Ольга Сильвестрова
Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие в дивный мир лекарственных растений»
Конспект занятия в подготовительной группе
«Путешествие в дивный мир лекарственных растений »
Программное содержание :
Обобщить знания детей о лекарственных растениях .
Учить различать их по внешнему виду, форме листа и цветка
Воспитывать в детях любовь к природе, развивать познавательный интерес
Развивающая среда :
Картинки с растениями (мать-и-мачеха, одуванчик, подорожник,мята, ромашка, крапива)
Ход занятия.
Воспитатель :
Ребята, посмотрите, сколько гостей сегодня. Давайте поздороваемся.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро»
Доброе утро солнцу и птицам
Доброе утро улыбчивым лицам.
Воспитатель :
А сейчас улыбнитесь друг другу и подарите свои улыбки гостям.
Воспитатель : Ребята я не вижу Максима, где он?
Дети : Он простудился и кашляет.
Воспитатель : Очень жаль, а как же нам уберечься и защититься от болезней?
Дети : Мы едим лук, чеснок, проветриваем группу , ходим гулять, едим витамины, пьем чай из лекарственных трав .
Воспитатель :
Есть много разных травок
у тропинок, у канавок
и красивых, и пушистых
разноцветных и душистых!
Воспитатель : Я предлагаю вам отправиться в царство растений .
Лес как сказочное царство
там кругом растут лекарства
в каждой травке, в каждой ветке
и микстура, и таблетки
ну а чем и как лечить
я смогу вас научить.
Воспитатель : Давайте больше узнаем о лекарственных растениях . Как вы думаете, почему они называются лекарственными ? (их используют для лечения заболеваний) .
Издавна люди замечали, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений .
Послушайте загадку :
Растет зеленою стеной ,
Ее обходят стороной,
Колючая и злая дива.
А как зовут траву? (Крапива)
Правильно, ребята. Это сорняк. Он растет у заборов домов , по обочине дорог. Стебель и листья покрыты жгучими волосиками. Чуть дотронешься до них - они обламываются и ранят кожу. Появляются волдыри, которые чешутся. Листья крапивы богаты витаминами, поэтому весной, пока нет свежих овощей, листья крапивы собирают и готовят их них зеленые щи. В медицине листья крапивы используют как кровоостанавливающее средство.
Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит? (Подорожник)
Правильно! А почему он так называется? Он растет около дороги , он есть у нас на участке. У него крупные, блестящие листья. Они прижаты к земле. Сколько ни ходи по ним ногами, их не прижмешь и не притопчешь, потому что лист у подорожника крупный. Это растение – доктор . Если его листок приложить к ранке, то он остановит кровь, убьет микробы и ранка быстро заживет.
А теперь я предлагаю провести физминутку.
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле ! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)
Стоят в поле сестрички -
желтый глазок, белые реснички.
(Ромашки)
Как вы догадались? Растет ромашка на лесных опушках, полянках, в лунах и на полях. Ее употребляют внутрь как противовоспалительное и успокаивающее средство. При ангине ее настоем полощут горло. При нарывах лечат раны, промывают глаза. Чай из ромашки помогает при болезнях желудка.
В жвачке, в пасте и в конфетах
Вы найдёте травку эту.
Холодит приятно рот,
Запах чаю придаёт.
(мята)
Растет мята на лугах . Из ее листьев готовят витаминный чай, а также отвары и настойки. Они укрепляют здоровье, повышают сопротивляемость болезням. Повышают аппетит. Оказывают болеутоляющее и успокаивающее действие. Маслом мяты лечат насморк, а при ангине с ним делают ингаляции. Бывает мятная зубная паста, она укрепляет зубы и освежает дыхание.
Вот послушайте рассказ :
Пошел как-то селянин свою пасеку проведать и вернулся домой хмурый, как туча.
– Что случилось? – перепугалась жена.
– Беда с нашей пасекой. Не то что меду, пчел почти не осталось. Напал на них клещ злющий, от которого спасения нет.
Опечалились селянин с женой – без денег, которые за мед выручали остались. Пошел селянин на базар, чтоб на последние деньги детям хлеба купить. Шел он, вдруг запнулся и выронил свою последнюю монету. Прикатилась эта монета прямо к старику, что торговал связанной в пучки какой-то пахучей травой. Поднял дедок монету селянина и говорит :
Хочешь, отдам тебе за твою монету пучок мяты? Есть в этом растении чудесное вещество – ментол. Мята и простуду прогонит, и колики в животе уберет, и сердце успокоит. – Я б хотел моим деткам не травы. А булок сдобных с базара принести, та нет у меня денег на них. Давай свою траву, может от нее хоть на сердце легче станет, – сказал селянин и взял пучок мяты.
– Залей дома мяту кипятком и пей вместо чая, – посоветовал дедок на прощанье.
Селянин так и сделал. Сели они всей семьей пить ароматный чай из мяты и видят, что над чашками пчелки вьются. Подлетела одна пчелка прямо к уху селянина и прожужжала :
– Для нас мята – спасение. От ее запаха клещи вредные замертво падают.
Обрадовался селянин и положил в каждый улей тряпочку, смоченную в мятном настое. Вскоре в ульях не одного клеща не осталось. Пчелы выздоровели и меду наносили.
Селянин за мед деньги выручал и больше беды не знал.
Ребята, а где же нам приобрести эти чудесные травы? Правильно. Их можно собрать или купить в аптеке. Необходимо знать, что лекарственные растения могут заготавливать и делать из них лекарства только взрослые . Для того чтобы получить от растений больше пользы нужно соблюдать определенные правила, какие?
1. Хорошо знать лекарственные растение и отличать их от ядовитых.
2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.
3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги.
4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.
5. Сушить растения нужно в тени , а не на солнце.
6. Нельзя при сборе топтать соседние растения и рвать их с корнем .
Воспитатель : Давайте встанем и поиграем в игру «Я мяч бросаю, а ты лови и правильно говори!» Дети стоят по кругу, в центре – воспитатель. Воспитатель бросает мяч и задаёт вопросы детям.
Воспитатель : Что такое лекарственное растение ?
Дети : Растения , которые лечат разные болезни.
Воспитатель : Для чего используют лекарственные растения ?
Дети : Для лечения разных болезней, для купания, для приготовления кремов, шампуней, зубных паст.
Воспитатель : В какую погоду собирают лекарственные растения ?
Дети : В сухую, солнечную погоду.
Воспитатель : Почему подорожник так назвали?
Дети : Потому что он растет вдоль дорог .
Воспитатель : Можно ли собирать лекарственные растения вблизи дорог , около домов? Почему?
Дети : Нельзя, потому что у дорог и около домов грязно, пыльно.
Воспитатель : Где можно собирать лекарственные растения ?
Дети : Можно собирать в лесу, у рек, в огороде на грядках.
Воспитатель : Почему растение мать – и – мачеха так назвали?
Дети : Потому что листочек с одной стороны гладкий, холодный, как мачеха, а с другой - мягкий, теплый, как мать.
Воспитатель : Что делают из лекарственных трав ?
Дети : Из них делают отвары, настои, капли, добавляют в крем, шампуни, мыло.
Воспитатель : итак подведем итог :
О чем мы с вами сегодня говорили?
Чай, с какими лекарственными растениями вы пьете дома всей семьей? А я хочу угостить вас настоем шиповника. Он богат витамином С, укрепляет иммунитет, борется со всеми болезнями. Угощаю и желаю всем крепкого здоровья! И чтобы гости не скучали, угостим мы их чаем!
Конспект по художественному творчеству (аппликация) группа №6
Дата проведения занятия: 06.02.2017г
Воспитатель: Джумалиева Ю.В.
Тема: «Лекарственные растения»
Тип занятия: закрепление материала
Цель: закрепить представление детей о лекарственных растениях.
Образовательные:
1.Расширять знания детей о лекарственных растениях
2. Учить детей различать данные растения по внешнему виду
3.Продолжать учить работать с трафаретом.
4. Закреплять умение работать с ножницами.
Развивающие:
5.Развивать связную речь, память, наблюдательность, мышление.
6. Развивать творческое воображение.
Воспитательные:
7. Воспитывать бережное отношение к растениям, окружающей среде.
8. Воспитывать бережное, заботливое отношение к своему здоровью.
Оборудование: иллюстрации лекарственных растений, клей, ножницы, клеёнка, фломастер зелёного цвета, простой карандаш, трафарет лепестка, бумага светло зелёного, белого и желтого цветов, сборы лекарственных растений (мята, душица, листья смородины, чабрец и т.д.), бокалы.
Предварительная работа: беседы о пользе лекарственных растений, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций.
Ход занятия:
Этап занятия | Деятельность педагога | Деятельность детей | Методическое обоснование |
Организа-ционный момент | Сегодня к нам пожаловали гости, педагоги детского сада. | Приветствуют гостей | |
Актуализация опорных знаний | Как вы уже догадались, мы поговорим о здоровье, как его сохранить, ну а если заболели, то, как без таблеток недуг излечить. Как вы оцениваете поступок Красной Шапочки? Какая самая главная польза от всех растений? Правильно, самая главная польза от растений – кислород, который они выделяют, и которым мы дышим. Без растений не могли бы существовать ни рыбы, ни птицы, ни насекомые, ни мы с вами. Что относится к растениям? Растений на Земле много, среди них есть лекарственные растения. А вот сейчас я хочу проверить, как вы знаете лекарственные растения. Для этого предлагаю вам отгадать кроссворд о лекарственных растениях. | Надо бережно относиться к природе. Вырабатывают кислород Деревья, кустарники, цветы, травы, ягоды. Их используют для лечения различных заболеваний. | |
Физминутка | Физкультминутка «Аленький цветочек» Есть на свете цветок алый-алый, Может там за седьмым перевалом | Дети выполняют движения под аудиозапись. Наклоны головы вправо – влево, наклоны вперёд, круговые движения головой. Круговые движения плеч. Наклоны туловища вправо – влево. Приседания, ходьба на месте. | |
Повторение ранее изученного материала | Дидактическая игра «Четвертый лишний» Почему выбрали именно его? На что похожи листья ромашки аптечной? Вырос высокий цветок на поляне, Утром весенним раскрыл лепестки. Всем лепесткам красоту и питанье Дружно дают под землей корешки. | Он лекарственный На капельки. Желтое сердечко. Белые лепестки. Запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить Развести пальцы рук. Ритмично двигать пальцами вместе -врозь. Ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести. | |
Проведение самостоятельной работы детей | Вспомним правила работы с ножницами. С помощью шаблона, нарисуем лепестки ромашки. | 1. Ножницы должны быть всегда закрыты и лежать подальше от края стола. Выполняют работу пошагово. | |
Итог занятия (рефлексия) | О чем сегодня мы с вами говорили? Какая польза от растений? Какая польза от лекарственных? Какая польза от ромашки? Где еще используется ромашка? Чай, с какими лекарственными растениями вы пьете дома всей семьей и для чего? Столик, столик отзовись, Приглашаем всех, отведать ароматный чай из: мяты, мелиссы, листьев смородины. | О лекарственных растениях. Растения вырабатывают кислород. Их используют для лечения различных заболеваний и для профилактики. Её используют для полоскания рта, снимает боль и придает силы. В кремах, шампунях. Дети рассказывают с какими травами они любят пить чай. |
Открытое занятие на тему: «Лекарственные растения» в подготовительной группе
Вид занятия: итоговый
Цель : развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения. Познание: развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение, закрепить навык измерения с помощью условной меры; Коммуникация - формировать правильную диалогическую и монологическую формы речи детей; обогащать природоведческий словарный запас; способствовать свободному общению со взрослыми и сверстниками, приучать к самостоятельности суждений, проявлению инициативы с целью получения новых знаний; Здоровье - формировать начальные представления о здоровом образе жизни через знание лекарственных растений своей местности и способов их применения. Музыка (музыкальное сопровождение); Чтение художественной литературы (художественное слово);
Развивающая среда: плакаты «Растения», «Сорные растения» и иллюстрации с изображением деревьев, кустарников и трав, встречающихся на территории нашей Родины; иллюстрации с изображением лекарственных растений нашей местности и редких растений, занесённых в красную книгу, ядовитых растений; гербарий лекарственных трав Сибири; оборудование для исследовательской игры: коробочки с лекарственным сырьём, маркированные соответствующими картинками, ёмкости для воды и смешивания трав, пластиковые мерные ложечки и стаканчики, упаковки с аптечными лекарственными сборами; компьютерная презентация «Первоцветы Сибири»;
Ход занятия. Вместе с детьми проходим в зал (или из приёмной в группу)
Ребята, я предлагаю сейчас отправиться в царство растений.
е ее утешествие будет ь
Закройте, пожалуйста, глаза и на минутку представьте, что вы находитесь в лесу.
Среди множества лесных растений есть немало полезных трав. Послушайте загадки об этих
травах, и попробуйте отгадать их названия.
1. Экологическая игра «Узнай целебную траву»
1. Ах, не трогайте меня,
Обожгу я без огня. (Крапива).
2. Рос шар бел,
дунул ветер –
Шар улетел. (Одуванчик).
3.
(Ромашка)
4. Каждый лист мой любит
Тропки у обочины дорог.
Он однажды людям добрым
Раны вылечить помог. (Подорожник).
Молодцы, ребята, все загадки отгадали правильно.
2. Беседа «Что мы знаем о лекарственных растениях»
И крапиву, и одуванчик, ромашку и подорожник можно объединить в одну группу, какую?
(Это лекарственные растения)
Давайте поговорим о лекарственных растениях.
Для чего они нужны человеку? (Для того чтобы, не болеть или лечиться, если уже заболели)
Как человек стал искать помощи у разных растений? ( Люди заметили, что больные животные находили какую-то траву, съев её, они выздоравливали.)
Пройдите к мольберту и рассмотрите плакат.
Рассматривание плакатов «Сорные растения», «Растения».
Здесь, ребята, изображены сорные травянистые растения. И даже среди них есть лекарственные травы.
Посмотрите на это растение (показ на плакате).
Как оно называется? (Подорожник)
- Почему его так назвали? Где, его можно встретить? (Потому, что растёт подорожник вдоль дорог)
Что ещё вы можете рассказать о подорожнике? Как он выглядит? Почему не боится вытаптывания, от которого, страдают другие растения? (Потому, что листья у него упругие, жесткие с прочными прожилками, а густой пучок корней крепко удерживается в почве)
Ребята, подорожник часто называют зелёным бинтом. Почему? (Потому, что его листья прикладывают к свежим ранам и ссадинам, которые быстро заживляются)
Какое из лекарственных растений на плакате вам знакомо? (Ответы детей - одуванчик)
Расскажите, что знаете об одуванчике. (Растёт на лугах, полях, в огороде. Из его листьев делают салат, …..)
Пройдите к следующему плакату.
О каком растении говорят, что оно жжёт? (Так говорят о крапиве)
Кто покажет нам это растение на плакате? (дети показывают)
Но почему же всё - таки крапива обжигает? Как вы думаете? (ответы детей) правильно, из - за особых волосков, расположенных на листьях и стеблях. Внутри волосков - едкая жидкость, она то и жжёт.
Чем полезна крапива? (Из крапивы готовят щи, она убивает микробов, хорошо останавливает кровь при порезах и ранениях. А ещё, она укрепляет волосы).
А какое ещё лекарственное растение используют для остановки кровотечения и улучшения аппетита? (Это тысячелистник) .
Правильно, тысячелистник. Почему он так называется? (Ответы детей) Каждый лист состоит из множества крохотных листков и у каждого листика – ажурные края.
Есть много трав полезных,
На земле страны родной,
Могут справиться с болезнью
Ромашка, мята, крапива
Подорожник, ландыш, зверобой.
Скажите, а среди кустарников и деревьев, встречаются целебные растения? (Да, встречаются)
Посмотрите внимательно на плакат, назовите, какие вы знаете лекарственные кустарники? (Дети называют - малина, шиповник, смородина, облепиха, брусника, черника, голубика, и т.д.)
Чем они полезны? (Их ягоды богаты витаминами.)
Что готовят из ягод? (Из ягод готовят морсы и напитки, витаминные коктейли)
Назовите деревья, части которых используют в медицине? (берёза, сосна, дуб, липа)
А какие части деревьев используют? (Листья, почки, кору и семена)
Какие снадобья делают из листьев, почек, коры и семян? (Делают отвары, настои)
Ребята, вот, оказывается, сколько, много лекарственных растений произрастает на территории нашей Родины.
А что бы их было ещё больше на земле, давайте попросим, дождик чаще поливать их.
Физкультминутка «Дождик, лей веселей».
Дождик, лей веселей
сверху вниз;
Тёплых капель не жалей
Для лесов, для полей И.П. руки на поясе – выполнять
повороты влево, вправо, разводя
руки в стороны;
И для маленьких детей, присесть и показать руками рост
маленьких детей;
И для мам, и для пап. встать - поднять руки вверх
(2 раза);
Кап – кап – кап! И.П. руки на поясе - имитирующие
движения капель двумя руками
сверху вниз;
Кап – кап – кап!
3. Экскурсия на луг для сбора лекарственных растений.
Дождик закончился, выглянуло солнышко, сейчас мы с вами отправимся на воображаемый луг для того чтобы собрать лекарственные растения. Предлагаю присесть на поляне (ковре), отдохнуть и вспомнить правила их сбора. Необходимо не только назвать правила, но и объяснить, почему нужно делать именно так, а не иначе.
Скажите, когда собирают разные части лекарственных растений – листья и стебли? цветки? корни? (Ответы детей) Правильно, ребята листья и стебли собирают, когда растение цветёт, цветки - в самом начале цветения, плоды и ягоды – когда полностью созреют, корни - осенью.
Дети рассказывают и объясняют -
Правила сбора лекарственных растений:
1. Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений. (Почему?)
Потому, что если попадёт в сбор ядовитая трава, то можно отравиться.
2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса. (Почему?)
Потому, что обсохшие от россы растения, не испортятся во время сушки и хранения.
(А что может произойти с мокрыми от россы растениями во время сушки и хранения?) Такие растения не высушатся, а загниют и будут не пригодны для лечения.
3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги.
(Почему, как вы думаете?)
(Ответы детей).
Растения там отравлены ядами из выхлопных труб транспорта.
4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то
выделится сок.
5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце. (Почему?)
Потому, что на солнце они сгорят или пересушатся и полезных веществ в них не останется.
А как мы узнаем, что растения сгорели или пересушились на солнце?
Такие растения изменят свой цвет, они почернеют и раскрошатся.
6. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего.
Почему? (Ответы детей).
Правильно, что бы сохранить растения для
дальнейшего размножения.
7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу . Почему? (Ответы детей). Да, ребята, они уже находятся на грани исчезновения.
Назовите лекарственные растения нашей местности, которые занесены в Красную книгу (Сон – трава или прострел раскрытый, пион, марьин корень) Правильно, ребята. Посмотрите – это самые известные лекарственные растения нашей местности (показ иллюстраций), а это - растения, занесённые в красную книгу. Здесь показаны ядовитые растения. Надо быть очень осторожными, они могут нанести непоправимый вред.
Дерево, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
на планете мы останемся одни!
Ребята, если растения правильно собраны и высушены, то они выглядят, как растения этого гербария. Показ нескольких образцов гербария.
Скажите, как и где, нужно хранить высушенные лекарственные травы? (Высушенные растения хранят в сухом прохладном месте, упаковывают в бумажные или матерчатые пакетики или подвешивают связанными в небольшие пучки).
И вот уже целебные растения собраны и высушены. А наше путешествие заканчивается в лаборатории.
3. Исследовательская игра « Мы - фармацевты»
Ребята, кого называют фармацевтами? (Ответы детей) Правильно, фармацевты изготавливают лекарства в специальных лабораториях. Например, вот такие сборы лекарственных растений (показ упаковок аптечной травы грудного, витаминного, желудочного и успокоительного сборов). Давайте, и мы с вами побудем настоящими фармацевтами и попробуем приготовить лекарственные смеси из предложенных растений. Одевайте белые халаты, колпачки и проходите на свои рабочие места – вот за этот стол. Дети рассаживаются вокруг большого стола, на котором приготовлено оборудование - посуда для заваривания, прозрачные коробочки с травами, одноразовые пластиковые ложки, мерные стаканчики и т.д.
Это лекарственное сырьё – высушенные и измельчённые травы, сушёные ягоды и плоды. Вы должны будете сами определить по рецептам, какие из них надо смешать, что бы получить желаемый сбор. А это прописи сборов, по которым составляют рецепты. Сейчас я раздам вам рецепты, вы их внимательно изучите, и будете готовить различные сборы: Аня – грудной (от кашля), Соня – витаминный и т.д. Объясняю назначение посуды: в этих стаканах будете смешивать травы; это мерные ложечки и стаканчики – с их помощью, будете отмерять нужное количество сухой травы и воды; воду будете брать - каждый из своей колбы, и наливать в кувшины. Приступайте. Дети смешивают ингредиенты согласно полученным рецептам, отмеряют необходимое количество воды. Теперь, что надо сделать с подготовленными ингредиентами? (Ответы детей) Да, их нужно соединить, то есть влить воду в ёмкости с травой, предварительно воду вскипятить. Плотно закрыть крышками и дать настояться 15 - 20 минут. Затем остудить, процедить и настои готовы.
Но мы сами кипятить воду не будем, а попросим нашу няню отнести приготовленные смеси на кухню поварам, они заварят и принесут уже готовый напиток. А пока напиток запаривается, предлагаю посмотреть небольшой фильм о первоцветах и лекарственных растениях, которые растут в нашей местности.
Просмотр мультимедийной презентации «Первоцветы Сибири» (на компьютере)
Итог занятия : Давайте, теперь рассмотрим и попробуем, что за напиток получился у наших фармацевтов. Дети пьют настой, рассматривают цвет напитка, обсуждают запах и вкус.
Все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее! Давайте скажем нашей природе, большое спасибо! И будьте здоровы!
Людмила Кривова
Конспект открытого занятия в подготовительной группе. «Лекарственные растения»
План-конспект
открытого занятия в подготовительной группе
тема : "Лекарственные растения "
Выполнила : Кривова Л. В.
воспитатель МКДОУ детский сад "Солнышко"
Цель занятия . 3стр.
Задачи. 3стр.
Предварительная работа. 3стр.
Ход занятия . 3-5стр.
Итог. 5стр.
Цель занятия : закреплять знания детей о пользе лекарственных растений .
Задачи :
образовательная : расширять знания детей редких растениях ;
развивающая : расширять кругозор, развивать связную речь, мышление;
воспитывающая : развивать бережное отношение к растениям .
Оборудование : иллюстрации Красной книги и лекарственных растений , дидактическая игра по теме, ножницы.
Предварительная работа : рассматривание с детьми лекарственных растений , беседа о их пользе.
Ход занятия:
Ребята посмотрите кто к нам сегодня пришёли на занятие ?
(ответы детей)
Правильно педагоги нашего детского сада.
Здравствуйте мы скажем педагогам!
Ребята и наши гости мы знаем, что сейчас на улице холодно и можно простудиться, а чтобы этого избежать не обязательно идти в аптеку.
Как вы уже догодались, мы сегодня поговорим о здоровье, как его сохранить, и как без таблеток излечить недуг.
Послушайте небольшой рассказ. "Однажды одна девочка пошла в гости к бабушке. Идя по лугу, она собирала разные цветы. Она набрала большой букет, который хотела подарить своей бабушке, чтобы порадовать её. Но, увидев цветы, бабушка сказала : " Не все цветы в природе растут для букетов , если любишь собирать букеты, научись выращивать цветы сама"
Ребята, а как вы оцениваете поступок ддевочки? (.)
Надо ли беречь природу? (.)
Как вы считаете чем полезны растения ? (.)
Правильно, самое главное чем полезны растения , это - кислород, который они выделяют. Но, к сажалению, иногда люди срывают редкие растения , занесённые в Красную книгу.
А вы знаете, что такое красная книга? (показ книги на слайде)
Красная книга,ребята, это документ, в который занесены растения и животные , находящиеся на грани исчезновения, которые необходимо оберегать. Также в ней находятся и редкие лекарственные растения .
Ребята, а как вы думаете почему их так называют? (.)
Дидактическая игра : "Собери растение ". Теперь после того как каждый собрал своё лекарственное растение , назовите егои расскажите о нём.
(Дети рассказывают о лекарственных растениях )
Шиповник
Если слабость и сонливость, если бегать нету сил, пей шиповника отвар, в нём целебный витамин.
Рябина красная
Если ночью плохо спишь, часто голова болит, пейте сок рябины красной он вас быстро вылечит.
Календула
Семена как ноготки, жёлто-красные цветы от горла помогают, кто же их не знает. И т. д.
Ну и, конечно, нужно помнить, что лечение травами не всегда полезно. Иногда при неправильном употреблении могут появиться тяжёлые последствия.
Физкультминутка "Красные, голубые цветы"
Аппликация, с элементами рисования "Ромашка"
Дидактическая игра"Лишний цветок"
Все ребята, молодцы, потрудились от души!
(Дети хором)
Растения мы знаем , бережём и охраняем, в книгу краную они, уж давно занесены.
Итог :
Ребята о чём мы с вами сегодня говорили? и т. д.
А теперь давайте вспомним чай с какими лекарственными растениями мы пьём дома и в детском саду и для чего?
(Ответы детей)
Лучше доктора любого лечит скуку и тоску, чашка вкусного, парного самоварного чайку!
Мы приглашаем всех гостей отведать наш чай с лекарственными растениями , которые мы собирали вместе с ребятами : из мяты мелиссы, смородины.
Занятие окончено .
в подготовительной к школе группе
Цели:
1. Научить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы.
2. Научить детей делать соответствующие выводы, какое значение имеют растения в здоровье их организма.
Воспитатель: Лес всегда прекрасен и молод! Всегда был и будет другом человека. Когда выйдешь в лес в любое время года, хочется молчать и слушать тишину, пение птиц. А как приятно побегать в лесу в летнюю пору и подышать полной грудью живительным воздухом, наполненным ароматом трав и цветов. Прогулка в лес в любое время года - это источник радости и здоровья.
Когда вы заболеете, мама лечит вас микстурой и отварами из лекарственных трав. Эти травы называют зеленой аптекой. Почему?
Потому что, они помогают нам избавиться от болезней. Особую помощь они оказывают человеку в походе, на прогулке вдали от дома. Растительной аптекой пользуются и животные. А теперь познакомимся с вами с некоторыми лекарственными травами.
Сначала отгадайте такую загадку: «Мягок, а не пух, зелен, а не трава?»
Ответы детей : (Мох)
Ну конечно, это мох. Мох в походе вместо ваты. В войну им пользовались партизаны, прикладывали его к ранам, и раны быстро заживали.
На кустиках поляны,
подсушен в летний зной,
Он партизанам раны
лечил в глуши лесной.
(на прогулке в лесу можно показать детям, как мох словно губка, впитывает влагу).
Легко в лесу найти и гриб-дождевик. Это круглые белые шарики на лугах, полянах. (Показать на картинке детям).
Это и есть гриб-дождевик. Когда гриб незрелый, его белая прохладная сердцевина может заменить пластырь, она обладает антибактериальными свойствами. А споры зрелого дождевика останавливают кровотечение. Стоит только коричневым споровым порошком посыпать рану, как кровь перестанет течь.
Такими же свойствами обладает подорожник!
Путника друг - подорожник,
скромный, невзрачный листок, -
Ты на порезанный палец
Влажной заплаткою лег.
Многим из нас невдомек,
Что отыскалось лекарство
Тут же, на тропке, у ног.
Свежий лист подорожника нужно помять в руках, чтобы появился сок, и приложить к ранке или ожогу. Вскоре станет легче.
Никто не любит лечиться таблетками, ведь они горькие и неприятные. Но есть и сладкие лекарства, их можно съесть целую тарелку. Ну, конечно же - это ягоды!
Летом в лесу созревает вкусная ягода черника. Она помогает при расстройствах желудка, нервной системы, малокровии (показать).
Растет ягодный кустарник очень медленно, поэтому собирать ягоды черники нужно осторожно, чтобы не повредить корни, стебли и ветви. А эту ягоду вы, конечно, все знаете.
На проталинке лесной
Земляничка под сосной.
Земляничка - невеличка
Хорошо цвела весной.
Солнце грело много дней
Пушистый кустик у камней.
Становилась земляничка
Все пригожей, да крупней.
Покраснела каждым боком,
Налилась душистым соком.
Е. Трутнева.
Земляника - не только вкусная, но и очень полезная ягода. Ее применяют при простудных заболеваниях, при малокровии. Очень полезны земляничное варенье и чай, заваренный с листьями земляники.
Следующая душистая и сладкая ягода, которую очень приятно съесть не только больному, но и здоровому человеку, - это лесная малина. Любят ее и лесные животные - насекомые, птицы, звери. Малина хорошо помогает при простуде.
Многие растения - настоящие кладовые витаминов. Их употребление в пищу быстро восстанавливает силы человека. Это одуванчик. Из его листьев делают салат. Крапиву используют для салатов и супов. Много витамина С содержат плоды шиповника. А ягоды этого растения помогают людям, у которых больное сердце. «Белые горошинки на зеленой ножке» - так говорится о нем в загадках. Конечно - это ландыш. Из-за красоты своих душистых, белоснежных цветов, ландыша с каждым годом становится все меньше, поэтому собирать их в букеты не надо.
А вот еще один рецепт:
Если случится тебе простудиться,
Привяжется кашель, поднимется жар,
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар.
Так говорится об отваре из ромашки аптечной.
И так можно рассказывать дальше о лекарственных травах: ведь их в природе очень много - в огороде, в саду, на лугу, у водоема, в лесу. Это еще и деревья, многие кустарники.
Кроме бесед можно проводить небольшие игры.
1. «Путешествие в лесную больницу».
2. Дидактическая игра «Угадай-ка».
3. «Поляна здоровья»
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться,
Находить в лесу растенья,
Те, что для людей полезны, -
И отступят все болезни.
Литература
- Лесная аптека. (Сказочная энцикл. лекарственных растений). Изд «Аквилегия-м», 2009