жимолости.

Полакомившись сочными ягодами, птицы разлетаются, садятся на деревья передохнуть. После них вместе с пометом остаются семена. Пройдет какое-то время и весной появится поросль ягодников. Однажды на пустынном холме я нашел густую поросль шиповника. Холм был одинокий, а лес, где рос шиповник, был далеко. Несомненно, стайка птиц отдыхала здесь после сытного обеда и оставила семена, да и еще вместе с удобрениями. Прошло несколько лет, и на холме образовались заросли колючего кустарника, плоды которого являются кормом для птиц, а для людей источником витаминов. Как-то, собирая лесные ягоды, мы набрели на поле, усыпанное ароматной земляникой. Когда-то здесь выращивали пшеницу, потом поле забросили, и оно заросло дикими травами, а птицы засеяли его вкусной ягодой. Таких примеров можно привести множество.

Летом плоды зеленые, незаметные среди листвы. В конце лета и осенью плоды становятся ярко-красными, желтыми или оранжевыми. На фоне зеленых листьев они хорошо видны. У некоторых растений к концу лета листья желтеют или краснеют; у них плоды имеют темную окраску (черемуха, черная бузина и др.). Ягоды в большинстве своем поедаются птицами и млекопитающими, которые обладают цветовым зрением и хорошо различают красные и желтые ягоды на зеленом фоне. Это для них растения приготовили такие красивые и вкусные ягоды.

Распространению семян способствуют и те птицы, которые переваривают семена. Однако небольшая часть семян все же проходит через кишечник непереваренными, и впоследствии прорастает. Домашние животные (коровы, лошади, овцы) тоже способствуют распространению семян, в том числе и сорных растений. Пройдя непереваренными через кишечник, семена попадают в навоз, а вместе с ним – на поля.

А кто же распространяет семена растений, у которых образуется крупный плод (например, дикие яблоки, груши)? Их поедают медведи, олени, кабаны, барсуки, зайцы и другие животные. Плоды перевариваются, а семена проходят через кишечник неповрежденными. Ученые находили на месте старых куч медвежьих экскрементов густые всходы черемухи, шиповника, рябины, малины, груши. Таким образом, медведи (и другие крупные животные) бессознательно производят гнездовой посев растений, эффективность которого доказана агрономической наукой.

Для многих семян действие желудочного сока полезно, так как повышает их всхожесть. Некоторые растения настолько привыкли к поеданию их плодов животными и птицами, что без них семена прорастают очень плохо или даже вовсе не прорастают. Так, на Галапагосских островах у многолетнего томата естественным образом прорастает менее 1% семян, а при поедании плодов гигантскими черепахами, прорастало 80% семян.

Еще один пример. В США произрастает можжевельник, из древесины которого когда-то изготавливали карандаши (из-за этого его называют «карандашным» деревом). Промышленность требовала большого количества древесины. Кончилось это тем, что этих деревьев осталось совсем немного; можжевеловым лесам грозило исчезновение. Оказалось, семена непосредственно под материнским деревом не прорастают. Они прорастают только пройдя через кишечник птиц, которые питаются их плодами. Поэтому молодые заросли этих деревьев можно наблюдать вдоль телеграфных проводов или изгородей, на которых отдыхали птицы.

Семена верблюжьей колючки хорошо прорастают пройдя через кишечник животных. Боб переваривается, а сами семена – нет, и выходят наружу непереваренными. Кроме того, жуки-навозники закапывают помет вместе с семенами, в результате чего большинство из них оказываются в отличной грядке.

Как же распространяются крупные семена растений, таких как орешник, дуб, бук, сосна сибирская? У большинства из них семена распространяют млекопитающие и птицы – белки, мыши, бурундуки, сойки, кедровки. Животные собирают семена, делают запасы на зиму. Часть семян они съедают, а часть – забывают. Многие птицы и млекопитающие не могут найти заготовленные ими запасы семян или плодов. Если они находятся в благоприятных условиях, то дают начало развитию новых растений. Кроме того, животные часть запасаемых семян теряют по дороге. Они впоследствии так же могут прорасти и дать начало новым растениям.

Муравьи часто запасают семена, имеющие маслянистые и мучнистые придатки (например, семена фиалок, чистотела, хохлатки, чистяка). Придатки они отгрызают и поедают, а семена бросают. Они впоследствии прорастают. Вдоль муравьиных троп очень часто произрастают растения, семена которых разносят муравьи.

Споры грибов разносятся жуками-мертвоедами и млекопитающими (кабанами, лосями, оленями), которые поедают плодовые тела грибов. Споры, так же как и семена, проходя через кишечник, не перевариваются.

Разные способы распространения семян связаны с местом их произрастания в экосистеме леса и обитания животных. Так, в верхнем ярусе леса преобладают растения, семена которых распространяются ветром, млекопитающими и птицами. В последнем случае крупные плоды и семена переносятся животными при их запасании, а мелкие – поедаются и переносятся непосредственно в кишечнике. В кустарниковых и травянистых ярусах леса много растений, семена которых распространяются через кишечный тракт птиц, а среди травянистых растений леса – муравьями.

Так что, дорогие ребята, растения могут достаточно быстро и эффективно путешествовать, используя для этого все имеющиеся в наличии транспортные средства.

Анатолий Садчиков,
профессор Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова,
вице-президент Московского общества испытателей природы
http://www.moipros.ru
[email protected]

.
.
.

Тема урока: « Солнце, растения и мы с вами. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Опыление. Плоды путешествуют. Как развивается растение из семян».

Цель урока: показать взаимосвязи солнечной энергии, зеленых растений и живых организмов Земли; познакомить с ролью растений в поддержании жизни на Земле. Познакомить учащихся с особенностями распространения плодов и семян в природе; дать представление о размножении и развитии растений из семян. Обобщить знания учащихся об условиях, необходимых для прорастания семян; формировать представления о развитии растений из семени.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

1. Ф р о н т а л ь н ы й о п р о с.

Перечислить группы растений и дать им краткую характеристику.

Привести примеры различных видов растений.

2. Ч т е н и е т е к с т а.

У хвойных растений нет листьев, а есть хвоинки. У сосны или лиственницы они всю зиму зеленые. Ранней весной можно увидеть, как цветут хвойные растения. У сосны и ели созревают плоды – шишки. В них находятся семена.

О т в е т: 4 ошибки. У хвойных есть листья – это хвоинки. У лиственницы листья опадают осенью. Хвойные растения не цветут. У хвойных растений нет плодов.

3. Т е с т «Почвы».

1. Выберите правильное определение почвы:

а) верхний слой земли, где есть песок и глина;

б) верхний плодородный слой земли;

в) верхний слой земли, где есть песок, глина, вода и воздух.

2. Какая главная часть почвы?

а) песок;

б) глина;

в) перегной.

3. Что образуется из перегноя под действием микробов, микроорганизмов?

а) соли;

б) воздух;

в) вода.

4. Что используют растения для питания?

а) перегной;

б) соли;

в) воду.

5. Что образуется из остатков умерших растений и животных под действием микробов?

а) песок;

б) глина;

в) перегной.

II. Сообщение темы и цели урока.

Как слова «солнце», «растение», «человек» распределить на две группы?

Назовите признаки живой природы.

А теперь давайте рассмотрим, как растения дышат и питаются.

III. Объяснение нового материала.

1. Р а с с к а з с э л е м е н т а м и б е с е д ы.

Подумайте: чем «позавтракали» комнатные растения?

Почему растениям необходимо питание?

Каким образом растения получают питание?

Ученые-ботаники всего мира долго пытались определить, какими «продуктами» питаются растения. Их интересовали такие в о п р о с ы:

Посажено одно зерно пшеницы, а созрело несколько десятков. За счет чего произошло увеличение числа зерен?

В почву попало семя березы, вес которого незначительный, а выросло громадное дерево. За счет чего происходит рост растений?

Чтобы ответить на этот вопрос, несколько сотен лет назад голландский ученый Ван Гальмонт в течение 5 лет выращивал ветку ивы в горшочке с почвой, учтя вес ветки и почвы перед опытом. Через 5 лет вес ветки значительно увеличился, в то время как вес почвы уменьшился незначительно. Откуда же в растение поступали те вещества, которые пошли на рост ветки?

Точного ответа на тот вопрос ученый не нашел. Но примерно через 150 лет английский ученый Пристли, используя научные данные Гальмонта, опытным путем доказал, что зеленое растение исправляет «испорченный дыханием и горением воздух». Тогда еще не были известны науке слова «кислород», углекислый газ».

И только в начале XIX века ученые наконец установили, что зеленое растение, помимо воды и минеральных солей, поступающих из почвы, поглощает углекислый газ из воздуха, за счет чего и строит свое тело, растет, дает урожай.

Листья растений – это удивительные «повара», которые из частиц воды и углекислого газа готовят пищу – сахар, крахмал. Но работает такая кухня только на свету.

Когда люди разгадали тайну питания растений, они поняли, что животные и люди не смогли бы жить без растений. Ведь ни одно животное, ни один человек не могут из воды и углекислого газа получить сахар и другие питательные вещества. Животные и человек едят эти растения и таким образом «добывают» для себя необходимые питательные вещества.

Ученые сделали и другое открытие: в зеленой «кухне» вместе с питательными веществами образуется и кислород! Растения всего земного шара выделяют за год примерно 45 млн тонн кислорода! Вот почему надо бережно относиться к растениям.

2. Р а б о т а с у ч е б н и к о м.

1) Р а с с м о т р е т ь с х е м у (с. 77).

Расскажите, что происходит.

2) П р о ч и т а т ь т е к с т (с. 78).

Какой вывод о значении растений вы можете сделать?

3) З а п о л н и т ь с х е м у в рабочей тетради: задание 1 (с. 32).

3. Р а с с к а з у ч и т е л я «Опыление растений».

Существование цветковых растений зависит от насекомых, которые переносят пыльцу с цветка на цветок и обеспечивают образование плодов. Многие растения выработали специальные приспособления для привлечения насекомых. Именно для этого нужны яркие венчики цветков, причем на лепестках может быть узор, не видимый человеческому глазу, но заметный для насекомых. Как правило, линии и пятна на лепестках указывают на источник нектара.

Нектарники в цветках выделяют сладкую жидкость, но расположены они обычно в глубине цветка, так что насекомые, пытающиеся добраться до нектара, неминуемо заденут пыльники и перенесут пыльцу на другой цветок.

Не всем цветковым растениям для опыления и размножения нужны насекомые. Пыльца может переноситься ветром, как это происходит у лещины (показать растения из гербария ).

Ее сережки – едва ли не первые цветы в Европейской части России. Они распускаются, когда на деревьях еще не появились листья и пыльца может беспрепятственно летать по лесу. Хвойные растения тоже опыляются ветром.

В жизни папоротников, хвощей, мхов и водорослей – споровых растений – важную роль в размножении играет вода. У этих растений не бывает цветков, а таинственный цветок папоротника, который расцветает над зарытым кладом, – просто легенда.

4. Б е с е д а «Распространение семян».

После опыления на месте цветка образуется завязь, из которой со временем вырастает плод. Проходит еще время, и внутри плодов созревают семена.

А теперь подумаем: как же распространяются семена? Плоды растений – настоящие путешественники.

Рассмотрите коллекцию семян липы, клена, березы, одуванчика. Как вы думаете: как путешествуют эти плоды?

А теперь посмотрите на плоды репейника, череды. Как они распространяются?

Как вы думаете, для чего плодам необходимо путешествовать?

5. Р а б о т а с у ч е б н и к о м (с. 81–82).

1) Рассмотрите плоды растений на иллюстрации. Подумайте: с чьей помощью они путешествуют?

2) Прочитайте текст. Какое значение для растений имеет такой способ распространения семян?

Р а з г а д а т ь к р о с с в о р д «Части растений».

1. Орган, который образуется из цветка. В нем развиваются семена. (Плод .)

2. Орган растения, который растет вверх. По нему проходят питательные вещества. (Стебель .)

3. Орган, который растет вниз, находится в почве. (Корень .)

4. Части растения, которые растут на побегах. С их помощью растение питается и дышит. (Листья .)

5. Части растения, которые находятся в плодах, ими растение размножается. (Семена .)

6. Орган растения, из которого развиваются плоды. (Цветок .)

Рассмотрите таблицу «Части растений». Покажите на ней все части растений.

Подумайте, можно ли выделить какую-нибудь самую важную часть растения. Почему?

Какая часть растения чаще всего спрятана в другой его части?

Расскажите, что вы знаете о семени.

Рассматривание проросших семян.

З а д а н и я. Разложите проростки в той последовательности, в какой происходит развитие растения.

Сравните проростки между собой.

Можно ли найти у проростков известные нам части растений?

Что появляется первым при прорастании семян? Почему?

Как развивается растение дальше?

Прочитайте текст (с. 82) со второго абзаца.

Правильные ли мы сделали умозаключения?

Семя – это живое или неживое тело? Почему?

Семена обычно хранят в пакетиках. Почему они не прорастают?

Условия прорастания семян.

Б е с е д а. Расскажите, как вы закладывали семена на прорастание.

Какие условия необходимы?

Большая часть растений вырастает из упавших на землю семян. Для прорастания семян нужны тепло, вода, воздух.

Весной почва согретая и теплая, от этого каждое семя набухает и начинает расти. Сначала появляется корень, затем росток. Этот процесс называется проращиванием. Зеленый побег устремляется сквозь почву к свету. Молодые листочки помогают растению вырабатывать свою собственную пищу.

IV. Самостоятельная работа.

1. В ы п о л н и т ь з а д а н и е 4 в рабочей тетради (с. 36).

2. В с т а в и т ь п р о п у щ е н н ы е с л о в а:

Большинство растений размножаются _____ . Плоды с семенами образуются на месте _____ после _____ . Они распространяются с помощью _____ , _____ , _____ . Из семян в благоприятных условиях развиваются _____ .

IV. Итог урока.

Почему растения не могут жить без солнечного света?

Как размножается большая часть растений?

Какой вывод вы можете сделать, исходя из тех знаний, которые вы получили на уроке?

Домашнее задание: прочитать статью (с. 74–80);

Одни семена цепляются за шерсть животных, за одежду людей и таким образом переносятся. Другие семена прилипают к клювам птиц, когда те склёвывают ягоды, - и так разносятся на дальние расстояния.

Часто семена, находящиеся внутри ягод и фруктов, попадают на землю с птичьим помётом.

Есть семена, которые «перелетают» на новые места. Многие из них имеют пушистые отростки, с помощью которых их подхватывает ветер.

Существуют также растения, плоды которых, когда высыхают, лопаются, и семена из них разбрасываются на несколько метров вокруг.


Семена кувшинок путешествуют прямо по воде. Каждое семечко белой кувшинки окружено белой оболочкой, наполненной воздухом. Словно лодочка, плывёт оно по воде.

Некоторые плоды путешествуют по воде. Самые лучшие пловцы - орехи кокосовой пальмы. Плавают они не в реках и озёрах, а в океане. Зародыш в таком орехе окружен тройной защитой. Он покрыт твёрдой скорлупой, а сверху находится переплетение жёстких гибких волокон. Они образуют настоящий «спасательный жилет», который поддерживает орех на плаву.


Колючий шарик репейника состоит из множества крохотных крючков — именно они цепляются за одежду людей или шерсть животных.

Тополиный пух напоминает снег. В центре каждого белого комочка спрятано семя. А у плода берёзы семя окружают два крылышка. Хоть они и невелики по размеру, а порой могут занести семя даже на крышу дома.

Образовательные цели:

  1. Познакомить учащихся с различными способами распространения плодов и семян растений (с помощью ветра; животных; человека).
  2. Раскрыть биологическое значение приспособления растений к распространению семян.

Развивающие цели:

  1. Развивать наблюдательность, познавательный интерес.
  2. Воспитательная цель:
  3. Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.

Оборудование:

  1. Таблицы “Семена растений”, “Опыление растений ”.
  2. Рисунки растений: одуванчик, бешеный огурец, недотрога.
  3. Рисунки животных: белка, сойка, кедровка, коза.
  4. Детская энциклопедия “Я познаю мир. Растения” - по 1 на парту
  5. Образцы плодов и семян - по 1 комплекту на парту.

Ход урока

I. Организационный момент

Прозвенел звонок,
Начинается урок
Все за парты, сядем дружно,
Начинать работу нужно.

II. Актуализация знаний.

1. Сообщение синоптика (работа в дневниках наблюдения)

2. Фронтальная работа:

На прошлом уроке мы узнали, кто участвует в размножений растений

Какую работу они выполняют? (опыляют растения)

На доске таблица “Опыление растений”.

3. Индивидуальные задания:

3-4 ученика работают на индивидуальных карточках.

Используя таблицу, расскажите, как происходит опыление растений.

(2 ученика отвечают домашнее задание устно у доски).

III. Сообщение темы и целей урока.

Достаточно ли работы насекомых для размножения растений?

(Нет. Они только опыляют растение, а семена ещё нужно посадить.)

А кто это делает? (Люди)

Правильно. Люди сеют семена, ухаживают за растениями, получают урожай.

А кто помогает дикорастущим растениям? Это нам и нужно сегодня выяснить.

Прочитайте тему сегодняшнего урока.

Семена путешествуют

Что значит, путешествуют (бывают в других городах, странах, и т.д.)

На чем можно путешествовать? (на поезде, самолёте, теплоходе и т.д.)

А могут ли так же путешествовать семена растений? (Нет)

Какова же будет цель сегодняшнего урока?

Дети называют цели, учитель корректирует:

  1. Как путешествуют семена?
  2. Кто им помогает путешествовать?
  3. Какое значение имеют эти путешествия для природы?

IV. Открытие нового знания и первичное закрепление.

У многих семей есть садово-огородные участки, на которых они

выращивают культурные растения. У меня тоже есть. И вот как-то летом среди молодых всходов редиса и салата я обнаружила на своих грядках лужайки из желтых шариков одуванчика.

Откуда взялись одуванчики в саду, ведь я их не сеяла? Выслушиваются мнения детей.

Эти семена-ПУТЕШЕСТВЕННИКИ . Специально их никто не сеет. Все мы любим дуть на белые шапочки одуванчика и радуемся, когда легкие парашютики летят и опускаются на землю.

- ПАРАШЮТИК (или зонтик)- это плод одуванчика. Так дикорастущие растения приспособились к расселению с помощью ветра . Даже при слабом ветре перелетают они на большие расстояния, потому что легкие.

Так как же переселились одуванчики на мой участок? (Путешествуют с помощью ветра)

Не только одуванчик расселяется с помощью ветра. На доске плакат “Семена летучие”.

Практическая работа

На партах наборы семян растений (клена, березы, сосны и др.).

Рассмотрите семена растений. Есть ли у них парашютики? Как же они расселяются?

У клена плоские крылышки, чтобы подольше кружиться, удержаться в воздухе и долететь до земли.

Плоды астры, пушицы, тополя имеют хохолки из мелких волосков. Семена березы едва видны простым глазом. Мелкие плоды послушны ветру.

ВЫВОД: Ветер помогает путешествовать и расселяться семенам с легкими, плоскими и мелкими семенами. Чем легче семена, тем дальше их уносит ветер от родительского дерева.

Физкультминутка.

У - Представим, что мы легкие семена.

Сдунул ветер нас с цветка (дуют)
И поднял под облака (встают на носочки)
Мы летим, летим, летим,
Приземлиться не хотим (кружатся)
Вертолетики у клена
Ветерок с собой зовет (манят за собой)
Мы расправим руки-крылья (руки в стороны)
И отправимся в полет,
Как настоящий вертолет (изображают вертолет)
Парашютик белый-белый
Тоже с ветром полетел бы
Только ветер стал стихать
Всех на землю опускать (медленно приседают)
Мы на место сядем тоже
И занятие продолжим (садятся на место)

Посмотрим на плоды дуба, возьмите желудь в руки. Что можно сказать?

(Тяжелые. Нет крылышек)

Как же путешествуют тяжелые семена? Кто им помогает?

Ответ на этот вопрос вы найдете в книге “Я познаю мир. Растения”

(стр. 42, 2 абзац)

Дети читают. Делают выводы:

Семенам помогают животные (звери, птицы)

Заранее подготовленные ребята рассказывают о животных:

1. Животные очень важны для распространения семян, поскольку они могут переносить даже сравнительно тяжелые семена и плоды на большие расстояния, делая себе запасы. Расселение сосны кедровой зависит от сбора семян кедра кедровками, а в расселении европейских дубов участвуют грачи, дятлы, белки, но прежде всего-сойки.

За 30 дней 60 соек унесли примерно 300000 желудей, значит одна примерно 5000 желудей. Даже если часть их прорастет - это будет хороший вклад в расселение растений.

Муравьи, грызуны растаскивают семена и плоды, создавая себе запасы. Но часто о них забывают, часть семян теряется в пути.

2. Травоядные животные (коровы, овцы, козы, олени и др.) поедают с кормами огромное количество семян. А поскольку многие дикие животные очень подвижны, перемещаются по большой территории, они разносят семена на значительные расстояния. Плоды и семена неприятны для людей, а то и вовсе ядовиты, очень привлекательны для птиц. Вместе с птичьим пометом такие семена оказываются на далеком расстоянии от места своего созревания. Многие виды растений распространяются только птицами (омела, бересклет, бузина, можжевельник, рябина и др.)

3. Лучше всего распространяются семена и плоды, которые прикрепляются к животным: семенам не грозит разрушение при разжевывании и переваривании. У таких растений плоды и семена имеют специальные приспособления для прикрепления: клейкие железистые волоски, клейкая слизь, крючки, шипы, колючки.

4. Рассмотрим как это им удается.

На доске.

Кто еще кроме животных может перенести семена? (Человек)

В ходе беседы составляется схема

В природе существуют растения- артиллеристы (бешеный огурец, недотрога, анюткины глазки, душистый горошек и т. д.)

Послушаем рассказ об этих интересных растениях. (Выступление ученика)

Создавая новый вид растения, природа в первую очередь заботится о расселении его потомков. Как вы думаете, почему так необходимо расселение растений?

Работа с учебником.

Ответы детей:

Семена имеют больше шансов прорасти и дать побеги, если им не приходится соперничать за место, воду и пищу. Потому они совершают далекие путешествия при помощи ветра, животных и человека.

V. Закрепление:

Мы сегодня узнали, как путешествуют семена растений. А сейчас попробуйте ответить на вопрос: какие осенние изменения в природе способствуют расселению семян и плодов растений?

Ответы детей:

Усиление ветра

Заготовка животными запасов

Увеличение к зиме шерстяного покрова у животных

Появление грибников и ягодников

Ученики повторяют таким образом способы расселения семян с помощью ветра, животных и человека.

Разгадывание кроссворда:

  1. Был цветочек золотой,
    За неделю стал седой.
    А денечка через два
    Облысела голова. (Одуванчик)
  2. Ее семена с мелкими, цепкими крючками прикрепляются к одежде человека и шкуре животных. (Череда)
  3. Он помогает путешествовать семенам-летучкам. (Ветер)
  4. Они помогают расселяться тяжелым плодам, семенам без крылышек. (Животные)
  5. Как называются семена одуванчика? (Парашютик)
  6. Растение-артиллерист (Недотрога)
  7. Плод этого растения – крылатка. (Клен)

Итог урока (рефлексия)

Что мы сегодня с вами делали на уроке? (изучали распространение плодов и семян растений)

Зачем мы это делали? (чтобы расширить кругозор, знать как размножаются растения)

Как мы это делали? (Слушали рассказ учителя, сообщения ребят, находили информацию в учебнике и дополнительной литературе, проводили практическую работу с плодами и семенами растений)

Что же у нас получилось? (мы знаем, как растения приспособились к расселению, кто им в этом помогает, какое значение это расселение имеет для природы)

Литература:

  1. Я познаю мир. Растения. “Издательство АСТ”. 1998 г.
  2. Атлас-определитель “От земли до неба”.
  3. Что есть что. Растения. Издательство “Слово”. 1994 г.
  4. Растительный мир Земли. Под ред. Ф. Фукарек. Издательство “Москва Мир”. 1982 г.