Методы и правила ландшафтного дизайна. Правила составления ландшафтного дизайна и озеленения

Многие люди обожают облагораживать свой сад или дачный участок, но ландшафтный дизайн для начинающих осваивают лишь единицы, а остальные путем проб и ошибок стараются создать неповторимые пейзажи на своих территориях. Безусловно, что элементарные знания ландшафтного дизайна позволяют грамотно и красиво благоустроить цветник или создать альпийскую горку. Психологи утверждают, что счастлив тот, кто сумел сделать свое хобби любимой работой.

Обучиться данной науке можно не только на специальных курсах, но и выполнить это самостоятельно, знакомясь с теорией и отрабатывая практику на своем собственном участке. Ведь на самом деле это не так уж и сложно, главное — иметь немного свободного времени, желание и стремление. Создавать необыкновенный и красивый дизайн под силу не только профессионалам, но и каждому желающему, ведь окончательный продукт данной деятельности — это личное мироощущение и восприятие прекрасного в самой природе. В данном деле знания необходимы для того, чтобы грамотно выращивать растения, соблюдать правила их соседства и видеть, как проект будет выглядеть через несколько лет. Ведь для ландшафтного дизайна важна не сиюминутная картинка, а длительный процесс развития и кульминации.

С чего начать обучение ландшафтному дизайну

Специалисты рекомендуют начать самостоятельное изучение с основ проектирования и детального освоения участка. Составлять проекты лучше всего изначально на бумаге, но некоторые легко и довольно быстро осваивают специальные компьютерные программы. Сделать это не так уж сложно, но для работы с данными электронными продуктами необходимо параллельно освоить и тонкости изучения используемой территории. Это и наличие грунтовых вод, и вид преобладающего микроклимата, и роза ветров, и качество почвы. Все эти данные необходимы для грамотного создания ландшафта.

Итак, тем, кто начинает с нуля постигать азы ландшафтного дизайна, стоит изучить следующее:

  • как провести анализ почвы на определенном участке;
  • как определить микроклимат;
  • как определить преобладающее направление ветра на данном участке;
  • как уточнить уровень грунтовых вод.

Эти элементарные знания просто необходимы для того, чтобы приступить к работе на исследуемом участке. После того как будет проведен основательный анализ территории, можно приступить к созданию непосредственно дизайна.


Перед планировкой запаситесь инструментами и терпением!

Для того чтобы выполнить проект, любому дизайнеру необходимо осуществить ряд действий и запастись инструментами, среди которых следующие:

  1. Создать карту необходимо на миллиметровой бумаге формата А3 или больше. Кроме того, нужно запастись карандашами, ручкой, ластиком и маркером.
  2. Для фиксации точек основного вида требуется выполнить их фото, поэтому без фотоаппарата никак не обойтись.
  3. Компас.
  4. Две рулетки: одна мягкая, другая металлическая.
  5. Шпагат тонкий, плотный и колья для его фиксации.
  6. Спиртовой уровень.

Теперь, когда все инструменты подготовлены, можно приступить к выполнению замеров участка.

Выполнение замеров участка

У многих возникнет вопрос о том, с чего начать измерение. В первую очередь нужно перенести на свой план все неизменяемые точки и постройки на рабочей территории (это могут быть беседки, дом, баня и другие постройки), а также стоит учесть и зафиксировать деревья и кустарники, которые будут оставаться на участке. После того как элементарные наброски будут сделаны, необходимо перейти к выполнению замеров. Алгоритм действий следующий:

  1. Используя мягкую рулетку, необходимо измерить общую площадь рабочей территории.
  2. Если двор или садовый участок будет делиться на разные зоны, то нужно выполнить замеры каждого сектора в отдельности. Стоит знать, какой свободной площадью вы можете пользоваться в работе. Важно измерить каждый свободный сектор, не упуская из виду ни малейшей детали.

При помощи металлической рулетки нужно измерить неизменные объекты, их высоту и ширину, расстояние, на котором они находятся от точек отчета. Кстати, важно изначально, перед тем как начнете выполнять замеры, определиться с отправными точками. Это может быть постройка или другой важный ориентир. Профессиональные дизайнеры называют такие измерения «кроком», в них стоит, помимо расстояния, учитывать направленность света, именно для этого нужен в работе компас.


Не забудьте измерить не только ширину, но и высоту объектов

Составление базового плана

На следующем этапе стоит изучить, как составляются планы на бумаге. Здесь необходимо вспомнить геометрию и черчение из школьной программы. Для работы понадобятся: линейка, циркуль и треугольник. Все данные, полученные при замерах рабочей территории, переносят на миллиметровую бумагу. Важно не упустить ни одной детали. Схема составляется в крупном масштабе, приблизительно 1:50 или 1:100.

Начиная переносить рабочие кроки на бумагу, стоит соблюдать определенную последовательность:

  1. Изначально чертим общие границы участка. Переносим наличие построек на схему.
  2. Фиксируем неизменные элементы, такие как деревья, пруд или изгороди.
  3. Обязательно стоит обозначить на плане направленность ветров.
  4. Требуется не забывать о дорожках и тропинках, их в обязательном порядке фиксируем на бумаге и указываем их направленность.

План должен быть максимально подробным, тогда молодым учащимся дизайнерам можно будет избежать большинства ошибок в работе. Этот этап является очень важным. Хотя для большинства творческих натур он покажется весьма скучным и нудным, но без такой базы выполнение грамотного ландшафтного дизайна просто невозможно.


Составление плана — важная часть проектирования

Теперь стоит достать свои цветные карандаши и маркеры. На данном этапе необходимо выполнить зарисовку таких параметров, как:

  • участки земли с повышенной влажностью;
  • солнечные, открытые или затененные зоны;
  • почвенные зоны.

Опытные специалисты рекомендуют каждый такой участок запечатлеть на отдельном листе кальки. Этот лист изначально прикладывают к основной схеме, переносят границу и данную территорию (и так каждую зону по отдельности). В совокупности эти листы будут являться картой участка.

Рисуем план участка с помощью компьютерной программы (видео)

Стоит сказать, что параллельно можно обучаться работать с графическими программами, а их существует немалое количество, но, выполнив несколько раз базовую схему вручную, намного легче и проще понимать суть изображений на компьютерной карте. Необходимо вникнуть и понять, каким образом выполняется представление каждого сектора на рабочем участке. Профессиональным дизайнером используется в работе 2 вида программ: это графические, для изготовления базовой схемы, и позволяющие создавать трехмерные изображения. С их помощью на карту переносится и забивается весь набор ландшафтных форм и растительных единиц.


Двухмерное планирование участка с помощью компьютерной программы

Последними программами пользуются на завершающих этапах работы. Изучения данных систем намного облегчит работу и позволит до мелочей проработать свою дизайнерскую концепцию. Выполнение замеров участка, создание базовой схемы и карты территории — это есть самый первый шаг на пути создания ландшафтного дизайна. Многие профессионалы до сих пор предпочитают выполнять свои карты вручную. Это кропотливый труд, но который является фундаментальным в создании красивого дизайнерского проекта. Молодым и начинающим дизайнерам стоит набраться терпения и овладеть азами данной работы.

Создание дизайнерской концепции

Данный этап работы самый интересный и творческий, именно на нем формируется основная дизайнерская концепция. А именно, определяется стиль для дизайна, производится подбор материала и соответствующих растений. На бумагу переносятся все идеи и замыслы, прорабатываются и вписываются размеры деталей и растительных форм. При этом стоит учитывать следующее:

  • скорость роста того или иного растения;
  • максимальная высота и ширина растений;
  • допустимые соседства среди культур.

Для создания ландшафтного дизайна для начала стоит выбирать более простые, но красивые растения. Начинающему садоводу будет довольно сложно ухаживать и выращивать экзотические культуры. Специалисты рекомендуют остановить свой выбор на таких растениях, как:

  • можжевельник;
  • , сосновые виды растений;
  • боярышник;
  • барбарис;
  • калина;
  • разновидности древовидных пионов;
  • хризантемы;
  • розы разных видов;
  • юкка садовая;
  • примула;
  • люпин.

И это далеко не весь допустимый список растений для новичка, который поможет создать необычный красивый дизайн на своем участке. Уход за этими растениями довольно прост и позволит увидеть свои труды во всей красоте за короткие сроки.


Для начала выбирайте растения, которым нужен минимальный уход

При выборе материалов стоит отдавать предпочтение более натуральным и экологически чистым продуктам — это дерево, камни и гравий разного размера.

Важно выполнять работу в перспективе, так как большинство растений являются долголетними и планировка выполняется не на один сезон. Поэтому требуется учитывать все нюансы и в первую очередь необходимо продумать цветовое решение проекта.

Выбор цвета для ландшафтного дизайна

Научиться ландшафтному дизайну — это овладеть новыми знаниями в геометрии, геодезии, биологии и в изобразительном искусстве. Художественные навыки — далеко не все, что требуется. Необходимо изучить основу цветовой палитры, как грамотно соединять тона, какая гамма будет базовой, а какая — дополнительной, при этом необходимо уметь выставлять яркие акценты в общей картине.


Заранее продумайте о цветовом решении вашего участка

Определение цвета будет исходить из выбранного стиля, ведь у каждого есть свой основной тон и допустимые оттенки для его создания.

Выбирая растения, стоит рассматривать их в перспективе, то есть нужно учитывать, какого они будут цвета и размера, чем их можно в случае необходимости заменить, не нарушая при этом общего решения всего ландшафта.

На данном этапе поможет изучение разновидностей растений, в какой сезон стоит высаживать цветы или кустарники, а кроме того, необходимо знать все тонкости и секреты выращивания и ухода за выбранными культурами.

Секреты красивого дизайна

  1. Любой участок будет смотреться гармоничным, если в нем достаточно простора, а лишняя загроможденность и перегруженность будет восприниматься тяжело и некомфортно. Поэтому для создания большего пространства профессионалы используют такие хитрости, как многоуровневые зоны. Это могут быть небольшие насыпи с декоративными ступенями или определенная часть участка, которая отдана под газон. Именно такой шаг позволит визуально расширить общий вид и дать представление объемной территории.
  2. На участке должен быть центровой элемент. Это может быть беседка, альпийская горка, фонтан или мини-пруд. Не обязательно располагать данный «центр» в строгом геометрическом расположении на территории, главная задача — дать этому декоративному элементу роль фигуры или формы, которая будет выглядеть основной.

Выполнить красивый дизайн у себя на участке под силу каждому желающему. Получить необходимые знания для этого возможно и самостоятельно, главное — желание, терпение и достаточное количество свободного времени, чтобы пройти обучение.

Ваш участок выглядит непривлекательно и вызывает лишь расстроенные чувства? Создайте на нем живописную картину своими руками. Зная главные правила и основы ландшафтного дизайна, справиться с этой задачей сможет начинающий садовод-любитель. Поможем разобраться во всех элементах ландшафтного дизайна.

Вы согласитесь с тем, что любая территория, где коснулась рука дизайнера, выглядит гармонично, нет ничего лишнего, все находится на своих местах, каждая мелкая деталь становится связующим звеном всей композиции. Возникает ощущение, что художник нарисовал картину и поместил в багет определенного сада. Кажется, что повторить такое невозможно без профессиональных навыков. А все достаточно просто. Существуют простые правила, которые позволяют подойти к каждому этапу в оформлении ландшафтного дизайна даже самого маленького сада с умом.

Совет: Приступая к созданию проекта для своего участка (проект нужно сделать обязательно, чтобы в дальнейшем не отклониться от заданного курса), отбросьте желание затолкать в маленький сад большое количество ландшафтных приемов, стилей, декоров, разнообразных растений.

Вы должны четко знать какой стиль создать, какая функциональная особенность территории, сможете ли производить правильный уход за выбранными растениями. Можно смешать все, что душе угодно, но итог не будет радовать никого. Поэтому и были созданы правила ландшафтного дизайна, чтобы все выглядело гармонично, как в дикой природе.

Основы ландшафтного дизайна и правила

Мы не будем давать подробный ликбез об азах ландшафтного дела. Чтобы стать профессионалом, необходимо пройти курс обучения. Но для частного применения нашей информации будет достаточно. Весь процесс конструирования красивой картинки состоит из нескольких правил:

Единство стиля

Если дом и другие объекты построены в классическом или деревенском стиле, то и сад должен отвечать этому. Невозможно создать японский или французский дворик, если на садовом участке стоит щитовой домик. Единство должно быть во всем. При желании сделать сад в другом стилевом ключе, необходимо замаскировать неприглядные объекты, которые нарушат правило единства.

Простота дизайна

Это не значит, что все должно быть скучным. Простота подразумевает, что маленький участок не может быть перегружен сложными деталями. При первом взгляде на территорию должно возникнуть ощущение чего-то прекрасного, спокойного. Созданный образ должен умиротворять, а не будоражить мозг чувством, что у хозяина нет вкуса. Каждый объект должен нести информацию, которая соответствует основной тематике ландшафтного дизайна и сразу же угадывается. Ничего лишнего быть не должно.

Господство и подчинение (правило доминанты)

Ландшафтный дизайн садового участка можно выстроить по принципу выбора объекта, который будет главным, а все вокруг подчинится ему. Такой доминант может быть в единственном экземпляре, но возможно построение нескольких композиций в таком ключе. Например, главным будет красивый раскидистый кустарник яркого оттенка, окруженный низкорослыми однолетниками, подчеркивающими его красоту.

Выберите из большого разнообразия зелени те варианты, которые будут соответствовать этому правилу. Ландшафтный дизайн - это не только растения, но и декоративные элементы: статуи, бордюры, фонтан, пруд, дорожки, подпорные стены. Они тоже могут быть доминантными по отношению к цветам, кустам, газону.

Выберите то, что хотели бы подчеркнуть и сделать ярким акцентом, привлекающим внимание посетителей сада.

Правила геометрических форм: треугольник, круг, квадрат

Этих правил недостаточно для создания идеального ландшафта. Необходимо применить еще несколько техник, основанных на геометрических фигурах:

  • правило треугольника или золотого сечения;
  • правило круга;
  • правило квадрата.

Рассмотрим каждое правило более детально. Они помогут правильно обыграть все углы вашего садового участка, даже маленького размера.

Кажется, при чем тут сад и правила геометрии. Эти правила не имеют прямого отношения к научному понятию. Фигуры позволяют разделить садовый участок на равные зоны, в которых тоже сделать определенное разделение. Треугольник является своеобразным трафаретом для дизайнера. Здесь применяется правило золотого сечения.

Объясним более доступно: Это правило подразумевает распределение на участке предметов согласно пропорции, в которой главным является отсутствие двух одинаковых элементов. Число три является символичным для ландшафтного стиля. Но должна быть градация от большого к меньшему.

При посадке деревьев, кустарников, цветов выбирайте их разной высоты, формы, цвета. Сначала высаживаются высокие деревья, например, с округлой формой ярко-зеленого цвета, возможно, имеющих разную форму листа. Следующим рядом будут идти кустарники меньшей высоты, имеющие вытянутую форму, желтую, светло-зеленую или иную окраску листьев. Это могут быть игольчатые невысокие кусты.

Нижним рядом пойдут цветочные клумбы, которые тоже должны следовать правилу трех и посажены не в одну линию, а по принципу разностороннего треугольника. Если все элементы ландшафтного дизайна выстроить в строгие линии, идущие параллельно друг другу, что-то может потеряться на заднем плане, закроется передними растениями одной высоты. Поэтому пропорции треугольника здесь уместны как никогда, чтобы придать гармоничный вид ландшафту.

Реперные точки - точки посадки растений согласно правилу золотого сечения. Из этого правила плавно вытекает применение следующего принципа.

Правило круга в ландшафтном дизайне дачного участка

Круг - это распределение спектра цвета и света на дачном участке. Есть специальный дизайнерский круг, который показывает в какой последовательности могут сочетаться цвета, какие цвета теплые, какие холодные.

Если круг поделить пополам вертикально, то справа от оси будут теплые тона от желтого к красному, которые являются родственными и могут сочетаться в одной клумбе, но только следуя правилу трех форм, трех цветов, трех размеров.

Слева от оси идут холодные оттенки от зеленого к синему, которые тоже считаются родственными. Но правила ландшафтного дизайна не запрещают смешивание этих оттенков из разных групп. Это даже приветствуется для создания контрастных композиций, которые могут отвлечь внимание на себя от какого-то неприглядного объекта, например, грядок с овощами.

В спектральном круге представлены только цветные оттенки. Классические цвета: белый, черный, серый тоже должны присутствовать в композиции, но их роль должна быть правильно определена. Такие цвета могут освежить ландшафтный дизайн, но их излишество может сделать картину неприглядной. Умеренность, простота должны присутствовать и здесь.

Правило круга относят не только к растениям, но и другим предметам ландшафтного стиля: дорожки, бордюры, статуи, любые элементы. Можно смешивать камни и цветы в соответствии с этим правилом. Миксбордеры формируются на основе цветового круга.

Но нельзя оставить в стороне и правило квадрата. Изучим его черты.

Правило квадрата основано на четырех полюсах:

  • север;
  • запад;
  • восток.

Любое растение имеет свои особенности и характеристики по потребности в освещенности. Что-то любит солнце в большом количестве, какой-то кустарник предпочитает тень, а кому-то нужен контраст светового дня. Вот и получается, что прочертив на участке квадрат, можно понять как правильно оформить цветник, огород, хозяйственную зону и жилую. Это правило даже можно считать самым первым в списке всех рекомендаций. Его необходимо применить еще на этапе застройки жилого дома и других строительных объектов. Потому что расположив все высокие объекты на южной стороне, можно лишить весь участок необходимой освещенности.

Но если вам достался участок с уже имеющимися строениями, постарайтесь садово-огородную зону расположить максимально правильно, используя растения, пригодные для произрастания на этой территории.

Особо учитывайте правило квадрата в формировании зоны отдыха, игровой площадки. Если подразумевается создать бассейн, пруд, то вода должна хорошо прогреваться. Но прилегающая территория нуждается и в тенистом участке, где можно спрятаться от палящего солнца. Посадите высокие плодовые деревья, которые скроют вас под своей кроной.

В любом случае высокие растения должны всегда располагаться ближе к скверу, низкие - к югу, чтобы всем хватало природной заботы.

В заключение хотелось бы отметить, что в ландшафтном дизайне существует много правил, принципов, стилей. В основном они создавались для больших территорий. К маленькому дачному участку можно применять правила ландшафтного дизайна, выбрав что-то близкое вашим взглядам, средствам, габаритам сада. Пусть уютный уголок, созданный своими руками, радует глаз круглый год.

Основы ландшафтного дизайна: 3 главных правила

4.8 (95.24%) 21 голос(ов)

Похожие записи

Какие правила надо соблюдать, чтобы ваш участок не превратился в хаотичный набор не связанных или неудачно связанных между собою частей-элементов? Каковы законы, приемы и, если хотите, тайны мастерства, которыми пользуется ландшафтный дизайнер, оперируя природными материалами?

На протяжении многих веков мастера, создававшие сады и парки, придерживались законов и правил, подсказанных им природой и общих для других видов искусств. В садах сконцентрировались, слились воедино архитектура и живопись, поэзия и музыка, но законы ландшафтного построения оказались ближе всего к законам построения пространства, т.е. к законам архитектуры. Поэтому мы говорим об искусстве организации окружающего пространства средствами природного ландшафта как о ландшафтной архитектуре сада.

Естественный ландшафт формирует пять основных компонентов , тесно взаимосвязанных друг с другом: земля, вода, воздушные массы, растительность и животный мир. Мы знаем, что на земле осталось очень мало уголков, где ландшафт сохранился в своем первозданном виде, - большинство ландшафтов искусственно созданы человеком. Современные загородные усадьбы - это также ландшафт, созданный руками человека. Поэтому дачникам и садоводам, по существу, создающим новый облик пригородов, важно использовать приемы и законы ландшафтной архитектуры - ведь это законы гармонии и красоты, законы самой природы.

Изображение природы на холсте картины или на плоскости стены в интерьере - это иллюзия реального пространства. До нас дошло много картин, изображающих отдельные пейзажи или когда-то существовавшие сады и парки. Из истории известно, что были и картины-обманки, которые применялись в древних садах с целью зрительно расширить пространство сада. Декораторы расписывали стены и ограды. Таковы росписи стен "Верхового сада" в Кремле, роспись галереи Гонзаго в Павловском парке. И наоборот, на основе пейзажей, придуманных живописцами, даже фантастических, садовники создавали реальные пейзажи в парках и садах. Этим не ограничивалось взаимодействие садово-паркового искусства с живописью: в обоих искусствах действуют законы перспективы и колористики, законы композиции пространства - иллюзорного и реального.

КОМПОЗИЦИЯ

Под композицией (от лат. compositio - связь, соединение) понимается расположение различных форм в пространстве в сочетаниях, создающих гармоничное единство. Иначе говоря, размещая растения и сооружения в саду, мы должны добиться такого их соотношения, которое было бы приятно глазу, вызывало бы ощущение гармонии. Взаимосвязь пространства, плоскости и объемов выражается объемно-пространственной композицией и основана на общих закономерностях построения ландшафта малого сада.

При решении композиционных задач необходимо учитывать целый ряд свойств , которыми обладают пространственные формы. Они аналогичны свойствам, выделенным в архитектуре, также оперирующей пространственными формами. Сюда входят: геометрический вид формы, ее величина, масса, фактура, положение в пространстве, цвет и освещенность (светотень).

Соотношения форм по их свойствам представляют собой средства композиции . Важнейшими из них являются: единство и соподчиненность, пропорции, законы линейной и воздушной перспективы. Они определяют соотношения пространственных форм по положению в пространстве, величине, цвету, освещенности и т. д. Сюда же входят такие приемы, как симметрия, асимметрия, равновесие, ритм, контраст, нюанс, масштабность и т. д.

Все эти свойства и их соотношения тесно связаны между собой, и выделить среди них главные и второстепенные, а тем более разделить их практически невозможно. Они неразрывно связаны. Значение этих свойств и их соотношений в композиции определяется в каждом конкретном случае. Однако в целях изучения лучше рассмотреть их отдельно.

Соотношение форм по геометрическому строению.

Форму природных элементов можно обобщенно представить себе близкой к геометрической. Может быть линейная, плоскостная и объемная форма, в зависимости от соотношения ее измерений. В линейной преобладает одно измерение над двумя другими, предельно малыми; в плоскостной - относительно равны два измерения при подчиненно малой величине третьего; в объемной форме все измерения относительно близки по величине. Обратите внимание на характерные объемные формы крон деревьев различных пород. Их можно представить себе как тела вращения - шары, конусы, параболоиды. По сравнению с ними низкие массивы цветников выглядят как плоскости (плоскостная форма). Линейной формой, которая неизменно присутствует во многих элементах сада, можно считать дорожки, бордюры, ограждение сада.

Соотношение форм по величине.

Составляя группу из деревьев и кустарников, мы часто пользуемся контрастным соотношением их форм (высокий - низкий, большой - маленький, пирамидальныйшаровидный и т.д.). Неизбежные в малом саду прямые дорожки, связывающие разные точки сада по кратчайшим направлениям, геометрически правильные грядки сочетаются с округлыми очертаниями цветников. Желательная (из условий ухода) посадка яблонь по прямоугольной сетке уравновешивается введением живописных групп цветущих кустарников. Жесткость границ участка уживается со свободными, мягкими линиями берегов маленького бассейна. Это все примеры соотношения форм по геометрическому строению и по величине.

При оформлении небольшого сада лучше всего остановиться на какой-нибудь одной плоскостной форме, так как ощущение гармонии возникает благодаря простоте и повторяемости основного рисунка. Разнообразие достигается различной величиной формы. Так, круглую площадку для отдыха можно устроить в центре такого же круглого газона, не менее интересной может оказаться композиция площадок квадратной и прямоугольной формы.

Однако геометрические формы выполнят свою роль лишь в том случае, если они отчетливо просматриваются - в дорожках, живых изгородях, бордюрах, перголах, шпалерах, поверхности газона или пруда.

Композиция должна иметь эффектный центр. Им могут стать дерево с фигурной стрижкой, цветы в кадках или вазах, скульптура или фонтанчик. Подстриженные деревья и кустарники хороши и по углам клумб, и на концах дорожек, где они подчеркивают четкость геометрических форм.

Соотношения форм по фактуре.

Под фактурой понимается характер поверхности предметов. В ландшафтном дизайне учитывается фактура растительности - деревьев, кустарников, поверхности газона и цветников и материалов мощения, лестниц и ограждений.

Если речь идет о древесных растениях, то фактура рассматривается как составная часть, характеризующая строение кроны (вместе с силуэтом и структурой). При этом выделяют следующие типы:

  • грубая (дуб),
  • средняя (вяз, липа),
  • тонкая (ива, береза).

Соотношения форм по цвету.

Цвет является одним из важных средств художественной выразительности композиции. Следует учитывать сезонные и возрастные изменения цвета растений, общую цветовую гамму пейзажей, колорит цветников.

В весеннее, летнее и осеннее время окраска древесных растений слагается из цвета листьев, ветвей, стволов, цветков и плодов, а в зимнее, позднеосеннее и ранневесеннее время цветовой тон определяется окраской ветвей и стволов. В течение круглого года значительное место в колорите пейзажа занимают вечнозеленые растения: пихта, ель, сосна, можжевельник. В южных широтах используется широкий ассортимент вечнозеленых лиственных и хвойных.

Основным фоном для древесных и цветочных растений служат газоны, которые с апреля по сентябрь варьируют по оттенкам зеленого цвета: от теплых до холодных тонов.

Соотношения форм по положению в пространстве.

Здесь имеется в виду положение форм по отношению друг к другу и наблюдателю в трехмерном пространстве. Разнообразные формы мы размещаем в пространстве сада и получаем при этом три вида пространственной композиции: фронтальную, объемную и глубинно-пространственную.

Во фронтальной композиции, развернутой в ширину, как правило, не выражены два других измерения. Это своего рода плоскостная декорация. Объемная композиция имеет формы, ярко выраженные во всех трех измерениях. В глубинно-пространственных композициях природные формы организуются в глубокие перспективы, восприятие которых в значительной степени определяется законами линейной и воздушной перспективы - композиционных средств, присущих ландшафтной архитектуре, так же как и живописи.

ПЕРСПЕКТИВА

Перспективой называется зрительное изменение предметов по мере их удаления от наблюдателя.

Законы перспективы были открыты мастерами Возрождения, разработавшими математически точную систему построения пространства. Леонардо да Винчи писал, что теория линейной перспективы разъясняет явления видимых форм, величины и цвета в зависимости от их положения в пространстве.

Различают перспективу линейную и воздушную .

И в природе, и на картине вы замечаете, как сходятся на горизонте уходящие от вас параллельные линии. При этом все вертикальные линии остаются вертикальными, уменьшаясь по величине, - чем дальше они от наблюдателя, тем меньше. Можно заметить и то, что невысокие растения на переднем плане могут казаться выше более высоких, расположенных вдали. Этот эффект носит название линейной перспективы.

Воздушная перспектива - это изменение яркости и четкости предметов, а также их цвета по мере удаления от точки наблюдения.

Пространственные изменения цвета называют также цветовой (колоритной) перспективой.

В отличие от живописи с ее условным изображением природы в ландшафтном искусстве глубина пространства - это реальность, и использование законов перспективы (уменьшение величины предметов с их отдалением, смягчение контраста света и тени, изменение насыщенности цвета и появление голубой дымки, окутывающей задний план пейзажа) помогает созданию необходимой иллюзии углубления или, наоборот, сокращения пространства.

Перспектива включает в себя точку обзора, тот объект или объекты, которые подлежат обозрению, и промежуточное поле. Все эти три компонента должны создавать единство и обычно задумываются как одно целое. Если некоторые компоненты уже существуют и их предполагается сохранить, то другие должны быть решены в соответствии с ними. Перспектива и связанные с ней функциональные зоны сада должны быть сходны. Если перспектива проектируется как продолжение пространства или функциональной зоны, следует позаботиться о взаимосвязи их характера и масштаба. Например, перспектива, открывающаяся с террасы сельского дома, вряд ли может иметь достойное завершение в виде элемента индустриального пейзажа. Для перспективы основным принципом является то, что ее завершение оправдывает ее начало, а начало оправдывает конец.

По существу, весь мир пронизан и переплетен красивыми перспективами, перспективами внутри самих перспектив - большими и малыми. Некоторые из них имеют глубину не более вытянутой руки. Прекрасные перспективы не обязательно должны быть искусственно задуманы - их просто необходимо найти и сделать видимыми с нужного места. Очень важно соответственно оформить каждый такой вид.

Перспектива - это настойчивый направляющий магнит для глаза. Перспектива может вызывать ощущение движения или покоя. Некоторые перспективы заведомо статичны. Они предназначены для обозрения с одной определенной позиции и видны во всей своей полноте только с этой точки. Другие раскрываются с нескольких точек при движении по саду.

Перспектива обрамляется тремя плоскостями - верхней, горизонтальной и вертикальной. Вертикальные плоскости - "стены" сада - могут создаваться подстриженной листвой кустарника, рядами деревьев, или забором. Плоскость или плоскости основания - "пол сада" - могут иметь наклон, могут быть ровными или устроенными в виде террас с травяной, водной, мощеной или другой поверхностью. Верхней плоскостью - "потолком" - служит в саду небо или полог листвы раскидистых деревьев.

Чтобы зрительно увеличить глубину пространства, когда размеры сада ограничены, можно сознательно создать систему промежуточных планов из растений (их называют кулисами), которые направляют взгляд к горизонту. Для увеличения глубины пейзажа размещают группы деревьев и кустарников так, чтобы по мере удаления от зрителя их размеры сокращались.

Обратная задача - оптическое сокращение пространства - обычно возникает на крупных по площади участках и в случаях, когда садовод хочет зрительно включить окружающий ландшафт в пространство своего участка. Для этого увеличивают количество кулис и последовательно расширяют обзор, раздвигая их в стороны.

Забор, особенно высокий и глухой, от которого на какое-то время вряд ли можно будет отказаться - серьезное препятствие к установлению прямого контакта между вашим садом и окружающей природой. Его можно замаскировать растениями.

Убрав или просто скрыв заметную ограду, мы добавим мы очарования саду. Эффекты воздушной перспективы строятся на законах восприятия цвета и эмоционального воздействия его па человека.

ЦВЕТ

В природе бесконечно и постоянно сменяется окраска растений, в общем колорите сада участвует и цвет поверхности земли: черный пар или газон, мощение дорожек и площадок, цвет неба. в том числе и отраженного в воде. И, конечно, цвет дома, сарая, садовой мебели.

Очень важно, чтобы в саду не создавалось впечатление излишней пестроты, хаоса красок.

Эмоционально цветовые сочетания воспринимаются в различных соотношениях. И строятся они по правилам цветовой гармонии - либо на основе контраста, либо как сочетание оттенков одного цвета.

Цвет воспринимается человеком разносторонне - не одним зрением, а с участием всех чувств, включая слух, осязание, обоняние и даже вкус. По степени возбуждения и характеру эмоционального воздействия цвета расположены в том же порядке, в каком они следуют в цветовом спектре. Соответственно они разделяются на теплые, или активные (красный, оранжевый, желтый), которые действуют возбуждающе, и холодные (синий, голубой, фиолетовый), которые действуют успокаивающе. Зеленый находится в середине спектра - это "цвет физического равновесия". Эмоциональная реакция на цвет обусловила появление определенных ассоциаций, а вместе с ними - символики цвета.

Р. Хен в книге "Азбука цветов" приводит следующие данные реакции человека на цвета и их символику, установленную на основании обобщения ряда научных наблюдений:

  • желтый цвет вызывает ощущение тепла, света, солнца, живости, веселья и легкости: зеленовато-желтый цвет действует как что-то слегка ядовитое, сернистое, жесткое (символика: жизнь, свет, радость, роскошь, брак, уважение к старости; ярко-желтый - зависть, своеволие, ненависть. лживость);
  • оранжевый - теплый, праздничный, прелестный, полный жизни, вызывающий радость, сильно действующий (символика: тепло, радость, солнце, власть, тщеславие);
  • красный - наиболее действенный и активный цвет, который трудно подавить другими; светлые оттенки красного действуют возбуждающе, наступательно, темные - серьезно, солидно (символика: жизнь, кровь, любовь, страсть, революция, огонь, праздничность);
  • фиолетовый - светлый, но также и мрачный, торжественно-роскошный, служит для связи других красок, при большой поверхности может оказывать негативное действие (символика: величие, достоинство, роскошь, великолепие, дружба);
  • синий - тихий, тяжелый, строгий, отдаляющий, холодный, но полный энергии; голубые тона действуют как ясные, чистые, почти оживленные (символика: бесконечность, даль, тоска, верность, доверие);
  • зеленый - связующий, успокаивающий, мирный, пассивный; светло-зеленый - оживленный, веселый; темно-зеленый - холодный, сдержанный, отступает на второй план рядом с желтым, оранжевым и красным, но оттеняет синий (символика: надежда, покой, мир, плодородие);
  • белый - нейтральный, сильно контрастирует со всеми темными окрасками, в пестрые сочетания вносит свет и оживление, увеличивает объемность (символика: невинность, целомудрие, чистота);
  • черный - нейтральный, уменьшает объемность, в качестве фона усиливает действие желтого и красного цветов (символика: траур, скорбь, серьезная торжественность).

Физиологическое, или терапевтическое, воздействие цветов (цветотерапия) привлекало и привлекает внимание ученых. В санаториях отдельные участки сада оформляют в серебристо-синих тонах, организуют так называемые "голубые сады", действующие успокаивающе на нервную систему человека. К примеру, с этой целью могут быть использованы такие растения, как ель колючая (форма голубая), ива белая, лох узколистный и серебристый, сцилла, мускари, незабудка, лобелия, василек, нигелла и многие другие растения.

Средневековые врачи, веря в магическую силу некоторых цветов, пытались лечить цветотерапией многие болезни. Такие методы частично сохранились и в наши дни. Французские психиатры лечат больных шизофренией, помещая их в комнаты со стенами, окрашенными в специально подобранные тона.

Более эффективной в наши дни признана пейзажетерапия - лечение серьезных нервных и психических заболеваний на природе с использованием специально созданных ландшафтными архитекторами и дизайнерами пейзажей - спокойных, грустных, веселых, создающих ощущение защищенности или, напротив, свободы, простора. При движении по такому саду происходит не только смена настроения и эмоций, медицинские датчики фиксируют положительные физиологические реакции организма: снижение кровяного давления, улучшение состава крови и др.

Все эти факты говорят о том, что разные цвета по-разному влияют на организм человека, и показывают, насколько велики возможности ландшафтного дизайна.

Все цвета разделяются на хроматические и ахроматические .

Хроматические цвета - это цвет спектра: красный, оранжевый, желтый, голубой, фиолетовый, пурпурный, синий, зеленый (резких цветовых градаций в спектре нет, и указанные цвета выделены условно).

Ахроматические - белый, черный и все оттенки серого. Они характеризуются лишь светлотой или ощущением яркости, которая определяется в процентах от яркости белого цвета.

Белый цвет, как контраст со всеми темными оттенками, вносит свет и оживление, создает эффект объемности в растительных композициях. Черный цвет, напротив, уменьшает объемность и усиливав действие теплых тонов - желтого и красного.

Цвет характеризуют три компонента: цветовой тон , насыщенность (чистота) цвета, светлота (яркость).

Насыщенность (чистота) зависит от степени "разбавления" спектрального цвета белым. Светлота (яркость) - это степень отличия этого цвета от ахроматического (белого), равного ему по светлоте.

В природе мы никогда не увидим чистых, насыщенных тонов. Есть, конечно, виды растений с насыщенным цветом, но чаще - с вялым, размытым.

Усилить ощущение насыщенности бледно-красного цвета растения можно, например, разместив его рядом с зеленым; желтого - включив в композицию фиолетовый. Методом подбора цветовых компонентов можно снизить насыщенность какого-либо цвета, разместив, например, рядом с ярко-синим растением красное. При сочетании нескольких цветов ощущение насыщенности каждого из них тоже уменьшается, тем больше, чем ближе цвета располагаются в цветовом круге. Любопытно, что все светлые тона кажутся легкими, все темные - тяжелыми. Насыщенный желтый цвет как бы приподнимает, он стремится вверх; особенно ощутимо это на темном фоне. Голубой цвет воспринимается тоже как легкий, парящий.

В специальных учебниках по цветоведению есть таблицы восприятия цветного рисунка на фоне, окрашенном в другой цвет. Это пример одновременного цветового контраста, который также учитывается в ландшафтном проектировании, особенно при составлении цветников.

Все теплые тона при дневном освещении производят впечатление близких. Это цвета переднего плана, зрительно приближающиеся к нам. Холодные цвета, напротив, отдаляются, их используют для передачи глубины пространства. Чистые и сочные тона в отдалении стушевываются в голубой дымке. Синие и голубые тона при этом не изменяют своего цвета, они даже несколько сгущаются при удалении.

На этом и основан прием размещения на дальнем плане холодных, сине-голубых оттенков. Такой же эффект удаления создаст размещение на заднем плане темнолиственных пород, синих и голубых пятен цветников.

Вообще цветовая палитра сада насчитывает около 130 оттенков. Общий же колорит пейзажей меняется не три раза в году, как считают многие, а не менее девяти раз:

  • 1-я фаза-ранняя весна (мартначало апреля), общий колорит парка серовато-черный;
  • 2-я фаза - весна (апрельначало мая), преобладают пурпурные, желто-зеленые тона слабой насыщенности и светлоты;
  • 3-я фаза - конец весны (май - начало июня), растения окрашиваются в нежные (средней светлоты) зеленые тона;
  • 4-я фаза - начало лета (июнь - июль), преобладают насыщенные зеленые тона;
  • 5-я фаза - конец и вторая половина лета (июль - август), характеризуется темно-зеленым колоритом;
  • 6-я фаза - осень (сентябрь - октябрь), преобладают желтые, красные тона разной насыщенности;
  • 7-я фаза - поздняя осень (ноябрь - декабрь), в это время насаждения имеют серовато-бурый (слабонасыщенный желтый колорит);
  • 8-я фаза - начало зимы (декабрь - январь) - слабонасыщенные, сине-фиолетовые, серые тона;
  • 9-я фаза - вторая половина зимы (февраль - март) с темно-серым колоритом.

С ранней весны до поздней осени вы можете наблюдать нюансную, па первый взгляд малозаметную среду общего колорита сада.

В весеннее, летнее и осеннее время окраска древесных растений слагается из цвета листьев, ветвей, ствола, цветков и плодов, а в зимнее, позднеосеннее и раннеосеннее время цветовой гон определяется окраской ветвей и стволов.

В создании колористики малого сада одинаково важны и общий подход к цвету, и продуманность, отточенность в деталях. Что имеется в виду? Важно помнить, что в общий колорит сада входит и окраска стен дома, ограждения сада, цвет мощения дорожек и площадок, садовой мебели. Красный кирпич, теплые тона деревянных конструкций, серые оттенки бетона - все эти цвета занимают в саду должное место.

Мы уже говорили о динамике в окраске растений. Не так просто учесть этот фактор относительно статичной окраски сооружений и мощения, но, выбирая цвет здания (или учитывая существующий), старайтесь "включиться" в цветовую гамму сада. Выбирайте цвета и оттенки, любимые вами, ласкающие ваш взгляд, и помните, что любой новый цвет, внесенный в колорит сада, изменяется в зависимости от окраски фона.

Важно научиться оценивать цвет предмета по отношению к цвету окружения и к общему фону. Это даст возможность построить композицию так, чтобы фон не оказывал отрицательного, раздражающего воздействия.

Нужно также учитывать, что в сумерках соотношения цветов меняются. Синий и зеленый цвета производят впечатление светлых, находящихся на переднем плане; красный и желтый - более отдаленных и глубоких. Заметим, что во многом эти эффекты зависят еще от загрязнения воздуха и насыщенности его водяными парами.

Сильнее всего "работают" цветовые контрасты. Например, при общем темном колорите здания растения подбирайте светлые, с желто-зелеными или серебристо-серыми оттенками листвы. Хорошим контрастом в данном случае будет и серый цвет мощения из бетона.

На фоне белого здания (штукатурка, неокрашенное дерево) эффектно смотрятся растения, имеющие темную листву, поглощающую часть отраженного света. Рядом с таким домом можно посадить барбарис, разбить цветник из красных цветов розы флорибунда, "выстелить ковер" из темно-зеленой стелющейся листвы барвинка. Около светлого здания должно быть темное, насыщенное по цвету мощение.

Если ваш дом построен из кирпича (теплые оттенки - красный, терракотовый), используйте холодные и нейтральные тона растений: сине-зеленый можжевельник, магонию с ее серо-зеленой листвой, сизо-серебристый лох.

Важна и окраска стен комнат домика, особенно откуда вы будете наблюдать свой сад. Садовый дизайн должен гармонировать с дизайном интерьера. Цветовой фон может дать и повторение общего тона зеленой окраски стен комнаты, и введение ярких контрастов.

Например, цвет обивки мебели может повторить гамму цветущих в саду растений. Так, серовато-зеленые оттенки листвы лоха или дерна пестролистного могут повториться в интерьере, в общем тоне обоев, но при этом нужно будет ввести цветовые акценты - яркие подушки на диване, занавески. Фиолетовой гамме обивки мебели в комнате будут вторить переливы цветущих флоксов; желтизне занавесок - отвечать золотистый всплеск цветков форзиции за окном.

Цвета ограды сада, покрытия дорожек и площадок должны включаться в общую цветовую гамму сада, а не разбивать ее, как это часто случается.

Представим себе, например, каким может быть цветовое соотношение дома и растений в случае, когда садовый домик, занимающий относительно большой объем и площадь сада, построен из дерева и окрашен в темные тона (коричневого цвета с белыми деталями - окна, двери, карниз) и имеет темно-коричневую крышу. На фоне стены эффектно будут выделяться светлая кора и зеленая листва небольшой группы берез. Дорожку к дому можно выложить из кирпича - ее подчеркнет рабатка из ромашек. Оформление дома завершит группа из нескольких кустов чубушника золотистолистного с его пахучими белыми цветами и постоянной нежно-желтой окраской листвы.

Совсем другим будет решение для садового домика, выполненного из силикатного кирпича или имеющего оштукатуренные белые стены. У входа можно посадить дерево с темной листвой - это может быть вишня или яблоня (в том числе красиво цветущая розовыми махровыми цветками яблоня Недзвецкого). Мощение из светлых бетонных плит станет фоном для низкой живой изгороди из стриженого кизильника блестящего с его темной листвой, которой вы подчеркнете цоколь здания. В тени кизильник примет на себя отраженный свет от стен. Кусочек газона перед домом может быть заменен прекрасным почвопокровным растением - барвинком. Его темная вечнозеленая листва ранней весной бывает украшена многочисленными розовыми или голубыми цветками. Можно посадить здесь можжевельник с темной хвоей либо куст парковых роз с нежно-карминной окраской цветков.

Китайская теория объемного цветового решения несколько отличается от привычной нам европейской. Согласно этой теории, человек так привык к цветовому решению природы, что питает отвращение к любому нарушению установленного порядка. Из этого следует, что при выборе цвета для любого архитектурного сооружения плоскость основания должна быть выдержана в тонах земли - в оттенках глины, камней, гравия, песка, лесного гумуса и мха. Синие и сине-зеленые тона воды, напоминающие ее изменчивую поверхность, применяются на плоскости основания или дорожек редко и только в тех местах, где проход нежелателен. Конструктивным элементам стен и крыши сообщаются цвета ствола и ветвей дерева - черный, коричневый, темно-серый, красный и охристый. Поверхности стен в глубине заимствуют свои оттенок от чащи бамбука, свисающих плетей глициний, струящегося солнечного света, сосновых сучьев и сплетающихся ветвей клена. Цвета потолка должны напоминать воздушность неба и меняться от глубокой лазурной синевы или водянисто-зеленого цвета до туманных облачно-белесых или мягких серых тонов.

Есть система, устанавливающая для любого сооружения один основной цвет. Все остальные цвета по отношению к основному будут его "сучьями, ветвями, листьями, цветами и плодами". При такой схеме можно ощутить связную органичную систему цвета, наподобие той, которой обладает дерево, горная местность, долина реки или любой элемент или объект природы.

В практике современного ландшафтного дизайна используют три основных правила цветовой гармонии , которые помогут вам составить композиции из растений:

  • любой цвет на фоне контрастного воспринимается более насыщенным, сочетание контрастных цветов позволяет повысить общую насыщенность рисунков;
  • при сочетании некоторых цветов уменьшается ощущение их насыщенности, причем тем больше, чем ближе цвета располагаются в цветовом круге;
  • контраст тем сильнее, чем больше различия в светлоте и насыщенности.

Контрасты могут быть цветовыми (сочетание разных тонов при равных яркостях) и яркостными (сочетание различных яркостей, равных по цветности).

Цвета, лежащие на диаметрально противоположных концах цветового круга, являются контрастными (синий - оранжевый, желтый - фиолетовый, голубой - красный, зеленый - пурпурный).

Вообще же цветовой контраст - это преувеличение фактической разницы между одновременными ощущениями. Одновременным контрастом широко пользуются на практике для усиления кажущейся насыщенности цветов, помещая их по соседству с контрастными.

Контрастные сочетания можно получить при увеличении числа дополнительных цветов, вводя на соответствующие места круга зелено-голубой и желто-зеленый.

Контрастировать с ними будут соответственно красный и фиолетовый.

К гармоничным (приятным глазу) цветовым сочетаниям относятся не только контрастные (красный и зеленый, оранжевый и синий, желтый и фиолетовый), но и нюансные сочетания, различаемые по светлоте в пределах одного определенного цвета (бледно-розовый - розовый - ярко-красный).

Если на хроматическом фоне поместить хроматический рисунок, то цвет рисунка как бы суммируется с контрастным фону цветом и воспринимается уже как новый.

Например, на красном фоне оранжевый цвет выглядит как желтый, желтый - зеленеет, а зеленый заметно голубеет. На ярко-зеленом фоне красный и синие цвета приобретают фиолетовый оттенок, желтый становится ближе к оранжевому.

Помимо гармоничных цветовых сочетаний существуют и дисгармоничные (негармоничные).

Негармоничные сочетания, например, красный и фиолетовый, синий и зеленый, красный и оранжевый, необходимо нейтрализовать ахроматическими цветами. Для этого на границе сочетания цветов вводят белый, серый, серебристый, редко - черный.

Тогда нужно начинать с изучения главных понятий и правил, как и в любом другом деле. В этом вам на помощь придут квалифицированные книги, видео-уроки или специализированные курсы. Образовательная база в наше время значительно расширяется благодаря сети Интернет, поэтому источников для изучения основ ландшафтного дизайна у вас великое множество. Осваивать азы ландшафтного дизайна увлекательно, так как это, в первую очередь, искусство.

Итак, вы решились заниматься планированием дизайна приусадебного участка лично. Начать необходимо с основных понятий и принципов, которые используются в сфере дизайна ландшафта. Этот факт касается изучения любой профессии. Вы сначала знакомитесь с собранной до вас копилкой знаний и навыков. А после уже можете генерировать собственные идеи для воплощения основных принципов.

Также вы должны понимать, что есть незыблемые правила ландшафтного дизайна, обусловленные конкретными факторами, которые от вас не зависят.

  • Например, это может быть сочетание определенных растений на одной территории.
  • Или же это могут быть основные компоненты определенного стиля ландшафтного дизайна. Например, французский регулярный сад должен отличаться от других вариантов своими четкими геометрическими линиями.


Декор сада

В дизайне обязательными условиями являются фантазия и креативное мышление. К примеру, вы решили создать уютный сад с беседкой у небольшого пруда. Но территория для реализации задумки небольшая. Тут вам не помощь приходит ваша фантазия. Соединив ее с полученными знаниями о принципах ландшафтного дизайна маленького сада, вы сможете выгодно расположить все объекты вашей композиции.

С навыками и умениями, которые необходимы для изучения основ дизайна ландшафта, мы разобрались. Теперь необходимо разобраться с информативной базой обучения. Тут на помощь нам приходит сеть Интернет, в которой вы можете найти массу полезных видео. Вот, к примеру, обучающий видео-фильм по основам ландшафтного дизайна:

Способ обучения искусству дизайна территории вы можете выбрать наиболее оптимальный для вас. Кому больше нравится почитать иллюстрированные книги, а кому воочию понаблюдать за работой профессионалов. Именно в последнем случае вам и помогут видео-ролики по данной теме в сети Интернет.

Обзор принципов ландшафтного дизайна

Главной задачей дизайнера ландшафта является соблюдение целостности и гармонии сада. В решении данной задачи вам поможет принцип повторения и последовательного размещения элементов дизайна территории. Цепочка для размещения может быть примерно такой:

  • растения,
  • группы растений,
  • элементы декора.


Изящная садовая мебель — бабочка

Дизайнерская целостность обеспечивается соблюдением характеристик элементов в композиции:

  • рост,
  • размер,
  • текстура,
  • цвет.

Например, рассмотрим вариант использования в дизайне ландшафта валунов. Естественно, некрасивым выйдет сочетание красного квадратного валуна с валуном белой округлой формы. Единство композиции будет, несомненно, нарушено при использовании таких различных материалов. Это наглядный пример целостности в дизайне ландшафта, который распространяется и на другие группы компонентов оформления.

Чтобы избежать возникновения подобных ситуаций, специалисты рекомендуют создавать темы, в которых будут соблюдаться принципы гармонии. Хорошим примером такого подхода является использование специального декора в оформлении сада. К примеру, допустим, что вы хотите создать тему с бабочками, тогда для этого вы можете добавить в оформление сада растения, которые бабочкам по нраву. Идеальным вариантом в такой теме могут быть статуи, украшения, которые связаны с образом бабочки, как, например, на фото.

Для достижения гармонии важно выбрать несколько оттенков цвета как основные в оформлении ландшафтного дизайна. Рассмотрим влияние использования цветовой гаммы на исходный дизайн сада.

  • Если вы предпочитаете в дизайне уют и тепло, тогда лучше использовать яркие цвета и оттенки красного, желтого и оранжевого.
  • Чтобы визуально удалить от себя объект, можно воспользоваться особенностями прохладных цветов: голубого и синего.
  • В качестве фоновой основы для размещения ярких красок хорошо послужат черный, белый или серый цвет.
  • С помощью цвета вы можете акцентировать внимание на конкретной детали вашего сада. Яркие краски, расположенные среди холодного оттенка цветов, несомненно, привлекут внимание взгляда.

Переход в дизайне крайне важен, поскольку позволяет избежать резких перепадов и изменений в ландшафте.

Элементы дизайнерского решения могут располагаться в виде нисходящего и восходящего полотна. Такое размещение различных по характеристикам (форме, цвету, размеру, текстуре) элементов должно быть в близости их друг от друга.

Дизайнеры часто используют переходы как способ создания иллюзий в оформлении садов. Например, при переходе вы можете получить яркое ощущение глубины, если разместите сначала высокие растение, а за ними – те, что пониже. Для получения обратного эффекта необходимо поменять расстановку растений. Видео и статьи на эту тему вы найдете на нашем сайте и на фото.


Профессионалы ландшафтного дизайна советуют привлекать внимание к деталям оформления. Часто дизайнеры любят использовать оптические приемы, например, особенности перспективы или отражения. Специалист направляет взгляд на красивую деталь с помощью созданных заранее композиционных линий. Основное требование к таким деталям – они должны соблюдать принципы конкретного стиля сада. Чтобы создать композиционную линию, можно направить взгляд зрителя с помощью садовых дорожек, которые ведут по направлению к такой важной детали. Такие дорожки с бордюром называются композиционной осью.

Изучить основы ландшафтного дизайна вам поможет масса способов. От вас нужно только желание и фантазия. И вы сами сможете создавать уникальные по красоте парки и сады. Для вдохновения можете посмотреть данное видео.

При оформлении участка земли нужно опираться на фундаментальные законы природы. Общепринятые правила гласят, что, для того чтобы участок выглядел гармонично, требуется использовать четыре составляющих:

Земля;
- фауна;
- флора;
- климат.

Для планирования ландшафтного дизайна необходимо знать, композиция или построение. Под этим термином понимается согласованное сочетание форм на рассматриваемом участке, то есть необходимо сделать так, чтобы на сад было приятно смотреть. Размышляя над оформлением композиции, нужно учитывать свойства формы:

Цвет;
- фактуру;
- цветотень;
- расположение;
- величину и геометрию.

К средствам композиции относятся:

Масштабность;
- симметричность и асимметричность;
- полярность;
- законы воздушной и линейной перспективы;
- пропорция.

Перспектива – это визуальное понимание объектов, которое напрямую зависит от точки .

Воздушная перспектива – яркость цвета и резкость форм.

Линейная перспектива – пересечение горизонтальных линий, с сопутствующим уменьшением вертикали по величине.

Цветовое решение

Важно понимание цвета. В связи с изменением погодных условий меняется и окраска растений. Сочетание цвета неба и построек, фактуры тропинок и газонного покрытия.

К теплым цветам относятся все оттенки красного, к холодным – синий, голубой и фиолетовый. Цвет физического равновесия – зеленый. Цвет имеет сильное влияние на эмоциональное состояние человека, так что использование холодных тонов успокаивает, а горячих – побуждает к действию.

Пейзаж

Пейзаж тоже играет не последнюю роль в формировании настроения, также грамотно составленный пейзаж может излечить нервные расстройства.

Садовая гамма цветов содержит 130 оттенков, а пейзаж претерпевает 9 фаз изменений.

Приемы, используемые в ландшафтном проектировании:

Контраст и нюанс. Контраст – это формирование композиций разных размеров, форм и цветов. Нюанс – это практически незаметный переход от подобных друг другу пространств и тонов.

Пейзажные картины. Главная суть этого приема заключается в создании нескольких простых равноценных картин, которые связаны между собой общим замыслом.

Ритм – это прием, который подразумевает повторение отдельных элементов и расстояний.

Симметрия и асимметрия. Использование равенства расстояний и геометрических размеров приводит к симметрии, а неодинаковость форм – к асимметрии.

К большому сожалению, не каждому удается оформить свой садовый участок так, как ему хочется, даже опираясь на основные законы и проектирование ландшафтного дизайна. Для создания микропейзажа требуется опираться на опыт предшественников.

Связанная статья

Летний сад радует взгляд буйством красок и форм, но с наступлением холодов картина меняется. При этом владельцам хочется, чтобы пейзаж вокруг дома радовал глаз круглогодично. Выход есть – при планировке сада нужно учитывать особенности ландшафта и то, как они будут выглядеть в разные времена года.

Зимний сад в ландшафтном дизайне: особенности планировки

Ландшафтные дизайнеры знают – территория, покрытая снегом, как бы сжимается, уменьшается в размерах. Визуально увеличить сад и сделать его более гармоничным поможет свободное пространство – небольшая поляна в виднее круга, овала, квадрата. В летнее время площадку засаживают травой, зимой газон полностью покрывает снег. Не стоит высаживать на нем кусты и деревья. Если хочется цветового разнообразия, лучше использовать переносные кашпо, которые на зиму убирают.

При планировке сада нужно учесть не только внешний вид, но и особенности ухода. Малые архитектурные формы и светильники, установленные вдоль дорожек, не должны мешать складированию снега. Важно продумать, куда будут падать сосульки с крыш, какая плитка без проблем выдержит чистку от наледи. Слишком пышные кроны деревьев могут пострадать после обильных снегопадов, поэтому перед началом зимнего сезона придется озаботиться формированием и обрезкой раскидистых веток.

Мостить дорожки нужно кирпичом или плиткой с шершавой поверхностью. Такой материал хорошо переносит морозы и оттепели, не трескается и не становится слишком скользким. Идеальная ширина дорожек – 75-100 см. Это позволит чистить проход от снега как вручную, так и с помощью специальных машин. Снег обычно складируется рядом, в виде аккуратного бордюра. Но если дорожки окаймлены живой изгородью, придется сразу же вывозить снег за пределы территории.

Важно организовать пространство так, чтобы получался красивый вид из каждого окна. Растения, которые нуждаются в укрытии и выглядят не слишком презентабельно, лучше располагать на заднем плане.

Сад зимой: интересные идеи для оформления

Не стоит перегружать пейзаж красками. На белом фоне достаточно нескольких ярких пятен. Особенно эффектно смотрятся разные оттенки зелени. Они декоративны в любое время года и служат хорошим фоном для цветущих растений. Зимой же карликовые и обычные ели, сосны, можжевельники и другие растения берут на себя солирующую роль.

Ровное пространство необходимо оживлять крупными эффектными деталями. Например, основным элементом зимней композиции может стать единственное дерево с кроной красивой формы. При посадке живых изгородей нужно учесть, что многие культуры, вырастая, оголяются снизу. Высаживая сирень, бересклет, боярышник или бузину, нужно запланировать место для молодой поросли, которую придется посадить через 2-3 года.

Многое зависит и от степени освещенности участка. Если он большую часть дня находится в тени, стоит сделать выбор в пользу кизильника, магонии падуболистной, снежноягодника, бересклета. На солнечных участках можно высаживать разные виды смородины, барбариса, шиповника. Дизайнеры не рекомендуют увлекаться хвойниками – под снегом они смотрятся эффектно, но поздней осенью могут создавать мрачное настроение. Идеальная пропорция – одна треть хвойных растений разных видов.

Украшением сада станут растения, максимально долго сохраняющие плоды и листву. Даже под снегом не опадают листья у некоторых сортов сирени или айвы японской. Эффектно смотрится и присыпанная снегом рябина, калина или барбарис. Ярко-красные ягоды разнообразят монотонный белый пейзаж и создают позитивное настроение.