Что такое ландшафтный дизайн? Основные стилевые направления ландшафтного дизайна. Проектирование и планировка участка

Ландшафтный дизайн – это самое настоящее искусство, которое состоит из трёх больших направлений. Первое направление – это архитектура, строительство и проектирование. Второе направление – это ботаника и наука выращивания растений. И, наконец, третье направление – это история и философия. И только все вместе эти составляющее и будут называться ландшафтным дизайном.

При планировании ландшафтного дизайна дизайнер должен учитывать несколько аспектов. Самое главное – это простота, удобство, практичность, красота и эстетичность.

Кустарники и газоны, деревья и цветы, клумбы, озёра и фонтаны... Здесь всё должно быть очень тщательно спланировано. Именно поэтому на первом этапе проект рисуется на бумаге, а затем воплощается на компьютере. Здесь можно увидеть все недостатки, внести какие-то важные изменения, и, конечно, показать проект человеку, который его заказал.

А самое главное – дизайнер ландшафта ни в коем случае не должен забывать о таком компоненте, как искусственное освещение.

Красиво оформленный ландшафтный дизайн возле дома или даже возле офиса – это отражение индивидуальности человека, который здесь живёт или работает. К тому же замечено, что красивый и правильно сделанный ландшафтный дизайн улучшает настроение, а если такой дизайн будет выполнен возле магазина, то покупателей здесь будет намного больше, чем в магазине, вокруг которого просто уложен асфальт и совсем нет никаких цветов.

Конечно, можно заказать ландшафтный дизайн той или иной территории у профессионала своего дела. Но почему бы не попробовать это сделать самому? Немного фантазии, немного времени и желания – и вашу территорию приусадебного участка или маленького садика возле дома будет просто не узнать!

Самое популярное направление в ландшафтном дизайне – это альпийские горки. Такие горки можно увидеть практически в каждом городе, а нередко и на территории школы, садика, училища или другого общественного здания.

Очень хорошо такие горки сочетаются с небольшими фонтанчиками, ручейками или даже мини-водопадами. Не стоит думать, что альпийская горка – это всего лишь груда камней. Основной элемент здесь – это камни. А вот цветы и растения – это всего лишь дополнение, красивое и очень живое.

Ещё один популярный элемент ландшафтного дизайна – это сухой ручеёк. Здесь вместо воды используются небольшие камешки, которые имитирую течение воды. Такой ручеёк очень и очень красиво смотрится в любом саду. Однако один только сухой ручеёк – это всего лишь начало ландшафтного дизайна. Возле ручейка стоит обязательно установить альпийскую горку, высадить растения, например, на берегу такого ручейка стоит посадить лилии, тростник. Если ручеёк довольно широкий, то через него можно перекинуть деревянный мостик.

Ландшафтный дизайн – это искусство, которое просто невозможно без фантазии и без ярких и свежих задумок. Соорудить альпийскую горку, правильно подобрать растения, сделать сухой ручеёк, расставить по территории большие керамические изделия, сделать красивое озеро… Это и есть искусство. Искусство красоты, без которой мир был бы очень серым и скучным.

Садово-огородных культур), ландшафтный дизайн - более общая и универсальная дисциплина. Главная задача ландшафтного дизайна - создание гармонии, красоты в сочетании с удобствами использования инфраструктуры зданий, сглаживание конфликтности между урбанизационными формами и природой , зачастую от них страдающей.

Ландшафтный дизайн может быть частным случаем более общего понятия - ландшафтного проектирования.

История

С древних времён сады являлись традиционной формой организации окружающего пространства с помощью зелёных насаждений. Особую популярность они получили при дворах правителей и вельмож стран Востока. Далее садоводство как искусство распространилось практически повсеместно. При этом долгое время важную роль играла утилитарность садоводства (потребление фруктов и селекция фруктовых деревьев), позднее большее внимание получила декоративность цветов. Но ни фруктовые деревья, ни цветы не имеют столь широкого распространения в современном ландшафтном дизайне, особенно в его современной урбанистической форме. Ландшафтный дизайн - понятие собственно XX века. Термин возник в Западной Европе, в первую очередь в густонаселённых и индустриально развитых странах: Великобритания, Германия, где массовая индустриализация и рост пригородов быстро привели к давлению на окружающую среду.

Основные положения

  • Простота
  • Удобство и практичность

Проектирование и планировка участка

Первый этап по подготовке местности к проведению ландшафтных работ начинается с художественного проектирования, то есть создания набросочного плана, основные правила которого:

  • Посадка и размещение растений должна иметь групповой характер, то есть растения одного вида или близкородственных видов должны быть посажены в непосредственной близости друг от друга, в противном случае местность приобретает куцый, пустынный вид.
  • При посадке растений и проведении других художественно-оформительских мероприятий следует избегать прямых линий. Растения в особенности не рекомендуется сажать по прямой линии, так как это не способствует развитию у них кустистости. Крайне строгая симметрия также нежелательна из-за своего неестественного вида, хотя определённая уравновешенность и сбалансированная композиция элементов дизайна должна непременно присутствовать.

Компоненты ландшафтного дизайна

Элементы ландшафтного дизайна многообразны. Основные их группы:

  • Сами здания , формирующие центр ландшафтного проекта, основная цель которого - сгладить неестественность геометрически правильных конструкций , смягчить их давление на окружающую природу, убрать строительный мусор , замаскировать дефекты и изъяны. Здания могут быть одно- или многоэтажными, одиночными или комплексными, частными или коммерческими, типовыми или стилизованными, предназначенными для самых разнообразных целей.
  • Газонное покрытие, формируемое разного рода травами .
  • Зелёные насаждения в форме отдельных деревьев, кустарников, цветов, а также их комбинаций и целых ансамблей (сад , клумба , рабатка и т. д.)
  • Более мелкие художественные детали (музыкальная подвеска , светильник, свечи и т. д.)

Зелёные насаждения

Зелёные насаждения -это совокупность древесных, кустарниковых и травянистых растений на определенной территории

Основа и главный фон всех насаждений ландшафтного дизайна - газон или газонное покрытие. Различаются:

  • Английский газон - составлен из осоки и родственных злаковых трав; имеет правильный, подстриженный, но несколько неестественный вид, быстро «надоедает» глазу, больше подходит для индустриально-деловых и профессионально-спортивных секторов.
  • Мавританский газон - в его состав, помимо трав, входят и полевые цветы, имеет асимметричный и довольно яркий, нарядный вид, косится лишь пару раз в год, больше подходит для застроек частного сектора с индивидуальной планировкой для рекреационно-развлекательных целей.

Деревья

Дерево - это связный ациклический граф. Связность означает наличие путей между любой парой вершин, ацикличность - отсутствие циклов и то, что между парами вершин имеется только по одному пути.

Кустарники

Кустарники - это растения средней высоты, обычно не более метра. У них твердые и гибкие стебли, которые начинают ветвиться у самой земли. Обычно кустарники растут в засушливых и жарких районах, и поэтому у многих из них мелкие и жесткие листья, из которых не так быстро испаряется влага, и корни, уходящие глубоко в землю, способны добывать воду из самых нижних слоев почвы, где она сохраняется во время засухи.

Вода

Водоёмы

При создании водоема особое значение играют материалы, из которых он изготовлен. Можно выделить гибкие изоляционные покрытия и жесткие формы, отличающиеся друг от друга сроком службы, технологией установки (укладки) и дальнейшей эксплуатации. В качестве основных материалов для создания водоемов используют:

  • полиэтилен;
  • стеклопластик;
  • пленку из ПВХ;
  • бутилкаучуковую резину.

Пруды из полиэтилена отлично подходят для создания декоративного водоёма небольшого размера и объёма (130-4200 л). Жесткие формы из пластмассы удобны в установке и устойчивы к вредному воздействию УФ-лучей и низких температур. Срок службы таких прудов более 10 лет. В качестве недостатка выступает неравномерная толщина стенок (неравномерность зависит от применяемой при изготовлении технологии и соблюдения производителем контроля качества готовой продукции).

Пруды из стеклопластика идеально подходят для создания водоёмов небольшого объёма (от 350 до 1200 л). В установке они также просты, как и формы из пластмассы, но они более устойчивы к вредному воздействию окружающей среды. Срок службы таких форм до 30 лет. К достоинствам пруда из стеклопластика можно отнести возможность его ремонта и выбор разных цветов при изготовлении. Встречаются пруды из стеклопластика и большего размера (до 4000 л), но их установка требует высокого уровня профессионализма.

Пленка из ПВХ отличается тем, что с помощью данного материала можно создать водоём любой формы и любого размера. Для прудов площадью менее 15 кв.м. и глубиной не более 0,7 м используется плёнка толщиной 0,5 мм. Для водоёмов большей площадью и глубиной до 1,5 м используется плёнка толщиной 1 мм. Срок службы - не менее 10 лет, пленка подлежит ремонту.

Бутилкаучуковая резина (EPDM мембрана) - материал сходен с пленкой ПВХ, но имеет более высокие показатели по прочности и надёжности. Особенно идеально подходит для создания водоёмов большого размера. Срок службы 10-30 лет, ремонт осуществляется с помощью специальных лент и клеёв. Сейчас стало модно устраивать искусственные водоемы в саду. Любой даже не большой водоем привлекает к себе внимание и делает сад неповторимым. Как правило водоем украшают естественным камнем. А также вокруг водоема садят многолетние растения, которые создают плавный переход от газона к воде. Летом водоем является источником свежести и охлаждающей влажности воздуха. Поэтому он притягивает к себе человека. Чтобы пруд выглядел хорошо нужно тщательно подобрать растения, которые создадут тень для водоема, не давая ему перегреваться.

Ручьи и каскады

Ручей - небольшой водоток, обычно шириной от нескольких десятков сантиметров до нескольких метров. Обычно длина ручья не превышает несколько километров, а глубина редко превышает 1,5 метра. Скорость ручьёв как правило достаточно велика (несколько метров в секунду).

Фонтаны

Фонтан - (итал. fontana, от лат. fons, fontis - источник, ключ) - сооружение, служащее основанием или обрамлением для бьющих вверх или стекающих вниз струй воды. Первоначально фонтаны сооружались преимущественно только как источник питьевой воды. Затем сочетание движущейся воды с архитектурой, скульптурой и зелеными насаждениями стало одним из средств создания различных решений в архитектуре и садово-парковом искусстве. Фонтаны были излюбленным украшением городских площадей в античных, средневековых западноевропейских городах, в странах Ближнего и Среднего Востока, в Индии. В 16-18 вв. создавались грандиозные системы фонтанов на виллах и дворцово-парковых комплексах. Современным фонтанам придается декоративный характер, который усиливается электрической подсветкой и музыкой в вечерние часы (Барселона).

Садовые аквариумы

Садовый аквариум - это современное решение для ландшафтного дизайна. Садовым аквариумом является небольшой искусственный водоем правильной геометрической формы, предназначенный для выращивания декоративных и промысловых рыб (карпов кои , карасей, осетров и др.) и любования ими. Площадь водного зеркала составляет от 5 до 15 м2, глубина от 150 до 250 см. Дно устраивается с конусным уклоном примерно 5° к месту расположения донного слива. Садовый аквариум может иметь стеклянные грани для наблюдения за рыбами и место для кормления рыбы.
Так как садовый аквариум предназначен для разведения рыб, к качеству воды предъявляются повышенные требования. Необходимо использовать Уф-лампы для обеззараживания воды, прудовые фильтры или полноценные системы фильтрации воды соответствующие размерам водоёма.

Малые архитектурные формы

Понятие малых архитектурных форм (коротко МАФ) возникло давно, и под ним понимают сооружения, оборудование и художественно-декоративные элементы внешнего благоустройства, дополняющие основную застройку населённых мест. К МАФ относят светильники наружного освещения (или как их сейчас модно называть - ландшафтные светильники), садово-парковые сооружения, фонтаны, обелиски, мемориальные доски, городскую уличную мебель, урны и т. д. К современным малым формам при производстве и покупке предъявляются следующие требования:

  • Экономичность. Оценивается дешевизна малых архитектурных форм, это требование экономического характера.
  • Эстетичность МАФ. Они должна учитывать архитектурные, композиционные, художественные закономерности пространства городской среды.
  • Безопасность малых форм, то есть они должны обладать низкой травмоопасностью.
  • Функциональность МАФ. Заранее должны быть определены габариты, подбраны материалы, разработаны определённые конструктивные решения с учетом назначения и возможных особенностей использования малых форм.
  • Технологичность МАФ. То есть должны быть учтены особенности применяемых материалов и технологии процесса изготовления.
  • Ещё можно назвать универсальность малых форм. В них должен быть минимум деталей, чтобы эти изделия могли собрать даже не подготовленные люди.

Организация освещения

Создание ландшафтного освещения начинается с плана участка где указываются все размеры и наносятся: часто посещаемые места (зоны активности), точки привлечения внимания (интенсивно освещенные участки), места которые должны быть подсвечены (дорожки, ступеньки, мосты, лавочки), точки питания электроэнергией.

Существуют несколько основных приемов ландшафтного освещения:

  • подсветка сверху вниз
  • подсветка снизу вверх
  • подсветка путей (пешеходные дорожки, подъездные пути)
  • задняя или контражурная подсветка (используется для создания силуэтов, теней)
  • точечное освещение (используется для привлечения внимания)
  • подводное освещение

Другие приемы освещения (например, колыхающиеся «пламя», анимированные проекции) обычно носят декоративный характер, основываются на особенностях ландшафта и ограниченны в использовании.

См. также

Примечания

Литература

  • Гарнизоненко Т. С. Справочник современного ландшафтного дизайнера. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 313 с. - (Строительство и дизайн). - ISBN 5-222-06328-3 - УДК 71(035.3)
  • Доронина Н. Ландшафтный дизайн. - Фитон+, 2006. - 144 с. - ISBN 5-93457-088-9

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Ландшафтный дизайн" в других словарях:

    ландшафтный дизайн - Проектирование фрагментов архитектурно ландшафтной среды в целях их наилучшего приспособления к потребностям человека … Словарь по географии

Ландшафтный дизайн — этот термин сейчас знаком не только , но и жителям мегаполиса. Ведь всем людям хочется преобразить свой мир, создать тот сад, где языком самой природы будут выражены их представления о совершенстве, тем более, для озеленения и благоустройства всегда найдётся место, будь то загородный участок, крыша многоэтажки или просто лужайка возле ресторана.

Как правило, фирмы, занимающиеся ландшафтными работами, предлагают специализированные профессиональные услуги. В таких бюро можно заказать ландшафтный дизайн и ландшафтное проектирование, благоустройство территорий (беседки, освещение, дренаж), озеленение (устройство зелёных изгородей, газонов, цветников, клумб, посадку деревьев и кустарников, зимние сады, фитодизайн интерьера, альпийские горки, рокарии, миксбордеры), мощение дорожек, декоративные водоёмы. Основным принципом работы хороших фирм является сочетание опыта и качества, плюс максимальное удовлетворение пожеланий заказчика.

В отличие от огородничества или садоводства, основная задача которых имеет сельскохозяйственную направленность, — это искусство и практические действия по озеленению и благоустройству. Главная задача ландшафтного дизайна - создание гармонии и красоты в сочетании с удобным использованием инфраструктуры построек. Хорошие фирмы предлагают такие услуги, выполненные на высоком профессиональном уровне.

Ландшафтный дизайн – это увлекательный и творческий процесс, направленный на благоустройство и озеленение участков земли. Ландшафтный дизайн можно назвать своего рода искусством, требующим немалых финансовых вложений и особых знаний. Ландшафтный дизайн включает в себя возведение альпийских горок , оформление газонов и клумб, организацию полива и освещения, создание искусственных водоемов, включение малых архитектурных сооружений, в частности, беседок, скульптур, качелей, мостиков и пр.

История

Ландшафтный дизайн как искусство создания садов и парков берет свое начало из глубины веков.

Четкое определение «ландшафтный дизайн» впервые появилось лишь двести лет назад в США, однако яркий и насыщенный путь возникновения и развития стилей этого направления исчисляется многими веками.

Считается, что первые попытки возведения садовых участков предпринимались еще в 10-8 веках до нашей эры в Древнем Египте. Уже тогда при дворцах и храмах, принадлежавших знатным вельможам, фараонам и жрецам, создавались бассейны, искусственные водоемы , фонтаны, зоны отдыха с применением декоративных насаждений, прямолинейные аллеи и дорожки, украшенные вазами, колоннами и скульптурами.

В Китае искусство ландшафтного дизайна зародилось около трех тысяч лет назад. Изначально формирование ландшафтного стиля происходило под влиянием философии и религии, а по большей мере теории следования законам Вселенной. Неоспоримое воздействие оказал и фэн-шуй. Высокий уровень садового искусства во все времена базировался в развитой культуре Японии. Необычные растения, строгие линии, узкие водные каналы – все это на протяжении многих веков характеризует стиль японского ландшафтного дизайна.

Франция также не уступала другим развитым странам в ландшафтном искусстве. Для него были характерны стриженые кустарники и деревья, широкие аллеи, бассейны, цветники коврового типа, фонтаны и каскады, одним словом – роскошь. Итальянский стиль ландшафтного дизайна отличался обилием белого камня, балюстрад, большим количеством лестниц и, конечно же, многочисленными оливковыми рощами.

Большое значение для развития ландшафтного дизайна имела эпоха Возрождения. У людей возникло стремление к свободе и радостям жизни, изменились и взгляды на жизнь, и на понимание места садового участка. Сады и парки стали не только естественным компонентом чудесных феодальных поместий, но и заняли значительное место в городских застройках. В садах того времени располагались декоративные переходы с аллеями, арки, лестницы, насаждения душистых растений и разнообразными малыми архитектурными строениями.

В начале XVІІ века особой популярностью пользовались скульптуры, сформированные из зеленых насаждений. Больше внимания стало уделяться цветовому решению садового ландшафта. Часто в садах и парках возводили специальные смотровые площадки. Эпоха классицизма характеризовалась строгими геометрическими формами и сдержанностью. Причем смена стилистических направлений происходила постепенно, вытесняя старые веяния.

В конце XX века в садах стали строить фантастические конструкции. Домашний интерьер был максимально приближен к садовому ландшафту. Особое внимание было уделено растительности и внедрению цветочных композиций. В XXІ веке ландшафтный дизайн «перенесся» и на частные земельные участки, и применяется независимо от возможностей и размеров. Сегодня в ландшафтном дизайне используют целый ряд стилей, пришедших из древних направлений оформления парков и садов, но в значительной мере усовершенствованных за счет новых технологий, материалов и инновационных идей.

Основные стили

В настоящее время на фоне множества направлений выделяют следующие стили:

  • Классический стиль – отличается строгой геометрией форм и линий с четким цветовым решением.
  • Пейзажный стиль – характеризуется плавными линиями и переходами, с минимальным вмешательством человека.
  • Японский стиль – основным принципом является подражание естественному ландшафту.
  • Деревенский стиль (кантри) – характеризуется максимальной простотой и естественностью.

Секреты и основные элементы ландшафтного дизайна

Ландшафтное проектирование – это комплекс объемно-пространственных и архитектурно-планировочных решений, применяемых для разработки методов художественного оформления садового участка.

Существует довольно много различных методов ландшафтного проектирования. Выбор определяется стилистическим направлением, в котором и будет оформлен земельный участок. Создание проекта лучше поручить специально обученным людям, которые обследуют территорию, разработают план, организуют все работы, связанные с озеленением, архитектурными постройками и пр.

На проектирование ландшафтного дизайна компании может понадобиться примерно один месяц, да и работы по созданию всего намеченного длятся не один день. Самостоятельно воплотить все желания на высочайшем уровне не каждому человеку под силу, поэтому необходимо трезво оценить свои возможности.

Благоустройство участка, как и в любом другом процессе, имеет свои основные элементы:

  • прокладка тропинок и дорожек;
  • подготовка почвы для посадки растений;
  • возведение малых архитектурных форм утилитарного и декоративного характера;
  • подбор растений с учетом сочетаемости, назначения, привлекательности.

Сад можно смело назвать большим домом под открытым небом, украшением которого будут служить малые архитектурные сооружения, например, беседки , смотровые площадки, бассейны, качели, скамейки, декоративные колодцы и мельницы и пр. Без них садовый ландшафт будет смотреться скучно и не интересно. Тоже самое можно сказать и об озеленении участка, подразумевающее создание цветников, клумб, боскетов, стриженых стенок и живых изгородей ; посадку кустарников и деревьев; разбивку аллей и пр.

Ссылки

  • Асиенда.ру , социальная сеть для садоводов, огородников и цветоводов
  • Ландшафтный дизайн , социальная сеть для родителей Stranamam.ru
  • Заповедные садовые тропы , женский журнал myJane

Введение

Дипломная работа разработана по теме "Благоустройство и озеленение загородного участка. Малые архитектурные формы для искусственных водоемов"

Актуальность данной работы обусловлена высокой популярностью и востребованностью ландшафтного дизайна. В работе использованы современные материалы в области проектирования различных в функциональном отношении объектов.

Данная работа посвящена ландшафтному проекту, созданному в процессе учебного дизайн-проектирования.

Целью работы является анализ и обобщение разработанного ландшафтного дизайн-проекта по благоустройству прилегающей территории загородного дома.

Ландшафтный дизайн

Определение ландшафтного дизайна

Слово дизайн в переводе с английского означает рисунок, чертеж, проект, но одновременно и сам процесс проектирования, а, кроме того, и его результат -- проект. Вместе с известным из географии термином "ландшафт" ландшафтный дизайн предполагает проектирование ландшафта, организацию пространства под открытым небом. Ландшафтное проектирование - научное направление, создавшееся из художественного синтеза и взаимодействия географии, истории, искусствоведения, философии, городского строительства и т.д. Ландшафтный дизайн включает в себя обустройство городских парков, самих городов, озеленение, садоводство. Перед началом обустройства окружающего пространства любого объекта, будь то дачный сад, или городской парк, нужно знать, что любой ландшафт и каждая отдельная его часть таит в себе не только возможности, но и ограничения.

Необходимо не только выделить основные художественные особенности, но и учитывать естественные законы развития ландшафта.

Создание ландшафта и способы формирования его композиции, прежде всего, зависят от природных условий: климата, который создает условия для комфортного отдыха и определяет выбор растительности; рельефа, который обуславливает решения технического и художественного плана (из-за особенностей рельефа формируется природное разнообразие и культурный ландшафт); почвы и растительности - они обуславливают возможности озеленения и т.д.

Именно поэтому оценка геоморфологического состояния почвы и вероятности изменений на раннем этапе работ - обязательное условие для организации правильного дизайна участка. На стадии проектирования должен быть создан подробный анализ ландшафта участка. Должны быть детально рассмотрены все элементы, расположены и на проектируемой территории, и в пограничной территории. Во время процесса надо изучить почву и флору окрестностей. И только выполнив все исследования, можно начать проектирование ландшафта.

Основные принципы ландшафтного проектирования

Выбор "идеи".

Проектирование любого ландшафта должно быть подчинено четко сформулированной внутренней идее. В наиболее известных историко-культурных ландшафтах последовательность пейзажей обязательно продумывалась, увязывалась с маршрутом прогулок, внешним природным окружением. Между особенно эффектными видами вводились пейзажные паузы, чтобы дать посетителю эмоциональную передышку, а затем удивить вновь открывающимися выразительными ландшафтами. Этот прием ландшафтного дизайна позволяет избежать однообразия и создать постоянную смену картин. Что актуально даже при проектировании маленького участка, т.к. даже будучи ограниченным размером, дизайнер, проводя грамотное зонирование должен придерживаться какой-либо идеи (например, средиземноморского сада или классического французского сада "a la Versaille", но ту важен размер участка), либо сада "natural garden".

Организация пространства.

Любой ландшафт представляет собой объемно-пространственную структуру, которая состоит из следующих элементов:

· планировочных (аллеи, тропинки, площадки и т.п.)

· объемных (формы рельефа, камни, древесно-кустарниковая и травянистая растительность, крупные архитектурные сооружения и малые формы)

· плоскостных (водоемы, лужайки, поляны, партеры и т.д.)

При создании планировочной композиции ландшафта важен учет закономерностей его зрительного восприятия.

К ним относятся:

Закон линейной перспективы. Как правило, предметы выглядят лучше, если расположены, либо на горизонтальной поверхности, либо на поверхности с небольшим подъемом.

Но некоторые объекты проектирования наиболее интересны при рассмотрении сверху или снизу. В частности, планировочные элементы ландшафта (водоемы, лужайки и др.) выглядят наиболее выигрышно при рассмотрении их сверху, а некоторые объемные элементы (деревья с архитектурной или шаровидной формой кроны) более эффективно смотрятся на фоне неба, поэтому на них лучше смотреть снизу.

Кроме этого, расстояние между зрителем и отдаленным предметом оптически сокращается, если скрыть лежащую между ними местность (кулисами кустарников понижением рельефа). Глаз наблюдателя в данном случае не имеет масштаба для сравнения, поэтому интересный пейзаж окружающей местности будет зрительно включаться в культурный ландшафт.

Закон воздушной перспективы имеет большое значение для ландшафтного дизайна. Чем дальше от наблюдателя располагается предмет, тем больше смягчаются его окраска и очертание. Скажем, использование на значительном удалении от зрителя древесно-кустарниковой растительности с мягкими очертаниями крон и синеватым оттенком листвы и хвои значительно усиливает впечатление глубины пейзажа. Расположение насаждений с серебристой, пестролистной и светлоокрашенной листвой на переднем плане будет оптически приближать их к наблюдателю.

Свет и тень.

В ландшафтном дизайне особое значение имеют данные по освещенности, контраста света и тени, цветовой гаммы, но особенно важна их роль в пейзажном стиле, поскольку именно он заинтриговывает посетителей постоянной сменой цветовых и световых форм природы в течение суток и сезонов года. С помощью светотени можно подчеркнуть выразительность, объемность растительных групп и архитектурных сооружений. Следует учитывать ориентацию по сторонам света, направление и силу освещения солнечных лучей в разное время суток.

Боковое освещение наиболее контрастно высвечивает фактуру растительности и архитектурных сооружений, поскольку наиболее благоприятным условием освещения пейзажей является угол падения солнечных лучей 15-45*С.

Различают утреннее, дневное и вечернее освещение. Утреннее освещение наиболее эффектно. Тени ясные и четкие, в наибольшей степень оттеняют все особенности формы предметов. Поэтому чтобы использовать эффект от освещения утренними лучами, необходимо располагать главные части ландшафта к северу, югу, западу от точки наблюдения. Дневной свет слишком яркий, в нем золотятся и плохо читаются формы. Поэтому обозреваемые пейзажи не должны располагаться в южном и юго-западном направлении. Объекты ландшафта, предназначенные для вечернего освещения, следует спроектировать от наблюдателя на юг и восток.

Цветовая гамма насчитывает более 130 оттенков, а общий колорит пейзажей меняется не менее 9 раз в году. В создании колористки ландшафта одинаково важен не только общий подход к цвету, но и продуманность деталей. Для ландшафтного дизайна важно влияние цвета на организм человека.

Например, красный, оранжевый, желтый, розовый, пурпурный цвета возбуждают и вызывают бодрое и радостное настроение. Напротив, фиолетовый, синий, зеленый обладают успокаивающим действием, способствующим замедлению пульса и снижению артериального давления.

Важно чтобы цветовые сочетания строились на принципах цветовой гармонии: либо на основе контраста, либо как сочетание оттенков одного цвета. Важно, чтобы не создавалось впечатление излишней пестроты, хаоса или перенасыщенности цвета.

Однако цвета нельзя использовать в одинаковых количествах. Они не должны занимать равные площади, т.к. нарушится оптическое равновесие.

Цвет и свет.

Цвет и свет в ландшафте тесно взаимосвязаны. Красный цвет при ярком дневном освещении выступает вперед, приближается; при сумеречном - служит фоном и создает впечатление глубины. Желтый цвет приподнимает поверхность. Она кажется более обширной. Белый и желтый распространяется на близлежащие более темные цвета. А голубой при дневном освещении удаляет предмет, поэтому его часто используют для оптического расширения небольших участков. При сумеречном свете темно-синий, фиолетовый и черные цвета уменьшают объем. Зеленый цвет самый спокойный. Он уравновешивает другие цвета. Например, газон слишком яркий, роскошный бордюр. Однако в больших пространствах зеленого цвета человек подчас чувствует себя не комфортно, пытаясь отыскать взглядом какой-либо элемент цвета. Сейчас в моде в ландшафтном дизайне монохромные сады, где превалирует зеленый цвет. Но, кажется, в нашем климате, где мы имеем зиму 6-7 месяцев в году (т.е. превалирует белый цвет), за несколько месяцев весны-лета хочется буйства красок, впрочем, возможно это субъективное мнение данного ландшафтного дизайнера.

Внесение цветового пятна, эффекта "света-тени" может оживить монотонность зеленого. Важнейшие приемы для ландшафтного дизайна - это ритм, контраст и нюанс, симметрия и асимметрия.

Прием ритмичного построения является повторение отдельных элементов и расстояний между ними, примером могут служить аллейные посадки. Устойчивое впечатление ритма формируется при повторении элементов не менее 4-6 раз, для избегания эмоционального переутомления ландшафтный дизайнер включает в них скульптуру, цветники, фонтаны, мини-водоемы, чередуют различные декоративные древесно-кустарниковые группы.

Контраст.

Контраст - сильно выраженное различие объектов по одной или нескольким характеристикам - по форме, цвету, открытости и закрытости пространства, цвету и тени.

Можно использовать в ландшафтном дизайне сразу несколько контрастных признаков, но контраст не должен быть слишком частым и резким.

В ландшафтном дизайне количество декоративных признаков для группы (древесно-кустарниковой, части бордюра и т.д.) максимально составляет 11.

При построении ландшафтной композиции обязательно сочетание контраста и нюанса. Нюанс представляет собой тонкий переход, едва уловимое отличие форм, красок и пространств. Нюансные отношения предназначены для наблюдения с очень близких расстояний, поэтому они требуют особой внимательности и продуманности. Как мы упоминали, в ландшафтном дизайне могут использоваться цветовые нюансы, например, в древесно-кустарниковой группе могут быть использованы виды контрастные по ряду признаков (форма кроны), но с нюансовыми оттенками - схожесть по плотности кроны и цветению.

Симметрия и асимметрия.

В ландшафтном дизайне гармония и симметрия могут быть достигнуты в результате использования двух приемов - симметрии и асимметрии.

Динамическое равновесие асимметричной композиции при обзоре должно создавать впечатление, что сумма элементов ландшафтной картины по одну сторону направления луча зрения (водоемов групп деревьев, солитеров, их цвета, освещенности и др.) уравновешивается соответствующей суммой контрастных элементов с другой стороны.

Для симметричной планировки характерны внесение упорядоченности строгости; четкое осевое деление территории, где одинаковые основные элементы композиции, а также их более мелкие части и детали располагаются на равном удалении от главной осевой перспективы, что создает впечатление торжественности.

Иногда симметрия и асимметрия переплетались в одном ландшафтном произведении. Особенно это заметно было в России, где парадная, примыкающая к дому часть, была выполнена в традиционно классическом стиле (симметрично), а парковая часть была в пейзажном стиле (т.е. асимметрично).

Необходимо разнообразие в ландшафтной архитектуре не только в генеральном плане сада, но и в деталях. Использование пространства и его умелое заполнение является важнейшей задачей ландшафтной архитектуры.

Основные стилевые направления ландшафтного дизайна

Стиль - это, прежде всего использование определенных растительных элементов и сочетание отдельных растений, вид декоративной отделки. Он должен хорошо сочетаться со стилем дома. Выбирая стиль, также надо учитывать и разнообразие моды, национальные особенности, традиции, природные условия земли. Также важны особенности территории, внимательно обдумать детали и позаботиться об экологии.

Различаются формальный (геометрический) и свободный (пейзажный) стили.

Формальный стиль.

Этот стиль в наше время не столь популярен, как раньше. Его характерные черты: строгость линий, регулярность, геометричность форм и участков и симметричность. Подрезание деревьев и кустов придет им различные геометрические формы. Формальный стиль обычно придает территории строгий, благородный вид, ощущение порядка и организации. Но особенно строгий стиль может перерасти в излишнюю помпезность.

Пейзажный стиль.

Создается на востоке, позже распространяется по всей Европе. Особенность стиля - сохранение естественности (гармония дикой природы). Например, наблюдая водоем свободных очертаний, в голову не придет мысль, что это - создание рук человека. Такой ландшафт создавать сложно потому, что изменение необходимо как можно больше приблизить к самой природе. Симметрическое расположение объектов гармонично входит в естественный пейзаж. Свободный стиль придает участку романтичности. На такой территории господствуют свобода и гармония.