Проект воспитателя С.В. Поповой по экологии "От семечка до семечка"

(1,2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.








Назад Вперёд















Назад Вперёд

В настоящее время экологическое воспитание является одним из важных направлений дошкольной педагогики. И особенно актуально это направление для педагогов города, так как наши дети редко общаются с природой. Но и в условиях города можно всегда найти природные объекты, которые увлекут наших маленьких исследователей. А иногда дети и сами могут подсказать интересующую их тему. Удовлетворить высокую познавательную и творческую активность дошкольников помогает метод проектирования, который позволяет интегрировать разные разделы программы для достижения поставленных целей.

Так в старшей группе у нас была организована работа по проекту «Мир семян» .

Цель: Формирование у детей системы знаний о разнообразии и взаимосвязях живой и неживой природы на примере развития растений из семян.

Задачи: Учить детей анализировать объект, выделять существенные признаки, делать элементарные выводы. Развивать мелкую моторику рук, связную речь. Поддерживать интерес к исследовательской деятельности и символическому моделированию. Формировать представления детей о разнообразии семян и плодов, о роли семян в природе и жизни человека, о взаимосвязи развития растений и неживой природы. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в ходе совместной работы, желание применять полученные знания на практике.

Ожидаемый результат: развитие у детей умения действовать согласно алгоритму, умения доказательно объяснять результат, полученный в ходе эксперимента по выращиванию гороха в разных условиях; совместно с детьми создать пособие для закрепления полученных знаний.

Особенности проекта:

  • по составу участников: детско-взрослый, групповой
  • по виду: исследовательско-творческий
  • по типу: познавательно-развивающий
  • по сроку реализации: средней продолжительности

Проведена работа воспитателя по подготовке проекта :

  • собраны иллюстрации по теме проекта
  • подготовлены наборы семян для изучения
  • отобрана познавательная и художественная литература по теме
  • подготовлено занятие «Знатоки семян» с использованием презентации
  • подготовлен дневник наблюдений за ростом гороха Приложение 1
  • собрана картотека дидактических игр Приложение 2
  • сочинены авторские загадки (для занятия) и стихотворение (для презентации наглядного пособия) Приложение 3
  • подготовлены презентации: «Такие разные семена» (для проведения занятия «Знатоки семян»), «Как мы горох растили» (благоприятные условия для выращивания растений из семян), «Планета Семенная» (представление наглядного пособия)

Совместно с детьми и родителями был разработан проблемно-тематический план проекта:

  1. Какие бывают семена?
  2. Где люди выращивают семена?
  3. Как прорастает семя?
  4. Что происходит с семенами дикорастущих растений?
  5. Для чего нужны семена?
  6. Семена – герои литературных произведений.

Также совместно с детьми составлена схема деятельности для достижения цели:

  • к кому обращаться за помощью (воспитатели, родители, бабушки и дедушки)
  • где найти информацию (энциклопедии, книги, детские телепередачи)
  • какие предметы использовать (лупы, дневник наблюдений)
  • с какими предметами научиться работать (линейки, пинцеты)

Реализация проекта:

Воспитатель - родители

  • консультация «Воспитываем маленьких исследователей»
  • индивидуальные рекомендации по подготовке к конкурсу-выставке поделок
  • подготовка и награждение грамотами за активное участие
  • ежедневные индивидуальные беседы об успехах детей

Воспитатель – дети

  • беседы «Что внутри у семени?», «Семена – путешественники», «Зеленая аптека», «Из чего варят каши?»
  • чтение познавательной литературы Приложение 4
  • чтение и обсуждение сказок, рассказов, пословиц; заучивание стихов о выращивании растений из семян Приложение 5
  • разбор и отгадывание загадок Приложение 6
  • пересказы, инсценировки сказок и стихов по теме
  • совместное придумывание графических символов для обозначения различных признаков внешнего вида семян (размер, цвет, форма…)
  • занятие «Знатоки семян» (узнавание, сравнение, описание семян разных растений по графическому алгоритму)
  • проведение эксперимента по выращиванию гороха в разных условиях и ведение дневника наблюдений
  • ежедневное обсуждение меню (какие семена использовались для приготовления блюд?)
  • проведение дидактических игр
  • прослушивание детских рассказов из личного опыта
  • проведение психогимнастики, игровых этюдов («Если бы я был(а) семенем…»)

Родители – дети

  • рассматривание иллюстраций в кулинарных книгах
  • привлечение детей к приготовлению салатов
  • подбор семян для составления коллекции в группе
  • помощь в сборе информации по теме проекта, книг для выставки
  • привлечение детей к выращиванию рассады для огорода и цветника
  • изготовление поделок из семян
  • сочинение стихов о посадке семян
  • чтение и обсуждение детской литературы по теме

Дети (самост. деятельность)

  • рассматривание иллюстраций с изображением семян и растений, которые из них выросли
  • рассматривание энциклопедий и книг
  • создание рисунков и поделок по теме
  • заполнение дневника наблюдений за ростом гороха
  • использование дидактических игр в самостоятельной игровой деят-ти
  • рассматривание семян

Воспитатель – дети – родители

  • Организация выставки в книжном уголке «Семена-малышки на страницах в книжке» Рисунок 1


Рисунок 1

  • Организация конкурса-выставки поделок и сувениров с использованием семян «Поделки – СЕМЯделки» Рисунок 2


Рисунок 2

  • презентация проекта Презентация 2, Презентация 3

Итог проекта

В ходе работы по проекту дети научились устанавливать последовательность стадий развития растений, связывая изменяющиеся их внешние признаки с определенным периодом развития. У детей сформированы знания о том, в каких условиях можно вырастить растение из семени. Дети проявили интерес к данной работе, и по их предложению была придумана сказка «Как горошинка колыбельку искала» Приложение 7 . В сочинении сказки принимали участие все дети группы совместно с воспитателем. Её содержание отражает результаты наблюдений детей за ростом гороха в разных условиях.

На протяжении всего проекта дети с удовольствием ухаживали за посадками, применяя полученные умения и навыки. В мини-огороде на окне появился не только горох, но и лук, помидоры, огурцы Рисунок 3 . Ребята с радостью участвовали в создании коллекции семян, в изготовлении творческих работ, привлекали к данной деятельности родителей (сочинение стихов, подбор загадок, книг, изготовление поделок из семян). У детей сформировались навыки сотрудничества, заботливого отношения к растениям, представление о семени как части природы, о том, что в природе все взаимосвязано.

Рисунок 3

Рисунок 4

Обобщая знания по теме «Мир семян», дети совместно с воспитателем придумали и изготовили наглядное пособие «Планета Семенная». Это пособие своего рода «ключ» к познанию дошкольниками мира семян и растений, их взаимосвязи с неживой природой. Как любая другая модель, «Планета Семенная» помогает задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Применяя графическую аналогию, мы учим детей выделять главное, систематизировать, анализировать и синтезировать полученные знания. Пособие с помощью графической информации привлекает внимание детей к признакам семян, помогает определять способы их сенсорного обследования, составлять внутренний план речевого высказывания. Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала.

Продукт проекта

  1. Сказка «Как горошинка колыбельку искала»
  2. Коллекция семян
  3. Пособие «Планета Семенная»

Перспектива развития

Предложенная работа по развитию познавательной активности детей позволяет предоставить детям возможность самостоятельного познания окружающего мира.

В дальнейшем на «Планете Семенной» могут появиться символы, обозначающие место произрастания семян, вид будущего растения, способы распространения семян и т.д. Это наглядное пособие может собираться из отдельных частей по мере освоения материала. Здесь (в кармашек) можно помещать каждый раз иллюстрацию нового растения или его семена, для самостоятельной исследовательской деятельности детей.

Рисунок 5

Занятие «Знатоки семян»

Цель: Активизировать мыслительные процессы и связную речь детей, используя графические символы.

Задачи: Учить грамматически правильно строить свои ответы, используя предложенный алгоритм. Закреплять умение выделять существенные отличительные признаки семян разных растений. Развивать мелкую моторику рук. Развивать начала социальной компетентности (уметь внимательно слушать собеседника, не перебивать, дружно работать в парах).

Материал: семена разных растений, пинцеты, лупы, пустые пузырьки, презентация «Такие разные семена» Презентация 1

Предварительная работа: чтение главы «Плоды и семена» (Энциклопедия дошкольника. Малофеева Н.Н. М.: Росмэн, 2007); совместное придумывание графических символов для обозначения различных признаков внешнего вида семян (размер, цвет, форма…); д/и «Нарисуй картину семенами».

Ход занятия

Воспитатель приглашает детей в организованную им лабораторию.

Сегодня мы, как настоящие ученые, будем с вами сравнивать и исследовать семена разных растений. Что нам для этого понадобится? (ответы детей)

Воспитатель предлагает детям занять места в лаборатории и проверить все ли необходимые предметы есть на столах. Отмечает, что появился новый предмет: пинцет. Объясняет его предназначение.

Каких только семян нет на нашей планете?! Хотелось бы мне узнать, хорошо ли вы разбираетесь в семенах?

Сегодня нам будет помогать волшебный экран. Рассказывать о семенах вы будете по схемам.

Ребята, посмотрите на волшебный экран. Сначала мы узнаем, семена какого растения появятся на экране. А потом об этих семенах вы будете составлять рассказ.

Но сначала давайте вспомним о символах, что они означают на схеме. (2-й слайд)

Чьи семена?

Какого они размера?

Какого они цвета?

Какую имеют форму?

Какие семена на ощупь?

Что еще знаете об этих семенах?

Выслушиваются рассказы детей по слайдам презентации:

(3-й слайд) Эти желтые ребятки сидели дружно все в початке.

Ответят даже карапузы: Чьи семена здесь? (кукурузы)

Воспитатель предлагает выбрать из тарелочки семена кукурузы, рассмотреть через лупу, описать семена кукурузы по графическому алгоритму (2-й слайд), с помощью пинцета (можно помогать руками, если не получается) положить 10 семян в пузырек (дети работают в парах, помогая друг другу).

(4-й слад) Эти семечки вкусны

Догадайтесь, чьи они? (тыквы)

Проводится аналогичная работа. Затем детям предлагается поработать в парах: один ребенок закрывает глаза, а другой кладет ему в руку семечко кукурузы или тыквы (нужно на ощупь отгадать какое семя в руке). Дети меняются ролями.

(5-й слайд) Словно важные синьоры,

Полны семянок ….(помидоры)

Воспитатель предлагает выбрать из тарелочки семена помидор, рассмотреть через лупу, описать семена по графическому алгоритму (слайд 2), с помощью пинцета в пустой пузырек положить 10 семян помидора.

Предложить сравнить пузырьки с семенами помидора и кукурузы. Каких семян кажется больше? Почему? Делается вывод (семена кукурузы крупнее семян помидора).

(6-й слайд) Из таких семян отборных

Летом вырастет … (подсолнух)

Воспитатель предлагает выбрать из тарелочки семена подсолнуха, рассмотреть через лупу, узнать, что внутри у семени, с помощью пинцета положить 10 семян в пустой пузырек.

Проводится игровой этюд «Как росли подсолнушки» («Ветер семена кружил, да на землю опустил…»)

(7-й слайд) Желтенькие, длинненькие

Чьи семянки?... (дынькины)

(8-й слайд) Эти-то семянки тоже ведь на дынькины похожи.

Но из светлых «молодцов» взрастим мы грядку… (огурцов)

Выбирают семена дыни и огурца, сравнивают, описывают любые по желанию, кладут по 10 семян в разные пузырьки.

(9-й слайд) Очень сахарный на вкус

Вырос из семян… (арбуз)

Воспитатель предлагает выбрать из тарелочки семена арбуза, рассмотреть через лупу, описать по алгоритму, положить 10 семян в пузырек.

Затем воспитатель предлагает детям игру «Шумелки» (нужно с закрытыми глазами отгадать, какие семена шумят)

Проводится д/и «Доскажи словечко»

  • Семена кукурузы гладкие, а семена помидора… (шершавые)
  • Семена дыни – желтые, а семена огурца - … (белые)
  • Семена помидора шуршат, а семена кукурузы … (стучат)
  • Семена арбуза тоньше, а семена кукурузы … (толще)
  • У тыквы семена светлые, а у подсолнуха … (темные)

Воспитатель предлагает детям посмотреть на пузырьки с семенами и ответить на вопрос. Какие из представленных здесь семян самые крупные, а какие самые мелкие? Как можно об этом догадаться? (крупные семена занимают больше места в пузырьке, а мелкие – меньше)

Физ. минутка

Возьмем, семечко одно,
Положим в ямку мы на дно!
Ты не бойся, дорогое,
Ничего, что там темно.

(Дети опускаются на корточки)

К свету, к солнцу из земли
Ты росток скорей пошли.
Вот весною, в ранний час,
Семечко взошло у нас.

(Дети медленно встают – «вырастают»)

Из земли росток явился:

(Дети потягиваются)

Здравствуй, солнце, я - родился!

(Дети поднимают руки над головой, машут кистями рук)

Мал еще росток-ребенок,
Только вышел из пеленок!

(Дети опускают руки вниз)
(Дети наклоняют головы в разные стороны)

Вам понравилось в нашей лаборатории?

Что нового, интересного узнали?

Что запомнили?

А у меня для вас еще одна загадка:

«По форме, словно капелька, семечко у … (яблока)

Показывает разрезанное яблоко с семенами.

Через несколько лет это семечко может превратиться в прекрасное дерево. В какое дерево оно превратится? (в яблоню) И угостит всех вкусными… (яблоками).

Воспитатель угощает детей яблоками.

В разработке проекта использовалась литература:

  1. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. М.: ВАКО, 2005.
  2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2005.
  3. Потапова Л.М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5 – 10 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия, Ко АКАДЕМИЯ ХОЛДИНГ, 2000.
  4. Хочу все знать. Растительный мир. Электронное издание энциклопедии с Triada, 2005.

Актуальность проблемы : Огромную роль в экологическом воспитании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Дети тесно общаются с природой. Они хорошо знают растения, растущие рядом, животных, которые обитают рядом с ними. Умение вырастить на своем земельном участке овощи, плоды и ягоды, вселяет в них чувство гордости и победы. Дети ежегодно видят, как родители сажают лук, сеют семена овощных культур, осенью убирают, используют их в различных целях. Но ни разу не задумывались: как самим вырастить семена. Данный проект позволит детям вырастить семена моркови и свеклы на своем огороде.

Идея проекта : вырастить семена своими руками
Вид проекта : познавательно – исследовательский, долгосрочный.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители.
Сроки реализации проекта : май – сентябрь

Цель : Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе выращивания семян.
Задачи :
1) Образовательные:

  • Организовать деятельность детей, направленную на выращивание семян моркови и свеклы.
  • Способствовать знакомству детей с овощными культурами, строением, особенностями выращивания, уходом, сбором урожая.
  • Организовать деятельность детей, направленную на формирование понятия о культурных растениях.
  • Способствовать формированию навыков исследовательской деятельности в процессе наблюдения за ростом и созреванием семян, умения анализировать, делать выводы.

2) Развивающие:

  • Способствовать развитию воображения, мышления в процессе наблюдения, исследования природных объектов.
  • Создать условия для формирования интереса к опытнической и исследовательской деятельности в процессе выращивания семян.Организовать работу по закреплению умения передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках.

3) Воспитательные:
Создать условия для формирования трудовых навыков, взаимопомощи.

  • Способствовать развитию умения правильного безопасного труда на огороде.
  • Способствовать совместному творчеству родителей и детей.
  • Организовать деятельность детей, направленную на воспитание бережного отношения к природе.
  • Способствовать воспитанию чувства гордости за выращенные семена.

Форма проведения итогового мероприятия проекта :

Выставка детских работ.

Сбор семян. Подведение итогов эксперимента.

Название итогового мероприятия :

Продукты проекта :

для детей семена, рисунки, аппликация, поделки , ведение календаря.

для воспитателей презентация, оформление стендов.

для родителей совместная с детьми выставка работ из овощей «Дары осени»

Предполагаемый результат:

Дети познакомятся с разнообразие посевного материала.

Дети продолжат работу по выращиванию растений и уходу за ними, в процессе созревания семян. С помощью опытнической работы дети получат необходимые сведения, способствующие росту растений (влияние влаги, света, тепла, наличие плодородной почвы).

Научаться умению анализировать, делать выводы, использовать практические знания в выращивании овощей.

У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру, чувство гордости за выращенные семена. Дети научатся фиксировать свои наблюдения в календаре наблюдений за развитием и ростом свеклы и моркови, созреванием семян.

Активное участие родителей в реализации проекта.

Интеграция образовательных областей:

познание, социально — коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическая культура

Педагогические принципы:

Описание проекта «Вырастим семена»

Подготовительный этап:

  • Подготовка материала для деятельности детей, (подбор овощей: свеклы и моркови, для посадки на огороде)
  • Поисковая работа: подбор литературных произведений об овощах, фруктах, о способах их произрастания, подбор иллюстративного материала репродукций картин, открыток, фотографий, посвященный садово– огороднической деятельности
  • Рассматривание репродукций картин художников, иллюстраций в книгах.
  • Слушание музыки; песен по теме проекта.
  • Чтение произведений художественной литературы по теме.
  • Подготовка материала для изобразительной деятельности.
  • Договориться с родителями, по сбору материала

Реализация проекта

Познавательная, социально – коммуникативная области

1.НОД ФЦКМ «Овощи». Программное содержание: Организовать деятельность, направленную на обобщение представлений о многообразии овощей, формированию умения обобщать по существенным признакам, пользуясь при этом простейшей моделью.

2. Беседы с детьми:«Чем полезны овощи?», «Витамины и здоровый организм», «Зачем овощи заготавливают на зиму?» «Если бы не было овощей…?»

Программное содержание: Способствовать развитию представлений, знаний детей об овощах, их пользе и значимости в жизни людей.

Художественно – эстетическая область

3. НОД Рисование «Подарки Осени», «Картина про лето», «Как мы трудились на огороде», с использованием нетрадиционной техники рисования.

Программное содержание:

Способствовать развитию умения передавать красоту увиденного в коллективной работе;

Материал: альбомные листы, акварельные краски.

4. НОД Аппликация: «Огурцы и помидоры лежат на тарелке». Программное содержание:

Организовать работу по закреплению умения детей вырезывать симметричные предметы из бумаги, сложенной вдвое; красиво располагать изображение на листе, искать лучший вариант, подбирать изображение по цвету.

Способствовать развитию художественного вкуса.

Материал: ваза с овощами и фруктами, лист бумаги голубого цвета, цветная бумага

5. НОД Лепка «Корзина с овощами»

Программное содержание: Способствовать развитию умения детей передавать форму и характерные особенности овощей при лепке с натуры, использовать знакомые приемы, сопоставлять изображение с натурой и оценивать его в соответствии с тем, как она передана в лепке.

Материал: корзина с овощами, пластилин, дощечки для лепки, стеки

Музыка. Пение песен: «Огородная» муз. Т. Можжевелова, «Урожай» муз Ю. Слонова, слова В. Малкова

Программное содержание:

Создать условия для эмоционального восприятия музыки и песен

Рассматривание репродукции картин.

«Натюрморт с кабачками и корзиной» (А. Куприн) и «Картофель» (Ван Гог);

Программное содержание:

Организовать деятельность детей направленную на развитие умения описывать предметы по картине, выделяя их характерные признаки. Способствовать развитию умения проникнуться тем настроением, которое отразил художник в своем пейзаже, и передавать свои чувства, ощущения в высказываниях, развитию чувства цвета, композиции.

Речевое развитие

Чтение художественной литературы

– заучивание и чтение стихотворений Ю. Тувим « Овощи», Е. Благининой «Приходите в огород»; И.Токмакова «Про растения», О.Емельянова «Что растёт на огороде».

– чтение рассказов Н. Носова «Огурцы», «Про репку», «Огородники» «Как человек приручил растения»

– чтение рассказа В. Куприн. «Отцовское поле»

– чтение русских народных сказок «Вершки и корешки», «Пых»,

Отгадывание загадок об овощах.

Составление описательных рассказов об овощах.

Деятельность детей

Подготовка моркови и свеклы к посадке.

Посадка овощей.

Каждодневный уход за растениями: полив, рыхление, опрыскивание.

Сбор семян.

Наблюдение за ростом растений и созреванием семян моркови и свеклы.

Ведение календаря фиксации развития и роста растений.

– рисование «Подарки Осени», «Картина про лето», «Как мы трудились на огороде»

– аппликация «Огурцы и помидоры лежат на тарелке»,

– лепка «Корзина с овощами»

– подвижные игры «Собери все овощи», «Собираем урожай», «Сад и огород»

дидактические игры: «Овощи и фрукты», «Чьё семечко», «Четвёртый лишний», «Чудесный мешочек», «Что сначала, что потом?», «Узнай на вкус»– настольные игры: «Сложи картинку (овощи)», лото «Овощи и фрукты»

Работа с родителями:
1.Беседа с родителями «Наш огород».
2.Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материала для огорода
3.Подбор стихов, загадок, пословиц, потешек про овощи для оформления альбома.
4.Консультации для родителей: «Исследовательская деятельность детей в детском саду».
«Витамины на нашем столе», «Как научить ребенка употреблять овощи».
5.Совместное изготовление поделок из овощей «Дары осени».

Завершающий этап

  • Сбор семян
  • Выставка детских работ
  • Выставка совместной работы детей и родителей из овощей «Дары осени»

План – график работ







Выводы:

Я считаю, что в проделанной работе есть положительные результаты: дети вырастили хорошие семена. Наблюдая за ростом растений, рассуждали, делали самостоятельные выводы, видели их постепенный рост и зарисовывали в дневнике наблюдений. При совместной деятельности детей и родителей была организована выставка «Дары осени». Работы приняли участие в международном конкурсе «Осенняя фантазия» и заняли I место.

Заключение

Проектная деятельность важна тем, что отражает интересы ребёнка, стимулирует его познавательную активность, повышает интерес к новому и интересному. Выращенные семена будут использованы как материал для проекта «Свекла и морковь для салатов и борщей»

Список литературы:

  1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой) М.: Мозаика – Синтез, 2014 г.
  2. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт дошкольного образования. Москва, УЦ «Перспектива», 2013 г.
  3. В.А. Деркунская « Проектная деятельность дошкольников» М.: Центр педагогического образования, 2013г.
  4. Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников» МОЗАИКА – СИНТЕЗ Москва, 2014г.
  5. А.И. Иванова «Методика организации Экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Изд. ТЦ Москва, 2003г.

Экологический проект «От семечка до семечка».

Старшая группа.

Тип проекта:

По доминирующему методу: познавательно-исследовательский, творческий.

По числу участников: групповой.

По времени проведения: долгосрочный, полугодовой.

По характеру контактов: в рамках одной возрастной группы.

По характеру участия ребенка: участник от зарождения идеи до получения результата.

Цели проекта:

Расширение и уточнение представлений детей о рациональном взаимодействии человека с природой;

Развитие экологической культуры детей на основе эмоциональных переживаний, практических действий (посадка, уход за растениями, сбор урожая) ;

Развитие у детей представлений о растениях, об их отношении к теплу, свету и влаге.

Задачи проекта:

Расширение представлений детей о различных растениях, об их значении в жизни человека: оздоровительном, хозяйственном; об их взаимосвязи и взаимозависимости с окружающей средой.

Развитие у детей познавательной активности, психических процессов.

Стимулировать стремление организовать самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность для получения ответа на волнующий вопрос.

Воспитание любви к природе, бережного отношения к ней.

Участники проекта:

Воспитатель: Попова Светлана Валерьевна, дети старшей группы.

Актуальность проекта:

Проблема экологического образования - одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе. Как помочь детям научиться сочувствовать окружающей живой природе и заботиться о природных объектах? Как развивать любовь к природе и стремление защищать ее? Чтобы ответить на эти важные вопросы мы решили разработать экологический проект: «От семечка до семечка». Через самостоятельную практически - исследовательскую деятельность дети получают возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность, обогатить свои знания о растительном мире. Эта тема включает в себя разнообразные виды детской деятельности: поисковую, трудовую, продуктивную. Этот проект позволяет раскрыть детям красоту окружающего мира, красоту взаимоотношений человека и природы, и стать непосредственными участниками всего происходящего.

Подготовительный этап:

Подготовить природный материал для детской деятельности (овощи: огурец, помидор, болгарский перец; землю и стаканчики для рассады, подготовить грядку для высадки рассады) ;

Подобрать детскую и педагогическую литературу, иллюстрации, дидактические игры и др.

Провести с детьми цикл наблюдений за растущими растениями и цветами в группе, обсуждать наблюдаемые явления, трудиться и фотографировать последовательность работы по данному проекту;

На основе наблюдаемого провести различные виды НОД, расширяющие представления детей о растениях (овощи) и личное участие в трудовой деятельности.

Ожидаемый результат:

Результат работы по данному проекту - выпуск для детей и родителей газеты экологического содержания «От семечка до салата», а также проведение с детьми дидактических игр и трудовой деятельности. У детей сформируется умение различать особенности роста различных растений и ухода за ними. Расширятся представления детей об экологически целесообразном поведении в природе (нельзя ломать ветки деревьев, рвать листья, царапать кору деревьев и т. д.) и через самостоятельную поисковую и познавательно-исследовательскую деятельность дети получат возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность. Овладение детьми основами эстетической и экологической грамотности при взаимодействии с природой.

Реализация проекта:

Деятельность познавательного цикла:

Наблюдение за растениями, растущими в группе - бальзамин, герань, фиалка и др.; выращивание рассады.

Рассматривание иллюстраций «На огороде», репродукций картин «Первая зелень» - И. Левитана, «Цветы и плоды» - И.Хруцкого;

Беседа «Растения - нам добрые братья»; "Где прячутся витамины?"

Исследовательская деятельность - «Живые семена», «Семена проснулись», «Первые проростки».

Трудовая деятельность - "Рассаду на грядку", "Уход за растениями", "Прополка грядки с овощами ", "Сбор урожая", "Готовим салат".

Чтение, заучивание:

- «Зачем луку луковица»;

Загадывание загадок о растительном мире, об овощах;

Чтение детям «Удивительная грядка» Ю. Коваль,инсценирование русской народной сказки "Репка".

Деятельность детей:

Рисование "Нарисуй отгадку", аппликация "Твой любимый витамин".

Продуктивная деятельность: «Овощи, фрукты» - лепка.

Пальчиковая гимнастика «Урожай»;

Развивающие игры «Что где растет? », «Во саду ли, в огороде»,"Из чего, что сделано?" и др.

Формирование эмоционально-положительного настроя.

Вызвать у детей интерес к семенам и росткам растений; вызвать желание оберегать, защищать, заботиться о них. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки. Сформировать у детей устойчивое положительное отношение к семенам и росткам как к живым существам, воспитывать привычку заботиться о них в ходе активной деятельности. Помочь детям осознать такие категории как сочувствие, доброта, любовь к ближнему. Сформировать представления: о жизни семян как живых существ (растут, развиваются, могут быть здоровыми, больными); о строении (корень, стебель, цветы, плоды); о развитии ростков; о влиянии света, тепла, воды; об изменении жизнедеятельности в разные времена года; о роли человека в жизни растений; о экологически грамотном поведении, общении человека с растением. Воспитывать у детей умения сопереживать всему живому, что в дальнейшем трансформируется в сочувствие, затем - в содействие.

Методические и практически приемы:

Нахождение семян в плодах.

2.Посадка семян в землю.

Фотографирование во время посадки семян, во время ухода за ними и т. п. Учить видеть «настроение» ростков, от чего это зависит. Труд с целью - помочь. Театрализованная деятельность сказки "Репка". Высадка на грядку. Сбор урожая.

9.Приготовление салата.

Конспект трудовой деятельности детей старшей группы

«Приготовление осеннего салата»

Цели и задачи:

Закреплять у детей навыки пользования столовым ножом, кухонной доской;

Соблюдать технику безопасности во время работы;

Мыть руки перед работой и овощи, надевать фартуки и косынки, колпаки.

Воспитывать желание помогать взрослым, поощрять выполнение трудовых поручений;

Получать радость от совместного труда и выполненной работы.

Предварительная работа:

Беседа «Из чего приготавливают салаты? Какие овощи можно положить в салат? » Д. игра "Из чего что сделано?"

Объяснение правил техники безопасности пользования ножом.

Показ нарезания продуктов.

Материалы:

Фартуки и косынки.

Кухонные доски и столовые ножи, миска для нарезанных овощей; салатник.

Овощи : болгарский перец, лук, огурцы и помидоры, выращенные на грядке.

Размещение оборудования:

В центре группы размещены столы так, что бы было удобно наблюдать за работающими (сначала - за работой воспитателя, а после за работой детей).

Ход работы:

Воспитатель собирает детей в кружок

Ребята, вы помогаете дома своим родным? - ответы детей.

А как вы помогаете? - ответы детей.

А вы хотели бы научиться готовить, чтобы помогать маме? - ответы детей.

Воспитатель сообщает тему занятия:

Сегодня мы научимся готовить осенний салат. Я буду поваром, а вы станете моими помощниками - поварятами. Нам придётся пользоваться ножами, напомните мне, как нужно правильно пользоваться ножом.

Дети отвечают, воспитатель уточняет и обобщает ответы детей:

Нож передают лезвием к себе, режут им только на кухонной доске, нож берут только после того как скажут «Приступить к работе». Нарезают овощи на доске и кладут в миску.

Воспитатель предлагает подготовить пальчики для работы, проводится пальчиковая игра «Салатик»:

Мы капусту рубим, рубим! (2 раза)

(ребенок изображает рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз)

Мы капусту режем, режем! (2 раза)

(ребром ладошки водим вперед и назад)

Мы капусту солим, солим! (2 раза)

(собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту)

Мы капусту жмем, жмем! (2 раза)

(энергично сжимаем и разжимаем кулачки)

Мы морковку трем, трем! (2 раза)

(правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку) .

Теперь наши пальчики готовы к работе, а как вы, ребята, думаете, что ещё нужно повару сделать перед работой? - ответы детей.

Правильно, нужно обязательно вымыть руки с мылом.

Детей приглашают вымыть руки и надеть фартуки и косынки.

Дети проходят за рабочие столы. Воспитатель объясняет, как правильно нарезать овощ и положить в пустую миску. Уточняет, всё ли понятно детям, нет ли вопросов.

После этого предлагает приступить к работе.

В ходе работы воспитатель оказывает помощь, подбадривает, хвалит детей.

Когда овощи нарезаны, ребёнок заправляет салат маслом и солью в салатнике. Салат уносят и ставят на стол. Дети в это время моют руки, снимают фартуки. Воспитатель приглашает детей за стол и желает приятного аппетита.

После еды чтение стихотворения:

Нашинкуем мы капустки

И морковочки потрем.

Майонезиком запрвим

Или маслица нальем.

Поперчим мы все, посолим,

Чуть-чуть уксуса нальем.

Если с луком вы не в ссоре

Значит, и его кладем.

Можно свеколки добавить

Иль огурчик потереть,

А затем на стол поставить

И в одно мгновенье съесть.

Участники проекта: Педагоги-родители-дети

Срок проведения проекта: 3 недели

Формирование начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через познавательную деятельность.

Задачи:

Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

Развитие познавательных способностей;

Развитие творческого воображения, творческого мышления, коммуникативных навыков;

Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

Ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Актуальность проекта:

Проблема экологического образования одна из самых актуальных на сегодняшний день. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент экологической культуры ребенка, который ему предстоит развивать в будущем.

С помощью наблюдений, рассматривания, сравнения, бесед, познавательных и развивающих игр, мы, взрослые, стремимся помочь детям войти в реальный современный мир и познать его, приобщить к общечеловеческим ценностям, научить быть умелыми, способными войти в социум.

Дети с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, не замечают иногда главного.

С раннего детства ребёнок видит вокруг себя разнообразие овощей и фруктов. Малышей привлекают их форма окраска, величина, вкус, запах. Постепенно дети запоминают название, начинают находить знакомые среди них.

Однако, дети, почти не имеют представления об отдельных признаках растений (каждое растение имеет семена).

Этот вопрос нас и привёл к созданию проекта «Всё начинается с семечка».

Мы выбрали тему проекта, так как она понятна по своему содержанию детям: знакомит с объектами живой и неживой природы, развивает наблюдательность, воспитывает бережное отношение к природе.

Эта тема включает в себя разнообразные виды детской деятельности: поисковую, творческую, продуктивную.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ подготовительного этапа работы

Совместная деятельность

а)Педагогов и детей

1. Модель трёх вопросов:

Что мы знаем?

Овощи выращивают на огороде, а фрукты- в садах. В городах овощи и фрукты покупают в магазинах. Они все разные (цвет, форма, размер, вкус). Овощи и фрукты выращивают для питания. Каждое растение имеет семена.

Что хотим узнать?

Как выглядят семена и косточки в овощах и фруктах. Хотим узнать какого они цвета, размера, формы.

Что делать, чтобы узнать?

С помощью родителей собрать семена и косточки, найти картинки, иллюстрации. Помочь воспитателям в организации сбора экологической коллекции. В детском саду рассмотреть, сравнить семена разнообразных плодов.

2. Формирование положительной мотивации для реализации проекта через наблюдение.

3. Формирование способов систематизации наглядного материала и литературы.

б)Педагогов, детей и родителей

1. Знакомство с темой проекта.

2. Подготовка родителей к совместной работе (воспитатели-родители-дети): выполнение заданий по сбору семян и косточек, картинок, иллюстраций, загадок для экологической выставки в детском саду «Природа вокруг нас» (проект в группе «Все начинается с семечка»).

3. Продуктивная деятельность: экологическая коллекция «Всё начинается с семечка», дидактическая игра «Во саду ли, в огороде».

4. Пополнение предметно-развивающей среды для создания условий успешной реализации проекта.

в)Педагогов и родителей

1. Индивидуальные беседы с родителями на тему «Формирование у детей знаний об овощах и фруктах» - определение цели и задач.

2. Создание условий для реализации проекта.

г)Родителей и детей

1. Подбор наглядного дидактического материала и художественной литературы по теме проекта.

2. Путешествие по маршруту выходного дня в магазин «Овощи-фрукты», «Семена». Выполнение рекомендуемых заданий в рамках маршрута.

Самостоятельная деятельность

а)Организация развивающей среды

1. Игровая ситуация «С какой ветки детки?»»

2. Подбор подвижных, дидактических и пальчиковых игр.

3. Приобретение пособий, игрушек для настольного театра по сказке В. Сутеева «Мешок яблок»

4. Подбор материала для изготовления игрового пособия «Во саду ли, в огороде».

5. Подбор материала для создания экологической коллекции «Все начинается с семечка»

б)Свободная деятельность детей

1. Чтение, рассматривание книг, иллюстраций в рамках проекта.

2. Создание построек из строительного материала, из палочек Кюзенера, блоков Дьенеша.

3. Рисование, лепка, аппликация, конструктивно-модельная деятельность.

Ожидаемый результат

а)Дети

1. Расширение знаний об окружающем мире (овощи, фрукты, семена плодов); участие в сборе материала для выставки.

2. Накопление знаний произрастания плодов.

3. Становление речи ребёнка.

4. Развитие мелкой моторики.

5. Экоколлекция «Всё начинается с семечка».

6. Дидактическая игра «Во саду ли, в огороде».

б)Родители

1. Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ.

2. Укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом.

3. Оптимизация внутрисемейных отношений.

в)Педагоги

1. Повышение уровня знаний и культуры у педагогических работников.

2. Поиск новых форм работы с детьми и родителями.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ основного этапа работы.

Совместная деятельность педагогов и детей

а)Социально-коммуникативное направление развития

Игра «Чудесный мешочек».

Игры с мелким строительным материалом «Овощехранилище».

Игра «Вершки-корешки».

Сюжетно-ролевая игра «Фруктовый ларёк»

Беседа о правилах безопасного употребления овощей и фруктов в пищу

Беседа «Правила безопасного поведения у обеденного стола»

Игра «Съедобное- несъедобное»

б)Познавательное направление развития

Рассматривание и сравнение «Угадайте, что в мешочке?»

Рассматривание иллюстраций.

Исследование материалов «Для чего нужны семена?» (рассматривание семян разных растений).

Проращивание семян, проведение опыта, показывающего роль света, воды, тепла в развитии растений (семян).

Беседа «Почтальон принёс посылку». Рассказать всем детям о том, что мы получили, но, не называя предмета. Уметь узнавать предмет по описанию.

Магазин «Овощи-фрукты». Уметь сгруппировать предметы по категориям. Рассмотреть, описать и найти овощи, фрукты, семена и косточки. Сравнить.

Пальчиковые игры «Овощи», «Урожай», «Фруктовая ладошка», «В сад за сливами», «Мы считаем».

Обследование овощей и фруктов.

Игра «Что в корзине?» (название, цвет, форма, размер, вкус).

-«Что сначала, что потом» (семечко-посадка-рост-цветение-плодоношение-созревание-покупка в магазине-мытьё-угощение).

в)Речевое направление развития

Рассматривание картины «Уборка урожая» (учебно-наглядное пособие Н. В. Нищева).

Пальчиковые игры «Урожай», «В сад за сливами»

Беседа с детьми:«Праздник урожая» (отгадывание и загадывание загадок).

Русская народная сказка «Вершки-корешки».

Рассказ Л. Н. Толстой «Косточка».

Стихотворение Ю. Тувим «Овощи».

г)Художественно-эстетическое направление развития

Рассматривание репродукций:И. Е. Репин «Яблоки и листья»,И. И. Машков «Натюрморт. Синие сливы».

Лепка. -Рисование. -Аппликация.

Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством «Жостово».

Подбор музыкальных произведений по теме проекта.

Слушание музыкальных сказок (аудиозапись) «Мешок яблок», «Вершки-корешки».

Разучивание песенок, потешек, скороговорок по теме.

д)Физическое направление развития

Беседа «Еда вкусная и полезная. Что растёт на грядке?»

Подвижные игры «Найди свой домик», «Волшебные стульчики», «Зайцы и волк», закаливающие процедуры, бодрящая гимнастика.

Дидактические игры: «Можно – нельзя», «Полезно – вредно»

Сюжетно-тематическое занятие «Прогулка в продуктовый магазин».

Упражнения на релаксацию.

Физкультурные минутки по теме.

Совместная деятельность педагогов, детей, родителей.

1. Участие в совместной выставке детского сада «Природа вокруг нас».

2. Экологическая коллекция «Всё начинается с семечка» (сбор материала, коллекция, выставка).

3. Дидактическая игра «Во саду ли, в огороде».

Совместная деятельность педагогов и родителей.

1. Информация о цели, задачах проекта; методах и приёмах, форме организации проекта; ожидаемых результатах.

2. Индивидуальные консультации по домашнему чтению, по организации прогулок, экскурсий с детьми в рамках проекта.

3. Подготовка к выставке «Природа вокруг нас» (подбор семян, косточек, загадок, картинок, иллюстраций).

Совместная деятельность родителей и детей.

1. Домашнее чтение с ребёнком:

Н. Носов «Про репку»

Л. Н. Толстой «Косточка»

В. Сутеев «Мешок яблок»

Ю. Тувим «Овощи»

2. Рассматривание, сравнение овощей и фруктов, приготовление блюд.

3. Маршрут выходного дня:

магазин «Овощи-фрукты»

магазин «Семена».

4. Помощь родителей в сборе семян разных растений, употребляемых в пищу. Рассказать детям, как они используются. Принести семена, косточки в группу для экологической коллекции «Всё начинается с семечка».

Самостоятельная деятельность детей: организация предметно-развивающей среды.

Игровая ситуация: магазин «Овощи-фрукты».

Материал:

Строительно-конструктивный;

Наглядный (фотографии, иллюстрации);

Речетворчество (загадки, стихи, картинки);

1 этап – Продуктивная деятельность по теме проекта:

Лепка «Репка»,

Аппликация «Фрукты в вазе»,

Рисование «Яблоки» (натюрморт).

Конструктивно-модельная деятельность из природного материала)семена, косточки плодов).

Комплексное занятие «Живые семена».

2 этап – «Семена плодов». Дидактический природный материал.

3 этап – Правила по ОБЖ: дидактические игры «Можно- нельзя», «Полезно-вредно».

Самостоятельная деятельность детей: свободная деятельность.

4 этап – Игры в свободной деятельности детей: в группе, на прогулке;

создание условий (игры, пособия, материалы, иллюстрации, крупный и мелкий строительный материал, наборы овощей и фруктов).

Программное содержание

Образовательные задачи: продолжать развивать у детей умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различия. З акрепить знания о взаимодействии живой и неживой природы. Формировать представления о том, что человек часть природы, и что он должен беречь, охранять и защищать её.

Развивающие: развивать память, внимание, мышление, речь. Совершенствовать диалогическую форму речи.

Воспитательные: воспитывать культуру трудовой деятельности.

Словарная работа: бархатцы, петуния, семянка,прорастить, рассада,агроном.

Материалы и оборудование: фартуки, контейнеры с землей, лейки с водой, картинки с изображением бархатцев и петунии, семена растений на 2х пластиковых тарелочках, разрезная картинка с частями растения, опорная схема посадки семян.

Ход деятельности.

Организационный момент.

Психогимнастика «Цветы»

(Проводится под музыку Чайковского)

Представьте, что вы – маленькие семена цветов. Вас посадили в землю на клумбе. Теплый солнечный луч упал на землю и согрел семена. Из них проросли маленькие росточки, совсем слабые, хрупкие, беззащитные. Но вот пригрело весеннее солнышко, и маленькие росточки начинают быстро расти. Вот росток, набрался сил, выбрался, наконец, на свежий воздух. Ваши листики подросли, стебель стал крепким, вы тянетесь к свету, к солнцу. Как хорошо! Вот на стебле появился маленький бутон. Он растет, набухает, и, наконец, разворачивает лепестки, вот они распрямились, и все вокруг увидели прекрасный весенний цветок.

В: Сегодня мы с вами превратимся в ученых – агрономов. Кто-нибудь из вас знает кто такой агроном? Агроном- специалист по выращиванию растений. Какие вы знаете растения? (ответы детей) Что нужно растениям для быстрого роста? (ответы детей) Как вы думаете, растения- живые или нет (ответы детей) Правильно, растения- живые. Они растут, дышат, питаются. Какие вы знаете растения, растущие на клумбах? (ответы детей).

Отгадайте загадки:

На стебле зеленом
Рос красный бокал,
Нектаром он бабочек
Всех угощал. (тюльпан)

Что за чудо на поляне
В дивном белом сарафане
И зелёная рубашка
С жёлтым пятнышком. (ромашка)

Этот бархатный ковёр

Будет ярок до тех пор,

Пока осень, холода

Не нагрянут к нам сюда.

Ярко-рыжие головки

Лето всё без остановки

Так цветут, что во садах -

Красотища - просто "ах". (бархатцы)

В нашем парке есть газоны,
Расцвели там...патефоны!
Пурпурный, белый, цвета вишни...
Вот только музыки не слышно. (петуния)

Д/И: части растения.

Дети показывают с помощью картинок (корень, стебель, листья, бутон, цветок.) макет растения.

Послушайте, что я вам расскажу о растениях, семена которых мы будем сегодня сажать.

У бархатцев лепестки нежные, похожие на бархат.А ещё мало кто знает, что это лекарственное растение, например отвар из цветков лечит простуду, а ванны с цветками бархатцев имеют успокаивающее свойство.

Цветы петунии напоминают воронку. По размеру и форме их делят на мелко- и крупноцветные, махровые и простые. Спектр расцветок очень широк – от чисто белого, светлых тонов жёлтого, розового до насыщенных красных, синих и фиолетовых. Часто встречаются разновидности петуний сочетающих различные оттенки и имеющие пёстрый рисунок цветов. Края лепестков могут быть гладкими и бахромчатыми.

Д/И: части цветка.

Дети показывают с помощью картинок (лепестки, пестик, тычинки.).

В: Кто знает из чего вырастают бархатцы и петуния? (ответы детей)

Рассматривание и посев семян бархатцев.

Ребята, сегодня мы посеем семена растений в землю, будем ухаживать за ними и наблюдать.

Рассмотрите, какие семена бархатцев. Возьмите лупы и рассмотрите семена, положив их на белые полоски бумаги (дети рассматривают семена). Семена бархатцев - э то сильно сплюснутая, продолговатая семянка. Цвет плодов чёрный или коричневатый, нижний конец почти белый.

А теперь рассмотрим семена петунии. Семена петуниималенькие и круглые. Чем они отличаются (бархатцы – тонкие, продолговатые, темно-коричневые, маленькие; петуния - круглые, коричневые и маленькие.) А чем похожи семена? (в каждом семени прячется будущее растение). Воспитатель рассказывает детям что, перед посевом лучше отобрать семена, которые не пригодны для проращивания (проверяют). Для этого берём ёмкость с водой и бросаем туда немножко семян. Полновесные тонут, легковесные всплывают и отбраковываются.

Упражнение для глаз «Глазки»

(снятие зрительного напряжения)

Движения глазами выполнять медленно, не поворачивая головы.

Глазки влево, глазки вправо,

Вверх и вниз, и всё сначала.

Быстро, быстро поморгай –

Отдых глазкам своим дай!

Чтобы зоркими нам быть –

Нужно глазками крутить. (Вращать глазами по кругу.)

Зорче глазки чтоб глядели, разотрём их еле-еле. (Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз.)

Дети вместе с воспитателем проводят опыт, выбирают семена для посева.

Воспитатель спрашивает детей, что нужно для посева семян.(ответы детей).

С помощью воспитателя, дети на дно укладывают дренаж – мелкие камушки (это обеспечит сток воды). Затем дети вместе с воспитателем заполняют контейнер землёй.

Контейнер заполняется землёй так, чтобы до края оставалось немного места. В этом случае вода при поливе не будет выливаться из контейнера.

Посев семян.

В: Мы будем сажать цветочные семена, из них вырастет рассада, которую мы потом рассадим в каждый стаканчик и они у нас зацветут, если, конечно, сажать их будете с любовью. Как вы думаете, что значит с любовью?

Ответы детей: аккуратно брать семя, слегка присыпать землёй, можно сказать ему что-нибудь ласковое.

В: Правильно, а какие ласковые слова вы будете говорить? (Ответы детей).

В: Ребята, а что вырастет из семян, кто знает?

Ответы детей: рассада.

Показать детям опорную схему посадки семян и вместе обсудить последовательность действий.

В: Семена надо разложить на поверхности подготовленной почвы на небольшом расстоянии друг от друга, а затем засыпать их мелко просеянной землёй и полить.

Воспитатель предлагает детям подумать, куда можно поставить контейнеры с посадками. Дети называют разные места в группе (шкаф, батарея, подоконник, стол). Их предложения обсуждаются, выявляется, насколько это место соответствует оптимальным условиям для роста семян. В результате приходят к единому выводу, что лучшее место – подоконник, рядом с батареей, где есть свет, тепло и постоянно свежий воздух.

Воспитатель показывает рисунок, на котором нарисован поникший цветок.

Дети, как вы думаете, что могло случиться с этим прекрасным цветком?

(ответы детей: не было дождей, забыли полить, сильно пекло солнце.)

Что необходимо для цветка, чтобы он нормально рос и развивался? (ответы детей: почва, вода, воздух, свет, тепло).

А почему цветы красивые и приятно пахнут? (воспитатель подводит детей к ответу: привлекать насекомых, которые пьют у них нектар, и опыляют растения)

Физминутка «Бабочка».

Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.

Игра «Какого растения не стало?»

На стол выставляется четыре или пять растений. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.

В: Ну, что ж, будем ждать, когда прорастут семена. Зато потом, какие красивые будут наши цветы на подоконниках. Ребята, а когда наши цветы будут цвести красиво и радовать нас, кого мы ещё можем порадовать ими. (Ответы детей, подвести детей к тому, чтобы подарить цветы мамам.)

В: Я очень рада что вы научились делать такое важное доброе дело. Но давайте помнить

Если я сорву цветок

Если ты сорвешь цветок

Если все: и я и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты

Дети: Мы не будем рвать цветы

Это капли красоты.

Пусть они растут, цветут

Радость нам они несут.

Итог занятия.